храм в усть ижоре
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского
Фото 05.04.2012.
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского
Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 44
(Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006 С.29-30)
Село Усть-Ижора находится на левом берегу Невы, на Шлиссельбургском шоссе, в 22 верстах от Петербурга. По народному преданию церковь была здесь еще в XVI столетии. В XIII в. здесь произошла битва Александра Невского со шведами и считают, что еще в ранние времена место битвы было отмечено постройкой церкви. По более точному показанию церковь во имя св. Александра Невского построена здесь иждивением князя Александра Даниловича Меншикова, и в его присутствии освящена новгородским митрополитом Иовом. Эта церковь сгорела неизвестно когда. Выстроенный в 1771 г. деревянный храм сгорел от молнии. Об этом храме также писано в старинных клировых ведомостях: «церковь деревянная 1772 г. сентября подводили фундамент под церковь ценою за 40 руб.; того же года сентября покрывали чешуею за 45 руб. от подрядчика Некрасова; 1773 г. месяца мая красили зеленой краской за 25 руб.; того же года июня писали иконы за 20 руб.»
Нынешний каменный храм сооружен при Павле I. В 1835 г. он расширен в трапезе и к нему пристроена колокольня. Это сделано за счет прихожан, старанием управляющего селом инженер-генерала Вильсона, с благословения митрополита Серафима. В 1875-1876 гг. церковь перестроена и снова освящена. В ней главный алтарь посвящен Александру Невскому, приделы посвящены Александру Невскому и Николаю Чудотворцу.
При церкви кладбище обведено каменной оградой и при ней есть каменная часовня.
Причт помещается в трех деревянных домах, построенных прихожанами. Крестьяне занимаются судоходством, земледелием и садоводством. Приход состоит из села Усть-Ижоры и сельца Вознесенского в 3-х верстах от церкви. Прихожане большей частью грамотны. Школа в Усть-Ижоре учреждена была священником Иаковом Лабецким в 1847 г., а в сельце Вознесенском в 1861 г. волостным старшиной Иаковом Гавриловым Смирновым. Ныне есть сельское однокласное училище
Близ церкви есть такой же как и в Рыбацкой монумент в память сформирования здешними крестьянами отряда в шведскую войну 1789 г.
(ИСС СПб епархии Вып. 8 1884 г. С. 136-138; Наталия )
Изображение Усть-Ижорской
церкви на основе проектных
чертежей. Вид с юга. ЦГИА СПб
1910-1920 гг.
С сайта pastvu.com
Вид части левого берега Невы
в районе Усть-Ижорского кладбища,
1938 г. ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )
После войны
(Из книги П. Сорокина
Окрестности Петербурга
Из истории Ижорской
земли.)
Ноябрь 1971 г.
ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )
1980-е гг. ЦГА КФФД СПб
1980-е гг. ЦГА КФФД СПб
2013 г. «Война прошла
через меня. »
(Администрация
Колп. р-на, 2015)
2012 г. «Война
прошла через меня. »
(добавил GeorgiaG )
2012 г. «Война прошла через меня. »
(добавил GeorgiaG )
История гласит, что уже в XIII веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня. По указу Петра I в 1711 г. была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь святого Александра Невского на месте обветшавшей предыдущей постройки. Новопостроенная церковь сгорела в 1725 г. Вновь церковь была построена за период с декабря 1729 по май 1730 г. В 1797 г. эта деревянная церковь с колокольней сгорела от удара молнии.
В 1798-1799 гг. на средства местных жителей и казенных кирпичных заводов, построена новая, каменная церковь с колокольней. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Был отлит колокол весом 269 пудов и 35 фунтов. Авторами проекта каменной церкви предположительно были В. И. и П. В. Нееловы. В 1820-1823 гг. на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение церкви 3149 рублей.
В 1835-1836 гг. церковь св. Александра Невского была перестроена: увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 г. Автором постройки 1835 года назван Грошев. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-1875 гг. В связи с ростом населения церковь была увеличена за счет двух приделов в ширину. Северный придел освятили во имя Святого Николая Чудотворца, а южный во имя Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта этой перестройки был Михаил Арефьевич Щурупов. За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство. В 1891 г. художником Виноградовым обновлялась живопись церкви, в основном на средства церковного старосты И.Д. Захарова.
В 1934 г. церковь была закрыта. В начале войны в 1941 г. была взорвана колокольня, в 1962 г. был обрушен купол церкви.
С 1987 г., сначала энтузиастами НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, потом трестом «Леноблреставрация» началось восстановление церкви на средства из городского бюджета, а с 1995 г. церковь реставрируется на пожертвования православных христиан. Большую помощь в проведении строительных работ оказывало любительское объединение «Невская битва».
В 1990 г. в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь Святого Александра Невского передана Русской Православной Церкви.
(Информация со стенда у входа в церковь; Виктор М )
Храм святого Александра Невского в Усть-Ижоре
Храм построен в 1798–1799 (арх. предполож. В. И. и П. В. Нееловы) взамен деревянной церкви постройки 1712, сгоревшей в 1726, возобновленной в 1729–1730 и в 1797 снова сгоревшей.
Показать полностью.
Каменный храм поставлен на месте, где дружина под водительством вел. кн. Александра Ярославича 15 июля 1240 разбила шведское войско. Дважды перестраивался: в 1835–1836 (арх. Громов) и в 1871–1875 (арх. М. А. Щурупов). В 1934 закрыт.
В 1991 возвращен Епархии. Восстановлен в 1992–1995. Главный алтарь (во имя св. блгв. кн. Александра Невского; престольные праздники: 12 сентября, 6 декабря) освящен по полному чину 30 августа 1995; северный придел (во имя Свт. Николая Чудотворца; престольные праздники: 22 мая, 19 декабря) – 19 сентября 1999; южный придел (во имя Иоанна Предтечи; престольный праздник 7 июля) – 2 декабря 2001. Особо чтимая святыня: Казанская икона Божией Матери. Памятник архитектуры федерального значения.
Телефон храма: 464-38-61.
НОВОСТИ:
Сейчас маме Гоши нужны помощницы для лечебных занятий с ребёнком.
Также есть ещё одна просьба о помощи.
Ваши пожертвования будут приниматься в свечном ящике нашей церкви. Обращаться к свечнице Анне Смоловской.
Уважаемые члены группы!
На всякий случай, размещаю правила группы (надеюсь, и так их все знают):
Храм в усть ижоре
Предание гласит, что уже в 13 веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня (или церковь). По указу Петра I в Усть-Ижоре в 1711 году была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь Александра Невского на месте обветшалой предыдущей постройки. Эта деревянная «петровская» церковь существовала на средства А.Д.Меньшикова, которому в 1707 году Ижорские земли были пожалованы Петром I вместе с титулом князя Ижорского за победу над шведами под Калищем в 1706 году.
С 1800 по 1861 годы село Усть-Ижора и Александро-Невская церковь состояли в ведении Александровской мануфактуры, которая была учереждена по указу Павла I в 1797 году. Основную часть работников мануфактуры составляли питомцы Воспитательного дома.
В 1820-1823 годах по инициативе и на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена, деревянная кровля заменена листовым железом. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение икон в церкви 3149 рублей. В 1835-1836 годах по инициативе управляющего Александровской мануфактурой А.Я.Вильсона церковь Александра Невского была перестроена: увеличина в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1842 года. Колонада и архитрав ротонды верхнего яруса колокольни чугунные и отлиты, скорее всего, на Ижорском заводе. Автором перестройки 1835 года в документах назван архитектор Грошов. Никаких сведений об этом зодчем нет. Деньги на перестройку собирались по подписке (300 рублей пожертвовал и граф Шереметьев, владевший в Усть-Ижоре несколькими крестьянскими дворами).
Описание церкви 1835 года: «Церковь во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского каменная, длиной с колокольнею 18 сажень, шириною 6 сажень и вышиною до кровли 3 сажени, на каменном фундаменте, стены кирпичные и обштукатурены. Фасад церкви в римском стиле; купола выкрашены зеленою масляною краской; кресты на церкви железные, окрашены желтой краскою; главный вход в церковь украшен греческим портиком; вышина колокольни 16 сажень. » В описи есть подробное описание10 колоколов церкви, алтаря, иконостаса, паникадил и прочей церковной утвари.
Архитектор М.А. Щурупов: питомец Академии художеств, изучавший в течение 15 лет архитектуру и скульптуру в Италии, академик, профессор архитектуры, принимал участие в реставрации Софийского собора в Киеве. Его основные постройки: церковь Бориса и Глеба (не сохранилась), церковь Смоленской Божьей матери за Невской заставой (не сохранилась), Никольский собор в Новой Ладоге, церкви в селах Немятове, Помялове, в Кобоне, Единоверческая церковь в Торжке, собор в Реконской пустыне Новгородской губернии, Собор в русском ските на Афоне, Православный собор Воскресения Господня в Тосно и другие.
В 1891 году церковным художником Виноградовым обновлялась живопись церкви. «Своим обновлением храм обязан церковному старосте И.Д.Захарову, затратившему на его украшение немало собственных средств и привлекшему для этой цели пожертвования».
В 1934 году церковь была закрыта. В 1935 году в архиве унижтожено большинство документов (из 61 уцелело 17). Во время Великой Отечественной войны была взорвана колокольня. Некоторое время церковь использовалась как склад. В 1962 году был обрушен ее купол. С 1987 года по инициативе НИИЭФА им. Д.В.Ефремова церковь Александра Невского начала восстанавливаться (по чертежам последней перестройки архитектора М.А.Щурупова и описаниям.) Работы производило объединение «Росреставрация» (трест «Леноблреставрация»). Надзор за проведением работ осуществляла Государственная инспекция по охране памятников ГлавАПУ. Житель Усть-Ижоры А.В.Торопов изготовил макет церкви Александра Невского.
15 июля 1990 года в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь святого благоверного князя Александра Невского передана русской православной церкви.
12 сентября 1995 года церковь была освящена.
Александро-Невская церковь в Усть-Ижоре
Круголет вокруг церкви
Копипаст с википедии :
По некоторым данным в XIII веке в устье реки Ижоры, на месте Невской битвы 1240 года, была построена деревянная часовня.
По указу Петра I на этом месте в 1711—1712 годах была построена деревянная церковь святого Александра Невского. В то время ошибочно считалось, что Невская битва произошла на месте основывавшейся в те же годы Александро-Невской лавры.
Новопостроенный храм сгорел в августе 1725 года, а в декабре 1729 — мае 1730 года был возобновлён, но в 1797 году снова сгорел от удара молнии.
Существующий каменный храм с колокольней сооружён в 1798-1799 годах на средства жителей Усть-Ижоры и казённых кирпичных заводов. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Авторами проекта предположительно являются В. И. и П. В. Нееловы. Для храма был отлит колокол весом 4,4 тонны.
В 1800—1861 годах церковь была приписана к Александровской мануфактуре.
В 1820—1823 годах на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована и утеплена.
В 1835—1836 годах храм был перестроен по проекту архитектора Громова (Грошева): увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 года.
В 1842 году. рядом с храмом были выстроены каменная часовня и каменная ограда.
В 1871—1875 годах в связи с ростом количества населения по проекту М. А. Щурупова были пристроены два боковых придела — Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, и увеличен купол. Новопостроенные приделы были освящены 23 июня 1875 года. Главный придел храма также был расширен и торжественно освящён 5 февраля 1876 года.
За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и были приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство.
В 1891 году художником Виноградовым обновлялась живопись церкви.
В 1934 году храм был закрыт, здание использовалось в качестве клуба и склада. В начале блокады советские сапёры взорвали колокольню, служившую ориентиром для артиллерии противника. В 1962 году был обрушен купол церкви.
С 1987 года, сначала энтузиастами НИИЭФА имени Д. В. Ефремова, потом трестом «Леноблреставрация» началось восстановление церкви на средства из городского бюджета.
15 июля 1990 года храм был возвращён верующим. Официальное решение о его возвращении было принято 13 января 1992 года Петербургским Советом народных депутатов. В течение нескольких лет храм был полностью восстановлен и отреставрирован. Полное освящение главного престола совершил 12 сентября 1995 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий).
Торжественное освящение северного придела Святителя Николая Чудотворца совершил 19 сентября 1999 года митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Торжественное освящение южного придела Иоанна Предтечи было совершено 2 декабря 2001 года.
В настоящее время при церкви действуют воскресная школа для детей и взрослых и библиотека православной литературы.
ВПитере
3.4K поста 10.1K подписчиков
Там главный настоятель сегодня скончался.
Ответ на пост «Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай»
Я уже писал где-то в коментах, но повторюсь.
Лет до 8 верил в бога и т.д. и т.п. Потом я сходил за компанию с другом на урок в церковный хор, где на меня на первом же занятии орала препод-монашка (я хз как они правильно называются) за то, что я слов не знаю (напомню, я впервые пришел, мне лет 8-9). На этом этапе я глубоко задумался.
А потом, через пару лет, мы поехали с классом на экскурсию в другой город (Киев). Мы все, человек 15, зашли в церковь, ходили там, рассматривали все вокруг, как вдруг ко мне подлетели бабка с какой-то дамой из «ихних», служительниц, и начали втирать, что я тут им все осквернил и вообще Иуда.
Оказалось, что дело в наушниках от телефона, воткнутых в уши, хотя там даже ничего не играло, просто «были» и все. Мои ответы их не впечатлили, и меня тупо насильно вывели из здания этой ереси. Благо, наша преподаватель, которая сопровождала нас со школы, оказалась адекватной и сказала забить на все это (напомню, мне было лет 10-11) и мы вместе с ней на улице ждали окончания экскурсии.
Спасибо вам, те самые тетушки, с тех пор я атеист.
Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай
Я, лет 5-6 назад, церквушку одну захотел посетить в Лен.Области. Проходил мимо и решил зайти, просто, ради любопытства. Сооружение красивое, колоритное, почему бы и нет. Только зашел, как какая-то бабка забормотала : «Почему некрестился перед фходом?! А крестик у тебя есть?!» Говорю, что нет. В ответ получаю: «Нехристь!». Ушла, пошепталась с каким-то мужиком. Подошли вдвоём и давай меня выталкивать с «праведным» гневом во имя Христа. =) На пороге их остановил батюшка, не смотря на бабкины вопли, провел меня в церквушку. Устроил мини экскурсию. А эти двое с меня глаз не сводили. Фанатики, чего с них взять!
Фото ж0пы на фоне храма
Прошу Следственный Комитет РФ рассмотреть эти фотографии на предмет оскорбления чувств верующих, найти виновных и наказать.
В Красноярском крае после закрытия школы дети учатся при церкви — больше негде
Напомним, в начале учебного года со скандалом школу в Емельяново признали грозящей обрушиться — и уже тогда говорили, что мест в ближайших школах хватит не всем. Около 400 учеников, в том числе первоклассники, остались на дистанционке.
«Через неделю стало ясно, что все очень и очень плохо», — рассказывает местный священник Алексей Язев, и церковь предложила помещение воскресной школы. Сначала чиновники были против, но потом организовали комиссии. Помещение не подходило по стандартам — обои на стенах, нет спортзала, и тогда администрация ввела в поселке особый режим. Это позволило по закону размещать детей в церковном здании.
Теперь учебники по Окружающему миру соседствуют на полках рядом с Библией, а классы мало отличаются от обычных школьных, только над доской висит крест.
Ранее родители рассказывали телеграм-каналу @сибирьмедиа, что предлагали разместить классы в Управлении образования, но чиновники почему-то не согласились
Фото: padre_iz_tyndri / Instagram
Стрелочка не поворачивается?
Разрушение храма – две версии одного события
В конце 2002 года в одной из православных газет была напечатана статья о том, как в 1961 году, во времена хрущевских гонений на Церковь, был разрушен Петропавловский храм в городке, где я родился и вырос. В статье приводились рассказы очевидцев и участников тех событий. Прочитавши сию статью, впал я в некоторое недоумение. Я помнил это событие (мне было тогда 14 лет), поскольку, во-первых, оно было неординарным, во-вторых, в нем участвовал мой отец, и его тогдашний рассказ о закрытии храма отличался от того, что я прочитал в статье. Отец ушел вечером на партсобрание в локомотивное депо и вернулся домой только утром, к завтраку. Мать, конечно, ночь не спала, тревожилась, посему отец в некоторых подробностях рассказал за завтраком, что он участвовал в закрытии Петропавловской церкви, и как это происходило.
Вначале приведу некоторые фрагменты из газетной статьи.
Кончилась служба. Священник Никита выходит, объявляет:
— Вот, церковь у нас взяли. Мы отдали это здание сами, добровольно, потому что надо подчиняться власти. У нас ведь еще на кладбище есть церковь. Вот давайте все иконы снимать сами, и какой-нибудь сарай найдем, туда сложим…
Как он стал это говорить, такой крик поднялся:
— Не отдадим церковь! Не отдадим мы церковь.
… И вот семнадцать суток мы стояли в церкви, не выходили из храма. Менялись: одни уйдут, другие придут. На коленях стояли и пели. Приходил к нам Среднев, председатель райисполкома, и еще кто-то с ним из начальства. …
… Среднев говорит: «Ну, ничего плохого нет, пойте. Только ночью не закрывайтесь. От кого вам закрываться…» Улестил нас — а мы поверили. …
… Если бы мы в ту ночь двери заперли, — как пошли они на штурм, мы бы в колокол ударили — и весь город подняли бы на защиту. А двери-то какие крепкие были, их ведь ничем бы не взяли. Засовы железные были куда какие прочные!
И вот среди ночи в открытые двери врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали. А Мария Гавриловна с ребятишками — все вцепились кто во что, их отдирают — крик, плач…
Когда по приезду в родительский дом, я отцу пересказал содержание статьи, он аж закипел: «Какие очевидцы и свидетели!? Там были древние старухи, которым сейчас уже должно быть за сто лет! И не так это было!» Какой-то резон в его словах был. Стояли-то, в основном, пенсионерки, а прошло с тех пор 40 лет. И много ли они знали? А отец в те времена был внештатным инструктором горкома партии, и знал некоторые тайные пружины, приводившие в движение данные события. И рассказал мне отец свою версию тех событий, которую я сейчас приведу.
В городе было две церкви: Петропавловская, в районе базарной площади, и Всехсвятская церковь, находящаяся около кладбища на окраине города. Петропавловская жила богато – приезжавшие в город на базар что-нибудь продать или купить колхозники и горожане шли, главным образом, именно в нее. А Всехсвятская церковь жила бедно – мало прихожан, мало треб, в основном отпевание. На этом власти и сыграли. В среде клира Всехсвятской церкви нашли недовольных сложившейся финансовой ситуацией и согласившихся поддержать решение власти о закрытии Петропавловской церкви. Понятно, что при этом Всехсвятская церковь оказывалась в существенном финансовом выигрыше. А потом власти нажали на клир Петропавловской церкви, настоятель о. Никита не выдержал и подписал согласие на закрытие церкви.
Поскольку в Петропавловской церкви после оглашения решения о закрытии началось «стояние» несогласных, то и была разработана операция по разрушению церкви. Операцию надо было провести скрытно (ночью) и быстро. Вечером отец ушел в депо на партсобрание, на котором присутствующим объявили, что сегодня ночью церковь будет закрыта, и сформировали группу участников акции. Строго-настрого запретили сообщать об этом домой или кому еще. Прямо с партсобрания группа ушла в город на улицу Ленина. Там в здании одного из техникумов был сбор всех участников акции (от нескольких предприятий, где прошли аналогичные партсобрания). Был рассказан план акции и дан строгий инструктаж по ее проведению. В частности, указывалось, что физическую силу к защитникам церкви применять нельзя ни в коем случае. Иначе потом старухи по всему Бузулуку ходить будут, показывать реальные и мнимые синяки и ссадины и рассказывать, как их избивали безбожники (так что рассказы «очевидцев» о том, как «…врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали» батю моего особо разгневали).
Так как защитники церкви привязали к языкам колоколов длинные веревки, чтобы ударить в набат при необходимости, то отобрали несколько самых высоких «разрушителей», дали им ножи и поставили в авангарде всей команды. Они должны были обрезать веревки на максимальной высоте, чтобы набат не прозвучал. Со своей задачей они справились. Хотя «очевидцы» говорили о внезапности прихода разрушителей церкви, отец сказал, что снаружи у защитников ходили дозорные мужики. На базарной площади в это время делался ремонт покрытия, были кучи булыжников и щебенки. Когда отряд разрушителей подошел к храму, дозорные стали кидать в него камнями (отец сказал, что попали в руку одного из деповских, назвал его фамилию, но я не запомнил). Дозорных быстро рассеяли. По поводу того, были ли открыты двери в храм, отец ничего не говорил, а я не догадался спросить. Но есть один момент – когда разрушители заходили в храм, то обратили внимание на достаточно сильный туалетный запах, Удобства-то были во дворе, и когда защитники запирались, то где-то в притворе ставили ведра для справления нужды. Думаю, что если бы двери действительно не запирались, то нужды в ведрах не было бы.
Итак, разрушители стали входить в храм и рассредоточиваться вдоль стен по периметру храма. Потом взялись за руки, образовав цепь, и стали эту цепь сжимать, медленно подвигая защитников к выходу. Так что если кто и пострадал в схватке, то это были разрушители, а не сопротивляющиеся защитники (но каковы были потери разрушителей, не знаю, поскольку потом по Бузулуку они не ходили, показывая свои раны). Вытеснив протестующих, стали быстро снимать иконы, разбирать иконостас, выносить мебель и пр. Всё это сразу грузили на подошедшие машины и везли во Всехсвятскую церковь.
В дальнейшем церковь полностью разобрали, и на ее месте построили первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Березка». Логичное для той власти решение: вместо «центра мракобесия» – «центр культуры», ибо, по словам В.И. Ленина, «кино является для нас важнейшим из искусств».
1. Описанная в посте ситуация еще раз показала, как с течением времени описание реального события начинает заменяться мифологическими сюжетами. Это, собственно, касается многих исторических событий, например, ВОВ.
- храм в усть гаревой пермский край
- храм в усть илимске