храм воскресения христова матигоры
Храм Воскресения Господня в Верхних Матигорах
Строительство каменного Воскресенского храма в Матигорах
Обе деревянные церкви в Верхних Матигорах сгорели от пожара в 1685 году. По грамоте архиепископа Афанасия от 24 апреля 1686 года было начато строительство каменной трехпрестольной церкви. Строителем храма считается Федор Спиридонов Стафуров, имевший опыт строительства храмов в Москве, строивший Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, а также Архиерейские палаты там же.
10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил новый одноэтажный, столпообразный храм двадцати саженей в длину, имевший над кровлей главной холодной церкви пять глав, крытых чешуей и завершавшихся пятью железными крестами. Над папертью была возведена трехъярусная колокольня с шестисаженным «шпицем», завершавшимся железным крестом.
В 1708 году к храму был пристроен и освящен теплый придел Святой Великомученицы Параскевы. Время постройки и освящения второго теплого придела во имя святителя Николая Чудотворца неизвестно, но, предположительно, он был освящен в 1765 году. Таким образом, именно к этому времени композиция Воскресенского храма, существующая и сегодня, была завершена.
В советское время
История храма в советские времена: в 30-е годы храм не закрыли, ограду вокруг разобрали на кирпичи и вывезли. Во
время войны колокола сняли для переплавки на снаряды.
После войны храм находился на учете областного отдела архитектуры как памятник старины, но находилось в эксплуатации колхоза и занято под склад зерна. Иконостас к тому времени во всех трех приделах сохранился частично, разбитый и разрозненный, он продолжал разрушаться из-за сырости и отсутствия стекол.
Согласно акту передачи и приема от 23 мая 1948 г. членам церковного совета и верующим была передана церковь. Здание храма требовало значительного ремонта. В приделе Святой Великомученицы Параскевы не было царских врат, нескольких икон в нижнем ярусе, в двух окнах не было и подоконников, не было ни пола, ни крыльца. Службы в приделе, после того как храм был передан по акту приема-передачи, так ни разу и не совершались.
Внутри Матигорского храма
Колокольня имеет отдельный вход, по каменным ступеням можно подняться на ярус звона, с которого открывается головокружительный вид на окрестности: здесь и ближайшая к храму деревня Хетка, и река Матигорка, поля, и находящийся в семи километрах Спасо-Преображенский собор в Холмогорах.
В настоящее время необходимости в ее использовании нет, так как современный приход храма невелик, и массовых сходов прихожан в трапезной для решения вопросов прихода и общины не случается.
В прежние времена бывало иначе. Для того чтобы вместить всех прихожан, числом 659 душ мужского и 805 женского пола, числившихся в Верхнематигорском приходе, к примеру, 1 января 1894 года, площадь храма можно было увеличить за счет двух теплых приделов по левую и правую сторону, отделенных от трапезной стенами, на которых имелись двери, ведущие в приделы, и арками, отделяющими приделы от трапезной сбоку. Арки были перекрыты ажурными резными воротами, которые при необходимости распахивались, перекрывая вход в холодный Воскресенский храм.
В настоящее время резные ворота сохранились в арке недействующего Параскевского придела, а арка действующего, теплого Никольского придела наглухо зашита. Придел Параскевы, при целости внешнего объема, нуждается в масштабных внутренних отделочных работах, которые позволят вновь сделать его действующим.
Никольский придел представляет собой небольшое отапливаемое помещение, используемое для богослужений в холодное время года. Придел хорошо освещен большими, глубокими окнами, свет из которых падает на довольно редко встречающийся в настоящее время тябловый трехрядный иконостас.
Основной объем Воскресенского храма представляет собой большое, квадратное в плане помещение с высоким потолком, залитое светом из больших окон и единственного светового барабана, расположенного строго в центре свода. Храм, не имея каких-то особенных архитектурных изысков, выглядит величественно и торжественно. В конце XIX века в нем находился старинный иконостас в пять ярусов, имевший высоту 4,5 сажени, а в ширину 5 саженей.
В настоящее время пятиярусный, массивный, каркасный иконостас, занимающий всю восточную стену храма, а также боковые стены до оконных проемов, возвышается под самый свод. В левом нижнем углу местного ряда бережно сохраняется небольшой элемент первоначального иконостаса. В отличие от утраченного, позолоченного иконостаса, новый окрашен в нежно-голубой цвет.
