храм в пустошах шатурский район
Покровский храм, с. Пустоша
По поводу расписания богослужений обращаться в свечную лавку: 8(903)-510-54-56 Марина
Телефон настоятеля: 8(916)-114-76-59
Телефон старосты храма: 8(926)-655-58-80 Алексей
Адрес храма: 140750 Моск. обл., Шатурский район, с. Пустоша
Село Пустоша находится на границе с Рязанской областью. Покровский храм упоминается впервые в патриарших окладных книгах от 1676 года. В 1831 году вместо деревянной здесь строится каменный храм, который расширен пристройкой трапезной части в 1845 году. Престолов три: Покровский, Никольский, Архангела Михаила, над главным престолом была устроена сень. Храм был закрыт в 1938 году. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.
Поделиться:
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Благочиние в социальных сетях
Поиск
Copyright © Шатурское благочиние 2017 All rights reserved 140711 Моск. обл., г. Шатура, пр-т Ильича, 57А, тел.: +8 (496) 457-25-71 Email: blag@shatblago.ru
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Пустоша
приходской сайт
Из истории прихода
Покровский храм 90-е годы.
Село Пустоша согласно писцовым книгам находилось на одинаковом расстоянии как от уездного города Судогды, так и от губернского Владимира – 90 вёрст. Оно затерялось в мещёрских лесах на суходольной гриве среди обширных болот на самой границе с Рязанской губернией. Когда-то это была «Фомина заимка», потом «Гридина пустошь при колодце», и уже на рубеже XIX-ХХ вв. за селом закрепилось название, которое оно носит сегодня.
Церковь здесь впервые упоминается в патриарших окладных книгах чуть ранее 1676 г., она имела название в честь Покрова Пресвятой Богородицы и была деревянной. Дальнейшие сведения о ней отсутствуют вплоть до начала XIX в.
В 1831 г. вместо деревянной церкви здесь строится каменный храм на средства помещика М.В. Глебовского. В 1845 г. церковь была расширена устройством в ней приделов: Святителя Николая и Архистратига Михаила.
В историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (Выпуск 4, г. Владимир, 1897 г.) говорится, что утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно; замечательного по древности или ценности в церкви не имелось; над главным престолом была устроена сень. Причта в приходе было положено по штату: священник и псаломщик. На их содержание получалось от служб, требоисправлений и от земли церковной до 700 рублей в год. Дома у членов причта были собственными: у священника он стоял на крестьянской земле, а у псаломщика на церковной. Земли при церкви было записано 25 десятин пахотной, 6 десятин сенокосной и под вырубленным лесом 2 десятины. Пустошинский приход состоял в то время из села Пустоша и деревни Чернятино, в коих по клировым ведомостям числилось 693 души мужского пола и 738 женского.
В 1938 г. храм в Пустошах был закрыт и подвергся разграблению, а здание церкви в течение десятилетий использовалось для нужд местного колхоза «Аврора».
В начале 1990-х храм передали Церкви. Благоустроен участок при храме, появился приходской дом, хозяйственные постройки, ограда.
В настоящее время храм восстановлен практически заново: полностью закончена внешняя отделка храма, внутренняя реставрация в процессе завершения. Появился большой приходской дом, хозяйственные постройки, территория обнесена красивой каменной оградой. Приходская жизнь Покровского храма течёт своим чередом.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Пустоша
приходской сайт
С Пасхой Христовой!
Поделиться:
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
8 марта на 78- м году жизни отошел ко Господу почётный настоятель Покровского храма с. Пустоша Шатурского района игумен Иов (Кузьмин).
Игумен Иов, в миру Владимир Андреевич Кузьмин, родился 15 сентября 1942 года в деревне Борково Издешского района Смоленской области в семье рабочих. Воспитывался в многодетной семье, где было 11 детей. В 1959 году окончил школу в с. Борково. В 1960 году переехал с семьей в Москву. С 1964 по 1981 год работал на Московском электрозаводе им. Куйбышева, прошёл путь от слесаря до должности художника — исполнителя оформительных работ. За активное участие в работе был неоднократно премирован.
С 1981 трудился алтарником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в районе Владыкино г. Москвы. С этого же года по 1989 год был пономарём Крестовоздвиженского храма Кировского района г. Москвы.
16 декабря 1989 года в Преображенском Крестовом храме Новодевичьего монастыря епископом Можайским Григорием был совершен монашеский постриг Владимира с наречением имени Иов в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея России (память совершается Церковью 2 июля).
31 декабря 1989 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил иеродиакона Иова (Кузьмина) во иеромонаха.
2 января 1990 года направлен в клир Покровской церкви с. Власово Шатурского района Московской области. 22 апреля 1991 иеромонах Иов (Кузьмин) был назначен настоятелем Покровского храма с. Пустоша Шатурского района Московской области, где совершал свое пастырское служение до своей кончины. Трудами игумена Иова Покровский храм с. Пустоша был полностью восстановлен, в советский период храм был оборудован под различные нужды местного колхоза. С 2019 года отец Иов был назначен почётным настоятелем родного храма, с благодарностью за понесённые многолетние усердные труды.
За усердное служение Святой Церкви отец Иов (Кузьмин) был удостоен высоких общецерковных, епархиальных и богослужебных наград. В 1992 году награждён набедренником, в 1997 году — наперсным крестом, в 2002 году удостоен сана игумена, в 2008 году награжден палицей, а в 2015 году — крестом с украшениями. В 2014 году награжден медалью Московской епархии «За усердное служение» III ст., в 2017 году медалью Московской епархии «За усердное служение» II ст.
Для многих верующих и священнослужителей батюшка был не только духовным наставником, но и любящим отцом! За годы своего служения отец Иов помог многим людям найти свою дорогу к Богу. Игумен Иов также написал множество стихов, которыми часто утешал и радовал приходящих.
Да упокоит Господь в селениях праведных новопреставленного игумена Иова! Вечная ему память.
Поделиться:
Великий пост со 2 марта по 18 апреля
О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ
Что говорили о Великом посте святые и известные проповедники? Как понимали подвиг поста Паисий Святогорец, Иоанн Кронштадский, Антоний Сурожский и другие известные люди Церкви? Мы собрали для вас яркие отрывки из их проповедей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Пост – хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей»
Протопресвитер Александр Шмеман
«Пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, стороны. «Постом и молитвою» – это значит, что без соответствующего духовного усилия, без укрепления себя Божественной Реальностью, без сознания своей совершенной зависимости от Бога и только от Бога физический Пост станет на самом деле самоубийством. Если дьявол искушал Самого Христа, когда Он постился и испытал голод, то у нас нет никакой возможности избежать искушения. Физический пост, как он ни важен, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в Боге»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Великий пост – это время наших усиленных молитв, в которых мы будем просить Бога, чтобы Он принял наше покаяние и простил бы наши грехи. Будем умолять Господа, чтобы Он Своей милостью укрепил наши слабые силы на пути к вечной жизни… Не забывайте, что спасается не тот, кто только по имени христианин, а тот, кто трудится над спасением своей души. Святая Церковь хочет, чтобы каждый из нас постоянно занимался самоанализом. Тогда он видит греховность. Такой самоанализ, несомненно, приведет его к покаянию, позовет к покаянным слезам. А покаянные слезы – это самые дорогие для нас слезы, те слезы, о которых в Евангелии сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). За такими покаянными слезами обычно следует утешение и радость»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Глава добродетелей — молитва; их основание — пост… Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования – цель жизни – выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает по видимости какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, середину и конец дела, а на самом деле концом всего выходит – ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения всеми силами: и умом, и волей, и чувством. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
Митрополит Сурожский Антоний
«Пост – весна духовная; время, когда должны отпасть старые листья, когда должны быть срублены иссохшие ветки, когда все мертвое должно не только умереть, но быть сожженным, чтобы осталось только живое. Вот к чему нас призывает пост, вот о чем речь идет… Я хотел бы, чтобы вы задумались о посте именно как о весне, когда все обветшалое отпадает, когда зарождается новая жизнь… Давайте сделаем усилие, чтобы все, что в нас есть живого, истинного, подлинного, святого, вечного, пробилось, как новая листва пробивается весной. И поскольку весной нет уже места обветшалому, мертвому, иссохшему – все, что есть грех, что смертно, все, что не войдет в тайну любви и ликования, должно вымереть в нас, чтобы мы стали теперь уже живыми вечной жизнью, – пусть только зачаточно, но вечной жизнью»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Главная цель подвига поста состоит в погружении человека в такую духовную атмосферу, которая помогает ему обрести способность к самоанализу и оценить состояние своей души. Время поста — период серьезного духовного испытания себя, испытания, приводящего человека к благим внутренним переменам. Покаяние — это и есть перемена, изменение состояния ума и сердца, обновление всего строя человеческой жизни, реальный и очень важный шаг на пути духовного восхождения. Пост — установление Божественное. В Евангелии мы находим ясные указания Христа Спасителя на важность и необходимость поста для жизни человека… Пост есть непременное условие внутренней концентрации, собирания сил, без чего человек не способен осуществить духовный прорыв, не готов к сильному и значительному духовному деланию, столь необходимому и важному для созидания и обновления глубинных основ человеческого бытия»
Старец Паисий Святогорец
«Войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, человек будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки… Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи… Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды — потихоньку вся она утечёт»
Поделиться:
Крещение Господне
19 января Православная Церковь отмечает один из главных христианских праздников — Крещение Господне. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — крещение Господа Иисуса Христа на реке Иордан пророком Иоанном Предтечей. Другое название праздника Крещения — Богоявление. Оно связано с тем, что в момент крещения Спасителя на реке Иордан Бог явил Себя миру в трех лицах: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа своим Сыном гласом с неба. В России сложился народный обычай погружаться в праздник Крещения в иордани — проруби в виде креста или круга, прорубленные в любом водоеме и освященные в праздничный день.
Праздничные богослужения 18 и 19 января прошли в Покровском храме с. Пустоша. Праздничную службу совершал настоятель храма иерей Димитрий Игнатьев.
Главная особенность богослужений в эти дни — освящение воды специальным чином, который именуется великим освящением воды. Воду освящают дважды: 18 января, в Крещенский сочельник, и второй раз 19 января на Божественной литургии. Такую воду называют великой агиасмой (греч. «святыня»).
Пустоша. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Пустоша находится на границе с Рязанской областью. Покровская церковь упоминается впервые в патриарших окладных книгах от 1676 г. В 1831 г. вместо деревянной здесь строится каменный храм, который расширен пристройкой трапезной части в 1845 г. Престолов три: Покровский, Никольский, Архангела Михаила. Над главным престолом устроена сень. Храм был закрыт в 1938 г. и разорен.
В начале 1990-х гг. церковь в руинах возвратили верующим, и постепенно она восстанавливается. Благоустроен участок при храме — появился большой приходской дом, хозяйственные постройки, ограда.
Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 42.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Пустошь Гусевского района Владимирского округа. (Инд. 19/108).
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что граждане селений, пользовавшихся указанной церковью на своих общих собраниях вынесли постановление о закрытии этой церкви с целью использования ее для культурно-просветительных целей организуемого колхоза – договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать ее Пустышевскому сельсовету для использования в соответствии с желанием населения.
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31.
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 38 об.
(Решение могло быть отменено в связи с некоторым смягчением антирелигиозной политики после статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов»)
С 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы по адресу: Шатурский район, с.Пустоша, состоит на государственной охране в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. № 516).
Храм в пустошах шатурский район
Пустоша — село в Шатурском муниципальном районе Московской области. Входит в состав городского поселения Черусти.
Село Пустоша расположено в северной части Шатурского района, расстояние до МКАД порядка 153 км. Высота над уровнем моря 130 м. «Село Пустоши находится в 90 верст. от уездного города (Судогодский уезд) и в 90 от губернского, в юго-западном углу Судогодского уезда на границе с Рязанской губернией».
В письменных источниках упоминается как деревня Гридино, позднее село Пустоша.
Название Гридино происходит от Гридя, производной формы личного имени Григорий. Название „Пустоши» дано этому селу, вероятно, потому, что оно стоит вдали от других селений среди лесов. [2]
Впервые упоминается в писцовой Владимирской книге В. Кропоткина 1637—1648 гг. как деревня Гридино в Кривандинской волости Владимирского уезда. Деревня принадлежала Панкрату Петровичу Вечеслову.
После отмены крепостного права и до 1882 года село Пустоши с деревней Чернятино составляли отдельную волость – Пустошенскую. [2]
С 1882 г. в составе Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии.
Карта Ягодинской волости Судогодского уезда
«Для женщин нет никаких особых промыслов, — только в селе Пустошах есть до 100 станов ткацких для выработки нанки. Этот промысел в настоящее время, как нам передавали, очень падает: конкуренция ситцев уменьшила заработок, так-что многие женщины предпочитают этому промыслу прядение льна. Наконец, в некоторых семействах Ягодинской волости есть различные ремесленники: кузнецы, портные, сапожники, красильщики и т. д. …
Интересное явление подмечено нами в селе Пустошах; здесь колодцев очень мало, и вообще в воде ощущается большой недостаток, особенно в летнее время, даже для скота. В 1882 г., летом, у лошадей открылся желудочно-кишечный катарр, который, по моему мнению, нужно было объяснить единственно недостатком хотя сколько-нибудь сносной воды для питья. В 1883 г. появилась на людях dysentheria catarrhalis, — здесь опять причиной была вода, и вот в каком отношении: недалеко от церкви, у самой дороги, в дождливое время очень грязной, вырыт колодезь,- в одно из своих посещений я заметил, что жители пользуются водой из этого колодца не только для питья, но и для мытья белья; последняя операция и производится у самого колодца, чрез что, понятно, в последний попадают и мыльная вода, и все нечистоты с белья и тому под. Из расспросов и наблюдений моих оказалось, что дизентерией страдали жители именно тех домов, которые пользуются водой из этого колодца.
Пруды большей частью вырыты в полях, где летом пасется скот; в самых селениях мы нашли пруды только в двух местах: в с. Пустошах и в деревне Гарино; в летнее время эти пруды испускают страшное зловоние, покрыты плесенью, вода в них положительно ни на что негодна. » (Ягодинская волость Судогодского уезда в 1885 г.). [2]
«О назначении крестьянину села Пустошей Егору Гаврилову Скалкину 100 р. в возмещение убытков, понесенных им от сломки дома.
Земский начальник 3 участка Судогодского уезда препроводил в управу присланное ему крестьянином села Пустошей Егором Скалкиным прошение с просьбой доложить об этом прошении собранию. По словам кр. Егора Гаврилова Скалкина в 1901 году ему было отведено землемером Катилиным (ныне умершим) место под постройку дома; на этом месте им, Скалкиным, был выстроен дом, который другой землемер, Анцуто (в 1903 году), нашел построенным не по плану — на палисаде и частью на проулке, о чем и составил акт. Согласно этому акту было возбуждено дело о сломке дома, который и был сломан по постановлению уездного съезда. В виду того, что дом был построен на непланном месте не по его вине, Скалкин и просит теперь возместить ему убыток в размере 100 р.
Из справки, наведенной в делах управы, не видно, чтобы крестьянину села Пустошей Егору Гаврилову Скалкину было отведено в 1900 — 1902 гг. землемером Катилиным место под постройку дома; зато имеется дело за 1903 год № 16/47 о неправильной постройке Егором Скалкиным дома, возбужденное управою по жалобам крестьян того же села Семена Киселева и Ивана Кошелева, а также по акту землемера г. Анцуто; при составлении г. землемером акта на месте осмотра дома находились понятые и староста и никто из них, а равно и сам Скалкин не указывали тогда на то, что ему, Скалкину, это место было отведено землемером Катилиным. Дело о Скалкине разбиралось в Ягодинском волостном суде 12 октября 1903 года и судом был назначен к сломке.
Докладывая о вышеизложенном собранию, управа полагала бы в просьбе, в виду ее неосновательности, отказать». [1]
«Дорога из села Арефина в село Пустоши в летнее время почти наполовину идет «бродами», т.е. водой по колена, тогда как есть лучший и ближайший путь — зимний, неудобный летом единственно из-за 2-х болотистых мест. Будь разрешение на исправление этого кратчайшего пути (в казенных дачах ежегодно пропадает масса леса), и село Пустоши с деревней Чернятино не были бы отрезаны от остальных селений волости. Это дурное состояние дороги, надо полагать, и было причиной того, что до 1882 года эти два селения составляли отдельную волость (Пустошенскую)». [2]
«О ремонте гати на дороге, ведущей с Перхуровского завода к селу Пустошам через Черлекское болото.
По дороге, ведущей с Перхуровского завода торгового дома Панфиловых к селу Пустошам, в казенной даче имеется дорога, которая могла была сократить проезд в село Пустота более чем на 10 верст, но между прочим, на этой дороге имеются в трех местах деревянные гати, пришедшие в разрушение и проезд совершенно прекращен. Протяжение этих трех гатей составляют 950 погонных сажен. Уездная управа, признавая необходимым возобновление поименованных трех гатей и имея в виду, что возобновление таковых потребует, кроме лесного материала, следующего расхода: на прорытие канав 2000 саж. по 15 к. за сажень 300 руб., на засыпку хвороста земли 450 кубиков по 2 руб. за кубик 900 р., на заготовку хвороста и устройство труб 300 р., а всего 1500 р.
Управа обращалась к Владимирскому управлению государственными имуществами с просьбою принять на себя расходы по исправлению этой дороги, на что от управления получился ответ, что в виду общего очень значительного сокращения расходов нельзя надеяться на ассигнование средств на этот предмет, кроме бесплатного отпуска леса. Крестьяне села Пустошей и деревни Чернятиной, а также торговый дом Панфиловых отказались на том основании, что исправление этой дороги лежит на обязанности казны.
О чем уездная управа и имеет честь довести до сведения уездного земского собрания». [1]
6-й медицинский участок, больница в д. Тихоново. «О расходах, исчисленных на медицинскую часть по земским больницам, ветеринарным и фельдшерским амбулаториям Судогодского уезда.
По пустошенскому фельдшерскому пункту: жалованье фельдшеру 360 р., наем помещения с отоплением 100 р., белье и ремонт мебели 25 р., освещение 12 руб., жалованье сторожу 60 руб., итого 557 руб.». [1]
«С ходатайством кр-ки села Пустошей Александры Андреевой Орловой о дополнительном вознаграждении страховой премией за сгоревший дом в августе месяце 1909 года.
В прошлую очередную сессию земского собрания управою было доложено ходатайство крестьянки села Пустошей Александры Орловой (доклад № 74 — 1909 года), следующего содержания.
«В августе месяце в с. Пустошах произошел пожар, во время которого, в числе прочих домов, сгорел дом кр-ки Ал. Орловой. До последнего времени муж Орловой являлся исправным плательщиком страховых взносов, но в нынешнем году уплатить таковой он не мог: у него пала лошадь, потом вскоре корова, сам он долгое время болел, семья голодала. Весной сего же года явилась возможность внести страховой сбор, но его не приняли, так как прошел срок.
Таким образом, не имея возможности восстановить погоревшие постройки, Орлова ходатайствует перед земским собранием о выдаче ей страховых взносов».
Земское собрание, рассмотрев доклад управы по ходатайству кр-ки Орловой, поручило управе проверить заявление просительницы, и если окажется правильным, передать в губернское земское собрание. Во исполнение сего, управою поручено было проверить на месте заявление кр-ки Орловой через члена управы г. Добровольского и по дознанию ходатайство Орловой не подтвердилось; между тем усматривается, что за сгоревший дом кр-ки Орловой получена Ягодинским волостным правлением страховая сумма только по нормальной оценке 50 руб., а не возвышенной, за невзносом страхового платежа, и деньги 50 руб. внесены для хранения в Тихоновское кредитное товарищество на имя малолетнего сына Александры Орловой, так как она в 1906 году после смерти мужа вышла в замужество вторым браком за Дмитрия Емельянова Петрова.
О чем уездная управа имеет честь доложить земскому собранию с представлением прошения Орловой и дознания члена управы г. Добровольского и, с своей стороны, полагала бы просьбу кр-ки Орловой, по мужу Петровой, оставить без удовлетворения» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы и журналы очередного уездного земского собрания сессии 1910 года).
Из отчета за 1911 год «Пустошенский земский — приходящих больных 2217, посещений 2932, вакцинаций 32, ревакцинаций 113. Пустошенский ф-кий пункт необходим за отдаленностью (20 вер. от с. Тихонова), по числу населения и по бездорожью весной и осенью».
В советское время село входило в Пустошинский сельсовет.
«УОНО, обрати внимание (с. Пустоши, Судогодск. у.). В нашей школе с 1919 года по 21 г. драмкружком устраивались вечера с танцульками, спектакли и прочие увеселительные зрелища. В результате школа пришла в полуразрушенное состояние: стекла были повыбиты, печи разрушены, парты поломаны, двери с крючьев сорваны. По милости драмкружка школа почти три года пустовала, занятия не производились. В 1923 г. мужички школу о грехом пополам отремонтировали и драмкружок снова намеревается пристроиться в школе.
Не мешало бы УОНО принять кое какие меры, а то опять доканают школу, как и в 1919 году» («Призыв», 4 января 1924 г.).
Численность населения: в 1895 г. – 1152 чел., в 1970 г. – 501 чел., в 1993 г. – 570 чел., в 2002 г. – 513 чел., в 2006 г. – 592 чел., в 2010 г. – 416 чел.
Церковь в с. Пустошах упоминается в первый раз в патриарших окладных книгах под 1676 г.; церковь эта была во имя Покрова Пресв. Богородицы.
Сведений о дальнейшей судьбе этой церкви не имеется до начала XIX столетия. В 1831 г. вместо доселе бывшей деревянной церкви в Пустошах был устроен на средства помещика М. В. Глебовского каменный храм, который в 1845 г. был распространен пристройкой трапезы.
Престолов в этом храме три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и Архистратига Михаила.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательного по древности или ценности в церкви не имелось; над главным престолом устроена сень.
Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений и от земли церковной до 700 руб. в год. Дома у членов причта собственные: у священника на крестьянской земле, а у псаломщика на церковной.
Земли при церкви: пахотной 25 десят., сенокосной 6 дес. и под вырубленным лесом 2 дес.
К Пустошскому приходу (с церковью Покров Пресвятой Богородицы) принадлежат: село Пустоша (Гридино), дер. Чернятино и лесные стражи — Струйская и Сосновская и закрытый Летургский стеклянный завод.
Приход в кон. XIX века состоял из села Пустоши и деревни Чернятиной (1 ½ вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 693 души муж. пола и 738 женского. [3]
В с. Пустошах с 1876 г. существовала земская народная школа, учащихся в 1896 г. было 69. [3]
Пустошенское училище, Ягодинской волости, в селе Пустоше основано 22-го октября 1876 г., благодаря старанию крестьянина Кондратия Носова. Ближайшие училища: Уршельское в 18 вер. и Тихоновское — 20 вер.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 9 арш. 8 вер., шириной 8 арш. 4 вер., вышиной 2 арш. 14 вер. Учебных пособий недостаточно — на 86 р. 45 к. Библиотеки нет, кроме 12 книг. Земли нет. Законоучитель священник Михаил Русов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 22-го октябри 1876 г.; учитель Василий Тюльпанов, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1883 г. Попечитель крестьянин Василий Иванов Кузьмин; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 41 м. и 11 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. и 6 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 11 м. и 6 д. К 1-му января 1884 года состояло 39 м. и 11 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 9, 9 — 10 л. 7, 10 — 11 л. 11, 11 — 12 л. 8, 12 — 13 л. 6, 13 — и выше 7. Из учащихся: 41 из с. Пустоши и 9 из д. Чернятина в 1 ½ вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 38 м. и 11 д., раскольников 1 м. По сословиям: дух. 1 м. и 1 д., крест. 38 м. и 10 д. Средства: от земства 306 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 26 р. Посещали классы неисправно 15 уч., — по болезни. Прием в октябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 13-го октября по 25-е апреля. Пению обучаются простому. Учатся в день 5 — 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 5, по пению 1. Получили награды 4. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 4 л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
В 1905 году на средства уездного земства и попечителей был произведен ремонт в Пустошенском училище. [1]
«О внесения в смету на 1906 год по народному образованию Судогодского уезда на содержание земских училищ суммы 20675 руб.
Пустошенского училища: законоучителю 80 р., учителю 360 р., второй учительнице 240 р., итого 680 р.». [1]
Подробнее о жизни в селе Пустоша на рубеже XIX-XX веков можно прочитать воспоминания новомученика протоиерея Евгения Елховского, опубликованные в книге «Страницы истории России в летописи одного рода (Автобиографические записи четырех поколений русских священников) 1814-1937. Москва, издательство «Отчий дом», 2004
Раскопки в селе Пустоши, Судогодского уезда Владимирской губернии 1924 г. Владимирское издательство «Призыв» 1925 г.
Село Пустоши, в котором находится описываемый нами могильник, расположено в юго-западном углу Судогодского уезда, пограничном с Егорьевским уездом, Рязанской губернии. Местность эта составляет наиболее низинную часть песчано-болотисто и равнины, которая охватывает половину Судогодского уезда и затем далеко заходит в пределы соседней Рязанской губернии. Здесь редко можно встретить возвышенный холм. На пространстве многих десятков верст тянутся сплошные болота, покрытые мхом, несъедобными травами или чахлой древесной растительностью. При ширине от 1—10 в. и длине до 20 в. и более болота эти, надо думать, представляют остатки некогда обширного водного бассейна, доказательством чего служит наличие в них мощных торфяниковых образований. Исключение из общей картины составляют те немногие и незначительные площади, где еще в отдаленную эпоху, быть может, ближайшую к отступлению последнего ледника, оставленные ледниками пески были переработаны ветром и собраны в то плоские и довольно широкие, то узкие и более или менее высокие холмы, какие изредка наблюдаются здесь и являются как бы островами среди болотистой равнины. На одном из таких широких и плоских островов среди моря болот и лесов приютилось с Пустоши.
Существование в указанном селе могильника открыто совершенно случайно. Осенью 1923 г. крестьянин этого села С. Ф. Алексеев при рытье ямы под картофель вскрыл на своей усадьбе древнее погребение, которое находилось, по его словам, на глубине около 0,6 м и состояло из костяка и при нем бронзовых или медных вещей: шейных гривен (14), височных колец (5), ручных браслет (6), малых спиральных колец, нарукавных нашивок и разнообразных подвесок (3). Летом 1924 г. мной совершена была поездка на место находки и все вещи вывезены во Владимирский Исторический Музей. По характеру своему вещи оказались типичными для древнейшей культуры до славянской поры (финской). При опросе С. Ф. Алексеева и некоторых других крестьян выяснилось, что подобные находки на данной усадьбе случались и раньше. Действительно, во Владимирском Историческом Музее имеются две планшетки с нашитыми на них следующими вещами:
1) шейная гривна, витая из медных проволок, с завязанными концами.
2) шейная гривна, витая из медных проволок, с конусообразными шипами на концах.
3) два витых из проволоки браслета с завязанными концами.
4) браслет, спаянный из четырех проволочных плетений, с 20-ю нанизанными на нем колечками, витыми из тонких медных проволок.
5) большая ажурная подвеска из проволок с лопастными на цепочках привесками.
На планшетках отмечено, что означенные вещи поступили из села Пустоши, Судогодского уезда. К сожалению, установить точно, когда, кем и при каких условиях означенные вещи добыты, мне не удалось, так как ни в печати, ни в архиве Музея сведений об этом не имеется. Вероятнее всего, они добыты Н. Е. Макаренко в 1905 г. во время его раскопок в Судогодском и Меленковском уездах, но отчета об этих раскопках нигде не сохранилось. Принимая во внимание характер вырытых вещей и сообщения о прежних находках, можно было думать, что здесь имеется могильник древней культуры, значительно уже потревоженный картофельными ямами. Так как могильнику грозила опасность дальнейшего разрушения, то мною было исходатайствовано от Главнауки НКП разрешение на производство археологических раскопок. Раскопки произведены мною совместно с археологом Ф. Я. Селезневым в конце сентября 1924 года. Вскрытый нами могильник оказался довольно значительным по количеству погребений, но бедным предметным инвентарем.
Могильник расположен в СВ окраине села Пустоши, на трех последних крестьянских усадьбах, позади надворных построек. Центр могильника находился на усадьбе кр-на С. Ф. Алексеева, окраины же задевали две соседние крестьянские усадьбы. Местность, где расположен могильник, представляет собой покатый спуск от ЮЗЗ на СВВ, который ограничивается с ЮЗЗ сельскими строениями, с ССЗ полем и с СВВ болотистой долиной. Весь спуск распахан крестьянами под картофель и огородные насаждения. Площадь, занимаемая могильником, равняется приблизительно 375 кв. метрам и имеет несколько удлиненную форму с направлением с ЮЗЗ на СВВ (25х15 м.) Границы определялись боковыми и пробными траншеями, не давшими никаких могильных признаков. Всего проведено было 22 траншеи шириною в 2 м и с общим протяжением 124 метра. На вскрытой площади обнаружено 25 людских погребений. Сохранность костяков оказалась различной: 1 погребение имело костяк необыкновенно хорошей сохранности, 3-удовлетворительной сохранности, в 8 погребениях костяки были в последней степени разрушения, в 4 погребениях костяки были неполные в 3 сохранились одни черепа и, наконец, в погребений оказались пустыми и намечались лишь могильными пятнами с довольно правильными очертаниями. Погребения в 23 случаях были определенно одиночные. В одном случае в могиле оказались 2 черепа и в одном костяк взрослого и детский череп. Глубина могил колебалась в. пределах 0,4—0,7 м. Могильное пятно прослеживалось обычно на глубине 0,15 м. Предметный инвентарь могильника оказался довольно бедным. За исключением нескольких кусков шерстяной ткани и кожи, 3 черепков глиняной посуды, остатков железного ножа и нескольких раковин каури (Сypraca moneta), он весь слагался из бронзовых предметов, служивших принадлежностями женских украшений. Надо думать, что несколько богатых инвентарем погребений разрушены и расхищены в прежнее время. На это указывают рассказы местных жителей о прежних находках и следы многочисленных старых картофельных ям, обнаруженных на месте могильника раскопками.