храм вооруженных сил сталин
Определена дальнейшая судьба мозаики со Сталиным из храма Минобороны
Определено новое месторасположение мозаики с изображением советского лидера Иосифа Сталина — им, по решению Русской православной церкви, станет музей на территории подмосковного комплекса «Патриот», а не сам находящийся в этом комплексе главный храм Вооруженных сил РФ, как предполагалось ранее. Об этом в беседе с РИА Новости рассказал глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин.
«Мы все-таки решили, что в музее более уместно, чем в храме. Зачем рождать какое-то противостояние и распрю в народе? Мы должны быть вместе, мы граждане одной страны и одной веры православной, мир и любовь для нас важнее всего», — сказал Калинин. Причиной такого решения о дальнейшей судьбе мозаики, по его словам, стали «откровенное неприятие» и «разгоревшиеся вокруг изображения страсти».
Протоиерей подчеркнул, что данная перестановка — не вопрос духовных принципов или выбор между добром и злом, речь идет лишь о «концепции размещения тех или иных лиц». Он также добавил, что музей находится в непосредственной близости от самого храма.
В конце апреля стало известно, что на стенах главного храма российской армии появятся мозаики с изображением президента Владимира Путина, главы Минобороны Сергея Шойгу и Сталина. При этом изображение советского вождя, по словам настоятеля храма епископа Клинского Стефана, будет задействовано во фрагменте мозаики о победе в Великой Отечественной войне. Против размещения этого произведения высказывался, в частности, глава синодального отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион.
30 апреля открытие храма Минобороны отложили на неопределенный срок из-за ситуации с коронавирусом.
В РПЦ объяснили портреты Путина и Сталина на мозаике главного храма армии
На стенах строящегося главного храма Вооруженных сил России появятся мозаичные изображения Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. По словам председателя художественного совета по строительству храма протоиерея Леонида Калинина, с Путиным и Шойгу их появление на мозаике не согласовывалось.
Изображение на стенах храмов исторических событий и исторических личностей является традицией, заявил РБК настоятель главного храма Вооруженных сил России епископ Клинский Стефан.
«Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены. Что касается Сталина, то его, скорее всего, срисовывали с исторической фотографии. Этот храм возводится в честь Победы, и не изобразить Парад Победы нельзя. Там будет еще ряд мозаичных картин с партизанами, с участниками Великой Отечественной войны, с участниками битвы 1812 года и теми лицами, которые прошли через ряд войн, связанных с историей нашего государства», — сказал Стефан.
РБК направил официальный запрос в Минобороны.
Председатель художественного совета по строительству храма протоиерей Леонид Калинин рассказал РБК, как в стенах сооружения появились мозаики с Путиным, Шойгу и Сталиным.
«Это не фейк, эта сравнительно небольшая композиция в общем огромном объеме действительно находится внутри храма. И она отражает историческое событие, причем делалось это без согласования с этими лицами, а именно на основании исторических данных, по решению художественного совета», — рассказал Калинин.
«Исторически, начиная с 12-го века, а кое-где и раньше, например в Софии Константинопольской, бывали изображения лиц непрославленных в лике святых, которые играли роль в истории или в создании храма. Например, в Софии Константинопольской было изображение императора Михаила, царицы Евдокии, которые были жертвователями реконструкции храма в этот исторический период. Изображения также присутствуют и на иконах. Например, на иконе «Страшный суд» изображают разных персонажей, даже из царей и владык, и весьма портретно», — объяснил священнослужитель.
По словам Калинина, композиция «Бескровное присоединение Крыма в 2014 году» занимает очень незначительное положение в храме. Там изображены лица, которые непосредственно принимали решение о присоединении Крыма. «Композиция «Парад Победы» также изображалась по фотографии. На ней в кадре на заднем плане изображен верховный главнокомандующий Советской Армии в 1941–1945 годах Иосиф Виссарионович Сталин. Он изображен там один, хотя на исторической фотографии было еще много других членов политбюро и высшего военного совета. Художественный совет считает эти изображения абсолютно уместными, отражающими историческую правду, откуда нельзя непроизвольно вырвать страницы», — пояснил свою точку зрения Калинин.
«Мы пошли другим путем, чтобы сохранить и историческую правду, и тот баланс, который позволит изобразить в храме исторических лиц, таких как Суворов, Кутузов и другие военачальники, которые принимали участие в баталиях и сражениях за защиту Отечества, поскольку храм этот не обычный, а воинский», — резюмировал председатель худсовета.
Как сообщили РБК в пресс-службе благотворительного фонда «Воскресение», который занимается сбором денег на строительство храма, его стены украсят художественные панно, посвященные Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, обороне Брестской крепости, сражению за Смоленск, битве за Москву, обороне Ленинграда, обороне Заполярья, битве под Ржевом, сражению под Харьковом, сражению на Курской дуге, Сталинградской битве, битве за Кубань, битве за Кавказ, битве за Днепр, освобождению Украины и Крыма, освобождению Белоруссии и Прибалтики, штурму Кенигсберга, освобождению стран Восточной Европы, битве за Берлин и другим победам.
«Среди панно, посвященных новейшей истории, — художественные мозаики о героизме военнослужащих при выполнении интернационального долга, миротворческих задач и борьбе с международным терроризмом в Юго-Восточной Азии, странах Африки, Центральной Америки, Средней Азии, Закавказья и Сирии.
Одно из мозаичных панно посвящено возвращению Крыма в состав Российской Федерации», — сообщили в фонде.
О начале строительства Главного храма Вооруженных сил России Минобороны объявило в сентябре 2018 года. По высоте он должен стать третьим православным храмом мира, уступая храму Христа Спасителя (103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м). Его открытие запланировано на 9 мая 2020 года — к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не знакомы с планами внутреннего убранства храма Вооруженных сил. «Я, к сожалению, не знаю, какие изображения на стенах храма, поэтому я не знаю, насколько эта информация соответствует действительности», — сказал он и посоветовал уточнить информацию о мозаиках в Минобороны и фонде, занимающемся строительством храма.
Это не храм, а военный памятник неосоветской «православной» фальсификации истории
«Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет,
так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа».
Пророчество старца Лаврентия Черниговского (1868-1950)
16 мая руководство Русской Православной Церкви МП официально приняло решение отказаться от мозаики с изображением Сталина в «главном храме Вооруженных сил РФ» в подмосковном парке «Патриот», сообщил глава Экспертного совета МП по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин. (Источник)
Ранее о. Леонид выступал за сохранение мозаики с изображением Сталина в храме, поясняя, что личность Иосифа Сталина — «это часть истории, которая среди прочих должна быть отражена на храмовой стене«.
Данное решение об удалении было принято не только из-за протестов во многих православных материалах в интернете, в том числе опубликованного 3 мая коллективного обращения православных к патриарху с просьбой удалить изображение Сталина, но скорее всего из-за письма митрополита Иоанна Дубнинского ‒ главы недавно присоединившейся к РПЦ МП Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Напомним, что его заявление вызвало скандал в связи с упомянутым портретом Сталина в храме, поскольку митрополит неожиданно для всех 4 мая поблагодарил патриарха Кирилла:
Эта благодарность широко разошлась в разных СМИ в то время, когда было объявлено, что Сталина в храме оставят. То есть благодарить патриарха было не за что, и совпатриоты восприняли это как провокацию. Вот как, например, на это отреагировала Редакция «Русской народной линии»:
Митрополит Дубнинский Иоанн шантажирует Патриарха Кирилла?
Парижский иерарх оказался втянут в информационную кампанию против Главного храма Вооруженных сил России
У храма нашлось много противников, прежде всего, среди либералов и необелогвардейцев, которые на протяжении всего времени, пока возводился храм, пытались его дискредитировать, сначала с целью сорвать его строительство, затем, чтобы добиться демонтажа ряда его изображений, в частности изображений Путина, Шойгу и Сталина.
Мозаика, с изображением Парада Победы 1945 года, на которой изображены военачальники, одержавшие Победу в Великой Отечественной войне, и участники Парада, несущие портрет Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, несмотря на протесты воинствующих антисоветчиков, была сохранена. Коллективное письмо православных антисталинистов, похоже, было проигнорировано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Письмо [митр. Иоанна] датировано 4 мая 2020 г. и подписано управляющим Архиепископией православных церквей Русской традиции в Западной Европе митрополитом Дубнинским Иоанном и секретарём Архиепископии протопресвитером Анатолием Раковичем.
Может сложиться впечатление, что митрополит Иоанн стал обладателем инсайдерской информации о том, что Святейшим Патриархом Кириллом принято решение, о котором идёт речь в письме зарубежного иерарха. Но почему о таком решении ничего не известно лицам, уполномоченным Русской Православной Церковью осуществлять контроль за ходом строительства Главного храма Вооруженных сил России? Такой информацией не обладает ни настоятель храма, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан, ни председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин.
Весьма сомнительно, чтобы Предстоятель Русской Церкви, если бы такое решение действительно имело место, сообщил о нём исключительно митрополиту Иоанну. В конце концов, какое отношение управляющий Архиепископией православных церквей Русской традиции в Западной Европе имеет к Главному храму Вооруженных сил России и с какой стати Патриарх Кирилл должен отчитываться перед митрополитом Иоанном?!
Вероятнее всего, митрополит Иоанн, не владеющий русским языком, а значит, не имеющий возможности следить за ведущейся в Рунете дискуссией вокруг храма, просто был использован «втёмную». Кто-то решил прикрыться им, чтобы надавить на Святейшего Патриарха.
Как бы то ни было, жаль, что митрополит Дубнинский Иоанн, управляющий Архиепископией православных церквей русской традиции в Западной Европе, оказался втянут в эту историю. Ведь парижские эмигранты, давно оторвавшиеся от Родины, имеют смутное, порой искажённое представление о нынешнем состоянии России и русского народа. Их попытки участвовать во внутрироссийских делах чаще всего заканчиваются какими-нибудь нелепостями, а порой и прямым вредом для России. Чего стоит одно создание параллельных приходов РПЦЗ в России.
Внутренние церковные разборки по этому поводу пока неизвестны, но уверена, что никакой провокации со стороны митрополита Иоанна не было, а скорее всего он таким приемом искренне пытался побудить совесть церковной иерархии МП отменить позорное решение. Мозаика в храме Божьем, на которой красноармеец несет портрет богоборца и гонителя Церкви наряду с ликами святых, Богородицы и Спасителя, ‒ это ведь кощунство!
«Приземлить» храм к историческим событиям? А что, если поместить портрет Гитлера в Храме-часовне Воскресения Христова в Дахау, в бывшем нацистском концлагере? ‒ это тоже была бы «часть истории«, в которой фюрер в 1930-е годы имел немалые экономические и социальные достижения для своего народа, не говоря уже о научно-технических успехах тогдашней Германии.
К сожалению жертвенную, кровавую Победу нашего народа присвоила антинародная богоборческая советская власть во главе с «православным» Сталиным, ее главным героем, якобы «без которого не было бы нас с вами и весь мiр был бы охвачен коричневой чумой».
Нынешняя сакрализация, или точнее обожествление Победы в РФ в советском идеологическом духе, воспринимается как ересь многими православными чадами. 75-летие этого праздника вышло на новый ‒ религиозный уровень и превратилось в государственную светскую религию. Символом этой новой религии и стал возведенный в рекордный срок (за полтора года) «главный храм вооруженных сил РФ», который должен был открыться ко Дню Победы и так и не открылся из-за пандемии СOVID-19.
По многочисленным фотографиям и публикациям в интернете, можно узнать следующее.
Храм сооружен с оккультно-нумерогическими размерами своих пропорций: 48 икон ‒ по числу месяцев войны; диаметр барабана главного купола ‒ 19 метров 45 сантиметров в честь окончания войны 1945 года; высота звонницы храма составляет 75 метров в честь 75-летия Победы, а высота Храма вместе с крестом составляет 96 метров — в 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, святой покровитель президента Путина, в честь которого освящен нижний храм. (См.: подробнее.)
Напротив алтаря, над входом и хорами верхнего храма, изображена Божья Матерь с младенцем Иисусом в стиле советского плаката. «Её фигура напоминает статую «Родина-мать зовёт» ‒ и это не случайно: художник специально старался вызвать эту ассоциацию», ‒ отметил отец Леонид Калинин. (Источник)
Данная фреска под названием «Образ Божией Матери-Заступницы России в Великой Отечественной войне» кощунственным образом копирует Августовскую икону Божией Матери (см. ниже), которая явилась русским войскам ночью 1(14) сентября 1914 г. во время Первой мировой войны. (Источник)
Солдаты сражавшегося русского воинства, преданные Богу, Царю и Отечеству – стоят на коленях и молятся, взирая на Богородицу. Большая разница с фреской в «военном храме РФ».
Мозаика над главными вратами в верхний храм ВС РФ посвящена облёту Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери в 1941 году, хотя документальных подтверждений этому нет, зато есть обоснованное опровержение этого мифа православных сталинистов: Иерей Николай Савченко. Разоблачение национал-коммунистических мифов истории: «облет Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года».
Храм сооружен не для поминовения усопших воинов, «на поле брани в Великой Отечественной войне жизнь свою за веру и Родину отдавших», а для оправдания богоборческой коммунистической власти со Сталиным во главе. Заместитель Министра Вооруженных сил РФ ‒ начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов сказал: «Иосиф Виссарионович – это наш Верховный Главнокомандующий, Председатель Совета народных комиссаров. Он на себе вынес всю тяжесть войны, принимал самые ответственные решения. Да и религию в общем-то вернул. Почему мы должны его стыдиться? Из-за того, что какие-то господа из-за бугра велят нам это делать? Мы сами разберемся, кого нам чтить, кого изображать на фресках. » («Комсомольская правда» 6.5.2020).
За Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери 03 июня 2009 г. Патриарх Кирилл заявил: «Некоторые недоумевают: почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей? Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над церковью, над святынями, над верой». «Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. – Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны – это и есть религиозное понимание». http://www.patriarchia.ru/db/text/665838.html
Эти слова были бы верны, если бы искупительное значение ВОВ сопровождалось чувством покаяния, если бы коммунисты признали злодеяния СССР и дали бы России вернуться на свои исторический путь, ‒ но этого не было! (Пророчество прп. Аристоклия о войне и почему оно не исполнилось.) Сразу после войны вновь стали закрывать храмы, вновь начались репрессии против народа. Стало понятно, что Сталин прибег к русскому патриотизму и реабилитации Церкви лишь временно в лукавых тактических целях, обманув народ (см.: Игорь Курляндский. Как Сталин использовал Церковь для победы в войне).
Главный храм ВС РФ ‒ это воплощение данной гражданской религии, стремящейся объединить российский народ вокруг культа Победы. Это лукавый символ непрерывности исторического процесса современной РФ с фальсификацией истории: якобы и Святая Русь, и ленинско-сталинский богоборческий СССР, и олигархическая РФ – это одна и та же Россия. Как Сталин использовал Церковь и русско-советский патриотизм для победы в войне, так и нынешняя власть использует их для своей легитимизации: «Мы все дети одной матери!», ‒ любимый лозунг президента Путина.
Русский православный народ уповал на пресвятую Богородицу, защитницу России, а советский богоборческий народ уповал на обожествленного Сталина и его «зовущую родину-мать», защищающую богоборческий строй.
Поэтому изображать в этом здании лик Богородицы в стиле героини-комсомолки является кощунственной ересью, как и совмещение сатанинской символики со святыми иконами.
Ставить в один ряд жертвы и палачей нашего народа, пытаясь примирить нераскаянных врагов Церкви Божией и цареубийц с теми, кто проливал кровь за Бога, Царя и Отечество – это не даст ничего хорошего для нашей страны. А попытка доказать, что армия современной РФ является преемницей одновременно христолюбивого воинства Русской Императорской Армии и антирусской богоборческой Красной Армии ‒ это кощунственный плевок в душу русского народа и глумление над памятью всех русских героев Императорской и преемственной от нее Русской Белой армии.
Вспоминается надгробное слово протоиерея Василия Виноградова, сказанное у могилы генерала Врангеля еще в 1928 г. в Бельгии: «Лобызая его священные для нас останки, дадим на них обещание взгревать в себе никогда не угасающую любовь к обездоленной родине и священный огонь непримиримости к сатанинской, богоборческой власти, не идя ни на какие компромиссы и соглашения, от кого бы они не исходили. В мире надо жить, говорит преподобный Феодосий, с врагами своими, но не с Божиими».
Русский народ может сплотиться, только когда он избавится от наследия бесовского советского строя, чьи идолы все еще оскверняют русскую землю, начиная с самого центра столицы, когда правители и церковная иерархия дадут честную оценку этой богоборческой власти и призовут народ покаяться перед Богом и Отечеством. Только тогда народ сможет примириться, на основе Божьей Истины с осознанием и преодолением сотворенного зла.
Надежда Сéлезнева
17 мая 2020 г.
Комментарий МВН
Пытаясь облагородить Сталина и его богоборческий режим, власти РФ и их совпатриотические пропагандисты (РНЛ) забывают, что подлинная богоборческая сущность коммунистической власти Русскому Зарубежью и его потомкам хорошо известна. Можно вспомнить, что лишь примерно половина упомянутой эмигрантской Архиепископии сочла допустимым войти в РПЦ МП (это было около года назад), не согласившиеся мотивировали это в частности и тем, что МП пытается облагородить богоборческий СССР и это эмигрантам неприемлемо по совести.
Поражает в этой скандальной истории молчание РПЦЗ(МП), епископат которой, в нарушение воли Всезарубежного Собора 2006 года, также в 2007 г. вошел в МП. Причем тогда тоже звучало немало голосов, предостерегавших от просоветского сергианства руководства МП, не желающего дать честную оценку богоборческой власти. После слияния с МП, со стороны духовенства РПЦЗ(МП) было лишь несколько робких протестов против новой советизации страны и активного участия в этом первоиерарха МП. И даже это вызвало отпор прямо из уст патриарха: «Так постепенно размываются границы между добром и злом, ‒ убежден Патриарх Кирилл. ‒ А почему это происходит? А потому, что человечество утрачивает понятие греха. » (Источник)
На оккультно-коммунистический «главный военный храм РФ» никакого официального протеста от синода РПЦЗ(МП) до сих пор не было. Опубликовано лишь сообщение, что 12 мая (неделю спустя после митр. Иоанна) «состоялось телефонное совещание Архиерейского Синода под председательством митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Затем епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней выступил с сообщением о новостях православного мира. Его Преосвященство также поделился с участниками совещания высказываниями председателей нескольких Синодальных отделов и других деятелей Русской Православной Церкви против наличия на стене главного храма Вооруженных сил России мозаики с изображением советского вождя И.В. Сталина. Эти высказывания были восприняты всеми участниками совещания с большим сочувствием». И только. Сами же сочувствующие промолчали. (Источник)
Памятник эпохе Путина. Почему строящийся храм ВС имеет мало отношения и к христианству, и к памяти павших
Я увидел в фейсбуке ссылку на слова председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина о том, что в главном храме Минобороны Сталина не будет, и решил лично написать отцу Леониду. Я сообщил ему, что отношение к происходящему у меня критическое, и едва ли это отношение изменится, и попросил уточнить, что значит «не будет»: мозаику сбили или не успели положить? Привожу нашу беседу с незначительными сокращениями.
Прот. Леонид: Мозаичисты отказались сбивать мозаики. У ребят матери и сестры в Крыму. Они сбивать Путина и Шойгу категорически не будут, потому что благодаря этим людям их родственники остались живы и Крым снова не был залит русской кровью. По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ.
Я: То есть Сталин остается пока? Из ваших слов следует, что если отказались, то, значит, кто-то предлагал.
Прот. Леонид: Кто мог «предложить»? Когда это изображение Парада Победы? Убрать прикажете Парад Победы из храма Воскресения Христова, посвященного ее 75-летию? Книга Истории сброшюрована и переплетена. Я и никто другой не может вырывать из нее страницы в угоду недовольным. Давайте проведем всенародный референдум? Что люди скажут.
Я: Вы написали «отказались» — в прошедшем времени. Из этой фразы следовало, что, возможно, было предложение. Я поэтому и переспросил.
Прот. Леонид: Мы должны во всем учитывать мнение народа. И верующего, и неверующего. Изображение Сталина на заднем плане в притворе храма может восприниматься как уменьшение роли Верховного Главнокомандующего одними и как позорное — другими. Только Церковный Собор или Всенародный Референдум могут ответить на этот вопрос, размещать или не размещать портрет Сталина.
Я: А к изображению действующего правителя с канонической точки зрения вопросов нет? Это именно вопрос, а не полемика.
Прот. Леонид: Мозаичисты отказались сбивать мозаики после комментария Д. Пескова. У ребят матери и сестры в Крыму. Они сбивать Путина и Шойгу категорически не будут, потому, что благодаря этим людям их родственники остались живы, не намотаны на гусеницы украинских танков и Крым снова не был залит русской кровью. Будьте честны, Константин, перед Богом и своей совестью. Я понимаю, что Вы на работе. Что это Ваш хлеб. Но будьте честны. Только Церковный собор или Референдум могут принять решение вырвать страницы из Истории… Это не иконы и не объект религиозного поклонения. Вот что важно. Аналогия (иконы) «Битва новгородцев с суздальцами»: там только маленькая икона Знамения. А остальное — историческая сцена. Так же и здесь… Изображения в западной части, в притворе.
Я: Могу понять про церковный собор. Но тогда почему его не провели перед оформлением храма? Про референдум не понимаю: почему церковное сооружение должно обсуждаться всеми, в том числе людьми, не имеющими к церкви отношения? (Кроме того), с собором опоздали, получается. (А) референдум в России провести практически нереально, из-за законодательства. Даже по поправкам в Конституцию.
Прот. Леонид: Вопросы не ко мне, это точно. Я ответил. Аминь.
Отец Леонид суммировал свою позицию так: «Не сталинист и не путинист. Но гражданин своей Страны».
Стены главного храма вооруженных сил России, строительство которого заканчивается в подмосковном парке «Патриот», украсят мозаикой с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. Фото: МБХ медиаhttps://t.co/O5AlRk3Pbl pic.twitter.com/TUxHW8LxXO
Странно слышать от священника рассуждения в стиле приписываемого Михаилу Шолохову высказывания «Был культ, но была и личность». Сталин — убийца десятков миллионов людей, среди которых тысячи и тысячи исповедников, священников и мирян, официально прославленных Русской церковью как мученики за веру. Поскольку речь идет о строительстве храма, а не музея, все вопросы о том, каким верховным главнокомандующим был советский диктатор, должны, как мне кажется, остаться за порогом.
Не менее странно узнать, что и неверующие (а также, по логике вещей, и верующие других конфессий) должны получить право высказывать свое мнение по поводу того, какой должна быть церковь. С какой, простите, стати? Сомневаюсь, что когда на Поклонной горе в Москве строили в середине 90-х церковь, синагогу и мечеть, покойный патриарх Алексий давал архитектурно-художественные советы муфтиям и раввинам, а они — ему. Хотя, напомню, весь комплекс, включающий музей, скульптуры и культовые здания, задумывался как дань памяти павшим во Второй мировой в честь пятидесятилетия победы в Великой Отечественной и Второй мировой.
Главный храм Вооруженных сил РФ Фото: Агентство «Москва»
В сегодняшней саге самое печальное и, с моей личной точки зрения, нехристианское — это бесконечное лукавство властей, светских и духовных. И те, и другие лицемерно изображают удивление по поводу появления мозаик. Как будто кто-то поверит, что в нынешней России такой, говоря светским языком, «проект» мог осуществиться без тщательного контроля за мельчайшими нюансами «контента». Дмитрий Песков цитирует президента: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано».
Ну, так если рано, то попросите убрать мозаику. Императоры всероссийские не ставили себе прижизненных памятников. При Советах только Сталин позволял себе такое. Во времена Хрущева и Брежнева для установки скромного «бюста на родине героя» нужно было стать дважды героем Советского Союза или социалистического труда. То есть, формально, такой почет могли оказать (и оказывали) и генсеку, и генералу, и доярке.
Отказ от собственного прижизненного изображения в церкви стал бы шагом воспитанного, скромного человека и, что очень важно, настоящего христианина. Для этого достаточно одного звонка Владимира Путина патриарху Кириллу. Пока этой просьбы не последовало, мы имеем дело с чем-то очень напоминающим ответ Сталина на вопрос писателя Лиона Фейхтвангера о том, не пробовал ли он остановить славословия в свой адрес: «Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им — нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности».
Почему до сих пор молчит предстоятель Русской церкви, непонятно. В конце концов, и без всяких референдумов именно слово патриарха здесь решающее. Впрочем, отказ от занятия четкой позиции — тоже позиция.
Церковь с серпами и молотами (пусть и на изображениях орденов), Сталиным (пусть и на мозаичной копии исторического фото) и едва ли не полным составом современного кремлевского руководства (пусть, по утверждению художника Василия Нестеренко, и на небольшом панно) станет не столько домом Божьим, сколько монументом сугубо светской и вовсе не новой религии поклонения государству как высшей силе и ценности — сколько бы икон Николая Чудотворца, Богородицы и святых угодников там ни было.
Храм в его нынешнем виде станет памятником страху — страху церковной иерархии не угодить светским властям, потерять их расположение, и страху этих властей перед историей, куда нужно обязательно успеть себя вписать аршинными золотыми буквами, высечь в камне свою правоту, свой «Крым наш», поставить себя вровень с героями прошлого — пока ее, истории, течение не повернуло в другое, прямо противоположное, русло.