храм в деревне журавлево
Храм в деревне журавлево
Само название «погост» предполагало существование храма. Поэтому, хотя в писцовой книге 1498-99 гг. и не упоминается храм на погосте, можно с полным основанием утверждать, что он там был. Тем более что погост назван Никольским. Подтверждение этому видим в цитированной выше книге князя В.А.Звенигородского. Позже эта церковь была перестроена, с добавлением придела апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А в 1830 году на месте деревянной возвели каменную церковь во имя Воскресения Христова. История ее, напечатанная в местной районной газете, такова.
«Генерал Илья Мамаев проживал в Журавлеве, а рядом, в Суглицах, до 1763 года существовал Никольский мужской монастырь, который по екатерининскому указу попал в заштатные и был упразднен. От него осталась деревянная Никольская церковь, на погосте которой покоились родители генерала*. Мамаев понимал, что строительство храма в Сомино приведет в упадок Суглицкий приход, обветшает старая церковь, зарастет кладбище… А Илья Мамаев ревностно чтил память своих родителей. И потому выдвинул условие: землю соминцам даст и за строительство возьмется, но чтобы и в Журавлеве ставить новый храм. Послушали генерала. Обе церкви – «кружечные», строились на народную копеечку. Генерал развернул бурную деятельность, и в 1830 году на месте Суглицкой деревянной церкви возвысился пятиглавый Воскресенский собор с восемью (!) престолами. Подобного не то что в Новгороде – в Петербурге не было. Один из престолов посвятили Николаю-угоднику, в память о древнем монастыре, а еще один – Илье-пророку, небесному покровителю генерала».
(* В «Списках населенных мест Новгородской губернии» за 1911 год сообщается: «Близ деревни был монастырь, сохранилась часть каменной ограды, найден колокол, ныне висящий в Суглицкой церкви»).
Остальные престолы освящены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова, Архангела Михаила, Успения и Всех Святых. Главный же престол храма, как уже говорилось, был посвящен Воскресению Христову.
Кстати, о числе престолов. Такое большое их количество для сельского храма действительно уникально. Достаточно заметить, что Казанский собор в Петербурге имеет только три престола; столько же – один из крупнейших в городе Князь-Владимирский собор. От служителей Благовещенской церкви на Васильевском острове приходилось слышать утверждение, что до революции их храм по числу престолов (семь) не имел себе равных в России. Оказывается, имел, и где же? В безвестном теперь Журавлеве!
Что касается генерала, то после смерти его похоронили на погосте, возле построенной им Воскресенской церкви. Вечная память тебе, раб Божий Илия!
Среди благотворителей храма, кроме Мамаева, известен Царскосельский мещанин Леонид Лохов, пожертвовавший в 1896 г. деньги на приобретение евангелия. Крестьянин дер. Раменье Михаил Иванов и крестьянин Иван Васильев Росказ были в разное время старостами храма. В существовавшей в Суглицах земской школе учили детей Василий Милонравов (позже стал диаконом) и Алексей Якушев.
В середине XIX века, перед реформами Александра-II, журавлевские крестьяне пр
Церковь Воскресения Христова в Журавлево
Фото и описание
Храм Воскресения Христова расположен в деревне Журавлево Бокситогорского района. У Журавлёво испокон веков существовал Суглицкий погост. Происхождение его названия связано с протекающей здесь рекой Суглинка.
Журавлево раньше относилось к Новгородской земле, которой делилась на пятины, а те – на погосты. Суглицкий погост входил в состав Бежецкой пятины. Первое упоминание о погосте встречается в 1498-1499 годах.Следующее сообщение по времени относится к 1581-1583 годам, когда Бежецкая пятина была переписана князем Звенигородским и подьячим Сергеевым. Отдельные земли этой волости закреплялись за казанскими татарами.Многие из них оказались на территории России после нашествия Батыя, и их потомки со временем проникались русским духом и принимали православие.После взятия Казани началось распространение православия среди татар, в результате чего возник целый народ – кряшены. Служилым татарам в «кормление» раздавали земли. Так, скорее всего, татары появились в Суглицкой волости.
Название «погост» предполагает существование на нем храма. Хотя в писцовой книге 1498-1499 годов храм на погосте не упоминается, скорее всего, он там был. Позднее церковь эта была перестроена и дополнена приделом Иоанна Богослова.
В 1820 году жители села Сомино, соседнего с Журавлевым, обратились с прошением к императору Александру I о строительстве в их селе церкви в честь апостолов Петра и Павла. Этим делом занялся граф Аракчеев, который побывал здесь вместе с императором в 1823 году. После этого прибыл чиновник с поручением из Петербурга. Земли принадлежали здесь двум помещикам: П. Кулебякиной и И.Д. Мамаеву.
Мамаев считал, что строительство церкви в Сомино приведет Суглицкий приход в упадок. В связи с этим он развернул активную деятельность и на месте Суглицкой церкви в 1830 году построили пятиглавый Воскресенский собор, имеющий восемь престолов. Один из престолов был посвящен Николаю-угоднику, другой – Илье-пророку. Остальные престолы были освящены в честь Иоанна Богослова, Знамения Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Всех святых, Успения. Главный престол был посвящен Воскресению Христову. Такое количество престолов уникально для сельского храма. Даже у Казанского собора в Петербурге только три престола.
После смерти Мамаева, его похоронили возле построенной им Воскресенской церкви.
Среди настоятелей храма, служивших здесь в 19-20 веках, стоит упомянуть П.Ф. Соколова, Н. Антонского, А.Онуфриевского, И. Созина, Н. Ивонинского.
После революции судьба храма оказалась печальной. В 1937 году в нем прекратились службы. А в 1941 году храм закрыли. Иконы частично были разграблены, а остальные верующим удалось сохранить.
В 2003 году Воскресенский храм посетил отец Геннадий Беловолов – настоятель Петропавловского храма в Сомино. На первую службу в храме собрались верующие из Журавлева и других окрестных деревень. К очередному приезду отца Геннадия стараниями местных жителей в храме был уже расчищен мусор, вынесены гнилые балки.
Возрождение храма возможно, так как местные жители до сих пор хранят иконы из Воскресенского храма, спасенные от варварского уничтожения в советское время. Сохранился даже один из колоколов. Верующие с радостью готовы вернуть эти реликвии, но только в том случае, если храм снова станет действующим.
14 октября 2004 года отец Александр, Благочинный Тихвинского монастыря в храме Воскресения Христова отслужил водосвятный молебен, а также освятил расположенную справа от главного входа часть храма, которая была отремонтирована на средства и силами прихожан.
Храм в деревне журавлево
В Журавлеве в 1820-1830-х годах в усадьбе жил дворянин генерал Илья Данилович Мамаев. Род Мамаевых происходил от суглицких татар. Казанский татарин Комай Мамаев в 1596-1597 годах судился с новгородцем Иванком Шолыгиным. В 1601-1602 и в 1606-1607 годах он упоминается как “помещик Суглицкой волости Бежецкой пятины”. Татарин Бежецкой пятины.
Источник: Сайт Климовского сельского поселения http://climovo.ru/documents/219.html
АДРЕС
НАСТОЯТЕЛЬ храма
Приписана к храму святого пророка Илии, пос. Ефимовский
\u0412 \u0416\u0443\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u0432\u0435 \u0432 1820-1830-\u0445 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u0443\u0441\u0430\u0434\u044c\u0431\u0435 \u0436\u0438\u043b \u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u0438\u043d \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b \u0418\u043b\u044c\u044f \u0414\u0430\u043d\u0438\u043b\u043e\u0432\u0438\u0447 \u041c\u0430\u043c\u0430\u0435\u0432. \u0420\u043e\u0434 \u041c\u0430\u043c\u0430\u0435\u0432\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b \u043e\u0442 \u0441\u0443\u0433\u043b\u0438\u0446\u043a\u0438\u0445 \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440. \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0438\u043d \u041a\u043e\u043c\u0430\u0439 \u041c\u0430\u043c\u0430\u0435\u0432 \u0432 1596-1597 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0441\u0443\u0434\u0438\u043b\u0441\u044f \u0441 \u043d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0446\u0435\u043c \u0418\u0432\u0430\u043d\u043a\u043e\u043c \u0428\u043e\u043b\u044b\u0433\u0438\u043d\u044b\u043c. \u0412 1601-1602 \u0438 \u0432 1606-1607 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u043e\u043d \u0443\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u201c\u043f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0438\u043a \u0421\u0443\u0433\u043b\u0438\u0446\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0411\u0435\u0436\u0435\u0446\u043a\u043e\u0439 \u043f\u044f\u0442\u0438\u043d\u044b\u201d. \u0422\u0430\u0442\u0430\u0440\u0438\u043d \u0411\u0435\u0436\u0435\u0446\u043a\u043e\u0439 \u043f\u044f\u0442\u0438\u043d\u044b. \r\n
\u0418\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a: \u0421\u0430\u0439\u0442 \u041a\u043b\u0438\u043c\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f http:\/\/climovo.ru\/documents\/219.html \r\n
А вчера мне в первый раз пришлось впервые решать необычную проблему — где же мне послужить в этот день: в Сомино, в Подборовье, в Заборье, в Лиди? Храмов много, но хотелось, чтобы место службы было как-то связано с именем св.Иоанна Богослова.
Я вспомнил, что неподалеку в километрах 30 от Сомино в селе Анисимо возрождается деревянной храм XIX века во имя святого апостола Иоанна Богослова. Я позвонил туда. Оказалось, что храм еще в состоянии реставрации и послужить литургию там сейчас трудно. Но даже если очень постараться, мне нужно брать благословение на эту службу у двух архиереев: во-первых, у своего владыки Мстислава, а во-вторых, у череповецкого владыки Флавиана, ведь храм хоть и близко расположен, но все-таки в Чагодощенском районе Вологодской области.
Потом я также вспомнил, что совсем близко от Сомино в деревне Журавлево (это всего 15 километров на запад) стоит заброшенный храм Воскресения Христова, один из приделов которого посвящен св.Иоанну Богослову. Хотя храм разрушен, но в колокольне устроена моленная комната и в ней совершаются службы.
В советское время храм был закрыт последним в нашем краю буквально накануне войны в 1941 г. Огромное сооружение использовалось под хозяйственные нужды. Где-то в 1970-е гг произошел пожар, говорят, пацаны внутри храма жгли костры. Рухнул второй этаж. Ныне храм стоит заброшенный.
Когда меня в 1992 году назначили в Сомино, я проникся историей и величием замысла, очень хотелось хотя бы что-то сделать для храма. Я открыл в Журавлево воскресную школу для взрослых, больше года мы встречались, занимались, молились. Возникла община, которая своими силами обустроила под колокольней моленную комнату, где соврешаются службы.
В 2003 году мы послужили первую службу в храме.
Как писала местная газета (автор статьи Владимир Костромской, ныне монах Варлаам): «На первую службу собралось из Журавлева и окрестных деревенек людей за полсотни». Нужно было видеть глаза этих верующих людей, смотрящих с надеждой и верой! Стало ясно – нужно чтобы здесь был Храм – ведь он так необходим людям, которые, не смотря ни на что, не потеряли веру и надежду на его возрождение! И когда батюшка снова приехал в Журавлево, то удивлен был переменами – вынесены гнилые балки, мусор…»
Потом Журавлевский приход приписала к храму пророка Ильи в Ефимовском. Сейчас эту общину окормляет отец Михаил.
Храм в деревне журавлево
Само название «погост» предполагало существование храма. Поэтому, хотя в писцовой книге 1498-99 гг. и не упоминается храм на погосте, можно с полным основанием утверждать, что он там был. Тем более что погост назван Никольским. Подтверждение этому видим в цитированной выше книге князя В.А.Звенигородского. Позже эта церковь была перестроена, с добавлением придела апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А в 1830 году на месте деревянной возвели каменную церковь во имя Воскресения Христова. История ее, напечатанная в местной районной газете, такова.
«Генерал Илья Мамаев проживал в Журавлеве, а рядом, в Суглицах, до 1763 года существовал Никольский мужской монастырь, который по екатерининскому указу попал в заштатные и был упразднен. От него осталась деревянная Никольская церковь, на погосте которой покоились родители генерала*. Мамаев понимал, что строительство храма в Сомино приведет в упадок Суглицкий приход, обветшает старая церковь, зарастет кладбище… А Илья Мамаев ревностно чтил память своих родителей. И потому выдвинул условие: землю соминцам даст и за строительство возьмется, но чтобы и в Журавлеве ставить новый храм. Послушали генерала. Обе церкви – «кружечные», строились на народную копеечку. Генерал развернул бурную деятельность, и в 1830 году на месте Суглицкой деревянной церкви возвысился пятиглавый Воскресенский собор с восемью (!) престолами. Подобного не то что в Новгороде – в Петербурге не было. Один из престолов посвятили Николаю-угоднику, в память о древнем монастыре, а еще один – Илье-пророку, небесному покровителю генерала».
(* В «Списках населенных мест Новгородской губернии» за 1911 год сообщается: «Близ деревни был монастырь, сохранилась часть каменной ограды, найден колокол, ныне висящий в Суглицкой церкви»).
Остальные престолы освящены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова, Архангела Михаила, Успения и Всех Святых. Главный же престол храма, как уже говорилось, был посвящен Воскресению Христову.
Кстати, о числе престолов. Такое большое их количество для сельского храма действительно уникально. Достаточно заметить, что Казанский собор в Петербурге имеет только три престола; столько же – один из крупнейших в городе Князь-Владимирский собор. От служителей Благовещенской церкви на Васильевском острове приходилось слышать утверждение, что до революции их храм по числу престолов (семь) не имел себе равных в России. Оказывается, имел, и где же? В безвестном теперь Журавлеве!
Что касается генерала, то после смерти его похоронили на погосте, возле построенной им Воскресенской церкви. Вечная память тебе, раб Божий Илия!
Среди благотворителей храма, кроме Мамаева, известен Царскосельский мещанин Леонид Лохов, пожертвовавший в 1896 г. деньги на приобретение евангелия. Крестьянин дер. Раменье Михаил Иванов и крестьянин Иван Васильев Росказ были в разное время старостами храма. В существовавшей в Суглицах земской школе учили детей Василий Милонравов (позже стал диаконом) и Алексей Якушев.
В середине XIX века, перед реформами Александра-II, журавлевские крестьяне пр