храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Храм Всех Святых (Омск)

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Содержание

История [ править ]

21 ноября 2002 года Администрация г. Омска приняла Постановление № 574-П от «Об организации мемориального сквера «Казачий» в Центральном административном округе г. Омска». Омско-Тарская Епархия благословила решение о восстановлении Всех Святского кладбищенского храма. Установка Креста на территории бывшего Казачьего кладбища 5 мая 2003 г. В 2005 г. церковь Всех Святых была построена, она занимает композиционный центр на территории бывшего Казачьего кладбища, ныне превращенного в мемориальный сквер, который в соответствии с общим замыслом решен в строгих планировочных и ландшафтно-декоративных формах (арх. Валерий Баранов). Таким образом, упраздненному в 1970-е годы погосту возвращено его истинное назначение сакрального и мемориального места: в воздвигнутом храме совершаются богослужения, поминовения по усопшим.

7 ноября 2007 г. храм был освящен, престол Всех Святых. 30 июня 2009 г. храм был подожжен. Пламя, дошедши до иконы «Неопалимая купина», остановилось. Огонь не тронул Крест в храме, который теперь прикреплен к фасаду здания.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: г. Омск, ул.Куйбышева, 75 корпус 1

Источник

О Храме

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КАЗАЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ

Под наклоненными ветвями
У церкви на кладбище мир,
И ангельскими голосами
Владыку восхваляет клир.
Георгий Маслов храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Несколько лет назад меня поразила надпись на старинной карте города: «Кладбище мертвых тел». В такой надписи содержится глубокий смысл, так как все тела по христианскому учению будут востребованы после Второго пришествия Иисуса Христа на Страшном суде. Поэтому в христианстве, да и в других религиях, так важно место упокоения тела человека. По законам Российской империи на кладбище, даже упраздненном, можно было построить только храм или часовню.

Казачье кладбище возникло во второй трети ХIХ века к востоку от Казачьего форштадта, на его территории были выделены участки для захоронений кадетского корпуса, католического и холерного кладбищ. Во время Великой отечественной войны на нем хоронили воинов, умерших в омских госпиталях. Кладбище находилось в конце Никольского проспекта (ул. Красных Зорь) за Шкроевской улицей (совр. ул. Куйбышева).

Первоначально на нем была построена часовня. А в 1859 году на средства омского Городского головы — купца, коммерции советника, почетного гражданина Владимира Петровича Кузнецова в центре кладбища возвели каменную церковь. В труде о сибирской иконописи протоиерея о. Александра Сулоцкого сказано, что иконы для иконостаса Кладбищенской церкви, а так же для храмов в Каркарале и Кульдже, В.П. Кузнецов заказывал в Москве. Интерьер храма славился прекрасным хрустальным паникадилом, пожертвованным В.П. Кузнецовым.

В.П. Кузнецов, исполняя должность Городского головы, построил по проекту Э.И. Эзета новый Ильинский мост через Омь. Умер он 29 марта 1870 года. Генерал-губернатор Западной Сибири А.П. Хрущов просил разрешения у архиепископа Сибирского и Тобольского похоронить В.П. Кузнецова в Кладбищенской церкви, но архиепископ Варлаам ответил, что это запрещено законодательством.

Церковь не сохранилась, но ее уникальные фотографии дают возможность определить его стилистику как официальное направление в «русском стиле». Храм был построен из красного кирпича, оштукатурен и побелен. Он имел трехчастную композицию. Одноглавая церковь была оформлена классическими пилястрами и антаблементом. Барабан купола и обрамление оконных проемов выполнены в виде килевидных арок. Восьмигранная колокольня была шатровая с одним ярусом звона. Возможно, автором проекта Всехсвятской церкви является архитектор хозяйственного правления Сибирского казачьего войска Гавриил Степанович Вершинин.

Притвор и колокольню пристроили в 1896 г. на средства омского купца Григория Васильевича Шкроева, что позволило присутствовать на службе 400 человекам.

В храмовый праздник совершался крестный ход по кладбищу. При церкви была часовня-памятник. В кладбищенской Всехсвятской богадельне в 1914 г. проживало семь женщин. Настоятелями храма были выдающиеся омские проповедники: в 1900-е годы протоирей Василий Пляскин, в 1910-е годы благочинный омских городских церквей градо-Омский противосектантский миссионер протоиерей Михаил Орлов. Отец Василий – сын священника Иркутской губернии, окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1899 года и до революции был священником и законоучителем Омской учительской семинарии, состоял редактором «Омских епархиальных ведомостей». В 1931 году он был арестован как настоятель Ильинской церкви. Василий Николаевич Пляскин, осужденный на 3 года ссылки за участие в «заговоре, выразившемся в создании контрреволюционной монархической». Отметим, что протоиерей Василий во время следствия вел себя мужественно и все отрицал. После ссылки он вернулся в родной Омск и служил в Знаменской церкви.

Во время Первой мировой войны умерших воинов и беженцев отпевали бесплатно.

Вблизи храма были похоронены известные граждане Омска: военный губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант В.С. Цытович, протоиерей и историк Церкви А.И. Сулоцкий, архитектор И.Г. Хворинов, купцы В.П. Кузнецов, Г.В. Шкроев, С.С. и Ф.С. Волковы, С.Н. Москалитин, О.В. и В.Т. Разумовские, позднее, доктор Ф.И. Билль, ученый П.Л. Драверт, профессор ОмГМИ Н.Д. Либеров…

Период гражданской войны сделал службы в этом храме на Казачьем кладбище особенно частыми. Именно тогда м олодой поэт Георгий Маслов, заброшенный в Омск гражданской войной в 1919 году, написал стихотворение, фрагмент которого мы избрали эпиграфом к нашей статье. Позже кладбище упомянет наш земляк поэт-философ Леонид Мартынов.

А несколько лет назад Николай Бакланов в воспоминаниях «Омские улицы» описал Казачье кладбище и храм в начале 1950-х годов: « А теперь в другую сторону от дома, в район Линий, по Красных зорь. За спиной у меня «Победа» — изуродованный и оскверненный Никольский собор, — а впереди тает в утренней дымке островерхая часовня Казачьего кладбища. Туда и направлюсь, мимо танкового училища, мимо моей первой школы № 35, мимо Казачьего базара. Тогда я и понятия не имел, что по этой улице бегал когда-то мальчишкой мой великий земляк Леонид Мартынов. На кладбище в одиночку ходить было боязно — собирались с приятелями, группой. И боялись мы не покойников, а душегубов: с кладбищем частенько были связаны криминальные истории. Мы бродили среди заброшенных могил, рассматривали красивые мраморные памятники, читали надписи. Запомнились мне два огромных, почти в рост человека, массивных литых креста возле самой часовни. Оконечности крестов были оформлены в виде ребристых полушарий. Кто был погребен под ними? И еще одно надгробие отчетливо вижу перед собой: черный чугунный саркофаг чистого, тонкого литья и на нем изящная фигура ангела с крыльями за спиной. Работа филигранная, художественная. На торцовой стенке саркофага небольшое оконце в виде укороченного креста. Поразмыслив, мы решили, что сделано оно для того, чтобы душе было легче улететь на небо, а заглянуть в него, в холодный мрак саркофага, я так никогда и не решился. Часовня кладбищенская находилась в плачевном состоянии: помещался в ней склад кинопроката. Так уж было заведено: в оскверненном храме непременно устроить либо склад, либо клуб, либо кинотеатр. Не пощадили ни польский костел, ни магометанскую мечеть, развалины которой долго белели возле Управления водников».

С 1920 г. храм был приходским. Приход общины был одним из самых больших в Омске: по данным за 1926 год – 89 человек, 1927 – 312. В 1937 – 1938 гг. прихожан было 30 человек, в храме служили священники Киселев и Татищев, председателем общины была А.М. Суковатицина. Закрытие церкви произошло в феврале 1938 года. В храме разместили склад «Водник».

Во время Великой отечественной войны на многочисленные ходатайства верующих об открытии Всехсвятской церкви в Омске следовали отказы, со ссылкой, что она находится в километре от действующего храма, что является заведомой ложью, так как действовавшая Крестовоздвиженская церковь находится на другом берегу Оми, за много километров от Казачьего кладбища.

В начале 1949 г. архиепископом Омским и Тюменским был назначен Ювеналий (И.К. Килин). В пасхальные дни в Крестовоздвиженской церкви присутствовало более 3000 верующих, а в Никольской на ул. Труда – 2000–2300 человек. По данным на 22 июня 1949 года в Омской области было четыре зарегистрированных храма и два молитвенных дома. Во многих районах действовали незарегистрированные общины и совершались богослужения. В государственные органы продолжали поступать заявления верующих об открытии храмов в Таре, Полтавке, Ачаире, Астыровке, Ольгино и Всехсвятской и Параскевиевской в Омске, на которые следовали отказы.

Судьба Всехсвятской церкви на Казачьем кладбище волновала сотрудника, а, затем, директора краеведческого музея А.Ф. Палашенкова. В 1948 году он пытался открыть в здании храма музей истории города Омска. В ходатайстве от 10 апреля 1949 г. Андрей Федорович указывал на то, что омский музей располагает большим собранием планов, чертежей, фотографий и вещей, которые было негде экспонировать. Городской совет принял решение о передаче храма для размещения музея и направил запрос в Совет министров СССР. Но начинание Андрея Федоровича не увенчалось успехом. Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР 9 мая 1949 г. принял постановление: «Считать несвоевременным использование кладбищенской церкви под музей».

Последние годы своего существования церковь пустовала и постепенно разрушалась.

31 января 1966 г. состоялась первая учредительная конференция областного отделения Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, внесшего значительный вклад в спасение местных памятников культового зодчества. Но и в этот период не обошлось без потерь, так в 1975 году была снесена Всехсвятская церковь на Казачьем кладбище.

На территории Казачьего кладбища построили детскую и инфекционную больницы. Рядом с которыми был пустырь, усеянный разбитыми надгробиями. С 1994 года обсуждается вопрос о создании мемориала «Казачье кладбище».

Сейчас напротив больницы, по благословлению митрополита Омского и Тарского Феодосия, на пожертвования верующих построена деревянная церковь в русском стиле.

В трапезной Никольского собора находятся две большие храмовые иконы: Абалакской Божьей Матери и святого Иоанна Тобольского, спасенные в 1940-м году из закрытого Всехсвятского храма Андреем Федоровичем Палашенковым.

(*благодарность Анастасии Ильинишне Багаевой за помощь в подборе материалов)

Источник

Омск. Церковь Всех Святых в Казачьем сквере.

Всехсвятский храм на бывшем Казачьем кладбище

Карта и ближайшие объекты

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Статьи

21 ноября 2002 года Администрация г. Омска приняла Постановление № 574-П от «Об организации мемориального сквера «Казачий» в Центральном административном округе г. Омска». Омско-Тарская Епархия благословила решение о восстановлении Всех Святского кладбищенского храма. Установка Креста на территории бывшего Казачьего кладбища 5 мая 2003 г. В 2005 г. церковь Всех Святых была построена, она занимает композиционный центр на территории бывшего Казачьего кладбища, ныне превращенного в мемориальный сквер, который в соответствии с общим замыслом решен в строгих планировочных и ландшафтно-декоративных формах (арх. Валерий Баранов). Таким образом, упраздненному в 1970-е годы погосту возвращено его истинное назначение сакрального и мемориального места: в воздвигнутом храме совершаются богослужения, поминовения по усопшим.

По материалам: www.zkapitel.ru

7 ноября 2007 г. храм был освящен, престол Всех Святых. 30 июня 2009 г. храм был подожжен. Пламя, дошедши до иконы «Неопалимая купина», остановилось. Огонь не тронул Крест в храме, который теперь прикреплен к фасаду здания.

Возникшее в 1840-х гг. Казачье кладбище к XX в. занимало уже довольно большую территорию. Географически оно находилось в квадрате нынешних улиц: Куйбышева, 8 Линии, Успенского и Съездовской. Некрополь был разбит на аллеи, которые, в свою очередь, образовывали кварталы. В целом же кладбище состояло из нескольких участков: православного, католического, кадетского и холерного. На кладбище можно было попасть через большие каменные ворота, а начинавшаяся от них центральная аллея приводила посетителей прямиком к храму. Первоначально это была не церковь, а часовня.

В 1859 г. на средства омского купца В.П. Кузнецова возводится однопрестольный каменный храм во имя Всех Святых. В 1896 г. стараниями другого омского купца Г.В. Шкроева храм был значительно расширен. К нему пристроены притвор и колокольня. Всего он мог вместить до 400 прихожан. Кладбищенская церковь просуществовала до 1938 г., после чего была закрыта. В ее стенах, как в довоенное, так и в послевоенное время, размещались склады различных организаций. Здание церкви ветшало и вскоре пришло в полное запустение, а в 1975 г. было вовсе снесено с лица земли.

С начала 1920-х гг. кладбище приходит в запустение. Закрылось кладбище в 1942 г., и по истечениее 25-летнего срока, в 1966 г., было принято решение о ликвидации одного из старейших омских кладбищ.

Впервые о создании мемориального сквера на упраздненном погосте заговорили омские казаки еще в 1993 г. Поклонный Крест был установлен и освящен Митрополитом Омским и Тарским Феодосием на месте будущего храма Всех Святых 5 мая 2003 г.

По материалам Государственного архива Омской области. А. Лосунов

Ранее существовавшая Всехсвятская кладбищенская, безприходная церковь однопрестольная, каменная, построена на средства почетного гражданина Владимира Кузнецова в 1859 г., а в 1896 г. расширена на средства омского купца Григория Шкроева, прочная, может вместить до 400 человек.

Крестный ход совершается по кладбищу в храмовый праздник Всех Святых. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов не имеется. Причт живет в трех деревянных удобных домах, принадлежащих церкви. Пахотной земли, сенокосной и лесу причт не имеет. Жалование причту не положено… Школы при церкви не имеется. По штату положены: священник и псаломщик.

К.Ф. Скальский «Омская епархия», Омск. Типография А.К. Демидова. 1900 г.

Всехсвятская церковь однопрестольная, каменная, построена в 1859 г. на средства почетного гражданина Владимира Петровича Кузнецова. В 1896 г. церковь расширена и пристроена к ней каменная колокольня на средства омского купца Григория Васильевича Шкроева. Зданием прочная и может вместить в себя до 400 человек. Чудотворных икон и каких-либо особо чтимых святынь в храме нет.

Капитала церковного имеется 1500 руб., завещанного омским купцом Г. В. Шкроевым. Капитал этот заключается в 4% государственных рентах, хранящихся при Омском отделении Гос. банка, процентов с этого капитала получается 57 руб. в год.

Никаких угодий, приносящих доход церкви или причту нет. Приписных церквей и молитвенных домов нет, только имеется одна часовня памятник. Сел и деревень, приписных к сей церкви не имеется. Есть кладбищенское попечительство.

Для причта имеются два удобных дома с флигелем и надворными прислугами. Жалования причт от казны не получает, а удовлетворяется только одним доходом, которого получается до 2000 руб. в год. Причтового капитала при церкви имеется 5913 руб. 20 коп., который заключается в 4% гос. рентах, хранящихся в Омском отделении Гос. банка и билетах вечного вклада; процентов с этого капитала получается 230 руб. в год. Земли усадебной, пахотной, сенокосной и леса ни церковь, ни причт не имеют.

В храмовый праздник Всех Святых по кладбищу совершается крестный ход. При церкви состоят священник и диакон на вакансии псаломщика.

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Источник

Церковь Всех Святых на Казачьем кладбище

Нелёгкая судьба известного омского погоста и храма.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Дорога к храму. Фото автора. 2005 г.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаВсехсвятская церковь на Казачьем кладбище

Возникновение погоста

Своим появлением Казачье кладбище всецело обязано Никольскому казачьему собору. 21 июня 1840 г. в войсковую канцелярию Сибирского линейного казачьего войска от попечителя и ктитора вышеупомянутого храма полковников Симонова и Пахомова поступил рапорт следующего содержания: «Признавая необходимым иметь при войсковой церкви для погребения тел умерших кладбище, отдельное от городского, которое в настоящее время находится уже внутри города и постепенно застраивается. Почему и имеем честь просить покорнейше войсковую канцелярию не оставить снестись с кем следует об отводе для этого особого места. При чем почтеннейше докладываем, что для войскового кладбища весьма бы прилично было занять место, состоявшее до сего под огородом и рощею войсковой фабрики, если оно не будет входить в черту внутреннего расположения города».

В заседании своем 26 августа 1840 г. войсковая канцелярия Сибирского казачьего войска одобрила это предложение и постановила ходатайствовать о выделении земельного участка перед управляющим Омским округом. Последний, получив письмо, запросил у городской полиции сведения на предмет вхождения просимого участка в пределы городской черты. Но, видимо, омские стражи порядка посчитали, что дело это несрочное, и отложили его решение более чем на год. Архивного документа, сообщающего об открытии Казачьего кладбища, пока обнаружить не удалось, однако автор склонен полагать, что это произошло не ранее 1842 г.

Географически кладбище располагалось в квадрате следующих современных улиц: Куйбышева, 8-я Линия, Успенского и Съездовская. Своим названием погост в первую очередь обязан Казачьему форштадту. Некрополь был разбит на аллеи, которые, в свою очередь, образовывали кварталы. Если внимательно приглядеться к планам дореволюционного Омска, то можно также заметить, что Казачье кладбище не было единой территорией и состояло из следующих участков: православного, католического, холерного и кадетского. С Никольского проспекта (сегодня это улица Красных Зорь) на кладбище вели большие каменные ворота, от которых начиналась центральная аллея, приводящая к церкви.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска

Последний приют именитых омичей

Многие именитые омичи нашли свой последний приют и пристанище на Казачьем кладбище. Здесь мы приведем фамилии людей, в свое время немало послуживших на благо Русской православной церкви. Среди них следует назвать священномученика Серафима Звездинского (1883–1937), протоиерея, историка Сибири А.И. Сулоцкого (1819–1884), регента Ильинской церкви В.И. Розанова (1883–1932), архиепископа Анатолия Каменского (1863–1924) и настоятеля Казанского женского монастыря Аполлония Волкова. Двое последних заботами православных омичей при сносе Казачьего кладбища перезахоронены на Старо-Северном кладбище. На Казачьем кладбище покоился также прах официального историка сибирского казачества Г.Е. Катанаева (1848–1922), известного географа А.Н. Седельникова (1876–1919), ботаника местного края М.М. Сиязова (1858–1914), талантливого сибирского писателя А.Е. Новосёлова (1884–1918).

Из периодической печати мы узнаем о состоянии кладбищ как в дореволюционное, так и в советское время. Очевидец в 60-х годах ХIХ века констатировал: «Кладбища в Омске особенно хорошо устроены и опрятны. На одном из них, Казачьем, большая аллея, ведущая к могилам, украшена цветниками, так что запах резеды, душистого горошка и других цветов далеко разносится по кладбищу и делает этот последний печальный приют наш отрадным для посетителей родных могил. При входе на кладбище, кроме красивой часовни, недавно построена г. Кузнецовым небольшая каменная церковь, изящно украшенная внутри позолотою, хрусталем и весьма прилично иконописью».

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаКресты на могилах неизвестных.
Сент. 1954 г. Фото А.В. Борисова

Но далеко не всегда Казачий некрополь выглядел так идеально и образцово. Одна из омских газет в начале ХХ века с возмущением взывала к власть имущим: «Для чего существует казачье кладбищенское церковное попечительство? Посещающие Казачье кладбище видят грустную картину разрушения кладбища. Земляной вал и канава при нем до того стоптаны и разрушены, что лошади и коровы свободно входят на кладбище и располагают там собой по усмотрению, срывая могилы и ломая оградки и кресты, оставляя после себя и другие доказательства, не присущие кладбищу. В канаве около рва масса гниющих нечистот, распространяющих зловоние… Кто из власть имущих откликнется и обратит свое око на разрушающееся кладбище?»

С 1925 г. кладбище приходит в ужасное запустение, с него тащат все – деревянные кресты, чугунные решетки, мраморные надгробия. В 1939 г. Омский горисполком принимает решение о его закрытии. В начале 1941 года – еще одно решение. Но начавшаяся война помешала воплотить их в жизнь и отсрочила закрытие кладбища до 1942 года. Перед истечением 25-летнего срока, в 1966 году, было принято варварское решение о ликвидации старейшего из омских кладбищ.

Плата за похоронные услуги

До революции, как и сегодня, организация похорон требовала некоторых затрат. Передо мной «Такса за места для могил при градоомской кладбищенской Всехсвятской церкви за 1891 г.». Приведем несколько цифр. Место подле самой церкви стоило 20 рублей. Место вблизи церкви – 6 рублей. По мере удаленности от церкви цена за место под могилу составляла от 5 рублей до 30 копеек. Плата же за траурную колесницу (по-современному катафалк) составляла 3 рубля. Лошади же нанимались у старожилов за определенную дополнительную плату. С течением времени цены на погребальные услуги изменялись. Так, в 1907 г. рытье могилы вблизи церкви уже оценивалось в 9 рублей, а погребение под колокольный звон – в 50 копеек.

Тарифы на погребение, разработанные в советское время (в 1932–1934 годах), поражают своей структурированностью и детализацией. Каждая услуга имеет свою оплату. Здесь учитывалось буквально все: зимой или летом роется могила, какова она по размерам, погребение тел из больницы и т.д. и т.п.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаПанорамный вид Казачьего кладбища. Фото А.В. Борисова. 1950-е гг. Из фондов ГУОО ИсАОО

Всехсвятский храм

В архивных документах сохранились сведения о том, что первоначально лиц, погребаемых на кладбище, отпевали в Свято-Никольском казачьем соборе. Затем уже на территории самого кладбища была построена часовня, которую в 1859 г. заменила однопрестольная церковь. Строителем храма выступил купец, почетный гражданин Омска, а затем и городской голова В.П. Кузнецов. После его кончины в 1870 г. родственники умершего обратились к генерал-губернатору Западной Сибири А.П. Хрущову с просьбой похоронить усопшего в церкви, им построенной, на Казачьем кладбище. Генерал-губернатор связался по телеграфу с архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом и получил отказ. Его высокопреосвященство ответил, что усопшего нельзя хоронить в освященной церкви. Омский городской голова и архитектор Э.И. Эзет в 1885–1886 годах отмечал, что в Омске имеется «холодная церковь на Казачьем кладбище, но при ней нет особого священника, и в ней совершается служение только не много раз в году».

В 1896 г. на деньги омского купца Г.В. Шкроева храм был значительно расширен и к нему пристроена колокольня. После этой реконструкции церковь могла уже вмещать 400 верующих. Ежегодно, в день Всех святых, от храма по кладбищу шел крестный ход.

С 1902 г. настоятелем кладбищенской церкви был протоиерей Михаил Орлов, воспитанник Тамбовской духовной семинарии. Он также нес послушание благочинного омских городских храмов. За усердное и беспорочное служение богу отец Михаил был награжден св. синодом наперсным крестом, орденом Святой Анны 2-й и 3-й степеней.

При церкви была устроена богадельня, в которой содержались семь престарелых женщин. Иконы для иконостаса Всехсвятского храма писались в Москве. Строителем храма В.П. Кузнецовым было приобретено в свое время прекрасное хрустальное паникадило, которое вызывало восхищение у многих прихожан.

С 1920 г. Всехсвятская церковь получает статус приходского храма. Численность приходской общины в зависимости от времени была различной. Так, в 1926 г. приход насчитывал 89 человек, год спустя – 312, а по прошествии десяти лет – 30 человек. Благодаря архивным документам мы знаем и фамилии священников, которые служили там, – это иереи Киселев и Татищев.

В начале 1938 г. кладбищенский храм был закрыт. Жившему и работавшему тогда в Омске ученому-краеведу А.Ф. Палашенкову удалось спасти образа Божьей матери Абалакской и Святителя Иоанна Тобольского. Благодаря этому православные омичи и сегодня в Свято-Никольском казачьем соборе имеют возможность вознести перед ними свои горячие молитвы.

После закрытия в оскверненном и поруганном церковном здании помещались различные учреждения, преимущественно склады.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаЧасовня на Казачьем кладбище. Сент. 1954 г. Фото А.В. Борисова

Не музей, так некрополь

В 1943 г., когда советское государство вновь повернулось лицом к церкви, омская паства через своих архипастырей неустанно просила властей предержащих вернуть храм верующим. Так, например, с этой просьбой к уполномоченному по делам религии по Омской области неоднократно обращались и митрополит Варфоломей (Городцев), архиепископ Алексий (Пантелеев) и владыка Ювеналий (Килин).

В 1948–1949 годах, пытаясь спасти заброшенное здание от разрушения и гибели, директор Омского краеведческого музея А.Ф. Палашенков выступает с предложением сделать в нем музей истории города. Местные власти вроде бы поддержали эту идею, подготовили документы и отправили их на утверждение в Москву. Из столицы же пришел весьма категоричный ответ: «Считать несвоевременным использование кладбищенской церкви под музей».

В 1975-м Всехсвятский храм был снесен, а за ним исчезли с лица земли и последние захоронения Казачьего кладбища, снос которого начался ещё в 1966 г.

Попытки спасти от уничтожения как кладбище, так и церковь предпринимались даже в конце 1950-х. А.Ф. Палашенков в 1948 г. подает в горисполком докладную записку, в которой призывает отцов города организовать некрополь. А вот что пишет десятилетие спустя старейший преподаватель Омского пединститута профессор В.Н. Образцов: «Омску следовало бы создать свой некрополь. У города богатое историческое прошлое. В Омске жило и умерло много выдающихся людей. Нам кажется, что именно на Казачьем кладбище следовало бы сосредоточить могилы как выдающихся политических борцов, так и известных омских учёных, литераторов, художников, артистов. Если это будет сделано, то не повторится печальная история прошлого года (1957. – А.Л.), когда правительство Чехословацкой Республики, испросив разрешение вывезти на родину прах умершего в Омске в 1918 г. члена национального совета (Яна Клацанда. – А.Л.), прислало в Омск делегацию, а омичи даже не смогли указать, где этот знатный чех похоронен». (А был он погребён на Казачьем кладбище, и летом 1918 г. на его могиле торжественно был открыт памятник. – А.Л.) К сожалению, все призывы остались гласом вопиющего в пустыне. Кладбище было снесено, а могилы сровнены с землёй.

И мы, наверное, никогда бы не узнали, кто был похоронен на Казачьем кладбище, если бы всё тот же А.Ф. Палашенков не составил в 1950–1960-х годах мартиролог о сохранившихся до того времени памятниках. Помимо переписывания эпитафий и описания конфигураций памятников, фотографом А.В. Борисовым проводилась их выборочная фотофиксация. Это явилось первым и важным этапом по сохранению памяти. Ко второму этапу следует относить устройство и открытие 22 июня 2005 г. мемориального сквера «Казачий» на месте некогда упразднённого Казачьего кладбища. Нелишне отметить, что сегодня вдоль аллеи, ведущей к Всехсвятскому храму, выставлены надгробные памятники и их фрагменты, чудом уцелевшие от разрушения и обнаруженные на территории бывшего погоста в ходе различных землеустроительных работ.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаФотоэтюд “Перед грозой на Казачьем кладбище”. 1951–1953 гг. Фото А.В. Борисова. Из личной коллекции автора.

Возрождение храма

Об устройстве мемориала, восстановлении и воз­рождении Всехсвятского храма на Казачьем кладбище заговори­ли в начале 1990-х каза­ки. Тогда же архитектором В.А. Барановым был разработан проект устройства мемориала «Казачье кладбище». Он предусматривал и строительство Всехсвятской церкви. Недостатком первоначального варианта было то, что возведение церкви требовало колоссальных денежных вложений. На что автору и было указано на заседании градостроительного совета. Ввиду этого В.А. Баранов составил проект более скромный в отношении капиталовложений. Однако и он в дальнейшем подвергся корректировке. 20 апреля 1994 г. вышло постановление главы администрации Омска «О разрешении Сибирскому центру казачьей культуры проведения проектно-изыскательских работ для создания мемориального сквера на территории Казачьего кладбища в Куйбышевском районе». Усилиями этого центра в октябре 1994 г. был даже проведён субботник по благоустройству небольшого участка бывшего кладбища. К сожалению, дело на этом и закончилось.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаБурьян забвения. Фото автора. 2005 г.

Следующим шагом к номинальному признанию бывшего Казачьего кладбища историческим и устройству на его месте мемориального сквера явилось постановление мэра Омска В.П. Рощупкина от 24 июня 1996 г. Декларативный характер этого документа определило одно из последующих постановлений, которое все перечисленные ранее мероприятия относительно как Казачьего, так и других кладбищ откладывало на неопределённое время из-за отсутствия финансов. Эта затяжка привела к тому, что в административных и коммерческих кругах стали поговаривать о застройке оставшегося пятачка кладбищенской земли. И скорее всего, так бы и произошло, если бы к этому вопросу не подключился митрополит Омский и Тарский Феодосий. Дело в том, что из дальнего зарубежья к нашему владыке неоднократно приходили письма от эмигрантов-омичей и их потомков, которые слезно проси­ли его высокопреосвященство сделать что-либо для сохранения памяти об их предках, погребённых на Казачьем кладбище. А тут ещё сообщество ветеранов стало ходатайствовать об установке памятника погребённым на Казачьем кладбище воинам, умершим во время Великой Отечественной войны от ран в омских эвакогоспиталях. Всё это привело к тому, что мэром Омска Е.И. Беловым 21 ноября 2002 г. было подписано постановление «Об организации мемориального сквера «Казачий» в Центральном административном округе». Первым шагом в устройстве мемориального сквера явилась установка памятника умершим в госпиталях воинам. Его авторами явились В.А. Баранов, В.Я. Игнатенко, С.В. Цыбин. Но наряду с сооружением памятника на территории мемориального сквера предусматривалось строительство и Всехсвятского храма.

И вот 5 мая 2003 г., накануне Радоницы, на некогда упраздненном Казачьем кладбище был установлен и освящен архиерейским чином поклонный крест. Однако кому-то это не понравилось. Нашлись варвары и вандалы, которые его спилили. И только 24 июня 2004 г. поклонный крест вновь был установлен и освящен на Казачьем погосте.

храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Смотреть картинку храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Картинка про храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омска. Фото храм всех святых на бывшем казачьем кладбище города омскаПроект вновь построенного Всехсвятского храма

На протяжении нескольких месяцев разрабатывался проект строительства Всехсвятского храма. Перед архитекторами стояла дилемма: построить церковь в том виде, в котором она была, либо спроектировать совершенно новую. Проект восстановления Всехсвятского храма на основе имеющихся исторических фотографий предложил епархиальный иконописец и архитектор Г. Адаев. Но ввиду долгосрочности строительства и дороговизны проекта этот вариант митрополитом Феодосием был отклонён. Его высокопреосвященство отдал предпочтение проекту, разработанному авторским коллективом в составе О.А. Крупиной, Л.Н. Лузиной, А.П. Лепешонковой, В.А. Баранова, который предусматривал возведение совершенно новой деревянной шатровой церкви. В качестве главных аргументов выступили дешевизна и быстрота строительства. Работы по устройству фундамента начались осенью 2004 г. Строительство Всехсвятской церкви при поддержке гу­бернатора Омской области Л.К. Полежаева было осуществлено в рекордно быстрый срок. Возведение храма велось силами трудового коллектива СМУ «Первомайское». 11 января 2005 г. вновь воздвигнутый Всехсвятский храм был освящён, и под его сводами была отслужена первая божественная литургия. В настоящее время настоятелем Всехсвятской церкви является протоиерей Владимир Игнатюк.

Не менее важным шагом в деле увековечения памяти стало издание книг о бывшем Казачьем кладбище. В 2005 г. Государственным архивом Омской области издана книга под названием «Омский некрополь. Исчезнувшие кладбища», в которой содержатся биографические справки о деятелях науки и культуры, погребённых на Казачьем кладбище, чьи могилы оказались утраченными навсегда. В прошлом году увидела свет совместная работа В.В. Морозова и С.В. Волынкина «Мемориальный Казачий сквер Омска. Сборник документов и материалов». В труде представлена история создания мемориального сквера на территории бывшего Казачьего кладбища в 1992–2006 годах.

Александр ЛОСУНОВ, историк-краевед

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *