храм усыпальница юсуповых архангельское
Храм-усыпальница («Колоннада»)
Храм-усыпальница князей Юсуповых. Архитектор Р.И. Клейн. 1909-1916 гг
Неоклассицизм Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм «очищенной» архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения замысла храма-усыпальницы в Архангельском.
Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев.
Рельефы барабана Верхнего храма. По эскизу Г.Б.Бархина
Драматически насыщенное цветовое решение интерьера контрастирует со сдержанно-монохромным внешним обликом постройки. Сочетание синего и белого с сияющим золотом в декоре Верхней церкви поражает пышностью, религиозные мотивы вплетаются в узор растительного орнамента. Нижняя церковь отличается ювелирной выверенностью пропорций, строгой симметрией и ясной логикой в организации пространства, лишенного яркого живописного декора.
Купол Верхнего храма
Храм усыпальница юсуповых архангельское
Продажа билетов временно недоступна.
Просим извинить за доставленные неудобства.
Колоннада (Храм-усыпальница)
В конце XIX – начале ХХ века последняя владелица Архангельского княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) часто приезжала в усадьбу вместе с супругом графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном – старшим (1856–1928), после женитьбы также получившим право на титул князя Юсупова, и сыновьями Николаем (1883–1908) и Феликсом-младшим (1887–1967).
Рядом с храмом Архангела Михаила погребена сестра Зинаиды Николаевны Татьяна, умершая в 1888 году. Когда в 1908 году на дуэли погиб старший сын княгини Зинаиды Юсуповой Николай, его похоронили там же. В память об этом трагическом событии Юсуповы решили воздвигнуть в Архангельском новый храм-усыпальницу во имя святителя Николая Чудотворца. Замысел не был полностью воплощен, однако это величественное сооружение, известное также под названием «Колоннада», стало важной и неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы.
Для создания храма-усыпальницы был приглашен видный русский архитектор Р.И. Клейн (1858–1924). Мастер исторических стилей, Клейн в своих московских постройках виртуозно использовал архитектурные образы далеких эпох. Так, например, универсальный магазин Мюра и Мерилиза (ныне – здание ЦУМа) был им решен в ключе неоготики, Средние торговые ряды на Красной площади – в русском стиле, Бородинский мост – в духе неоклассицизма, основанного на мотивах ампира. Неоклассицизм с отзвуками античного искусства особенно выразительно применен архитектором в проекте Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Р.И.Клейн. Проект храма-усыпальницы в Архангельском. Продольный разрез. Бумага, тушь, акварель, гуашь. ГНИМА им.А.В.Щусева. Воплощённая постройка отличается от предварительных проектов: создан ещё один подземный ярус здания, интерьеры декорированы иначе.
Р.И.Клейн. Храм-усыпальница в Архангельском. 1900-е годы. Бумага, карандаш,акварель. ГМУА. Архитектор изобразил задуманную им постройку с воображаемой высокой точки. На рисунке показан неосуществлённый мост, ведущий в центральную часть усадьбы. Вдали на востоке виден храм в Рублёве на высоком берегу Москвы-реки.
Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет.
Храм-усыпальница является композиционной доминантой значительной территории в восточной части усадьбы. Облик здания изменил и функцию этой территории: ее хозяйственное значение в этот период отошло на второй план, и храм-усыпальница на месте прежнего Житного двора стал олицетворением отвлеченной красоты и отрешенности от суеты. Первоначальный проект Клейна, осуществленный не до конца, предусматривал возможность движения по оси, ведущей от портика храма-усыпальницы по новому мосту через овраг к Большому партеру. Эта ось, пролегающая с востока на запад вплоть до Театра Гонзаги и расположенных за ним рукотворных парковых рощ, связывала в единую перспективу все части усадебного ансамбля, пересекая и дополняя центральную ось архитектурной композиции, на которую, от въезда в усадьбу до берега реки, по направлению с севера на юг, «нанизаны» Большой дворец и регулярный парк.
Здание завершено куполом на барабане с восемью круглыми люкарнами и барельефным фризом: фигуры гениев с гаснущими факелами в руках соседствуют с изображениями декоративных ваз и побегов аканта. Скульптурный декор, ныне, к сожалению, утраченный, имел и вход в усыпальницу в нижней части западного фасада под парадной лестницей: это были барельефные изображения коленопреклоненных ангелов и герб над дверью.
Храм-усыпальница («Колоннада»).
Фрагмент росписи притвора. Художник И.И.Нивинский (при участии А.М.Корина)
Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Купол.
Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Свод алтарной апсиды.
Внутреннее пространство решено в трех уровнях. Верхнее просторное и высокое помещение, в которое можно попасть через портик, именуется в проекте «Церковью». Богато украшенный интерьер с алтарной частью предназначался для проведения богослужений. Под ним находится подобие часовни, обозначенное как «Усыпальница», без амвона и алтарной апсиды: здесь можно было служить молебны. Еще ниже помещен «Склеп», задуманный как погребальная камера.
Храм-усыпальница («Колоннада»). Терраса с балюстрадами и лестницами – по проекту архитектора А.Н.Кёльха.
Храм-усыпальница («Колоннада»). Общий вид.
Завершающие работы по созданию храма-усыпальницы были прерваны Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. Однако как архитектурное сооружение он неотделим от ансамбля усадьбы Архангельское, а как воплощение художественных вкусов Юсуповых – от истории этой замечательной семьи, внесшей большой вклад в русскую культуру. Памятник, сохраненный в составе музея-усадьбы «Архангельское», с 1960-х годов обрел новую жизнь как выразительное экспозиционное пространство, а с 1998 года и как концертный зал, привлекающий сочетанием уникальной акустики и неповторимой красоты интерьеров. За последние 20 лет в рамках усадебных музыкальных сезонов в «Колоннаде» выступали российские и зарубежные исполнители классической музыки – солисты и камерные ансамбли, оперные артисты и хоровые коллективы, звучала музыка разных эпох от Ренессанса до наших дней.
В феврале 2019 года после проведения реставрационных работ, приуроченных к 100- летию музея-усадьбы, «Колоннада» вновь открылась как концертная площадка.
Храм-усыпальница Колоннада
Последнее из сооружений усадьбы Архангельское, храм-усыпальница Колоннада, по прямому назначению не использовалось. Из-за начавшейся Первой мировой войны, последовавших позднее революций прах захоронений возле храма Архангела Михаила там и остался, перенос в мавзолей не был осуществлен. Творение архитектора Клейна, автора проекта Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина), стало центральным элементом ландшафта восточной части усадьбы.
Начиная со второй половины XVIII века, в зодчестве стало популярным эклектическое направление, то есть возврат к ранее осуществленным идеям и проектам. Специалисты считают, что храм-усыпальница Колоннада имел предшественником Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сходство общего замысла этих строений очевидно, различия между ними также хорошо заметны.
Питерский храм Воронихина на столетие старше, конструктивно он выглядит более цельным и единым. Храм-усыпальница Колоннада выглядит как неплотное соединение полукруглых галерей с центральным строением, но только до более подробного рассмотрения. Оба эти сооружения похожи на план гигантского телескопа, собирающего внимание публики к центру.
Храм-усыпальница Колоннада как шедевр зодчества
Боковые крылья строения в виде крытых галерей расходятся от центра, откуда только и можно войти на подиумы между колоннами. Трехсторонние портики по краям не оборудованы лестницами, только замыкают архитектурный объем. Колонны использованы простейшего устройства, без пышных декоративных элементов.
Крайние колонны, поддерживающие портики фасадов галерей, выбраны квадратного сечения, все остальные – круглые. Отсутствуют какие-либо ограждения между стволами колонн, что создает впечатление открытого пространства для прогуливающихся. Никуда, кроме как в храм-усыпальницу Колоннада, отсюда пройти невозможно.
Центральная храмовая часть значительно выдается на запад от общей линии фронта сооружения. Особенностью планировочного решения стало расположение апсиды не с восточной стороны храма, а ровно наоборот. Впрочем, такое встречается не столь уж редко и в православии, и в католических церквях и соборах.
Храм-усыпальница Колоннада выполнен как строение в трех уровнях, верхним ярусом была собственно церковь. Ниже оборудована часовня, как это было принято в семейных святилищах, уже без алтарной части. Подземный мавзолей располагался традиционно для подобных склепов, однако было ли завершено его оборудование, данных нет.
Главный фасад сооружения выполнен с использованием иных архитектурных элементов, нежели боковые колоннады галерей. Капители колонн коринфского ордера украшены растительными орнаментами, их стволы снабжены продольными желобками (каннелюрами). Портик и фронтон украшены скромнее, зато барабан главного купола сохранил скульптурную лепку Бархина.
Общая планировка всей территории, центром которой предстает храм-усыпальница Колоннада, наиболее зримо предстает на высотной фотографии. Налицо композиционное единство травяных газонов и пешеходных дорожек со строениями, лестницами и балюстрадами. Все проходы приводят к центральному храму, где предполагалось захоронение почивших ранее членов семейства Юсуповых, владевших усадьбой с 1810 года.
Современное использование Колоннады
Подобно многим декоративным и вспомогательным сооружениям бывших усадеб, ставших музеями-заповедниками, храм-усыпальница Колоннада используется в выставочных целях. В этом она схожа с ранее описанной Каменной кладовой над оврагом в музее-усадьбе Архангельское. Поскольку актуальность информации о выставочных мероприятиях быстро устаревает, подробно комментировать представленные экспонаты не имеет смысла.
Судя по отсутствию оконных проемов и спускающейся сверху лестнице, выставка организована в помещении, ранее предназначавшемся под мавзолей. Сохранившееся либо восстановленное мозаичное покрытие пола, арочные ниши и сложной конфигурации своды образуют прекрасный фон для художественных произведений.
Столь же гармонично храм-усыпальница Колоннада сочетается с окружающим природным и рукотворным ландшафтом. Персонал музея-усадьбы поддерживает близкое к идеалу состояние прилегающей территории. Сохранена предусмотренная изначально регулярная планировка с четкими линиями дорожек, окаймленных неброскими цветниками.
Усадьба Архангельское, принадлежавшая за три с лишним столетия нескольким семействам видных аристократов, с 1918 года стала музеем. Мы описали еще не все строения на этой территории, удаленной от столицы на 20 км к западу. Надеемся заинтересовать наших читателей следующими публикациями, а в идеале – побудив на посещение.
Проклятие Архангельского
Усадьбу Архангельское, владение князя Николая Борисовича Юсупова, современники называли подмосковным Версалем. Купленная «не для прибыли, а для веселья», она была центром светской жизни. Влиятельный вельможа разместил в ней свои коллекции изящных искусств. Собранная им картинная галерея соперничала с Эрмитажем. Пушкин охарактеризовал собрание как «ученую прихоть». Самого Юсупова, вслед за Бомарше, прозвали «любовником знания».
Усадьба Архангельское славится не только великолепным убранством, но и своими привидениями. Началось все после того, как в 1812 году здесь побывали солдаты Наполеона. Управляющего француза Дерусси, не скрывавшего ненависти к русским мастерам, однажды скинули с лесов купола Овального усадебного зала, а потом для верности еще и утопили в пруду. Через две недели Дерусси стал регулярно являться в образе негодующего привидения. Последним, кто слышал его вздохи, был председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, чья «скромная квартира» находилась во дворце до 1927 года. Говорят, призрака до сих пор возмущает все, что происходит на территории усадьбы, а больше всего он ненавидит ремонтные работы. Часто француза видят бродящим по парку и что-то возмущенно бормочущим себе под нос.
Еще одно привидение облюбовало Архангельское — это призрак Татьяны Юсуповой, очередной жертвы родового проклятия. Дочь Николая Борисовича Юсупова — младшего (1827–1891) умерла предположительно от тифа. Точные сведения о причине смерти девушки неизвестны. При вскрытии ее могилы большевиками были обнаружены еще и останки младенца. Возможно, не будучи замужем, Татьяна умерла при родах. Безутешный отец похоронил дочь с великими почестями и установил на могиле мраморного ангела. После его кончины статую, чтобы уберечь от мороза, внесли в помещение. Не понравилось это девушке, и сегодня привидение в виде ангела иногда появляется на своем законном месте.
Родовое проклятие
Юсуповы вели свою родословную от самого пророка Али, племянника Мухаммеда. Княжеская фамилия названа любовало Архангельское по имени хана Ногайской Орды Усадьба Архангельское. Современный вид Не минуло родовое проклятие и Николая Борисовича Юсупова — младшего, на котором род по мужской линии прервался Князь Николай Борисович Юсупов. С. К. Зарянко. 1868 Юсуфа, сыновья которого явились ко двору Ивана Грозного. С тех пор они и их потомки стали служить русским государям, будучи мусульманами и получая за службу пожалования. Во время царствования Фёдора Алексеевича Романова правнук Юсуфа крестился и стал православным. Согласно одной из легенд, за измену мусульманской вере его потомки получили проклятие: из всех рожденных в одном поколении до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.
Страшная кара преследовала всех носителей известной фамилии: только один потомок оставался в живых и наследовал отцу. Не минуло родовое проклятие и Николая Борисовича Юсупова — младшего, на котором род по мужской линии прервался. У него и его жены Татьяны Александровны (в девичестве Рибопьер) в конце концов в живых осталась только старшая дочь Зинаида (младшая Татьяна умерла в 22 года, а сын Борис — в младенчестве).
Из четырех сыновей самой Зинаиды до взрослого возраста дожили лишь двое. За полгода до своего 26-летия на дуэли был убит старший сын Николай. У Юсуповых остался один наследник, к которому перешли титул и все колоссальное состояние именитого рода, — Феликс. Тогда княгиня Зинаида Николаевна и ее супруг граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (в связи с отсутствием сыновей у его тестя в 1885 году особым императорским указом он получил дозволение унаследовать княжеский титул и фамилию Юсупова) построили в усадьбе Архангельское усыпальницу с величественной колоннадой из двадцати шести дорических колонн. Так и стоит она поныне памятником страшного проклятия роду князей Юсуповых.
Загадай желание
Святые ворота в усадьбе Архангельское были созданы в 1824 году архитектором Е. Д. Тюриным специально для того, чтобы украсить путь к храму Архангела Михаила. Именно от них начинается вымощенная булыжником дорога к старинной церкви. Композиция ворот представляет собой монументальную арку с пилонами, украшенными четырьмя белокаменными колоннами коринфского ордена, а в навершии ворот установлен зеленый купол, который венчает православный крест.
Есть такая примета. Если у вас есть не самое сокровенное желание, каким вы могли бы пожертвовать — вычеркнуть из списка и не вспоминать, то можете прийти к Святым воротам. Нужно вспомнить задуманное, проходя под воротами, и оно навсегда останется там. И тогда, когда вам удастся «потерять» свое маленькое желание, сбудется самое сокровенное — такое, о котором вы и не надеялись мечтать. Это поверье пошло со времен княгини Татьяны Александровны Юсуповой. Она обожала Архангельское, на людях же сурово хмурила брови и находила множество недостатков в имении мужа, а за закрытыми дверьми с удовольствием помогала ему советами и искренне восхищалась красотой и легкостью их маленького Версаля.
Супруг Татьяны Александровны, князь Николай Борисович Юсупов — младший, в усадьбе бывал мало, больше путешествовал по миру и часто смеялся, в шутку умоляя жену хоть как-то изобразить недовольство. Эта забава нравилась княгине, она тут же начинала исполнять поручение мужа. Чаще всего Татьяна Александровна возмущалась парком и погодой в Архангельском. Иногда она хмурила брови, шуточно топала ножкой, но вместо недовольства это вызывало у ее супруга смех и радость.
Княгиня никогда не забывала о фамильном проклятии, хотя и не воспринимала его всерьез. Она часто бывала в храме Архангела Михаила и, проходя через Святые ворота, все-таки думала о возможности снять родовое проклятие, несмотря на то что оно было предметом шуток ее супруга. Но только как?
Однажды в гости к Юсуповым заехал старинный друг Татьяны Александровны — прусский посланник Отто фон Бисмарк. Его княгиня повела прогуляться по парку. Не успели они дойти до ворот, как она рассказала другу о том, что ее мужа преследует рок и что в имении есть привидения. Отто был большой любитель всего сверхъестественного, но старался казаться скептиком. Однако Татьяна Александровна давно знала своего старого друга и почувствовала, что от ее слов его сердце забилось сильнее.
— Что может быть интереснее, чем оказаться представленным настоящему привидению? Кстати, по поводу вашего проклятия. Насколько я знаю, родовые проклятия снять очень и очень сложно. Но ты, душа моя, можешь его изменить.
— Обычно такие проклятья ведут к прерыванию рода. Чем ты могла пожертвовать, чтобы ваш род не прервался?
— Боюсь, что я тебя не очень понимаю.
— В старину любили договариваться с богами, предлагая им принять одну жертву вместо другой. Например, ты готова пожертвовать благосостоянием семьи в пользу того, чтобы ваш род не заканчивался? — развил свою мысль прусский посланник. Он и не знал, насколько глубоко его слова запали в сердце Татьяны Александровны. Она так привыкла подшучивать вместе с мужем по поводу фамильного проклятия, что ей даже не приходила в голову мысль о том, что род Юсуповых может кануть в Лету. Татьяна Александровна вышла к Святым воротам и коснулась их. Камень ответил ей живым теплом, словно ворота уже знали ее решение. Вот чем она была готова пожертвовать ради семьи!
— Пусть ты выстоишь. Пусть ты больше не будешь нашим любимым домом, а будешь принадлежать всем, — беззвучно просила она, отказываясь от уютного гнездышка ради будущего своей семьи, надеясь поменять одно на другое.
С тех пор Татьяна Александровна в Архангельском бывала крайне редко, все больше сопровождая мужа в поездках. Удалось ли ей обменять одно желание на другое, показало время.
Немного о любви
Кроме страшных легенд, с Архангельским связывают и одну романтическую. Если прогуляться по парку от ухоженной, приведенной в соответствие со всеми канонами садово-парковых ансамблей части к неприбранной, лесной, то у озера, на холме можно увидеть небольшую полукруглую беседку без крыши. Она больше похожа на живописные развалины. На одной из колонн где-то в метре от земли есть полустертая временем надпись: «Просто позвольте мне любить вас…» Она выцарапана относительно недавно — в ХХ веке и скорее больше навеяна легендой, чем является ее доказательством.
Это история еще одного призрака усадьбы Архангельское — преподавателя танцев, приглашенного для развлечения на балах. Согласно легенде, он пробыл в имении ровно три дня, а потом внезапно уехал. По другим свидетельствам, усадьбу в спешке покинул не он, а одно знатное семейство, гостившее в это время у Юсуповых. Имена не упоминаются нарочито, поскольку ходили слухи: молодая жена позволила себе слишком увлечься танцами.
Говорят, что призрак преподавателя танцев можно встретить у колонн усыпальницы: он что-то напевает и учит кого-то невидимого танцевать. Особенно часто его замечали отдыхающие здешнего санатория и даже вывели некоторую закономерность. В зависимости от того, во время какого урока вы его застанете, разное ждет в будущем. Если он обучает вальсу, значит, совсем скоро у вас случится прибыль; ежели полонезу (его, правда, мало кто может сразу опознать) — не иначе в ближайшей перспективе встретите свою судьбу; если веселой кадрили — быть легкомысленному увлечению. Как бы то ни было, увидеть призрачного преподавателя танцев — только к счастью. Вот такая романтическая легенда, а верить в нее или нет — дело каждого.
travelfrog
Галопом по Европе
Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказать. (с)
Разъезжая по Европе, не стоит забыть, что и у нас есть интересные места, которые стоят нашего внимания, хотя нам все время кажется, что туда мы всегда успеем. А потому получается, что Европу знаешь как свои пять пальцев, а дальше 100 км от МКАД не бываешь. Будем восполнять по-возможности эти «пробелы». 😉 Кто с нами? 😉
Московское лето клонилось к закату, но не сдавало позиции. Температура воздуха держалась вот уже почти неделю выше +30. И это в конце августа. Потянуло загород.
Надо сказать, что про «Архангельское» я знала давно. И давно уже собиралась его посетить. Так как люблю Кусково и Коломенкое, только «Архангельского» мне и не хватало для полного счастья. 😉
Зная наш постсоветский турсервис, я даже и не надеялась,что мы сможем найти там персонального гида, пришлось готовиться, черпая знания, как всегда, из Сети. 😉
И вот, что я узнала.
Усадьба впервые упоминается в 30-е годы XVI века, как «сельцо Уполозы на реке на Москве». Название Уполозы пошло от фамилии одного из владельцев — некоего Алексея Ивановича Уполоцкого. А вот называться «Архангельским» оно стало после строительства здесь церкви Архангела Михаила. Датируется церковь шестидесятыми годами XVII века. В в советское время там был музей древнерусской живописи.
Церковный двор ограничивает кирпичная стена наподобие монастырской,двумя боковыми деревянными башнями, постройки 1826 г., и большой аркой «Святых ворот» (похожей на Триумфальную, нижнее фото в этом блоке).
Основу нынешнего усадебного ансамбля заложил в 1780 г. Н.А. Голицын, после его смерти, в 1810 г. имение за 100 000 рублей приобрёл князь Николай Борисович Юсупов, завершивший начатое здесь строительство. Фамилия Юсуповых в России в XIX-XX в. была довольно известной. К слову сказать, к 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. С фамилией Юсуповых также связана нашумевшая история убийства Григория Распутина, в коем принимал участие князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице Николая Второго.
В благоустройстве усадьбы были заняты видные московские архитекторы и зодчие. Дворец был заложен по проекту малоизвестного, но талантливого французского архитектора Де Герн. Дворец был построен в стили классицизма из кирпича с белокаменными деталями. Он, как на подиум, возведен на верхнюю террасу очаровательного французского парка.
Дворец долго был закрыт на реконструкцию и ремонт, и только недавно можно посетить несколько его залов. (Кстати, имейте ввиду, что входной билет на территорию «Архангельского» не предполагает посещение дворца, билет туда нужно покупать отдельный и делать это нужно сразу, при входе, в общих кассах, т.к. возможности потом докупить билет, не будет, а возвращаться назад через весь парк, вам точно не захочется!) Внутренний дворик окаймляют колоннады галерей, заканчивающиеся аркой въездных ворот с ажурной кованой решеткой.
Тесно связанны с архитектурой дома и флигелей две террасы Джакомо Тромбаро(Giacomo Trombaro) (1790-е гг.), соединённые лестницами по сторонам центрального гротового сооружения. Статуи античных героев и богов, римских императоров и учёных, аллегорические композиции, а также изваяния львов и собак обводят дорожки верхней площадки, украшают балюстрады террас.
Вдали, за большим газоном, называемым «Большим партером», видны два здания. Это современные постройки санаторного корпуса «Архангельское». После революции эта территория становится закрытой, переходит в ведомство министерства обороны и здесь строится военный санаторий. В нём отдыхают все высшие военные чины. А во времена князя Юсупова, на месте этих корпусов были оранжереи.
Есть здесь и Малый Дворец «Каприз», и так называемый «Чайный домик». Не знаю, пили ли там чай, т.к. ротонда, носящая название «Чайный домик», являлась центральной частью библиотеки и некогда была соединена с Малым дворцом (но боковая часть ее не сохранилась после пожара в 1829 г. ). Кстати здесь находится скульптура работы М.М.Антокольского «Ангел молитвы», установленный ранее над надгробной плитой у одной из стен церкви, под которой была похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888).
Что же касается Малого Дворца, то он был построен в конце XVIII века при князе Голицыне. Именно Голицын обозвал его «каприз». Это была дань моде, так как тогда вместе с большим дворцом строили малый. Первоначально он был отдельным одноэтажным парковым павильоном. В 1818 году при Юсуповых был надстроен второй этаж. Говорят, что комнаты дворца были роскошно декорированы и украшены произведениями искусства. В 1830 году малый дворец был превращен в обычное жилое помещение. Вся «красота» теперь находилась перед ним: чудесный парк с итальянскими 35 скульптурами, мраморные вазоны, бюсты, колонны.
В регулярном парке сохранились также «игрушечная» Розовая беседка-фонтан, так называемая «Руинная арка», и аллея со статуями, приводящая к памятнику Пушкину, установленный в 1903 году( известно, что Пушкин не раз посещал эту усадьбу, в 1827 и 1830 годах).
Не обошли своим вниманием «Архангельское» и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II. В честь императоров можно видеть колонны, которые украшают орлы, как символ самодержавия и императорской власти. Надписи на колоннах сделаны на французском языке, ведь это был «язык высшего общества».
К слову сказать, в отличие от других российских императоров Екатерина II никогда не бывала в «Архангельском», но князь Юсупов был лично знаком с неё и очень уважал её. Поэтому неудивительно, что здесь находится монумент, посвященный Екатерине II. Здесь императрица представлена в образе богини правосудия – Фемиды (для полноты картины только повязки на глаза не хватает, и весов ;)). Надпись, украшающая памятник, «D. Ekaterina», переводится с латыни как «Божественная Екатерина».
Недалеко от памятника А.С. Пушкину находится ещё один монумент,поставленный в Архангельском в XX веке. Это скульптура «Скорбящий гений». Её возвели в память о погибшем на дуэли в 1906 г. сыне Зинаиды Юсуповой. Памятник представляет собой печального юношу с погасшим факелом, как символ смерти и символ безвременно ушедшей жизни.
От хозяйственного комплекса сохранились только двухэтажный конторский флигель, в котором сейчас проходит выставка Юсуповского домашнего фарфора (билет тоже отдельный!); и «Ворота над оврагом» – двухэтажный с мезонином служебный флигель конца XVIII столетия.
Одно из последних сооружений Архангельского – храм-усыпальница Юсуповых, или «Колоннада», как ее часто называют. Как нестранно, но это любимое место для свадебных фотосессий. 😉
Её центр занимает крестообразный храм на высоком подклете, перекрытый купольной ротондой. К далеко выступающему коринфскому портику сходятся две колоннады дорического ордера из искусственного мрамора, образующие в плане полуовал.
Вот такая вот загадочная история.
Кстати, еще одно любое место молодоженов, после «Колоннады», это небольшой кованный мостик через овраг. Здесь все увешано замочками, согласно традиции, по которой считается, что для крепких семейных отношений нужно всего лишь закрыть замочек и выбросить ключик. ;)))
Так что, как видите и можете судить по фотографиям, место это красивое, и неслучайно названно «Подмосковным Версалем»;)
Из рекламы знаю, что сейчас здесь периодически проводятся концерты и фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».
Здесь вы найдете много полезной информации.