храм в горетово можайского района расписание служб
Храм в горетово можайского района расписание служб
14322, Московская область, Можайский район, дер.Горетово пансионат «Бестужево»
Телефон: +7 (916) 807-42-24
Проезд общественным транспортом:
1.А/с Можайск, авт. 31, 37, 44 до ост. Горетово. 2. На автомобиле по дороге Можайск-Поречье до знака окончание населенного пункта «Горетово», левый поворот. Далее около 600 м прямо вдоль кладбища, деревни до правого поворота. Через 150 м дорога заканчивается у ворот Дома отдыха. Храм расположен справа от аллеи ведущей от ворот(около 400м), за флигелем.
Старинное село Горетово расположено на берегу Москвы-реки примерно в 20 км от Можайска и 10 км от Бородина. Первое упоминание о нем восходит к 1404 году, когда некая Феодосия Филиппова передала село своему приемному сыну Тимошке. До 1768 года Горетово составляло одно владение с соседним Глазовым. В Смутное время, в 1608 году, поляки сожгли село вместе с деревянным Никольским храмом. С тех пор в Дворцовых волостях числилась пустошь Горетова. Она была заселена лишь в 1679 году: крестьяне Звенигородского уезда поставили здесь 4 двора, и пустошь стала деревней. В 1685 году ее передали в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, который построил здесь деревянную Троицкую церковь с приделом Николая Чудотворца. Церковь освятили 24 мая 1687 года, а спустя 10 лет сын Ивана Алексеевича Платон подал прошение о разрешении построить в Горетове каменный храм.
Новый храм был одноглавым, восьмерик на четверике, со ступенчатыми тромпами 1 в основании восьмерика. Декор стен выполнен в традициях ХVII века. Освятили его во имя Николая Чудотворца, в память первой церкви.
В 1749 году имения Мусина-Пушкина были конфискованы и пожалованы А. П. Бестужеву-Рюмину, а после его смерти перешли к его племянникам — князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. В 1768 году при разделе имущества Горетово досталось Алексею.
В 1773 году в церкви был произведен ремонт, и при освящении она вновь была переименована в Троицкую, с приделом Николая Чудотворца. Но возможно, переименование произошло в 1820 году, при наследнике князе Петре Алексеевиче Волконском, когда церковь была значительно перестроена: «объем здания был увеличен пристройками, грани восьмерика прорезаны трехчастными окнами. Венчающий карниз, аналогичный завершению стен флигеля, люкарны 2 на сомкнутом своде и расписной «под руст» 3 барабан внесли в облик памятника черты зрелого классицизма» («Памятники архитектуры Московской области», т. 3). Вместо Ирининского был устроен придел во имя митрополита Петра.
П. А. Волконский был рачительным хозяином: он не ограничился переделкой храма, но построил усадебный дом и перевел в село свой уксусный завод из Москвы. Однако его наследник сын Дмитрий быстро разорил имение и заложил в Опекунский совет. Проценты вовремя не заплатили, и в 1852 году имение было продано с аукциона генерал-майорше Ольге Ивановне Бартоломеус, которая долго владела селом и, как и ее муж Иван Иванович, была погребена у Троицкой церкви.
На грани XIX и XX веков приход храма состоял из 316 дворов, 1028 душ мужского и того же числа женского пола — жителей сел Хотилово, Авдотьино, Старое, Новое, Зарецкое, Овчинниково.
В советское время храм был закрыт. Сохранились документы тех лет. Так, 7 августа 1933 года Георгий Федорович Барков, которого Троицкая община уполномочила ходатайствовать о возвращении церкви верующим, направил в Московский Совет следующее заявление: «Община верующих в своем заявлении по делу храма, поданном в Московский Совет, забыла упомянуть, что в общину верующих для исполнения пастырских обязанностей священник был уже назначен, о чем считаю необходимым предупредить Совет и прошу настоящее заявление приложить к делу».
13 августа уполномоченный Барков писал секретарю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: «Означенная религиозная община лишилась в марте месяце с. г. священника по определению суда ОГПУ, одновременно с этим пред. сельсоветом произвел опись церковного имущества и взял ключи от храма от председателя церковного совета без ведома прочих членов и храм запер. Председатель сельсовета не раз предлагал ключи обратно пред. церк. совета, то кому-либо из членов, но без описи церк. имущества.
Принять имущество церкви без описи, написанной в свое время пред. сельсовета, из-за страха ответственности не решается ни пред. церк. совета, ни кто-либо из членов. В настоящее время 13.VIII.1933 пред. сельсовета заявил, что в 2-недельный срок будет хлопотать о разрешении открыть в храме клуб.
В нашей общине с лишком 4000 душ, и храм наш удовлетворял все потребности религиозные 8-ми селений общины, а сейчас, обращаясь с религиозными потребностями по чужим храмам, община страдает: ей часто отказывают в требоотправлениях, что верующих чрезвычайно огорчает.
Налоги на наш храм уплачивались общиной исправно. Недоразумений никогда не было.
Члены церковного совета Колбасов Лаврентий Герасимович, Морозов Владимир, Смурова Наталья, Бурмистрова Аграфена зарегистрированы в Можайском РИКе. Возбудили 27 июля ходатайство перед Можайским РИКом об открытии храма. Ответа нет. Подали заявление в МОСО 1 августа. МОСО направило все дело о храме села Горетова в ЦИК, где нам 3 августа ответили, что дело означенное ЦИКом еще не получено.
Вновь ходатайствуем перед ВЦИКом дать предписание выдать ключи и сдать церк. имущество церковному совету».
4 ноября того же года председатель сельсовета Шабанов направил письмо на имя Председателя Президиума ЦИК СССР (орфография подлинника сохраняется): «Горетовский с/сов просит Вас дать ответ что причина того что до сих пор мы не получаем никакого постановления на посланный Вам материал о закрытии и передачи церквы при селе Горетове к Вам направляется тов. Березин по данному мы просим Вас с ним прислать объяснение в чем дело а то у нас молодеж настойчево требовает когда же нам разрешат данное помещение не где нам развернут работу драм кружков и культурно обслужить наши колхозы с читаю что вы на мою прозьбу ни откажите и дадите точное объяснение причем прилагаю выписку пленума и копию постановления собрания молодежи».
В выписке из протокола расширенного пленума горетовского сельсовета от 25 января значилось: «В присутствии 42 чел. Слушали: о закрытии и передачи церковного помещения под просимые цели (клуб).
Ввиду того что церковь ни функцинирует с февраля месяца 1933 г. никакой службы в церкви не происходит и помещение приходит уже в негодное состояние. Осыпается краска, штукатурка и требует скорейшего ремонта, кроме того вся молодеж каковой у нас насчитывается более 150 человек настойчево просящие от местных и районных организаций удовлетворения выше изложенной прозьбы т-к подходящего под клуб помещения не имеется.
Общество верующих от церкви отказалось, церковный совет распался, о чем был направлен к вам материал (протокол). В данный момент культурное обслуживание молодежи и колхоза в целом, не смотря на то, что имеется два драмматических кружка в которых насчитывается 70 чел. из-за отсутствия помещения работа тормозится. А поэтому просим комиссию культа при президиуме ВЦИКА утвердить решение Можайского райисполкома, Президиума Моск. т. к. жалоб от верующих не поступало. А по сему просим скорейшего разрешения и передачи данного помещения под клуб».
Выписка из протокола заседания горетовской с/х артели от 2 февраля гласила: «Слушали: О закрытии Горетовской церкви и передаче таковой под культурный очаг.
Постановили: Церковь закрыть и означенное здание передать под культурный очаг».
Здание Троицкой церкви в советское время лишилось колокольни и трапезной, основной объем переделан, устроены межэтажные перекрытия. Сохранившийся каменный флигель был построен в начале XIX в., в усадьбе тогда имелись также двухэтажный деревянный дом, службы, оранжерея, кожевенный, кирпичный и винокуренный заводы, пруды (соединенные каналом), плодовые сады.
В наше время «Можайское море» подходит к самым ступеням флигеля, часть усадьбы ушла на дно водохранилища. От усадебных строений сохранилось перестроенное здание служб.
Уже в наше время началось восстановление Троицкого храма в с. Горетове.
Храм Троицы Живоначальной в Горетово
Официальный приходской сайт
Храм Троицы Живоначальной в Горетово
Контактная информация
В 1685 г. по именному указу Горетово получил окольничий Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Ему велели выстроить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и прирубить церковь Николая Чудотворца.
И.А.Мусин-Пушкин был женат на племяннице Патриарха Иоакима, Мавре Тимофеевне Савеловой. 24 мая 1687 г. Патриарх Иоаким во время посещения Можайска освятил церковь в селе Горетово и некоторое время жил в покоях Мусина-Пушкина.
Граф и тайный советник Платон Иванович Мусин-Пушкин построил вновь каменную церковь во имя Животворящей Троицы с приделами Николая Чудотворца и мученицы Ирины в 1733 г. 27 июля 1737 г. архимандрит Лужецкого монастыря Дионисий подписал указ об освящении церкви.
В 1749 г. село было пожаловано государственному канцлеру графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.
В 1890 г. усадьба принадлежала потомственной почетной гражданке Анфисе Федоровне Бутиковой. Она попечительствовала над местной школой, в которой был законоучителем священник Михаил Федорович Марков. Здание Троицкой церкви, возведенное в 1730 г., перестраивалось.
В советское время храм лишился колокольни и трапезной, основной объем переделан: пробиты новые окна, устроены межэтажные перекрытия. Сейчас храм используют службы дома отдыха.
Контакты
Обратная связь
Форма обратной связи
Помощь храму
С благодарностью примем посильное пожертвование по нашим реквизитам:
Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и Всея Руси храма Успения Пресвятой Богородицы в с.Мышкино, Московской области, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Сокращенное наименование: Р.О.»Подворье Патриарха Моск. и Вся Руси хр. Успения Пресвятой Богородицы в с.Мышкино, М.О. Рус. Прав-ной Церкви (Москов. Патриар.)»
Юридический адрес: 103287, Москва, 2-я Хуторская улица, д.40
Р/с №40703810800000000250 в АКБ «Первый инвестиционный» (ЗАО) г.Москвы
Кор.счет 30101810900000000408
БИК 044525408
ИНН 7713287528
КПП 771301001
ОКПО 55280392
ОКОНХ 98700
ЕГРН 1037739397376
В назначении платежа просьба указать: «Благотворительные пожертвования на ведение уставной деятельности для храма Живоначальной Троицы в с.Горетово. НДС не облагается.»
Проезд до храма
Координаты
На автомобиле:
Из Москвы ехать по Минскому шоссе до г.Можайск. С трассы лучше сворачивать на старое Можайское шоссе около памятника «самолет». Далее до центрального перекрестка в Можайске. Перед ним будет указатель правого поворота на Поречье. Ехать по направлению в Поречье до села Горетово. В конце села поворот налево по указателю на храм. При подъезде к железным воротам пансионата сказать, что Вы в храм.
Своим ходом:
Из Москвы до храма можно добраться на электричке белорусского направления.
Выйдя на станции Можайск, необходимо повернув направо (по ходу из Москвы) пересечь (3мин) ж/д пути по пешеходному мосту свернув налево (240м).
Здесь же на площади будет автостанция. Подходят автобусы (№44, №31, №37) до Бестужево, Горетово, Мышкино, Поречье, Дор.
На автобусе нужно доехать до остановки Бестужево, это следующая после Горетово (ехать примерно 40 мин).
Напротив остановки будет указатель на храм (поворот налево).
Идти по направлению от дороги к реке по Лесной ул. около 1.5 км до железных ворот усадьбы. На охране сказать, что Вы в храм.
Чтобы попасть на вечернее богослужение в лучше всего воспользоваться:
14:43 Савёлово → 16:46 Можайск [поездом с белорусского вокзала]
17:20 Автовокзал → 17:56 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
17:56 Бестужево → 18:15 храм [20 мин пешком]
Подробнее:
У вас будет около 30 минут до отправления 44-автобуса до Бестужево в 17:20
Идти до храма 20 мин пешком. Доберетесь через четверть часа после начала богослужения в 18:00
Также:
14:26 Москва → 16:03 Можайск [скорым поездом с белорусского вокзала ежедневно]
16:10 Автовокзал → 16:46 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
16:46 Бестужево → 17:05 храм [20 мин пешком]
Подробнее:
ВСЕГО 7 минут между прибытием поезда в 16:03 и отправлением 44-автобуса до Бестужево в 16:10
Следующий после 16:10 автобус до Бестужево-Горетово в 17:20.
37-автобус до Чернево в 17:40 так же довезет вас до Бестужево-Горетово, но вы опоздаете минут на 40.
Чтобы попасть на литургию в выходные лучше всего воспользоваться:
Также:
06:18 Москва → 08:20 Можайск [следующим поездом с белорусского вокзала ежедневно]
08:40 Автовокзал → 09:16 Бестужево-Горетово [44-автобусом]
09:16 Бестужево → 09:35 храм [20 мин пешком]. Начало богослужения в 08:30.
Подробнее:
У вас будет около 18 минут до отправления 44-автобуса до Бестужево в 08:40
Идти до храма 20 мин пешком. Опоздаете к литургии почти на 40 минут.
История храма в с.Горетово
Старинное село Горетово расположено на берегу Москвы-реки примерно в 20 км от Можайска и 10 км от Бородина. Первое упоминание о нем восходит к 1404 году, когда некая Феодосия Филиппова передала село своему приемному сыну Тимошке. До 1768 года Горетово составляло одно владение с соседним Глазовым. В Смутное время, в 1608 году, поляки сожгли село вместе с деревянным Никольским храмом. С тех пор в Дворцовых волостях числилась пустошь Горетова. Она была заселена лишь в 1679 году: крестьяне Звенигородского уезда поставили здесь 4 двора, и пустошь стала деревней. В 1685 году ее передали в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, который построил здесь деревянную Троицкую церковь с приделом Николая Чудотворца. Церковь освятили 24 мая 1687 года, а спустя 10 лет сын Ивана Алексеевича Платон подал прошение о разрешении построить в Горетове каменный храм.
Новый храм был одноглавым, восьмерик на четверике, со ступенчатыми тромпами 1 в основании восьмерика. Декор стен выполнен в традициях ХVII века. Освятили его во имя Николая Чудотворца, в память первой церкви.
В 1749 году имения Мусина-Пушкина были конфискованы и пожалованы А. П. Бестужеву-Рюмину, а после его смерти перешли к его племянникам — князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. В 1768 году при разделе имущества Горетово досталось Алексею.
П. А. Волконский был рачительным хозяином: он не ограничился переделкой храма, но построил усадебный дом и перевел в село свой уксусный завод из Москвы. Однако его наследник сын Дмитрий быстро разорил имение и заложил в Опекунский совет. Проценты вовремя не заплатили, и в 1852 году имение было продано с аукциона генерал-майорше Ольге Ивановне Бартоломеус, которая долго владела селом и, как и ее муж Иван Иванович, была погребена у Троицкой церкви.
На грани XIX и XX веков приход храма состоял из 316 дворов, 1028 душ мужского и того же числа женского пола — жителей сел Хотилово, Авдотьино, Старое, Новое, Зарецкое, Овчинниково.
В советское время храм был закрыт. Сохранились документы тех лет. Так, 7 августа 1933 года Георгий Федорович Барков, которого Троицкая община уполномочила ходатайствовать о возвращении церкви верующим, направил в Московский Совет следующее заявление: «Община верующих в своем заявлении по делу храма, поданном в Московский Совет, забыла упомянуть, что в общину верующих для исполнения пастырских обязанностей священник был уже назначен, о чем считаю необходимым предупредить Совет и прошу настоящее заявление приложить к делу».
13 августа уполномоченный Барков писал секретарю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: «Означенная религиозная община лишилась в марте месяце с. г. священника по определению суда ОГПУ, одновременно с этим пред. сельсоветом произвел опись церковного имущества и взял ключи от храма от председателя церковного совета без ведома прочих членов и храм запер. Председатель сельсовета не раз предлагал ключи обратно пред. церк. совета, то кому-либо из членов, но без описи церк. имущества.
Принять имущество церкви без описи, написанной в свое время пред. сельсовета, из-за страха ответственности не решается ни пред. церк. совета, ни кто-либо из членов. В настоящее время 13.VIII.1933 пред. сельсовета заявил, что в 2-недельный срок будет хлопотать о разрешении открыть в храме клуб.
В нашей общине с лишком 4000 душ, и храм наш удовлетворял все потребности религиозные 8-ми селений общины, а сейчас, обращаясь с религиозными потребностями по чужим храмам, община страдает: ей часто отказывают в требоотправлениях, что верующих чрезвычайно огорчает.
Налоги на наш храм уплачивались общиной исправно. Недоразумений никогда не было.
Члены церковного совета Колбасов Лаврентий Герасимович, Морозов Владимир, Смурова Наталья, Бурмистрова Аграфена зарегистрированы в Можайском РИКе. Возбудили 27 июля ходатайство перед Можайским РИКом об открытии храма. Ответа нет. Подали заявление в МОСО 1 августа. МОСО направило все дело о храме села Горетова в ЦИК, где нам 3 августа ответили, что дело означенное ЦИКом еще не получено.
Вновь ходатайствуем перед ВЦИКом дать предписание выдать ключи и сдать церк. имущество церковному совету».
4 ноября того же года председатель сельсовета Шабанов направил письмо на имя Председателя Президиума ЦИК СССР (орфография подлинника сохраняется): «Горетовский с/сов просит Вас дать ответ что причина того что до сих пор мы не получаем никакого постановления на посланный Вам материал о закрытии и передачи церквы при селе Горетове к Вам направляется тов. Березин по данному мы просим Вас с ним прислать объяснение в чем дело а то у нас молодеж настойчево требовает когда же нам разрешат данное помещение не где нам развернут работу драм кружков и культурно обслужить наши колхозы с читаю что вы на мою прозьбу ни откажите и дадите точное объяснение причем прилагаю выписку пленума и копию постановления собрания молодежи».
В выписке из протокола расширенного пленума горетовского сельсовета от 25 января значилось: «В присутствии 42 чел. Слушали: о закрытии и передачи церковного помещения под просимые цели (клуб).
Ввиду того что церковь ни функцинирует с февраля месяца 1933 г. никакой службы в церкви не происходит и помещение приходит уже в негодное состояние. Осыпается краска, штукатурка и требует скорейшего ремонта, кроме того вся молодеж каковой у нас насчитывается более 150 человек настойчево просящие от местных и районных организаций удовлетворения выше изложенной прозьбы т-к подходящего под клуб помещения не имеется.
Общество верующих от церкви отказалось, церковный совет распался, о чем был направлен к вам материал (протокол). В данный момент культурное обслуживание молодежи и колхоза в целом, не смотря на то, что имеется два драмматических кружка в которых насчитывается 70 чел. из-за отсутствия помещения работа тормозится. А поэтому просим комиссию культа при президиуме ВЦИКА утвердить решение Можайского райисполкома, Президиума Моск. т. к. жалоб от верующих не поступало. А по сему просим скорейшего разрешения и передачи данного помещения под клуб».
Выписка из протокола заседания горетовской с/х артели от 2 февраля гласила: «Слушали: О закрытии Горетовской церкви и передаче таковой под культурный очаг.
Постановили: Церковь закрыть и означенное здание передать под культурный очаг».
1 Треугольные нишеобразные своды, применяемые как переходная конструкция от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному верхнему.
2 Оконные проемы в чердачной крыше или купольном покрытии.
3 Рустика (от лат. rusticus — простой, грубый) — облицовка стен камнями с грубоколотой или выпуклой лицевой поверхностью (рустами) либо имитирующая ее рельефная кладка.
Церковь Святой Троицы Села Горетово.
Село Горетовское упоминается еще в XV в. В 1404 г. это село с деревнями Федосья Филиппова отказала своему приемышу Тимошке, и 14 июня 1404 г. митрополит Киприан утвердил отказную. В Горетове издавна стояла церковь Святителя Николая. Село и деревянная церковь во имя Николая Чудотворца были сожжены в 1608 г., и Горетово стало пустошью.
В 1685 г. по именному указу деревни Горетово, села Абрамово и Милятино отданы из дворцовых в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Ему велено выстроить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и прирубить церковь Николая Чудотворца.
В 1686 г., июля 10 дня, указом Святейшего Патриарха Иоакима велено церковь освятить.
В 1710 г. священником был Евгений Кузьмин. В 1715 г. из с. Богородское переведен Игнатий Савинов.
И.А. Мусин-Пушкин был женат на племяннице патриарха Иоакима, Мавре Тимофеевне Савеловой, ее отец владел селами Сивково и Бородино. 24 мая 1687 г. патриарх в своем можайском походе освятил церковь в с. Горетово и некоторое время жил в покоях Мусина-Пушкина. По смерти последнего в 1730 г. селом владел его сын, граф и тайный советник Платон Иванович.
Он подал прошение: «В селе Горетове церковь во имя Святой Троицы деревянная ветха, и служить в ней невозможно, а ныне желаю я поставить вновь каменную церковь во имя Животворящей Троицы с приделами Николая Чудотворца и мученицы Ирины». 20 ноября 1733 г. выдан указ о строении каменной церкви, а 27 июля 1737 г. указ архимандрита Лужецкого монастыря Дионисия об ее освящении (церковь перестраивалась в 1773 г., в 1820 г. была пристроена колокольня, в XIX в. построена каменная ограда с угловыми башнями). Граф был обязан своим возвышением А.П. Волынскому, с которым был дружен, и с падением его попал в опалу и сам. В 1740 г. он был лишен чинов, орденов, графского достоинства и по вырезании языка сослан в Соловецкий монастырь, его вотчины отписаны в Дворцовое ведомство.
В 1749 г. его села пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766), блестящему дипломату и ловкому царедворцу, с 1744 г. государственному канцлеру, в течение 14 лет определявшему внешнеполитический курс Российской империи.
В 1757 г., во время тяжелой болезни императрицы Елизаветы, он самовольно вызвал с фронтов Семилетней войны армию фельдмаршала Апраксина, опасаясь воцарения Петра III (оно означало крах всей политики Бестужева, основанной на союзе с Австрией, а Петр III находился под сильным влиянием прусского короля Фридриха II). Ему же принадлежал план устранения Петра III и воцарения Екатерины II. Но Елизавета выздоровела и, разгневанная, 27 февраля 1758 г., лишив всех чинов и знаков отличия, выслала его в Горетово.
15 декабря 1761 г. умерла его жена. В ссылке он написал книгу «Утешение христианина в несчастии».
В 1763 г. его возвратили из ссылки, вернули чины и ордена. Он просил о пересмотре его дела и был оправдан.
Завоеватели, шедшие к Москве, неизменно проходили через можайскую землю. Отрывок из документа времен Отечественной войны 1812 г.: «Вотчины его сиятельства князя Петра Алексеевича Волконского села Горетово Заретской слободы крестьянин Кондратий Кондратьев в 1812 г. за веру, верность и отечество, собрав 6000 крестьян из собственной и других своего помещика деревень и окрестных сел, как то Горетова, Глазова, Мышкина, Болычева, Милятина, Грибова, Клементьева. встретил неприятеля в 8 верстах от Бородинского сражения и мужественно повсюду поражал французов, в одной Горетовской волости положил 1600 человек».
У них были собственные деревянные дома, стоявшие на церковной земле.
В 1840 г. в Троицком храме служил священник Петр Дмитриевич Прытков, сын причетника.
В 1800 г. из низшего отделения Звенигородского Духовного училища определен в Московской округи с. Куртасово к Воскресенской церкви в пономари.
В 1803 г. переведен Звенигородской округи в с. Колычево в пономари с посвящением в стихарь.
В 1809 г. произведен во диакона Клинской округи в с. Спасское к церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста.
В 1823 г. посвящен во священника Дмитровской округи в с. Чернеево к церкви Великомученика Димитрия Солунского.
В 1830 г. переведен Рузской округи в с. Мытники к Христорождественской церкви.
Впоследствии Горетово перешло к потомкам Алексея Ивановича Бартоломея. Брат Федора Ивановича, генерал-лейтенант Алексей Иванович Бартоломей (1784-1839), был женат на Александре Николаевне, урожденной графине Дивьер. Службу начал унтер-офицером в 1798 г., через несколько месяцев произведен в прапорщики. В 1802 г. переведен в 3-й егерский полк. Участвовал в кампании с французами 1805 г. Отличился в 1806-1807 гг. при Пултуске, Прейсиш-Эйлау.
21 апреля 1807 г. назначен адъютантом к главнокомандующему русскими войсками генералу Л.Л. Беннигсену. Сражался при Гейльсберге, Фридланде. В начале 1808 г. переведен в лейб-гвардии Егерский полк. С открытием военных действий в Финляндии принял участие в боях при Иорисе и Куопио.
В октябре 1808 г. назначен адъютантом к ревельскому генерал-губернатору принцу Голштейн-Ольденбургскому.
В 1812 г., находясь в должности адъютанта, принял участие в сражениях под Витебском, Смоленском, в Бородинской битве, в боях при Тарутине и Малоярославце. За отличие, проявленное во время заграничных походов русской армии, был назначен 13 сентября 1813 г. флигель-адъютантом императора Александра I. «Битва народов» под Лейпцигом принесла ему чин генерал-майора (6 октября 1813 г.). Участвовал в походе во Францию, сражался под Суассоном, Краоном, Лаоном и под Парижем, при взятии которого штурмовал Монмартрские высоты. 29 августа 1814 г. назначен командиром бригады 14-й пехотной дивизии, на следующий год был отправлен в отпуск по болезни. Александр I, по личному ходатайству М.Б. Барклая-де-Толли, назначил Бартоломея командиром бригады в 4-ю пехотную дивизию.
В 1826 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром 9-й пехотной дивизии. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., при штурме крепости Шумлы получил тяжелую рану в висок. Принимал участие в подавлении польского восстания 1830-1831 гг.
15 октября 1834 г. из-за расстроенного здоровья назначен состоять по армии (т.е. без конкретного назначения). Похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге. Сын Алексея Ивановича, генерал-лейтенант Иван Алексеевич Бартоломей (1813-1870), был известным нумизматом (собрал первую в мире коллекцию арзакидских и сассанидских монет). Он воспитывался в школе гвардейских подпрапорщиков, в 1833 г. вышел в офицеры гвардейского егерского полка.
В 1850 г., в чине капитана, отправился на Кавказ, за отличие в экспедиции в Большую Чечню, где он был ранен, произведен в полковники.
В 1853 г. послан с дипломатическим поручением в тогда еще независимую Сванетию, которая в результате переговоров вошла в состав Российской империи. Описал поездку в статье «Поездка в вольную Сванетию», опубликованную в «Записках» Кавказского отдела географического общества. Во время войны 1853-1856 гг. командовал отрядом, оборонявшим границу Абхазии, потом послан в Тегеран, после чего ему было поручено усмирить курдские племена при р. Араксе. В1856 г. назначен командиром передового отряда левого крыла Кавказской армии. За взятие крепости Цандаг произведен в генерал-майоры.
С 1860 г. до кончины служил в Тифлисе.
В 1860-х гг. усадьбой владел Иван Иванович Бартоломей, проживавший в Петербурге.
В 1868 г. в Горетово начала занятия школа, устроенная Можайским Благотворительным обществом.
Первою преподавательницею в школу приглашена домашняя учительница баронесса Анна Николаевна Клодт, занимавшаяся много лет в Виленском учебном округе, но которая не могла ответить на все требования новой школы как по своим преклонным летам, так и потому, что новые методы преподавания, как звуковой метод, предметные уроки и более толковое объяснительное чтение, были ей не только неизвестны, но казались даже неудобоприменимыми и нежелательными.
За время существования школы в ней училось 439 человек, в число которых вошли и мальчики и девочки, за последние два года 15 человек получили свидетельства на получение льготы при отбывании воинской повинности».
В 1890 г. в селе была усадьба потомственной почетной гражданки Анфисы Федоровны Бутиковой. Она попечительствовала над местной школой, в которой был законоучителем священник Михаил Федорович Марков.
В 1911 г. усадьба принадлежала А.И. Зиминой.
В клировой ведомости 1916 г. сказано, что церковь построена в 1773 г. тщанием князя Алексея Никитича Волконского и его супруги Маргариты Иродионовны. В церкви было три престола: Животворящей Троицы, Святителя Николая Чудотворца, Петра митрополита. Штат состоял из священника, диакона и псаломщика. Жалование положено 550 руб. всему причту. Были и другие источники доходов.
В 1773 г. при князе Алексее Николаевиче Волконском церковь была возобновлена и вновь освящена.
В 1822 г. его сын Петр Алексеевич устраивает с северной стороны придел Петра митрополита. В последние годы здание неоднократно ремонтировалось, последние работы относятся к 1902 г.
В 1905 г. в с. Горетове была открыта школа грамоты. Она помещалась в наемном здании. Местное население в школе нуждалось, это видно из того, что к 1 января 1909 г. в горетовской школе грамоты было 50 человек учащихся. Заведующим школой состоял священник Михаил Михайлович Марков. Он же заведовал открывшейся в 1902 г. в д. Хотилово (в приходе церкви с. Горетово) школой грамоты. Школа помещалась в наемном здании. Учащихся к 1 января 1909 г. было ^человек. Попечителем школы с открытия состоял местный крестьянин Александр Николаевич Бабаев.
В 1916 г. землями владел князь Петр Александрович Ливен (1877-1943). В приходе имелись школы: авдотьинская и горетовская церковно-приходские школы и Троицкая хотиловская и перещаповская земская. Церковные школы помещались в наемных домах, на содержание Авдотьинского и Горетовского обществ отпускалось в год 159 руб. В 1916 г. обучалось 52 мальчика и 42 девочки.
В 1905-1907 гг. проходил должность учителя церковно-приходской школы в Гуслицком округе Богородского уезда. Здесь он познакомился со своей будущей женой, также сельской учительницей Елизаветой Матвеевной Преображенской, дочерью священника церкви с. Рудня того же уезда. В 1909 г. Михаил Марков был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Горетово, на место недавно скончавшегося отца. Отец Михаил состоял заведующим авдотьинской и горетовской церковно-приход-ских школ (с 1909 г.). Состоял членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. Был на епархиальных съездах депутатом от благочиния в 1912-1916 гг.
В 1915 г. награжден набедренником. В1916 г. о. Михаилу было 35 лет. Жена Елизавета Матвеевна, род. 1884, дети: Елизавета, род. 1911, Николай, род. 1913. Старостой храма был крестьянин Матвей Данилович Данилов, в должности с 1916 г., 67 лет.
В 1916 г. в с. Горетово о. Михаилу Маркову помогали в служении диакон Михаил Флегонтович Кондорский, 56 л., псаломщик Александр Никанорович Успенский, 29 лет. К приходу с. Горетова относились также школы в д. Авдотьино и д. Перещапово. В д. Авдотьино школа грамоты открыта в 1900 г. Школа помещалась в наемном, с квартирой для учителя, здании. Учащихся к 1 января 1909 г. было 11 человек. Заведующим был священник М.М. Марков. Попечителем с 1900 г. был местный крестьянин Е. Егоров.
В д. Перещапово школа грамоты была также открыта в 1900 г. Школа помещалась в наемном здании с квартирой для учителя. Учащихся к 1 января 1909 г. числился 21 человек. Заведующим был священник М.М. Марков.
В 1916 г. при Троицком храме проживали сиротствующие: жена умершего священника Мария Ивановна Маркова, 55 л., и ее дети: Александр Михайлович Марков, 36 л., законоучитель церковно-приходской школы, Леонид Михайлович Марков, 36 л., находился на излечении в Покровской психиатрической лечебнице Подольского уезда, дочь Фелицата Михайловна Маркова, 21г. Вдова священника жила в собственном доме на церковной земле.
В 1933 г. власти приняли решение о закрытии Троицкого храма. Церковный совет по наставлению священника начал сбор подписей в защиту церкви от закрытия. 11 марта 1933 г. священник Михаил Марков был арестован и заключен в Можайскую тюрьму.
22 апреля 1933 г. «тройка» ОГПУ приговорила о. Михаила к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а 29 апреля 1934 г. постановление было изменено: на оставшийся срок заключения отец Михаил был выслан этапом в ссылку в Казахстан.
Отбыв срок ссылки, о. Михаил вернулся в с. Горетово. 25 апреля 1937 г. он был назначен служить в Преображенскую церковь в с. Горячкино Можайского района.
29 ноября 1937 г. о. Михаил был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. 4 декабря он был допрошен.
7 декабря 1937 г. о. Михаила приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был направлен по этапу в Мариинские лагеря в Сибири, прибыл на место совершенно больным и 16 июня 1938 г. скончался.
Здание Троицкой церкви в советское время лишилось колокольни и трапезной, основной объем переделан, устроены межэтажные перекрытия. Сохранившийся каменный флигель был построен в начале XIX в., в усадьбе тогда имелись также двухэтажный деревянный дом, службы, оранжерея, кожевенный, кирпичный и винокуренный заводы, пруды (соединенные каналом), плодовые сады.
В наше время «Можайское море» подходит к самым ступеням флигеля, часть усадьбы ушла на дно водохранилища. От усадебных строений сохранилось перестроенное здание служб.
Уже в наше время началось восстановление Троицкого храма в с. Горетове.
Статья прот. Олега Пэнэжко
из книги «Город Можайск. Храмы Можайского района»,
г.Владимир, 2007 г.,
в сокращении.