храм василия блаженного под землей фото
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри
Обратите внимание на дерево «в кадке». Это маркер реального уровня земли у храма до реставрационных работ.
Икона на стене за деревом крупным планом.
Экскурсию для нас проводила директор музея Храма Василия Блаженного Татьяна Сарачева. Спасибо ей за это огромное!
Нам повезло подняться на верх!
Колокольню собора показывал нам главный звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Конечно, мы услышали и мелодию колоколов, которые оживают здесь, в основном, только по праздникам.
Вот такие мощные балки для крепления.
Колокола сегодня здесь разные, привезенные из других церквей и даже стран. Ведь в советское время церковный металл шёл на нужды государства.
Гигант. Брат колокола со Спасской башни, голос которого все мы слышим в Новогоднюю ночь. Отлит в 18 веке.
Далее нас провели на открытую круговую галерею, расположенную на уровне куполов. Сюда вход для посетителей закрыт. В основном по условиями безопасности. Виды здесь потрясающие. Ооочень красиво и непривычно смотреть в таком ракурсе на Красную площадь.
Хотела сначала вставить сюда много видовых фото, но лучше сделаю отдельным постом.
Сейчас покажу только одно фото. С этого мостика раньше снимали все парады. С развитием техники появились разные «летающие» камеры и площадка для этих целей стала неактуальной.
Экскурсовод обратила наше внимание, что называть главы Храма куполами неверно.
Отреставрированная роспись на стенах.
Прорисовка кирпича. Собор сегодня весь кирпичный, но после реставрации был нанесён такой узор.
А это оригинальный фрагмент росписи 17 века, расположен он на нижней галереи, куда нас тоже пустили. Туристам вход закрыт. Там узко и сохранилась подлинная краска, которая может быть утеряна. Сейчас эти фрагменты помогают реставраторам подобрать цвета при восстановительных работах.
Заходим внутрь Храма.
Сразу поражают сказочные галереи-переходы между церквями.
Металлические скобы держат потолок. Наверху в «техническом» помещении огромные металлические крепления.
Мастерство архитекторов и строителей, конечно, восхищает. Кирпичный свод потолка.
Переходы первого яруса-подклета.
А этот портал специально открыли от штукатурки, что было видно сколько форм кирпича использовалось при строительстве.
Выносные фонари, которые раньше несли во время Крестных ходов.
А это уже алтарь Церкви Киприана и Иустины. Обратите внимание на хоругви, которые также раньше участвовали в Крестных ходах.
Алтари почти во всех церквях набраны при рестоврации из собранных из других храмов икон. Из оригинальных икон, сохранилось лишь 2, которые находятся в витринах музея.
Из-за того, один харугв весил очень много нёс его не 1 человек, а трое.
Церковь Великого образа Николая Чудотворца.
Церковь Входа Господня в Иерусалим.
В Церкви Александра Свирского ансамбль духовной музыки «Дорос» исполнил для нас а капелла несколько композиций. Певцы выступают ежедневно во время работы музея. Послушать может любой желающий.
Чистые голоса наполняли всё помещение и уносились далеко в высь. Во многих церквях Собора (кроме 2х) при строительстве были заложены голосники, которые дают отличное акустическое звучание.
Чтоб попасть в придел Василия Блаженного, надо спуститься со второго яруса по узенькой лестницы или зайти с улицы.
Здесь мы видим раку. Но сама могила находится где-то под полом церкви.
Невероятной красоты алтарь.
С 2011 года площадь первого яруса увеличилась в три раза. Открыты 6 новых помещений. Сегодня здесь можно увидеть постоянную экспозицию по истории Покровского собора, в которой находятся только подлинные предметы. Впервые представлены разделы: археологические исследования, история реставрации, Московские юродивые в истории Покровского собора.
Фрагмент покрытия с Церкви Варлаама Хутынского. Железо, ковка. Снято при реставрации в середине 20в.
Сегодня покрытие из меди толщиной в 1 мм.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
CNN (США): загадочное происхождение красочной московской достопримечательности
Храм Василия Блаженного был построен в середине XVI века, и сразу после этого стали появляться легенды об этой многоликой православной церкви (на самом деле — соборе, официальное название которого Храм Покрова на Рву, прим. ред.), находящейся в самом центре Москвы.
Это был архитектурный подвиг. Самое высокое здание в городе, построенное из кирпича благодаря полученным от итальянцев знаниям. Это была демонстрация могущества России в конце вековой войны. По легенде, являющейся лишь слухом, царь всея Руси и великий князь Московский Иван Четвертый (Грозный) приказал ослепить зодчих, чтобы они никогда больше не смогли возвести столь величественное здание.
Однако происхождение этого архитектурного памятника покрыто завесой тайны.
Прошло уже пять веков, но личности зодчих выяснить так и не удалось, хотя считается, что проект задумали два архитектора, которых звали Барма и Постник Яковлев. Некоторые историки утверждают, что зодчий был один — Постник Яковлев, а Барма — это всего лишь его прозвище.
Контекст
Forbes: пять российских городов, незаслуженно оказавшихся в тени Москвы
The Economist: остров раздора — теперь туристическая достопримечательность
«Это по-настоящему удивительно, что некоторые основополагающие факты невозможно проверить», — рассказал во время видеоинтервью историк русской архитектуры Уильям Брумфилд (William Brumfield), написавший недавно книгу «Путешествия по Российской империи» (Journeys through the Russian Empire).
Документов осталось очень мало, из-за чего историки типа Брумфилда вынуждены искать подсказки и зацепки.
«Мы многократно сталкиваемся с этой проблемой в истории русской архитектуры, даже в конце XVIII века. Было много пожаров, вторжений, катаклизмов. Москва горела в 1812 году во время нашествия Наполеона. Зачастую документов просто не осталось», — объяснил Брумфилд.
Сегодня храм Василия Блаженного, имеющий официальное название Покровский собор, представляет собой группу церквей из красного кирпича, которые окружают самую большую центральную форму. Каждый придел увенчан яркой маковкой, покрашенной в синий, зеленый, красный и желтый цвета. Этот собор известен во всем мире благодаря своему сказочному внешнему виду, и каждый год его посещают около 400 тысяч туристов. Он стал важным культурным символом страны.
На протяжении столетий этот находящийся на Красной площади архитектурный шедевр претерпел множество изменений, расширений и ремонтов. Он даже менял свой цвет. Первоначально храм назывался церковью Святой Троицы, но то здание сгорело в 1583 году, и в следующем десятилетии было восстановлено. Историки точно не знают, как выглядел собор до пожара, но судя по описаниям того времени и высеченным надписям XVII века, прославленные цветные маковки, ставшие символом русской православной архитектуры, появились позднее.
Демонстрация мощи
О храме доподлинно известно то, что в 1555 году Иван IV приказал построить церковь, которая стала бы символом военной мощи России, победившей тогда Казанское ханство в ходе длившихся целое столетие войн.
«Собор имел предельно ясное политическое значение, — сказал Брумфилд. — Он демонстрировал власть и силу Ивана Грозного как великого князя. Позже Иван стал первым царем».
Статьи по теме
Die Welt: путешествие по Енисею — реке русской души
Stern: что сегодня для немцев бывшая Восточная Пруссия
Храм Василия Блаженного получил свое второе название после того, как сын Ивана Федор построил церковь, посвященную этому святому юродивому, который был известен Ивану и будто бы обладал даром предвидения. Он якобы предсказал большой пожар, опустошивший Москву в 1547 году, а также царствование самого Федора. Собор Василия Блаженного был построен последним в память об этом человеке. Под собором погребены его останки. Это место стало святым и очень популярным, сюда приходили молиться жаждущие исцеления верующие.
Зодчие явно пользовались архитектурными знаниями итальянцев, которые славились своей прочной кирпичной кладкой и умением возводить очень высокие здания. Примером тому служит знаменитый красный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В период с 1475 по 1510 годы итальянские зодчие перестроили Кремль и два его важнейших собора, принеся в Россию свои новаторские методы эпохи Возрождения. Среди прочего, они умели строить крутые шатровые крыши. Такая крыша покрывает центральную церковь собора Василия Блаженного.
Возводившие собор зодчие расположили группу церквей в основном симметрично. В каждом приделе имеется алтарь, посвященный святому, который ассоциируется с властью Ивана.
«Они (русские зодчие) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные конструкции… придавая храмам политическое и династическое значение», — сказал Брумфилд.
Цветные купола
Хотя луковичный купол стал характерной чертой русской архитектуры, никто точно не знает, как он попал на Русь, говорит Брумфилд. Вполне возможно, что храм Василия Блаженного стал первым в этом регионе строением, которое увенчали такой маковкой.
«В какой-то момент эта идея просто охватила всю Россию, — сказал Брумфилд. — Священники по всей России начали менять купола на луковичные маковки». Они сохранили свою популярность на века, начиная с деревянных церквей 18 столетия на острове Кижи и кончая достопримечательностью Санкт-Петербурга 19 века храмом Спаса на Крови и современным храмом Преображения Господня в Звездном городке, построенным в 2008 году.
Согласно Брумфилду, построившие храм Василия Блаженного зодчие позаимствовали форму куполов у Османской империи, сделав их символом победы над Казанским ханством, которое являлось тюркским государством, населенным татарами. Либо же они могли взять в качестве образца купол храма Гроба Господня в Иерусалиме.
«В этот период русские начали считать свою страну новой священной землей», — объяснил Брумфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая столица Римской империи Константинополь (ныне Стамбул). Ни тот, ни другой город еще и до захвата османами не признавал верховную власть Папы Римского, а до пленения Константинополь считал себя православным городом. В итоге русские считали, что стать новой священной столицей православия может только город на русской земле.
Цвета тоже не имеют особого значения и истории. Их добавляли со временем, с конца XVII до середины XIX веков, когда появились новые тенденции и предпочтение ярким краскам.
«Русским нравятся яркие украшения», — сказал Брумфилд. Кроме того, цветной узор добавляет храмам нарядности на фоне хмурых туч, которые часто закрывают небо в долгие и темные русские зимы. Храм Василия Блаженного далеко не единственный собор, окрашенный в ослепительно яркие тона. Таких церквей в России великое множество, включая праздничную с позолотой Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, а также ярко-красный с голубыми куполами храм Казанской иконы Божией Матери в Иркутске.
Цвета храма Василия Блаженного менялись вместе с его внешним обликом. У него появилась новая колокольня, цветочные украшения и стенные росписи внутри.
«Это как живой организм. Он растет, он меняется, он преображается, — сказал Брумфилд. — Однако основа всегда четко прослеживается. Храм остается символом древней Московии. А еще — символом стойкости разросшейся из Московии великой России».
Наверное, изменчивый характер храма и стал той причиной, по которой он пережил века и сохранился. «Его выразительный внешний облик привел к тому, что каждый век считает его своим собственным. Храм по-настоящему любим. В России нет другого здания, которое вызывает такую привязанность и любовь, как собор Василия Блаженного».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
11 церквей Василия Блаженного
Неделю назад побывала в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а проще говоря — Василия Блаженного, блог-тур в котором проводила сама Татьяна Сарачева, директор музея.
Татьяна Григорьевна, кстати понимает, что с «Василием Блаженным» бороться совершенно невозможно и правильное название собора все равно никто никогда не вспоминает (с). А уж от иностранцев что-то требовать вообще бесполезно, поэтому во всех пабликах музей называется просто – Saint Basils Cathedral 🙂
Так что пусть и у меня будет такое «провокационное» название поста. А все почему? Потому что на самом деле в Соборе «собрано» целых 11 церквей.
Во время походов Ивана Грозного на Казань на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. 1 октября 1554 года, после возвращения молодого царя с победой, был освящён деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Вики
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града. Итого 9, ведь да (я сама уже запуталась, надо смотреть на план!)?
В «основных» церквях я тоже была с Татьяной Сарачевой, два года назад, тогда нас водили два часа по всему собору и это было пре-крас-но!
