храм в становом колодце орловской области

Храм в становом колодце орловской области

храм в становом колодце орловской области. Смотреть фото храм в становом колодце орловской области. Смотреть картинку храм в становом колодце орловской области. Картинка про храм в становом колодце орловской области. Фото храм в становом колодце орловской области

Согласно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян — Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.

Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского, вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.

Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.

До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.

В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.

Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами — в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов. »

Источник

Орловская митрополия

Покровский храм с. Становой Колодезь

храм в становом колодце орловской области. Смотреть фото храм в становом колодце орловской области. Смотреть картинку храм в становом колодце орловской области. Картинка про храм в становом колодце орловской области. Фото храм в становом колодце орловской области

Историческая справка

История открытия храма

Согласнно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян — Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.

Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского, вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.

Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.

До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.

В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.

Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами — в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов. »

В записи за 1889 год в церковной летописи сообщается о том, что было получено разрешение от Преосвященного Мисаила на постройку каменного храма и начата заготовка материала. А 20 августа того же года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. На богослужение собралось много народу. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку новой церкви.

После этого началась деятельная работа по возведению нового храма, которая прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.

К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, Епископ Орловский и Севский, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.

В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского, разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый — во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что просторный наш храм не мог вместить всех молящихся.

Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь. А в марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.

Храм в годы Советской власти

храм в становом колодце орловской области. Смотреть фото храм в становом колодце орловской области. Смотреть картинку храм в становом колодце орловской области. Картинка про храм в становом колодце орловской области. Фото храм в становом колодце орловской области

После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.

В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.

Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.

В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.

Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое.

Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.

Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.

В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.

Возрождение храма

храм в становом колодце орловской области. Смотреть фото храм в становом колодце орловской области. Смотреть картинку храм в становом колодце орловской области. Картинка про храм в становом колодце орловской области. Фото храм в становом колодце орловской области

Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма».

Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест. К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви.

В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.

Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям — это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.

Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.

Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.

В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан — жителей села и гостей.

В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.

храм в становом колодце орловской области. Смотреть фото храм в становом колодце орловской области. Смотреть картинку храм в становом колодце орловской области. Картинка про храм в становом колодце орловской области. Фото храм в становом колодце орловской области
Фото из архива Покровского храма, 2006 г.

При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.

подготовила Ноздрина Кристина, ученица МОУ «Становоколодезьская средняя общеобразовательная школа»

Источник

128. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Покровский храм

128. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

СЕЛА СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ

В настоящее время в селе Становой Колодезь проживают около 2500 человек, в 782 домах. В новом здании средней шко-лы обучаются более 250 школьников. Есть детский сад, в кото-ром числятся 60 мальчиков и девочек. Село электрифицирова-но, газифицировано, телефонизировано. Имеются: врачебная амбулатория, аптечный пункт, просторный сельский дом культу-ры, богатая библиотека, 4 магазина (3 – частные, 1 – райпов-ский), уютное кафе «Визит».

Село связано с Москвой, Орлом, Ливнами и Тамбовом хо-рошим шоссе. Есть железнодорожная станция Становой Коло-дезь, позволяющая местным жителям добираться на электрич-ках до г.Орла, а оттуда и до столицы. Останавливаются на стан-ции и некоторые скорые и пассажирские поезда, в частности «Курск-Москва». Трудоспособное население имеет возможность работать в структурном подразделении

«Становоколодезьское», входящем в агрофирму «Орловские просторы», в ООО «Миг», 000 «Зернопродукт», на машинно-технической станции ОАО «Пшени-ца», в крестьянском фермерском хозяйстве «Редькинское».
В центре села Становой Колодезь высится новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он восстановлен стара-ниями священнослужителя отца Владимира (Гусева), а также местных жителей и представителей малого и среднего бизнеса, в числе которых были и москвичи.

На восстановление храма, кроме становоколодезьцев, приходили и никому не известные люди. А теперь храм Покрова Пресвятой Богородицы – красавец. Старожилы села в один голос утверждают, что он много лучше прежнего. Правда, находятся и такие люди, которые говорят о том, что новый храм стал проиг-рывать старому по своей архитектуре и отходу от классических норм. Видимо, в дело вмешивается не столько борьба за воз-врат к старому, а за возможность каждой организации самой заниматься проектированием и возведением церквей, что даёт её представителям определённые выгоды.
На мой взгляд, дело, в конце концов, не в том, какой храм более величественен – старый или новый, а в том, чтобы воспи-тать достойное поколение. А это возможно в том случае, если в такой церкви будут служить достойные отцы, к которым станут стремиться местные жители.

А вот как описывали Покровский храм села Станового Ко-лодезя 100 лет назад. Эти данные мною взяты в Орловском об-ластном архиве.
«Село Становой Колодезь находится в расстоянии 21 вер-сты от г.Орла, от ближайшей железнодорожной станции – в 1 версте и от местного благочинного – в 8 верстах. Ближайшие к нему сёла: Хотетово Орловского уезда, Ново-Дмитровское- Теле-гино тожь – Мценского уезда, то и другое – в 6 верстах.

Покровская церковь сего села построена в 1895 году цер-ковным старостою оной, временным купцом из крестьян того же села Максимом Александровым Тинековым (он жертвовал деньги и на ремонт Христовоздвиженской церкви села Путимец), с помощью прихожан. Церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею и новою оградою. При ней две сторожки, новая – каменная и старая – деревянная.

Престолов в ней три: главный – средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и придельные: южный – во имя Святых жён мироносиц; и северный – во имя преподобного Максима Исповедника. Утварью церковь достаточна. Причт при сей церк-ви, по штату 1849 года, состоит из священника и двух псалом-щиков; в 1879 году со смертью диакона-псаломщика Бунина, место второго псаломщика упразднено; с 1891 года в составе причта – штатный диакон. Земли при церкви: усадебной – 3 де-сятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины.

Земля сия поступила в пользу причта от крестьян Покров-ского общества. Опись церковного имущества составлена в 1896 году; церковные расходно-приходные книги ведутся с 1895 года; копии метрических книг – 9, исповедальные ведомо-сти и первоначальная обыскная книга – с 1849 (?)г. Текущая обыскная книга – с 1891г.

Кроме богослужебных книг, в цер-ковной библиотеке села Становой Колодезь читаются «Церков-ные ведомости» и «Орловские епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. В приходе сего села имеется земская школа. В приходе с.Становой Колодезь состоят хутора: Казинов-ка, Леонтьевка, хутора Лупленых и хутора Герасимовских; всех дворов в них, вместе с сельскими, – 392, число душ мужск. пола – 1359, женск. пола – 1393. Вместе – 2752 души.

//Подпись: законоучитель Орловского Александровского реального училища священник Илия Ливанский. Слева документа написано: село Старые Дольцы Тульской губернии, Белёвского уезда. 22 июля 1799 года.
Сбоку написано: Орёл, 5 июня 1900г Ливанский. //.

Источник

131. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Старец ИЛИЙ

131. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

Уроженец деревни Редькино
Орловского района
Алексей Афанасьевич НОЗДРИН,
он же схиархимандрит ИЛИЙ –
Духовник Святейшего Патриарха Московского
и Всея Руси КИРИЛЛА

ДУХОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ. Старчество на Руси было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. В XIV столетии, когда Русь изнемогала под иноземным игом, родился духовный вождь своего народа – преподобный Сергий, игумен Радонежский. В его монастыре было положено начало нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.

Во время Смутного времени затворник Борисоглебского монастыря старец Иринарх благословил князя Дмитрия Пожар-ского идти освобождать Москву от поляков и литовцев. Во время реформ царя Петра I, имевших целью перестроить Русь на за-падный манер, погасить огонь старчества не дал пришедший с Афона Паисий Величковский. Старцы Почаевской лавры, Пско-во-Печерского монастыря и Глинской пустыни. И конечно, Опти-на – столетие духовного окормления всех слоёв Российского общества.

Иеросхимонаха Амвросия называют столпом оптин-ского духа. Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Сера-фим Звездинский… Наше время тоже дало целую плеяду «стари-ков»: Кирилл (Павлов), Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин), Зосима (Сокур). В их числе своё, особое место занимает схии-гумен Илий, являвшийся на протяжении 20 лет братским духов-ником Оптиной пустыни. Ныне он находится в Переделкино, яв-ляясь Духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. (Сведения из Интернета).

СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ. «Родился Батюшка на Орловской земле, в селе с очень красивым названием Становой Колодезь, в крестьянской семье. Отец – Афанасий Иванович Ноздрин, мама – Клавдия Васильевна. Село было зажиточным: в конце XIXв из 300 домов только 4 не имели печных труб и топились по-чёрному. Новая власть оставила на малой родине отца Илия свои кровавые отметины: одних только селян по фамилии Нозд-рин, уроженцев Станового Колодезя, было репрессировано 10 человек.

(По нашим данным, 8 – становоколодезьцев, а всего по области – 19 Ноздриных.-В.А.)

Среди них крестьяне, председатель колхоза, слесарь, сторож, монтёр связи, железнодорожник.
И инокиня Ноздрина Александра Михайловна, 1893 г.р., насельница Введенского женского монастыря в Орле, разо-гнанного в 1923г. Осенью 1937г монахиня была арестована в Становом Колодезе и осуждена на 10 лет ИТЛ с такой формули-ровкой: «Являлась участницей к-р (видимо: контрреволюционной.-В.А.) церковно-фашистской организации, имела связь с поль-ским костёлом в целях борьбы с Советской властью».
Судьба её не известна.

ЖЕЛЕЗНЫЕ САПОГИ. – «Дед Батюшкин по имени Иван, – рассказывает директор детского приюта «Рождественский» Анд-рей Завражнов, духовное чадо отца Илия, – категорически не хотел вступать в колхоз. Тогда ему было сказано: – «Не хочешь строить «счастливую жизнь», отправляйся со всей семьёй на ху-тор!». Он так и поступил, построил дом. Но и там семью достали – пришлось возвращаться и поселиться в Редькино».

(17.01.1969г данная деревня стала …улицей села Становой Коло-дезь. Таким образом Брежневская власть «боролась с неперспективным населённым пунктом». Всё, что чиновникам удалось сделать, – это ликви-дировать соседний посёлок Крюковку. Редькино же уцелело, но ценой потери своего имени, деревня стала улицей села Станового Колодезя… Об этом читайте мой очерк «ОбРЕТение Рубежа».-В.А.).

«Старшим из детей в семье Афанасия Ноздрина был брат Иван. Александр умер в годовалом возрасте. Алексей, будущий о.Илий, родился в 1932г. Потом на свет появились Сергей и Ан-на, скончавшаяся на операционном столе от порока сердца, лет 20 от роду. Брат Иван умер в Клыково в 2004г, Сергей скончал-ся в 2008.

Дед Батюшки отрицательно относился к мероприяти-ям новой власти. Особенно это касалось «сплошной коллективи-зации». В знак протеста, что людей насильно отрывают от своего уклада, дед Иван сварил себе железные сапоги и в них ходил по деревне. Мог прямо сказать: «Я самому Сталину за правду голо-ву оторву!». И ему – ничего не было. Иван Ноздрин являлся ста-ростой Покровской церкви в Становом Колодезе.

Вместе с настоятелем ходили по дворам – просили деньги на храм. Когда в бедной семье, не дай Бог, священник пытался что-то получить, дед Иван очень строго говорил: – «Ты должен им дать, а не они – тебе!». За справедливость – горой стоял. И Иван Афанасьевич, брат Батюшки, таким же правдолюбцем вырос, весь в деда, – заключает Андрей Викторович. – Умер дед Иван в 1942г. Он не смирился с новыми порядками и работал частни-ком: лудил, паял – чинил кастрюли и прочую кухонную утварь».

ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ. «Отец Батюшки в первый год войны ушёл на фронт. Призывался Орловским РВК. После тяжёлого ра-нения рядовой Афанасий Ноздрин скончался во Владикавказ-ском госпитале в 1942. (По данным МО – 16.12.1941г). Алексей рос очень религиозным. Была в нём некая Божья отметина. Ре-бята постарше смеялись: «Вот Алёшка Божественный пришёл». Крестили его не дома, а в д.Лукино, что в нескольких верстах от Станового Колодезя, в деревянной церкви. В 2000-х здесь, в Лу-кино, по благословению схиигумена Илия будет поставлен тоже деревянный храм – во имя Преображения Господня».

//Эти данные имеются в Интернете. Лукино есть в Богодуховском сельском поселении Свердловского района. Но населённый пункт далеко от Редькино. И откуда в деревне Лукино – церковь?! Скорее всего, крести-ли в соседнем селе Луплено: именно здесь заканчивается возведение деревянного храма. Сейчас это село Калинино.-В.А.//

– «Его Лёшей звали, – вспоминала Александра Падурова. – У меня брат был с 30 года, бывало, смотрит в окно и говорит: «Лёшка молиться бежит». В летнее время ходил тот босиком, а ботиночки наперевес носил. Сядет на краешке, обуется и только тогда идёт молиться. Его так и звали: «Алексий, Божiй человек».

В 1947, или 1948г о.Илий с братом Иваном поехали на за-работок, подрядились за хлеб. А время было голодное, из мёрз-лой картошки оладьи делали. Возвращались из Брянска. На во-кзале в Орле, где они ночевали, братьев обокрали. Дома Ба-тюшка со слезами молился перед Казанской иконой Богороди-цы. Потом вышел из хаты и направился в сторону железнодо-рожного полотна, проходящего за огородами.

Шёл, ни о чём не думая. И вдруг увидел чистый рушник, лежавший на земле, а на нём… пшеничный каравай. Горячий! Потом вся семья вкушала этот необыкновенный хлеб».
– «Это Матерь Божия послала в утешение!» – говорил Ба-тюшка духовным чадам.

«В мае 2007г в Богородично-Рождественской девичьей пустыни (с.Барятино Калужской обл.) сгорел сестричий корпус. Игуменья Феофила (Лепешинская) съездила в Оптину, к схиигу-мену Илию. Выслушав её рассказ о пожаре, отец сказал: «Золото очищается огнём». И вспомнил, как в детстве спалил родитель-ский дом.

Зимой, в декабре, читал он с братом (книгу) на печке при керосиновой лампе. Отроки не заметили, как загорелся по-толок. Бог не оставил – построили новый дом. …Перед прощани-ем отец Илий попросил матушку Феофилу подождать немного. И вскоре принёс, ничего не объясняя, 210 тыс. руб. – на стройку».

ПЛАНШЕТ ДЛЯ РОКОССОВСКОГО.
Рассказывает Андрей Завражнов:
– «Батюшка молился вне дома, как вдруг мимо на мото-цикле проехали пьяные немцы и потеряли планшет. В нём ока-залась карта укрепрайона на Курской дуге. 11-летний мальчик показал карту взрослым, а те переправили её нашим – фронт был недалеко. Утром фашисты стали прочёсывать окрестности».

– Когда они вошли в хату, – говорил о.Илий, – то на мне волосы, как шапка на воре, горели. Было ощущение, что немцы знают, кто именно подобрал этот планшет.
«Известно, что командующий Центральным фронтом мар-шал К.К. Рокоссовский, пользуясь информацией из 4-х незави-симых источников, нанёс 05.07.1943г по позициям Вермахта мощный упреждающий удар».
«Насколько мы можем судить, одним из 4 источников ин-формации и был планшет, подобранный Алексеем Ноздриным».

«ОТСТУПНИЧЕСТВО». «Обучался будущий насельник Печор, Афона и Оптины в Серпухове, образование получил техническое – в стенах Машиностроительного техникума – одного из самых первых учебных заведений города. Отец Илий с 1955 по 1958 годы учился в Серпуховском механическом техникуме. Кроме техникума, была в жизни Батюшки и служба в армии».

ОТЕЦ ИОАНН КАМЫШИН. – «После техникума, – рассказы-вает отец Илий, – я по распределению попал на работу в г. Ка-мышин Волгоградской области. Единственный храм – святителя Николая. В нём настоятелем был протоиерей Николай Потапов, отсидевший Сталинские лагеря, десять лет. Служил там и прозор-ливый батюшка – мой первый духовник о.Иоанн Букоткин.

Фронтовик. Гвардеец. Кавалер ордена Славы III степени. Воевал на Третьем Белорусском фронте и в Восточной Пруссии, был тяжело ранен в ногу и плечо. Ещё в Астрахани прихожане однажды увидели, как он во время литургии в храме поднялся на воздух и завис над полом. Все были поражены этим чудом».

СОТРУДНИК ВЛАДЫКИ НИКОДИМА. «Своё духовное обра-зование отец Илий закончил в Северной столице: туда его пере-вели из Саратова – после закрытия Хрущёвым 5 семинарий, в т.ч. и Саратовской. И в Санкт-Петербурге принял Илий иноческий чин. Имя было ему дано – Илиан, что означает «Солнечный». Был и ещё один постриг – в великую схиму, и новое имя – Илий, т.е. «Солнце». Благословил о.Илия на иночество его первый духовник – о.Иоанн Букоткин. Постриг совершил митрополит Никодим, он же рукополагал Батюшку в дьяконы и священники».

– «Очень многое сделал владыка Никодим в те времена, – отзывается о нём о.Илий, – когда власть душила Церковь. Из-вестно, что Н.С.Хрущёв обещал показать «последнего попа». С 1959г началось закрытие приходов и монастырей. Только в РСФСР перестали действовать 10 тысяч церквей. Начались аре-сты активистов.

Митрополит Никодим удерживал ситуацию на своих плечах… – ценой трёх инфарктов. Своему сотруднику вла-дыка Никодим говаривал: «Мы с тобой родственники: ты – Нозд-рин, а я – Ротов». //Обыгрываются слова «ноздри» и «рот».-В.А.//.

Справа виден родительский дом старца Илия (А.А. Ноздри-на). На обочине трассы Орёл-Тамбов стоит мой одноклассник, в то время Глава Станово-Колодезьского сельского поселения, Ва-силий Васильевич Пресняков.

Внизу, страница 263, – бывшее правление колхоза «Власть Советов». Сейчас здесь магазин. Находится он между 17 и 18 км дороги Орёл-Тамбов. Сзади строения, метрах в 250-300, распо-лагается заболоченный исток ручья под именем Становой.

Как полагают местные жители, именно этот ручей-колодезь и стал родоначальником села Становой Колодезь-Бутырки тожь.
Видимо, Бутырками, то есть на отшибе, Становой Колодезь стал для жителей села Большая Куликовка, откуда переселилась часть большекуликовцев.
*
Западная часть ручья Становой была заселена в древности, так как именно здесь есть Селище, неук-реплённая территория. А коль есть Селище, то должно быть и Городище, то есть город.

Ещё на одном фото (2-е снизу, стр. 263), жители деревни Редькино – Василий Александрович Бакин (слева), Андрей Сер-геевич Ноздрин (племянник батюшки Илия) и Василий Василье-вич Пресняков (справа). Фото – В.И. Агошков

*
В ПЕЧОРАХ. «10 лет жизни схиигумена Илия связаны с Псково-Печерским монастырём. Насельником его Батюшка стал при архимандрите Алипии (Воронове), который управлял Печо-рами с 1959 по 1975 годы. Тогда в монастыре большую часть братии составляли участники войны. Именно они отстояли оби-тель и одержали духовную победу!»

– «В Печорах я пробыл 10 лет, – говорит о.Илий. – Мона-стырь никогда не закрывался. В тот период к нам хлынул боль-шой поток людей… Вот что такое Бог и сила молитвы! «Небо близко – просить не умеем!» – утверждал Амвросий Оптинский».

«Мне запомнилась одна экскурсия в …пещеры, которую провёл иеромонах Илиан (Ноздрин) в 1968 году, пишет в своей книге «Будьте совершенны» архимандрит Тихон (Секретарёв). Мы шли со свечами, пели «Святый Боже … прикладывались к мощам Преподобных.
Всё это было совершено молитвенно, благоговейно».

«…Несколько слов о маме о.Илия. Батюшка постриг её в монашество с прежним именем Клавдия. После гибели мужа она так и не вышла второй раз замуж, занимаясь детьми и хо-зяйством. На могильном кресте в Становом Колодезе Батюшка написал проникновенные слова из Апостолов: «Спи, дорогая…»

//Из Интернета, с нашей редакцией и дополнениями.-В.А.//.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *