храм в становом колодце орловской области
Храм в становом колодце орловской области
Согласно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян — Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.
Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского, вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.
Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.
До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.
В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.
Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами — в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов. »
Орловская митрополия
Покровский храм с. Становой Колодезь
Историческая справка
История открытия храма
Согласнно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян — Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.
Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского, вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.
Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.
До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.
В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.
Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами — в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов. »
В записи за 1889 год в церковной летописи сообщается о том, что было получено разрешение от Преосвященного Мисаила на постройку каменного храма и начата заготовка материала. А 20 августа того же года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. На богослужение собралось много народу. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку новой церкви.
После этого началась деятельная работа по возведению нового храма, которая прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.
К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, Епископ Орловский и Севский, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.
В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского, разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый — во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что просторный наш храм не мог вместить всех молящихся.
Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь. А в марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.
Храм в годы Советской власти
После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.
В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.
Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.
В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.
Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое.
Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.
Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.
В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.
Возрождение храма
Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма».
Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест. К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви.
В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.
Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям — это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.
Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.
Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.
В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан — жителей села и гостей.
В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.
Фото из архива Покровского храма, 2006 г.
При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.
подготовила Ноздрина Кристина, ученица МОУ «Становоколодезьская средняя общеобразовательная школа»
128. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Покровский храм
128. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
СЕЛА СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ
В настоящее время в селе Становой Колодезь проживают около 2500 человек, в 782 домах. В новом здании средней шко-лы обучаются более 250 школьников. Есть детский сад, в кото-ром числятся 60 мальчиков и девочек. Село электрифицирова-но, газифицировано, телефонизировано. Имеются: врачебная амбулатория, аптечный пункт, просторный сельский дом культу-ры, богатая библиотека, 4 магазина (3 – частные, 1 – райпов-ский), уютное кафе «Визит».
Село связано с Москвой, Орлом, Ливнами и Тамбовом хо-рошим шоссе. Есть железнодорожная станция Становой Коло-дезь, позволяющая местным жителям добираться на электрич-ках до г.Орла, а оттуда и до столицы. Останавливаются на стан-ции и некоторые скорые и пассажирские поезда, в частности «Курск-Москва». Трудоспособное население имеет возможность работать в структурном подразделении
«Становоколодезьское», входящем в агрофирму «Орловские просторы», в ООО «Миг», 000 «Зернопродукт», на машинно-технической станции ОАО «Пшени-ца», в крестьянском фермерском хозяйстве «Редькинское».
В центре села Становой Колодезь высится новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он восстановлен стара-ниями священнослужителя отца Владимира (Гусева), а также местных жителей и представителей малого и среднего бизнеса, в числе которых были и москвичи.
На восстановление храма, кроме становоколодезьцев, приходили и никому не известные люди. А теперь храм Покрова Пресвятой Богородицы – красавец. Старожилы села в один голос утверждают, что он много лучше прежнего. Правда, находятся и такие люди, которые говорят о том, что новый храм стал проиг-рывать старому по своей архитектуре и отходу от классических норм. Видимо, в дело вмешивается не столько борьба за воз-врат к старому, а за возможность каждой организации самой заниматься проектированием и возведением церквей, что даёт её представителям определённые выгоды.
На мой взгляд, дело, в конце концов, не в том, какой храм более величественен – старый или новый, а в том, чтобы воспи-тать достойное поколение. А это возможно в том случае, если в такой церкви будут служить достойные отцы, к которым станут стремиться местные жители.
А вот как описывали Покровский храм села Станового Ко-лодезя 100 лет назад. Эти данные мною взяты в Орловском об-ластном архиве.
«Село Становой Колодезь находится в расстоянии 21 вер-сты от г.Орла, от ближайшей железнодорожной станции – в 1 версте и от местного благочинного – в 8 верстах. Ближайшие к нему сёла: Хотетово Орловского уезда, Ново-Дмитровское- Теле-гино тожь – Мценского уезда, то и другое – в 6 верстах.
Покровская церковь сего села построена в 1895 году цер-ковным старостою оной, временным купцом из крестьян того же села Максимом Александровым Тинековым (он жертвовал деньги и на ремонт Христовоздвиженской церкви села Путимец), с помощью прихожан. Церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею и новою оградою. При ней две сторожки, новая – каменная и старая – деревянная.
Престолов в ней три: главный – средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и придельные: южный – во имя Святых жён мироносиц; и северный – во имя преподобного Максима Исповедника. Утварью церковь достаточна. Причт при сей церк-ви, по штату 1849 года, состоит из священника и двух псалом-щиков; в 1879 году со смертью диакона-псаломщика Бунина, место второго псаломщика упразднено; с 1891 года в составе причта – штатный диакон. Земли при церкви: усадебной – 3 де-сятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины.
Земля сия поступила в пользу причта от крестьян Покров-ского общества. Опись церковного имущества составлена в 1896 году; церковные расходно-приходные книги ведутся с 1895 года; копии метрических книг – 9, исповедальные ведомо-сти и первоначальная обыскная книга – с 1849 (?)г. Текущая обыскная книга – с 1891г.
Кроме богослужебных книг, в цер-ковной библиотеке села Становой Колодезь читаются «Церков-ные ведомости» и «Орловские епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. В приходе сего села имеется земская школа. В приходе с.Становой Колодезь состоят хутора: Казинов-ка, Леонтьевка, хутора Лупленых и хутора Герасимовских; всех дворов в них, вместе с сельскими, – 392, число душ мужск. пола – 1359, женск. пола – 1393. Вместе – 2752 души.
//Подпись: законоучитель Орловского Александровского реального училища священник Илия Ливанский. Слева документа написано: село Старые Дольцы Тульской губернии, Белёвского уезда. 22 июля 1799 года.
Сбоку написано: Орёл, 5 июня 1900г Ливанский. //.
131. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Старец ИЛИЙ
131. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
Уроженец деревни Редькино
Орловского района
Алексей Афанасьевич НОЗДРИН,
он же схиархимандрит ИЛИЙ –
Духовник Святейшего Патриарха Московского
и Всея Руси КИРИЛЛА
ДУХОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ. Старчество на Руси было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. В XIV столетии, когда Русь изнемогала под иноземным игом, родился духовный вождь своего народа – преподобный Сергий, игумен Радонежский. В его монастыре было положено начало нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.
Во время Смутного времени затворник Борисоглебского монастыря старец Иринарх благословил князя Дмитрия Пожар-ского идти освобождать Москву от поляков и литовцев. Во время реформ царя Петра I, имевших целью перестроить Русь на за-падный манер, погасить огонь старчества не дал пришедший с Афона Паисий Величковский. Старцы Почаевской лавры, Пско-во-Печерского монастыря и Глинской пустыни. И конечно, Опти-на – столетие духовного окормления всех слоёв Российского общества.
Иеросхимонаха Амвросия называют столпом оптин-ского духа. Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Сера-фим Звездинский… Наше время тоже дало целую плеяду «стари-ков»: Кирилл (Павлов), Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин), Зосима (Сокур). В их числе своё, особое место занимает схии-гумен Илий, являвшийся на протяжении 20 лет братским духов-ником Оптиной пустыни. Ныне он находится в Переделкино, яв-ляясь Духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. (Сведения из Интернета).
СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ. «Родился Батюшка на Орловской земле, в селе с очень красивым названием Становой Колодезь, в крестьянской семье. Отец – Афанасий Иванович Ноздрин, мама – Клавдия Васильевна. Село было зажиточным: в конце XIXв из 300 домов только 4 не имели печных труб и топились по-чёрному. Новая власть оставила на малой родине отца Илия свои кровавые отметины: одних только селян по фамилии Нозд-рин, уроженцев Станового Колодезя, было репрессировано 10 человек.
(По нашим данным, 8 – становоколодезьцев, а всего по области – 19 Ноздриных.-В.А.)
Среди них крестьяне, председатель колхоза, слесарь, сторож, монтёр связи, железнодорожник.
И инокиня Ноздрина Александра Михайловна, 1893 г.р., насельница Введенского женского монастыря в Орле, разо-гнанного в 1923г. Осенью 1937г монахиня была арестована в Становом Колодезе и осуждена на 10 лет ИТЛ с такой формули-ровкой: «Являлась участницей к-р (видимо: контрреволюционной.-В.А.) церковно-фашистской организации, имела связь с поль-ским костёлом в целях борьбы с Советской властью».
Судьба её не известна.
ЖЕЛЕЗНЫЕ САПОГИ. – «Дед Батюшкин по имени Иван, – рассказывает директор детского приюта «Рождественский» Анд-рей Завражнов, духовное чадо отца Илия, – категорически не хотел вступать в колхоз. Тогда ему было сказано: – «Не хочешь строить «счастливую жизнь», отправляйся со всей семьёй на ху-тор!». Он так и поступил, построил дом. Но и там семью достали – пришлось возвращаться и поселиться в Редькино».
(17.01.1969г данная деревня стала …улицей села Становой Коло-дезь. Таким образом Брежневская власть «боролась с неперспективным населённым пунктом». Всё, что чиновникам удалось сделать, – это ликви-дировать соседний посёлок Крюковку. Редькино же уцелело, но ценой потери своего имени, деревня стала улицей села Станового Колодезя… Об этом читайте мой очерк «ОбРЕТение Рубежа».-В.А.).
«Старшим из детей в семье Афанасия Ноздрина был брат Иван. Александр умер в годовалом возрасте. Алексей, будущий о.Илий, родился в 1932г. Потом на свет появились Сергей и Ан-на, скончавшаяся на операционном столе от порока сердца, лет 20 от роду. Брат Иван умер в Клыково в 2004г, Сергей скончал-ся в 2008.
Дед Батюшки отрицательно относился к мероприяти-ям новой власти. Особенно это касалось «сплошной коллективи-зации». В знак протеста, что людей насильно отрывают от своего уклада, дед Иван сварил себе железные сапоги и в них ходил по деревне. Мог прямо сказать: «Я самому Сталину за правду голо-ву оторву!». И ему – ничего не было. Иван Ноздрин являлся ста-ростой Покровской церкви в Становом Колодезе.
Вместе с настоятелем ходили по дворам – просили деньги на храм. Когда в бедной семье, не дай Бог, священник пытался что-то получить, дед Иван очень строго говорил: – «Ты должен им дать, а не они – тебе!». За справедливость – горой стоял. И Иван Афанасьевич, брат Батюшки, таким же правдолюбцем вырос, весь в деда, – заключает Андрей Викторович. – Умер дед Иван в 1942г. Он не смирился с новыми порядками и работал частни-ком: лудил, паял – чинил кастрюли и прочую кухонную утварь».
ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ. «Отец Батюшки в первый год войны ушёл на фронт. Призывался Орловским РВК. После тяжёлого ра-нения рядовой Афанасий Ноздрин скончался во Владикавказ-ском госпитале в 1942. (По данным МО – 16.12.1941г). Алексей рос очень религиозным. Была в нём некая Божья отметина. Ре-бята постарше смеялись: «Вот Алёшка Божественный пришёл». Крестили его не дома, а в д.Лукино, что в нескольких верстах от Станового Колодезя, в деревянной церкви. В 2000-х здесь, в Лу-кино, по благословению схиигумена Илия будет поставлен тоже деревянный храм – во имя Преображения Господня».
//Эти данные имеются в Интернете. Лукино есть в Богодуховском сельском поселении Свердловского района. Но населённый пункт далеко от Редькино. И откуда в деревне Лукино – церковь?! Скорее всего, крести-ли в соседнем селе Луплено: именно здесь заканчивается возведение деревянного храма. Сейчас это село Калинино.-В.А.//
– «Его Лёшей звали, – вспоминала Александра Падурова. – У меня брат был с 30 года, бывало, смотрит в окно и говорит: «Лёшка молиться бежит». В летнее время ходил тот босиком, а ботиночки наперевес носил. Сядет на краешке, обуется и только тогда идёт молиться. Его так и звали: «Алексий, Божiй человек».
В 1947, или 1948г о.Илий с братом Иваном поехали на за-работок, подрядились за хлеб. А время было голодное, из мёрз-лой картошки оладьи делали. Возвращались из Брянска. На во-кзале в Орле, где они ночевали, братьев обокрали. Дома Ба-тюшка со слезами молился перед Казанской иконой Богороди-цы. Потом вышел из хаты и направился в сторону железнодо-рожного полотна, проходящего за огородами.
Шёл, ни о чём не думая. И вдруг увидел чистый рушник, лежавший на земле, а на нём… пшеничный каравай. Горячий! Потом вся семья вкушала этот необыкновенный хлеб».
– «Это Матерь Божия послала в утешение!» – говорил Ба-тюшка духовным чадам.
«В мае 2007г в Богородично-Рождественской девичьей пустыни (с.Барятино Калужской обл.) сгорел сестричий корпус. Игуменья Феофила (Лепешинская) съездила в Оптину, к схиигу-мену Илию. Выслушав её рассказ о пожаре, отец сказал: «Золото очищается огнём». И вспомнил, как в детстве спалил родитель-ский дом.
Зимой, в декабре, читал он с братом (книгу) на печке при керосиновой лампе. Отроки не заметили, как загорелся по-толок. Бог не оставил – построили новый дом. …Перед прощани-ем отец Илий попросил матушку Феофилу подождать немного. И вскоре принёс, ничего не объясняя, 210 тыс. руб. – на стройку».
ПЛАНШЕТ ДЛЯ РОКОССОВСКОГО.
Рассказывает Андрей Завражнов:
– «Батюшка молился вне дома, как вдруг мимо на мото-цикле проехали пьяные немцы и потеряли планшет. В нём ока-залась карта укрепрайона на Курской дуге. 11-летний мальчик показал карту взрослым, а те переправили её нашим – фронт был недалеко. Утром фашисты стали прочёсывать окрестности».
– Когда они вошли в хату, – говорил о.Илий, – то на мне волосы, как шапка на воре, горели. Было ощущение, что немцы знают, кто именно подобрал этот планшет.
«Известно, что командующий Центральным фронтом мар-шал К.К. Рокоссовский, пользуясь информацией из 4-х незави-симых источников, нанёс 05.07.1943г по позициям Вермахта мощный упреждающий удар».
«Насколько мы можем судить, одним из 4 источников ин-формации и был планшет, подобранный Алексеем Ноздриным».
«ОТСТУПНИЧЕСТВО». «Обучался будущий насельник Печор, Афона и Оптины в Серпухове, образование получил техническое – в стенах Машиностроительного техникума – одного из самых первых учебных заведений города. Отец Илий с 1955 по 1958 годы учился в Серпуховском механическом техникуме. Кроме техникума, была в жизни Батюшки и служба в армии».
ОТЕЦ ИОАНН КАМЫШИН. – «После техникума, – рассказы-вает отец Илий, – я по распределению попал на работу в г. Ка-мышин Волгоградской области. Единственный храм – святителя Николая. В нём настоятелем был протоиерей Николай Потапов, отсидевший Сталинские лагеря, десять лет. Служил там и прозор-ливый батюшка – мой первый духовник о.Иоанн Букоткин.
Фронтовик. Гвардеец. Кавалер ордена Славы III степени. Воевал на Третьем Белорусском фронте и в Восточной Пруссии, был тяжело ранен в ногу и плечо. Ещё в Астрахани прихожане однажды увидели, как он во время литургии в храме поднялся на воздух и завис над полом. Все были поражены этим чудом».
СОТРУДНИК ВЛАДЫКИ НИКОДИМА. «Своё духовное обра-зование отец Илий закончил в Северной столице: туда его пере-вели из Саратова – после закрытия Хрущёвым 5 семинарий, в т.ч. и Саратовской. И в Санкт-Петербурге принял Илий иноческий чин. Имя было ему дано – Илиан, что означает «Солнечный». Был и ещё один постриг – в великую схиму, и новое имя – Илий, т.е. «Солнце». Благословил о.Илия на иночество его первый духовник – о.Иоанн Букоткин. Постриг совершил митрополит Никодим, он же рукополагал Батюшку в дьяконы и священники».
– «Очень многое сделал владыка Никодим в те времена, – отзывается о нём о.Илий, – когда власть душила Церковь. Из-вестно, что Н.С.Хрущёв обещал показать «последнего попа». С 1959г началось закрытие приходов и монастырей. Только в РСФСР перестали действовать 10 тысяч церквей. Начались аре-сты активистов.
Митрополит Никодим удерживал ситуацию на своих плечах… – ценой трёх инфарктов. Своему сотруднику вла-дыка Никодим говаривал: «Мы с тобой родственники: ты – Нозд-рин, а я – Ротов». //Обыгрываются слова «ноздри» и «рот».-В.А.//.
Справа виден родительский дом старца Илия (А.А. Ноздри-на). На обочине трассы Орёл-Тамбов стоит мой одноклассник, в то время Глава Станово-Колодезьского сельского поселения, Ва-силий Васильевич Пресняков.
Внизу, страница 263, – бывшее правление колхоза «Власть Советов». Сейчас здесь магазин. Находится он между 17 и 18 км дороги Орёл-Тамбов. Сзади строения, метрах в 250-300, распо-лагается заболоченный исток ручья под именем Становой.
Как полагают местные жители, именно этот ручей-колодезь и стал родоначальником села Становой Колодезь-Бутырки тожь.
Видимо, Бутырками, то есть на отшибе, Становой Колодезь стал для жителей села Большая Куликовка, откуда переселилась часть большекуликовцев.
*
Западная часть ручья Становой была заселена в древности, так как именно здесь есть Селище, неук-реплённая территория. А коль есть Селище, то должно быть и Городище, то есть город.
Ещё на одном фото (2-е снизу, стр. 263), жители деревни Редькино – Василий Александрович Бакин (слева), Андрей Сер-геевич Ноздрин (племянник батюшки Илия) и Василий Василье-вич Пресняков (справа). Фото – В.И. Агошков
*
В ПЕЧОРАХ. «10 лет жизни схиигумена Илия связаны с Псково-Печерским монастырём. Насельником его Батюшка стал при архимандрите Алипии (Воронове), который управлял Печо-рами с 1959 по 1975 годы. Тогда в монастыре большую часть братии составляли участники войны. Именно они отстояли оби-тель и одержали духовную победу!»
– «В Печорах я пробыл 10 лет, – говорит о.Илий. – Мона-стырь никогда не закрывался. В тот период к нам хлынул боль-шой поток людей… Вот что такое Бог и сила молитвы! «Небо близко – просить не умеем!» – утверждал Амвросий Оптинский».
«Мне запомнилась одна экскурсия в …пещеры, которую провёл иеромонах Илиан (Ноздрин) в 1968 году, пишет в своей книге «Будьте совершенны» архимандрит Тихон (Секретарёв). Мы шли со свечами, пели «Святый Боже … прикладывались к мощам Преподобных.
Всё это было совершено молитвенно, благоговейно».
«…Несколько слов о маме о.Илия. Батюшка постриг её в монашество с прежним именем Клавдия. После гибели мужа она так и не вышла второй раз замуж, занимаясь детьми и хо-зяйством. На могильном кресте в Становом Колодезе Батюшка написал проникновенные слова из Апостолов: «Спи, дорогая…»
//Из Интернета, с нашей редакцией и дополнениями.-В.А.//.