храм в окуловке новгородская область
Церковь Александа Невского
До строительства каменной церкви в Окуловке была деревянная церковь Рождества Богородицы, перевезённая в 1865 году из села Мшенцы Валдайского уезда. Маловместительную церковь не могло одновременно посетить большое количество прихожан, поэтому в начале 20 века было принято решение построить в Окуловке новый храм. Его заложили на самом высоком красивом участке, на площади параллельно вокзалу. Каменная церковь в Окуловке строилась по стандартному проекту в русско-византийском стиле. Внутри церковные стены и своды были расписаны орнаментом, полы отделаны метлахской плиткой. Главным благолепным украшением служил большой иконостас. Церковь была рассчитана на три тысячи человек. Каменный храм воздвигся благодаря стараниям местного священства и купечества. 7(20) октября 1901 года каменная церковь была освещена во славу Святителя и Чудотворца Николая (во имя Александра Невского она была переосвещена позднее).
Церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Окуловке – ровесник бурного богатого событиями ХХ века. В его судьбе, как в капле воды, отразилась новейшая история России, с её трагическими и радостными событиями. В январе 1937 года Президиум ВЦИК утвердил «Ходатайство трудящихся посёлке Окуловка о закрытии в посёлке церкви». 5 июля 1993 года по ходатайству верующих здание было возвращено православной общине. С этого времени силами прихожан началась реставрация церкви.
Сегодня о возрождении церкви св. блгв. вел. кн. Александра Невского свидетельствуют не только внешние изменения — восстановлена колокольня, проведен косметический ремонт внутри храма, но и активная приходская жизнь.
В 1998 году здание бывшей богадельни передано церкви. В сентябре этого же года в нем состоялось первое занятие воскресной школы.
«53 новгородских храма»: церковь святого благоверного великого князя Александра Невского в Окуловке
Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского в Окуловке была построена в 1901 году на средства собранные как обычными местными жителями, так и теми, кого сегодня принято называть бизнес- и властной элитой. Например, принял участие в строительстве своими деньгами богатый окуловский купец Зубов. Также в деле постройки храма был заметен вклад герцога Лейхтенбергского, у которого недалеко было поместье. Аристократ пожертвовал несколько икон для храма.
Храм строился всем миром. Основным материалом стал местный кирпич, который изготовлялся в Угловке и подвозился сюда на лошадях. Из воспоминаний очевидцев известен интересный факт: по утрам подъезжало к храму сразу по несколько подвод и часто создавалась очередь из них. И мужики даже с кулаками доказывали друг другу право ехать за кирпичом. Причем ехали безвозмездно.
Церковь была открыта, но относительно ненадолго. Неуспела начаться приходская история, как она стала заканчиваться в советское время.
Настоятель — иерей Илия Стрелков, благочинный.
Клирик — протоиерей Сергий Стрелков.
— В 1937 году храм закрыли, — рассказывает «53 новостям» отец Сергий Стрелков. — Здесь был и кинотеатр, и дом культуры.
В военные годы, и какое-то время до нее, в храме находилась тюрьма. Здесь, где мы с вами беседуем, в здании воскресной школы, был отдел НКВД. Здесь же, по слухам, в подвалах храма расстреливали осужденных. Документов подтверждающих это нет, но были очевидцы, которые видели трупы, которые увозились отсюда, так как была рядом железная дорога.
Один старик рассказывал мне о том, что когда тут, в 1937 году, была тюрьма, его отца арестовали и поместили в нее. Рассказывавшему об этом мне тогда было всего 13 лет. Он тогда пошел искать отца — подкопал забор с колючей проволокой.
Он сам не мог объяснить мне, как его не заметили. Парень об этом даже не думал, только знал, что ему надо отца найти. Он прокрался на охраняемую территорию, потом залез на крышу храма. Запомнил только то, что храм был битком набит народом: кто сидел, кто лежал в нем на полу… Храм рассчитан примерно на пятьсот человек, а содержалось в тюрьме около тысячи.
Когда паренька увидели арестованные, то он стал спрашивать о своем отце. Ему сказали, что отца уже нет… Видимо был уже расстрелян.
Мальчишке стали все писать записки, чтобы он сообщил, где люди находятся. Тогда, вспоминал он, была осень и в пальто и в штаны столько набили записок, что конечности в одежде не сгибались. Как-то он потом вылез через окошко из храма. Парню удалось вынести записки и потом их раздавали по родственникам.
Во время войны тут был отдел «Смерша». Однажды и контрразведка произвела массовый расстрел «на всякий случай». По словам старожилов, это произошло во время наступления немцев. Тогда руководствовались якобы военной необходимостью, рядом был фронт. Дескать, ночью немцы высадили десант, и тут всех арестованных и уничтожили. Хотя никакого десанта в Окуловке в тот день не было.
Потом, как я упоминал, тут был кинотеатр. Затем в самом храме сделали спортивную школу. Все было разгорожено, алтарь на три этажа разделен. Склад лыж тут был, даже снегоход загоняли внутрь и ремонтировали его там. Душевые и туалеты в храме устроили. Школа тут просуществовала до 1990-х.
Интересна история одной архитектурной особенности: храм в советское время лишился верхней части, вернее, половины. Когда здесь был сделан кинотеатр, то местный председатель исполкома пришел как-то посмотреть киносеанс. А в храме имелись колонны, которые поддерживали своды. Он приказал убрать колонны. Убрали. Провели киносеанс. Всем понравилось.
А следующей ночью все обвалилось. Слава Богу, что не на киносеансе, что не на людей все рухнуло. Колокольня, которая сейчас имеется при храме — это уже новодел, она восстановлена на деньги благотворителей.
В 1993 году здание храма передали православной общине в прискорбном состоянии, с износом в 100 процентов и… с телефонным аппаратом. Прежние хозяева утащили отсюда все, что только могли утащить. Вплоть до дверных ручек и навесного замка, который нам пришлось срочно самим докупать. Даже полы сняли там, где это можно было сделать.
Сам я служу тут также с 1993 года.
— А что вас сподвигло стать священником? У вас были они в роду?
— Нет. В роду у меня все были коммунисты с большим партийным стажем. Отец работал всю жизнь в органах внутренних дел, прокуратуре и милиции. Мама — медработник. Правда одна моя бабушка пела в церковном хоре, а другая — пекла просфоры. Но я прошел путь обыкновенного советского гражданина от октябренка до комсомольца. Потом окончил медицинский институт, работал врачом. Даже в новгородском обкоме комсомола чуть-чуть потрудился в отделе студенческих стройотрядов.
Но однажды мой жизненный путь привел меня к отцу Евгению Федорову, который служит в храме в деревне Перетно, и я соприкоснулся с духовной стороной мира. Это меня очень…
— Очень увлекло?
— Нет, здесь необходимо другое слово… Я просто понял, что очень многого не знаю. И у меня появилась потребность, настоящая жажда изучить этот вопрос. Чтобы самому во всем разобраться. Отец Евгений и крестил меня в возрасте 25 лет.
— Вам препятствовали в то советское время стать священником?
— Особого давления я не помню. Это же были уже восьмидесятые годы. Вызывали пару раз на собеседования, где позорили меня тем, что я, врач, решил стать священником, мракобесом. Но мне это «мракобесие» понравилось. С течением времени познакомился с епископом Ефремом, который тогда был благочинным округа и он также принял участие в моей судьбе.
— Кстати, как врач по образованию, как вы можете прокомментировать те высказывания, что своему здоровью можно навредить постясь?
— То как можно навредить своему здоровью постясь мне трудно понять. Бог столько здоровья дает человеку! Пост же не означает полного отказа от пищи — все должно быть в разумных пределах. Для болящих, например, есть и послабления поста.
Вообще же пост нужен для того, чтобы дух и мозги не заплыли жиром. Как иначе тогда размышлять о Боге? Главное в посте — мера. Мне нравится в этой связи притча. К одному из египетских старцев, подвизавшихся на Синае, пришел его ученик и сказал: «Вот, отче, я пощусь и ем два кусочка хлеба в день. Как мне быть, чтобы успешнее подвизаться? Может быть съедать всего один кусочек?» Старец спросил в свою очередь: «А когда ты съедаешь хлеб, то чувствуешь голод?» «Да!» «Ну, ешь тогда три кусочка».
Пост нам нужен не для того, чтобы думать о своем пустом желудке, а чтобы рассуждать о Боге.
— Мы беседуем в здании воскресной школы. Много ли в ней учеников?
— Около сорока ребят в возрасте от семи до 14 лет. У нас трехгодичное образование. Кстати, само здание в свое время было построено по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского. Здесь в первые годы размещалась богадельня. В советскую эпоху тут и дом колхозника был, и отдел НКВД, и, в самом ее конце, библиотека. Она, кстати, была в ужасном состоянии: через дырявую крышу на книги лилась вода во время дождя.
Сейчас нам удалось все привести в надлежащий вид. Мы проводим здесь музыкальные занятия, церковнославянский язык, литургику. Есть и наш собственный урок — урок милосердия. Инициатором его стала матушка Елена — она медработник и считает, что детям тоже надо рассказывать о том, как оказывать первую помощь. Ребята знакомятся с правилами личной гигиены, поведения в больнице, с лекарственными растениями, уходом за больными. Все это связано в свою очередь с библейскими сюжетами. Программа уроков милосердия включает в себя 29 уроков.
— В храме находится чтимый список с Иверской иконы Божией Матери. Расскажите историю этой святыни.
— Икона в наш храм попала из окуловской деревни Хирики. Однажды в XVIII веке на скот, находившийся в этой деревне, напал мор. Народ тогда решил построить часовню в надежде на Божью помощь. Встал на сельском сходе вопрос — а во имя кого? И тогда один местный житель сообщил, что в Иверском монастыре на Валдае есть список с известного образа Пресвятой Богородицы. Икону деревня вскладчину купила у обители и мор закончился. Но, что интересно, начался мор на скот в окрестностях Валдая. Монахи из монастыря приехали в Хирики и потребовали отдать икону обратно. Но народ отказал: «Если хотите — приезжайте и молитесь тут». Монахи помолились перед ней и там, на Валдае, скот перестал умирать.
В советское время часовню разрушили под предлогом перевозки в новгородский музей деревянного зодчества: она просто сгнила в разобранном виде в деревне.
Икону же одна бабушка забрала себе домой, где она и хранилась. Пришло время и я отправился к этой жительнице и попросил отдать икону нашему храму — икона же эта и была написана для храма. Женщина наотрез отказалась отдавать икону при своей жизни. Сказала лишь, что после ее смерти сын привезет образ в нашу церковь.
Однажды же, одна наша прихожанка отправилась в Хирики помолиться перед иконой, и после этого разговорилась с ее хранительницей. Задала вопрос ей: «А на вас какие-то гонения когда-то были за то, что у икону храните у себя?» А она и ответила: «Да, гонения были. Приезжали тут попы и хотели икону отобрать».
Но в конце-концов, сын выполнил обещание матери, хранившей икону у себя. Теперь она в храме.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
Церковь Александра Невского
Давайте храм восстанавливать! В отличие от куполов, средств на восстановление которых пока не предвидится, реконструкция колокольни уже вступила в финальную стадию. За всё платит один петербургский бизнесмен, родившийся в Окуловке, но переехавший зарабатывать деньги в столицу.
— Больше года назад он пришёл ко мне, — вспоминает настоятель окуловской церкви Александра Невского отец Сергий Стрелков, — и сказал: «Ну что, батюшка? Давайте церковь восстанавливать!». Я, конечно, согласился. Для нас, членов общины, это было несбыточной мечтой. Немногие предприниматели сейчас соглашаются помочь общине. Это в 1900 году, когда храм только заложили, мужики, добровольно соглашавшиеся поучаствовать в его возведении
и приезжавшие на своих подводах к месту будущей церкви, дрались из-за права возить кирпичи на стройку. Но, по наблюдению священника, в Окуловке идёт не только реконструкция колокольни. Происходит и реконструкция человеческих душ. Пусть и очень медленно.
Одними из видимых признаков духовной связи между окуловчанами и храмом стали не только трое замеченных нами местных жителей, пришедших в церковь отстоять панихиду, но и приколотая к входной двери храма афиша выставки «Православная Русь» и написанное от руки объявление об организации поездки в Тихвинский монастырь. Не было бы потенциальных участников этих двух мероприятий — не было бы и рекламы.
— Прекрасно помню, что в начале 90-х весь наш приход почти полностью состоял из местных бабушек, — рассказывает отец Сергий. — Они первыми вернулись в церковь после ее передачи нашей православной общине в 1993 году. Это были традиционно верующие. Они верят потому, что так заведено. Верили их родители, деды, прадеды. И они верят. Знают, что Бог есть, и ему надо воздать должное, а в тонкости особо не вникают. Это тоже хорошо, но. недостаточно.
Если вся численность прихода церкви Александра Невского, по словам священника, составляет сейчас приблизительно тысячу человек, настоящих православных христиан среди них человек 150. «Настоящие христиане» — это выражение отца Сергия. Им он обозначает тех, для кого обращение к Богу явилось осознанным решением. Среди них, по признанию священника, есть и местные алкоголики, и наркоманы. Им вера помогает держаться.
— Много лет назад, помню, был случай, — рассказывает священник. — В церковь попытался прорваться какой-то очень пьяный, весь в камуфляже мужчина. Его, разумеется, не пускали, потому что он находился в совершенно непотребном состоянии. А он на своём стоял, кричал: «Мне батюшку надо!». Я когда его увидел, честно говоря, малость опешил и приготовился, как говорится, к самому худшему. А он буянить не стал, подошёл ко мне и выдохнул: «Всё — я так больше не могу!». Оказалось, что он, бывший кадровый офицер, уже несколько лет пьёт, с женой разошёлся, с сыном не общается, работу потерял, квартиру пришлось продать. Но с пьяным что за разговор! Я ему и сказал: «Приходи снова, поговорим, когда протрезвеешь». А он: «Сделайте хоть что-нибудь!». Спрашиваю: «Крест у тебя есть?». Оказалось, есть — крещёный. И я предложил ему вместе помолиться у иконы Неупиваемой чаши. Я молил Бога о том, чтобы Господь помог ему, а он, тот, в камуфляже, стоял за моей спиной и тоже, видимо, по-своему в душе просил Бога о чём-то. И потом ушёл. Прошла неделя, а он вдруг снова явился. Уже трезвый. «Батюшка, — говорит, — спасибо!». Исповедовался. Стали мы с ним часто общаться, он в церковь ходил. Даже потом кочегаром устроился в храм. И перестал пить, с сыном начал общаться.
Во имя любви
А вообще в райцентре и ближайшей округе, по словам настоятеля, проживает порядка 20 тысяч человек. И многие окуловчане, по словам отца Сергия, продолжают относиться к Церкви, мягко говоря, несерьёзно.
— Любят, например, в последнее время венчаться в храме, — рассказывает священник. — Но редко кто венчается и понимает, почему он поступает именно так, а не иначе. Для многих это просто экзотика. О! Венец им на голову надевают — как круто! Не понимают, что им даётся благодать на создание семьи!
Или, по словам настоятеля, зачастую родители крестят новорожденного, не понимая, что делают ребёнка полноправным членом православной церкви. Крестят потому, что кто-нибудь посоветовал: «Покрестите наследника, чтобы он маленьким не помер».
— Идёшь, бывает, по улице, смотришь на людей: так много мёртвых лиц вокруг! — говорит священник. И поясняет. — Ведь если человек не общается с Богом, он — духовный мертвец. Что такое Бог? Бог — это любовь! Любовь, которая может толкнуть человека на жертву во имя чего-то или кого-то. Вот этой жертвенной любви сейчас и не хватает в наших людях.
Правда, активным миссионерством настоятель окуловской церкви не занимается. По улицам, как представители некоторых религиозных организаций, не ходит, разноцветные проспекты со статьями типа «Как найти смысл жизни?» или «Почему мы существуем?» — не раздаёт.
— Обращение к Богу — добровольное дело каждого, — говорит священник. — Я не могу заставить человека ходить в церковь. Он сам должен этого захотеть.
В своё время именно таким способом к Богу обратился он сам, в молодости являвшийся убеждённым комсомольцем. У отца Сергия и родители: отец — начальник РОВД, мать — фельдшер, как выразился настоятель, честно верили в коммунизм. До известных перемен, произошедших в 90-е годы, дожила только мать, и вот тогда, по словам священника, она поняла, что была обманута: рай на земле существовал, но не для неё.
— Мне довелось посмотреть, как живёт наша правящая верхушка, — рассказывает священник. — И я понял, что светлое будущее — просто блеф. Начал искать для себя что-то другое, и открыл православие. Может быть, этот выбор определило то, что моя бабушка была очень верующим человеком, и, несмотря на протесты родителей, таскала меня ребёнком в церковь. В общем, в 25-летнем возрасте я крестился. И понял, что можно, оказывается, жить совсем по- другому! Понял, где истина.
Церковь живёт
Вообще-то, для тех, кто сам захотел, в 90-е годы при окуловской церкви действовала воскресная школа. Причем для взрослых. «Необходимо было заниматься духовным образованием людей, — пояснил священ- ник. — Ведь многие почти ничего не знали о православии. Всерьёз полагали, что Троица — это только праздник такой». Однако школа для взрослых проработала всего три года. «По всей видимости, необходимость в ней отпала сама собой, — сделал вывод священ- ник. — Все те, кто хотел получить начальное духовное образование, получили его, и сейчас в нашей воскресной школе занимаются только дети».
Когда-то контакт с потенциальными прихожанами окуловская православная община пыталась найти и через местную газету. В районке регулярно выходила православная страница с публикацией расписания церковных служб, объяснением значения праздников и многим другим.
— Но со временем от этой идеи отказались, — говорит отец Сергий. — Уж и не помню, по какой именно причине. Возможно, в этом есть и моя вина, и надо эту традицию восстанавливать. Очень надеюсь, что и сайт свой в Интернете со временем создадим. Церковь остаётся живым организмом.
Упрекать в непостоянстве отца Сергия трудно. При его непосредственном участии церковь Александра Невского силами прихожан привели, что называется, в божеский вид. Ведь когда в сентябре 1993 года государство отдало храм окуловским верующим, войти в него было страшно. «/. / Церковь передана в ужасающем состоянии. Кровля течёт, над алтарной частью вообще отсутствует, система отопления неисправна, котельная демонтирована, деревянные полы частично сгнили, частично сняты прежними хозяевами, стёкла в окнах выбиты почти все, дверная фурнитура также снята. Разорение полное», — составляя историческую справку о храме, священник не смог не выйти за рамки официального стиля. И пришлось годами на пожертвования благотворителей и прихожан вести ремонт храма.
Возвращение
Однажды, по словам отца Сергия, к окуловской церкви пришли сотрудники местного пункта приёма металлолома. Впрочем, какие там сотрудники? Простые работяги. И принесли два небольших церковных колокола.
— Сказали, что им эти колокола сдали какие-то пьяницы, — пояснил священник. — Получили причитающиеся им деньги и исчезли. Откуда те, неизвестные, колокола достали, ума не приложу. Скорее всего, стащили из какого-нибудь храма. А у работников пункта чермета рука не поднялась, чтобы их на лом распиливать. И они решили вернуть их церкви.
Достопримечательность на карте:
Окуловка. Церковь Александра Невского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Население деревни Окуловка и окрестных деревень принадлежали прежде к приходу Перетновской церкви. Но после строительства железной дороги и быстрого роста числа жителей появилась необходимость в строительстве собственной церкви.
В 1865 г. в Окуловку из села Мшенцы бывшего Валдайского уезда (теперь Бологовский район) была перевезена деревянная церковь Рождества Богородицы, существовавшая там с 1789 г. Эта деревянная церковь действовала в Окуловке вплоть до строительства в 1901 г. каменного храма.
Все эти 35 лет в церкви служил священник Михаил Петрович Тихомиров (Новг. епархиальные ведомости. 1901г. С. 875—883) Среди священников Окуловской церкви упоминается также Иоанн Маркович Крылов (Памятная книжка Новгородской губернии на 1875 г.)
25 июня 1900 г. Окуловку посетил архиепископ Новгородский и Старорусский для освящения закладного камня будущего каменного храма.
Каменная церковь строилась во славу свт. Николая, но освящена была в честь св. блгв. вл. кн. Александра Невского. На строительство храма около 80 тыс. руб. пожертвовали окуловский купец Иван Зубов и церковный староста Косма Егоров. Герцог Лейхтенбергский (его усадьба была в имении Горы) подарил церкви копии с картин А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» и «Беседа Христа с самарянкой» художника Мартынова.
Каменная церковь имеет длину с колокольней 18 саженей. На церкви был купол каменный, восьмерик и четыре малых по углам, на всех железные кресты с золочеными шарами. Колокольня была трехъярусная, высотою 12 сажень. Внутри церковь была оштукатурена и расписана орнаментом.
В 1908 г. по соседству с церковью была выстроена богадельня, по благословению Иоанна Кронштадтского, где содержались 12 старушек и 2 старика. Деньги пожертвовали купцы Соловьев, Самсонов и Зубов, а купчиха Говорова поднесла 95 аршин материи на форменные платья для богоделок. Отец Иоанн Кронштадтский прислал на открытие богодельни свой портрет с дарственной надписью.
В январе 1937 г. Президиум ВЦИК утвердил «Ходатайство трудящихся поселка Окуловка о закрытии церкви». К 20-й годовщине Октябрьской революции в церкви был открыт звуковой кинотеатр «Родина», на оборудование которого было затрачено 120 тыс. руб. После строительства в Окуловке нового кинотеатра «Экран» церковь была перестроена под детскую спортивную школу, при этом были разрушены своды, купола и колонны.
5 июля 1993 г. церковь передана Окуловской православной общине. Церковь была передана в ужасающем состоянии. По заключению комиссии износ здания составлял 100 %. Кровля текла, над алтарной частью вообще отсутствовала, система отопления неисправна, котельная демонтирована, деревянные полы частично сгнили, частично сняты, стекла в окнах выбиты почти все. Разорение полное. 17 декабря 2009 г. было завершено восстановление колокольни храма на средства благодетеля р. б. Сергия из г. Санкт-Петербург с посильным участием жителей г. Окуловка.