храм в столбцах рязанская обл

Усадьбы Столпцы и Коленцы в Старожиловском районе Рязанской области

Во время февральских праздников мы совершили очередное путешествие по полуразрушенным усадьбам Рязанской области. На этот раз мы выбрали Старожиловский район. Первыми на нашем пути были усадьбы Столпцы и Коленцы. Хоть кроме храмов и руин в этих местах мало что осталось, различные путешественники хвалили их за удивительную фотогеничность, особенно церковь в Коленцах. Только на месте мы поняли почему.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Церковь в Коленцах

Оба населенных пункта были когда-то частью большой промышленной империи по производству иголок, единственной в России времен Петра Великого. До этого иглы ввозились в нашу страну из-за границы. Многочисленные войны вынудили царя развивать отечественное железоделательное производство. В Рязанской губернии вскоре были обнаружены залежи железной руды, и в местечке Истье был открыт чугуноплавильный завод. Его учредителями являлась семья Рюминых, отец с сыновьями, и купец Сидор Томилин, который также приходился им родственником. Эти же собственники открыли в 1717 г. игольную фабрику в Коленцах, а позже и в Столпцах. На импортные товары Петр Первый ввел довольно ощутимую пошлину, поэтому дело у смекалистых предпринимателей пошло в гору. Для работы на фабриках Рюмины скупали крестьян в различных губерниях. Игольная фабрика в Коленцах в начале XVIII века состояла из нескольких строений, в основном все они были каменные. У предприятия была своя конюшня и скотный двор. После смерти отца семейства Рюминых его сыновья стали делить наследство. Только один Яков Рюмин искренне интересовался фабричным производством, остальные же братья хотели просто получить свою долю. В итоге судебные тяжбы затянулись, в казну перестали платиться налоги, и когда решение о разделе имущество было принято – братья оказались еще и должны государству. Для выплаты долга пришлось несколько лет сдавать фабрику в аренду. Затем предприятие переходит в собственность детей Панкрата Рюмина Николая и Ивана, а после их отчиму князю Григорию Патрикеевичу Кильдишеву. В это время в Коленцах был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который даже сейчас в заброшенном состоянии восхищает своей изящной формой.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В Коленцах был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Немного позже была построена Преображенская церковь в Столпцах. В 1773 г. предприятие переходит в собственность генерала П.К. Хлебникова. Его сын Николай модернизировал производство в Коленцах и пригласил для обустройства своих имений в Рязанской губернии известного столичного архитектора В. П. Стасова. Именно он построил главное фабричное здание в Коленцах и еще целый ряд хозяйственных и жилых зданий у Хлебниковых. К сожалению, до наших дней мало что сохранилось.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В Коленцах и еще целый ряд хозяйственных и жилых зданий у Хлебниковых

Игольная фабрика досталась в приданое дочери П.К. Хлебникова – Анне, которая вышла замуж за Дмитрия Марковича Полторацкого. Он завез в Коленцы импортное оборудование, во многом заменившее ручной труд. Однако его сын Сергей не смог поддержать процветающее производство, был азартный игрок и постоянно нуждался в деньгах. В итоге он продал свои имения и уехал за границу. Постепенно фабрика пришла в упадок и в начале XX века ее закрыли. Игольное производство в Столпцах закрылось еще раньше. Таким образом, мы видим, что три населенные пункта, Истье, Столпцы и Коленцы, были составными частями одного обширного производства и принадлежали одним и тем же владельцам. В Истье мы уже были пару лет назад, поэтому сразу же поехали в Столпцы. Районные дороги Рязанской области – это отдельная тема, местами их просто нет.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Районные дороги Рязанской области

При въезде в Столпцы нас встретила стела, которая сообщает нам, что в советское время здесь находился колхоз «Россия».

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В советское время здесь находился колхоз «Россия»

В центре села старый храм, который уже не один год пытаются ремонтировать, но дело что-то так и не движется.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В центре села старый храм

Вокруг много развалин, а рядом с церковью памятник местным революционерам.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Вокруг много развалин

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Памятник местным революционерам

Едем дальше в Коленцы. Первым делом видим руины бывшего фабричного здания.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Руины бывшего фабричного здания

Всю дорогу я была очень расстроена ужасной погодой: стоял туман и валил мокрый снег, небо было серым и ничто не предвещало перемен.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Однако у храма в Коленцах на наших глазах случилось настоящее чудо: вышло солнце и небо очистилось от туч, появились белые облака, и все вокруг стало совсем другим.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Место здесь очень живописное, поэтому фотографировать хочется буквально каждый кустик.

Сначала мы пошли к Благовещенскому храму.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Налюбовавшись им со всех сторон, заходим внутрь, дверей в церкви нет, поэтому зайти можно абсолютно без проблем.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В алтарной части видим иконы, часть крыши обвалилась, кое-где сохранились фрески на стенах.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Особенно хорошо узнаваема картина Страшного суда.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Из храма мы идем к реке Проня, на которой частично сохранилась фабричная плотина.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Вокруг удивительная красота.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

На наших глазах подъехали рыбаки и отправились ловить рыбку.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Мы же подошли к зданию игольной фабрики.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

К сожалению, из-за глубоких сугробов осмотреть ее внутри не получилось. Бросив последний взгляд на удивительный храм, отправляемся дальше.

Через несколько минут в населенном пункте Волоховские выселки видим часовню.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Оказывается, здесь у реки бьет родник, и очень многие останавливаются, чтобы набрать в нем чистой питьевой воды.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Источник

Храм в столбцах рязанская обл

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕССА» > Все районы > Старожиловский район > В старожиловском селе Столпцы отметили 260-летие Преображенского храма

В старожиловском селе Столпцы отметили 260-летие Преображенского храма

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

21 августа в селе Столпцы Старожиловского района отметили 260-летие Преображенского храма. Праздничное богослужение провел митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Задолго до приезда владыки Марка к храму в Столпцах начал стекаться народ. Подходили не только местные жители, приезжали люди из соседних сел и деревень, и даже из близлежащих районов. Не могли пропустить такое значимое событие районные и местные власти.

Возле храма митрополита Марка встречали добрыми словами и подарками участники фольклорного коллектива «Вербушка» Шелковского СДК.

После праздничной литургии Владыка Марк вручил награды прихожанам за помощь храму: Медали блаженной Любови Рязанской 3-й степени – местным жительницам Татьяне Захаровой и Нине Котовой. Медали благоверного князя Романа Рязанского 3-й степени удостоен Владимир Гуренко. Архиерейскими грамотами митрополит наградил Татьяну Матросову, Андрея и Ольгу Шарониных, Андрея Новикова, Ивана Шерняева, Дмитрия Городничева, Владимира Володина.

Затем возле церкви выступил коллектив художественной самодеятельности Шелковского сельского Дома культуры. Рассказ об истории храма Преображения Господня сопровождался задушевными песнями.

Уроженка села Зоя Конычева 1937 года рождения вспоминала, как вместе с бабушкой Марией посещали храм. Упомянула настоятеля храма тех лет отца Василия, и про то, как тогда проходили службы. Рассказала и о гонениях на церковь…

«И все же вера людей в Бога была очень крепкой. Несмотря на запреты, в нашу церковь ехали помолиться, покреститься, обвенчаться со всей округи. А сколько народу собиралось на Пасху, куличи и яйца святили…»

Педагог Татьяна Матросова рассказала:

« У нас очень тесная связь с храмом. Дети приходят сюда помогать, когда необходимо. А к юбилею нашей церкви 12 учеников написали сочинение-эссе «Роль храма Преображения Господня в жизни моей семьи». Получились очень добрые искренние сочинения. Каждое особое по-своему».

Молодая пара Ольга и Андрей Шаронины приехали на праздник в Столпцы из Раменского:

«Знаем хорошо настоятеля храма отца Алексия и решили помочь, когда в храме начался ремонт. Мы предприниматели, занимаемся изготовлением плитки, именно ее пожертвовали на отделку алтаря в храме и территорию перед ним.

Источник

Уникальная, но забытая церковь в селе Перевлес Рязанской области

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Салют, други мои! Летом 2020 года скатался в один из самых красивых и неповторимых храмов России — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом рязанском селе Перевлес. Специалисты в один голос именуют уникальную святыню не иначе как «архитектурным чудом», но ныне этот памятник архитектуры 19 века давно покинут и забыт.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Добраться до села довольно просто от Рязани до Перевлеса всего 60 км, а от Москвы — 300 км, вполне себе легкая, но незабываемая поездка выходного дня. По большей части дорожно покрытые будет отличное, и только последний пяток километров асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Да и после дождя, как было у меня, для подъезда непосредственно к храму желателен был полный привод. Всегда можно оставить машину у дороги и прогуляться пешком, места тут тихие.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Несмотря на периодически моросящий дождь, удалось отснять видео не только снаружи и с колокольни, доступ на которую свободен, но в самой церкви, где ни иначе как чудом сохранились красивейшие фрески. Атмосфера в этом месте действительно неповторимая.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Эксперты утверждают что аналогов в мире попросту нет. В реальности храм действительно поражает своими размерами, автор увидел этого гиганта на подъезде, километров за пять до конечной цели поездки. Вблизи же понимаешь, почему его называют «застывшей музыкой», ибо архитектурное воплощение церкви потрясает.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Лучше всего про чудо села Перевлес высказался известный советский искусствовед Георгий Карлович Вагнер : «При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает церковь уникальной».

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Еще более удивительно, что стоит храм стоит в маленьком селе с населением в менее чем полсотни жителей. Сюда не возят многочисленных туристов, хотя дорога в Перевлес по большей части асфальтированная и портится только на подъезде к церкви.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

За тот час с небольшим, что я снимал забытую святыню, нами заинтересовался только огромный, но дружелюбный пёс, а по подворьям мне пришлось изрядно походить, чтобы найти хоть кого-нибудь из местных жителей. Двери храма были наглухо заколочены и даже для надежности завалены бетонными блоками.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Рядом с храмом расположено изрядно заросшее церковное кладбище с разрушенными от времени старинными надгробиями у самого берега реки Проня. Именно водная артерия и раскрывает главную тайну Перевлеса. Первые упоминания о селе датируются XVII веком, когда оно было крупнейшим торговым (сейчас бы сказали логистическим) центром Рязанской губернии. Именно здесь проходила дорога из Пронска на Шацк, тут грузились баржи с зерном в Москву и Нижний Новгород. Пере-В-Лес, переправа в лес, крайняя точка Прони, где суда подниматься уже не могли. Село богатело и разрасталось за счет сдачи внаем амбаров для хранения зерна, а перевлеская ярмарка диктовала цены на хлеб в центральной России.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Следы причала уже давно скрыло время, дорога почти заросла и только храм Рождества Пресвятой Богородицы напоминает о былом торговом величии села. Одному из особо разбогатевших на торговле купцов, Ивану Ивановичу Барыкову, пришло в голову украсить Перевлес своего рода «Александрийским маяком», грандиозным и неповторимым храмом, строившимся 15 лет, с 1824 по 1839 годы.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Авторство святыни — еще одна тайна перевлеской святыни, хотя большинство экспертов уверенно приписывают его выдающемуся Доменико Жилярди. Интересно, что село стоит на известняковое плато, что и позволило выдержать колоссальный вес церкви.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

В 1936 году церковь закрыли, а весной 2007 года, после многих десятилетий забвения, обрушился свод трапезной. Горстка неравнодушных краеведов в то время начала восстановительные работы, заново перекрыв крышу храма и вынеся горы мусора, но по состоянию на август 2020 следы стройки заросли травой уже по пояс. Слишком сложный объект, который не восстановить силами энтузиастов.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Сельчане рассказали, что сейчас за церковью следят несколько бывших уроженцев Перевлеса и одна женщина из соседнего дома регулярно посильно прибирается в храме. Низкий им поклон. Благодаря им и удалось найти потаённый вход в храм.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Обычно же увидеть внутренне убранство Церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно только во время редких богослужений, двери храма заколочены, завалены каменными глыбами и закрыты на амбарные замки, а на окнах глухие решетки. Попадая сюда в одиночку окунаешься в голубиное царство с резким запахом помёта и хлопающей на ветру фанерой в разбитых проемах. Не самое приятное чувство.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Атмосфера запущения смешивается с великолепным высоким куполом, с красивейшими фресками, которые как бы спрашивают: «Зачем ты здесь? Как так получилось?». А на несуществующем входе в храм сохранилась давно растрескавшаяся табличка с реквизитами для пожертвования.

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

У государства и Русской Православной Церкви уникальный архитектурный и исторический шедевр в селе Перевлес не вызывает особого интереса — дорого, да и кому якобы нужна церковь в ныне медвежьем углу Рязанской области?

Источник

Старожилово. Церковь Петра и Павла.

Карта и ближайшие объекты

храм в столбцах рязанская обл. Смотреть фото храм в столбцах рязанская обл. Смотреть картинку храм в столбцах рязанская обл. Картинка про храм в столбцах рязанская обл. Фото храм в столбцах рязанская обл

Статьи

История рязанского посёлка Старожилово тесно переплетена с биографией семьи Фон Дервизов. На территории современного Старожиловского и соседних районов сохранилось немало зданий, построенных на средства представителей этого дворянского рода, а также аллей, садов и каскадных прудов, которые фон Дервизы устраивали чуть ли не в каждом подходящем уголке своего рязанского имения. Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в Старожилово была построена в 1892 году на средства Веры Николаевны, супруги Павла Григорьевича Фон Дервиза. Однако впервые речь о постройке храма на этом месте зашла в 1865 году, когда барон написал письмо к архитектору Высочайшего двора Давиду Ивановичу Гримму с описанием необходимых построек, в том числе каменного храма. Это должна быть домовая церковь с фамильной усыпальницей.

К сожалению, всё церковное убранство, как и купол с позолоченным крестом безвозвратно утеряны. Только в стеклянной галерее храма сохранилась напольная плитка фон Дервизов. Уютная церковь находилась в саду недалеко от усадебного дома, была окружена молодым садом, и возвышалась над каскадом из трёх живописных прудов. Около храма в центре одного из каскадных прудов был устроен островок с беседкой. В прудах плавали лебеди. В парке были сооружены фонтаны и скульптуры. На сегодняшний день здесь сохранилась только липовая аллея, ведущая к храму. Как это часто бывало, после революции в храме долго работала пекарня, потом в 1970-х годах здесь разливали газированную воду, ну и, наконец, совсем обветшавшее здание было брошено на произвол судьбы.

В ноябре 1991 года церковное здание было передано Рязанской Епархии. Началось восстановление Петропавловского храма. Начало было положено расчисткой и обнесением оградой церковной территории, вокруг храма разбиты цветники, заасфальтирована дорога к церкви. Братом назначенного священника Василия Рупова Павлом создан купол, и по его проекту Старожиловская организация «Сельхозтехника» изготовила крест, венчающий храм. В церкви художником Валерием Ивкиным (членом Союза художников России) создан великолепный иконостас, выполнены росписи на библейские сюжеты и храмовый орнамент. Восстановлена наружная отделка храма. На алтарной стене церкви с внешней стороны художником Георгием Чапкиным выложена мозайка святых апостолов Петра и Павла. Возобновилась религиозная жизнь в церкви. Всё это стало возможным благодаря помощи самих старожиловцев, а также ряда районных и областных организаций и предпрятий, представителей органов власти.

Источник

Тени заброшенного храма. Руины Иоанно-Богословской церкви села Богослово помнят многое.

На окраине скопинского села Богослово чуть в стороне от дороги в Горлово можно увидеть заброшенное и разрушающееся церковное здание – бывший приходской храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С этой церковью, построенной по типовому проекту в 1897–1901 годах, связаны несколько интересных судеб, достойных памяти потомков.

Богослово в Епифанском уезде, лежавшее на большой дороге из Михайлова в Данков, издавна было разделенным помещичьим сельцом с двумя усадьбами. В конце XVIII века его жителями владели представители знатных родов Голицыных и Нарышкиных. В XIX столетии наследниками князей Голицыных стали дворяне Грушецкие, позднее – Яньковы и Варыпаевы. Принадлежавшая им часть села до сих пор зовется Яньковкой. Владения Нарышкиных в середине века унаследовала «жена гвардии ротмистра княгиня Зинаида Павловна Щербатова». После освобождения от крепостного права в 1861 году местные крестьяне образовали два сельских общества Петрушинской волости – «1-е Богословское бывших Щербатовой» и «2-е Богословское бывших Варыпаевой».

В 1864 г. штабс-капитанша Елизавета Александровна Варыпаева продала свою усадьбу в Богослове епифанскому 2-й гильдии купцу Ивану Николаевичу Смирнову. Позднее ее владельцем стал другой купец из Епифани, Петр Леонтьевич Воронин. Здесь он развел большой сад на 3 тыс. плодовых деревьев. Другой сад, поменьше, существовал при второй усадьбе, принадлежавшей княжне Зинаиде Николаевне Щербатовой, дочери предыдущей помещицы.

Своей церкви в Богослове никогда не было. С середины 1820-х годов сельцо входило в приход Вознесенского храма в соседнем селе Петрушино. В конце 1870-х годов в Богослове впервые упоминается часовня. С ростом числа прихожан встал вопрос о строительстве здесь приходского храма.

Как сообщали «Тульские епархиальные ведомости», определением епархиального начальства от 4–21 апреля (16 апреля – 3 мая) 1897 года обществу крестьян сельца Богослово и деревни Васильевки (Суровцы) Епифанского уезда было дано разрешение «построить каменный храм с образованием самостоятельного прихода». В течение 1898 года шел сбор пожертвований на церковное строительство. 200 руб. прислал протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев, ныне почитаемый церковью как Св. Иоанн Кронштадтский. Княжна Зинаида Николаевна Щербатова пожертвовала 40 тыс. штук кирпича, 700 руб. и выделила из своих владений церковную землю площадью в 36 десятин (39,3 га). Ее сестра княжна Мария Николаевна прислала 500 руб. Епифанский купец Петр Воронин также приобрел для строительства 40 тыс. кирпичей. Пожертвования поступили также от княгини Александры Васильевны Голицыной, урожденной графини Гудович (250 руб.), известного благотворителя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (125 руб.), скопинских купцов Леоновых (200 руб.), московского купца Баева (50 руб.), петербургского купца Зайцевского (50 руб.) и крестьянина села Богослово Тихона Ивановича Челнокова (40 руб.).

Три года спустя однопрестольный храм с трехъярусной колокольней был готов. По благословению епископа Тульского и Белевского Питирима 2 (15) октября 1901 года его освятил священник Богоявленской церкви села Хитровщина Тимофей Данилович Чернавкин (1834–1911), благочинный 2-го Епифанского округа. Однако указ Святейшего Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика последовал только в январе 1903 года.

Первым настоятелем Иоанно-Богословского храма стал священник Гавриил Иванович Богоявленский, служивший здесь с марта 1903 по июнь 1904 годов. Обязанности псаломщика при нем исполнял Яков Афанасьевич Жаров. Первым старостой храма был избран богатый крестьянин Моисей Наумович Рытов, владелец бакалейной лавки в Богослове.

В октябре 1904 г. в Иоанно-Богословскую церковь получил назначение новый священник – Андрей Матвеевич Головин (1856–1914). Сын казенного крестьянина села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии, он был представителем духовного сословия лишь в первом поколении: его дядья и братья продолжали крестьянствовать в родном селе. Окончив полный курс духовного училища, в 1897 году он был рукоположен в диаконы епископом Рязанским и Зарайским Мелетием и до 1904 года служил в Троицкой церкви села Гулынки Пронского уезда (ныне в Старожиловском районе). В Богослове отец Андрей впервые встал во главе прихода.

Вместе со священническим местом Андрей Матвеевич Головин получил и должность заведующего и законоучителя одноклассной церковно-приходской школы в Богослове. Она действовала с начала 1890-х годов, ранее в ней преподавали священники Вознесенской церкви в Петрушине. Попечительницей этого учебного заведения была княжна Щербатова.

Еще 25 июля (7 августа) 1908 года богословский священник Андрей Головин венчал в своей церкви свою дочь Евдокию, 18-летнюю выпускницу Рязанского епархиального училища, и окончившего курс Рязанской духовной семинарии псаломщика Покровской церкви города Пронска Михаила Ивановича Абрамова (1885–1937). Жених был уроженцем деревни Роговой Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии. В 1897–1901 годах он учился в Скопинском духовном училище, а в Пронске служил с 1907 года. В августе 1908 года Михаил Абрамов был рукоположен в священники и определен к Введенской церкви села Чулково Пронского уезда (ныне в Пронском районе). В 1912 году его перевели в Николаевскую церковь села Мостье Ряжского уезда Рязанской епархии. За эти годы у супругов родились сыновья Владимир (1909) и Леонид (1913). А в феврале 1914 года священнику Михаилу Абрамову пришлось стать преемником умершего тестя во главе прихода села Богослово Тульской епархии.

Служение отца Михаила в Богослове началось в условиях военного времени. В село прибывали беженцы из занятых врагом западных губерний России: Виленской, Волынской… В это время богословский священник пережил и личную трагедию: его третий сын Сергей, родившийся 31 июля (12 августа) 1915 года, прожил всего 4 месяца и 12 дней. Своего ребенка отец Михаил уберечь не смог, но о малолетних детях своих прихожан позаботился: для них в селе по его инициативе были организованы ясли. В мае 1916 года богословский священник был отмечен наградой епархиального начальства «за особые труды в обстоятельствах военного времени».

После октября 1917 года в стране наступили новые времена, еще более суровые. Богослово превратилось в арену классовых баталий. Зажиточная сельская верхушка – семьи кулаков Челноковых, Шибановых, Федуловых, Рытовых – отчаянно боролась за свои привилегии против покушавшихся на них бедняцких активистов, которых поддерживали новые власти. Стоит ли удивляться тому, что атеистическая и антиклерикальная революционная риторика не встречала понимания у сельского священника? В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК («Изготовление, хранение и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера»), по которой отбыл год лишения свободы в Тульском исправительном доме.

После освобождения в 1930 году священник Михаил Абрамов продолжил свое служение в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне в черте города Дубна). В 1934–1937 годах ему пришлось отбыть трехлетнюю ссылку по статье 58-10 УК («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти»). В начале 1937 года отец Михаил вернулся к прежнему месту службы, но в ноябре того же года был вновь арестован Кимрским райотделом УНКВД по Калининской области. Его обвинили во враждебных настроениях по отношению к советской власти и ведении «контрреволюционной антисоветской агитации среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета», осудили и 29 ноября 1937 года расстреляли во внутренней тюрьме НКВД Калининской области.

Посмертная реабилитация протоиерея Михаила Ивановича Абрамова состоялась 26 марта 1989 года по определению Тверской областной прокуратуры. В 2000 г. он был прославлен Русской православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его память отмечается 16 (29) ноября.

Дальнейшая история церкви в Богослове развивалась уже без отца Михаила. Официально храм был закрыт в ходе т. н. безбожной пятилетки 1932–1937 гг. Колокольню перед Великой Отечественной войной разрушили специально присланные рабочие Горловской МТС. В ноябре 1941 года мимо стен бывшей церкви по направлению на Михайлов прошли подразделения немецкой пехоты и бронетехника, чтобы неделю спустя той же дорогой откатиться обратно перед воинами советского 170‑го кавалерийского полка 41‑й Отдельной кавдивизии. В 1950-х годах в основном объеме здания был устроен сельский клуб, где проводились танцевальные вечера и демонстрировались кинофильмы. Для входа в него было растесано и переделано в дверь одно из алтарных окон. Начало XXI века храм встретил в полном запустении. В этом состоянии он остается и поныне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *