храм ямунотри в индии найти
Ямунотри (Yamunotri, высота 3200 м.) – одно из главных индуистских святых мест паломничества в Гималаях в 220 км к северу от другой известной достопримечательности Индии, города Ришикеш, входящее в так называемую Чота-Чар-дхам (малый, или Гималайский Чар-дхам, четыре святых места на севере Индии – Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх, Бадринатх).
Ямунотри имеет большое религиозное значение потому, что здесь берет начало священная река Ямуна (Джамна), которая почитается индуистами почти наравне с Гангой.
Непосредственным истоком Ямуны считается ледник Чампасар (Champasar Glacier) около озера Саптариши Кунд (Saptarishi Kund, букв. «Пруд Семи Мудрецов»). К нему можно добраться по трудному 12-километровому треку, который идет прямо в гору вдоль реки, а затем спускается к подножию горы Калинда Парбат (Kalinda Parbat). Путешествие по треку требует, по меньшей мере, одного дня акклиматизации, соответствующей одежды, наличия припасов и снаряжения, а также присутствия гида-проводника.
Согласно послеведийской мифологии, Ямуна – дочь бога Солнца Сурьи (Surya) и Санджны (Sanjna), а также сестра-близнец бога смерти Ямы. По легенде, мать близнецов не могла терпеть жара Солнца и создала для себя двойника – Чхаю (Chhaya). Однажды Яма пнул ее ногой, за что Чхая прокляла его, сказав, что нога сгниет и отвалится. Сурья удивился, что мать так обозлилась на своего ребенка, но выяснилось, что Чхая – не настоящая мать. Сестра Ямуна, чтобы спасти брата, спустилась на землю и подвижничеством освободила Яму от проклятия. Яма в благодарность наделил ее даром избавления от преждевременной и мучительной смерти тех, кто поклоняется Ямуне и совершает омовения в ее водах.
Согласно индийским писаниям, горная местность в окрестностях Ямунотри когда-то была обителью древнего мудреца Аситы Муни. Благодаря своему легендарному значению множество паломников ежегодно посещают это святое место.
Здесь, в окружении высоких гор, стоит храм Богини Ямуны, построенный джайпурской махарани Гулерьей в XIX в. Он много раз перестраивалось: тяжелые зимние снега и муссонные дожди разрушали его.
В святилище содержится идол богини Ямуны из черного мрамора. Белый идол – это богиня Ганга. Снаружи святилища находится черная скала, называемая Дивья Шила (Divya Shila), из которой течет очень горячая вода, считающаяся благословением ее отца бога Солнца – Сурьи.
Сурья Кунд — один из главных священных термальных источников с очень высокой температурой. Паломники варят здесь рис и картофель, чтобы предложить Божеству в храме. Неподалёку находится Ямуна Бай Кунд — термальный источник, в водах которого многочисленные пилигримы принимают очищающие душу и тело омовения.
Ямунотри открывается для посещения в день Акшая-трития по индуистскому лунному календарю (примерно начало мая), а закрывается для посетителей на Дивали (обычно вторая половина октября).
Четыре святыни Гималаев (Чардхам-ятра)
Чардхам — это четыре святых места — Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх, Бадринатх. Это самый важный паломнический маршрут (ятра) в индийских Гималаях, который обычно называют Чота-чардхам («малый чардхам»). И Школа Аюрведы «Туласи» каждый год отправляется сюда, чтобы прикоснуться к святыням, помедитировать, проникнуться атмосферой этих мест, наполниться их энергетикой, послушать о Господе и т.д. На протяжении всего маршрута нас сопровождают священные реки — милостивые богини Ямуна, Ганга и Сарасвати, омовение в божественных водах которых дает человеку невероятные блага.
Ямунотри — первое из четырёх священных мест этого паломничества. Именно здесь находится источник Ямуны. Дорога в Ямунотри комфортная и невероятно живописная, а большая ее часть проходит вдоль самой Ямуны.
По пути есть удивительное место, где находится один из храмов Господа Шивы, построенный Пандавами 5000 лет назад, а также пещера, в которую привел подземный ход, уйдя через который Пандавы с матушкой Кунти спаслись от пожара во дворце, устроенного их недоброжелателями Кауравами.
Последние 5 км вверх к Ямунотри автомобильной дороги уже нет, так что паломники преодолевают их разными способами: пешком, на мулах, в корзинке на спине у носильщика или на специальных носилках, которые несут четыре человека…
Поднявшись, сначала все принимают омовение в горячих источниках, а кто посмелее — еще и в обжигающе-ледяных водах Ямуны. И только после этого — в храм, поклониться богине.
Ганготри и ледник Гомукх. Второе священное место — исток божественной Ганги.
В Ведах много историй, связанных с Гангой. Например, в Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Ганга возникла, когда вода из сосуда Господа Брахмы омыла лотосные стопы Господа Ваманадевы (это одно из воплощений Верховной Личности Бога). В Пятой песни сказано, что Ганга появилась, когда Ваманадева пробил левой ногой оболочку вселенной и через образовавшееся отверстие просочилась трансцендентная вода Причинного океана. Есть история о том, как Сам Господь Нараяна стал водами Ганги. Иначе говоря, Ганга сочетает в себе три вида божественных вод и потому способна очистить все три мира.
Когда-то Ганга текла только на райских планетах, пока царь Бхагиратхи своими аскезами, которые он совершал в течение 5500 лет, не уговорил ее спуститься на Землю. Поэтому в Ганготри Ганга называется Бхагиратхи, в честь царя.
Согласившись спуститься на Землю, Ганга опасалась, что своей мощью пробьёт ее и попадёт в адские миры. Тогда Господь Шива по своей милости принял ее бурный поток на свою голову. По его волосам она стала стекать на Землю. Так образовался ледник Гомукх, из которого Ганга теперь вытекает на материальном плане. Здесь ее называют Гупт-Ганга (скрытая Ганга), потому что не видно, где именно она берет начало.
В Ганготри Господь Шива, чтобы хоть как-то усмирить Гангу, сжимает ее в тиски своих мощных объятий. Это место называется Сурьякунд и представляет собой своеобразный естественный бассейн (Сурья — Солнце, кунд — бассейн). А называется он так потому, что сюда при создании вселенной упали первые солнечные лучи, так что скалистая стена этого бассейна имеет желтый цвет. Ганга стремительным потоком обрушивается вниз, в такую как бы каменную трубу, и по этому естественному каналу течёт уже гораздо спокойнее. В том месте, куда падает водопад, находится самопроявленный лингам, но увидеть его можно только зимой, когда уровень воды значительно ниже.
В получасе ходьбы в лесу находится пещера Пандавов, в которой сейчас живет садху-вайшнав по имени Сита-Рам. Каждый день он готовит прасад (сладкую халаву) и раздаёт его всем, кто к нему заходит. Так что можно принести ему все необходимые продукты — манную крупу, гхи, сахар и кешью.
Кедарнатх. Третье из четырёх основных мест паломничества. Здесь находится один из самых священных храмов Господа Шивы, который спрятался в этом месте в форме быка от Пандавов. Они его все-таки нашли, тогда он освободил их от всех грехов. В 2013 году чуть выше храма началось чудовищное наводнение, вызвавшее сильные разрушения на протяжении сотен километров. Однако сам храм не пострадал, его защитил огромный камень, упавший прямо позади храма и разделивший воду на два потока, которые обошли храм с двух сторон.
Здесь много интересных мест. Одно из них — храм Бхайравы под открытым небом на вершине одного из холмов. Бхайрава — одна из форм Шивы, грозная, ужасающая. Однако она имеет несколько значений. Одно из них — это тот, кто находится за пределами страха и разрушает страх. Второе значение — это тот, кто защищает преданных Господа от таких врагов, как жадность, похоть и гнев. Это очень опасные враги, потому что они не дают человеку начать искать Господа внутри себя. Есть ещё одно значение. Бха означает «создание», ра — «поддержание», а ва — «разрушение». Поэтому Бхайрава — тот, кто создаёт, поддерживает и разрушает три стадии жизни. То есть это Верховный Господь.
Кришна, рассказывая Арджуне «Бхагавад-гиту», явил именно эту Свою форму — Бхайрава — форму вселенского сознания, и Арджуна увидел в Боге не только милостивый аспект, но и аспект всепожирающей смерти. После этого Арджуна попросил Кришну скрыть эту форму и снова явиться в форме колесничего.
По пути к Кедарнатху есть ещё несколько удивительных мест, которые мы посещаем.
Гупткаши — скрытый Варанаси. После битвы на Курукшетре Пандавы хотели обратиться к Господу Шиве, чтобы искупить грех убийства, но Махадев спрятался от них в Гималаях. Они долго искали его и наконец узнали, что он находится в Гупткаши. Когда они пришли сюда, Махадев ушёл под землю, поэтому это место называется «скрытый» Каши (Бенарес, Варанаси). В поисках Шивы Пандавы по всем Гималаям строили храмы в его честь, в том числе и этот храм в Гупткаши, который теперь является одним из обязательных мест паломничества по пути к Кедарнатху — главному храму Шивы в Гималаях.
Триюгнараяна. В этом храме уже четвертую югу поклоняются Вишну. Здесь было царство повелителя гор, отца Парвати. Здесь же состоялась свадьба Шивы и Парвати.
Озеро Девариа (Деориа). Находится на высоте 2400 м посреди Гималаев. Здесь принимали омовение деваты — божественные существа, отсюда и название. В Пуранах оно также называется озером Индры. Говорят, что здесь Пандавы отвечали на вопросы царя Якшей. А местные жители считают, что это озеро создал самый сильный из Пандавов — Бхима — по совету Юдхиштхиры, когда почувствовал жажду.
Тунгнатх. Самый высокогорный храм Шивы (3680 м). Подниматься к нему лучше на рассвете. Это очень красивое место с удивительной энергетикой в окружении белоснежных вершин, зелёных лугов и лесов. Эту местность даже сравнивают со Швейцарией… От храма можно подняться на скалу бога Луны — Чандрашила (4000 м). Когда-то здесь медитировал Господь Рама, совершал аскезы Равана. Место очень приятное, уходить не хочется. На скале — храм Ганги, то есть Ганга как бы находится на голове Шивы, ведь храм Тунгнатх как раз под ней. И ещё тут установлен лингам пятиликого Шивы.
Джошиматх. Этот городок расположен по дороге в Бадринатх. А известен он тем, в первую очередь, что здесь достиг высочайшей ступени духовного развития, самадхи, знаменитый Шанкарачарья. Жизнь Шанкарачарьи удивительна, но это отдельная история.
В «Падма-пуране» (Уттара-кханда, 25.7) сказано, что Шанкарачарья являлся воплощением Господа Шивы: «Господь Шива сказал богине Дурге, управляющей материальным миром: В век Кали я в облике брахмана дам ложное толкование Ведам на основе философии майявады, которая представляет собой завуалированный буддизм». И эту миссию по определенным причинам возложил на него Сам Кришна: «Верховный Господь сказал Господу Шиве: Дав Ведам собственное толкование, заставь обыкновенных людей отвернуться от Меня. Скрой от них истину обо Мне, чтобы они сосредоточились на материальной деятельности и утратили духовное знание» («Падма-пурана», Уттара-кханда, 62.31).
В Джошиматхе Шанкарачарья основал первый из четырёх своих монастырей и построил храм для Божества Шри Нрисимхадева — одного из воплощений Кришны. Нрисимхадев является для того, чтобы защитить Своих преданных как от внутренних, так и от внешних врагов. В первый раз Он явился, чтобы спасти от смерти Махараджу Прахладу, о чем рассказывается в Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам».
Божество Нрисимхадев — самопроявленное, то есть Оно Само вышло из камня. Левая рука у Него намного тоньше правой. Есть древнее пророчество, согласно которому рука этого Божества каждый день будет становиться все тоньше и тоньше. Когда Кали-юга (в которую мы живем, век ссор и лицемерия) распространит свою власть над всем миром, эта рука обломится, и в этот момент две горные вершины (Нар и Нараяна) по обеим сторонам долины, где находится Бадринатх, сойдутся вместе и навсегда закроют проход туда. Алакананда (Ганга) выйдет из берегов и затопит Бадринатх. Но Божество Бадринараяна незадолго до катастрофы перенесут в другое место, недалеко от Джошиматха. Оно называется Бхайвишья Бадри.
Мы обязательно идём в храм рано утром, чтобы попасть на абхишеку — церемонию омовения Нрисимхадева, во время которой Божество раздевают и близко подносят ко всем присутствующим, так что можно лично убедиться в том, что левая рука действительно истончается. Само Божество очень красивое и необычное… Недавно построили новый большой храм и Божество перенесли туда из старого маленького храма, построенного Шанкарачарьей.
А еще из Джошиматха по одной из самых длинных канатных дорог в Азии можно подняться в горный курорт Аули, откуда открываются великолепные виды, в том числе на самую высокую вершину в Индии — Нандадеви (если не считать Канченджангу, которая расположена на границе Индии и Непала, и у подножья которой мы недавно были).
Бадринатх. Кульминация нашего паломничества. Это четвёртая и самая важная дхама. Когда-то здесь медитировали Шива и Парвати. Затем они уступили это место Вишну, и Господь длительное время перебывал в этой долине в медитации. Его супруга, богиня Лакшми, долго не могла найти Его, а когда нашла, решила защитить от непогоды, превратившись в дерево бадри. Когда Господь Вишну, выйдя из медитации, увидел это, Он сказал: «Отныне имя Моей супруги всегда будет стоять перед Моим». Поэтому и говорят: Лакшми-Нараяна, Сита-Рама, Радха-Кришна.
Рядом с Бадринатхом находится деревушка Мана — еще одно удивительное место. Именно здесь Вьясадева (литературное воплощение Господа) перед наступлением Кали-юги записал для нас Веды, Махабхарату и Пураны. Помогал ему при этом Ганеша — сын Господа Шивы. Они сидели в разных пещерах, на достаточном расстоянии друг от друга, то есть общались телепатически.
Также здесь находится пещера царя Мучукунды, который благодаря своим медитациям и аскезам обрёл способность испепелять взглядом. Именно этим воспользовался Кришна, чтобы избавиться от демона Калаяваны. Кришна завлёк его в эту пещеру, демон разбудил Мучукунду, и тот, открыв глаза, превратил демона в пепел. В сериале «Махабхарата» есть эта история.
Отсюда ушли в последний путь Пандавы. Сейчас мы не можем пройти весь их путь, но хотя бы можем дойти до водопада Васудхара. Он не течёт, он сыпется, как сахарная пудра с высоты более 20 м.
Многие святые, йоги, отшельники, паломники идут в эти места, несмотря на суровый климат. Полгода Господу в храме поклоняются люди, а в течение шести холодных месяцев, когда все жители спускаются в более тёплые места, эстафету поклонения принимают полубоги.
Погода здесь может меняться буквально каждую минуту. В мае нас засыпало снегом, он шёл сутки, без перерыва. Кто-то лепил из снега лингамы, а пуджари из храма Сарасвати на берегу этой священной реки слепил снеговика. Храм Парвати в снежном одеянии стал похож на часовню где-нибудь в России. На следующий день после снегопада светило яркое солнце.
Бадринатх также является одним из четырёх мест большого Чардхама, куда входят четыре святых места, расположенные на разных концах Индийского субконтинента — Пури, Рамешварам, Дварака и Бадринатх.
Здесь еще много невероятных мест, которые мы посещаем во время паломничества. А ещё мы читаем и слушаем множество интересных историй из священных писаний об этих местах, о Господе Шри Кришне, о Господе Шиве, о реках-богинях и т.д.
Присоединяйтесь к нашим паломническим поездкам, расписание вы найдете здесь.
Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.
Чтобы быть в курсе наших новостей, вступайте в нашу группу ВКонтакте. Там мы регулярно публикуем статьи по Аюрведе, отрывки из главного аюрведического трактата «Аштанга-хридайам» на русском языке (в переводе Светланы Межаковой), материалы по самоосознанию, науке о душе, ведической литературе и культуре, психическому здоровью, воспитанию детей, информацию о наших поездках, обучении, консультациях и т. д.
Для получения информации о новых публикациях на нашем сайте по электронной почте вы можете оформить подписку: на компьютере — на главной странице сайта (слева, под Меню); с мобильного — нажмите значок Меню, внизу списка в специальном поле введите адрес электронной почты.
Индия – трип
Самостоятельные путешествия по Индии и не только. Блог Татьяны Осташевской
Ямунотри – место паломничества в Гималаях, святыня Чар Дхама
Ямунотри – первый пункт Чардхам-ятры (ятра – паломнический маршрут в индуизме), очень необычное место по ощущениям.
Это маленькое селение в Гималаях на высоте 3200 м, в узком ущелье, в верховьях священной реки Ямуны. Даже не селение, а просто храм богини Ямуны, а возле него всего несколько домиков – маленькие ашрамы и гестхаусы для паломников, холодные и аскетичные.
Подход к Ямунотри – 6-километровая пешая тропа
Доехать туда ни на чем нельзя, только пешком или на мулах, вверх по серпантину 6 км. Зимой там никто не живет, люди спускаются в долину, унося с собой своих богов.
Этот путь открыт только 4 месяца в году: май-июнь и сентябрь-октябрь. Позже – холодина-снегопады, а летом – сезон дождей, дороги размыты.
Пеший подход к Ямунотри начинается в местечке Джанки Чатти. 6-километровая тропа поднимается в гору. Тропа очень живописна, она проходит по крутому склону узкого лесистого ущелья с водопадами, а внизу бурлит священная Ямуна.
Тропа (дорога к храму)
Ямунотри – место обитания богини Ямуны
Ямуна (Джамна) – вторая по значимости река в индуизме после Ганги. Непосредственным истоком Ямуны является ледник Чампасар с озером Саптариши Кунд, куда ведет 12-километровая тропа вверх вдоль реки. Но местом обитания богини Ямуны считается Ямунотри. Это очень святое место у индуистов. С самого раннего утра сюда по тропе поднимаются паломники: кто пешочком, кто на лошадке, а самые немощные – в паланкине или корзине.
Святилище Ямуны находится здесь давно, но само здание храма периодически обновляется-перестраивается, т.к. его разрушают стихии.
В храме Ямунотри живут две главные богини: Ямуна – из черного мрамора и Ганга – из белого. Рядом с храмом – черная скала Дивья Шила с горячим источником Сурья-кунд. Этот источник – благословение Сурьи (бога Солнца), отца Ямуны, вода в нем кипящая, паломники варят в ней рис, чтоб преподнести его богине.
Другой источник – Гаури-кунд – имеет не такую горячую воду. Рядом сооружен маленький бассейн, где можно окунуться, смыть грехи и почистить карму.
Если вы – мужчина, то вам повезло, вы сможете именно “окунуться”, даже посидеть в этом бассейне. Но если вы – женщина, то для вас уготована другая участь – в темном помещении, где ничего не видно, вы должны почти на ощупь найти струю воды, которая едва течет. 🙂 Не знаю, может это просто мне с “омовением” так повезло, потому что пришла туда вечером… А вообще, конечно, здорово: в Гималаях, на высоте более 3 тыс.метров – горячие священные источники.
Как мы совершали омовение в священных водах Ямуны
Ямуна, к тому же, – сестра-близнец бога Смерти Ямы. В силу такого родства она наделена особым даром.
Вычитала я, что тот, кто совершит омовение в ее священных водах, будет избавлен от мучительного конца, и моей идеей-фикс стало искупаться в Ямуне. Только непонятно – как это сделать и где: река быстрая, бурлящая, кругом камни – не подступиться, да и вообще в реке никто не купается, все купаются в горячем источнике возле храма.
Расспросили местного паломника, где здесь можно совершить омовение в реке, желательно без зрителей.
Идите, говорит, по ущелью вверх по течению, там будет подходящее место. Далеко? Часа два, только по берегу не пройти. Идти надо поверху, по склону ущелья. Сначала подняться вон до тех домиков, за ними начинается тропа.
Ура! Мы совершим омовение в священных водах Ямуны!
Поднялись по дорожке до этих верхних домиков, а там засада – сидит охрана и требует пермит. Пермит – это пропуск в районы ограниченного доступа (например, в национальные парки или приграничные территории).
-Хорошо, давайте, мы купим у вас пермит.
-Нет, мы пермит не продаем, его надо оформлять в Уттаркаши. (А до Уттаркаши – несколько часов езды, мы только вчера оттуда приехали)
-Ничего себе! Да мы просто погулять немножко хотим, совсем недалеко…
-Нет. Без пермита – нельзя.
-А если мы вам денежку заплатим?
-Нет, без пермита туда ходить нельзя.
-Ну ладно.
Сделали вид, что смирились и возвращаемся назад, а сами задами-огородами обошли эти домики, вышли на какую-то тропку и пошли по ней, прячась за кустами. Тропка привела к большущему камню, на котором в медитации сидел человек. Дальше тропки не было. Покружили-поискали и осторожненько ломанулись через кусты, чтоб не побеспокоить медитирующего человека.
Сначала лес был негустой, и мы шли вверх по течению безо всяких тропинок. Но постепенно он становился все гуще и гуще. Колючие кустарники цеплялись за одежду, с замшелых деревьев светло-зелеными длинными нитями красиво свисали лишайники, паутина застревала в волосах и противно облепляла лицо, и сколько мы ни высматривали – нигде не было никакого намека на тропинку и никакого намека на спуск к воде.
Мы заблудились. Зашли в тупик. Слева был скалистый обрыв, справа – крутой подъем куда-то вверх, но туда нам не надо, нам надо вниз к реке, мы хотим совершить омовение. Подкрались к краю обрыва. Сердце мое ушло в пятки от страха и красоты. Под козырьком обрыва был каменистый выступ примерно на высоте человеческого роста, шириной в две ступни, ниже под ним – череда скал, торчащих из земли корней, и все это переходило в такое небольшое живописное ущелье, которое спускалось к реке. Откуда-то сочилась вода, и камни были мокрые и скользкие.
Мы стали раздумывать – попытаться спуститься здесь или не рисковать…
…Далеко внизу, рождаясь из невидимого ледника, бежала по камням Белая Река. На другом ее берегу зеленели высокие горы, окутанные огромными белыми облаками. Облака медленно проплывали вдоль гор, они были на одном уровне с нами по высоте. Они подплывали к Горе, шептали ей что-то, передавали какую-то тайну, известную только им, и уплывали дальше. Или, наоборот, Гора передавала облакам свою вечную мудрость. Картинка была объемная, завораживающая. Облака – время, Гора – вечность, время плывет через вечность…
В общем, мы решили не рисковать. Значит, остается вариант – ползти наверх. Должна же быть где-то эта тропа!
Поначалу ползлось нормально, но потом стало настолько круто, что приходилось карабкаться на четвереньках, цепляясь за стволы и корни деревьев и подтягиваясь на руках. Вниз-назад старалась не смотреть. 🙂
Уфф, наконец выбрались на горизонтальную поверхность! Поискали тропу – ничего, никакого намека. Присели отдохнуть на бревно. И что дальше? Куда теперь? Я начала молиться про себя: Господи, спасибо Тебе за все! За то, что у нас получилось сюда приехать, что все так здоровско! Помоги нам найти тропу. Ведь должна же она где-то быть…
-Смотри-ка, а что это там такое за кустами светлеет? Это не тропинка случайно?
-Точно! Тропинка! Интересно, как это мы ее раньше не заметили?! Мы же там смотрели…
В общем, это было похоже на чудо. Одно из многих чудес, которые постоянно случаются в Индии.
Сначала тропка была невнятная, но по мере продвижения становилась все убедительнее, и мы радостно по ней шли. Смущало только то, что она поднималась по склону все выше и даже не думала спускаться к реке.
На фото: на правом склоне – тропа, по которой мы идем (это и есть начало трека к леднику Чампасар с озером Саптариши Кунд – истоком Ямуны).
Зато какая красотища была вокруг! Мы находились выше облаков! Облака то и дело наползали на нас, накрывали своей ватой, становилось тихо-тихо, и начинал моросить мелкий дождик. Внизу белой пеной по камням бежала Ямуна, а в голове крутилась песня “Белая река”.
А потом мы посмотрели на часы и решили:
-Идем еще 40 минут и поворачиваем обратно в Ямунотри, а то не успеем вернуться до темноты.
Темнота в горах наступает быстро. Солнышко заходит за Гору – и в ущелье сразу выключают свет.
Какая жалость! Неужели плакало наше купание в Ямуне и избавление от мучительной смерти? Нет! Есть еще 40 минут. У нас резко включилась 4-ая скорость, открылось второе дыхание, и мы прибавили шагу.
Но тропинка по-прежнему поднималась все выше и выше, по-прежнему не было никакого намека на спуск к реке. Мы шли высоко по склону ущелья, выше облаков, и было только три цвета в мире – синий, зеленый, белый, и было только одно чувство – счастье.
Ни до какого спуска мы так и не дошли. Наверно, это был такой несуществующий миф под названием «спуск к Ямуне».
На обратном пути небеса пролили на нас свое благословение в виде ливня и града.
…Но идея-фикс оставалась и звала. И вечером, после возвращения в Ямунотри, мы все-таки нашли укромное местечко среди больших валунов и – йес! – окунулись в Ее священные воды!
Добавить комментарий Отменить ответ
2 thoughts on “ Ямунотри – место паломничества в Гималаях, святыня Чар Дхама ”
Спасибо) Я тоже рада, что окунулась. А еще очень рада, что начала вести этот блог. Когда пишешь статьи, отбираешь свои фотографии, пересматриваешь их, то заново всё проживаешь – снова идешь в облаках по этой тропе над Ямуной, снова ощущение полета…
Очень интересно! Я даже переживала вместе с вами до конца статьи – получится окунуться или нет – обрадовалась, что все получилось!