Престольный праздник — хода Господня во Иерусалим (28 апреля)
Настоятель — протоиерей Олег Юрьевич Митров, 1971
Приписные храмы храм Рождества Богородицы
Из истории. Храм на высоком живописном берегу реки Протвы был выстроен в 1667—1679 гг. при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. Храм имеет два уровня. Нижний придел освящен во имя Пресвятой Богородицы, верхний — в честь Входа Господня в Иерусалим.
Храм построен из кирпича. Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. С западной стороны в церковь ведет открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Южное крыльцо разобрано около 1886 г. К северо-западному углу храма примыкает колокольня. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету «звона» завершен каменным шатром, в старину покрытым черепицей.
В 1940-х гг. храм был закрыт, частью порушен. Как «памятник архитектуры» частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом.
Церковь Входа Господня в Иерусалим. Внимание на детали
Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.
1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.
2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь. По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.
3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.
4. Подошли к воротам и обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы и нарядные изразцы.
6. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря.
7. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.
9. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.
10. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.
11. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда «русском стиле», взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.
13. Вокруг церкви растут вековые деревья. И такие покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется.
15. За храмом покоятся старинные надгробия. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.
16. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.
17. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.
18. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу подробно.
19. 26 февраля 1764 года Екатерина Великая подписала Указ о секуляризации монастырского землевладения. В соответствии с Указом из 954 монастырей упразднялись 418. 226 монастырей отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. Очень скоро и заштатные монастыри были сокращены до 161. Поскольку в мужском Спасо-Входском Верейском монастыре было всего три монаха, несколько служителей и 4 отставных солдата на монастырском пропитании, монастырь был ликвидирован сразу после указа. Перед упразднением монастырь уже был в ветхом состоянии. Активные работы по ремонту храма начались только в конце XIX и были продолжены в начале XX веков.
20. В 1934 году храм был закрыт. Церковь использовалась в хозяйственных целях. В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан.
21. Церковь была частично реставрирована в 1960-х годах под руководством Н.Н.Свешникова. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств. С 2000 года Входо-Иерусалимский храм передали православной общине, и снова началась его реставрация, на этот раз основательная. Вновь созданы иконостасы и киоты. Восстановили угловые башни, крепостные стены, оба крыльца и галерея, отреставрирован дом причта, установили новые медные главки, на самом верху колокольни помещены все вновь отлитые колокола
22. Рассмотрим внимательно церковь со всех сторон и архитектурные детали её убранства. Бесстолпный кубический объём храма поставлен на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Особо интересна примыкающая с северо-запада восьмигранная колокольня, столп которой украшен муравлеными изразцами.
24. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки. В верхний придел с западной стороны ведёт открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками (мощёными площадками) на кувшинообразных столбах.
25. Аналогичные крыльца некогда были и у боковых порталов.
32. У ограды видна детская площадка с деревянными избушками.
33. Разнообразная лепнина, богатая резьба наличников окон и порталов характеризуют архитектурный стиль Московского зодчества XVII века.
34. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, было разобрано около 1886 года.
35. Сейчас оно восстановлено.
41. В стену алтарной апсиды с восточной стороны замурована плита, найденная при раскопках. Текст на ней сообщает, что поблизости были похоронены поляки, погибшие в боевых действиях Смутного времени.
42. Восстановлена северная паперть.
44. К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня.
45. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету «звона» завершён каменным шатром, в древности покрытым черепицей.
Некогда в Верее был Входо-Иерусалимский монастырь. В Смутные времена где-то в этих местах на живописных берегах Протвы останавливались на отдых отряды гетмана Станислава Жолкевского, двигавшиеся на российскую столицу Стоит ли говорить, что после такого «отдыха» поляков от Вереи остались рожки да ножки? Монастырь был полностью разрушен. Его так и не восстановили. Осталась только старая деревянная монастырская церковь.
В 1677 году ее снесли, а на ее месте монахи начинают возводить каменный собор. Закончилось возведение нового каменного храма в 1679 году. Подробности возведения собора на высоком берегу Протвы неизвестны, но он стал самым большим каменным сооружением Вереи.
История храма
В 1764 году, 8 марта императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднен и Спасский Входо-Иерусалимский монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего три монаха. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились.
После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь.
В 1877 году к 200-летнему юбилею Верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры XVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы.
В советское время
После войны в храме разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения.
Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда еще начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проемы, цоколь. Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились.
Возрождение
Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине. В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. И хотя храм после реконструкции 1960-х годов сохранился значительно лучше других верейских храмов, понадобилось шесть лет упорного труда, чтобы полностью его восстановить. Сейчас храм предстает перед паломниками во всей свой красоте.
Архитектура храма
Это четырехугольное здание (четверик) с пятью главками на глухих барабанах. Маковки, покрытые во время реставрации в 1960-м году деревянными лемехами, были демонтированы и заменены на медный лист, так же как и покрытие кровли, трех апсид и звонницы.
Верхняя часть фасадов украшена рядом ложных закомар и аркатурными поясами.
С северо-западного угла к храму вплотную примыкает восьмигранная шатровая колокольня. Именно шатер делает ее чрезвычайно узнаваемой и бесспорно относит к XVII веку. Как известно, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, однако этот запрет не затронул колоколен, которые продолжали возводиться и после XVII века.
Трапезной в храме нет, придел Покрова Пресвятой Богородицы находится в подклети храма.
В ходе реставрации был полностью восстановлен двухэтажный дом причта.
Четыре башенки по углам бывшей монастырской ограды придают ей невероятную монументальность и торжественность. Их восстанавливали на старых раскопанных фундаментах.
Богослужения
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Расписание богослужений необходимо уточнять на сайте храма.
Контакты
Как добраться самостоятельно
От Можайска до Вереи ходит рейсовый автобус. На личном транспорте: по Минскому шоссе до указателя «Верея». В деревне Колодкино поворот направо. Расстояние примерно 130 км.