храм в серпухове на чернышевской
СЕРПУХОВСКИЙ СПАССКИЙ ХРАМ
Серпуховский Спасский храм |
Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа в г. Серпухове (Серпуховское благочиние Подольской епархии)
В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Романом Ивановичем Клейном. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…», писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую духовную консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».
Серпуховский Спасский храм (дореволюционное фото) |
В конце 1930-х годов церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.
В 1999 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого монастыря приступила к восстановлению поруганной святыни.
Были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.
Архитектура
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Мiръ Россия Московская область Серпухов Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Храм Спаса Нерукотворного Образа в городе Серпухов выстроен на средства купца В. Ф. Астахова в 1893-1896 годах. Яркий памятник псевдорусского стиля — стройный храм, увенчанный шатровым куполом на крестчатой бочке, с трапезной и отдельно стоящей шатровой колокольней. Приделы: Знаменский и Трехсвятский.
Содержание
История [ править ]
Занарское (или Старое) кладбище было заложено в Серпухове в 1772 году после эпидемии чумы 1771 года. До указа о запрещении хоронить умерших при приходских церквах при каждом храме города были погосты, на которых погребали умерших прихожан. В Серпухове, в посадской его части с XVI столетия существовал также и «убогий дом» — общественное кладбище, где хоронили «странников и разный неизвестный горемычный люд». В XIX веке на месте его был уже «порядочный курган», как писал в своей книге «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественную историею» П. Ф. Симсон. К кургану ежегодно, храня древний обычай, в седьмой четверг по Пасхе спускалось из Троицкого собора городское духовенство и служило общую панихиду.
Занарское кладбище расположилось на супесчано-известково-каменистой почве в сосновом бору в полуверсте от города на северо-запад от центра. Из-за отсутствия на нем храма или часовни жителям занарской части Серпухова приходилось отпевать покойных в приходских храмах, а затем погребальные кортежи следовали до кладбища на подводах или пешком. Также большое неудобство испытывали родственники в дни поминовения усопших, не имея возможности совершать поминовения непосредственно на кладбище. В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. В. Ф. Астапов принадлежал к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII века, известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 года — владельцев кожевенных заводов в Занарье, был потомственным прихожанином и благотворителем Богоявленской церкви.
Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Р. И. Клейн родился в семье коммерсанта, где был пятым из семерых детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы.
Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».
9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в городе Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».
Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIХ — начала XX века. Русский стиль — тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга — шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором — оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.
В конце 30-х годов XX века церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.
Современное состояние [ править ]
В 1999 году храм Спаса Нерукотворного начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.
За годы с момента возобновления богослужений были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Были расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.
Святые и подвижники храма [ править ]
До 1929 года настоятелем Спасского храма был протоиерей Николай Алексеевич Боголепов. Он родился в 1869 году в Серпухове в семье священнослужителя. Жил с женой Александрой Михайловной и детьми: Марией, Антониной, Всеволодом и Зинаидой в доме, входящем в ансамбль Спасской церкви. В мае 1929 года отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. Через месяц, 5 июня ОГПУ был вынесен приговор группе священнослужителей, в числе которых значились настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Орлов) и протоиерей Николай Боголепов. В 1932 году отец Николай вернулся из заключения, но в Серпухове мог находиться только нелегально, т. к. ему было запрещено жить в Московской области. Позже в качестве зоны проживания батюшке был определен город Мценск Орловской губернии. Спустя несколько лет о. Николай тяжело заболел и скончался на руках у матушки, приехавшей его навестить. Сестра о. Николая Елена Алексеевна была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая сестра Ольга Алексеевна была репрессирована за веру и сослана в Казахстан.
В 1923 году в храме служил священник Сергий Крутяков.
Последним псаломщиком Спасского храма был Илья Никитич Пикин (1874-1938 гг.), скончавшийся от инфаркта вскоре после закрытия храма.
Протоиерей Николай Трофимович Ищенко (1887 г. р.) окончил Киевскую духовную семинарию, с 1929 года служил в Спасо-Занарской кладбищенской церкви. В феврале 1930 года был назначен благочинным г. Серпухова. 14 ноября 1930 года был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Чернышевского, дом 50а
Как добраться: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобусами №5, №11 до остановки «Школа №5».
Паломнику [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма или странице храма в соцсети
Фото [ править ]
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Серпухов)
Московская епархия
Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище
Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. Чернышевского, д.50а.
Занарское (или Старое) кладбище было заложено в Серпухове в 1772 г. после эпидемии чумы 1771 г. До указа о запрещении хоронить умерших при приходских церквах при каждом храме города были погосты, на которых погребали умерших прихожан. В Серпухове, в посадской его части с XVI столетия существовал также и «убогий дом» — общественное кладбище, где хоронили «странников и разный неизвестный горемычный люд». В XIX в. На месте его был уже «порядочный курган», как писал в своей книге «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественную историею» П. Ф. Симсон. К кургану ежегодно, храня древний обычай, в седьмой четверг по Пасхе спускалось из Троицкого собора городское духовенство и служило общую панихиду.
Занарское кладбище расположилось на супесчано-известково-каменистой почве в сосновом бору в полуверсте от города на северо-запад от центра. Из-за отсутствия на нем храма или часовни жителям занарской части Серпухова приходилось отпевать покойных в приходских храмах, а затем погребальные кортежи следовали до кладбища на подводах или пешком. Также большое неудобство испытывали родственники в дни поминовения усопших, не имея возможности совершать поминовения непосредственно на кладбище. В 1893 г. серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. В. Ф. Астапов принадлежал к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII в., известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 г. — владельцев кожевенных заводов в Занарье, был потомственным прихожанином и благотворителем Богоявленской церкви.
Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Р. И. Клейн родился в семье коммерсанта, где был пятым из семерых детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы. Клейн построил здесь более 60 зданий, выполненных в основном в духе неоклассики и разных исторических стилей с применением новых материалов и конструкций. Каждое здание носит печать творческой индивидуальности автора: Универсальный магазин Мюр-Мерилиз — ныне ЦУМ; Бородинский мост; Железопрокатный завод (ныне «Серп и Молот»). Главной постройкой архитектора стало здание Музея изящных искусств в Москве — ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Р. И. Клейн, академик Петербургской Академии Художеств, преподавал в Рижском политехническом институте и в Высшем техническом училище в Москве.
В Серпухове примечательны следующие постройки архитектора: среди жилых домов по проекту Клейна был возведен дом купчихи Мараевой, где сейчас разместился Серпуховский историко-художественный музей. Кроме того, в Серпуховском Высоцком монастыре в 1896 году на средства Н. Н. Коншина построена в византийском стиле церковь во имя Всех Святых с семейной усыпальницей.
Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».
9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».
Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIХ — начала XX века. Русский стиль — тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга — шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором — оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.
До 1929 года настоятелем Спасского храма был протоиерей Николай Алексеевич Боголепов. Он родился в 1869 году в Серпухове в семье священнослужителя. Жил с женой Александрой Михайловной и детьми: Марией, Антониной, Всеволодом и Зинаидой в доме, входящем в ансамбль Спасской церкви. В мае 1929 года отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. Через месяц, 5 июня ОГПУ был вынесен приговор группе священнослужителей, в числе которых значились настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Орлов) и протоиерей Николай Боголепов. В 1932 году отец Николай вернулся из заключения, но в Серпухове мог находиться только нелегально, т. к. ему было запрещено жить в Московской области. Позже в качестве зоны проживания батюшке был определен город Мценск Орловской губернии. Спустя несколько лет о. Николай тяжело заболел и скончался на руках у матушки, приехавшей его навестить. Сестра о. Николая Елена Алексеевна была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая сестра Ольга Алексеевна была репрессирована за веру и сослана в Казахстан.
В 1923 году в храме служил священник Сергий Крутяков.
Последним псаломщиком Спасского храма был Илья Никитич Пикин (1874-1938 гг.), скончавшийся от инфаркта вскоре после закрытия храма.
Протоиерей Николай Трофимович Ищенко (1887 г. р.) окончил Киевскую духовную семинарию, с 1929 года служил в Спасо-Занарской кладбищенской церкви. В феврале 1930 года был назначен благочинным г. Серпухова. 14 ноября 1930 года был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В конце 30-х годов XX века церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.
В 1999 году храм Спаса Нерукотворного начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.
За годы с момента возобновления богослужений были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Были расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.
Здесь вы можете увидеть интерьер храма.
Престольные праздники:
Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь — 29 августа.
Трех Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — 12 февраля.