храм в честь святителя луки крымского
Еще один храм в честь святителя Луки Крымского возведут в Москве
Приблизительное время чтения: 1 мин.
В 2020 году на юго-западе Москвы начнется строительство еще одного столичного храма в честь выдающегося хирурга, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).
Новый храм будет возведен в рамках «Программы 200» на территории городской клинической больницы № 64 им. В.В. Виноградова (ул. Вавилова, вл. 61), сообщает сайт Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.
Проект храма в честь святителя Луки Крымского при ГКБ №64. Изображение: fedmp.ru
Предварительно, начало строительных работ намечено на ноябрь текущего года.
Отмечается, что новый храм очень востребован в районе. В 64-й горбольнице трудятся 1500 медработников, около 100 пациентов в сутки привозят по «скорой помощи» и столько же выписывают. Также вокруг медучреждения расположено много жилых домов.
Изначально планировали возвести небольшой храм на 150 человек, но после выездного совещания в 2017 году было решено возвести более просторный – на 400 человек.
Кроме того, на юго-западе столицы будет построен храм в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (ул. Каховка, вл. 13, к. 9).
Проект храма в честь священномученика Вениамина Петроградского. Изображение: fedmp.ru
Начало строительства запланировано на конец августа после получения ордера на производство работ.
Напомним, что на сегодня в Москве есть несколько церквей, домовых храмов и часовен при горбольницах в честь святителя Луки Крымского. Так, например, церковь святителя Луки есть при ГКБ №7 в Южном административном округе, храм в Марьинском парке в Люблино, часовня при ГКБ №52 в Щукино и т.д.
Храм святителя Луки Симферопольского (Новый)
Храм святителя Луки Симферопольского построен в 2002 году по инициативе генерала-майора медицинской службы Ю.В. Немытина и работников госпиталя им. А.А. Вишневского. Храм расположен на территории госпиталя.
Содержание
История [ править ]
В этом ведущем в системе военного здравоохранения медицинском учреждении работает около 4 тысяч врачей, медицинских сестёр и другого военного и гражданского персонала. Ежегодно в 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского проходит лечение более 21 тысячи пациентов.
Священнослужители Красногорского благочиннического округа уже давно окормляют госпиталь: общаются с сотрудниками, посещают раненых и больных, совершают по их просьбам церковные таинства, но своей церкви у 3 ЦВКГ не было.
Инициатива строительства православного храма на территории госпиталя принадлежала тогдашнему начальнику госпиталя генерал-майору медицинской службы Юрию Викторовичу Немытину, который обратился с соответствующей просьбой к священноначалию Русской Православной Церкви. Чин основания храма совершил управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении клириков Красногорского благочиния. В торжествах также приняли участие губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, председатель Московской областной Думы Валерий Евгеньевич Аксаков, глава Красногорского района Борис Егорович Рассказов и другие официальные лица.
12 декабря 2005 г. настоятелем ещё строящегося храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, был назначен священник Стахий Захмаревич.
13 марта 2006 года благочинный церквей Красногорского округа протоиерей Константин Островский в сослужении настоятеля храма святителя Луки Войно-Ясенецкого иерея Стахия Захмаревича освятил 5 крестов, которые были в тот же день установлены на куполах нового храма. Храм строился около 5 лет, но, конечно, все эти годы больные и персонал госпиталя не были оставлены вниманием священнослужителей и других православных верующих. Со дня закладки церкви в честь святителя Луки 28 июня 2002 г. по просьбе Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в госпитале действовала часовня в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, приписная к Знаменской церкви г. Красногорска. В часовне регулярно служились молебны о болящих, а также совершались таинства крещения, исповеди и причастия больных.
11 июня 2007 года в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) приход храма при 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского впервые праздновал свой престольный праздник. Настоятелем храма священником Стахием Захмаревичем был отслужен молебен о недужных с водосвятием и акафистом святителю Луке. Была также отслужена заупокойная лития о всех православных воинах и врачах за Веру и Отечество жизнь свою положивших. Первую литургию в новом храме отслужили 17 ноября 2007 года.
Храм продолжает благоукрашаться, в 2010 году к престольному празднику был воздвигнут резной иконостас, новые иконы в киотах. В мае 2011 года настоятель храма святителя Луки иерей Стахий Замаревич обратился к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с просьбой походатайствовать перед митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем о передаче частицы мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из Свято–Троицкого женского монастыря г. Симферополя в храм святителя Луки Симферопольского при 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского. Получив архипастырское благословение, небольшая паломническая группа во главе с настоятелем прихода отправилась в Симферополь, и частица мощей святителя Луки была доставлена в храм. Сразу после этого перед его святыми мощами был совершен молебен о болящих с акафистом святителю Луке, и все желающие смогли поклониться и приложиться к мощам святого: архиерея, подвижника, исповедника великого врача и учёного.
11 сентября 2011 года после Божественной литургии состоялось освящение колоколов.
18 октября 2012г. викарий Московской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Можайский Григорий освятил храм.
Жизнь прихода [ править ]
Храм, духовно питает пациентов и сотрудников госпиталя, жителей близлежащих населённых пунктов.
Во время боевых действий в горячих точках приход активно окормлял раненых находящихся на излечении в госпитале.
Сотрудничество с руководством и персоналом госпиталя помогает в служении людям. Врачи приходят помолиться перед операцией и направляют больных в храм для исповеди и причастия. Регулярно проводятся освящение отделений, операционных и других помещений госпиталя.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Красногорский район, пос. Новый. Храм святителя Луки Симферопольского.
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
С праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
«С глубоким благоговением празднуем мы ныне одно из величайших событий в земной жизни Господа Иисуса Христа – Его Преображение.
Почему я называю этот праздник столь великим?
Потому что благоволил Господь явить всему миру чрез избранных Своих апостолов, свидетелей Преображения, Свою небесную славу.
Показать полностью.
Всю ли славу явил Он? О нет, далеко, далеко не всю. Славу Божию безнаказанно видеть нельзя: невозможно для человека увидеть славу Божию и остаться в живых. Господь явил только небольшую часть славы Своей – Свой Божественный свет, но и это безмерно велико.
Узнал мир чрез святых апостолов, что воссиял Господь Иисус Христос светом Божественным.
Узнал мир, что кроме света солнечного, света материального, существует еще иной свет – Божественный. А этого не знали ранее, ни о
каком Божественном свете не помышляли.
А как же надо было нам узнать о Божественном свете!
Свет материальный, свет солнца дает жизнь материальную всему живому на земле. Без него невозможна никакая земная жизнь. Он все
животворит. Он в этом отношении безмерно более велик, чем всякий искусственный свет, хотя бы даже электрический, который ничего не животворит.
Но ведь свет солнечный животворит для жизни материальной, а кроме нее есть жизнь вечная, жизнь не материальная, а духовная.
Как солнце есть источник жизни телесной, так источник жизни вечной в Господе Иисусе Христе.
И этот Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, видели святые избранные апостолы на горе Фаворской.»
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) Из проповеди в день преображения Господня, 1951 г.
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Храм святителя Луки Крымского в Челябинске запись закреплена
Челябинская митрополия
Митрополит Алексий освятил крест и купол храма святителя Луки Крымского
13 августа 2021 года митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил чин освящения креста и купола для храма святителя Луки Крымского, который расположен на территории городской больницы №6 в Металлургическом районе Челябинска.
Правящему архиерею сослужили благочинный Северного округа города Челябинска протоиерей Дионисий Смирнов и настоятель храма иерей Андрей Ковшевный.
Показать полностью.
Митрополит Алексий прочитал специальные молитвы, затем окропил крест и купол освящённой водой. Верующие смогли приложиться ко кресту. Владыка поздравил прихожан храма с большим событием.
«Над нашим градом будет водружён ещё один крест, как символ победы, символ славы церковной. Крест – знак упования, надежды христиан. Хотелось бы пожелать, чтобы ограждало нас знамение крестное и бежало от его силы всякое зло, всякое искушение и соблазны», – подчеркнул митрополит Алексий.
Правящий архиерей напомнил, что завтра начинается Успенский пост и благословил челябинцев на благополучное его прохождение.
Строительство храма в Металлургическом районе областной столицы ведётся с 2015 года. Проект выполнен в старорусском псковском стиле. Завершены основные внешние работы, внутри есть росписи. Митрополит Алексий приезжал в храм совсем недавно, 11 июня, на престольный праздник. Тогда был готов каркас купола и только предстояла его облицовка.
«Слава Богу, верующие души откликнулись на наше воззвание: в короткое время удалось приобрести нужное количество качественного покрытия для обшивки купола. Наши мечты Господь воплотил», – рассказал иерей Андрей Ковшевный.
Диаметр купола – 8,5 метров, высота – 7 метров. Вес конструкции составил 4,5 тонны. В считанные минуты строительный кран перенёс массивный купол на крышу храма. После этого специалисты смонтировали крест.
За историческим событием наблюдали многочисленные прихожане. Верующие пели тропарь «Кресту Твоему» всё время, пока продолжались работы. Имена многих жертвователей и благотворителей нанесены с внутренней стороны на листы оцинкованного железа, которыми обшит купол.
Впереди у прихода новый этап работ – благоустройство территории вокруг храма.
Храм святителя Луки Крымского в Озерках
Храм святителя Луки Крымского в Озерках запись закреплена
Ольга Андреевна
Храм святителя Луки Крымского в Озерках запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Храм святителя Луки Крымского в Озерках запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
С завтрашнего дня в нашем храме возобновляется служение ранней литургии.
Начало ранней литургии в 7:30.
Начало поздней литургии в 10:00.
Храм святителя Луки Крымского в Озерках запись закреплена
Слово святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в день рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущие тя.
Ну как же не недоумевать нам, как нам восхвалить достойно того, о котором Сам Господь Иисус Христос сказал, что между рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель.
Показать полностью.
Как нам восхвалить того, который выше всех святых после Пресвятой Богородицы?
Это первый из святых в Царстве Небесном.
Заслуги святых так велики, что их не можем исчислить. Что же сказать о нем, о том, кто явился миру в духе и силе Ильиной?!
Каков был дух у Илии Пророка, вы знаете: знаете, что это был пламенный дух, горевший любовью к Богу. А сила Пророка Илии тоже неописуема, ибо силой своей молитвы он остановил дождь в земле Ханаан-ской на три с половиной года и в состязании с языческими жрецами о вере он вызвал огонь с неба на жертву, политую водой.
Вот в таком духе и в такой силе пришел и Предтеча Господень Иоанн.
Св. Пророк Исаия говорит, что он тот, кого надо назвать «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3).
И он исполнил эту задачу. А какова была эта задача?
Великий преподобный Макарий Египетский страну, населенную грешниками, уподобляет лесу дремучему, кустарниками колючими заросшему, уподобляет густым зарослям камыша и говорит, что в такой чаще пройти крайне трудно, надо раздвигать руками ветви, раздвигать заросли камыша.
А именно такова была страна, населенная евреями, пред пришествием Господа Иисуса Христа.
Это была страна чрезвычайно грешная, отступившая от веры в Истинного Бога и уходившая в идолопоклонство.
Это были люди, которые приносили в жертву Ваалу и Астарте своих детей, проливая кровь их.
И вот пред Предтечей Иоанном стояла задача – в этом дремучем лесу уготовить путь Господу. Такая задача никогда не возлагалась на человека, и нужны были величайшие силы духовные для того, чтобы исполнить ее.
Вспомним, что к исполнению этой задачи святой Предтеча Господень готовился, более двадцати лет живя в дикой Иудейской пустыне. Он жил один и вдали от людей, со зверями; он носил колючую одежду из войлока и спал на камнях пустыни.
Зачем это нужно было? Затем, чтобы в непрестанной молитве к Богу, в тягчайшем посте, воздержании и бдении стяжать силы, подобные силе и духу Илии. И св. Предтеча Господень стяжал такие силы.
Он потряс сердца иудеев своей проповедью на берегах Иордана. Он приготовил путь Господу этой своей проповедью, этим пламенным призывом к покаянию.
Проповедь его была так могущественна, так влияла на сердца человеческие, что толпами шел народ со всей Иудеи слушать обличения Предтечи, каяться и креститься крещением покаяния.
Это крещение было нужно для того, чтобы приготовить к истинному крещению во имя Отца и Сына и Святого Духа, которое установил Господь наш Иисус Христос.
Предтеча был совершенно бесстрашен: он не думал никогда о своей безопасности, он так строго стоял за правду, что не побоялся обличить в безобразном прелюбодеянии и беззакониях даже царя Ирода. И за это он претерпел казнь.
Не Сам ли Бог засвидетельствовал миру о его неизмеримом величии, когда послал архангела Гавриила возвестить священнику Захарии, что родится от него этот величайший из людей!
Не сказал ли архангел, что он исполнится Духа Святого еще от чрева матери своей?
Вот то, чем я своими слабыми устами восхвалю Иоанна Предтечу.
И на другом еще остановлю внимание ваше.
Когда возвестил архангел Гавриил священнику Захарии, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил, не поверил, хотя был полон веры в Бога. Хотя он и жена его Елизавета были праведны, тем не менее этот праведник не поверил.
И что же, простил ли Бог ему это колебание в вере? Нет, Он наказал его тяжелым наказанием, устами архангела повелел ему быть немым в течение девяти месяцев, до времени исполнения пророчества.
Это было наказанием праведнику за неверие.
А если праведника Господь так наказал за его колебание в вере, то что будет с нами, грешными, если вера наша не будет твердой?
Читаем у апостола Павла в Послании к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).
Ну как же можно веровать в Того, Кого не представляешь себе; как можно любить Того, в Кого не веруешь? А без веры и без любви нет возможности угодить Богу. Это запомните.
От нас требуется непоколебимая вера, вера, не смущаемая ничем.
Если когда-нибудь поколеблетесь в вере, то не оставайтесь в колебании, но смотрите, чтобы не понести за него тяжкое наказание.
Наказанный Богом священник Захария был помилован Им, и не только помилован, но получил великий дар пророчества, ибо слышали вы, что говорил он, когда родился его сын Иоанн Предтеча. Он сказал:
«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас. » (Лк. 1, 68–71).
Что это? Разве не пророчество о Господе Иисусе Христе? Разве не пророчество о Спасителе мира, Мессии?
Конечно, да, конечно, совершенно явное пророчество о пришествии Спасителя.
Вот видите, Господь не оставляет без наказания тех, кто колеблется в вере, но Господь, наказав Захарию, простил, и не только простил, но и дал прощеному великий дар Своей благодати – дар пророчества.
Поэтому, если случится вам когда-нибудь пошатнуться в вере своей, не падайте духом. Падения неизбежны в нашей христианской жизни.
Вспомните, как был Богом прощен священник Захария, отец Предтечи, и уповайте, что и вас, если покаетесь, восставит Он в вашем христианском достоинстве и подаст вам дары Своей благодати, чтобы могли вы идти дальше за Ним.
А вы верьте этому, а вы знайте, что Господь не оставит вас даже после падения вашего.
Храм Святителя Луки Крымского
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
Храм Святителя Луки Крымского запись закреплена
27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня
Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.
Показать полностью.
Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.
Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.
Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48–49).
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.
Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).
Само слово «воздвижение» (ypsosis) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).
К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).
Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.
Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.
Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.
В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.
В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII–XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.
Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.
Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.
Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX–X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).
Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя. кондак Вознесыйся на Крест волею. канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.
По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»