храм всех святых петропавловск
Храм Всех Святых
Петропавловская и Булаевская епархия
История Храма Всех Святых г. Петропавловска Чимкентской епархии
C давних пор города российской глубинки украшались не только представительными зданиями, не только домами богатых горожан, центром духовным и архитектурным каждого города считался православный храм. Храм занимает особое место в жизни православного человека. Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Первым христианским храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. И все мы, крещённые и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную. В храме всё ведёт нас ко спасению.
Дореволюционный Петропавловск славился своими семью Православными церквями, Католическим костелом, четырьмя мечетями. Красное кровавое колесо истории пронеслось и по нашей земле. В годы лихолетья в городе разрушены все мечети и храмы, кроме небольшой кладбищенской церкви в честь Всех Святых от века Богу угодивших.
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему». По своей сути ежедневно у нас престольный праздник, ежедневно, вспоминая подвиг того или иного святого, мы можем совершать праздничную службу, и видимо, этот факт и привел к тому, что Господь не попустил закрытие и поругание храма и его святынь. Став центром православия на севере Казахстана, храм выполнял великий долг в деле служения Богу. Его служители несли тяжелый крест служения в обстановке гонения на веру. Но главное, что было сделано — ежедневная молитва, непрекращающееся Совершение Святейшего Таинства Тела и Крови Господней, труды по окормлению верующих.
«Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего! Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем ему. Ибо Господь есть Бог великий над всеми богами». (Пс.94:1–3)
В 1750 г. по Высочайшему Указу Ея Императорского Величества Государыни Елизаветы Петровны для укрепления рубежей Российской империи возникла необходимость в строительстве так называемой Горькой линии (цепи казачества и солдат). На всем протяжении от Кургана до Омска, на небольшом друг от друга расстоянии было выстроено около 40 небольших оборонительных сооружений. Некоторые из них в будущем стали перерастать в города, некоторые исчезли вовсе.
В 1752 году в урочище реки Ишим была заложена небольшая крепость в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В центре крепости размещалась небольшая гарнизонная церковь. К 1850 г., когда крепости был присвоен статус города, в нем размещалось несколько тысяч жителей. При этом в городе размещались храмы: св. Петра и Павла, Покрова Божьей Матери, Вознесения Господня, св. Равноапостольной Марии Магдалины, св. Василия Великого.
Крепости старой камни
Всю боль хранят…
Город Петра и Павла
Священный град.
Дарит ковыль седины
Родным местам,
Горечь тех Горьких линий
И тут и там.
В 1885 году перед градоначальником Петропавловска встал вопрос о необходимости открытия в городе нового кладбища. Старое кладбище, находившееся у собора Святого Вознесения, сильно разрослось и не могло вместить всех умирающих. На северной окраине города было выделено место для нового кладбища и намечено строительство при нем кладбищенской церкви в честь Всех Святых. Вот, что пишет об этом журнал Омские Епархиальные Ведомости в разделе «Справки о храмах епархии» от 1900 г.: «Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1890 — 1894 гг. силами городских властей на средства Петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и его супруги Анна Дмитриевны. Чудотворных и местночтимых икон нет». По преданию проект постройки храма благословил и внес деньги на его строительство подвижник благочестия ХХ столетия преподобный Иоанн Кронштадтский. Храм был построен в стиле корабля, на вершине которого, подобно мачтам, находятся 6 куполов. встроена в храм и располагалась над входом в храм. Рядом со входом в храм помещены 2 иконы пророка Божьего Илии и Крестителя Спасова Иоанна. В храме замечательный резной позолоченный иконостас.
Омские Епархиальные ведомости, давая сводку о состоянии приходов епархии, сообщали: «Всехсвятская кладбищенская церковь бесприходная. Капиталов и угодий, приносящих ей доход, не имеется. Земли при церкви нет. Для помещения причта на земле отведенной в вечное и бесспорное владение городской думой для церкви в количестве 3000 кв. сажен на средства господина Хлебникова выстроен одноэтажный, крытый железом дом».
Из ведомостей расчета с церквями епархии Омского епархиального свечного завода видна финансовая жизнь храма. Так, за 1906–1907 годы, храм (являясь бесприходным) ходил в постоянных должниках. Расчетная ведомость от 31 декабря 1907 года сообщает под № 100 о долге Петропавловской Кладбищенской Всехсвятской церкви в размере 69 рублей 37 копеек.
школы при храме была в центре внимания господина градоначальника. Отчет о её содержании, деятельности, духовной направленности систематически направлялся как к господину Губернатору Омской губернии, так и к преосвященному архиерею епархии. Согласно смете расходов на жалование учащим церковных школ Омской епархии и на содержание канцелярий и книжных складов Уездных Отделений Омского Епархиального Училищного Совета в 1902 году «… На содержание одноклассной церковноприходской школы города Петропавловска при храме в честь Всех Святых:
Из кредита п.8 ст.3 л. А сметы Св. Синода | Из 2% сбора с церквей | Из 0,5% сбора с церквей | Из земских средств | Всего | |
Тобольской губернии | Томской губернии | ||||
300 руб. | — | — | — | — | 300 руб. |
В заметках епархиального миссионера по борьбе со штундистами от 1901 г. (ОЕВ № 19 от ) о. Иоанна Добролюбова отмечалось, что занятия по богословским дисциплинам, проводимые в школах г. Петропавловска, находящихся на попечении местных обществ начального образования, находятся не на нужном уровне. Духовенство как к открытию занятий в школах, так равно к успешному ведению их относится равнодушно.
В 1903 г. Омский епархиальный наблюдатель был направлен по школам Омской епархии. Целью посещения наблюдателя являлась проверка школьной грамоты, проверка успехов учащихся по предметам школьного курса, школьной дисциплины, дополнительных уроков в пределах школьного курса, проверка классных журналов и расписания уроков, а так же забота об улучшении учительского персонала и состава учащихся, проведение народных чтений при школах. Омская епархия состояла из областей Акмолинской и Семипалатинской, из частей губернии: Тобольской (уезд Тюкалинский, почти весь Тарский и часть Ишимского) и Томской (часть уездов Каинского, Барнаульского и Змеиногородского). Приводим список школ епархий, учащих в них лиц и количество учащихся детей по Акмолинскому наблюдательму округу (ОЕВ № 17 от 1 сентября 1904 г.)
Храм Всех Святых
Петропавловская и Булаевская епархия
Праздник святых апостолов Петра и Павла — День рождения города Петропавловска
12 июля 1752 года на высоком правом берегу реки Ишим была основана крепость в честь святого апостола Петра. Так родился город Петропавловск, названный в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В память об этом светлом событии духовенство и верующие жители города каждый год на его именины совершают крупнейший в Республике Казахстан праздничный крестный ход.
Одним из проявлений глубоко религиозного сознания предков была традиция давать имена людей крепостям, городам, сёлам и боевым судам. Имена давались не случайно, не в честь исторических деятелей государства, а в честь святых, на молитвенный покров которых надеялись жители нового города, села, крепости, экипаж крупного судна.
Так были названы (град святого Петра), Екатеринбург, наш город Петропавловск, село Новоникольское (в честь святителя Николая Чудотворца) и многие другие.
Историю эти города ведут со дня освящения крепостных церквей — праздника святого покровителя храма и будущего города.
Например, назван по имени святого покровителя Петропавловского храма одноимённой крепости, Петропавловск в честь святых апостолов Петра и Павла — святых заступников Петровской церкви одноимённого форта.
Но разве можно построить Церковь за один день и называть этот праздник днём рождения города? Можно. В данном случае за дату основания города принято считать день освящения крепостного храма.
Кроме того, издревле на Руси существует понятие обыденных церквей — храмов, собиравшихся за один день из деревянных деталей, изготовленных заранее и транспортируемых к месту строительства.
Позднее на месте деревянной церкви создавалась капитальная каменная постройка, сохранявшаяся на века.
Маршрут ежегодного крестного хода на день рождения Петропавловска начинается от современного храма святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, первоначально посвящённого празднику Покрова Пресвятой Богородицы, продолжается молебном на месте, где располагался исторический Вознесенский собор — кафедральный собор города и оканчивается торжественным заупокойным богослужением у поклонного креста на месте расположения исторического храма святого апостола Петра.
В нынешнем году праздничное богослужение в соборе апостолов Петра и Павла, крестный ход по улицам и площадям города возглавил правящий архиерей Его Преосвященство Гурий, епископ Петропавловский и Булаевский.
Божественная Литургия святого праздника, совершаемая под открытым небом, началась необычно.
Холодный проливной дождь, начавшийся незадолго до богослужения, явился реальной угрозой не только молитвенному сосредоточению верующих, но и их здоровью, самой возможности проведения крестного хода.
Тогда Его Преосвященство Гурий, совершив праздничное начало богослужения, сотворил торжественную молитву Господу о даровании хорошей погоды и солнечного света молитвенным заступлением пророка Божиего Илии, чтобы праздник состоялся в полной мере.
Господь без промедления внял молитве — спустя короткое время дождь окончился, а вскоре установилась ясная и жаркая праздничная погода.
Полтора дня Господь дал верующим города для того, чтобы почтить святых апостолов, перед началом сезона дождей, столь необходимого для будущего урожая нашего края — житницы Республики.
Особая Божия милость к соотечественникам через чудеса с дарованием доброй погоды давно известна многим верующим Северного Казахстана по молитвам Пресвятой Богородицы, святых покровителей града — апостолов Петра и Павла, пророка Божиего Илии и святой мученицы Варвары.
Случаев чудес так много, что называть их совпадениями невозможно. Скорее можно привыкнуть к ним и совершенно перестать замечать.
Всё время богослужения на почётном месте пребывали священные мощи святых апостолов Петра и Павла — драгоценный дар городу Его Высокопреосвященства Александра, митрополита Астанайского и Казахстанского.
А значит, святые апостолы разделили молитвы верующих не только духовно, но и телесно находясь среди нас.
Перед Таинством Святого Причащения владыка поздравил настоятеля собора святых апостолов Петра и Павла, секретаря епархии протоиерея Сергия с недавним днём его 55летия, а старшего диакона епархии — протодиакона Александра с 15летием священного служения.
По окончании Божественной Литургии верующие под звуки колокольного звона проследовали священным шествием до площади перед современным русским драматическим театром — местом, где в прежние времена находился Вознесенский кафедральный собор.
Там священство и жители города совершили праздничный молебен о здравии и благополучии жителей города и всего хранимого Богом Казахстана.
Далее верующие продолжили крестный ход к месту основания города, где у поклонного Креста, была совершена праздничная заупокойная панихида с молитвой о почивших основателях, защитниках и жителях нашего города.
Завершился крестный ход праздничным угощением во дворе собора святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ежегодное проведение крестного хода — значительное событие духовной жизни всего Петропавловска. Город растёт, с каждым годом всё больше и больше нуждаясь в неотступном покровительстве святых, в честь которых он был назван.
Несомненно, Господь всегда будет ограждать его своей незримой милостью, пока жива молитвенная память народа, стоят святые церкви, совершаются богослужения, потомки с благодарностью чтят своих покойных предков, нашедших вечный приют в святой земле Петропавловска.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Петропавловске. Фото с сайта Петропавловской епархии |
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Петропавловске Петропавловского благочиния Петропавловской епархии
Собор святых апостолов Петра и Павла в Петропавловске является одним из старейших сохранившихся зданий города.
Первоначально церковь была заложена в 1803 году, но в 1812 году ее разобрали.
22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь.
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Петропавловске. Дореволюционная открытка |
В 1815 году был освящен главный престол собора в честь святых апостолов Петра и Павла, в 1818 году освящен северный придел в честь святителя Николая Чудотворца и в 1821 году освящен южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня, которую разобрали в 1839 году. В 1844 году заложили новую колокольню, стоящую отдельно от храма, соединенную с ним каменным коридором. Строительство колокольни завершилось в 1848 году. Церковь обнесена каменной оградой с чугунной решеткой. Построена она на средства прихожан. Стоимость ее около ста тысяч рублей.
После революции 1917 года собор был закрыт.
С 1938 по 1946 год здание храма находилась в ведении областного местпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена для производства масла. Позднее в здании церкви подгорного храма стали производить махорку.
В 1946 году областной совет исполкома Петропавловска передал здание подгорного храма общине верующих. Храм представлял собой печальный вид. Алтарь и иконостас разгромлены, многие иконы и киоты были варварски уничтожены. Роспись на стенках была покрыта слоем копоти и грязи. Перед центральным алтарем до самого купола возвышалась громадная вытяжная труба. В Никольском приделе стояла огромная кирпичная печь. Церковь обветшала, ее частично разрушили, сняли кресты и колокола.
Активное участие по восстановлению храма приняли прихожане. Они разбирали посторонние строения, убирали кирпичи и строительный мусор. Летом 1947 года силами верующих осуществлялся ремонт Покровской церкви. С этого же года начались богослужения. В 1952 году храм полностью был восстановлен.
В июле 1988 года в храме торжественно отмечался тысячелетний юбилей Русской Православной Церкви.
На месте старой забегаловки, стоявшей рядом с храмом, на добровольные пожертвования граждан и организаций было воздвигнуто кирпичное здание крестильного храма. 16 июня 1997 года престол крестильного храма был освящен в честь праздника Пятидесятницы [1]. В крестильном храме есть баптистерий с мраморным бассейном для полного погружения взрослых при крещении.
В 1995 году началось восстановление колоколов. Самый большой из них имеет вес 1200 кг, язык 60 кг и отлит в Нижнем Тагиле.
В ноябре 2001 года купол колокольни покрыли нитро-титановым слоем.
С 2006 по 2011 год произведен капитальный наружный ремонт собора. Была полностью заменена пришедшая в негодность штукатурка. На основном здании храма и на колокольне были реконструированы купола и кресты. Они были изготовлены челябинскими мастерами из нержавеющей стали.
К 2012 году вся прилегающая к собору территория была вымощена тротуарной плиткой, а также обновлено здание иконной лавки.
При соборе действует воскресная школа, а также институт оглашенных. Занятия проводятся по специальной программе: предусмотрены лекции по важнейшим духовным вопросам, просмотр видеофильмов о храме, о таинствах Церкви, беседы со священниками.
Святыни
Сакральные места Петропавловска: интерактивная карта
26.11.2018, 10:41 | 11 328. | Фото: автора и из открытых источников
На сегодняшний день список сакральных мест города Петропавловска состоит из 7 объектов. Жители и гости города могут с лёгкостью найти и посетить эти удивительные памятники истории и архитектуры, воспользовавшись интерактивной картой, которую для удобства наших читателей создали корреспонденты Петропавловск.news.
Отметим, что ещё этим летом в списке сакральных мест Северо-Казахстанской области числилось 19 объектов. Сейчас – уже 25. Ежегодно список пополняется новыми памятниками истории. Думается, что после выхода статьи Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», таких объектов станет ещё больше. Хотелось бы верить, что помимо внесения их в списки, дело будет двигаться в другом — практическом направлении. И памятники будут не только числиться на бумагах и картах, но и сохраняться в надлежащем их статусу виде.
С этим у нас пока не всё хорошо. Примером этому может послужить судьба дома купца Янгуразова, известный всем, как дом невесты, который, кстати, является памятником истории республиканского значения. Уже не раз мы рассказывали о том, что памятник ремонтировали несколько лет, потратили на это баснословные деньги из республиканского бюджета, но должного эффекта, помимо покраски стен и бутафорной лепнины, никто не заметил. Здание продолжает рушиться.
Итак, из 25 сакральных объектов области – 6 имеют общенациональное значение. В их число входят резиденция Абылай хана в Петропавловске, Мемориал Карасай и Агынтай батырам в Айыртауском районе, в этом же районе находится уникальный памятник – поселение Ботай, где 5,5 тысяч лет назад впервые в мире была одомашнена лошадь. Данный факт доказан учёными и исследователями.
Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО. Список пополняет уникальный алтарь «Золотая звезда», находящийся в католическом костёле с. Озёрное Тайыншинского района СКО. Замыкает эту «шестёрку» место захоронения батыра и талантливого полководца Кожабергена жырау – близ села Благовещенка Жамбылского района.
По словам начальника отдела использования публикаций и научных документов управления культуры, архивов и документации по СКО Мереке Баймуканова, в список 25 сакральных мест области входят 7 объектов, расположенных в Петропавловске. В их число входят резиденция Абылай хана, собор святых апостолов Петра и Павла, храм Всех Святых, мечеть Дин-Мухаммад, мечеть «Кызыл Жар», римско-католический костёл или Храм Пресвятого Сердца Иисуса и место захоронения отца поэта Магжана Жумабаева – Бекена Жумабаева.
Все они, несомненно, являются частью истории нашего города, области, некоторые – даже республики. Остановимся подробнее на каждом из них.
Итак, собор святых апостолов Петра и Павла – одно из старейших сохранившихся зданий города. Изначально на его месте в 1813-1815 годах на средства прихожан была построена Покровская казачья церковь. Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году её разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трёхапостольную церковь. Главный престол в честь св. апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого Николая Чудотворца, южный – в честь покрова Пресвятой Богородицы. В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Её разобрали и вместо неё в 1844 году заложили новую, стоящую отдельно от церкви, соединённую с ней коридором. Строительство колокольни было завершено только в 1848 году.
В 1920-30 годах началась эпоха безбожья. В это время шло массовое разрушение храмов и гонение священнослужителей. В 1938 году Президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии и использовании её здания для общественных нужд.
С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена масляничных культур. Позднее в здании церкви стали делать махорку. И только в 1946 году здание было передано общине верующих.
Уже через год силами верующих церковь была частично отремонтирована, там начали проводить богослужения. И только в 1952 году храм был восстановлен полностью. Известно, что до 1950 года собор именовался Покровским. Затем он был переименован в собор св. апостолов Петра и Павла.
Ещё одна сохранившаяся православная реликвия, входящая в список сакральных мест Петропавловска — Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь была построена на средства петропавловского купца Саввы Хлебникова и его жены в 1890-1894 годах. Церковь каменная, однопрестольная. Храм уникален тем, что, несмотря на атеистические времена, из-за которых пострадали многие культовые сооружения города, эта церковь не прекращала работу ни на один день.
Мечеть «Дин-Мухаммад» построена в 1851 году татарским купцом Дин-Мухаммадом Бичуриным. Рядом с мечетью располагалась медресе.
Ледниково-атеистический период в истории Петропавловска не обошёл стороной и это культовое учреждение. Мечеть перестала функционировать по своему прямому назначению в 1938 году. Затем был разрушен минарет, михраб, здание ветшало и стало непригодным для богослужений. В ней в разные годы находились такие учреждения, как баня и различные спортивные организации. И только в 1996 году, когда в городе была зарегистрирована татаро-башкирская религиозная община мечеть и прилегающую территорию передали верующим. Спустя два года – в 1998 году здание начали реставрировать. В 2001 году был восстановлен минарет.
Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» открыл свои двери для посетителей в 2008 году. Его экспозиция рассказывают о жизни одного из великих ханов Казахстана – Абылая. Говорят, что ни в одном музее страны нет такого количества экспонатов, связанных с этой легендарной личностью, как здесь – в его резиденции в Петропавловске. Наверное, поэтому данный комплекс был включён в общенациональный список сакральных мест Казахстана.
До того, как каменное двухэтажное здание отремонтировали и стали называть «Резиденцией Абылай хана», оно имело несколько названий в народе. Его именовали «Домом Абылая» и просто «Белым домом», кто-то знает его как «Военный лазарет». И, действительно, в этих стенах в какой-то период до 1917 года размещался лазарет. В советское время здесь была казарма.
Историки и краеведы до сих пор ведут спор о том, принадлежал ли этот дом хану Абылаю и бывал ли он тут вообще когда-нибудь? В последнее время исследователи сошлись во мнении, что нет. Ещё в 1949 году историк Александр Семёнов, выпустивший книгу «Город Петропавловск за 200 лет» сказал, что по преданию в этом здании до его перестройки жил сын Абылая – Валихан. Через два года в вышеупомянутой книге появляется запись о том, что каменный дом принадлежал хану Вали в качестве зимней резиденции.
Этой версии придерживаются многие историки и краеведы Казахстана, в их числе и Виль Галиев. В своей книге «Библиотеки и культурная жизнь Казахстана в 19-20 веках» он пишет, что в этом доме 1 ноября 1782 года был совершён торжественный обряд утверждения султана Вали ханом. В верхнем предместье ему построили каменный дом, в нём и находилась зимняя резиденция хана.
Экспозиция музея рассказывает о родословной хана, его детстве и основных жизненных вехах на пути к становлению полководцем и государственным деятелем.
На территории, прилегающей к парку культуры и отдыха, располагается ещё одно сакральное место Петропавловска – храм Пресвятого Сердца Иисуса или римско-католический костёл, относящийся к приходу «Святой Троицы». Он является самой старинной католической святыней, сохранившейся в Казахстане! А также единственным памятником польской культуры в СКО.
Храм построен потомками ссыльных поляков и немцев в 1911-1912 годах. До 1928 года при костёле действовала римско-католическая община. Затем здание было приспособлено под жильё. С 1956 года в нём была произведена перепланировка для открытия детского сада «Заря». И лишь 30 апреля 1999 года храм передали в руки прихода «Святой Троицы» для проведения ремонтно-реставрационных работ. В течении двух лет шла его реконструкция. По её завершению в 2002 году, было осуществлено вторичное освещение храма епископом Караганды Яном Павлом Ленга.
Центральная мечеть Петропавловска «Кызыл Жар» является одной из самых современных сакральных мест города. Его строительство было начато уже в новом тысячелетии — в 2002 году. Мероприятие затянулось на несколько лет из-за нехватки средств. И только под покровительством короля Саудовской Аравии султана Бен Абдельазиза, который выделил 2 миллиона долларов США для завершения строительства, а также за счёт спонсоров и пожертвований верующих Северного Казахстана, стройку удалось завершить. В 2005 году состоялось торжественное открытие мечети. Здание является украшением центральной части города. В основании оно напоминает восьмиконечную звезду. Культовое сооружение венчают один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Мечеть имеет два минарета, высота каждого – 42 метра. Одновременная мечеть может принять около 1 тысячи прихожан.
Место захоронения Бекена Жумабаева – отца великого казахского поэта Магжана Жумабаева располагается на территории старого парка культуры и отдыха города Петропавловска. В июне 2008 года на месте захоронения останков Бекена Жумабаева – человека, известного в системе местного самоуправления, который занимал должность волостного управителя Сарыаргырского уезда, состоялось открытие мемориальной плиты. Бекен Жумабаев был похоронен в 1934 году в Петропавловске. В год празднования 115-летнего юбилея со дня рождения поэта было принято решение о восстановлении могилы его отца. Место захоронения на территории старого парка указали родные Бекена Жумабаева.
Ольга ВАЙТОВИЧ, в статье использовались материалы книги Михаила Морозова «Петропавловск в иллюстрациях и информациях», фото автора и из открытых источников
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск