храм в орле внутри
Казанский храм в микрорайоне «Наугорский»
Казанский храм в микрорайоне «Наугорский» запись закреплена
7 ноября, воскресенье.
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Мчч. Маркиана и Мартирия.
Прпп. Маркиана и Маркиана печерских.
Прав. Тавифы.
Показать полностью.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее полиелейное богослужение
8 ноября, понедельник
Вмч. Димитрия Солунского. Прп. Феофила.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
9 ноября, вторник
Мч. Нестора Солунского.
Прп. Нестора Летописца Печерского.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
10 ноября, среда
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.
Прп. Иова, игумена Почаевского.
Свт. Димитрия, митр. Ростовского.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
11 ноября, четверг.
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Авраамия затворника и блж. Марии.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
12 ноября, пятница.
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского и
мц. Зиновии.
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста, Артемы.
8:00
Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
13 ноября, суббота.
Прп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Всенощное бдение.
14 ноября, воскресенье.
Неделя 21-я по Пятидесятнице
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их
прп. Феодотии. Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера.
Мцц. Кириены и Иулиании.
8:00
Литургия. Молебен. Панихида.
17:00
Вечернее богослужение
Богоявленский собор в Орле
Богоявленский собор в Орле — самое старое каменное здание в городе, расположенное на берегу реки Орлик. Три века назад колокольня считалась самым высоким сооружением в городе. Сейчас это центровое здание в исторической части Орла.
Богоявленский собор возвели в XVIII веке. За столетия своего существования он пережил серьезные реконструкции, несколько раз его закрывали и даже переделывали под театр.
Расписание богослужений в Богоявленском соборе Орла
Собор открыт каждый день с 07:00 до 20:00. Богослужения здесь проходят регулярно: с понедельника по субботу — с 08:00 и вечером — с 17:00. В воскресенье и праздники: в 07:00 начинается ранняя литургия; в 09:00 — поздняя литургия; в 17:00 — вечернее богослужение.
В соборе проводят такие обряды, как венчание, крещение, отпевание. Прихожане могут заказать сорокоуст или поминовение.
Структура Богоявленского храма
Территория всего комплекса огорожена забором. Там расположены Богоявленский собор и часовня. Кстати, построили часовню над скважиной, глубина которой 140 метров. Вода поднимается вверх и омывает крест, установленный внутри.
В соборе проходят не только богослужения. Это центр религиозной, культурной и просветительской деятельности.
В Богоявленском соборе есть своя воскресная школа. Занятия проходят только по воскресеньям в самом храме или в Орловском краеведческом музее. Учебный год начинается с 14 сентября, каникулы бывают только летом.
У собора есть два хора — мужской и детский. Взрослые хористы — выпускники музыкальных училищ, в коллектив входят восемь человек. А вот в детский хор учеников набирают ежегодно.
Еще у собора есть свой клуб «Богоявленская семья». Здесь молодежь занимается волонтерством, искусством и спортом, организует путешествия. Встречи проходят каждый вторник.
История
Сначала в Орле была деревянная Богоявленская церковь. Построили ее в середине XVII века. Новое здание (на этот раз из камня) возвели в первом десятилетии XVIII века.
Храм в то время считался лучшим образцом так называемого нарышкинского стиля (еще называют нарышкинским барокко). Главная особенность — богатство внутреннего убранства, плавность линий, использование в основном только двух цветов при отделке фасада — красного и белого (Богоявленский храм полностью белый). Здесь же — белые колонны, фронтоны и узорчатые карнизы.
В 1837 году храм расширили: переделали алтарь, для этого снесли боковые стены и возвели новые. К западной стороне храма пристроили притвор. Верх церкви и колокольни остались прежними, здесь единый стиль был сохранен. Однако в новый облик храма (это касается внешней и внутренней отделки) было много привнесено из позднего классицизма: внутри прорезали высокие и широкие арки, снаружи появились новые портики и огромные апсиды.
Пожалуй, 1900 год стал одним из самых знаковых для Богоявленского собора. Тогда полностью разобрали колокольню: специалисты решили, что она может обрушиться. В 1908 году приступили к возведению новой колокольни. Работы завершили к 1912 году. Колокольня утратила свой былой облик и стала образчиком неорусского стиля. Прямо под колокольней располагалась арка — вход в храм.
В 1937 году Богоявленский храм закрыли, через какое-то время там основали антирелигиозный музей. В 1939 году колокольню разобрали на кирпичи. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Орел, местные жители обратились к коменданту Адольфу Гаману с просьбой открыть храм. Так в военные годы Богоявленский собор стал одним из самых посещаемых в городе.
С началом хрущевской антирелигиозной кампании в 1963 году собор снова закрыли. Тогда же сняли кресты, купольный потолок перекрыли плоским, настенную живопись заштукатурили. А в самом здании открыли театр кукол.
В 1994 году здание Богоявленского собора вернули церкви, в 1996 году освятили главный престол. В храме снова стали проходить богослужения.
В 2008 году началось строительство новой колокольни. В 2014 году — установили новые колокола, крести и купол.
Храмы Орла: Богоявленский собор и другие церкви
Богоявленский собор Орла входит в состав Орловско-Болховской епархии, которая ведет свое начало от Орловско-Севской митрополии. Храм является старейшим каменным сооружением города, располагается неподалеку от пешеходного моста над плотиной, на берегу реки Орлик, поблизости от места ее впадения в Оку.
История собора
Город Орел, в котором находится старинный православный собор Богоявления Господня, расположен в 382 километрах к юго-востоку от Москвы. Когда-то на месте современного города стояла Орловская крепость, построенная для охраны южных границ от набегов крымских татар. В областном центре на сегодняшний день находится 11 действующих храмов, относящихся к Орловской епархии.
Собор Богоявления Господня — это единственное сохранившееся старинное здание. Основание храма заложили в начале XVII века. Точная дата его постройки неизвестна, но история возведения тесно связана с одноименным мужским монастырем, прежде располагавшимся на этой территории.
Возведение и основание деревянного храма
В 1641- 1646 годах на месте современного здания собора была сооружена деревянная Богоявленская церковь. Ее возведение являлось частью мероприятий по возрождению города, сожженного литовцами и поляками в смутное время. Соответствующий Указ подписал царь Михаил Федорович Романов. Строительством руководил воевода Борис Савостьянович Колтовский.
Деревянная церковь просуществовала примерно 30 лет, пока в 1680 году не произошел большой пожар. Церковное здание вместе с расположенным поблизости монастырем уничтожил огонь.
Постройка каменной церкви
После пожара монастырь решено было перенести выше по течению Оки на Ввозную гору, а храм Богоявления возродился на прежнем месте, только из камня. Сейчас собор мало чем напоминает деревянную постройку XVII века, только в архивах сохранилось описание бывшей церкви. По своему стилю каменный храм Богоявления Господня относился к «нарышкинскому барокко», как его тогда называли.
Красота и оригинальность постройки помогли зданию уцелеть в 1920-е и 1960-е годы — времена особо яростных религиозных гонений на церковь.
За свою историю обитель претерпела несколько перестроек:
Звонница состояла, как и положено в неорусском стиле, из нескольких уменьшающихся по размеру ярусов с кокошниками и небольшими главками.
Храм соединил в своем облике черты трех основных архитектурных стилей в истории русского храмового зодчества:
Историческая судьба
После революции 1917 года церковь еще 10 лет оставалась действующей, только в 1930-х годах была закрыта. Звонницу и старую ограду разобрали на кирпичи, а в самом здании обосновался антирелигиозный музей. Вновь собор открылся для прихожан в 1941 году и еще более 20 лет оставался действующим.
В 1945 году Богоявленская церковь в Орле была признана объектом культурного наследия на государственном уровне. На ее стене была установлена охранная дощечка.
Восстановление и реставрация
С конца XX века началось очередное возрождение храма. В 1994 году кукольный театр переехал на новое место, собор вернули русской православной церкви.
Двадцать лет продолжалось полное восстановление собора, которым занимались члены общины верующих во главе с настоятелем Владимиром Дорошем. В 1996 году епископ Орловский и Ливенский Паисий освятил главный престол, и в Богоявленском соборе вновь начали совершаться богослужения.
В 2014 году здесь вновь зазвонили колокола. Это случилось впервые после 1919 года. Здание храма обрело свой современный вид к 2015 году. Заново была отреставрирована и воссоздана роспись на стенах и сводах, отстроена колокольня, отлиты колокола.
В этом видео показан период реставрации собора Богоявления в Орле.
Современное положение
В наше время храм Богоявления в Орле — большой культурный и просветительский центр. Здесь проводится миссионерская деятельность совместно со школами и детскими учреждениями города. В храме ежедневно совершаются богослужения, работает приходская школа. Святыня расположена в центре города, потому является украшением и гордостью Орла.
В этом видео показаны прекрасные виды места расположения Богоявленского храма.
Архитектура и убранство сооружения
Туристы и паломники, посещающие Собор Богоявления в Орле, отмечают:
Внешний вид
Белоснежные стены храма и золотые купола, устремленные к небу, видны издалека. Перезвон колоколов и оригинальная вечерняя подсветка стен и купола создают необычную атмосферу в самом центре города.
Внутреннее оформление
Современный собор внутри практически полностью расписан в классической манере. Самая крупная композиция — «Святая Троица», которая была завершена в 2002 году. Изображение украшает свод трапезной части. Росписи были сделаны в 1990-е и 2000-е годы.
Святыни храма
Главной святыней Богоявленского собора в Орле по праву считается Образ Богородицы «Всех скорбящих радость», который принадлежит храму еще со времен старой деревянной церкви.
При советском строе икона находилась на сохранении у верующих, возвратил ее в собор церковный староста Иосиф Калашников в 1990-х годах, когда гонения на церковь со стороны государства прекратились. В 2004 году древний лик был снова украден злоумышленниками, но вскоре возвращен обратно благодаря одному орловскому коллекционеру. Он выкупил образ у похитителя и передал его в церковь, а затем стал ее постоянным прихожанином.
В 1998 году при соборе выстроена часовня всех святых, где обустроена колодезная скважина глубиной 140 метров, воды ее омывают стоящий внутри крест.
Колокольня собора
С XIX века церковь Богоявления славилась своими колокольными звонами далеко за пределами Орловской губернии. Когда в 1822 году для храма был отлит особый «благовестный колокол с ясным звуком», обители присвоили статус собора.
История строительства
В 2005—2007 годах для прихода были отлиты новые колокола: один большой, диаметром два метра и массой почти шесть тонн, и девять поменьше, общим весом около семи тонн.
С 2008 по 2014 годы продолжалось строительство новой колокольни.
Архитектурные особенности
Благодаря уникальной технологии Владимира Степановича Скального, профессора кафедры агропромышленного и гражданского строительства инженерно-строительного института при Орловском аграрном госуниверситете, и под его руководством был укреплен фундамент колокольни. Это помогло избежать серьезной ошибки, которая была допущена прежними строителями. Из-за неправильной конструкции основания колокольня последние 70 лет стояла в накрененном положении.
Как проходят богослужения
Совершаются такие обряды:
В соборе можно заказать основные виды треб: молитвы о живых или об усопших, освящение предметов (икон, крестов). После литургии служится заказной молебен (благодарственный, о путешествующих, о болящих) — это усиленное моление о живых людях или благодарение Спасителю и Богородице за помощь.
Осуществляются особые службы по предварительному заказу:
В канун великих двунадесятых праздников и по субботам в храме проходит всенощное бдение.
На вечерних богослужениях священники собора читают акафисты перед святыми образами:
Посетить обитель и поклониться чудотворным иконам могут все желающие.
Богоявленский храм города Орла Орловско-Болховской епархии Орловской митрополии Русской Православной открыт ежедневно с 7.30 до 19.30, в праздничные и воскресные дни — с 6.30 до 20.00.
На постоянной основе при храме работает воскресная школа, а в 2012 году был создан хор. В 2015 году организовано православное молодежное движение «Богоявленская семья». «Мы будем помогать друг другу отвечать на сложные вопросы жизни, говорить о Боге, заниматься искусством и спортом, смотреть кино, путешествовать», — такую задачу ставят перед собой его руководители. Встречи с молодежью проходят в Богоявленском соборе еженедельно по вторникам в 18.30.
По благословению митрополита Орловского и Болховского Антония осенью 2017 года при орловских храмах, а также в соборе Богоявления, началось формирование детских хоров для участия в богослужениях.
Участники музыкальных коллективов под руководством преподавателей могут познакомиться:
С 2009 года в Богоявленском соборе Орла совершаются богослужения с сурдопереводом. Открыта воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает тесную связь с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом для слабослышащих. Постоянных подопечных (членов общины) насчитывается 30 человек.
Как добраться до церкви
Богоявленский храм города Орла находится по адресу: Россия, 302001, г. Орел, Богоявленская площадь, 1.
Как добраться: проезд автобусами № 2, 5, 7, 11 до остановки «Площадь Карла Маркса».
Другие храмы и церкви Орла
По состоянию на 1 января 2018 года, общее количество храмов, часовен, молитвенных комнат и монастырей насчитывается в Орловской епархии — 107, в Ливенской — 69. На территории церковно-административного округа находятся 10 мужских и женских действующих монастырей.
Ахтырский храм
Сооружение ведет свою историю с XVI века, когда на месте святыни стояла Пятницкая церковь. В переписных книгах 1678 года на этом месте уже упоминается Никитский храм, который к концу XVIII века пришел в упадок, встал вопрос о строительстве новой церкви.
В 1773 году Константин Семенович Пастухов, орловский купец, торговавший лошадьми в г. Ахтырка Харьковской губернии, получил чудесное исцеление от многолетней болезни благодаря молитве перед чудотворным ликом Богородицы. После этого купец попросил у епархиального начальства разрешение на строительство храма в честь иконы Божией матери. В 1775 году храм был построен и освящен. Прихожан было очень много, поэтому в 1876 году помещение было значительно расширено.
Главные святыни Ахтырского кафедрального собора: Ахтырский образ Божией Матери и частица мощей святого Тихона Задонского, переданные храму в 1988 г.
Свято-Троицкий храм
В 1778 году при создании Орловской губернии были выделены земли под кладбище за городом. Неподалеку располагались несколько деревень. На территории кладбища предполагалось осуществить захоронение умерших жителей одной трети части города, однако церкви при кладбище не было более 50 лет. Только Указом Орловской духовной консистории от 7 февраля 1823 года за № 447 разрешено было построить каменное сооружение на пожертвования прихожан.
6 мая 1828 года новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятил преосвященный архиепископ Гавриил, а богослужения в ней начали проводиться с сентября 1828 года.
Основной вклад в строительство храмового здания внес герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов, который много сделал для возрождения и укрепления храма, а после сам пожелал быть захороненным на Троицком кладбище рядом со свои отцом.
В 1949 году, благодаря Высочайшему пожертвованию на памятник генералу Ермолову, Свято- Троицкая церковь была значительно обновлена. Троицкий священник Иоанн Мещерский предложил тогда сыновьям генерала расширить церковь таким образом, чтобы могилы Ермолова и его отца оказались на ее территории. Освятил перестроенный храм 15 октября 1867 года епископ Макарий (Миролюбов).
В 1954 году на восточной стене правого храмового придела была установлена памятная доска с барельефом А.П. Ермолова работы известного орловского скульптора Б.Д. Бологова. В середине 90-х годов при храме была обустроена часовня, тогда же начали действовать воскресная школа и библиотека. 17 января 2014 года в Свято-Троицком соборе Орла в торжественной обстановке был открыт воссозданный склеп генерала Алексея Петровича Ермолова и членов его семьи, который был разграблен в 1930-х — 1950-х годах.
Свято Троицкая обитель хранит список образа Богородицы «Утоли мои печали», который:
В настоящее время Троицкий храм в Орле является историческим памятником. Выполнен в стиле позднего классицизма.
Видео о 20-летии освящения собора
Следующий видеоматериал посвящен 20-летию со дня освящения Богоявленского собора, которое состоялось 6 апреля 2016 года.
Орёл. Собор Архангела Михаила
Чуть еще из «карантинных» прогулок по Орлу; время походить было, погода располагала, а мест для посещений и услады глаз хватает.
Расположен в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла. Представляет из себя одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области.
В 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. Позднее, в 1730 году, рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила. К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода, и, к тому же, обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви.
Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803-м была построена трапезная с двумя престолами. Окончательно работы были завершены в 1817 г. С окончанием строительства храма Орел получил красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленской) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 году, однако его строительство ремонты и переделки продолжались довольно долго.
В сентябре 1823 года Орел посетил Император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826-го в ней же покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург.
Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была Страстная икона Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 году деревяный иконостас храма заменен на мраморный.
При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая в 1890 году купцом И. И. Власовым, имелась также богадельня, существовавшая на вклады купца А. Ф. Кулабахова. С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л. Н. Андреева. Здесь его крестил священник Андрей Казанский, который послужил прототипом отца Игнатия в рассказе Андреева «Молчание». Храм фигурирует в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргомот и Гараська», «Весенние обещания», очерке «Когда мы мертвые просыпаемся», автобиографической пьесе «Молодость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. В разное время храм посещали Н. С. Лесков, И. А. Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.
В 1920-х годах летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (просуществовал здесь до начала 1940-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения.
В 1989 году храм передан во владение общины верующих. 6 января 1990 года вновь освящен епископом Орловским и Брянским Паисием. В 2004-2005 годах проведена масштабная реставрация храма. В конце 2005 года установлен новый иконостас.
Как уже говорилось, храм расположен на берегу реки Орлик.
Орлик (до 1784 — Орёл) — река в России, протекает в Орловской области. Устье реки находится в 1390 км от устья реки Ока по левому берегу. Длина реки составляет 66 км, площадь водосборного бассейна 544 км². Орлик берёт начало у деревни Сорокина Краснорябинского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области и завершает свой путь, впадая в Оку в историческом центре города Орла.
Из исторических памятников рядом с храмом располагается шикарный памятник нашему земляку — Лескову; а так же героям его произведений.
Николай Семёнович Лесков (4 февраля 1831, село Горохово, Орловская губерния — 21 февраля 1895, Санкт-Петербург) — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом Стебницкий. В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия.
В лесковской прозе отразились традиции как духовенства (житийные мотивы, церковная книжность), так и мещанства (авантюрные сюжеты, лубочная культура). Часто работая в технике сказа, придавал большое значение нюансам интонации, установке на непридуманность рассказанного, избегал простановки однозначных оценок. В своих произведениях создал обширную галерею праведников из народа. Склонность Лескова к неожиданным развязкам (пуантам) ярко проявилась в святочных рассказах и новеллах-анекдотах.
Современники ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни и в этом отношении ставили его в один ряд с Писемским. Вместе с тем прогрессивная критика не могла простить Лескову нападок на послереформенное поколение радикалов («революционных демократов»), именуемое им нигилистами. Так, Салтыков-Щедрин заявлял, что Лесков (Стебницкий) излишне любит жаловаться на упрёки и нападки со стороны «врагов и недоброжелателей», что он постоянно преувеличивает и даже выдумывает упреки в свой адрес, чтобы использовать их в качестве повода для «ответных» нападок на русских «нигилистов»: Это всё, разумеется, напраслина, потому что г-ну Стебницкому сроду никто никогда упрёков не делал, и сам г. Стебницкий это очень хорошо знает; но эти упрёки ему нужны. Нужно с чем-нибудь подойти к читателю, он и выдумал эти упрёки. Нигилизм для него — это поэма всей его жизни, это нечто вроде «Потерянного рая». Ни один из его героев — ни одна Платонида, ни один Овцебык не существуют в его глазах сами для себя; всё это призраки, которые дают только повод вызвать другой, ненавистный, но вечно милый призрак: призрак нигилизма. В пользу этого призрака он жертвует всем: и запасом своей наблюдательности, и теми проблесками дарования, которые, по временам, пробиваются в его произведениях.
Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей». «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — вторит этому мнению Д. П. Святополк-Мирский (1926). Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний: Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Максим Горький
Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. Это отмечали и писатели-современники: Л. Н. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше».
Недалеко расположен памятник генералу Ермолову.
Алексей Петрович Ермолов (24 мая 1777, Москва — 11 апреля 1861, Москва) — русский военачальник, государственный деятель и дипломат, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818), генерал от артиллерии (1837). Главноуправляющий гражданской частью и пограничными делами в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях; командующий Отдельным Грузинским корпусом (1816—1827). Автор мемуаров.
Ермолов родом из небогатых дворян Орловской губернии. Его отец, Пётр Алексеевич Ермолов (1747—1832), был помещиком, владельцем небольшого имения в 150 душ в Мценском уезде Орловской губернии. В царствование Екатерины II он занимал должность правителя канцелярии генерал-прокурора графа А. Н. Самойлова, а с вступлением на престол Павла I, вышел в отставку и поселился в своей деревне Лукьянчикове. Мать — Мария Денисовна Каховская, урождённая Давыдова, находилась во втором браке за его отцом, в первом же браке была за генералом Михаилом Васильевичем Каховским, от которого имела сына и двух дочерей. По отзывам современника, была «барыня умная, но капризная и никого не щадила злословием». По матери Алексей Ермолов находился в родстве с Давыдовыми, Потёмкиными, Раевскими, Орловыми и Каховскими. Знаменитый партизан и поэт Денис Давыдов доводился ему двоюродным братом.
Правый придел орловской Свято-Троицкой церкви — фамильная усыпальница Ермоловых. Сооружён 15 октября 1867 года на средства, выделенные императором Александром II в память великих заслуг генерала от артиллерии Алексея Петровича Ермолова. Рядом с ним покоятся его отец Пётр Алексеевич (1748—1832), сын генерал-майор Клавдий Алексеевич (1823—1895) и невестка Варвара Николаевна (1825—1897).
В Орле, где похоронен Ермолов, в 1911 году по решению городской Думы именем А. П. Ермолова была названа улица, ведущая от городского парка к его могиле, а также было объявлено о сборе средств на установку памятника генералу. Деньги на памятник собрали и немалые, однако сначала помешала Первая мировая война, а затем Октябрьская революция окончательно похоронил эти планы. С 1924 года улица Ермолова носит название Пионерской, а улицей Ермолова назвали другую улицу, где находится дом отца Алексея Петровича.
Вторую попытку установить памятник предприняли почти через 100 лет. Одной из центральных площадей города (напротив кинотеатра «Октябрь») в 2003 году присвоено название «площадь Ермолова». На площади Ермолова разбит живописный сквер, где 4 июня 2002 года был заложен камень с памятной надписью, что на этом месте будет открыт памятник Ермолову. В июне 2012 года камень демонтировали, и началось возведение постамента для памятника. В июле памятник привезли к месту установки. Памятник А. П. Ермолову в Орле был открыт 27 июля 2012 года. Высота скульптуры составляет пять с половиной метров, постамента — четыре метра.
На площади расположена Орловская классическая гимназия, была образована из Главного народного училища 17 марта 1808 года. Орловская классическая гимназия была образована из Главного народного училища. Каменное двухэтажное здание было выстроено в 1796 году специально для Орловского главного народного училища, но оказалось вполне приемлемым и для гимназии.
Ознакомится со списком великих и знаменитых выпускников можно здесь:
Категория:Выпускники Орловской гимназии — Википедия
Почему-то не упомянуты:
— Лесков, Николай Семёнович (учился в период 1841—1846 годы и получил свидетельство об окончании только двух классов);
— Мясоедов, Григорий Григорьевич;
— Русанов, Владимир Александрович (в 1887—1889);
— Соловцов, Николай Николаевич;
— Акулов, Николай Сергеевич (в 1910—1918).
Ныне в здании гимназии (пер. Воскресенский, д. 3) располагается исторический факультет Орловского государственного университета.
Недалеко расположена музыкальная школа и установлен памятник орловскому композитору Калинникову.
Василий Сергеевич Калинников (1 января 1866, село Воины, Орловская губерния — 29 декабря 1900, Ялта) — русский композитор.
Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.
В увертюре Калинникова «Былина» звучит тема, начальными тактами совпадающая с мелодией гимна СССР, что породило утверждения о том, что Александров не является подлинным автором современного гимна России. Время сочинения увертюры, обычно датируемой 1893 годом, известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет никаких данных о том, что автор советского гимна, к тому времени уже умерший, имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.