храм в готическом стиле в москве
Московская готика: где в столице расположены шедевры готической архитектуры
Стрельчатые арки, башни и высокие шпили: средневековая Европа подарила нам один из самых красивых архитектурных стилей. Ради первого знакомства с ним необязательно лететь в Германию или Францию — для начала предлагаем прогуляться по любимому городу, который тоже не обошла стороной европейская любовь к готике. Time Out показывает самые интересные из московских готических строений и разбирается, как они оказались в столице России.
Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Адрес: Малая Грузинская ул., 27/13
Начать, разумеется, стоит с самого крупного католического собора в стране. В конце XIX века Европу охватила ностальгия по Средневековью: один за другим стали появляться неоготические соборы и усадьбы, которые отлично вписались в мрачную викторианскую эстетику. Московский собор Непорочного зачатия появился на свет уже на закате этой эпохи, но еще в Российской империи – его построили, чтобы вместить растущее количество московских католиков.
В 1930-х собор был закрыт в ходе борьбы советской власти с религиозными организациями. Его реликвии были разграблены, а интерьеры изменены под склады и жилые помещения для рабочих. Поступало предложение оборудовать в здании зал органной музыки, но этого так и не произошло. Какое-то время собор стоял заброшенным, и лишь в 1990-х его снова вернули католической церкви. Ему предстояла серьезная реставрация: после войны и перепланировки под нужды советских властей собор напоминал хорошо сохранившиеся руины с кучей мусора, ржавчиной, зарослями и без шпилей. Он был успешно восстановлен, пусть и не в том же самом виде, который имел до революции.
Англиканская церковь Святого Андрея
Адрес: Вознесенский пер., 8/5
Единственная англиканская церковь в городе тоже построена в стиле викторианской неоготики – кусочек старой Англии в центре Москвы. В середине XIX века здесь стояла небольшая британская часовня, однако разросшаяся англиканская община направила письмо в Лондон с просьбой строительства новой, более вместительной.
Так появилась церковь Святого Андрея – покровителя Шотландии, ведь именно шотландцы составляли большую часть общины в столице.
Советская эпоха пощадила здание церкви: оно успешно дожило до наших дней, успев послужить складом, общежитием и даже студией звукозаписи знаменитой «Мелодии» — в церковном зале была прекрасная акустика. После распада СССР здесь возобновили служения, а затем церковь вернули англиканской общине. Произошло это по личной просьбе британской королевы Елизаветы II во время ее визита в Москву в 1994 году.
Мы любим сказки, даже когда становимся взрослыми – а нет лучшего сказочника, чем большой и очень старый город. Time Out, походив по златой цепи московской архитектуры, нашел пять зданий, история которых тесно связана с детством, красотой и ожиданием чуда.
Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла
А вот и пример классической немецкой неоготики: главный собор региональной евангелическо-лютеранской церкви. Его история начинается в XIX веке, когда лютеранская община выкупила дом Лопухиных и решила перестроить его под церковь. То здание не имело с готикой ничего общего и напоминало все ту же усадьбу в стиле классицизма с куполом и крестом наверху. Уже в середине века его снова перестроили: теперь прихожан встречала строгая белоснежная церковь с остроконечными башнями. Но и на этом история изменений собора не закончилась, и в начале XX века он снова трансформировался – на этот раз в тот вид, который мы знаем сегодня.
В советские годы в здании собора работал кинотеатр. Студия «Диафильм», которой его передали, полностью изменила интерьер и разобрала шпиль. Но, как и в случае с предыдущими двумя церквями, в 90-е годы собор Святых Петра и Павла снова стал собирать верующих под своей крышей. Реставрационным работам помогли дореволюционные фотографии: по ним восстановили шпиль, окно-розу и западный фасад.
Еще одна важная деталь средневекового декора – фигуры рыцарей в доспехах. В Москве такие можно найти на пяти домах. Существует даже легенда, согласно которой рыцари на зданиях охраняют центр города: если расставить все пять адресов на карте и соединить точки между собой, они образуют практически ровное кольцо.
Самый знаменитый дом с рыцарями находится на Арбате, 35. Некоторые зовут это здание «Арбатским замком», а поэт Евгений Агранович даже написал про него стихотворение «Последний рыцарь на Арбате». На самом деле это доходный дом Филатовой, построенный, как и все дома с рыцарями, в начале XX века. Сейчас в этом здании находится Центральный Дом актера.
Другой рыцарь наблюдает за прохожими со стены дома 11 на переулке Гусятникова. Увидеть его проще, чем остальных: он расположен между вторым и третьим этажами. Это бывший доходный дом Эпштейна, в котором сейчас находится Федеральный кадастровый центр.
На Большой полянке, 54 стоит доходный дом Якова Демента. Как и два предыдущих дома, его спроектировал архитектор Валентин Дубовский. И хотя здание сочетает в себе несколько разных стилей, под его крышей, рядом со статуей рыцаря, красуется готическое окно-роза. Когда-то давно рыцарей было двое, но до наших дней дожил лишь один. Сейчас в этом доме арендуют офисы несколько разных организаций.
Еще один дом с рыцарями находится по адресу Садовая-Самотечная, 2. Это доходный дом Шугаевой, сегодня он служит тем же целям, для которых и был построен сто лет назад: на первом этаже располагаются магазины, а наверху – жилые квартиры.
Наконец, на улице Пречистенка, 13 стоит пятое «рыцарское» здание, бывшее в дореволюционные годы доходным домом Якова Рекка. Жил в нем родственник ювелира Карла Фаберже, в связи с чем даже ходили слухи, что где-то в доме спрятан тайник с драгоценностями – впрочем, его до сих пор не нашли. Стоит отметить, что в советское время рыцари пропали с фасада дома и были возвращены лишь недавно, после реставрации.
Здание Синодальной типографии
Адрес: ул. Никольская, 15
Это здание, мало чем напоминающее средневековое, тем не менее имеет готические элементы, например, стрельчатые окна и аркатуры, острые шпили. Такой стиль называется русской псевдоготикой: помимо европейского Средневековья в нем присутствуют традиционные славянские орнаменты. Вишенка на торте причудливости этого фасада – рельеф с серпом и молотом, добавленный в советское время и заменивший двуглавого орла.
Кстати, лев и единорог украшают фасад не только ради средневековой стилизации. Это символы Московского печатного двора, которому и принадлежала типография. После революции здание отошло институту, сегодня известному как РГГУ, и принадлежит ему по сей день.
Особняк Зинаиды Морозовой
Адрес: ул. Спиридоновка, 17
Недалеко от Патриарших прудов, посреди советских построек, скромно расположился особняк со всеми признаками средневекового замка – кроме, разве что, размеров. Это неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой, построенная в конце XIX века. Проектировал ее архитектор Федор Шехтель, которому для этого пришлось срочно сдавать экзамены – ему грозило отчисление из училища. Интерьеры же оформлял тогда еще малоизвестный художник Михаил Врубель. Так этот проект стал одной из отправных точек в карьерах двух великих мастеров.
После революции особняк успел послужить продовольственному комитету, был площадкой для выступлений Ленина, сиротским приютом, домом комиссара Максима Литвинова и местом приемов иностранных делегаций. Сейчас там расположено отделение Министерства иностранных дел. Кстати, во время одной из реконструкций в особняке нашли настоящий клад, запрятанный одним из владельцев, с картинами, бюстами и фарфором.
Водонапорная башня в депо имени Ильича
Адрес: ул. Нижняя, 17
Совсем неожиданное готическое сооружение – водонапорная башня начала XX века возле Белорусского вокзала. Ее словно кто-то привез из старого европейского города и оставил среди железнодорожных путей, составов и модульных одноэтажных построек.
Рассказывают, что рядом с башней когда-то была и церковь в том же готическом стиле из того же кирпича, но революцию она не пережила, а фотографий не сохранилось. К слову, в городе таких башен несколько: еще одна находится на станции «Лихоборы», но сохранилась не так хорошо, как первая.
Топ-6 московских зданий в готическом стиле
Столичные улицы украшает немало оригинальных зданий, построенных в готическом стиле. Среди них – старинные англиканские церкви и соборы, особняки именитых купцов, учебные заведения и жилые дома.
В начале XIX века архитекторы охотно прибегали к готическим элементам для стилизации зданий под старину. Готический стиль в архитектуре – это прежде всего арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни, резные детали и многоцветные окна. Стены готических зданий нередко украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории.
Римско-католический собор
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Раньше в Москве было всего два католических костела и москвичи называли их по основной национальности прихожан — польским и французским. Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии считался польским.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Связано это с тем, что долгое время Польша входила в состав Российской империи и в Москве проживало довольно много поляков. В начале 20 века этот гигантский костел на пять тысяч верующих был построен по проекту польского архитектора Богдановича. Он стал самым большим католическим храмом в России. Проект здания включил все традиционные элементы готического храма.
На главном фасаде расположено огромное окно-розетка, стилизованное изображением белой розы — символа непорочности и чистоты. Благодаря целому лесу остроконечных башенок на крыше костел хорошо виден из нескольких районов Москвы.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
На боковом шпиле здания можно обнаружить герб Иоанна Павла II. Он был поляком и единственным славянином в истории, которого избрали папой римским. Иоанн Павел II провел в этом статусе 27 лет и пользовался огромным уважением во всем католическом мире.
В храме находится один из самых крупных органов в мире, который используется на богослужениях и концертах классической музыки.
Здание находится по адресу: Малая Грузинская улица, д. 27-13
Англиканская церковь Святого Андрея
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Англиканская церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке была построена по проекту Ричарда Нила Фримана в викторианском стиле. Здание украшено неоготической красно-кирпичной базиликой с четырьмя остроконечными башенками. Первая служба прошла здесь в 1894 году.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для того, чтобы взглянуть на храм, с визитом в Москве побывала английская королева. Эта церковь стала не только местом молитвы и богослужений, но и центром общественной жизни общины. В здании церкви находились библиотека, комната для собраний, архив. В советские годы собор стал свидетелем страшных событий. С его башни большевики отстреливали войска временного правительства, заливая кровью двор церкви.
Из его хранилища были украдены ценности общины, а самого священника несколько раз заключали в тюрьму, но ему удалось выжить и вернуться в Великобританию. В течение долгого времени здесь не велись службы, а располагалось здание для представителей Финляндии, а позже — студия грамзаписи «Мелодия».
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Восстановили церковь только в 1991 году. В наше время здесь проходят органные концерты, благотворительные мероприятия, ярмарки и службы на английском языке.
Здание находится по адресу: Вознесенский переулок, 8/5 стр. 2.
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Церковь является федеральным памятником архитектуры, возведенным в начале XIX столетия в неоготическом стиле. Собор имеет старейший лютеранский приход в России. Именно на средства общины здание было выкуплено у князей Лопухиных и при финансовой поддержке русского императора Александра I и прусского короля Фридриха перестроено под церковь.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Колокол для башни кафедрального собора был лично подарен кайзером Вильгельмом I. Сегодня храм действующий, здесь проходят концерты органной музыки. В соборе стоит побывать хотя бы раз, чтобы услышать старинный орган, построенный в 1898 году одной из крупнейших германских фирм Вильгельма Зауэра. Замечательная акустика храма подчеркивает возможности инструмента.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Здание находится по адресу: Старосадский переулок, 7/10.
Здание Синодальной типографии
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В XVI веке в древнейшем районе Москвы на Никольской улице был организован древний печатный двор, который впоследствии стал называться Синодальной типографией. В 1815 году для нее было построено монументальное парадное здание. Чтобы подчеркнуть древность этого места, архитектор Мироновский использовал в оформлении здания готические элементы.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Печатный двор украсили резные колонны и изображения мифологических животных. С фасадов на прохожих воззрились львы и единороги. Испокон веков лев считался символом власти, а единорог — строгости и чистоты. Это мифическое существо, ставшее гербом Печатного двора, особенно любил Иван Грозный.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Из готических элементов в здании имеются остроконечные башенки на крыше, аркады между ними, стрельчатые окна и традиционно готические, четырехлепестковые розы. Синодальная типография была крупнейшей в Москве. В период расцвета в ней работало 350 печатников. Сейчас в этом здании находится гуманитарный университет.
Здание расположено по адресу: Никольская, 15.
Особняк Саввы Морозова
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
На рубеже XVI-XX веков многие предприниматели отдавали предпочтение английскому стилю, тогда это считалось респектабельным. Однако богач и оригинал Савва Морозов превзошел всех, построив по проекту архитектора Шехтеля настоящий готический дворец.
Особняк был возведен меценатом для горячо любимой женщины. Савва отбил Зинаиду Морозову у своего племянника и незамедлительно женился на ней. А поскольку любовь была страстной, то и дар должен был быть оригинальным. По всем традициям готики края террасы и водостоки здания украшают горгульи. Особняк и снаружи, и внутри напоминает романтический замок.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Некоторые москвичи считают, что именно этот дом был описан Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Сейчас здесь находится дом приемов Министерства иностранных дел.
Здание расположено по адресу: Спиридоновка, 17.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Самое известное готическое здание столицы — Центральный универсальный магазин — расположено в центре города на углу Петровки и Театральной площади. Огромное здание в семь этажей архитектор Роман Клейн построил для шотландцев Мюра и Мерелиза, давно торговавших в Москве.
Обращение к готической теме было вызвано прежде всего рекламными соображениями. Расчет был верный — гигантское варварское здание, возвысившееся между Большим и Малым театрами, привлекло всеобщее внимание. Москвичи охнули, возмутились и немедленно устремились внутрь.
В помещении их ожидала комната отдыха, справочная, ресторан. Сенсацией стали электрические лифты. В то время торговые помещения выше третьего этажа не возносились и подъемниками их никогда не оборудовали. Основной упор был сделан на продаже готовой женской одежды. Заказать товар по каталогу ЦУМа можно было из любого уголка России.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Горгулий на здании нет, зато его украшает великолепное окно-розетка в готическом стиле. На всем здании присутствует единый объединяющий мотив – четырехлепестковая роза. В 1910 году ЦУМ стал самым крупным магазином в Москве, 80 отделений были заполнены предметами туалета, мебелью, посудой, коврами и игрушками.
После революции здание торгового центра пустовало недолго. Удобные торговые помещения в 1922 году занимает универмаг Мосторга. Во время Великой отечественной войны в просторных помещениях ЦУМа разместили казармы. После войны здание вернули ЦУМу, в 1970-х рядом выросло новое здание, торговая площадь расширилась.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В конце 1990-х здание ЦУМа претерпело капитальный ремонт и реконструкцию, проведенные немецкой фирмой. Это по-прежнему модный магазин, не уступающий международным аналогам.
Здание расположено по адресу: Петровка, 2.
Текст © Анна Коваль / Москва меняется
Топ-7 готических зданий Москвы
«Экзотические» дома с готическим декором на московских улицах.
Особняк Саввы Морозова
Очарованный английской готикой во время обучения заграницей, Савва Морозов заказал молодому архитектору Федору Шехтелю дом для себя и невесты. Башнеобразный корпус, стрельчатые арки окон и дверей, зубцы – выполнен он в неоготическом стиле. К внутренней отделке здания привлекался Михаил Врубель.
улица Спиридоновка, д. 17
Дом Московского политехнического общества
Темный камень, узкие окна-бойницы, многочисленные башенки-туры, эркеры – настоящий готический замок. Построили его в 1905 году для общества выпускников Московского технического училища (сейчас это МГТУ им. Н.Э. Баумана) на средства, собранные среди его членов.
М. Харитоньевский пер., д. 4
Особняк барона А.Л. Кнопа
В начале XX века богатейший текстильный фабрикант А. Л. Кноп строит себе псевдоготический особняк, как бы отдавая дань своему европейскому происхождению – правда, в духе английской готики. Это здание с зубчатой башней долгое время оставалось единственным в своем роде в Москве.
Колпачный пер., д. 5, стр. 2
Собор святых Петра и Павла
Один из старейших лютеранских приходов посещали богатые промышленники и финансисты. Число прихожан постепенно росло, и было решено реконструировать храм в неоготическом стиле. Пережив сложные советские годы, храм действует и в наше время, его восстановление продолжается.
Старосадский пер., д. 7
Костел Непорочного зачатия Девы Марии Самый большой католический собор в России выполнен в неоготическом стиле. Можно найти сходство в его фасаде и фасаде Вестминстерского аббатства, а его купол схож с куполом кафедрального собора в Милане. Построить его разрешили только вдалеке от центра города и крупных православных храмов, без башен и наружных изваяний.
М. Грузинская ул., д. 27/13
Англиканская церковь святого Андрея
Построена по плану типично английской церкви в стиле викторианской готики, с четырьмя башенками, предложенного английским архитектором Нилом Фриманом.
Вознесенский пер., д. 8
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Топ-7 готических зданий Москвы
Глядя на готическую архитектуру, невозможно не поднять голову к остроконечным башенкам и не восхититься этой красотой. Перед вами — семь мест столицы, где можно соприкоснуться с таинственной романтикой средневекового стиля.
Особняк барона Андреаса Кнопа
Гуляя в окрестностях станции метро «Китай-город», обратите внимание на необычное здание в Колпачном переулке — особняк барона Андреаса Кнопа — одно из московских зданий в готическом стиле.
Если говорить о стиле точнее, то это « тюдоровская готика», для которой характерно использование кирпича, а также большое количество башенок. К слову, в подобных домах начали появляться такие функциональные элементы интерьера, как камины.
Первым хозяином этого особняка стал Людвиг Кноп, немец, работавший менеджером в Британии по поставке английской пряжи и текстильного оборудования. После революции здесь находилось представительство Украинской ССР, затем ряд других организаций, а в восьмидесятые – райком ВЛКСМ.
Колпачный пер., д. 5, стр. 2
Дом в в Селивёрстовом переулке
Дом под номером 10 появился здесь в 1903 году по заказу полковника Смазина. Строился он целенаправленно для сдачи в наем, ведь около 40% жилья в Москве до 1917 года составляли доходные дома. По традиции, в целях экономии бюджета, декорировано было лишь «лицо» дома, выходящее на переулок. Со стороны двора он выглядит весьма аскетично.
Архитектор Иллиодор Васильевич Михайловский интегрировал готический декор главного фасада в саму форму здания. Великолепные пилястры, расстеклованные окна, в которых так недостает средневекового витража, большое круглое окно –роза –с фигурным переплетом над главным входом – эпоха становления буржуазии навека увековечена в этом доме.
Селивёрстов переулок, д.10, стр.2
Готический Электрозавод
Здание должно было выглядеть немного иначе: с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш. Но, к сожалению, строительство завода было приостановлено из-за революции и было закончено лишь в 1925 году — без задуманных украшений, башенок и верхнего освещения. Но все-таки здание не стало обыденным и все равно притягивает взоры прохожих.
Фасад оформлен необычными готическими башнями, которые, пожалуй, являются главной «визитной карточкой» здания. Отдельного внимания стоит и въезд на территорию завода, который напоминает портал храма, но уж никак не завода. Остальные фасады были достроены позже, поэтому выглядят скромнее.
В данный момент здесь находится российская компания-производитель разнообразного электротехнического оборудования.
Электрозаводская улица, д.21
Доходный дом Я.М. Филатова
Стоит начать с самого удивительного в этом здании: конечно, это принципы средневековой архитектуры в масштабе огромного современного здания, которое до сих пор возвышается над Арбатом и сильно отличается от других домов как на этой улице, так и во всем городе, в целом.
Построен дом был в период с 1913 по 1914 год знаменитым тогда архитектором В.Е. Дубовским, который в то время строительного бума привнес в облик города что-то необычное, отличающееся от других простых и заурядных зданий.
В начале «жизни» этого дома здесь находились жилые квартиры партийных деятелей и работников культуры, позже — Министерство культуры СССР. В 1990 году в здании находился Центральный дом актера, потерявший помещение на Тверской в связи с реконструкцией. В наше время — Центральный Дом Актёра сдает помещения под многочисленные офисы.
Римско-католический собор
Еще в 90х годах на месте собора было только жалкое и запущенное подражание его красоте — выбитые стекла, обшарпанные стены, кругом лежал мусор и металлолом. К счастью, место с вековой историей восстановлено и готово принять у себя любого желающего.
Римско-католический кафедральный собор — один из первых католических храмов, возведенных в России еще до революции 1917 года. Если говорить точнее, то третий по времени возведения. История создания собора говорит о том, что в XIX веке численность католиков в Москве достигла 30 тысяч человек, поэтому мест, куда можно было приходить верующим, не хватало. В связи с этим в 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм.
Сегодня Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принимает у себя посетителей, а также проводит концерты классической музыки. Здесь можно послушать органный концерт, скрипку, произведения Баха и Вивальди.
ул. М. Грузинская, д. 27/13
Англиканская церковь Святого Андрея
Англиканскую церковь Святого Андрея по праву можно назвать уникальной достопримечательностью Москвы. Во-первых, архитектурный проект Ричарда Нила Фримана, который задумал здание в викторианском стиле с элементами готики, оценили единогласно — настолько он был превосходен. Неоготическая красно-кирпичная базилика с четырьмя остроконечными башенками выглядит элегантно и по-европейски, что, безусловно, украшает Москву.
Церковь была построена в 1870-е годы, когда единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан. Нил Фриман, о котором мы говорили выше, был выбран главным архитектором. Примечательно, что Нил довольно много строил в Англии — это были и библиотеки, и школы, и частные дома, а также церкви. Проект был довольно успешным, поэтому здание построили довольно быстро, всего за 2 года. В 1894 году здесь уже прошла первая служба.
Во время октябрьской революции здесь, как и везде, проходили жестокие кровавые бойни, священника несколько раз сажали в тюрьму, но ему удалось сбежать в Великобританию. В течение долгого времени здесь не велись службы, а располагалось здание для представителей Финляндии, а позже — студия грамзаписи «Мелодия». Восстановили церковь только в 1991 году.
Сейчас в церкви проходят органные концерты, благотворительные мероприятия, ярмарки и службы.
Вознесенский переулок, 8 стр. 2
Аптека Феррейна
В районе станции метро «Лубянка», на Никольской улице, стоит невероятное здание, к счастью, сохранившееся для города. Невероятный фасад с колоннами и скульптурами богинь здоровья, исчезнувшие часы, готическая загадочность — всё это яркие архитектурные черты аптеки Феррейна.
В XIX веке аптека Феррейна была самой крупной в Европе и снабжала нашу страну медикаментами в годы Первой Мировой. А началась история с покупки в 1862 году, когда Карл Феррейн купил это здание у купца Шильбаха, после чего незамедлительно перевёз из Калязинского подворья свою аптеку.
ст. метро «Лубянка» ул. Никольская, д.21
Фото: ershov.35photo.ru, proekt-wms.narod.ru, urbanshots.ru, moscow-gothica.livejournal.com, afisha.ru/msk/other/4012, zvezdateatr.ru, um.mos.ru, Александр Иванов
Вы подписались на дайджест
Вы можете добавить события, которые будут в этом месте