Остаются еще две. Какие же? Самые поздние, посвященные двум святым, вся жизнь которых связана с Собором. Которые навсегда остались в памяти народной и похоронены здесь, у стен собора. Первоначальных стен.
Нашу экскурсию Татьяна Григорьевна начала у огромной фасадной иконы «Богоматерь Знамение со святыми на полях». Это самая ранняя из трех «уличных» икон.
Рядом с ней (маленькая зеленая дверь в стенеТМ) находится одна из этих церквей – собственно, церковь Василия Блаженного. Собор начали строить в 1555 году, Василий, к тому времени уже 80-летний человек, сразу поселился у его стен, там и умер и был похоронен, фактически еще «на стройке», под стеной.
В год канонизации святого (1588), по повелению царя Фёдора Иоанновича к Покровскому храму была пристроена церковь (придел) в честь Василия Блаженного — на месте, где он был погребён, о чём повествует стилизованная надпись на стене этой церкви. Над мощами святого, перенесённых в церковь, соорудили серебряную раку.
Церковь Василия Блаженного – одна из самых красивых, что я видела.
Каждый раз я просто обмираю над резным иконостасом, который, как и все убранство церкви, был восстановлен относительно недавно.
Ведь в советское время эту церковь никто не видел. В толстенном проеме, загороженном фанерными щитами с двух сторон, размещалась касса музея! А «за спиной» работников музея было все ЭТО
Неудивительно, что ходили разные легенды, в том числе и о том, что на могиле Василия Блаженного лежат огромные цепи. Нет, цепей там никогда не было. По той простой причине, что Василий был нагоходцем.
Его подвиг был в том, что он многие годы ходил нагим. Это отражено в ранних иконах, написанных вскоре после его кончины и канонизации. И только через 200 лет, в просвещенном XVIII веке, его стали писать с перепоясанием, «набедренной повязкой».
В соборе хранится уникальный экспонат – вышивка, которая лежала на раке Василия Блаженного. Вышита она была руками царицы Ирины и других мастериц в ее «мастерской», сразу после смерти святого. Как сказала Татьяна Григорьевна – мы любим думать, что это почти прижизненное изображение Василия Блаженного, потому что его видели люди, заставшие его живым. Но! Я сразу задумалась – могли ли девушки из приличных семей (царской и вокруг!) просто так прогуливаться по гульбищу площади, вокруг стройки и видеть голого дяденьку простой народ и т.д.? Наверное нет, вспоминая, какие строгие нравы были при царском дворе Руси. И печальную участь женской его части.
Уникальная вышивка, какой труд, сколько материала.
На второй уровень собора мы в этот раз не пошли, так что видели снизу только подцерковья верхних церквей.
Конечно, за столько лет собор постоянно менялся и перестраивался. Появлялись и исчезали стены и проемы, сейчас открыты тайники, в которых когда-то хранилась царская казна.
А это могло быть, кстати, совсем даже не злато-серебро, а такие прозаические вещи, как пенькА, меховая рухлядь, даже съестные припасы.
А сейчас для нас самое большое сокровище – чудом сохранившиеся кусочки самых первых росписей собора.
Несмотря на все, что собор пережил за последние 100 лет. Например, выставки на антирелигиозную тематику.
Зато теперь все на месте.
На самом деле все это была вводная часть экскурсии, посвященной уникальному событию – открытию, после 90 лет «забвения», церкви Иоанна Блаженного, второго святого Покровского собора. Про нее очень хочется рассказать отдельно, потому что в этой крохотной совершенно церковке, тоже пристроенной к основному «телу» собора позже, мы провели, наверное, целый час.
Покровский собор ждет всех – и больших, и маленьких. Напоминаю, что попасть в собор можно без билета, но исключительно с благой целью, на воскресную службу!
В эти выходные Исторический музей отмечает свой день рождения, будет много праздничных мероприятий, в Соборе, конечно тоже!
Огромное спасибо Татьяне Сарачевой за такое счастье – снова попасть в собор!