храм в липниках адлер
Храм в липниках адлер
Храм Успения Пресвятой Богородицы находится в одном из живописных уголков Адлерского района города Сочи, в селе Высоком.
Село Высокое ( первоначальное название- Деревня Русская ) основано в 1871 году русскими переселенцами, выходцами из центральных и южных губерний Российской империи. В последующие годы деревня активно заселялась греками, вынужденными бежать из Турции из-за усилившихся там антихристианских настроений. В 1883 году в Высоком уже действовала деревянная церковь и церковно- приходская школа. В 1904 году, при непосредственном участии настоятеля храма Харлампия Семерджи, была построена новая каменная церковь и освящена в честь Успения Божией Матери.
А мы можем внести свою посильную лепту в его скорейшее возрождение.
В 2006 году, усилиями греческой диаспоры, с Божией помощью и молитвами Пресвятой Богородице, устроен мощный монолитный железобетонный пояс вокруг фундамента церкви.
Сердечная благодарность и долгие лета всем внесшим свою лепту в это святое дело. Впереди еще предстоят труды по реставрации и воссозданию утраченного благолепия храма.
СОЧИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В ВЕРХНЕ-ВЫСОКОМ
Сочинский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Высокое, нач. XXI века |
Сочинский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Высокое (Сочинская епархия)
Приход Успенской церкви образован в 1870-х годах, после Большой Кавказской войны. В 1883 году в селе уже действовала деревянная церковь и церковноприходская школа.
Сочинский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Высокое, нач. XX века |
В 1904 году, при непосредственном участии настоятеля храма Харлампия Семерджи, была построена новая каменная церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери, и колокольня возле храма.
В 1929 году церковь закрыли. С 1930 года здание храма, лишившись восьмигранного барабана и купола, использовалось местными властями как овощное хранилище.
В начале 2000-х годов в аварийном состоянии храм возвращен верующим, и во вновь открывшемся храме начали совершаться богослужения.
В 2006 году, усилиями греческой диаспоры, устроен мощный монолитный железобетонный пояс вокруг фундамента церкви.
В 2011 году построен двухэтажный дом общей площадью 53 квадратных метра, где на первом этаже размещается церковная лавка. Подготовлен проект реставрации храма, изыскиваются средства на его осуществление.
При храме работает воскресная школа и церковная мастерская.
Архитектура
Храм, возведенный из камня, был построен в русско-византийском стиле. Церковь не очень большого размера, по форме напоминающая куб, на фасаде много декоративных элементов. Оконные проемы выполнены в виде арок, стены оштукатурены и побелены белой краской.
Настоятели
Успенский Храм с.Верхне-Высокое
Успенский Храм с.Верхне-Высокое запись закреплена
Успенский Храм с.Верхне-Высокое запись закреплена
Успенский Храм с.Верхне-Высокое запись закреплена
Успенский Храм с.Верхне-Высокое запись закреплена
Вступление
Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий.
Показать полностью. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9:15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».
Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.
Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.
При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.
Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.
Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.
Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые.
Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение.
Общие положения православного устава о трапезе
Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени.
На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.
В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы(приводятся в порядке возрастания строгости поста):
Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)
Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. маслянице)
Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)
Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».
Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.
Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль[4] (т.е. чаш). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.
Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные, II – полиелейные и со славословием, III – малые.
В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.
Порядок трапезы вне длительных постов.
В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.
В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.
Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде.
Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.
В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение[8], «кроме немощи и праздника» (глава 33).
За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.
В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:
Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.
Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.
Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.
В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).
В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно:
В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу.
В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы.
В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.
Трапеза во время Поста
Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы.
Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству.
Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту.
Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.
В разные Посты устав о трапезе различается.
Успенский Пост
В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.
Заключение
Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.
Адлерский район (Сочи)
Содержание
Свято-Троицкий храм (Адлер) [ править ]
Храм Живоначальной Троицы был воздвигнут из перестроенного здания авиакасс стараниями отца Алексия Стаднюка, назначенного настоятелем прихода в 1994 году. Храм был освящён великим освящением в 1998 году. Он представляет собой трехглавое здание со звонницей. При храме в 2000-х годах было сооружено обширное двухэтажное кирпичное здание воскресной школы, при котором имеется домовая церковь в честь Сошествия Святого Духа.
Адрес: 354340, Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, Адлерский район, мкрн. Адлер, ул. Кирова, д. 22А
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Голубых Далях (Сочи) [ править ]
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Голубых Далях Адлерского района города Сочи был построен Клубом Православных Меценатов в 2011 году в рамках акции «Семь храмов в семи городах России за один день».
Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, Адлерский район (Адлер), мкрн. Голубые дали, д. 63а/1
Храм великомученика Георгия Победоносца (Лесное) [ править ]
Построен в 1905 году на средства жителей села методом народной стройки.
В 1915 году была пристроена колокольня.
В 1937 году во время разорения властями храма, местные жители посылали своих детей, вытаскивать иконы из костра, таким образом, удалось уберечь много святынь.
2 августа 1993 первую службу совершил настоятель храма о.Флавиан (Осколков). С тех пор жизнь на Приходе вошла в своё русло.
В наши дни, по инициативе прихожан храма, каждое дерево на территории имеет памятную табличку с указанием того, кто и когда посадил данное дерево. Тем самым сохраняется молитвенная память о почивших прихожанах немало потрудившихся в деле благоукрашения.
Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Лесное, ул. Буденовская 5.
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя (Сочи) [ править ]
Во время раскопок в городе Сочи в 2010 году были найдены руины древнего Византийского храма IX века. Подразумевается, что там были погребенные ещё до основания Киевской Руси христианские мученики. Камень, взятый из руин, был заложен в основание нового храма 29 августа 2012 года — в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В день закладки с присутствием духовных и светских лиц митрополитом Екатеринодарскогом и Кубанскогом Исидором (Кириченко) были осуществлены чинопоследование и литургия. В богослужении участвовал хор Московского Сретенского ставропигиального монастыря. Позже произошло заседание Попечительского совета Фонда по строительству с участием политиков и спортсменов. В тот день присутствовали духовные и светские лица.
Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Спасская, д. 1
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Верхневеселом (Сочи) [ править ]
В 2010 году ОАО «РЖД» выступило с инициативой строительства храма в честь собора новомучеников и исповедников Российских в с. Верхневеселое Адлерского района г. Сочи.
1 августа 2012 года было проведено Учредительное собрание, на котором местными жителями, исповедующими православную христианскую веру, было принято решение о создании Прихода храма в честь собора новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Адлерского района, г. Сочи.
Храм получил наименование в честь Собора новомучеников и исповедников Российских по причине того, что в период проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи 9 февраля Церковь совершает память новомучеников и исповедников Российских.
В будущем планируется создание духовно-просветительского центра, включающего в себя еще один храм большей вместимости, а также два корпуса зданий.
Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Верхневесёлое
Храм святителя Николая Чудотворца (Молдовка) [ править ]
Храм святителя Николая Чудотворца в Молдовке был освящен в 2010 году.
Проект храма был разработан архитектором Ф. И. Афуксениди. Храм представляет собой однокупольное центрическое здание в формах неовизантийского стиля. Центральный объём завершён куполом с крестом, который облицован пластинками из жёлтого металла. Таким же материалом покрыты скатные крыши других объёмов. Оконные проёмы выполнены в виде узких арок. Отдельно от здания храма установлена колокольня, которая выполнена из таких же материалов как здание церкви. Колокольня представляет собой четверик с двумя открытыми уровнями звона и завершением в виде купола с крестом.
Адрес: Россия, 354393, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, с. Молдовка, ул. Мира, д. 183
Храм святого Александра Невского в Веселом (Сочи) [ править ]
В январе 2003 года администрация города Сочи выделила Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю земельный участок площадью 900 квадратных метров. В марте этого же года Сочинское подворье Валаамского монастыря передало данный участок в ведение Сочинского благочиния Екатеринодарской епархии.
Было принято решение о строительстве православного комплекса, состоящего из храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, храма-часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы и административного здания.
6 декабря 2005 года была освящена территория и водружён крест на месте строительства Александро-Невского храма.
20 мая 2007 года епископом Ейским Тихон (Лобковским) совершен чин освящения закладного камня на месте будущего храма-часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
На начало 2015 года службы проходили во временном деревянном здании. К этому времени усилиями прихожан были возведены стены первого этажа административного здания.
Адрес: Россия, Краснодарский край, Сочи, Адлерский район, село Весёлое, улица Мира 10б
Храм священномученика Харалампия (Красная Поляна) [ править ]
В конце XIX века греками-переселенцами из Ставрополья, основателями Красной Поляны, был построен храм во имя святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского.
В 1937 году решением властей храм был разрушен.
6 августа 1991 года по благословению архиепископа Краснодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) на том же месте, где прежде стояла церковь, был заложен первый строительный камень. Строительство храма велось на народные сборы и пожертвования благотворителей.
20 апреля 2003 года состоялось первое богослужение во вновь построенном храме.
13 мая 2004 года храм был освящен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко).
Адрес: г. Сочи, пос. Красная Поляна, ул. Заповедная,9
Телефон: +7 (918) 108 96 47 (пожалуйста, пишите смс)
Храм Сошествия Святого Духа (Адлер) [ править ]
В ходе Кавказской войны в тридцатых годах 19 столетия была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из систем береговых укреплений (фортов), предназначенных для охраны границ России. Форт Святого Духа (Адлер) был одним из первых береговых укреплений этой линии. В 1898 году на адлерском мысе была освящена церковь Святого Духа, давшая название и самому местечку, долго называвшемуся Святодуховском.
Церковь пережила и революцию, и войну, но в 1947 году ее разрушили.
В 2000-х годах на том самом месте, где когда-то стояла церковь Святого Духа, было сооружено обширное двухэтажное кирпичное здание воскресной школы Троицкого храма, при котором построена домовая церковь с прежним названием — в честь Сошествия Святого Духа.
Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, Адлерский район, мкрн. Адлер, ул. Кирова, д. 22
Храм страстотерпца Николая II (Каштаны) [ править ]
Храмовый комплекс состоит из здания православного Храма, возведенного на стилобате, в объёме которого расположены помещения народного музея возрождения Кубанского казачества, полуподземного здания магазина православной и просветительской литературы с эксплуатируемой под видовую площадку с кровлей, беседками, расположенными с двух сторон от лестничного спуска, ведущего от здания магазина к мостовому переходу, ведущему к Храму.
Храм является неотъемлемой частью Академической Школы здоровья «Надежда» руководителем школы, строителем, попечителем Храма является Семёнова Надежда Алексеевна, кандидат биологических наук, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), действительный член Международной академии «О природе и обществе», индивидуальный предприниматель.
Адрес: г. Сочи, Адлерский район, село Каштаны, ул. Пашковская 8
Храм Троицы Живоначальной (Сочи) [ править ]
Храм расположен в центре Адлера (один из районов Сочи), на месте церкви Сошествия Святого Духа, построенной в 1898 и разрушенной в 1947 году.
В 1990 году верующим передали сооружения, являвшиеся до 1917 года собственностью Церкви – на тот момент это были здание авиакасс и пункт добровольной народной дружины. Службы проходили в бывшем здании добровольной народной дружины.
В 1993 году была заложен первый камень в основание нового храма.
Троицкий храм был освящен в 1998 году.
Фонтан переоборудован в ротонду-купель, где служатся водосвятные молебны.
Адрес: Краснодарский край, городской округ Сочи, Адлерский район, мкрн. Адлер, ул. Кирова, д. 22 а.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Высокое) [ править ]
Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы в Ве́рхне-Высо́ком была построена в 1904 году. В 1929 году церковь закрыли. С 1930 года здание храма, лишившись восьмигранного барабана и купола, использовалось местными властями как овощное хранилище. В начале 2000-х годов в аварийном состоянии храм возвращен верующим, и во вновь открывшемся храме начали совершаться богослужения.
Адрес: Россия, 354393, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Верхнее Высокое, ул. Афипская, 2
Часовня Архангела Михаила в аэропорту «Сочи» (Молдовка) [ править ]
Часовня Михаила Архангела выгорожена во внутреннем помещении аэропорта, внешне выделена главкой. Освящена 21 ноября 2010 года митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.
Внешне храм выглядит весьма необычно. Маленькая часовенка, которая огорожена матовыми стенками и даже не имеет крыши. Часовня располагается прямо на территории аэропорта. Архитектор Афускениди Ф.И.
Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, Адлерский район, с. Молдовка, Кишинёвская ул., д. 8А, в терминале аэропорта «Сочи»
Часовня иконы Божией Матери «Целительница» (Адлер) [ править ]
13 июня 2007 года было освящено место под строительство часовни.
В октябре 2008 года освящена отстроенная часовня.
Адрес: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, ул.Кирова 50/7 (на территории Адлерской городской больницы №6)
Часовня мученицы Зинаиды Тарсийской (Красная Поляна) [ править ]
Часовня мученицы Зинаиды Тарсийской находится на территории кладбища в Красной Поляне. Ее тяжело пропустить благодаря расположению на улице Защитников Кавказа, которая является центральной улицей поселка.
Это сравнительно крупная кирпичная однокупольная центрическая постройка со звонницей над крыльцом, построенная в духе православной архитектуры Балкан.
Адрес: Россия, Краснодарский край, го Сочи, посёлок городского типа Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа