храм в селе вязовка татищевского района саратовской области
ВОПРОС АЛЕКСАНДРА. В селе Вязовка Татищевского района Саратовской области перед началом Великого поста, 9 марта 2021г, на голове у распятого Спасителя зацвёл терновый венец.
Вот сообщение об этом.
Чудо! Расцвел сухой терновый венец!
В одном из храмов в селе Вязовка, Татищевского района Саратовской области, на старинном Распятии, которое находится в простом деревенском храме в честь Рождества Христова, на главе Спасителя расцвёл терновый венец, который был сделан в прошлом году в Великий пост из оставшихся от украшения храма стеблей роз. Случилось это чудо 9 марта 2021 года, незадолго до начала Великого поста. Как рассказывают старожилы храма, что это не первое чудо связанное с этим Распятием. Когда это Распятие только впервые установили в храме, батюшка показал прихожанам как нужно прикладываться к Распятию, одна из прихожанок сняла на фото этот момент. Когда отпечатали фото увидели на снимке на совершенно чистом и некрашеном полу брызги крови за Распятием и перед ним, это четко можно увидеть на фото.
А что они делали с Зеленеющим Деревом? Надругались всеми видами надругательств, физическими и моральными, глумились над Распятым Иисусом Христом на Кресте и над Его Матерью последними словами.
А римляне при разрушении Иерусалима буквально не могли остановиться, не смотря на приказы Тита.
ОТВЕТ. Живительная сила, исходящая от образа Распятого «Зеленеющего Дерева» (Иисуса Христа), дала жизнь высохшей лозе розы. Цветы розы служат особенным украшением и символизируют молитвенные созерцания жизни и страданий Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Его Матери (Из явления Божией Матери святому Доминику 1214г
Это призыв Божий людей к покаянию и молитвенному созерцанию Страданий Иисуса Христа и Марии, Непорочной Его Матери.
АЛЕКСАНДР. Кстати, опять интересное пересечение. Я сам того не ведая прислал про зацветший терновый венец и зеленеющее древо.
ОТВЕТ. Терновый венец Господь Иисус Христос, как открыл Он многим святым, терпел за все грехи помышлений людей (Есть также это в четвертой Тайне молитв святой Бригитты: «Дорога к Небу или Спасительное Семимолитвие»: http://proza.ru/2017/04/21/900).
Выбирая из приходящих к нам мыслей только полезные и отбрасывая неполезные, мы заменим шипы терна на главе Иисуса Христа на цветы розы и вместо венка страданий сплетем венок Царский, украшающий главу нашего Царя-Победителя, Спасителя и Искупителя, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа.
АЛЕКСАНДР. Аминь!
Венок расцвел перед Великим Постом.
Они опубликовали это в Инстаграмме и Контакте, а также ютубе
https://m.vk.com/vyazovkahram Запись от 9 марта.
А вот сайт храма: http://rx-vyazovka.cerkov.ru
ОТВЕТ. Господь подсказывает людям России, что они должны делать сейчас в этот переломный момент для всего мира.
Вот какой опыт я некогда сам пережил: «Снятие тернового венца с головы Господа»: http://proza.ru/2009/11/24/134
Как же важно для нас очистить свое мышление! Научиться мыслить по доброму, проникнувшись полностью мыслями, угодными Богу.
Уверовав, я желал так очистить свое мышление, чтобы не иметь ни одной мысли, кроме мыслей об Иисусе Христе.
Возможно, это видение и связано с моим стремлением избавиться от лишних мыслей.
АЛЕКСАНДР. Распятие старое, 18-го века
Вот, думаю, взять семью и туда съездить, приложиться к святыне
ОТВЕТ. Дело, думаю, не в том, что Распятие старое или имеет какие-то необычные характеристики.
АЛЕКСАНДР. Это не первое чудо у Распятия. Когда это Распятие установили, батюшка показал прихожанам как надо прикладываться к Распятию. Одна из прихожанок сняла это на фото. Когда отпечатали фото увидели на снимке на совершенно чистом некрашеном полу брызги крови за распятием и перед ним.
ОТВЕТ. Кровь Иисуса Христа очистила верующих Ему от грехов их.
Его крик Отцу Небесному: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?!» по объяснению Самого Иисуса Христа был воплем скорби о людях, отвращающихся от Него, хотя за каждого из них Он пролил Кровь Свою. А это значит, что Кровь Его зря проливается!
Это воззвание Иисуса Христа к людям всего мира и, в частности, к людям России. Призвание к покаянию, изменению своей жизни так, чтобы верующие Ему были добры к друг другу, ибо только так может измениться обличие мира.
Запечатление на фото крови Спасителя указывает на Его скорбь об отпадающих от Него, ибо тогда Кровь Его зря проливается.
АЛЕКСАНДР. Думаю, съездить ли туда?
ОТВЕТ. Можете поехать всей семьей и у стоп Распятого Спасителя тихонько прочитать последнюю Скорбную Тайну святого Розария.
Если будут там люди, то, приложившись к стопам Спасителя, можно встать тихонько в сторонке и неслышно вместе помолиться этой Тайной святого Розария.
Нашим почитанием Господа есть не столько рукоплескания Его чудесам и целования чудотворных образов и предметов, сколько исполнение Его святой воли, выраженной Его словами и чудесным напоминанием их.
«Люди! Любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Вот последняя воля Спасителя к нам.
Итак, добрыми плодами покаяния нашего есть то, что мы, верующие Иисусу Христу, станем добрее друг к другу. Это значит, не глядя на расположение к нам человека, сотворить ему хоть искорку добра.
Речь идет о том, чтобы не ждать добра от другого, но самому это добро подать. Подать так, чтобы, если возможно, другой бы его не заметил. А если таковое невозможно, то добро человеку так «подать, чтобы можно было взять».
Так поступает с нами Отец наш Небесный, рассыпая Свои дары повсюду так, что порой мы считаем их вполне естественными, не замечая их. Однако, как важно для нас быть благодарными Богу и людям за добро, которое мы получаем! Это замечательное качество в нас называется благодарностью.
Благодарность есть сосуд, черпающий добро, благополучие и радость. Счастлив человек, научившийся им пользоваться.
Богу нашему слава, через Иисуса Христа, Господа нашего.
Храм в селе вязовка татищевского района саратовской области
15 августа, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, в день перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, совершены богослужения. В канун воскресного дня совершено Всенощное бдение. На Божественной литургии, на сугубой ектении, были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. количество просмотров (5)
Поделиться:
14 августа, в день происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в храме Покрова Пресвятой Богородицы совершены богослужения. количество просмотров (9)
Поделиться:
8 августа, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских, совершены богослужения. В канун воскресного дня совершено Всенощное бдение. количество просмотров (0)
Поделиться:
НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. МУЧЕНИКОВ ПРОКЛА И ИЛАРИЯ Накануне, 24 июля, было совершено всенощное бдение. Всенощное бдение совершил иерей Алексий Новичков в сослужении иерея Максима Титова. В Неделю 5-ю по Пятидесятнице, мучеников Прокла и Илария, 25 июля, в нашем храме была совершена Божественная Литургия. количество просмотров (3)
Поделиться:
САРАТОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ОБЪЯВЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР АБИТУРИЕНТОВ количество просмотров (0)
Поделиться:
Поделиться:
Саратовская православная духовная семинария объявляет набор абитуриентов на первый курс по очной и заочной формам обучения. По очной форме обучения ведется подготовка по двум направлениям: — по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»; — по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций». По заочной …
Поделиться:
Свято-Покровская православная гимназия объявляет набор учащихся в 10 класс https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyato_pokrovskaya-pravoslavnaya-gimnaziya—obyavlyaet-nabor-uchashhikhsya-v-10-klass количество просмотров (0)
Поделиться:
27 июня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых совершена Божественная литургия. Накануне совершено Всенощное бдение. количество просмотров (5)
Поделиться:
20 июня, в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятница совершены Божественная литургия и Великая Вечерня с коленопреклонными молитвами. количество просмотров (1)
Поделиться:
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Храм в селе вязовка татищевского района саратовской области
На момент нашего прибытия в храме и вокруг него кипела работа: два бойких отрока сновали то в алтарь, то в подсобное помещение, выполняя указания настоятеля. Прихожане бережно выносили на улицу огромный подсвечник — на солнце лучше видны загрязненные свечным воском места, несколько женщин внутри храма протирали трубы отопления, кто-то трудился на прихрамовой территории — в общем, приход готовился к празднику. Настоятель — иерей Алексий Новичков — в Вязовку прибыл совсем молодым человеком, вскоре после рукоположения, и вот уже восемь лет живет бок о бок с местными жителями. Судя по страничке храма в социальной сети «ВКонтакте», ни одно событие в Вязовке не обходится без священника и его внимательной камеры. Первые звонки и выпускные балы, все сельские праздники, собрания, концерты — все это всесторонне и многообразно запечатлено и сохранено. Отец Алексий — победитель епархиального фотоконкурса, говорит, что фотография для него — хобби, а со стороны видится, что еще и форма служения — благодаря его неустанным трудам Вязовка обладает одной из самых высокохудожественных и подробных в истории саратовских сел фотолетописью.
Спрашиваю у настоятеля, что самое сложное в служении сельского пастыря? Он отвечает:
— Созидать приход. Даже храм построить или восстановить не так сложно, как собрать общину, сплотить людей.
— И как же это достигается?
— Многими трудами… А вообще, это чудо Божие.
Действительно, узнав историю храма, понимаешь, что одними человеческими усилиями церковную общину не собрать и не удержать. Но когда добрую людскую волю благословляет Господь, получаются вещи, которые кажутся немыслимыми. Даже если до этого воля злая, казалось бы, приложила все усилия, чтобы стереть дом Божий с лица земли.
История одной картины
В сокровищнице Саратовского краеведческого музея имеется небольшое полотно, написанное маслом, — «Старая Рождественская церковь». Благодаря ему мы можем видеть, какой была церковь в селе Вязовка 177 лет назад. Картину эту написала либо супруга, либо мать (сведения на этот счет разнятся) Петра Августовича Нордена, у которого здесь, в Вязовке, была усадьба.
О Норденах хотелось бы рассказать отдельно. В Саратовскую губернию представители этого древнего дворянского рода, происходившего из Эстонии, переселились в середине XIX века. В 1851 году в Саратов приехал доктор Август Гаврилович Норден. Здесь же он и прожил до самой смерти, оставив о себе добрую память в сердцах пациентов и коллег — врачей городской больницы. В этой больнице на сто коек половина мест была бесплатной для бедняков. Август Гаврилович трудился в ней старшим врачом. Он был одним из учредителей первого Саратовского Ученого общества «Беседа врачей». Дослужился до чина действительного статского советника.
Его супруга, Любовь Людвиговна Лелонг, прямой потомок Абрама Петровича Ганнибала, состояла в родстве с Пушкиным.
У супругов было три сына и две дочери. Один из сыновей, Петр Августович Норден, — известный саратовский юрист и общественный деятель, член Саратовской судебной палаты и Городской думы — и выбрал Вязовку для обустройства здесь семейной усадьбы. Располагалась она недалеко от Христорождественской церкви, которая послужила натурой для художницы.
В 1921 году Петр Августович был арестован и расстрелян. Усадьбу спалили. Вероятно, картина уцелела только потому, что незадолго до трагедии ее подарили горничной, служившей в доме. По крайней мере, такую версию предложил бывший псаломщик церкви Илья Васильевич Григорьев, который и передал эту картину в 1988 году в сельский музей.
Единственный уцелевший из Норденов, чье детство прошло в Вязовке и о ком сохранились сведения, — это Александр Петрович Норден (24.07.1904–13.12.1993). На момент убийства отца юноша только окончил школу. Мечтал учиться дальше, но дорога в науку для «классово чуждого элемента» была закрыта. Однако спустя несколько лет он все-таки поступил на физмат Московского университета, позже окончил аспирантуру. Сохранилась выписка из рекомендации, данной ему его наставником — профессором Веньямином Каганом: «При ближайшем знакомстве со студентом Норденом я очень скоро убедился, что это молодой работник, который успел приобрести знания, далеко выходящие из рамок университетского курса…». Александр Петрович стал большим ученым, автором уникальной теории биаксиальных и биаффинных пространств. Кафедру геометрии в Казанском университете Александр Петрович возглавлял 36 лет. Он был блестящим преподавателем, воспитал более тридцати кандидатов физико-математических наук. А еще Александр Петрович был очень эрудированным человеком, любил русскую поэзию, сам писал стихи.
Среди трагичных страниц истории села есть еще одна — история церкви. Каменное здание было построено в 1842 году на средства прихожан. Причем в этом благом деле участвовали жители семи близлежащих сел. Храм был просторным, на колокольне — двенадцать колоколов, самый большой из которых весил 202 пуда (3323 кг). После революции прекрасный белостенный храм 1842 года постройки стал мозолить глаза новой власти. В 1930 году был арестован последний вязовский священник — отец Сергий Вязовский. Он был осужден на пять лет и вскоре умер в тюрьме из-за нечеловеческих условий содержания. Священническая династия Вязовских, три поколения которой служили в этом селе, прервалась. В том же 1930 году церковь закрыли, колокольню снесли, алтарь разрушили, а в здании устроили кинотеатр.
Полезные жалобы
— Я ведь сюда по молодости в кино бегала, как и другие, — вспоминает прихожанка Христорождественского храма Наталья Ивановна Яковлева. — Мы же и не знали, что тут раньше церковь была. Но однажды мне сон странный приснился: захожу я в клуб, смотрю, вроде все, как обычно, посередине кресла стоят, а на стенах иконы, иконы!
В 90-е годы Наталья Ивановна работала главой сельской администрации. Трудилась на совесть, отдавая все силы любимому селу. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что на нее поступают жалобы от односельчанина:
— От церковной темы я тогда была очень далека. Все были заняты одним — выживанием. И вот наш житель Сергей Попов ни с того ни с сего, как мне казалось, начал бомбардировку жалобами. Он требовал открыть храм. Я сначала его просто слушала, но действий особых не предпринимала. А потом стала задумываться: здание-то ведь и правда пустует. Промыслом Божиим, не иначе, к этому времени оно не было никем ни занято, ни приватизировано. И мы начали готовить технические документы.
Наталья Ивановна помнит, как приезжала из Саратова реставрационная комиссия, проводила исследование фундамента и стен здания (специалисты вынесли резолюцию, что оно еще сто лет простоит), как в 1995 году начались первые богослужения. На них собиралось до сорока человек — так вдохновенно служил протоиерей Николай Агафонов, тогда — ректор Саратовской духовной семинарии, затем клирик Петропавловского храма в Самаре, преподаватель Сретенской семинарии, известный писатель, автор рассказов и исторических романов, почивший в июне 2019 года.
Но самое значительное событие в жизни храма произошло в 2000 году — он обрел свою главную святыню — старинное Распятие.
«Он все Сам для Себя приготовил»
В то время в Вязовке служил священник Сергий Захарья, сейчас он клирик Покровской епархии. Батюшка поделился с нами воспоминаниями о событии, которое стало, по его словам, главным в его священническом служении. Рассказывая об этом, он даже сейчас не может удержать слез:
— Прихожанка вязовского храма Нина Федоровна Сорокина пригласила меня в свой дом, чтобы его освятить. Я совершил службу и пошел по комнатам с кропилом и святой водой. Зашел в спаленку хозяйки, поднял руку с кропилом, да так и застыл — в углу Он стоит в красном хитоне! (Это было скульптурное изображение Иисуса Христа, вырезанное из дерева, сильно поврежденное. — Авт.). Меня всего как будто током ударило. Я сразу понял, что это святыня, что ее необходимо реставрировать и она, конечно, должна быть в храме.
Батюшка записал свидетельства главных участников этого события, благодаря чему мы можем сейчас услышать их голоса, хотя их самих уже нет в этом мире.
Нина Федоровна Сорокина (1930 г. р.), прихожанка Христорождественского храма в Вязовке:
— В нашем доме образ Распятого Господа появился в середине XX века. Жили мы в Саратове, позади Сенного рынка, в собственном доме. Моя свекровь — Екатерина Васильевна Сорокина — была женщиной богомольной. Хотя мы с ней хорошо понимали друг друга, в эту сторону ее жизни я не вникала, не интересовалась. В церковь она ходила регулярно — утром и вечером — вместе с другой верующей старушкой, чей дом был неподалеку. Не знаю, как звали ту женщину. Только теперь я понимаю, как это было непросто: сперва на трамвае, потом пешком добираться до Духосошественского собора каждый день, в любую погоду. Когда приятельница моей свекрови поняла, что конец ее близок (а глубоко верующие люди это чувствуют), она призвала Екатерину Васильевну. «Катя, доверяю тебе тайну. У меня хранится образ Распятия Спасителя, он из дерева вырезан. Когда меня не станет, Распятие или выкинут, или сожгут. Я доверяю только тебе: ты сохранишь. Но у меня есть условие — переносить образ должен мужчина». И вот мой сын, ему тогда было около 16 лет, принес образ в наш дом. У свекрови была отдельная комнатка, в уголке иконостас. Она сшила из голубой материи плащ и что-то вроде капюшона. Надела на образ и поставила среди икон. Екатерина Васильевна умерла в 1958 году. Я укутала образ Спасителя в материю и подняла его на чердак дома. Вскоре соседка моя попросила меня отдать ей Распятие. И я отдала. Но через какое-то время она мне его возвратила. Потом мой сын, а он был военным и жил отдельно, взял образ в свою квартиру. Но через год возвратил. Я опять завернула Распятие в материю и положила в ящик дивана, на котором когда-то спала свекровь.
В 1990 году мы переехали в Вязовку. Я развесила иконы по стенам, а среди них поставила образ, надев на него красное покрывало со старинной вышивкой. Господь сотворил со мной перемену. Не наказал за то, что Его святой образ то на чердаке, то под диваном хранила, а помиловал верою. Уж как я была рада, когда начали восстанавливать, а потом и открыли церковь в нашем селе. Некоторые несли туда иконы, но я не могла предложить образ Спасителя, так как он был искалечен, хотя уже задумывалась — кому поручить Его хранение. И когда в конце 2000 года настоятель нашей церкви сказал, что образ необходимо реставрировать и место его в церкви, я согласилась с радостью. Теперь радуюсь еще больше. Я считаю, что в нашей церкви особая благодать Божия. Пусть стены не так благообразны, это, может быть, со временем исправится. Но образ Распятого Господа нас охраняет, и благодать от Него живет во всех нас».
— 5 декабря 2000 года мы с Ниной Федоровной поверх красного хитона укутали образ Спасителя белым покрывалом, и я бережно перевез его в свой дом в Покровске, — продолжает отец Сергий. — Оценивая повреждения скульптуры, я определил срок реставрации — год-полтора. Я не ориентировался в среде художников, реставраторов, а мне надо было найти скульптора-реставратора, который умел бы работать с деревом и знал бы традиционное религиозное искусство. Кроме того, я даже не представлял, сколько могла стоить реставрация, а приходские доходы вязовского храма были очень скудны. Но человек предполагает, а Бог располагает. И расположил Он так быстро да так ладно, что сомнений в Его помощи быть не могло! На второй-третий день после доставки образа в Покровск мне надо было повидаться с настоятелем Троицкого храма. Там ко мне подошли люди, которые работали над внутренним убранством церкви. Оказалось, что один из них — художник — дальний родственник Нины Федоровны Сорокиной. Они знали и об образе Спасителя, и о проблеме, которая стояла передо мной. Они и предложили кандидатуру реставратора. Как только я его увидел, то совершенно спокойно доверил ему эту работу.
Владимир Михайлович Чибисов (1952 г. р.), скульптор, реставратор. Образование: Саратовское художественное училище и два курса Абрамцевского художественного промышленного училища:
— Такое бывает один раз в жизни — прикосновение к святому. Я согласился на реставрацию, плохо понимая всю значимость этого. Сейчас (воспоминания записаны отцом Сергием спустя семь лет после событий. — Авт.) я бы, наверное, не рискнул повторить что-то подобное. Страшно быть самонадеянным. Ведь тогда при реставрации мне помогала высшая сила.
Если бы отец Сергий знал, каково было мое внутреннее состояние, он, возможно, и не доверил бы мне реставрацию. Долгий творческий застой, безденежье возбудили во мне гордость. Ответом на это душевное состояние стали проблемы с алкоголем, а следом тяжелый нейродермит, серьезные болезни внутренних органов. Чудо началось с первого мгновения, когда отец Сергий привез в мою мастерскую укутанную в белое фигуру и развернул материю. Передо мной лежала не скульптура, не произведение искусства. Это было дышащее Тело, изуродованное людьми и ненадлежащим хранением. Как к Нему прикоснуться?
Уверенно могу сказать, что образ Спасителя был варварски оторван от Креста, так что руки Его по плечевые суставы и стопы с лодыжками остались на том неизвестном кресте. Одна нога была повреждена жучком. Краска и мастика почти полностью исчезли. Так что только по крошечным фрагментам удалось впоследствии установить первоначальный тон. Образ был сотворен в XVIII веке замечательным мастером. Это видно по тому, как вырезана фигура: инструмент касался дерева только однажды. Никаких повторных улучшающих скребков! Выразительность в каждой мышце и каждом изгибе. Соразмерность не анатомического тела, а духовного образа. Как мне пригодилась Абрамцевская школа, которая зиждется на древнерусском искусстве! И что-то меня вело. Исчезли все сомнения. Приходили правильные решения, появлялись нужные материалы (в 2000 году это еще было проблемой). Я беспокоился, что, когда буду накладывать мастику и лак, на поверхность могут попасть частицы моей экземы (в момент, когда Владимир приступил к работе, из-за нейродермита у него сильно шелушилась кожа. — Авт.). Но, когда подошло время для этой процедуры, оказалось, что мои пальцы очистились, а позже прошла и вся болезнь.
Всего десять суток занял процесс реставрации. Я совсем не покидал мастерскую. Во-первых, боялся, что Распятие украдут, во-вторых, я не мог от него оторваться. Не помню ни дня, ни ночи. Не то что об алкоголе, но даже о том, чтобы поесть, не вспоминал. И ничего не болело. Немного успокоился только, когда отреставрированный образ отец Сергий увез из мастерской. И я стал делать Крест.
Но потом настал день, которого я страшился с самого начала реставрации. Я плохо помню, как повязками мы прикрепили образ Спасителя ко Кресту и как везли его в вязовский храм. Очнулся, когда мне надо было просверливать отверстия в ладонях и лодыжках Спасителя и прибивать образ ко Кресту. Ошибиться было нельзя, чтобы не расколоть дерево. Ужас был в том, что за время реставрации усилилось ощущение, что передо мной не скульптура, а дышащее духовное тело. И когда поставили Распятие на положенное место, меня совсем оставили силы.
— Когда мы привезли Распятие, в церкви нас ждали прихожанки, — вспоминает этот момент отец Сергий. — Предстояло неизбежное — пригвоздить Спасителя ко Кресту. Владимир Михайлович был в страшном смятении. После долгих уговоров он взял благословение, и неизбежное, но тяжелое дело было завершено. Мы все были потрясены. Владимир Михайлович забился в угол и зарыдал.
По словам отца Сергия, весь процесс реставрации и изготовления Креста занял около двух месяцев. Необходимые материалы — четыре липовых круглых брусочка — уже два года как лежали в мастерской Владимира, словно только ждали своего часа. Денежные средства поступали ровно в то время, когда были нужны, и ровно в том объеме, который требовался. «Он все Сам для Себя приготовил», — говорит батюшка. И за все время работ между всеми участниками процесса не возникло ни одного конфликта. Прихожанин, который перевозил Голгофу из Покровска в Вязовку, позже принял сан.
Но и это еще не все. Когда Голгофу установили на положенное место, отец Сергий отслужил благодарственный молебен. По завершении батюшка в красном пасхальном облачении молитвенно приложился к святыне. И этот момент был запечатлен на цветной фотопленке. А когда фотографии напечатали, все были поражены: вокруг Распятия на полу, в том месте, где святыня лежала, когда образ Спасителя пригвождали ко Кресту, явственно виднелись красно-коричневые пятна, очень похожие на кровь. При этом совершенно точно никаких пятен не было на полу во время установки Распятия. Никто так и не смог объяснить этот феномен, но фотографии эти хранятся в домах многих местных жителей, и верующие относятся к ним с большим благоговением.
Зафиксировано множество случаев исцеления людей, которые приезжали помолиться перед Распятием. А самый первый случай исцеления произошел еще в Покровске, в доме отца Сергия. Об этом тоже имеется письменное свидетельство, сохраненное батюшкой: «В конце 2000 года отец Сергий пригласил нас к себе домой, чтобы мы могли увидеть уникальное скульптурное изображение Господа нашего Иисуса Христа. Найдено оно было изломанным и восстановлено скульптором. Было велико искушение не пойти. Погода была плохая, гололед, да еще у мужа болела нога — обострилось хроническое заболевание. Но Господь направил нас на путь истинный. Нечто необъяснимое нам, мирянам, исходило от святыни. Приложились мы к ней с трепетом. И с трепетом отошли. Затем отец Сергий рассказал об истории находки, показал фотографии образа до реставрации. Возвращались домой, бурно обсуждая увиденное. Нас переполняли чувства и эмоции, вдруг муж неожиданно остановился и сказал: “У меня не болит нога. Я совсем не заметил, как это произошло!”. Больше болезнь не повторялась».
После того памятного дня прошло девятнадцать лет. Уже давно отошла ко Господу Нина Федоровна, сохранившая образ. В прошлом году на Пасху Господь призвал реставратора Владимира Чибисова, который, по словам отца Сергия, с того момента больше никогда не прибегал к алкоголю и, хотя до конца жизни его преследовали денежные затруднения, жил благочестиво, сберегая в душе воспоминания о тех удивительных днях. Сам отец Сергий благоговейно хранит все рассказы участников событий, фотографии, записи об исцелениях и надеется, что однажды, если будет на то Божия воля, они лягут в основу книги, которая сохранит для потомков историю о чудесном обретении вязовского Распятия.
Поющее семейство
Но вернемся в день сегодняшний. В вязовском храме необычно многолюдный для сельского прихода хор. Причем из девяти певчих у пятерых одна фамилия. «Без рассказа о семье Павловых ваш репортаж будет неполным», — заверил меня отец Алексий Новичков. В день приезда мы их в селе не застали, пришлось встречаться в Саратове. Павловы — дачники, но храм в Вязовке им настолько полюбился, что они ездят в него круглый год.
— У нас шестеро детей, и мы очень хотели, чтобы они почаще бывали на свежем воздухе. В 2004 году купили в Вязовке дачу, — рассказывает глава семейства Павел. — Летом жили там, в Саратов на службы не наездишься. Стали ходить в местный храм. А вскоре и наши друзья — тоже многодетная семья — купили дом в Вязовке и тоже влились в общину. Так и получилось, что половина прихода — это наши две семьи.
Павел и Наталья — в прошлом военнослужащие. Сейчас Павел работает в православной гимназии заместителем директора по административной работе. Наталья — домохозяйка. Старший их сын уже женился и живет отдельно, а остальные — с родителями, так что если родители — в храм, то и дети в храм, если старшие — на клирос, то младшие там же. Даже самая маленькая трехлетняя Параскева, пусть и на руках у мамы, но тоже поет: «Господи, помилуй!».
Пелагея, которой 14 лет, уже определилась с выбором будущей профессии, она хочет стать регентом. Учится в Покровской гимназии, поет в хоре, а в вязовском храме порой уже и регентует. В этом году к Рождеству с малышами разучила рождественский тропарь на шести языках — вот уж порадовали прихожан необычным концертом!
— Рождество Христово — наш любимый праздник, — говорит Наталья. — Это же престольный праздник в храме. Собираемся, грузимся в наш старенький микроавтобус и едем. Для детей эта ночная служба — главное событие в году! И после службы никого по домам не разгонишь, все хотят общаться, трапезничать вместе.
По словам Павловых, приход в Вязовке очень дружный и отзывчивый. Летом отец Алексий окормляет два детских лагеря, причем в одном из них — детки с ментальными нарушениями.
— Это особенные дети, но как же они любят, когда к ним батюшка приезжает, — продолжает Наталья. — Бегут со всех ног, облепляют его со всех сторон, и он каждого по головке погладит, доброе слово скажет.
Для многодетных семей и для детей из лагеря прихожане регулярно готовят подарки: продуктовые наборы, игрушки — в общем, все, что может облегчить и даже немного раскрасить трудную жизнь.
Особая забота и о стариках. Если кто-то на службу вдруг не придет, ему сразу звонят: что случилось? Помощь нужна?
Отец Алексий показал мне проект реконструкции Христорождественской церкви. Сейчас храм выглядит совсем не так, как до 1930 года. Но стоимость проекта — более 30 миллионов рублей. Вязовцы ищут жертвователя, который помог бы вернуть древнему храму исторический облик.
Спрашиваю, а оправданны ли такие вложения, вот все говорят, что село вымирает. Кто будет ходить в этот храм, если людей не будет?
Фото из архива Христорождественского храма
Журнал «Православие и современность», № 45 (61)