храм в выездном нижегородской области
Храм в выездном нижегородской области
Приехав на экскурсию в старинный город Арзамас, нужно обязательно воспользоваться случаем и посетить село Выездное, чтобы увидеть стоящий здесь собор в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. В нём с давних времен находится картина «Распятие» знаменитого испанского живописца.
Полотно Бартоломео Эстебана Мурильо (1617-1682) было подарено владельцу поместья Выездное графу Салтыкову дочерью саксонского короля принцессой Марией-Августой.
Собор, ныне относящийся к объектам культурного наследия федерального значения, построен в 1803-1815 годах в стиле александровского классицизма. Как свидетельствует табличка на стене здания, в начале XIX столетия церковь была крупнейшим храмом в Нижегородской губернии.
Инициатором и организатором строительства был крепостной Иван Васильевич Гостьков, 26 лет служивший ктитором. Бездетный крестьянин передавал все заработанные деньги на создание церкви. Также деньги поступали от других жителей села и хозяина Выездного Михаила Михайловича Салтыкова.
В советское время собор закрывался, но ненадолго. В 1941 году здание отдали под зернохранилище. В 1943 году, благодаря просьбам прихожан и их обещанию вносить средства в фонд обороны, храм вновь стал действующим.
В соборе можно фотографировать.
В храме устроены престолы Смоленской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Флора и Лавра.
Почитаемые святыни прихода: икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерская), икона Положения Господа Иисуса Христа во гроб или плащеница, икона Успения Божией Матери с частицами мощей, икона преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова с частицами мощей, икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, напрестольный крест-мощевик.
Выездное. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В честь победы над Наполеоном в Выездном была воздвигнута грандиозная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь была построена после 1812 г. По современным общепринятым данным временем ее строительства называют 1815 г. Храм является памятником архитектуры всероссийского значения. В настоящее время в нем проводится богослужение. Душой строительства нового храма был церковный староста И.В. Госьков. Будучи человеком бездетным он все свои средства отдал на возведение храма. Но так как их было не достаточно он нашел себе компаньона, крестьянина этого же села И.Н. Чеснокова, имевшего значительный капитал. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Богатый вклад внес и владелец села Салтыков.
Храм был выстроен большой: около 27 сажен в длину и 17 сажен в ширину. Длина трапезной составляла 20 саженей, в высоту храм достигал 24 сажени. Это была самая большая церковь в Нижегородской губернии того времени. Одним из церковных старост был местный богач Сергей Васильевич Вязов. Он имел кожевенный и клееваренный заводы и кошмовальную фабрикую На предприятиях Вязова работало до 400 человек. Шерсть для фабрики он закупал во многих уездах России. Кошму вывозил за границу. Особенно охотно ее покупали в Германии и Австрии. Как церковный староста, он был похоронен на территории храма. В церковной ограде поставлен был памятник и местному благотворителю Ф.С. Пузакову.
Расположен в рабочем поселке Выездное. Здесь, у переправы через Тешу, Иван Грозный поселил 600 казачьих семей, которые образовали «государево дворцовое село, казачью Выездную Слободу». В 1635 году она была пожалована боярину Б.М. Салтыкову.
К началу настоящего столетия в селе Выездном были две каменные церкви: одна – во имя Рождества Христова с приделами святителя и чудотворца Николая и св.пророка Илии, другая – во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами св. Дмитрия Ростовского и св. мучеников Флора и Лавра. Упомянутые церкви в то время были уже ветхи, что и заставило прихожан села Выездной Слободы ходатайствовать пред тогдашним Нижегородским Преосвященным Вениамином о дозволении построить им, вместо пришедших в ветхость церквей, новую каменную церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Благочестивое желание прихожан Выездной Слободы было тогда же удовлетворено, и о дозволении построить храм последовал указ из Нижегородской Духовной Консистории от 29 мая 1803 г. Новый храм строился в течении 12 лет и, по окончании постройки в 1815 году, оказался весьма поместительным, прочным, величественным и благолепным.
Храм имеет форму креста и расположен на ровной, широкой площади, имеющей 1600 кв. сажен земли. С трех сторон храм украшают три крыльца с фронтонами, упирающимися на 16 колонн, и сверху-пять куполов, освещающих вместе с окнами внутренность храма. Массив собора состоит из двух частей. Одна из них представляет собой куб, завершение которого венчают пять глав. К основному массиву примыкает трапезная, с западной стороны украшенная портиком с восьмью большими полуколоннами.
Рядом с собором находится высокая шатровая колокольня, построенная в 1721 году. Соборная церковь Смоленской иконы Божьей матери возводилась с 1803 по 1815 год на пожертвования жителей Выездного, которые славились своей зажиточностью. Содействовал строительству Смоленской церкви и тогдашний владелец села Сергей Васильевич Салтыков.
В 2007 году Смоленский собор и входящая в его ансамбль колокольня стали объектами культурного наследия федерального значения. В 2015 году исполнилось 200 лет с момента возведения этого величественного памятника зодчества.
Арзамас. Смоленский храм в Выездном
Церкви были ветхими и прихожане села ходатайствовали перед преосвященным Вениамином, епископом Нижегородским и Арзамасским о дозволении построить им вместо двух храмов новый каменный во имя Смоленской иконы Божией Матери. Разрешение было получено из Нижегородской Духовной Консистории 29 мая 1803 года. Новый храм строился 12 лет. Это была самая большая церковь в Нижегородской губернии того времени.
Организовал постройку нового храма Иван Васильевич Гостьков, прослуживший ктитором 26 лет. Будучи человеком бездетным он все свои средства отдал на возведение храма. Но, так как их было не достаточно, он нашел себе компаньона, крестьянина этого же села Иван Никифорович Чеснокова, имевшего значительный капитал. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Богатый вклад внес и владелец села Михаил Михайлович Салтыков.
Из уважения к заслугам Ивана Гостькова как ктитора и храмосоздателя Салтыков освободил его из крепостной зависимости, а преосвященный Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший освящение храма в 1815 году, выразил особую архипастырскую признательность за его труды. На могиле Гостькова, который покоится при церкви, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи священника села Петра Терновского.
Смоленская церковь села Выездного официально была закрыта 30 июля 1941 года по решению Горьковского Облсовета и передана в распоряжение Заготзерно под зернохранилище. 25 марта 1942 года, благодаря настойчивым просьбам верующих, церковному совету выдали справку с разрешением открыть Смоленскую церковь. Однако, по решению властей зимняя половина храма оставалась за Арзамасским заготпунктом под глубинный склад зерна. На собрании членов приходского совета в Арзамасе 24 августа 1942 года было постановлено внести в фонд обороны единовременно 50 тысяч рублей и производить дальнейшие периодические платежи по примеру общин верующих г. Горького. Этот аргумент убедил власти и осенью 1943 года церковь была возвращена Нижегородской епархии полностью.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное
Неофициальная страничка нашего храма. Новости, заметки, история.
В этой группе:
🔹еженедельное расписание богослужений,
🔹новости только из официальных источников,
🔹объявления и отчеты о мероприятиях на приходе,
🔹фото и видео храма и о храме,
🔹другая важная информация для прихожан.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Преподобноисповеднице мати Матроно, моли Бога о нас!
Нижегородская епархия
Шести лет от роду она осталась сиротой и попала на воспитание в Дивеевский монастырь. А после закрытия монастыря вместе с тремя дивеевскими сестрами поселилась в селе Кузятове (это был Ардатовский район Горьковского края): они стали прислуживать в сельской церкви и зарабатывать рукоделием.
Показать полностью.
Матушки вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. В характеристике инокине Матроне председатель сельсовета написал, что она «совместно с другими подругами-монашенками распространяет провокационные слухи о скором падении советской власти, голоде».
Сестер обвинили в том, что они, «имея классовую ненависть к советской власти, в организационном порядке систематически вели антисоветскую агитацию, направленную к срыву колхозно-политических кампаний».
Мать Матрону арестовывали трижды: в 1933, 1937 и 1949 году. Дважды она была в Казахстане: в заключении в Карлаге и на поселении. Последние годы жизни инокиня Матрона провела в родном селе Пузо. Живя в семье брата, она старалась не быть родным в тягость и присматривала за племянниками, и подрабатывала тем, что вязала платки, вышивала, писала и подправляла иконы, постоянно творя молитву за близких и всех, кто попросит.
Здесь же она мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Незадолго до кончины она раздала знакомым и родственникам свои вещи и святыни — иконы, книги; показала монашескую одежду — подрясник и апостольник, в которой просила себя похоронить, и просила на похоронах закрыть ей лицо.
6 октября 2001 года Священный Синод включил инокиню Матрону в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Нижегородская епархия
Прочитаем на русском языке отрывки из Евангелия и посланий святого апостола Павла, которые прозвучат на Литургии 7 ноября.
«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Показать полностью.
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (к галатам, 1:11-19).
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (к ефесянам, 4:7-13).
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (от Луки, 16:19-31).
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (от Матфея, 10:1-8).
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Именно этот святой был небесным покровителем князя Дмитрия Донского, который, одержав победу на Куликовом поле, положил начало ежегодному поминовению погибших там воинов в субботу, предшествующую памяти св. Дмитрия.
Со временем в этот день стали поминать не только погибших воинов, но и всех почивших православных христиан.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
С праздником Казанской иконы Божией матери!
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Нижегородская епархия
Глеб Пушменков
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Православный журнал «Фома»
По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана самим евангелистом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Точных подтверждений этому факту нет, и Церковь не настаивает на обязательной подлинности данного предания, однако и не отрицает его. В тоже время скептики отмечают, что пребывающая ныне в Москве икона хотя и написана скорее всего позже, но, вполне может быть списком с более ранней святыни апостольских времен.
В Православии апостол и евангелист Лука почитается также как покровитель медиков и живописцев.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Выездное запись закреплена
Нижегородская епархия
Прочитаем на русском языке отрывки из Евангелия и послания святого апостола Павла, которые прозвучат на Литургии в храмах в воскресенье, 31 октября.
«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Показать полностью.
Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь» (Кол. 4:5-9, 14, 18).
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.
Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (от Луки, 8:5:15)
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (от Луки, 10:16-21).
Храм в выездном нижегородской области
В поселке Выездном, пригороде Арзамаса находится собор Смоленской иконы Божьей Матери, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном в 1803—1815 годах с отдельно стоящей шатровой колокольней, оставшейся от предшествовавшего Рождество-Богородицкого храма, построенного в 1721 году.
К началу XIX века в поселке Выездная слобода было две каменных церкви: во имя Рождества Христова с пределами во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии, и во имя Смоленской иконы Божией Матери с пределами во имя святителя Димитрия Ростовского и святых мучеников Флора и Лавра. Церкви были ветхими, и прихожане села ходатайствовали перед епископом Нижегородским и Арзамасским о разрешении построить им вместо двух храмов новый каменный во имя Смоленской иконы Божией Матери. Разрешение было получено из Нижегородской Духовной Консистории 29 мая 1803 года. Новый храм строился 12 лет. Это была самая большая церковь в Нижегородской губернии того времени.
Организовал постройку нового храма крепостной крестьянин Гостьков Иван Васильевич, прослуживший ктитором 26 лет. Будучи человеком бездетным он все свои средства отдал на возведение храма. Но, так как их было не достаточно, он нашел себе компаньона, крестьянина этого же села Чеснокова Ивана Никифоровича, имевшего значительный капитал. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Богатый вклад внес и владелец села Салтыков Михаил Михайлович.
Внутри собор украшали живописцы из Москвы и ученики ступинской школы. Роспись выполнена клеевыми красками на евангельские сюжеты. Главное украшение собора — картина «Распятие» в алтаре. По мнению искусствоведов, работа принадлежит кисти знаменитого испанского художника XVII века Бартоломео Эстебана Мурильо (1618-1682 гг.). Владелец Выездного, граф В.П. Салтыков, служивший послом во Франции, в 1770 году проезжал через Саксонию и получил в дар от дочери саксонского короля принцессы Марии-Августы картину «Распятие», оцененную в то время в 14 000 рублей серебром.
Из уважения к заслугам Ивана Гостькова как ктитора и храмосоздателя Салтыков освободил его из крепостной зависимости, а епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший освящение храма в 1815 году, выразил особую архипастырскую признательность за его труды. На могиле Гостькова, который покоится при церкви, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи священника села Петра Терновского.
Смоленская церковь была закрыта 30 июля 1941 года по решению Горьковского Облсовета и передана в распоряжение Заготзерно под зернохранилище. 25 марта 1942 года, благодаря настойчивым просьбам верующих, церковному совету выдали справку с разрешением открыть Смоленскую церковь. Однако, по решению властей зимняя половина храма оставалась за Арзамасским заготпунктом под глубинный склад зерна. На собрании членов приходского совета в Арзамасе 24 августа 1942 года было постановлено внести в фонд обороны единовременно 50 тысяч рублей и производить дальнейшие периодические платежи по примеру общин верующих города Горького. Этот аргумент убедил власти и осенью 1943 года церковь была возвращена Нижегородской епархии полностью.
В 2007 году Смоленский собор и входящая в его ансамбль колокольня стали объектами культурного наследия федерального значения.
С 2010 года при Смоленском соборе начал работу филиал епархиального волонтерского движения «От сердца к сердцу», священники и прихожане регулярно посещают детей-отказников в Центральной городской больнице Арзамаса.
Адрес: Нижегородская область, Арзамасский район, рабочий поселок Выездное, площадь Ленина, 37.