храм в русском стиле
Как выглядели русские церкви в разные века?
Дмитрий Иванов / Wikimedia Commons; Alexander2018/Wikimedia Commons
Церковная архитектура развивалась стремительнее, чем любая другая. Церкви были первыми каменными постройками во многих городах, в то время как прочие здания строились по-прежнему из дерева. И немудрено, что именно церкви сохранились до наших дней. По этим храмам можно путешествовать во времени и проследить историю России.
Древнейшие времена
Храм на Нижне-Архызском городище
Другим примером дохристианской эпохи служит Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи, который сейчас считается древнейшим городом на территории России. Эта базилика была построена в X веке во времена главенства Византийской Империи над Крымом.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Сергей Ашмарин / Wikimedia Commons
Домонгольский период
Софийский собор в Великом Новгороде
Катерина Федорова/Wikimedia Commons
Кстати, стены многих соборов стали белить уже позже, а в древности они выглядели примерно как Петропавловская церковь в Смоленске 1146 года постройки.
Петропавловская церковь в Смоленске
Belliy/ Wikimedia Commons
Собор Иоанна Предтечи в Пскове
Ludvig14/ Wikimedia Commons
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Novingalina/ Wikimedia Commons
Успенский Собор во Владимире
Дмитрий Сергеевич/Wikimedia Commons
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, Москва
Екатерина Арутюнова/Wikimedia Commons
Объединенная Русь и русское царство
В конце XV века раздробленные русские княжества наконец объединили усилия и избавились от татаро-монгольского ига. «Собирателем русских земель» стал Иван III, ставший первым правителем Русского Государства, столица которого утвердилась в Москве. При нем в 1475—1479 годах итальянский архитектор Аристотеля Фиораванти построил был кафедральный Успенский Собор Московского Кремля, а также начали строить и каменный Кремль на месте деревянного.
Успенский Собор Московского Кремля
Архангельский Собор в Московском Кремле
Церковь Вознесения в Коломенском, Москва
Церковь Вознесения в Коломенском
Продолжают строить церкви и в «старом» стиле, но часто начинает встречаться высокое крыльцо. К середине XVI века относится главный Смоленский храм Новодевичьего монастыря в Москве.
Смоленский храм Новодевичьего монастыря, Москва
Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре, Сергиев Посад
Новая эпоха Романовых: узорочье и барокко
Церковь Троицы в Никитниках, Москва
Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме
Shesmax / Wikimedia Commons
С приходом к власти Петра I и активным влиянием европейской архитектуры в Россию приходит барокко. Этому стилю характерен обильный лепной декор, а также множество резных элементов и позолоты. Например, как в московском Храме Покрова в Филях (1690—1694 годы постройки).
Храм Покрова в Филях, Москва
При этом русском барокко отличается обилием самых разнообразных храмовых форм, прежде не встречавшихся. Например, ротонды, как Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (конец XVII века).
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Истра
T3ru / Wikimedia Commons
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, Московская область
Viola Luchansky / Wikimedia Commons
Встречаются и вовсе уникальные эксперименты, как Знаменская церковь в Дубровицах (1690—1704 годы).
Знаменская церковь в Дубровицах, Московская область
VLerik82/ Wikimedia Commons
Входоиерусалимская церковь в Тотьме
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске
Rost.galis / Wikimedia Commons
Деревянное зодчество
Многие храмы на Руси и в XVIII веке продолжали строить из дерева. Большинство из них не дожили до наших дней, однако, некоторые уникальные экземпляры сохранились, особенно на русском севере. Например, знаменитая Церковь Преображения Господня на острове Кижи (1694—1714 годов).
Церковь Преображения Господня на острове Кижи, Карелия
Екатерина Григорьева / Wikimedia Commons
Читайте больше о деревянных церквях тут.
Классицизм Санкт-Петербурга
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургская Духовная Академия / Flickr.com
В стиле классицизм строится и Казанский собор (1801—1811) с узнаваемой колоннадой.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Skif-Kerch/ Wikimedia Commons
Русский стиль
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Храм Христа Спасителя в Москве
А эта Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913—1916 годы) совмещает русский стиль и элементы модерна.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Московская область
Ludvig14/ Wikimedia Commons
Современный стиль
В советское время церкви больше сносили, чем строили. И все же несколько проектов, задуманных еще до революции, в итоге были воплощены в жизнь (читайте больше тут.) В современной России строится много церквей. Многие опираются на барокко и классицизм, трактуя их на новый лад. Но многие церкви строятся именно в неорусском стиле и включают элементы ар-деко. Например, Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке в Москве, построенная в 2013-2017 годах.
Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке, Москва
Храм в русском стиле
Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную — Римскую и восточную — Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.
В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.
Типы православных храмов
Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.
1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа
4. Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
5. Храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.
Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва
Схема храма построеного в форме креста
Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.
Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца
Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры
Схема храма в форме круга
Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря
Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва
Схемы храма в форме восьмиконечной звезды
Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе
Схема храма в виде корабля
Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва
Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва
Схема храма построеного в форме креста
Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.
Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца
Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры
Схема храма в форме круга
Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря
Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва
Схемы храма в форме восьмиконечной звезды
Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе
Схема храма в виде корабля
Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва
Византийская храмовая архитектура
В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.
Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух — а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.
Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.
Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.
Крестово-купольный храм в Стамбуле
Мавзолей Галлы Плацидии в Италии
План византийского храма
Собор св. Марка в Венеции
Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)
Храм св Ирины в Константинополе
Интерьер храма св. Софии в Константинополе
Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев
Крестово-купольный храм в Стамбуле
Мавзолей Галлы Плацидии в Италии
План византийского храма
Собор св. Марка в Венеции
Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)
Храм св Ирины в Константинополе
Интерьер храма св. Софии в Константинополе
Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев
Крестово-купольные храмы Древней Руси
Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.
Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.
Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.
Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.
Дмитриевский собор во Владимире
Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Успенский кафедральный собов во Владимире
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
Дмитриевский собор во Владимире
Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Успенский кафедральный собов во Владимире
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
Русская деревянная архитектура
В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.
Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.
Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.
Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).
Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.
Успенский собор в Кеми. 1711 г.
Храм Святителя Николая. Москва
Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи
Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.
Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.
Успенский собор в Кеми. 1711 г.
Храм Святителя Николая. Москва
Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи
Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.
Каменные шатровые церкви
Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.
Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.
В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.
Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.
Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.
Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.
Храм Василия Блаженного
Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм
Храм «Утоли мои печали». Саратов
Церковь Вознесения в Коломенском
Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.
Храм Василия Блаженного
Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм
Храм «Утоли мои печали». Саратов
Церковь Вознесения в Коломенском
Новые стилистические формы
Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру.
Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.
Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII века постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.
Как некое предвестие новой эры петровских реформ воспринимается деятельность ряда московских архитекторов конца XVII века — Осипа Старцева (Крутицкий теремок в Москве, Никольский военный собор и собор Братского монастыря в Киеве), Петра Потапова (церковь в честь Успения на Покровке в Москве), Якова Бухвостова (кафедральный Успенский собор в Рязани), Дорофея Мякишева (собор в Астрахани), Владимира Белозерова (церковь в подмосковном селе Марфине).
Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила («Меньшикова башня»), сочетал традиционные для русского зодчестваXVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры.
Сооружая Смольный монастырь в Петербурге в стиле барокко, Б. К. Растрелли сознательно считался с традиционно православным планированием монастырского ансамбля. Тем не менее достичь органического синтеза в XVIII-XIX веках не удалось. Начиная с 30-х годов XIX века постепенно возрождается интерес к византийской архитектуре.
Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.
Нарышкинское барокко. Храм Спаса село Уборы
Крутицкий теремок в Москве
Марфино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы