уровневый подход к оцениванию предметных результатов обучения

Статья «Уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

г.Шебекино Белгородской области»

«Уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию

для оценки достижения планируемых результатов, а также

к представлению и интерпретации результатов измерений».

учитель начальных классов

Тютикова Мария Николаевна

Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.

Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний, умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте запросов как ребёнка и его родителей, так и самого педагога. Это обстоятельство актуализирует проблему пересмотра отношения к образовательным достижениям и их оценке.

В Федеральном государственном стандарте нового поколения требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников. Использование требований (планируемых результатов образования) в качестве критериев оценки позволяет перейти от принятого сейчас нормированного подхода к оцениванию, который таит в себе немалые возможности для субъективизма в оценивании, к критериально-ориентированной оценке. Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания.

Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

Новая система оценивания трудоемка, но позволит в целом отследить процесс обучения каждого ребенка, увидеть его затруднения, определить программу развития.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Одна из особенностей новой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

В настоящее время в школе произошли принципиальные изменения в связи с введением дифференцированного обучения, особенностью которого является дифференциация требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни и, прежде всего, уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятыми ими. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность школьников в результатах своего труда. Реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения, и прежде всего, должна быть перестроена, чтобы каждый ученик прошел через проверку достижения обязательных результатов обучения и имел возможность проявить себя на повышенном уровне. С одной стороны, это позволяет получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся, информацию, позволяющую обоснованно управлять процессом обучения и мотивированно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. С другой стороны, обеспечивает ученикам с разным уровнем подготовки возможность продемонстрировать свои достижения. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. Именно полная информация об овладении обязательными результатами обучения дает возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований. На повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала, здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний. На повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность определенного выбора с учетом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами, вполне правильно включать в проверку избыточное число задач повышенного уровня, учитывающих разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи для решения.

Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений. Задачи, разработанные на разных уровнях, являются одним из главных инструментов оценки образовательных достижений. Каждая задача позволяет оценить овладение способом действия в рамках некоторого учебного материала. Оценка действий учащихся производится на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Каждому уровню соответствует определенный тип тестовых заданий, выполнение которых и будет служить критерием оценки действий учащегося.Первому уровню отвечают задания, предполагающие преобразование типовой предметной ситуации (системы условий) в соответствии с заданным образцом (алгоритмом, правилом действия). Например, в тестах на грамотность чтения, где предметом действия выступает отношение «содержание-текст», к первому уровню относятся задания на восстановление содержания, явным образом отображенного в тексте. Второму уровню соответствуют задания, выполнение которых требует выделения в предметной ситуации скрытых существенных отношений. Такое выделение предполагает абстрагирование от явно данных, но не существенных черт ситуации и построение ее умственной модели, отражающей существенное отношение. В тестах на грамотность чтения задания второго уровня предполагают восстановление содержания по тексту, в котором существенные элементы содержания представлены косвенным образом. Третьему уровню, уровню функционального (свободного), владения учебным материалом, соответствуют задания, выполнение которых предполагает: преобразование предметной ситуации с учетом контекста, координацию действий, выбор одной из конкурирующих возможностей действия, модификацию способа действия, выделение адекватных единиц действия, доопределение условий задачи и т.п. В тестах на грамотность чтения третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию фрагментов содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. Этому же уровню следует отнести задания, требующие согласования текста и отображаемой ситуации в зависимости от того, для кого этот текст адресован

По каким критериям оценивать?

По признакам трёх уровней успешности.

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).

На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки характеристики) определяется предметная отметка по 5-ти балльной шкале, принятой в образовательном учреждении. 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Пустой кружок — обязательное задание, которое так

и не удалось сделать

Необходимый (базовый) уровень.

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

1 балл — частичное освоение

«3» норма, зачёт, удовлетворительно. Возможность

успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла — полное освоение

Право изменить! Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень.

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

3 балла — частичное освоение

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла — полное освоение

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень.

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

5 баллов — приближение к

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов — выход на максимальный уровень

5 и 5 (превосходно) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Источник

Уровневый подход в системе оценивания предметных результатов на предмете «Окружающий мир»

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования. « Как и что оценивать?» главные вопросы на сегодняшний день. Если рассматривать традиционную систему, где оценивалась «зубрешка», то с внедрением стандарта оценивается не только полученные знания, но и умение их принимать на практике, в жизни. Уже давно наблюдается такая тенденция, что ребята, которые хорошо и отлично учились в школе, в институте, не всегда себя находят в жизни, то есть получается так, что знания «вложили», а как ими пользоваться не рассказали, не показали. Так вот на сегодняшний день это проблема главная, как изменить систему оценивания, а именно систему заданий, которые пригодятся в «завтрашней» жизни наших учеников.

Ключевые слова: предмет «Окружающий мир», система оценивания, уровневый подход, ФГОС, технологическая карта урока.

Предмет «Окружающий мир» это приоткрытая дверь ко всем тем наукам, которые ребенок будет изучать в основной и старшей школе. Учащиеся, с помощью учителя и других источников информации, систем заданий, должен заложить фундамент для этих наук.

Выделяют следующие походы к оцениванию образовательных достижений школьника:

– по источнику предъявления форм контроля – внешнее и внутреннее оценивание;

– по функциональной значимости – персонифицированн ое и неперсонифицированн ое оцен ивание ;

– по степени вовлеченности субъектов образования в оценочную деятельность – внутриклассное оценивание и внутришкольное оценивание;

– по цели проведения – формирующее (стартовое или диагностическое и текущее) и итоговое (суммарное) оценивание;

– по временному фактору – оперативное оценивание и накопленная оценка (портфолио);

– по содержанию – оценивание предметных достижений школьника и метапредметных универсальных учебных действий, мониторинг личностных образовательных результатов.

Предмет «Окружающий мир» на базе знаний, умений и навыков, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному пониманию мира. Это тот предмет, который приоткрывает занавесу к предметам (наукам), которые будут изучаться в основной школе – физика, биология, география, химия, обществознание и история. А также закладывает фундамент этих предметов.

Согласно уровнему подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. С помощью заданий уровневого подхода ученик имеет возможность повысить свою планку в применении полученных знаний.

Итак, рассмотрим уровневый подход в оценивании на предмете «Окружающий мир»:

1 уровень – фактологический

Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);

Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);

Даёт определение по памяти.

В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Как называется … (по определению)?

Выдели, выпиши. Дай определение.

2 уровень – описательный

Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;

Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;

Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Приведи свои примеры.

3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)

Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;

Устанавливает причинно-следственные связи;

Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;

Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Что произойдёт, если …?

Дай своё определение.

4 уровень – творческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.

ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Изобрази, как ты понимаешь?

Объясни, как ты понимаешь?

Задания разных уровней на примере предмета «Окружающий мир»

Тема: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

— что относится к природным телам?

— назови небесные тела.

— что такое вещество?

— распредели слова в 2 группы (тела и вещества): стакан, стекло, сталь, ножницы, мяч, резина, капля росы, вода.

2. Описательный уровень

— приведи свои примеры тел.

— приведи свои примеры веществ.

-назови все тела, которые находятся в классе.

-назови любой объект живой и неживой природы.

— что такое мыльный пузырь? Из каких веществ он состоит.

3. Доказательный уровень

-докажи, что стакан это тело.

— назови тело, состоящее из разных веществ. Докажи.

— почему одни тела меняют форму с трудом, а другие легко?

— может ли одно и то же вещество быть в твердом, жидком и парообразном состоянии. Назови это вещество.

4. Творческий уровень

Необходимо сочинить синквейн, используя тему семинара:

1-я строка – название стихотворения (название темы урока).

2-я строка – описание темы (2 прилагательных).

3-я строка – действие (3 глагола, относящихся к теме).

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме).

5- я строка – повторение сути, синоним 1 строки (обычно существительное).

Рассмотрим технологическую карту урока по предмету «Окружающий мир» с применением заданий уровневого подхода.

Источник

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования. « Как и что оценивать?» главные вопросы на сегодняшний день. Если рассматривать традиционную систему, где оценивалась «зубрешка», то с внедрением стандарта оценивается не только полученные знания, но и умение их принимать на практике, в жизни. Уже давно наблюдается такая тенденция, что ребята, которые хорошо и отлично учились в школе, в институте, не всегда себя находят в жизни, то есть получается так, что знания «вложили», а как ими пользоваться не рассказали, не показали. Так вот на сегодняшний день это проблема главная, как изменить систему оценивания, а именно систему заданий, которые пригодятся в «завтрашней» жизни наших учеников.

Ключевые слова: предмет «Окружающий мир», система оценивания, уровневый подход, ФГОС, технологическая карта урока.

Предмет «Окружающий мир» это приоткрытая дверь ко всем тем наукам, которые ребенок будет изучать в основной и старшей школе. Учащиеся, с помощью учителя и других источников информации, систем заданий, должен заложить фундамент для этих наук.

Выделяют следующие походы к оцениванию образовательных достижений школьника:

– по источнику предъявления форм контроля – внешнее и внутреннее оценивание;

– по функциональной значимости – персонифицированн ое и неперсонифицированн ое оцен ивание ;

– по степени вовлеченности субъектов образования в оценочную деятельность – внутриклассное оценивание и внутришкольное оценивание;

– по цели проведения – формирующее (стартовое или диагностическое и текущее) и итоговое (суммарное) оценивание;

– по временному фактору – оперативное оценивание и накопленная оценка (портфолио);

– по содержанию – оценивание предметных достижений школьника и метапредметных универсальных учебных действий, мониторинг личностных образовательных результатов.

Предмет «Окружающий мир» на базе знаний, умений и навыков, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному пониманию мира. Это тот предмет, который приоткрывает занавесу к предметам (наукам), которые будут изучаться в основной школе – физика, биология, география, химия, обществознание и история. А также закладывает фундамент этих предметов.

Согласно уровнему подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. С помощью заданий уровневого подхода ученик имеет возможность повысить свою планку в применении полученных знаний.

Итак, рассмотрим уровневый подход в оценивании на предмете «Окружающий мир»:

1 уровеньфактологический

Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);

Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);

Даёт определение по памяти.

В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Как называется … (по определению)?

Выдели, выпиши. Дай определение.

2 уровеньописательный

Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;

Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;

Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Приведи свои примеры.

3 уровеньдоказательный (формируется на базе двух предыдущих)

Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;

Устанавливает причинно-следственные связи;

Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;

Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Что произойдёт, если …?

Дай своё определение.

4 уровеньтворческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.

ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Изобрази, как ты понимаешь?

Объясни, как ты понимаешь?

Задания разных уровней на примере предмета «Окружающий мир»

Тема: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

— что относится к природным телам?

— назови небесные тела.

— что такое вещество?

— распредели слова в 2 группы (тела и вещества): стакан, стекло, сталь, ножницы, мяч, резина, капля росы, вода.

2. Описательный уровень

— приведи свои примеры тел.

— приведи свои примеры веществ.

-назови все тела, которые находятся в классе.

-назови любой объект живой и неживой природы.

— что такое мыльный пузырь? Из каких веществ он состоит.

3. Доказательный уровень

-докажи, что стакан это тело.

— назови тело, состоящее из разных веществ. Докажи.

— почему одни тела меняют форму с трудом, а другие легко?

— может ли одно и то же вещество быть в твердом, жидком и парообразном состоянии. Назови это вещество.

4. Творческий уровень

Необходимо сочинить синквейн, используя тему семинара:

1-я строка – название стихотворения (название темы урока).

2-я строка – описание темы (2 прилагательных).

3-я строка – действие (3 глагола, относящихся к теме).

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме).

5- я строка – повторение сути, синоним 1 строки (обычно существительное).

Рассмотрим технологическую карту урока по предмету «Окружающий мир» с применением заданий уровневого подхода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *