храм в сан стефано

Стамбул. Церковь Николая Чудотворца в Сан-Стефано.

Храм-памятник русским воинам, погибшим в 1878 году

Карта и ближайшие объекты

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Статьи

В начале 1914 г. в Европе начало чувствоваться приближение новой войны. Обстановка накалилась до предела, и после убийства в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, 28 июня 1914 г. Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Османская империя заняла недальновидную позицию и позволила втянуть себя в очередную бойню. Правительство Османской империи подписывает 2 августа секретный союзный договор с Германией. По всей огромной территории империи объявляется всеобщая мобилизация. Широким фронтом разворачивается подготовка к началу военных действий. Параллельно с военными приготовлениями ведется идеологическая обработка населения. Во главу угла ставилась усиленная пропаганда османского превосходства, ключевым моментом в этом вопросе придавалось сносу Мемориала-усыпальницы в Сан-Стефано.

Но даже после взрыва этого величественного памятника многие русские, находясь в Стамбуле, продолжали пользоваться некоторыми привилегиями, зафиксированными при подписании Сан-Стефанского мирного договора. Курьезно, но факт остается фактом, у русских после эвакуации армии Врангеля в 1920 г. из Крыма, сохранились преимущества перед войсками державапобедителей в Первой мировой войне. Сан-Стефановский договор 1878 года предоставлял русским некоторые сохранившиеся до сих пор, несмотря на давность событий, привилегии. Так, например русские военные, а также все русские, кто носил военную форму и сестры милосердия, даже скауты имели право бесплатного проезда в трамвае. Они также могли бесплатно проходить по мосту, который соединял Галату со Стамбулом, у входа на который турецкие полицейские обязывали всех проходящих, даже союзников, платить одну или две монеты пошлины, тогда как русским достаточно было сказать слово «рус» и их пропускали беспрепятственно. После Первой мировой войны русские победители и побеждённые турки оказались в равном положении.

В одном из пригородов Стамбула есть большой пустырь, который местные жители предпочитают суеверно обходить стороной, а старожилы называют его «гора, где стоял русский памятник».

Когда-то здесь возвышался 46-метровый русский храм, построенный в память о погибших русских воинах. От храма остались лишь воспоминания и записи в документах. Но Императорское православное палестинское общество (ИППО) планирует восстановить этот храм в Сан-Стефано.

Русско-турецкая война закончилась 3 марта 1878 года, когда русская армия подошла к самым воротам Стамбула, прорвав оборону Плевны. В этот день был подписан Сан-Стефанский мир, освободивший все славянские народы на Балканах. Но за эту победу и свободу братских народов Россия заплатила высокую цену. Как и в любой войне, в ходе русско-турецких сражений погибли тысячи солдат. И память о них Россия захотела увековечить на том месте, где состоялось подписание договора.

По версии турецкого историка Вахдеттина Энгина, изначально Россия планировала купить тот дом, в котором был подписан договор. Но живший в нем османско-подданный немец воспротивился этому, несмотря на то, что ему предлагали завышенную цену. Он написал письмо султану с просьбой выкупить у него дом, чтобы он не достался русским. Султана тронула такая преданность немца и дом он купил. Тогда Россия стала просить другой участок в Сан-Стефано, чтобы установить «Памятник Славы».

В итоге место все-таки выделили. Им оказался бывший лазарет. Началось строительство, и 6 декабря 1899 года был открыт храм-усыпальница памяти русских воинов. Храм был грандиозным. Его купол напоминал собор Василия Блаженного в Москве. На освящении храма присутствовали великий князь Николай Николаевич, члены русского посольства и высшие турецкие сановники. В крипте нашли упокоение 5 тысяч русских воинов, ещё свыше 5 тысяч были позднее похоронены вокруг храма. Но уже через 15 лет, после вступления Турции в Первую мировую войну, памятник был разрушен.

По словам историка и писателя Сергея Капустина, после Октябрьской революции турецкая сторона неоднократно предпринимала попытки исправить ситуацию и предлагала обсудить вопрос о мемориале с советским руководством, но ответа не последовало.

В 2013 году исполняется 135 лет со дня подписания Сан-Стефанского мира. И ИППО заявило о намерении восстановить храм. Центральная часть мемориала, где был расположен пантеон и стояла церковь, будет восстановлена в точности, поскольку сохранились чертежи и план этого сооружения. Турецкие власти согласились помогать в восстановлении мемориала. Турецкое правительство взяло на себя благоустройство прилегающей к храму территории, коммуникации и другие технические работы. Большую часть финансовых средств выделяет российское государство, но также планируется принимать и пожертвования.

Источник

Храм в сан стефано

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Работа в архиве настолько захватывающе интересная, что приходит реальное ощущение прошлого. Перебирая документы, вникая в содержание, слышишь голос прошлого, голос древнейших предков. Вчитываясь, мысленно переносишься на сто, двести лет назад, до тебя доносится грохот боя, и скрип одинокой арбы, и ночной плач ребёнка. Тебя всё время не покидает ощущение того, что письма эти адресованы именно тебе. Письма и письма, их шелест, их тихий голос, дошедшие до нас мысли людей, которых давно уж нет.

Раскрыть тайну русского памятника Сан-Стефано помогли именно такие письма. Долго, очень долго, они лежали недвижимые. Никому, казалось, не нужные, так они и пролежали до наших дней, аккуратно сложенные, как будто сотни лет терпеливо ждали своего часа. И вдруг заговорили во весь голос, и раскрыли свои тайны.

В основу этой статьи положена история Сан-Стефанского памятника и подлинные исторические события имевшие место во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Сан-Стефанский мирный договор

В местечке Сан-Стефано предстояло развернуться последним событиям войны 1877-1878 годов, которые отложили отпечаток на весь дальнейший ход европейской, да и всей мировой истории.

Начались переговоры, они велись в довольно сложных условиях. Обеспокоенная успехами русской армии, Англия всячески старалась препятствовать этому процессу. Приближение русских к Босфору сильно взволновало англичан, и они немедленно направили свой военный флот в Мраморное море. Появление русской армии вблизи Константинополя послужило для англичан поводом для сосредоточения своих военных кораблей у архипелага Принцевых островов. С позиции очень хорошо просматривался Сан-Стефано и весь город. На вызывающие действия Англии император Александра II отвечает незамедлительным приказом о переносе в Сан-Стефано главной квартиры русской армии.
19 января 1878 года в Адрианополе стороны подписали перемирие, а ровно через месяц, 19 февраля, в Сан-Стефано, был подписан прелиминарный мирный договор.

Абдул-Хамиду II нечего было противопоставить русской армии, катастрофа казалось неминуемой. Он принял решение заключить мирный договор с России и не ошибся.

Во дворце Елдыз воцарилось ликование. Абдул-Хамид II вздохнул с облегчением.
Только недавно взойдя на престол, он реально мог потерять и власть и страну. Вскоре Абдул-Хамид II собрал меджлис и выступил там с большой речью. Мирный договор турецким меджлисом был одобрен и подписан двумя сторонами 3 марта 1878г. в Сан-Стефано. С русской стороны договор подписали Н.П. Игнатьев и А.И. Нелидов. Со стороны Османской империи договор был подписан Савфет-паша и Саадуллах-бей.

Строительство русского памятника в Сан-Стефано

Абдул-Хамид II и в дальнейшем не забыл, что было принято решение о строительстве памятника в Сан-Стефано русским воинам, павшим в войне 1877-1878г.
Россия, решив увековечить подвиг славного русского воинства, намеревались соорудить в Стамбуле на месте подписания Сан-Стефанского договора «Памятник Славы». Но, после того как султан согласился с сооружением этого памятника, по вопросу места его размещения, и занимаемой площади возникли существенные разногласия. Русская сторона старалась в своих проектах придать этому сооружению, наибольший размах как по форме, так и по содержанию. По решению кабинета министров из Петербурга в русскую Константинопольскую миссию поступило распоряжение приступить к решению всех вопросов, связанных с возведением памятника. Этим вопросом лично занялся военный атташе в Стамбуле полковник Пешков. В этом же решении было указано, что памятник необходимо установить на том месте, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Были выделены деньги необходимые для покупки земли в Сан-Стефано и возведения мемориального комплекса.

Общее впечатление от внутреннего убранство церкви было удивительное, картины были расположены следующим образом: сорок картин были вывешены внутри здания, четыре на наружных воротах. Из сорока внутренних картин 23 были расположены на стенах, а 17 украшали иконостас.
Собранные останки русских солдат были захоронены в основании Мемориала-усыпальницы в крипте. Памятник называется «русским», но рядом с русскими здесь были захоронены люди разных национальностей. Памятник Сан-Стефано был возведен по инициативе России, но как культурное и историческое сооружение он имеет огромное мировое значение.

Открытие памятника Сан-Стефано

Взрыв памятника в Сан-Стефано

В начале 1914 года в Европе начало чувствоваться приближение новой войны. Обстановка накалилась до предела, и после убийства в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, 28 июня 1914 года Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Османская империя заняла недальновидную позицию и позволила втянуть себя в очередную бойню. Правительство Османской империи подписывает 2 августа секретный союзный договор с Германией. По всей огромной территории империи объявляется всеобщая мобилизация. Широким фронтом разворачивается подготовка к началу военных действий. Параллельно с военными приготовлениями ведется идеологическая обработка населения. Во главу угла ставилась усиленная пропаганда османского превосходства, ключевым моментом в этом вопросе придавалось сносу Мемориала-усыпальницы в Сан-Стефано. В Османских Архивах Турции хранятся документы, свидетельствующие о том, что ещё задолго до сноса памятника за этим зданием велось усиленное наблюдение с целью собора «компромата». Еще в 1913 году в районные отделы жандармерии поступают доносы о том, что в воскресные дни в церкви собираются священнослужители и проводятся секретные тайные собрания. Один из таких доносов написанный местным турецким врачам направлен прямо во дворец «Елдыз» и попадает в руки самого султана.

Фуат Узканай бодро установил киноаппаратуру на треногу, протёр носовым платком запотевший объектив и «доблестно» запечатлел это историческое событие. Первый турецкий фильм был снят, и занял всего150 метров пленки.

Сегодня на месте где располагался Мемориал-Усыпальница, сохранился глубокий котлован со следами разобранного фундамента. Сохранилась даже часть дороги, по которой турки вывозили остатки Мемориала. В окрестности, где стоял русский памятник, и в непосредственной близости от места взрыва, в беспорядке разбросаны большое количество обломков, оставшихся после хаотичного разбора стен и фундамента. Часть камня было использовано для укрепления насыпи близлежащей железной дороги. Но большая часть была вывезена и использовалась для строительства частных построек. Туркам после взрыва потребовалось в общей сложности три года для того, чтобы полностью разобрать и вывести остатки Мемориала-усыпальницы. Сооружение было настолько прочным, что с трудом поддавалось динамиту. Демонтажные работы вели с заметным усердием, при этом применяли различную спецтехнику. Во Франции были пущены в продажу фото-открытки, на которых был запечатлен полуразрушенный Мемориал-усыпальница в Сан-Стефано, по которым можно проследить, как разбирали остатки строения.

До сегодняшнего дня на холме, где был сооружен мемориал, так и царит полное запустение. Турки побаиваются ходить туда, зная, что там покоятся кости тысяч русских солдат, они не посмели вести там какую-либо застройку. Местные старожилы называют это место «… Горой, где стоял русский памятник». На этом месте нет ни обелиска, ни памятной доски, но память человеческая и архивные документы кричат, взывая нас к должному почитанию памяти предков.
Но даже после взрыва этого величественного памятника многие русские, находясь в Стамбуле, продолжали пользоваться некоторыми привилегиями, зафиксированными при подписании Сан-Стефанского мирного договора.

Курьезно, но факт остается фактом, у русских после эвакуации армии Врангеля в 1920 из Крыма, сохранились преимущества перед войсками держава- победителей в первой мировой войне. Сан-Стефановский договор 1878 года предоставлял русским некоторые сохранившиеся до сих пор, несмотря на давность событий, привилегии. Так, например русские военные, а также все русские, кто носил военную форму и сестры милосердия, даже скауты имели право бесплатного проезда в трамвае. Они также могли бесплатно проходить по мосту, который соединял Галату со Стамбулом, у входа на который турецкие полицейские обязывали всех проходящих, даже союзников, платить одну или две монеты пошлины, тогда как русским достаточно было сказать слово «рус» и их пропускали беспрепятственно. После первой мировой войны русские победители и побеждённые турки оказались в равном положении.

Источник

Базилика Санто-Стефано – семь церквей в Болонье

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Базилика Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano) представляет собой не отдельно стоящее здание, а целый комплекс христианских строений. Многие называют это место «Семь церквей» («Sette Chiese») и признают самым оригинальным в Болонье (Bologna). Нередко в отношении собора можно услышать «Святой Иерусалим» («Santa Gerusalemme»).

История строительства

О происхождении комплекса семи церквей по сей день ведутся горячие споры, потому что постройки берут начало ещё с античных времён. По утверждениям историков, ранее на территории собора располагался храм Изиды. В IV столетии христиане возвели церковь в честь мучеников Виталия и Агриколы, которая в целом сохранила первозданный вид до наших дней. В 393 году из Милана (Milano) в неё привезли останки титульных святых.

Как гласит предание, начало строительству собора Санто-Стефано положил святой Петроний, который в V веке носил сан епископа. На месте языческого храма тогда располагалось христианское кладбище, неподалёку от которого он принял решение заложить новую церковь, в точности воспроизводящую Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Петроний также возвёл Мартириум, который соединялся с Храмом двойным портиком, благодаря чему внутри образовался дворик, позднее названный в честь Пилата (Cortile di Pilato).

В 450 году умирает основатель комплекса, и эта дата чудесным образом совпадает с концом Западной империи. В стремительном течении событий о соборе Санто-Стефано на долгое время забывают, строительство прекращается до первой половины VIII века.

В эпоху правления лангобардов возведение собора возобновляется, и в данный период он считается одним из главных религиозных центров. В этом же временном промежутке строится церковь Распятия Господня, а во дворике устанавливается чаша Пилата, которая служит очередным подражанием Иерусалиму. Во второй половине VIII столетия принимается решение перестроить Мартириум и церковь святых Виталия и Агриколы, однако изменения были незначительные.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

В Х веке комплекс перешёл в руки бенедиктинцев, которые на протяжении XI-XII столетий провели здесь массу перестроек. В тот период им пришлось потратить много сил, чтобы восстановить Санто-Стефано после набегов диких венгров. Бенедиктинцы старались подробно воспроизвести облик разрушенного собора, но этому препятствовал тот факт, что иерусалимская святыня, которая бралась за основу, серьёзно пострадала при безумном халифе Хакиме и впоследствии был возведён повторно. В процессе строительства использовался новый проект, а бенедиктинцы отказались от мысли восстанавливать Санто-Стефано на другой манер. К сожалению, практически никто уже не помнил, как выглядел прежний собор, поэтому последующее преображение достопримечательности велось по наитию архитекторов.

Последующие реставрационные работы проводились только в XIX веке, в результате которых, с точки зрения современных учёных, собор стал несколько хуже. Они видели причину в том, что мастера руководствовались новым иерусалимским Храмом, а не расположенной на том же месте ранее константиновской базиликой. Однако многие жители города и туристы, несведущие в науке, не единожды восхищались фасадами зданий, а некоторые люди, увидев впервые Санто-Стефано, мечтают к нему вернуться.

Церковь Распятия Господня

Церковь Распятия Господня (Chiesa del Crocifisso), которую также называют церковью Иоанна Крестителя, возведена в VIII столетии, отличительной чертой является романский стиль. Она строилась наравне с нефом и пресбитерием (Залом Пилата), находящимся чуть выше крипты.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

В нефе с левой стороны располагается изображение Богоматери XVIII века, где Дева Мария склонилась, скорбя о мёртвом Сыне («Мадонна делла Неве» («Madonna della Neve»), автор – Анджело Габриелло Пио (Angelo Gabriello Piò)). Зал Пилата реконструировали в XVII веке, туда ведёт изящная лестница, которая пережила последнюю реставрацию в 1958 году.

В центре пресбитерия, строительство которого окончилось в XVII веке, установлено Распятие работы мастера Симоне дей Крочифисси (Simone dei Crocifissi). На стенах висят фрески, сохранившиеся с XV века, изображающие сюжеты жития святого Стефана.

Ниже пресбитерия располагается крипта, разделённая на 5 нефов с разного вида колоннами. Как гласит предание, одна из них имеет высоту, равную росту Иисуса – примерно 1,7 метра, весьма внушительную для тех времён. На небольшом алтаре находятся урны с мощами мучеников Виталия и Агриколы. Рядом под штукатуркой можно разглядеть их изображения XVI века.

Церковь Гроба Господня

Церковь Гроба Господня (La basilica del Sepolcro) построена в V веке, имеет основание в форме восьмиугольника и огромный купол, удерживающий двенадцать колонн.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Семь из них выполнено из мрамора, а остальные сделаны из кирпича. Для изготовления одной из колонн, символизирующей столп, на котором истязали Христа, использовался чёрный мрамор. Это строение считается древнейшим в Санто-Стефано.

В церкви Гроба Господня имеется источник питьевой воды, символизирующий святую воду в реке Иордан. Археологи уверены, что он существовал ещё во времена прежнего храма, поскольку этого требовал культ богини Египта. Когда-то на стенах висели фрески XIII века, но в процессе реставрации в XIX столетии их перенесли в музей собора и заменили картинами эпохи барокко.

Базилика святых Витале и Агрикола

Внешний и внутренний облик базилики святых Витале и Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant’Agricola) выглядит минималистически. Строение возведено в память о мучениках Витале и Агриколе, которые подверглись притеснениям императора Диоклетиана в 305 году.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

В XV веке в церкви обнаружили гробницу с надписью «Симон», и вскоре разошёлся слух, будто это могила Симона Петра. Никаких подтверждений информация не имела, но к базилике очень быстро начало приходить множество паломников. Евгений IV, Папа Римский, был крайне возмущён подобными событиями, поэтому приказал засыпать церковь землёй, и в последующие 70 лет к ней не прикасались. Позднее архиепископ Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) заступился за базилику, и вскоре провели работы по восстановлению и повторному открытию для богослужений.

Внутри имеются любопытные находки, например, остатки мозаичного пола под стеклом, средневековые саркофаги, принадлежащие, как полагают историки, Витале и Агриколе, а также крест, на котором был распят святой Агрикола. Впоследствии было выяснено, что он относится к более позднему периоду.

Главный алтарь, созданный на основе языческого, расположен около задней стены церкви, чтобы священнослужитель во время совершения обрядов смотрел на восток, как и все присутствующие.

Дворик Пилата

Как гласит легенда, именно в этом дворе был осуждён Спаситель.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

В северной и южной части расположены портики, выполненные в романском стиле. По центру можно увидеть бассейн из известняка, созданный в 737-744 годах, который опирается на постамент XVI века.

Дворик соединяет церковь Святой Троицы и другие здания Санто-Стефано.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы (Chiesa della Trinità) имеет второе название – церковь Святого Креста или Голгофы (Calvario), изначально предполагалось возвести базилику с пятью нефами и апсидой перед двориком Пилата.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Петроний хотел, чтобы фасад здания был обращён на восток, но из-за отсутствия необходимой суммы постройку пришлось временно приостановить. Когда строительными работами занялись лангобарды, церковь превратилась в баптистерий.

Последняя реставрация проведена в XIX веке, в ходе которой часть замыслов святого Петрония была выполнена – сейчас здание поделено на 5 нефов, фасад выходит во дворик, а апсида обращена на восток. Церковь возводилась в неороманском стиле.

Интерес вызывает деревянный вертеп из человеческих фигур «Поклонение волхвов», находящийся в небольшой часовне справа. Он был вырезан из вяза, предположительно в последние годы XIII века, установить автора пока не удалось, несколько раз подвергался реставрации.

В церкви имеются фрески, на одной из которых можно увидеть изображение беременной Девы Марии, нежно поглаживающей свой живот, и скульптуры XIV века.

Средневековый монастырь

Монастырь поделён на два этажа: на нижнем имеются портики и арочные проёмы, датируется X веком, а на верхнем расположена традиционная романская колоннада, предположительно работы Пьетро д ‘Альберико XII столетия. На некоторых колоннах можно рассмотреть любопытные фигуры: на одной представлен обнажённый человек, придавленный огромным камнем, а на второй — голова, повёрнутая на 180 градусов.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

На портиках можно рассмотреть таблички с указанием имён болонцев, пострадавших во времена Первой мировой войны.

Музей Санто-Стефано

В музее Санто-Стефано можно найти не только религиозные экспонаты, но и произведения искусства. Особенно стоит обратить внимание на рельефную мозаику, изображающую Спасителя рядом со святыми Витале и Агриколой, и на фреску XIII века, где представлена сцена убийства школьников (небольшая часть из цикла купола Гроба Господня).

Время работы

Прогуляться по комплексу можно бесплатно в любой день недели с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 19:00.

Как добраться

Комплекс Санто-Стефано располагается по адресу: Via Santo Stefano, 24, Кальдерара-ди-Рено. Также это место называют площадью Санто-Стефано (Piazza Santo Stefano).

От вокзала Bologna Centale потребуется пройти 455 метров до станции Autostazione, сесть на автобус 27 и доехать до остановки Rizzoli. Стоимость проезда 1,30 евро. С Rizzoli будет виден дворец Энцо, от которого нужно пройти 272 метра до базилики.

Источник

Храм в сан стефано

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русский памятник Сан Стефано и его значение

Заглядывая в будущее, неожиданно понимаешь, это первое, яркое впечатление не было обманчивым. Действительно, с этим местом связаны грандиозные события, которые перекроили карту мира, повернули ход истории, повлияли на развитие многих стран Европы, изменили судьбы людей и целых народов.

Самолёт продолжал катиться по дорожке, погасив скорость, он спешно начал сворачивать в сторону. В иллюминатор было видно как, слепя бортовыми огнями, в стремительном падении к земле грозно приближался следующий лайнер.

Стамбульский аэропорт имени Ататюрка как всегда был полон народу. Международный аэровокзальный комплекс пересекали бесконечные стеклянные коридоры. До выхода приходится долго добираться, преодолевая длиннющие переходы, запруженные потоками людей. За это время можно осмотреться и постепенно пообвыкнуть к обстановке. Рассматривая пассажиров, прибывших со всех концов света, замечаешь, как разнообразен и одновременно един этот наш хрупкий мир. Наш современный мир, вечно спешащий, в недавнем прошлом был совсем другим.

Увидеть прошлое, ощутить дыхание давно ушедшего времени нам позволяют хранилища древности – национальные архивы. Один из крупнейших архивов мира расположился в самом центре Стамбула.
Османские архивы Турции… как много тайн хранят его огромные хранилища. Сотнями лет здесь собирались документы буквально со всех стран мира и некогда грозной Османской империи. Дипломатическая переписка и тайные послания, вербальные грамоты, секретные планы и донесения, карты, схемы и планы военных действий хранятся на полках длиной в семнадцать километров. Документы аккуратно сложены в пронумерованные папки, таких дел более чем 110 миллионов. Для того, чтобы прочитать только их названия, не хватит и целой человеческой жизни.
Более миллиона документов имеют прямое отношение к русской истории. Заказываешь новые дела и с трепетом ждёшь их. Никогда не угадаешь, что получишь, — или один единственный бесполезный клочок бумаги, или целую кипу важнейших документов содержащую волнующий рассказа о не известном тебе событии. Эти неопровержимые свидетели прошлого, приходит время, и они врываться в нашу современную жизнь.

Вот из папки выпало секретное военное донесение, залитое кровью. Неизвестный гонец нёс его, но не донёс, был убит, а документ попал совсем в другие руки. А вот затейливая вязь османских букв, писаная золотом — «алтын рик». Письмо писали густыми чернилами, поверх свежих чернил сразу же посыпали золотой мелкой крошкой. Если строчки письма поблескивают, значит, документ подлинный и имеет легитимную силу. Когда берешь в руки старинные рукописи, бумага издаёт тихий, волнующий хруст, а золотой песок, осыпаясь, блестящими крупинками остается на руках, на одежде, искристыми песчинками сверкает на письменном столе. Турки с большим уважением относились к грамотным людям, а учёных почтительно называли — «ходжа». При дворе султана таких людей было не много, держались они гордо, высокомерно. Из простых людей грамоте были обучены единицы, это считалось делом элиты, грамоту учили османы — особый, привилегированный класс турецкого общества. На оформление книг и посланий турки ни жалели, ни золота, ни драгоценных камней. Старинные турецкие книги, украшены золотым орнаментом и изящными миниатюрными рисунками, богато инкрустированы самоцветами, это свидетельствует об утончённом художественном вкусе, которого не достигли писцы европейских канцелярий.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Работа в архиве настолько захватывающе интересная, что приходит реальное ощущение прошлого. Перебирая документы, вникая в содержание, слышишь голос прошлого, голос древнейших предков. Вчитываясь, мысленно переносишься на сто, двести лет назад, до тебя доносится грохот боя, и скрип одинокой арбы, и ночной плач ребёнка. Тебя всё время не покидает ощущение того, что письма эти адресованы именно тебе. Письма и письма. их шелест, их тихий голос, дошедшие до нас мысли людей, которых давно уж нет.

Раскрыть тайну русского памятника Сан-Стефано помогли именно такие письма. Долго, очень долго, они лежали недвижимые. Никому, казалось, не нужные, так они и пролежали до наших дней, аккуратно сложенные, как будто сотни лет терпеливо ждали своего часа. И вдруг заговорили во весь голос, и раскрыли свои тайны.

В основу этой статьи положена история Сан-Стефанского памятника и подлинные исторические события имевшие место во времена русскотурецкой войны 1877-1878 годов.

История создания русских памятников в Турции, впрочем, как и вся история русско-османских отношений многогранна и удивительна, тонка и противоречива. В этой истории есть место коварству и хитросплетению султанских дворцовых интриг, которому противостоит подлинный патриотизм, героизм и самоотверженность русского человека, его беззаветная преданность своей Родине. В этой удивительной истории нашлось место всему — и искусству русской дипломатии и изощренной восточной политике с её неизменным стремлением к выгоде в отношениях со своим северным соседом, и подлой закулисной игре европейских держав. (2)

Стамбул, город старинный и в то же время ультрасовременный, город необычайной, завораживающей красоты. Он поражает, подавляет своим разнообразием, наслоением культур, смешением народов, разнообразием архитектурных стилей. История Стамбула неразделимо связана с присутствием на этих берегах самых разных русских людей: политиков и военных, дипломатов и путешественников, паломников и пленных, беженцев и эмигрантов. Проследив всё, что связано с историей создания памятника Сан-Стефано, сооруженного в месте, где сходятся Восток и Запад, мы увидим, какова была в этом роль России — государства, оказавшего огромное влияние на Турцию и на развитие и историю стран Балканского полуострова, да и всей послевоенной Европы.

С высоты сегодняшнего дня хорошо видно, как глубоко и обширно историческое влияние России на восток, и сейчас как никогда важно осмыслить глубину этого влияния. Поэтому и рассказ начинается с сегодняшнего дня, но, простираясь в глубину веков, раскрывает общую панораму хода исторических событий.

Сан-Стефанский мирный договор

В местечке Сан-Стефано предстояло развернуться последним событиям войны 1877-1878 годов, которые отложили отпечаток на весь дальнейший ход европейской, да и всей мировой истории.

За спиной русской армии остались «непроходимые» горные хребты, покорённые ими в летний зной и зимнюю стужу, десятки форсированных рек и самая крупная из них — Дунай, приступом взяты сильнейшие турецкие крепости, освобождены сотни городов и сёл. Но какой ценой далась победа! На полях сражения этой войны русская армия потеряла несколько тысяч солдат, в наспех сооруженных братских могилах остались лежать тысячи русских воинов.
Русская армии остановила своё победное наступление в Сан- Стефано. Здесь, в этом тихом месте и будет сооружён грандиозный русский мемориал-усыпальница, где будут захоронены русские солдаты, отдавшие свои жизни за освобождение Балканского полуострова.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русские войска входят в Сан-Стефано

Сан-Стефано — это пригород Константинополя, от него до центра города всего несколько километров, никто уже не сомневался, что город падёт. Со дня на день, мир ожидал известия о взятии Константинополя русскими войсками. Наступила пауза Довольно странное положение заняла здесь русская армия, военные действия уже не велись, но и мир еще не был заключен. Общая численность русских войск сосредоточенных в Сан-Стефано, составляла примерно 25 тысяч, но с того момента как русской армии начала угрожать английская военная армада, численность ее была увеличена до 40 тысяч. Генерал Скобелев вечерами переодевался в гражданскую одежду и, никем не узнаваемый, прогуливался по центру Стамбула. Он очень внимательно присматривался к строениям, стараясь запомнить расположение улиц и домов на случай возможного штурма В Петербурге приступили к отливке креста для установки его над собором Святой Софии.

Начались переговоры, они велись в довольно сложных условиях. Обеспокоенная успехами русской армии, Англия всячески старалась препятствовать этому процессу. Приближение русских к Босфору сильно взволновало англичан, и они немедленно направили свой военный флот в Мраморное море. Появление русской армии вблизи Константинополя послужило для англичан поводом для сосредоточения своих военных кораблей у архипелага Принцевых островов. С позиции очень хорошо просматривался Сан-Стефано и весь город. На вызывающие действия Англии император Александра II отвечает незамедлительным приказом о переносе в Сан-Стефано главной квартиры русской армии.
19 января 1878 года в Адрианополе стороны подписали перемирие, а ровно через месяц, 19 февраля, в Сан-Стефано, был подписан прелиминарный мирный договор. (4)

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Подписание перемирия с Османской империей

Абдул-Хамиду II нечего было противопоставить русской армии, катастрофа казалось неминуемой. Он принял решение заключить мирный договор с России и не ошибся.

Во дворце Елдыз воцарилось ликование. Абдул-Хамид II вздохнул с облегчением.
Только недавно взойдя на престол, он реально мог потерять и власть и страну. Вскоре Абдул-Хамид II собрал меджлис и выступил там с большой речью. Мирный договор турецким меджлисом был одобрен и подписан двумя сторонами 3 марта 1878г. в Сан-Стефано. С русской стороны договор подписали Н.П. Игнатьев и А.И. Нелидов. Со стороны Османской империи договор был подписан Савфет-паша и Саадуллах-бей.

Этот договор в вопросе переустройства Европы возымел огромное значение. По Сан-Стефанскому договору России возвращались южные земли Бессарабии, (кроме островов в устье Дуная), остров Змеиный в Черном море, которые после Крымской войны в 1856 году отошли к Османской Порте. Дунайские порты Рени и Измаил, а город Болград вновь становились частью Бессарабской губернии, сверх того на Кавказе такие города как Батум, Ардаган, Баязет и Карс с окружающей территорией тоже переходили к России, что позволяло контролировать подходы к Эрзуруму и далее к Средиземному морю. Турция обязалась выплатить России контрибуцию в размере 310 миллионов рублей, расширить в Эпире, Фессалии и Албании местное самоуправление по типу введённого в 1868 году на Кипре, осуществить административные реформы в турецкой Армении.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Союзник России в этой войне княжество Черногория, которая не прекращала военные действия с турками даже в самые тяжелые периоды войны, по Сан-Стефанскому мирному договору признавалось полностью независимым. По Берлинскому трактату, подписанному в июле 1878 года, Черногория получала крупные приращения к своей территории. В её состав вошли плодородные долины Под- горицкого Округа, гавани Антивари и Дульциньо на Адриатическом море. В Берлине была лишь подтверждена независимость Черногории. Признавалась независимость Сербии, которая в ходе войны приостановила военные действия и находилась в состоянии перемирия с Портой.

По Сан-Стефанскому мирному договору Румыния обрела полную национальную независимость и тоже получила немалые территориальные приращения — северная часть До- бруджи, которая полностью отходит к румынам.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русские войска возле Сан-Стефанского морского маяка узнают о подписании мирного договора. Турецкая гравюра

Россия первая признала государственность королевства Румынии, а Берлинский конгресс в подписанном всеми сторонами трактате только подтверждает этот факт.

Османская Порта согласилась по Сан-Стефанскому мирному договору на образование из своих болгарских и македонских областей независимого княжества Болгарии.

Турки взяли на себя ответственность ввести в Боснии и Герцеговине необходимые реформы.
Условия Сан-Стефанского мирного договора вскоре становятся известны Англии и Австрии. Эти страны не участвовали в войне, но, не желая считаться со столь чувствительной победой русских, опротестовали подписанный договор и пытались внести в него изменения в свою пользу. Отношения России с Англией и Австрией испортились настолько, что в воздухе вновь запахло войной.
Предложенный канцлером Бисмарком Берлинский конгресс был проведён не в пользу России. Однако тот факт, что Россия одержала над Османской империей победу, лишала западных участников Берлинского конгресса возможности помешать возрождению Болгарии и возникновению на карте Европы нового Болгарского княжества. Как ни стремились западные державы ограничить влияние России на Балканах, им пришлось признать главенство России в создании основ новой болгарской государственности. Это было фактическим признанием в этой войне победы за Россией. В ходе переговоров Россию старались отрезать от христианских районов Кавказа, однако им удалось только приуменьшить их протяженность.

Строительство русского памятника в Сан-Стефано

Абдул-Хамид II и в дальнейшем не забыл, что было принято решение о строительстве памятника в Сан- Стефано русским воинам, павшим в войне 1877-1878г.
Россия, решив увековечить подвиг славного русского воинства, намеревались соорудить в Стамбуле на месте подписания Сан-Стефанского договора «Памятник Славы». Но, после того как султан согласился с сооружением этого памятника, по вопросу места его размещения, и занимаемой площади возникли существенные разногласия. Русская сторона старалась в своих проектах придать этому сооружению, наибольший размах как по форме, так и по содержанию. По решению кабинета министров из Петербурга в русскую Константинопольскую миссию поступило распоряжение приступить к решению всех вопросов, связанных с возведением памятника. Этим вопросом лично занялся военный атташе в Стамбуле полковник Пешков. В этом же решении было указано, что памятник необходимо установить на том месте, где был пописан Сан Стефанский мирный договор. Были выделены деньги необходимые для покупки земли в Сан-Стефано и возведения мемориального комплекса.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Один из проектов строительства памятника в Сан Стефано, направвленных во дворец султана Российским консульством в Стамбуле.(из материалов Османского архива Турции) (5)

Турецкая сторона, не позволила России приобрести другие земельные участки по той причине, что якобы по этому вопросу не было предварительной договоренности. Турецкие чиновники при этом все время повторяли, что султан Абдул-Хамид II обещал землю только под строительство памятника и по этой причине и выделяется только этот участок земли. Россия продолжала настаивать на приобретении дополнительных двух участков, но все время получала вежливый отказ. В конце концов, не получив разрешения у султана на покупку земли под устройство военного кладбища, решили в полуподвальном помещении устроить захоронение останков пяти тысяч солдат, погибших в русско-турецкой войне. А сам памятник уже изменил свое первоначальное предназначение и стал называться «Мемориал-усыпальница». В современных документах сохранилось ещё устаревшее упоминание — ««памятник». Но на самом деле это уже был величественный мемориальный комплекс, который очень удачно сочетал в себе элементы и церкви, и памятника и воинского захоронения. В дальнейшем, в официальных документах это сооружение называлось «Мемориал-усыпальница «Сан-Стефано».
После покупки земли изменились условия и первоначальные требования к самой постройке Полковник Пешков срочно требует внести изменения в готовый проект. Опять потребовалось время для уточнения и согласования. Все эти дополнения, а фактически — проработка проекта заново, сильно затягивало начало строительство. Поэтому и существует большой временной промежуток между принятием решения о сооружении памятника и непосредственно началом строительных работ. В России, окончательный проект, согласно внесённым изменениям взялся выполнить архитектор Базаров.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русский Мемориал – усыпальница Сан-Стефано в строительных лесах

Выкупленный у турок участок земли обнесли капитальной каменной стеной, по виду напоминающей крепостную с боковыми башнями, затем приступают к строительству.
Комплекс Мемориал-усыпальница «Сан Стефано» по внешнему виду имел схему пирамидальной башни в виде симметричного квадрата из трех оснований. На первом уровне находилась массивная дверь, к которой вела широкая лестница. Вход был украшен двумя полукруглыми арками. Над входом и по обе стороны двери находилось изображение святых. Рядом с входом возвышались две лестницы, ведущие ко второму основанию, которое также было украшено полукруглыми арками и резной металлической дверью. Первый уровень этих оснований был выполнен в романско-византийском стиле и походил на крепостное военное сооружение. Поддерживаемая колоннами верхняя часть здания имело ярко выраженный стиль неославянизма Эта часть памятника, выполнявшая функцию колокольни, была выполнена из переливающегося на солнце зеленого камня.
Стены Мемориала-усыпальницы была расписаны мастерами из России, они специально для этого были направлены в Стамбул, а прибыв туда, трудились самозабвенно. Произведения этих мастеров были настоящим шедевром искусства. Внутренней и внешней росписью занимались пять выпускников Санкт-Петербургской Императорской Академии искусств: ММ. Эберлинг, Стягов, Белащенко, Потриков и Глущенко.
Всего было ими было выполнено: 44 картины, из которых 14 принадлежало кисти Эбирлинга, 9 выполнены Стяговым, 9 — Белащенко, 6 — Потриковым и 6 — Глущенко. Для создания настенных росписей, выполненных вначале на картоне, художники около полугода работали в здании российского консульства в Стамбуле в жилом районе Перу, а затем еще три месяца непосредственно в здании самого мемориала. Картины были помещены в красочные рамы и вывешены на стенах Мемориала.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано


Внутренне убранство русской церкви в Сан-Стефано

Общее впечатление от внутреннего убранство церкви было удивительное, картины были расположены следующим образом: сорок картин были вывешены внутри здания, четыре на наружных воротах. Из сорока внутренних картин 23 были расположены на стенах, а 17 украшали иконостас.
Собранные останки русских солдат были захоронены в основании Мемориала-усыпальницы в крипте. Памятник называется «русским», но рядом с русскими здесь были захоронены люди разных национальностей. Памятник Сан-Стефано был возведен по инициативе России, но как культурное и историческое сооружение он имеет огромное мировое значение. (6)

Открытие памятника Сан-Стефано

Посол России Зиновьев начал рассылать приглашения на открытие памятника. Турки ко дню открытия приурочили окончание строительства дополнительной железнодорожной ветки Сан-Стефано — Флория.
В воскресном номере турецкая газета сообщала, что последние приготовления для открытия памятника закончены, и из России доставлены пять больших колоколов. Раннее эта же газета сообщала, что Великий князь Николай Николаевич (младший), сын Николая Николаевича- Старшего, примет участие в открытии русского памятника в Кырлатыи. Делегация состоит из гвардейских офицеров — десяти офицеров артиллерии, десяти сержантов и ефрейторов. В открытии принимали участие представители 1, 2, 4, 8,9, 10, 13 и 14 полков русской армии.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано


Великий князь Николай Николаевич (младший)

Российскую Императорскую армию представляли: полковник Соколов и майор Константинов от Семеновского полка, драгунский полк представлял полковник первой армии Карпов и полковник Аркауцкий, с ними был ефрейтор Караков. Его Высочество Великого князя Николая сопровождали офицеры генерального штаба генерал-лейтенант Туломин, бригадный генерал Роч, полковник легкой кавалерии Ростовчев.

Далее газеты сообщали: великий князь уполномочен, от имени Его Высочества Императора, принести благодарность Его Величеству султану за предоставление земли под памятник. Его Высочество Великий князь преподнесет Его Величеству султану дары. Для встречи с императором Великий князь выехал из Петербурга в Ялту. Делегация прибыла в Константинополь, и великий князь поселился в летней резиденции Русского Генерального консульства Константинополя в Бююк-Дере Летняя резиденция приняла и разместила на своей территории всех членов делегации прибывших на открытое Сан- Стефанского памятника в османскую столицу. В Константинополь делегация привезла пять больших колоколов, отлитых в России. (7)

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Российская делегация прибыла в Стамбул для участия в открытии памятника

Первоначально, как и было запланировано, останки солдат перезахоранивали в специально подготовленном для этого склепе, который был оборудован в подвальной части Мемориала – Усыпальницы. Официально считается, что здесь захоронено 5000 солдат, но после открытия Мемориала — усыпальницы в непосредственной близости от памятника было погребено ещё 5 000 солдат. Но последним подсчетам общая численность погребенных здесь людей, превышает число более 10 000 человек. (8)

К сожалению, до настоящего времени это уникальное сооружение сохранить не удалось.

Взрыв памятника в Сан-Стефано

В начале 1914 года в Европе начало чувствоваться приближение новой войны. Обстановка накалилась до предела, и после убийства в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, 28 июня 1914 года Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Османская империя заняла недальновидную позицию и позволила втянуть себя в очередную бойню. Правительство Османской империи подписывает 2 августа секретный союзный договор с Германией. По всей огромной территории империи объявляется всеобщая мобилизация. Широким фронтом разворачивается подготовка к началу военных действий. Параллельно с военными приготовлениями ведется идеологическая обработка населения. Во главу угла ставилась усиленная пропаганда османского превосходства, ключевым моментом в этом вопросе придавалось сносу Мемориала-усыпальницы в Сан-Стефано. В Османских Архивах Турции хранятся документы, свидетельствующие о том, что ещё задолго до сноса памятника за этим зданием велось усиленное наблюдение с целью собора «компромата». Еще в 1913 году в районные отделы жандармерии поступают доносы о том, что в воскресные дни в церкви собираются священнослужители и проводятся секретные тайные собрания. Один из таких доносов написанный местным турецким врачам направлен прямо во дворец «Елдыз» и попадает в руки самого султана.

Нагнетается всеобщая истерия. В турецкой печати появились статьи, которые открыто призывали к сносу Мемориала-Усыпальницы. К сожалению, к тому времени Османская империя была уже неизлечимо больна. Застарелая болезнь, как раковая опухоль поразила государство и вела всё турецкое общество к полной деградации. В этой обстановке вызревали крайние националистические настроения, появились абсурдные идеи спасения отечества. В одной из таких инновационных концепций была выражена идея «османизма». Её носители младотурки сами понимали несовместимость старых традиционных устоев Османской империи с требованиями времени, но упрямо пытались старыми мерами во что бы то ни стало удержать разваливающуюся империю. В 1908 году в Османской империи происходит революция, возглавляемая так называемым Комитетом единения и прогресса. Султан Абдул-Хамид II отстранен от власти, на трон восходит Мехмед V Рашид. Внутри младотурецкого движения скоро вызревает правящая верхушка во главе с Энвер-пашой (1881-1922), турецким генералом и политиком; Талаат-пашой, министром внутренних дел, а позднее главным визирем; и Джамалом, военным губернатором Стамбула и позднее военно-морским министром. Все эти люди были приверженцами новой доктрины — ««пантюркизма», а кроме того, были под сильным германским влиянием. Они мечтали о присоединении всех древних турецких владений в Центральной Азии и создании огромной империи от Стамбула до Самарканда и далее.

Лидеры этого движения очень часто высказывались за снос русского мемориала. В конце концов, эта идея нашла сторонников, и под эту варварскую акцию даже была подогнана идеологическая база. А после выступления в прессе Ака Гюндюза, этому вопросу стали придавать значение чуть ли не национальной проблемы. После того, как Севастополь и другие русские порты на Черном Море подверглись бомбардировке немецкими броненосцами «Гебен» и «Бреслав», Россия 2 ноября 1914 года объявила войну Османской империи. События развивались стремительно. Сразу же, как будто этого ждали и к этому были готовы, 3 ноября английская армия открыла огонь по проливу Дарданеллы. Еще через два дня страны Антанты объявили войну Османской империи. Почти сразу же Османская империя оказалась зажатой между массированным русским вторжением со стороны Тифлиса (Тбилиси), Карса и Ардагана и злосчастными британскими войсками, высадившимися в Галлиполи в непосредственной близости от Стамбула.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Фуат Узканай бодро установил киноаппаратуру на треногу, протёр носовым платком запотевший объектив и «доблестно» запечатлел это историческое событие. Первый турецкий фильм был снят, и занял всего150 метров пленки.

Во все энциклопедии мира по кинематографии, он вошел под названием: «Снос русского памятника в Сан-Стефано». С тех пор по всей Турции этот день отмечается как «День Создания Турецкого Кинематографа». Официально считается, что пленка, снятая Фуат Узка- най была утеряна, однако в 2004 году, к девяностолетнему юбилею по государственному каналу Турции был показан фильм — «Становление Турецкой Кинематографии», где промелькнул десятисекундный сюжет взрыва Мемориала- Усыпальницы в Сан-Стефано.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Фуат Узканай — основоположник турецкой кинематографии.

На следующий день после взрыва многие турецкие газеты писали, что в день взрыва картины, церковные ценности были переданы департаменту полиции. Среди предметов был небольшой макет памятника. Газеты утверждали, что остальные ценные вещи были вывезены одним из монахов. Одна из газет писала, что четыре из пяти колоколов были переданы в Военный музей и установлены недалеко от известной «Византийской цепи», которой турки перекрывали бухту Золотой Рог во время взятии Константинополя султаном Мехмед Фатихом.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русский мемориал Сан-Стефано после первого взрыва

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Подготовка к новому взрыву Русского памятника в Сан-Стефано

Сегодня на месте где располагался Мемориал-Усыпальница, сохранился глубокий котлован со следами разобранного фундамента. Сохранилась даже часть дороги, по которой турки вывозили остатки Мемориала. В окрестности, где стоял русский памятник, и в непосредственной близости от места взрыва, в беспорядке разбросаны большое количество обломков, оставшихся после хаотичного разбора стен и фундамента. Часть камня было использовано для укрепления насыпи близлежащей железной дороги. Но большая часть была вывезена и использовалась для строительства частных построек. Туркам после взрыва потребовалось в общей сложности три года для того, чтобы полностью разобрать и вывести остатки Мемориала-усыпальницы. Сооружение было настолько прочным, что с трудом поддавалось динамиту. Демонтажные работы вели с заметным усердием, при этом применяли различную спецтехнику. Во Франции были пущены в продажу фото-открытки, на которых был запечатлен полуразрушенный Мемориал-усыпальница в Сан-Стефано, по которым можно проследить, как разбирали остатки строения.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Упавшая колокольня русского мемориала Сан-Стефано после нового взрыва

До сегодняшнего дня на холме, где был сооружен мемориал, так и царит полное запустение. Турки побаиваются ходить туда, зная, что там покоятся кости тысяч русских солдат, они не посмели вести там какую-либо застройку. Местные старожилы называют это место «… Горой, где стоял русский памятник». На этом месте нет ни обелиска, ни памятной доски, но память человеческая и архивные документы кричат, взывая нас к должному почитанию памяти предков.
Но даже после взрыва этого величественного памятника многие русские, находясь в Стамбуле, продолжали пользоваться некоторыми привилегиями, зафиксированными при подписании Сан-Стефанского мирного договора.

Курьезно, но факт остается фактом, у русских после эвакуации армии Врангеля в 1920 из Крыма, сохранились преимущества перед войсками держава- победителей в первой мировой войне. Сан-Стефановский договор 1878 года предоставлял русским некоторые сохранившиеся до сих пор, несмотря на давность событий, привилегии. Так, например русские военные, а также все русские, кто носил военную форму и сестры милосердия, даже скауты имели право бесплатного проезда в трамвае. Они также могли бесплатно проходить по мосту, который соединял Галату со Стамбулом, у входа на который турецкие полицейские обязывали всех проходящих, даже союзников, платить одну или две монеты пошлины, тогда как русским достаточно было сказать слово «рус» и их пропускали беспрепятственно. После первой мировой войны русские победители и побеждённые турки оказались в равном положении. (9)

Сан-Стефано и новая эпоха на Балканах

Во всемирной истории ярким примером эффективного института международной безопасности явился Сан-Стефанский мирный договор 1878 года — это было основное звено в цепи мирного урегулирования в Европе и Азии того времени, позволявшее в ряде вопросов ведущим европейским государствам достичь взаимоприемлемого компромисса. До сих пор ничего похожего на Сан- Стефанский мирный договор в современных международных отношениях сделано не было.
Время быстротечно, и вот минул уже 131 год со дня окончания десятой по счету русско-турецкой войны. 3 марта 1978 года, в годовщину вступления русского императора Александра II на престол, Россия, полностью разгромив врага в лице грозной Золотой Порты, в предместье Стамбула подписала знаменитый Сан-Стефанский прелиминарный (предварительный) мирный договор с поверженной Османской империей, и, полностью выполнив свой долг перед братьями христианами, ушла с Балкан.
Несомненно, внушительная победа России, и подписание Сан- Стефанского мирного договора, имели для России огромное значение. Но какой ценой досталась победа? Потери русских во время этого похода во имя свободы балканских народов в 1877 и 1878 годах были огромны. Многие славные сыны Отечества сложили свои головы на палях балканских сражений. Потери русской армии составили 248 654 человека — убитыми, ранеными, искалеченными, больными и замершими на Шипкинских перевалах. Неимоверно дорого заплатила народ Россия, который на своих плечах вынес основные тяготы войны. Вечная слава сынам Отечества российского павшим в боях за независимость Болгарии и стран балканских…
Восстановление уникального памятником архитектуры мемориала-усыпальницы Сан-Стефано, воздвигнутого в честь славных героев, является не только данью памяти прошлому, но продолжению духовной борьбы за будущее. Эта процесс послужит созданию общественного мнения основывающегося на принадлежности к одинаковым системам человеческих ценностей, и сыграет большую роль в деле продвижения народов России и Турции к будущему процветанию.
Вновь аэропорт имени Ататюрка. Самолет берёт разбег, отрывается от земли и стремительно набирает высоту. Он берёт курс на Родину, в Россию. Под крылом самолёта проплывает Сан-Стефано, вновь промелькнули уже до боли знакомые, очертания береговой местности. Всё! Экспедиция закончена. Ещё одной тайной в этом мире стало меньше.
Каждый взлетающий в Стамбуле самолёт стремительно проносится над Сан-Стефано.

храм в сан стефано. Смотреть фото храм в сан стефано. Смотреть картинку храм в сан стефано. Картинка про храм в сан стефано. Фото храм в сан стефано

Русский Мемориал – Усыпальница
Сан-Стефано в Стамбуле

2. Названия городов Османской империи (в алфавитном порядке). Исторический вестник. Генеральный директорат государственных архивов премьер министра республики Турции. Выпуск № 21 Анкара с. 93. 2006.
3. Лещинский Л.М. Военные победы и полководцы русского народа второй половины XVIII века. Москва. 1959.
4. 100—летие освобождения Болгарии от османского ига. 1878 – 1978. // Ред. коллегия: В.Н. Виноградов, В.Д. Конобеев, З.С. Ненашева. Академия наук СССР институт славяноведения и балканистики. Москва., «Наука» с. 45. 1978.
5. Османский архив в Стамбуле при Премьер Министре Республике Турции. Оп. 2347. л. 1.
6. Русский мемориал в Сан-Стефано. Незих Башгелен. Альбом. Ежемесячный вестник культуры. Выпуск № 3 // Апрель 1998. Истамбул, с. 91-95.

7. Почему был разрушен русский мемориал Сан- Стефано в Йешилькёй? Археология. Незих Башгелен. Ежеквартальный журнал по вопросам культуры и международных отношений. Лето 2006.
8. Капустин Сергей. В Османских архивах Турции //Рукопись. Государственная архивная служба Республики Молдова. Национальный архив Республики Молдова. Архив общественно-политических организаций Республики Молдова. Архивный ежегодник Республики Молдова. X — XI, раздел, с. 140, Кишинев 2007-2008..
9. Архив русских православных церквей белой армии в Стамбуле и прилегающих окрестностей. Фонд- Международные отношения находится на Афонском подворье Пантелеимонского монастыря. Адрес. Истамбул, район Каракёй, ул. Каратовук, №1. Фонд — переписка, письма исходящие, без указания листа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *