храм василия блаженного план
Храм Василия Блаженного
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Покровский собор на Красной площади
Он – первое, что видит всякий входящий на главную площадь страны. Яркий, нарядный храм давно стал «лицом» Москвы, его изображения на открытках, календарях. А побывавшие внутри говорят: хотя с советских времен до наших дней здесь нет ежедневных богослужений, древние стены хранят дух прошлого, когда страна называла себя Святой Русью.
Где находится
Он расположен на Красной площади Москвы.
Почему называют храмом Василия Блаженного
Точное название его – Покровский, то есть посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.
Это именование связано с тем, что с 1588 г. здесь под спудом пребывают мощи одного из самых любимых русских святых, блаженного Василия Московского, более 70 лет несшего подвиг юродства. Представляясь как бы «безумным», бесстрашно обличал он грехи людей, без различия состояния, вплоть до самого царя.
Блаженный Василий Московский, Христа ради юродивый
Святость его была столь явна, что даже «Степенная Книга царского родословия» посвящает ему несколько страниц, именуя «преподобным», «самовольно обнаженным телесного одеяния» (то есть ходившим нагим), стяжавшим такую благодать, что «яко егда в нощех тай хождаше по святым церквам… ему же и сами врата церковные отверзахуся».
По воспоминаниям современников, в приделе св. Василия совершались ежедневные службы.
История храма от создания до наших дней
Посвящение его связано с тем, что на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 г. войска царя Ивана IV взяли Казань, что знаменовало падение Казанского ханства – давнего, упорного врага России. Оно, а также ханства Астраханское и Крымское образовались на месте некогда единой Золотой Орды, от которой Русь зависела с середины XIII в. почти до конца XV в.
К середине же следующего столетия возникла опасность создания на месте бывшей Орды халифата под протекторатом исламской Османской империи, к которой тяготели ханства. Россия противопоставила этому наступлению твердое стояние в православии в надежде на Божию помощь:
Возникновение
Согласно сохранившимся преданиям, процесс создания собора можно описать именно таким образом. Первоначально это была группа небольших «обетных» церквей, которые строились «на Рву», то есть возле рва, окружавшего Кремль. Возводились они вокруг церкви Св. Троицы, которая издавна находилась близ Спасских ворот Кремля. Каждый такой храм посвящался памяти святого, в день которого русские войска одерживали победы над Казанским ханством – большие или малые:
Среди обетных были также церкви:
Всего же престолов храмового комплекса насчитывалось 9. По преданию, объединить их предложил свт. Макарий, духовный наставник молодого царя. Полагают, что ему принадлежит идея собора – существенно шире просто памяти о Казанской войне.
Иерусалим
Свт. Макарий предложил поставить 7 престолов вокруг главного, но не Троицкого, а Покровского. Получившееся число 8 символизировало полноту времени, наступление Царства Небесного. Сам же собор становился не только местом молитвы, богослужения: он еще был объектом поклонения, как икона Иерусалима.
При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город – ближайший к Спасским воротам Кремля – стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Макарии. Это так называемое «Шествие на осляти». В Вербное Воскресенье митрополит (позже – Патриарх) совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь.
Непрерывно читалось Евангелие Входа в Иерусалим – ведь предстоятель Церкви сейчас представлял Самого Господа. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову!». У собора (а не внутри, по множеству народа), на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души.
Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше – появился придел свт. Николая, а с конца XVI в. – св. Василия.
Когда произошло освящение
Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г.
Архитектор
Источники различным образом передают имя создателя (или создателей):
Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу – потому так мало известно о них самих.
Было ли ослепление
Существует предание о том, что мастер (или мастера) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в., так что их «ослепление», скорее всего, легенда.
Архитектура и стиль
Собор, каким знали его жители столицы XVI в., несколько отличается от нынешнего:
План собора
Сколько всего храмов
Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей.
Купола
Высота
Высота здания – 65 м. До появления колокольни Ивана Великого (в самом конце XVI в. ) оно было самым высоким в столице.
Вид сверху
Собор Василия Блаженного, вид сверху
Храм под землей
Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. там хранилась царская казна. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь – музейная экспозиция.
Интерьер
Интерьер церкви Василия Блаженного
Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек. Но высота каждой из них – не менее 20, а Покровской – более 40 м.
Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в XVI столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира – и это прямо в центре столицы!
Убранство церквей не раз менялось. Здесь находятся иконостасы из многих закрытых за ветхостью московских церквей XVIII — XIX вв.
Интересные факты о соборе
Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови
Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.
Превратности судьбы
Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:
Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.
Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:
Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Как добраться, ближайшие станции метро
Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.
Отзывы
Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:
«Собор Покрова Божий Матери на Реву, «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное, и связано с тем что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного. Красив храм и праздничен, он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются; один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелёными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми. Посещал храм в молодости, особенно внутри дух истории» (Олег Гладков)
«Удивительно красивый храм на Красной площади Московского Кремля!» (Виталий Митягин)
«Невероятное место! Как будто историю трогаешь рукой. Энергетика и сила, гордость народа. Обязательно посетить хотя бы раз. Детям от 10 лет уже будет интересно увидеть храм своими глазами изнутри. Особенно, если заранее прочитать историю создания, заинтересовать. Рекомендую!» (Екатерина)
Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.
Колокольня
Колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Сведений о звоннице сохранилось мало. Самое раннее ее изображение на миниатюре Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условное.
Мы видим двухъярусное трехпролетное сооружение с шатровым верхом и большими колоколами в арках. Более точное представление о древней звоннице дает «Годунов чертеж» и так называемый «Кремленоград» план (1595-1600 гг.). Трехъярусная звонница с тремя шатрами стоит к юго-востоку от собора на высоком постаменте, облицованном камнем или кирпичом.
Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая существует и по сей день.
Ее основание — массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.
Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, возрожден удивительный по своему звучанию колокольный звон Покровского собора.
Церковь Святой Троицы
Церковь св. Василия Блаженного
Церковь Трёх патриархов Константинопольских
Церковь Киприана и Иустины
Церковь Покрова Пресвятой Богоматери
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь Григория Армянского
Крыльцо Северное
На второй этаж собора с северной и южной стороны ведут две белокаменные лестницы в три пролета. В древности северная лестница являлась главным входом в храм.
Первоначально лестницы были открытые. В 1680–е гг. над ними возвели своды на так называемых «ползучих» (дугообразных, наклонных) арках. Арки расположены в два яруса, причем верхние соответствуют по форме нижним.
Изящные боковые арки органично сочетаются со сдвоенными висячими арками верха крылец. Разнообразие арочных форм придает легкость, ажурность, сказочность храму.
Внутри крыльца перекрыты коробовыми сводами, а снаружи завершаются двойными малыми шатрами, которые играют декоративную роль. По форме они повторяют в миниатюре шатер центральной церкви Покрова Богоматери.
Сразу же после возведения крылец их расписали цветочно–травным орнаментом. Они выделили зрительно западный фасад, обращенный в сторону Кремля, подчеркнув особую значимость этой части храма в духовной жизни средневековой Москвы.
Начиная со второй половины ХVI в. в Вербное воскресенье совершался торжественный крестный ход — «шествие на осляти» — из Успенского собора Московского Кремля в Покровский собор.
Участники шествия во главе с царем и патриархом (митрополитом) по нарядному северному крыльцу поднимались в западную церковь Входа Господня в Иерусалим, где совершали богослужение.
На верхней площадке северного крыльца сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.
Внутри на площадки крылец собора можно попасть, пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
Паперть. Вход
Пространство, окружающее церковь святого Василия Блаженного, соединяет её с помещениями подклета — нижнего яруса Покровского собора. Оформленный сводчатым крыльцом XVII века вход на паперть является основным входом в музей. Столбы крыльца украшены разноцветными изразцами. Между боковыми опорами расположены сдвоенные арки, соединённые белокаменной гирькой.
Внутри стены паперти покрыты масляной росписью, выполненной к 1905 году — 350–летию начала строительства собора (1555 год) в единой стилистике с церковью Василия Блаженного. Живописные сюжеты посвящены Пресвятой Богородице, так как Покровский собор относится к богородичным храмам. Сочность красок росписи и богатство палитры придают особенную декоративность и нарядность помещениям при входе в церковь Василия Блаженного.
У западной стены паперти расположена архитектурная экспозиция. Она показывает изменения архитектурно–декоративного и живописного облика собора на протяжении XVI—ХХ веков. Наибольший интерес представляет фрагмент внутристенного деревянного бруса от конструкций, заменявших чертежи и помогавших возводить кирпичные стены собора.
На паперти представлены вкладные в Покровский собор хоругви, выполненные к 350–летнему юбилею собора (1905 г.), а также макет собора, изготовленный из папье–маше подмосковными мастерами–игрушечниками в 1920–е гг. Ценный исторический источник наглядно показывает, каким был собор до проведения масштабных реставрационных работ, и как он изменился за прошедшие сто лет.
План музея
Место проведения
Покровский собор — это сложное в конструктивном плане сооружение. Он состоит из нижнего яруса — подклета и двух церквей — и верхнего яруса — ансамбля девяти церквей и двух галерей. Подклет — это целый лабиринт, включающий в себя узкие переходы и множество помещений разной конфигурации. Центрическая композиция церквей второго яруса также сложна для самостоятельного осмотра.
В год 460-летия Покровского собора предлагаем вам воспользоваться планами ярусов Покровского собора. Вы можете распечатать их или сохранить на своё электронное устройство при планировании визита в музей.
Расскажите друзьям о музее:
Другие события
Официальный информационный партнёр:
Технический партнёр:
Copyright © 1998–2021 Исторический музей
Подписка на рассылку
Большой коллектив музея трудится над тем, чтобы история нашей страны была вам ближе и интереснее, чтобы наш музей прочно вошел в жизнь тех, кто стремится к новым знаниям. Без посетителей и тесной связи с ними любой музей стал бы лишь хранилищем ценностей. Общение с вами дает нам стимул для дальнейшего развития, вдохновляет и поддерживает. И, всякий раз, покупая билет на экспозицию или выставку, книгу или сувенир, вы должны быть уверены, что вносите вклад в дело сохранения нашего общего культурного наследия, популяризации и развития одного из интереснейших музеев мира.
Команда Исторического музея благодарит вас за помощь и поддержку!
К 150-летию основания Исторического музея мы готовимся запустить программу «Клуб Друзей Исторического музея». Просим вас ответить на несколько вопросов, чтобы сделать нашу программу особенной.
Храм василия блаженного план
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века.
Ярусные храмы, наподобие Ивана Великого, стоят по кресту с четырех сторон центрального Покровского придела. Вначале они выглядели выше и стройней, так как соборные лестницы около них были сначала открытыми.
Огненные храмы с круглыми кокошниками стоят по диагональному кресту с четырех сторон центрального придела. Среди огненных храмов Москвы они появились здесь одни из первых.
Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника. Поставленные «вперебежку» кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника. В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные «кирпичные» арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных «под кирпич» и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку). В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII в. в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона «Вход в Иерусалим» XVI в. в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 г. на месте звонницы конца XVI в., четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI в.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.