храм в с воловчик липецкой области
Воловчик. Церковь Александра Невского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь возведена в середине XIX века. Архитектура церкви проста и лаконична. Здание состоит из одноапсидного храма типа «восьмерик на четверике», небольшой трапезной и двухъярусной колокольни, завершенной высоким шпилем. Декоративную отделку здания составляют небольшие аккуратные профилированные фронтоны, плоские лопатки и тянутые пояски. Второй ярус компактной колокольни, представляющий собой параллелепипед со срезанными углами, прорезают большие вытянутые в высоту полуциркульные проемы, придающие стройность фасадам. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Информация с сайта «Храмы России» http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66879
Архитектура церкви с. Воловчик проста и лаконична. Здание состоит из трехапсидного храма типа «восьмерик на четверике», трапезной (притвора) в три окна и двухъярусной компактной колокольни, завершенной высоким шпилем. Декоративную отделку здания составляют небольшие аккуратно профилированные фронтоны, плоские лопатки и тянутые пояски. Второй ярус колокольни, представляющий собой параллелепипед со срезанными углами, прорезают большие, вытянутые в высоту полуциркульные проемы, придающие стройность фасадам.
9 июля 1898 года последовал Указ Правительствующего Синода № 3580 «при Александро-Невской церкви д. Воловчик Ливенского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом из священника, диакакона и псаломщика». С 16 июля 1898 года открылись священническая, диаконовская и псаломщическая вакансии. Указом Архиепископа Орловского и Севского Митрофана от 25 августа 1898 года «на праздное псаломщическое место к церкви д. Воловчик определен, окончивший курс в Орловской Духовной семинарии, Павел Турбин».
Вскоре, 4 сентября 1898 года, в храм назначается настоятель. «Его Преосвященством Преосвященным Митрофаном Архиепископом Орловским и Севским перемещен по прошению священник церкви села Суббота Трубчевского уезда Василий Орлов на праздное священническое место к церкви села Воловчик Ливенского уезда, с 4 сентября». Место диакона до конца 1898 года оставалось вакантным.
По состоянию на 1903 год, приход объединял село Воловчик с приписными деревнями: Ховань (Новая деревня), Кшень, Александровка (Веденяпинка), Кирилловка (Бобровка), Каличиновка. Число прихожан в 1903 году составляло 2286 человек, из них 1086 мужчин и 1200 женщин.
Причт храма в 1903 году состоял из 3 человек: священника Василия Ивановича Орлова, диака Михаила Семеновича Раевского и псаломщика Александра Ивановича Олимпова. Духовенство проживало в церковных домах. На его содержание жалованья от казны не выделялось. Церковь существовала на доходы от земельного надела в 36 десятин, а также от платы, полученной за молебствия и поминовение усопших, сборы из братской кружки. В 1903 году было получено таких доходов 900 рублей, в двухклассной церковноприходской школе, которой заведовал настоятель отец Василий, обучалось 60 человек. В 1904 году вместо священника Василия Орлова, переведенного к Успенской церкви села Захаровка, настоятелем был назначен отец Иоанн (Иоанн Михеевич Волобуев).
По данным 1910 года, за церковью числилось приходских душ мужского пола 1208 человек, 36 десятин земли и братских доходов 900 рублей.
С 18 февраля по 5 июля 1910 года место священника было вакантно. Отца Иоанна сменил священник Михаил Лосев, окончивший Орловскую духовную семинарию и 1 августа рукоположенный в сан священника епископом Орловским и Севским Александром в Троицком соборе города Мценска.
В годы советской власти церковь и священнослужителей постигли репрессии. В 1929 году священник Строков Федор Дмитриевич, 1894 года рождения, уроженец села Круглое Ливенского района Орловской области, постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 28 октября 1929 года был приговорен к трем годам лишения свободы по статье 58.10. Согласно воспоминаниям местных жителей, возвратившись после отбытия наказания, отец Федор ходил по окрестным деревням, которые когда-то входили в состав его прихода, и принимал подаяния селян, чем и жил. В 1935 году священника снова арестовали, и дальнейшая судьба отца Федора неизвестна.
В 1936 году районный финансовый отдел продал здание церкви колхозу имени Буденного, после чего в нем было обустроено зернохранилище. Цитата из документа от 22 февраля 1939 года. «Из общего количества членов, состоящих в общине верующих 928 человек, выбыло из общины, и ходатайствуют о закрытии церкви 887 человек или 95,6 %, что подтверждается их подписями. Имеется также и ходатайство от имени общих собраний колхозников шести колхозов и пленума Воловчинского сельсовета о закрытии указанной церкви (протоколы прилагаются).
На основании изложенного президиум Райисполкома постановляет:
1. Ходатайство населения Воловчинского сельсовета о закрытии Александро-Невской церкви и использования материалов от ее здания на постройку в селе Воловчик неполной средней школы удовлетворить.
2. Просить Культкомиссию при Облисполкоме и президиум Облисполкома утвердить данное решение».
4 марта 1939 года Президиум Курского облисполкома вынес Постановление №14:
1. Александро-Невскую церковь Воловчинского сельсовета Воловского района по ходатайству преобладающего населения на основании ст.ст. 34-52 Постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года – закрыть, передав здание для использования под культурные учреждения.
2. Предложить РИКу произвести ликвидацию молитвенного здания в соответствии ст.ст. 39-42 Постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года.
В 1941 году началась война. Во время оккупации села Воловчик в 1942 году в церковном здании находился немецкий военный склад.
В 1943 году, учитывая заслуги православной церкви в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, СНК СССР разрешил открывать для отправления богослужения ранее закрытые храмы. Александро-Невский храм вновь был открыт для прихожан в 1944 году. Однако, уже в начале 1950-х годов, после изменения государственной политики в отношении Русской православной церкви, колхоз имени Буденного вновь стал претендовать на церковное здание, мотивируя это тем, что в 1936 году он его выкупил под зернохранилище. Но местной общине удалось отстоять церковное здание.
В 1955 году был проведен капитальный ремонт храма, построен дом священника, караульное помещение. В 1970-е годы была установлена железная изгородь, храм был заново расписан.
До начала 1990-х годов Воловчинская церковь была единственным действующим храмом во всей округе. Ее посещали не только жители района, но и соседних сел и деревень Курской и Орловской областей. На праздники Святой Пасхи, Рождества и Крещения церковь была переполнена людьми, жителями Воловчика, Волово, Замарайки, Вышнего и Нижнего Большого, других сел и деревень, и даже из Должанского района Оловской области и Советского района Курской области. В праздники и воскресные дни богуслужения посещали до 70 человек, преимущественно женщины, больше прихожан собиралось в церкви на Пасху.
С 1946-го по 1988 год настоятелем воловчинского храма был участник Великой Отечественной войны Орлов Василий Афанасьевич, впоследствии игумен Антоний. Служение Богу и людям, настоящая подвижническая деятельность в эпоху воинствующего атеизма, снискали ему любовь и уважение среди прихожан. В 1985 году в связи с 40-летием Победы священник-ветеран был награжден Патриаршей грамотой.
Согласно постановлению главы администрации Липецкой области №106 от 27 февраля 1992 года, храм находится под охраной государства как памятник архитектуры регионального значения.
«Труженик на Божьей ниве». Памяти игумена Антония (Орлова)
Труженик на Божьей ниве. Так можно кратко охарактеризовать священника, почти полвека бывшего настоятелем Александро-Невского храма села Воловчик Липецкой области. Протоиерей Василий, а впоследствии игумен Антоний (Орлов) возглавлял этот приход с 1946 по 1988 год.
Батюшка не любил сам рассказывать о себе, даже когда его спрашивали родные дети. Поэтому рассказ о нем составлен из воспоминаний его дочери Ксении Васильевны Орловой-Амелиной, других близких и просто знавших его людей.
Будущий священник родился 22 марта 1902 года в деревне Аверино Боброво-Дворского (ныне Губкинского) района бывшей Курской, ныне Белгородской области, в семье богатых потомственных дворян Афанасия и Марии Орловых. Супруги владели землями, лесами, торговыми лавками. Семья была верующая, поэтому еще мальчиком Василий был приучен к посещению храма и молитве.
У Орловых было много родственников, которые нередко собирались вместе. После смерти главы семейства Афанасия всем управляла его жена Мария, умная и целеустремленная женщина. В невесты своему сыну Василию она выбрала девушку из соседнего имения Полякову Пелагею Георгиевну, одного года с ним рождения.
После известных событий 1917 года, когда в России начал рушиться прежний строй жизни, людям предстояли труднейшие годы испытаний. Потянулась чреда безжалостных действий новой власти по выселению бывших землевладельцев из их усадеб, закрытию храмов, монастырей, гонений за веру и репрессий.
Спасаясь от преследований, Василий Афанасьевич на время скрылся, уехал, как многие тогда, в Донбасс. Его супруга с детьми нашли приют у родственников под Старым Осколом, где у хозяев было еще пятеро детей – не только своих, но и сирот. Неустройство, холод, голод отняли у Пелагеи Георгиевны троих детей: вначале умерла первенец Ольга, затем от воспаления легких скончались два мальчика – восьмилетний Георгий и шестилетний Иван (тем же именем супруги назвали впоследствии другого родившегося сына).
За всю совместную жизнь у матушки с батюшкой родилось девять детей, в живых же осталось только шесть: Александр, Мария, Анисия, Иван, Ксения, Анна.
По возвращении из Донбасса Василий Афанасьевич работал на кондитерской фабрике города Старый Оскол. Как человека порядочного и ответственного его назначили директором производства. Фабрике принадлежали большие фруктовые сады, о которых ему необходимо было заботиться.
В 1941 году началось новое бедствие – Великая Отечественная война. Из-за слабого здоровья Василий Орлов не подлежал мобилизации, поэтому остался в тылу.
Однажды, идя по городу, он встретил переодетого в мирскую одежду знакомого монаха, который незаметно сказал ему: «Ты просись на фронт. Останешься здесь – неизвестно, что будет». Василий послушался и пошел в военкомат добровольцем.
На фронте солдат Василий Орлов исполнял обязанности по продовольственному и вещевому снабжению армии, а после войны вернулся домой, к семье. Однако он уже не вернулся на прежнее место работы, поскольку в его душе созрело другое желание.
Ещё в 1943 году, в самый разгар войны, правительство постановило вновь открыть в стране храмы и позволило совершать Богослужения. Узнав об этом, Василий Афанасьевич решил кардинально изменить свою жизнь – встать на путь особого служения Богу и Его Святой Церкви, чтобы принимать наиболее активное участие в брани духовной. Он сдал экстерном экзамены за курс в духовной семинарии, после чего Преосвященным епископом Курским и Белгородским Питиримом был рукоположен в сан священника.
Назначение отца Василия на воловчинский приход произошло промыслительным образом. В тот день из Воловчика на лошади приехали в Курское епархиальное управление два благообразных старика: бухгалтер Андрей Иванович и казначей Егор Иванович – просить о назначении священника на приход их разрушенного храма. С отцом Василием они встретились и познакомились еще на епархиальном дворе, где тут же высказали ему свое желание: «Может быть, Вы поедете к нам служить?». Не получив отказа, сельчане пошли вместе со священником к правящему архиерею и в его присутствии обратились к Владыке со своим вопросом.
Преосвященный Питирим сразу же назначил отца Василия настоятелем храма, и в тот же день, недолго думая, батюшка сел с просителями в телегу и поехал к новому месту своего служения.
Храм Александра Невского с. Воловчик Липецкой области
Храм села Воловчик строился с 1883 по 1897 год под руководством Архипа Андреевича Клевцова. Большой вклад в дело возведения церкви внесли жители села. Простой и величественный по своей архитектуре храм имел три престола: центральный – в честь благоверного великого князя Александра Невского, левый – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый – в честь Архистратига Божия Михаила.
Отец Василий принялся за восстановление осквернённого и разоренного храма, поселившись в доме возле него. Матушка Пелагея не сразу перебралась к мужу. Она опасалась, что перемены в жизни могут опять плохо повлиять на здоровье детей, но все же двоих старших батюшка сразу взял с собой на приход. Позже переехали остальные дети с матушкой.
Весной 1946 года в стенах храма состоялась первая после времени запустения радостная Пасхальная служба. На Богослужение и освящение куличей и других праздничный снедей собралось огромное количество народа.
Первое время у настоятеля не было своего транспорта, и всюду он ходил пешком в солдатских кирзовых сапогах, никогда не снимая подрясника. Отец Василий относился к храму как к Отчему дому, трудился над его благоустройством, не щадя своего здоровья. Сам ездил за стройматериалами, сам разгружал лес. Батюшка старался денег зря не тратить и без сильной нужды ничего не покупать. В Москву он периодически отправлял одного из прихожан храма, который смотрел, где в столице сносятся дома, собирал там все пригодное для хозяйства и отправлял в Воловчик.
К 1955 году был произведён капитальный ремонт храма: покрашенный в белый цвет, он стал как новый. Так же был построен большой дом для священника, подсобные помещения, подвалы, установлена с лицевой стороны железная изгородь.
Большой семье настоятель отдавал много внимания и сил. Кроме того, приехав в Воловчик, батюшка столкнулся с большим неудобством: возле храма не было воды и ее приходилось носить издалека.
По воспоминаниям старейшей псаломщицы церкви Веры Ватутиной и прихожанки Нины Щегловой, когда к отцу Василию приехал из города Ельца его духовный отец архимандрит Исаакий (Виноградов), настоятель Вознесенского собора, решили помолиться об обнаружении воды. После службы батюшка с матушкой уговаривали гостя пойти ночевать в дом, но он остался в машине возле храма. Наутро матушка стала извиняться за доставленное неудобство, а отец Исаакий сказал: «Не волнуйся, очень хорошо я поспал. И умылся водичкой, такая хорошая у вас водичка! Да еще я сапоги сторожил, чтобы вороны не украли!».
Архимандрит Исаакий (Виноградов)
Беда была и с воронами: их было множество, и они таскали у матушки цыплят. Не спал, видимо, отец Исаакий, а молился, и молитва была у него сильной. С того утра вороны куда-то исчезли, а он указал где копать колодец – почти напротив входа в храм. Когда колодец выкопали, воды было очень много, и жители села с радостью приходили сюда с ведрами. До сего дня вода здесь не иссякает, а в праздник Крещения Господня к этому колодцу приезжают даже верующие из других приходов.
Вокруг храма батюшкой были посажены яблони и абрикосы, которые плодоносят по сей день. В 1970 году храм был заново расписан в масляно- живописной технике. По рассказам прихожан, художницу, трудившуюся здесь, звали Натальей, и была она в тайном монашеском постриге. К сожалению, фамилия ее в памяти верующих не сохранилась, как не сохранилась и часть храмовых росписей, сделанных ее руками. Особенно сильно пострадали от времени фрески в верхней части стен – осыпались вместе со штукатуркой.
В 1970 году по благословению архимандрита Исаакия отец Василий и матушка Пелагея приняли монашеский подстриг с именами Антоний и Параскева. По воспоминаниям прихожан матушка отличалась большой скромностью, всегда стояла на службах в простом белом платочке. В 1976 году она отошла ко Господу. Похоронена была в построенном батюшкой склепе, расположенном напротив алтарной части храма.
Один из сыновей семьи Орловых – Иоанн – стал священником. Окончив Московскую Духовную семинарию, а затем и Академию, стал в ней преподавателем. Однако в 1984 году в возрасте 42 лет отец Иоанн скончался от неизлечимой болезни. Отец Антоний пережил эту большую скорбь с покорностью Воле Божией.
До начала 1990-х годов воловчинская церковь благоверного великого князя Александра Невского была единственным действующим храмом во всей округе. Ее посещали не только жители близлежащих сел, но и населенных пунктов соседних Курской и Орловской областей. Церковь была переполнена людьми во все двунадесятые праздники, дни Великого поста и Светлой Пасхи Христовой.
В те годы личного транспорта почти ни у кого не было. Водители машин, принадлежавших колхозам и другим организациям, не подвозили прихожан, так как это могло стоить им работы, поэтому в церковь люди ходили пешком. Если человек приходил на вечернюю службу и желал остаться на утреннюю, он мог переночевать в церковной сторожке. Спали – кто на кроватях, кто на полу, если мест не хватало. Это не считалось неудобством, наоборот, принималось за счастье.
Особо чтимой святыней для прихожан был образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Задолго до начала строительства храма эта икона была обретена в колодце, находящемся в двух километрах от места будущей церкви. Первоначально и сам храм хотели построить близ колодца. Но деревенский блаженный указал сельчанам, что храм нужно строить на ином месте (где он и был впоследствии построен). Он даже отметил это место колышками и прогонял с него молодёжь, которая собиралась здесь по вечерам с гармошкой.
Особо чтимый образ Пресвятой Богородицы
«Неопалимая Купина»
До настоящего времени верующие Воловчика поддерживают сложившуюся в то время традицию – ежегодно, на третий день после праздника Пятидесятницы совершают крестный ход к святому колодцу с чтимым образом. Большую икону Божией Матери, украшенную цветами, несут несколько мужчин, в пути сменяя друг друга. На колодце совершается молебен с чином освящения воды.
В центре всех этих событий 48 лет был отец Антоний. Совершал Богослужения и требы батюшка всегда неспешно. Когда обращался к богомольцам с проповедью или совершал Исповедь, нередко плакал и сам каялся в своих грехах перед народом. Радовался, когда видел на службах всех постоянных прихожан, а если кого не примечал, всегда интересовался о причине их отсутствия. Если слышал о чьей-либо болезни, на следующий день обязательно приходил проведать недужного. Будучи очень внимательным к нуждам людей, отец Антоний никогда не брал денег у малоимущих семей за совершение чина погребения. Многим же, принимавшим Таинство Крещения в Александро-Невском храме, он становился крестным отцом.
Одним из примеров проявления батюшкиной любви к ближним был случай с юношей Алексеем Лакомовым. Узнав, что он сильно желает встать на путь служения Богу, отец Антоний сам повез парня в Троице-Сергиеву Лавру и находящуюся при ней Московскую Духовную академию, где познакомил молодого человека и с обителью, и с учебным заведением. Впоследствии молодой человек действительно поступил в семинарию и принял священный сан.
Если отец Антоний узнавал, что кто-то из сельчан занимался колдовством, тому не разрешал проходить в основную часть храма, оставлял в притворе. Иногда он проводил чин изгнания из людей злых духов. Во время одного из таких чинопоследований прихожанка храма Нина Щеглова слышала, как бес говорил в одном человеке: «Выхожу, выхожу, за нее еще мать молится, посты соблюдает». За молитвенное попечение о таких людях батюшке приходилось претерпевать от врага рода человеческого множество поношений – наговоров, клеветы. А однажды, уже по кончине отца Антония на его могиле лукавый дух закричал в одной одержимой им женщине: «Ненавижу, ненавижу!».
Настоятеля воловчинского храма уважали не только верующие, но и светские люди, и представители власти. Он был удостоен сана игумена, а в 1985 году, отмеченном 40-летием победы в Великой Отечественной войне, священник-ветеран был награжден Патриаршей грамотой.
В последние годы жизни отцу Антонию стало трудно совершать Богослужения, и в храм стали направлять других священников. В скором времени на приход был назначен новый настоятель.
Фрагмент иконостаса храма Александра Невского с. Воловчик
21 сентября 1989 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы батюшка мирно отошел ко Господу, упокоившись от многих своих трудов и скорбей. Похоронили отца Антония в одном склепе с матушкой Параскевой, так что и по кончине он не отлучился от любимого храма Божия и телом теперь почивает рядом с ним.
До нынешнего времени на месте упокоения этого трудолюбивого и кроткого священника Божия теплится неугасимая лампада. В дни же особого поминовения усопших и самый день кончины приснопамятного настоятеля Александро-Невского храма в надгробной часовенке, построенной некогда его собственными руками, совершается о нем слезное и благодарное заупокойное моление.
Царствие Небесное и вечная память игумену Антонию!
Высокопреосвященнейший митрополит Арсений возглавил торжество престольного праздника Александро-Невского храма с. Воловчик
Опубликовано 13.09.2021 13:35
12 сентября 2021 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Липецкий и Задонский, совершил Божественную Литургию и чин молебного пения с крестным ходом в храме блгв. вел. кн. Александра Невского с. Воловчик Воловского района.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиереи: Роман Максимчук, благочинный храмов Тербунского церковного округа, Михаил Юхно, настоятель храма; диакон Андрей Кантарюк, клирик кафедрального собора Рождества Христова г. Липецка; иеродиакон Александр (Мантров), клирик Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.
Пел хор Задонской Рождество-Богородицкой обители под управлением регента иеромонаха Глеба (Мандзяка).
По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший Владыка приветствовал сослужащее духовенство и верующих с престольным праздником, обратившись к ним со словом:
«Сегодня во всей Русской Церкви празднуется память великого сына нашего Отечества, который смог быть и великим князем, и схимником, и дипломатом, и защитником, и богоугодным человеком, являя пример того, как можно отдавать свою жизнь за жизнь Отечества. Нам радостно, что наши пращуры отличались этой ревностью, горением, энтузиазмом в стремлении свято выполнять в своей Отчизне возложенное на них послушание.
Память о благоверном князе Александре сохраняется потомками восемь веков, ибо он чтил Бога и заботился о поддержании сил своей державы, на что нам всем следует обратить особое внимание. Со времен этого святого мужа и в продолжение столетий русские воины, укрепляемые силой Господней, посрамляли тех, кто восставал на наше Отечество, но в то же время прощали, проявляли сострадание и снисхождение к иноземным захватчикам, оказывая им необходимую социальную помощь».
В этот же день правящий архиерей посетил село Вышнее Большое Воловского района, где ознакомился с ходом работ по возведению храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной и имел беседу с уроженцем села, руководителем ООО «Колпи» Ю.И. Пикаловым, попечением которого совершается строительство церкви. После чего Владыка митрополит совершил архипастырский визит в храм Архангела Михаила районного центра Волово, где имел беседу с настоятелем прихода протоиереем Валерием Щепихиным.
Епископ Усманский Евфимий совершил Божественную Литургию в Александро-Невском храме села Воловчик
Опубликовано 19.06.2019 18:05
18 июня 2019 года Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский, совершил Божественную Литургию в Александро-Невском храме села Воловчик Воловского района.
Архипастырю сослужили: благочинный Тербунского церковного округа протоиерей Роман Максимчук, настоятель Александро-Невского храма протоиерей Михаил Юхно, духовенство благочиния.
За Богослужением верующие почтили икону Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», которая, по преданию, была явлена в водах местного источника более ста назад в третий день празднования Пятидесятницы. В честь особо почитаемого жителями села образа освящен один из приделов Александро-Невского храма.
За Литургией читались тексты Нового Завета, положенные по Уставу Церкви в дни Богородичных праздников: Флп 2: 5–11, Лк 10: 38–42; 11: 27–28.
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Лк 10: 38–42; 11: 27–28).
На сугубой ектении были вознесены прошения о сохранении единства Православия:
– Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
– Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
После Преосвященнейший Владыка вознес молитву о мире в Украине.
По завершении Литургии по сложившейся традиции состоялся крестный ход от храма к источнику со списком чудотворной иконы. На месте явления святыни епископ Евфимий совершил молебен с чином малого освящения воды.