храм в стиле классицизма рисунок
Архитектура классицизма XVIII века
Во второй половине XVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм XVII и XVIII в.
Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.
Классицизм 18 в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.
В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760–1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров. Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир. Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.
Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением. Эти качества отличают дворец в парке Вёрлица, входившего во владения князей Ангальт-Дессау в Германии.
С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности. англичане.
Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.
В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.
Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция
Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.
Стиль ампир
Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой – ампир стал стилем Империи наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. Стиль родился в наполеоновской Франции, победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.
Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.
Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге). По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.
В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди). Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.
Стрелка Васильевского острова (Санкт-Петербург, Россия)
Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.
Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США
Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.
Особенности классицизма в архитектуре здания
Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.
В своей основе имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке. Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции. Благодаря этому классицизм оказался на пике своей популярности с 18 по 19 века. Архитектуру этого (позднего) периода на Западе называют neoclassicism, а иногда ампир.
Шедевры классицизма в архитектуре
Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены
Палладианский стиль или палладианство в архитектуре
Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.
Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:
Классицизм в архитектуре Англии
Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.
Ранний период палладианства в Англии
Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.
Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон
Георгианский классический стиль в архитектуре
Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.
Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.
Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London
Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:
Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.
Регентство (Regency)
Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.
Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton
Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.
)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.
Ампир и Французкий классицизм
Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.
Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж
Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.
Триумфальная арка в Париже.
Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Соответствия:
Смотрите видео по теме:
Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер
Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «биредмайер». Рапространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.
Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» — дало описание этому образцу позднего классического стиля.
Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.
Классический стиль в архитектуре. Дом Flora-Stoeckl в стиле бидермайер, Баден, Австрия
Федеральный стиль
Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.
Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте. Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.
На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.
Классицизм в архитектуре России
Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.
Русский классицизм в архитектуре сменил «елизаветинского барокко» и «петровского рококо», приняв в себя элементы этих стилей. Это стало отличительной чертой и особенностью классического архитектурного направления в России.
Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века
К раннему русскому классицизму относят архитекторов
Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.
Зрелый классицизм в архитектуре России
После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.
Архитекторы зрелой поры классицизма:
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).
Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.
Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.
Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять, или положите в закладки.
Оцените статью, выбрав нужное число звёзд ниже.
Пишите комментарии или задавайте вопросы.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Как отличить классицизм в архитектуре: 7 главных принципов
Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.
Эксперт в этой статье: архитектор Сергей Никешкин, бюро «Крупный план»
Что такое классицизм в архитектуре
Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.
Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.
Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.
Особенности классицизма в архитектуре
Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.
Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.
Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.
Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.
Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.
Монументальность. Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.
Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.
Сергей Никешкин:
— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.
Примеры классицизма в архитектуре
Сергей Никешкин:
— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.
Классицизм в России
В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.
Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.
Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.
Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.
Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.
Сергей Никешкин:
— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.
В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.
Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.
Классицизм в Европе
Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.
Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.
Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.
Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.
В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.
Сергей Никешкин:
— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.
Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.
Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.
Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.