Храм Воскресения Христова в селе Матигоры богослужения
Контакты
Как добраться самостоятельно
На общественном транспорте: от автовокзала г. Архангельска до с. Холмогоры и обратно можно доехать на автобусах № 502 и № 524. Автобус № 502 следует по трассе М8, и при подъезде к Холмогорам проезжает через МО «Матигорское». Автобус № 524 следует из Архангельска через г. Новодвинск вдоль берега р. Северная Двина, и через Матигоры не проезжает. В летний период из Холмогор в Усть-Пинегу ходит автобус № 114, следующий через Матигоры. Расстояние от Холмогор до Воскресенского храма в Мати горах составляет примерно семь километров, которые вполне можно пройти пешком.
На автомобиле до Матигор можно добраться по трассе М8, повернув на развилке с большим фигурным указателем «Холмогоры» (80-й километр от Архангельска). Дорога к Холмогорам следует через поселения, входящие в МО «Матигорское», Воскресенский храм хорошо виден с дороги, и даже при отсутствии указателя найти дорогу к храму не составит большого труда.
Храм Воскресения Христова (Матигоры)
Храм Воскресения Христова в селе Матигоры – типичная постройка конца ХVII века, что проявляется в чёткости планировочной структуры ансамбля (строгая симметрия), и в конструкции сомкнутых сводов и пятиглавий, и в декоративном решении оформления фасадов.
Содержание
История [ править ]
В 1597 году в Верхних Матигорах были две деревянные церкви – Никольская и Параскевьевская. В 1652 году их разобрали и срубили новые, но их уничтожил пожар.
В 1686 году на этом месте заложили каменную трехпрестольную церковь. Над двумя приделами устроили по одной главке с крестами. Один освятили в честь великомученицы Параскевы (освященный 5 июня 1708 года преосвященным Варнавой), а второй – в честь святителя Николая (время освящения неизвестно).
Главный храм освящен 10 июля 1694 года преосвященным Афанасием во имя Воскресения Христова. В нем старинный иконостас в пять ярусов, имеющий 4 и 1/2 сажени в вышину и 5 саженей в ширину и поновленный позолотой в 1891 году.
В 1937 году храм закрыли и передали колхозу им. Калинина Верхнематигорского сельсовета под склад зерна. Вновь церковь открыли в 1948 году. С этого времени здание находится на учете областного министерства строительства и архитектуры как памятник.
Многие иконы со временем были утрачены, некоторые восстановлены и хранятся в музеях, но кроме них есть в храме предмет, появившийся во времена Михаила Васильевича Ломоносова – медная Крещенская купель, которой уже более трёхсот лет, существующая, по преданию, чуть ли не с освящения храма. Практически точно такая же купель представлена в экспозиции музея М.В. Ломоносова в селе Ломоносово, родине Михаила Васильевича. В музейной купели, поступившей из Димитровского храма Ломоносова, по существующему преданию, мог быть крещён и маленький Миша Ломоносов.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 164530, Россия, Архангельская область, МО «Матигорское», д. Хетка
Паломнику [ править ]
В воскресенье – 9:00.
Кроме того, Богослужения совершаются в дни великих и двунадесятых праздников.
Храм Воскресения Христова села Матигоры
Православный приход храма Воскресения Христова села Матигоры Холмогорского района Архангельской области.
Расписание Богослужений в обсуждениях группы.
Храм Воскресения Христова села Матигоры запись закреплена
Дорогие батья и сестры! Вновь вынуждены обратиться к вам за помощью. Состояние кровли нашего храма приходит в негодность. Железные листы ржавеют и от ветра срываются. По этому вопросу 21 января 2021 года состоялась встреча с епархиальным древлехранителем, архитектором и директором компании ( МОДУЛЬ-Р),которая занимается реставрационными работами памятников архитектуры.
Показать полностью. В ходе нашей встречи было принято решение составить проект реставрационных работ по крыше нашего храма.Составить этот проект стоит 450.000 р. К сожалению, храм не обладает такими средствами, но милостью Божией и вашей помощью мы соберем эту сумму.
Тел. настоятеля: 89212415322 иерей Иоанн
Российские древности: церковь Воскресения Христова в Матигорах
Когда-то Матигоры были одним из первых новгородских опорных пунктов на Двине. Так, уникальный Захариинский паремейник 1271 года был написан в Великом Новгороде для церкви святых Бориса и Глеба «на Матигоре за волок». В XV столетии Матигоры в числе других северных новогородских владений перешли под власть Московского государства. Около 1597 года в Верхних Матигорах (так назывался куст деревень, были еще Нижние Матигоры) устроили две деревянные церкви: Никольскую и Параскевьевскую с Ипатиевским пределом. В 1652 году их разобрали, выстроив новые, которые в 1685 году сгорели при пожаре. И вот в 1686–1694 годах на их месте была выстроена каменная церковь Воскресения Христова.
О ее строителях стоит рассказать подробнее. В 1682 году Холмогорскую епархию возглавил архиепископ Афанасий. Благодаря его энергии в Холмогорах были выстроены Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь, каменный Архиерейский дом и Казенный приказ, сада, ветряная мельница. Исследователи связывают с его именем формирование самобытного поморского каменного зодчества, развитие в регионе народного искусства и ремесел. Афанасия Холмогорского можно считать и соратником Петра I: в 1701 году царь вызвал его на строительство Ново-Двинской крепости; владыка давал советы воеводе князю А. Г. Прозоровскому, как лучше оборонять Архангельск от шведов, за что после победы получил от царя в подарок трофейные шведские пушки и флаг.
На строительстве церкви в Верхних Матигорах трудились братья Федор и Иван Спиридоновичи Стафуровы (или один Федор). Афанасий Холмогорский писал о них в одной из депеш в Москву: «…домовых первостатейных детей боярских каменных дел подмастерьев Федора да Ивана Стафуровых, которые у многих дел каменного Вашего великого государя строения на Москве и у города Архангельска бывали и в дому моем с началу и до совершенства каменного строения в присмотре подмастерьями были ж». Стафуровы считаются строителями первых каменных построек в Холмогорах. Что же касается церкви в Матигорах, то архиепископ Афанасий не только освящал ее после окончания строительства, но и лично его контролировал: «смотрел каменную церковь и с земли то дело похвалил, а вверху, говорил, не делом сделано, шеи основаны не крепко на дугах, и то велел покрепить. » Надо сказать, что при возведении храмов в своей епархии Афанасий Холмогорский часто указывал, где ставить печь в храме, размещать храмовую икону, рисовал чертежи алтаря и т. д.
Элементы шатра колокольни
Итак, после восьмилетнего строительства 10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил пятиглавый одноэтажный столпообразный храм. Главы, крытые лемехом, увенчивали железные кресты. Над папертью была возведена трехъярусная колокольня с «шестисаженным шпицем», также завершенным железным крестом. В 1708 году к храму был пристроен теплый придел Святой Великомученицы Параскевы, в 1765-м — освящен второй теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца. Сложившаяся к этому периоду архитектурная композиция храма сохранилась без перестроек до наших дней.
Приведем обширную цитату из статьи ученых и исследователей В. А. Булкина и О. В. Овсянникова «В окрестностях Холмогор» (1983 год). «Матигорский Воскресенский храм — типичная постройка конца ХVII в., что проявляется в четкости планировочной структуры ансамбля (строгая симметрия), и в конструкции сомкнутых сводов и пятиглавий, и в декоративном решении оформления фасадов. Венчающие части здания, окна, порталы имеют изысканное кирпичное обрамление. Особенно эффектно решены перспективные порталы —«бусины» с поясками, перехватами, тягами, выемками. Своеобразна и вертикальная композиция постройки, завершение ее фасадов: стены четверика венчаются декоративным фризом из пяти полукруглых профилированных дуг, опирающихся на кронштейны. Зодчий воспроизвел древний прием позакомарного завершения, но никакой связи с конструкцией здания эти полукружия не имеют и носят чисто декоративный характер. На основном четверике здания стоит четверик меньших размеров, на нем помещены барабаны глав.
Боковые грани меньшего четверика также обработаны полуциркульными кокошниками. Наконец, основание каждого из барабанов обрамлено небольшими кокошниками. \…\ Колокольня имеет отдельный вход, по каменным ступеням можно подняться на ярус звона, с которого открывается головокружительный вид на окрестности: здесь и ближайшая к храму деревня Хетка, и река Матигорка, засеянные, убранные или заснеженные (в зависимости от сезона) поля, и находящийся в семи километрах Спасо-Преображенский собор в Холмогорах. Трапезная, в которую можно попасть, войдя в храм через паперть, представляет собой большое помещение с низким массивным потолком, освещаемое небольшими окнами, прорезанными в толстых стенах. Низкий потолок при относительно большой площади помещения— это традиционный прием, применяемый при строительстве храмов на Севере, позволяющий обогреть и сохранить тепло в помещении».
По святым местам. Храм Воскресения Христова с. Матигоры Архангельской епархии
Аудио
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Матигоры. Название этого местечка означает «большой». И это неудивительно – населенный пункт довольно-таки протяженный. Здесь родилась Елена Ивановна Сивкова, мама Михаила Ломоносова и дочь дьячка местной Воскресенской церкви. Об этом храме и пойдет наш сегодняшний рассказ. Думаю, что практически у всех зрителей программы за окном как минимум плюсовая температура, ну а если это не так, то вам будет намного проще представить, почему во время этого выпуска никто из его героев не снимал верхнюю одежду. Трехпрестольный храм (в высоту, как писали в XVII веке, в 20 сажень) протопить к нашему приезду не успели, да и сделать это полностью практически невозможно.
Зоя Степановна Голошевская, звонарь:
– Я, наверное, с 1990 года посещаю этот храм. Какие исполняю обязанности? А всё приходится делать. Этот храм был построен в петровские времена, когда сюда приехал епископ Афанасий Холмогорский и Важский. При нем начинается строительство этих каменных храмов.
Церковь строилась на средства местных жителей. В основном люди работали с металлом, но не здесь, а в Санкт-Петербурге. Это называлось отхожим промыслом, и вот на деньги от изготовления решеток, труб и кованых перил северной столицы и был возведен матигорский храм. Правда, изначально он должен был стоять в другом месте.
Зоя Степановна Голошевская:
– Такая легенда была: пригнали плоты с лесом, началась сильная буря, плоты разбило и прибило к этому месту. Потом снова повторяется то же самое, снова эти плоты прибило – значит, решили, здесь будет строительство. У нас вот икона Тихвинской Божией Матери, очень старинная, и она сопровождала один из плотов с лесом. Эта икона стоит у нас в храме, она почитаемая, считается чудотворной.
Тихвинская икона Божией Матери очень старинная, но, несмотря на ее плачевное состояние, ее очень любят местные жители. Любовь к ней они пронесли через поколения и говорят, что часто перед этим образом молятся учащиеся или мамы выпускников. Пол в церкви сделан из строительного камня, добытого в местном карьере (такой же использовался на Соловках), а решетчатые деревянные ворота сохранились здесь с XVII века.
Священник Иоанн Скрипник:
– Строительство храма началось в 1686 году, закончили в 1694-м – практически строительство заняло почти десять лет. На месте нынешнего храма раньше, до появления каменного здания, были два храма деревянных, то есть один в честь святителя Николая Чудотворца (собственно говоря, ему сейчас один из приделов посвящен), а другой храм в честь Параскевы Пятницы, мученицы. Была построена сначала одна часть – центральный придел – в честь Воскресения Христа, летний придел; этот придел никогда не отапливался, он всегда был холодным, и там, естественно, службы совершались только в теплое время года. А потом уже постепенно достраивали остальные два придела.
Мы уже говорили, что родственники великого ученого Ломоносова связаны с этой церковью – его дедушка служил здесь псаломщиком, а бабушка была просфорницей. Забегая немного вперед, расскажем, как в советские годы этот храм удалось уберечь от разрушения.
Священник Иоанн Скрипник:
– Когда это все началось, храм взяли под хранилище для зерна. И здесь, как раз где мы сейчас находимся, в трапезной, хранилось зерно.
А между горами зерна люди протаптывали дорожку и шли на молитву.
Священник Иоанн Скрипник:
– Мы с вами сейчас находимся в центральном приделе нашего храма Воскресения Христова – плачевное состояние храма в целом и данного придела. Как можно увидеть, снег здесь, несмотря на то, что толстые стены, двери двойные (здесь внутренние двери, а с той стороны еще наружные двери). На полу можно увидеть снег рядом с дверями. Это из-за того, что у нас с окнами проблемы – они, видимо, снег пропускают.
Пятиярусный иконостас был роскошью даже для городских храмов XVII века, а уж в сельском и вовсе был в диковинку. Но таков уж характер у поморов – щедрый, с размахом. Хотя, как вы уже поняли, в наши дни старинному храму все сложнее выглядеть величественным.
Священник Иоанн Скрипник:
– Находимся мы сейчас в одном из приделов нашего храма в честь Параскевы Пятницы. К сожалению, в данном приделе богослужения не совершаем (думаю, комментировать не стоит – почему). Что привлекает Ваш взгляд?
– Не знаю, деревянные колонны…
Священник Иоанн Скрипник:
– Ну да, они у нас везде, эти деревянные колонны, – и там, и там, и там. То есть придел, в котором мы не совершаем богослужения, скорее всего развалится. Потому что если в центральном приделе маленькая трещина, то здесь уже все намного серьезнее.
Этот придел изначально был теплым, и здесь молились зимой, но сейчас богослужения здесь не проводятся, а часть иконостаса отсюда перенесли в другой (теплый) придел – Никольский.
Священник Иоанн Скрипник:
– Скажем так: это наш дом, где мы каждый день, не считая Пасхи, служим. Вы сами поняли, что здесь тепло.
Крещение проходит в этом же приделе – вы видите старинную купель, а с другой стороны находится клирос.
Священник Иоанн Скрипник:
– Поем мы, конечно, простенько, по-своему, но с любовью к Богу. Буквально до этого лета мы пели (клирос) по старинным книгам XVIII–XX веков. У нас летом были волонтеры из проекта «Общее дело», они сказали: «О-го-го, мы такие видели только в музее». То есть под стеклом.
Прошлым летом в храм привезли уже новые книги, а до этого в богослужении прихожане использовали вот такие раритеты.
Священник Иоанн Скрипник:
– Тут написано, когда она подарена: 1880 год. Имейте в виду, с этого момента сколько же лет ее использовали.
Кстати, если вы хотите сойти здесь за местного, то говорите не «Матигоры», а «Матигры», тогда вас уж точно признают за своего. В продолжение темы хочу сказать, что когда-то здесь жила сестра Иоанна Кронштадтского, ее звали Анна. Так вот, батюшка Иоанн для своей сестры построил дом – он сохранился до сих пор.
Зоя Степановна Голошевская:
– Мне рассказывала староста храма, которая мне передала все дела, что ее бабушка, мама (мама была еще маленькая) помнят, как приезжал Иоанн Кронштадтский. Все готовились, в домах все начищалось. В доме, в котором его должны были принять, все чистилось, мылось. Он проводил службы. У него была такая манера: он выходил на крыльцо и щедро дарил детям подарки (конфеты, печенье, пряники, кидал монеты). И вот у них случилось несчастье – пала корова, и он им дал золотой на корову.
В тридцатые годы XX века в этих стенах молились высланные сюда монахи скита Параклит Троице-Сергиевой лавры. Связь с обителью батюшки Сергия у этой северной церкви жива до сих пор.
Зоя Степановна Голошевская:
– Храм является памятником архитектуры и культуры, находится на федеральном учете, но мы ничего не можем здесь сделать, к сожалению, без согласования, без проекта. На все проекты нужны огромные деньги, а денег у нас нет, поэтому храм в таком плачевном состоянии. Конечно, очень хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание, чтобы какое-то финансирование нам открыли, тем более что в этом году нашему храму 325 лет, а знаменитому селу Матигоры в этом году будет 750 лет. Может быть, появится какой-то проект, может быть, удастся что-то и нам какие-то крохи будут.
Несмотря на трудности, в будущее здесь смотрят открыто. Уже почти два года настоятелем храма является отец Иоанн. Батюшка – уроженец Молдовы, человек южный, открытый и дружелюбный, а для Русского Севера такая теплота очень важна. А еще прошлым летом здесь прошел приходской праздник – в день святых Петра и Февронии сюда приехали волонтеры проекта «Общее дело».
Зоя Степановна Голошевская:
– Накрыли столы, был концерт, было очень весело, и, в общем-то, даже в селе какой-то толчок жизни это дало. Некоторые думают, кто в храм идет? Старые, глупые, забитые бабки, которым делать нечего, а тут увидели продвинутую молодежь – что православная молодежь занимается таким добрым делом.
– В целом праздник очень понравился, я рада была до слез, что в нашей деревне такое происходит. Чудо, я считаю.
– Очень признательны на самом деле, от всего сердца говорю.
– Мы сами люди скрытные и немножко стесняемся, может быть, а вы нас как бы расшевеливаете. И, Бог даст, сюда потянутся наконец-то прихожане.
Зоя Степановна Голошевская:
– Это же очень-очень сложно буквально выжить и буквально не замерзнуть даже. Поэтому просто это крик души, чтобы как-то о нас узнали, услышали, чтобы объявились какие-то спонсоры, может быть, и выделили какие-то деньги, потому что мы все пенсионеры, мы здесь работаем просто так; храм этот привязал к себе, и мы не можем не прийти в этот храм.
Истопить печь, вымыть пол, подежурить в церковной лавке – такие простые, но такие важные дела. Они наполняют жизнью старинные стены XVII века, помогают сохранить церковь. Для кого? Для Матигор, для жителей Русского Севера и, например, для нас с вами, путешественников и пилигримов, паломников и туристов, колесящих по дорогам в поисках красоты и веры.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина