храм юпитера капитолийского фото
Капитолий в Риме
На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino — капитолийская гора. Это самый пологий из семи холмов, на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.
На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру площади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).
История
В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария.
В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны Монеты и Минервы. Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланжело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
Архитектура
Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.
В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам — Дворец Консерваторов и Капитолийский музей (Musei Capitolini). Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.
Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)
Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)
Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо.
Отдельный зал посвящен знаменитой Капитолийской волчице, ставшей символом Рима.
В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет — коллекции монет и ювелирных украшений.
Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)
Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.
Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам — бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.
Интересные факты
Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина. Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.
На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро. Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».
По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.
Капитолийский храм (Храм Юпитера)
Капитолийский храм (итал. Tempio Capitolino), известный ещё как Храм Юпитера (Tempio di Giove) — первый храм на холме Капитолий, важнейший религиозный и политический центр Рима в период возникновения и становления Ранней Римской Республики (509–265 годы до нашей эры). Однако со временем храм уступил своё доминирующее положение другим религиозным сооружениям города. В VI веке нашей эры достопримечательность была полностью разрушена. С большим трудом археологам удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Капитолийский храм был предназначен для поклонения божественной триаде: Юпитеру, его жене Юноне и мудрой Минерве, предположительно их дочери. Строительство началось в период правления Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.
В наше время оригинальный облик Капитолийского храма удалось восстановить по монете, на которой выбито его изображение. Фасад включал три ряда из шести колонн и установленный на них треугольный фронтон с изображением волчицы и богини, олицетворяющей Рим. Над центральной частью фронтона размещалась скульптура Юпитера, управляющего колесницей, а слева и справа от него — статуи Юноны и Минервы.
В 70 году во время гражданской войны между Вителлием и Веспасианом Капитолийский храм опять был сожжён. Заново освящённый в 71 году, уже на следующий год его постиг очередной пожар. Перестраивали храм во времена правления Тита Флавия Домициана, который повелел выстроить сооружение выше и изящнее прежнего. Теперь фасад включал четыре колонны из пентиликонского мрамора, за которыми находились три скульптуры (Юпитера, Юноны и Минервы). Центральная скульптурная группа на фронтоне осталась без изменений, тогда как боковые статуи заменили на две колесницы. Одной колесницей управляло Солнце, другой же — Луна. Сцену в тимпане украшали Вулкан, Ганимед, Эскулап и Веста, а по углам располагались Земля и Река. Покрывала крышу черепица из позолоченной бронзы.
Внутреннее пространство Капитолийского храма (Храма Юпитера) было разделено на три помещения, каждое из которых посвящалось отдельному божеству. Наос (центральное помещение) был отдан для поклонения Юпитеру. Здесь была установлена терракотовая статуя Юпитера, сидящего на троне и держащего в руках скипетр. Справа от главного прохода находилось святилище Юноны, а слева — Минервы. Каждый из трёх богов имел свой алтарь.
В 455 году во время захвата Рима вандалами во главе с королём Гейзерихом Капитолийский храм был разграблен. Принято считать, что кроме многочисленных драгоценных предметов культа, в нише под троном Юпитера хранились золотые слитки, которые стали богатой добычей нападавших. Полностью заброшенный храм в VI веке был разрушен по неизвестным причинам. В наше время археологам с большим трудом удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Храм Юпитера: история, описание и фото
Среди многих богов римлян Юпитер, сын Сатурна, был верховным богом, связанным с громом, молнией и штормами. Первые жители Рима верили, что за ними следят духи их предков, и они добавили к этим духам триаду богов: Марса, бога войны; Квирина, обожествленного Ромула, который присматривал за жителями Рима; Юпитера, верховного бога. К моменту возникновения республики Юпитер стал почитаться как величайший из всех богов, но остальных членов старой триады заменили Юнона (его сестра и жена) и Минерва (его дочь). Самым важным титулом Юпитера был «Юпитер Оптимус Максимус», что означает «Лучший и величайший» и указывало на его роль отца богов.
Храм на холме
Вам будет интересно: Музей кошек в Москве: экспозиции, деятельность и инициатива
Подобно этрускам и грекам до них, римляне известны тем, что строили монументальные храмы в хорошо видимых местах. Храм Юпитера Оптимуса Максимуса, расположенный на Капитолийском холме в самом сердце Древнего Рима, хорошо отражал эту традицию (сегодня здесь находится площадь, спроектированная художником эпохи Возрождения Микеланджело). К сожалению, пренебрежение, повторное использование камня для нового строительства и переделка участка означают, что для изучения от храма Юпитера осталось очень мало. Однако его влияние можно наблюдать во многих римских храмах, которые имитировали его, что делает его, пожалуй, самым важным с точки зрения его культурного влияния и дизайна.
Вам будет интересно: Музеи Англии: обзор, история, интересные факты и отзывы
Текущее состояние и первоначальный вид
Остатки храма включают части фундамента из туфа (тип камня из вулканического пепла) и подиум, а также некоторые мраморные и терракотовые архитектурные элементы. Большинство структурных остатков можно увидеть на месте (в их первоначальной обстановке) на территории Палаццо Каффарелли, а сохранившиеся фрагменты находятся в Капитолийском музее.
Вам будет интересно: Памятники Брюсу Ли: где находятся
В отличие от скромной терракоты (обожженной глины), которая использовалась для украшения самых ранних версий храма, некоторые римские источники отмечают, что более поздние реконструкции, сделанные в период Римской империи, содержали более экстравагантные материалы. Древние авторы, в том числе Плутарх, Светоний и Аммиан, описывали храм как выдающийся по своему качеству и внешнему виду, с надстройкой из пентелического мрамора, позолоченными черепицами, позолоченными дверями и сложной скульптурой рельефа на фронтоне.
История
Важная дата для Рима
Разрушен и перестроен
Само здание храма Юпитера в Риме было разрушено и перестроено несколько раз в республиканский и имперский периоды, и на этом пути было несколько реставраций. Впервые разрушенный в 83 г. до н. э., во время гражданских войн в Сулле, храм был переосвящен и перестроен в 60-х годах до нашей эры. Август утверждал, что восстановил храм, скорее всего, как часть своей программы строительства, которая началась во время его прихода к власти в первом веке до нашей эры. Храм был снова разрушен в 69 году н. э., во время бурного «года четырех императоров». Хотя он был восстановлен императором Веспасианом в 70-х годах н. э., он снова сгорел во время пожара в 80 году н. э. Император Домициан провел окончательную крупную реконструкцию храма между 81 и 96 гг. н. э.
После первого века нашей эры храм, похоже, сохранил свою структурную целостность до тех пор, пока император Феодосий не ликвидировал государственные средства на содержание языческих храмов в 392 году нашей эры (христианство стало официальной государственной религией Римской империи). После этого храм несколько раз подвергался разрушениям в эпоху поздней античности и Средневековья. В конце концов, в шестнадцатом веке до нашей эры, на этом месте была построена большая резиденция, Палаццо Каффарелли.
Общественная функция
Храм Юпитера Капитолийского в Риме был не просто обычным религиозным сооружением. С самых ранних этапов храм также предположительно являлся хранилищем предметов ритуального, культурного и политического значения. Например, на этом месте хранились «Сивиллинские Оракулы» (книги, содержащие пророчество о Сивиллах), а также некоторые военные трофеи, такие как щит карфагенского генерала Хасдрубала. Кроме того, храм служил конечной точкой для триумфов, местом встречи сената, местом для совместного религиозного и политического представления, архивом для публичных записей и физическим символом верховенства и божественной воли Рима.
Возможно, лучшее изображение Капитолйского храма Юпитера можно увидеть на Жертвенной доске от ныне потерянной арки императора Марка Аврелия. На этом рельефе Марка Аврелия изображают в роли главного священника, приносящего жертву Юпитеру среди толпы сопровождающих. На заднем плане изображен храм с тремя дверями, предположительно Храм Юпитера Капитолийского.
Влияние
Хотя Храм Юпитера Оптимуса Максимуса был построен в этрусском стиле с участием этрусских мастеров, он тем не менее служит отправной точкой для развития римской храмостроительной традиции, которая часто включала местные элементы более широко в римский шаблон.
Другие постройки
После колонизации Помпей ранее построенный там храм стал Капитолием, храмом, посвященным столичной триаде Юпитера, Юноны и Минервы, в соответствии с религиозной традицией Рима. С его доминирующим положением на Форуме и возвышающимся за ним Везувием Храм Юпитера (Помпеи) является символическим изображением разрушения города. Он стоит на подиуме длиной около 17 метров вдоль фасада, имеет ряд ступенек, идущих вдоль всего фасада с видом на Форум. В верхней части ступеней шесть колонн (изначально высотой около 12 метров), они вели в открытое пространство (пронаос), которое, в свою очередь, привело к «целле» или внутреннему святилищу. Целла была разделена на три зоны, в которых находились статуи капитолийской триады. В храме было два узких лестничных пролета, по одному с каждой стороны большого центрального помоста, где стоял алтарь, и две монументальные балюстрады с конными статуями. Барельеф, изображающий храм во время землетрясения, был найден в ларарие в доме Цецилия Юкундуса и дает нам представление о том, на что действительно было похоже здание. Под трибуной находилась серия небольших комнат, в которых хранились священные предметы храма, жертвоприношения и, возможно, также сокровищница.
Храм Юпитера Статора был убежищем на склоне Капитолийского холма. Согласно римской легенде, его основал король Ромул, после того как пообещал построить его во время битвы между римской армией и сабинами.
Битва произошла в районе Форума между Ромулом и Татием, королем сабинян. Римляне были вынуждены отступить в гору на Виа Сакра. Однако на Порта Мугония Ромул молился Юпитеру и клялся ему построить храм, если тот остановит наступление сабинян. Римляне перегруппировались и удерживали свои позиции, не потерпев поражения.
На этом месте Ромул основал храм, вероятно, недалеко от Порта или рядом с ним. Святилище, скорее всего, было только алтарем, окруженным низкой стеной или забором.
В 294 г. до н. э. Марк Атилий Регулус дал похожую клятву в подобной ситуации, когда римляне проигрывали битву против самнитов, но они чудесным образом развернулись, перегруппировались и удержали свои позиции против врага.
Храм был разрушен во время Великого римского пожара во время правления Нерона в июле 64 года.
Капитолийский храм (Храм Юпитера)
Капитолийский храм (итал. Tempio Capitolino), известный ещё как Храм Юпитера (Tempio di Giove) — первый храм на холме Капитолий, важнейший религиозный и политический центр Рима в период возникновения и становления Ранней Римской Республики (509–265 годы до нашей эры). Однако со временем храм уступил своё доминирующее положение другим религиозным сооружениям города. В VI веке нашей эры достопримечательность была полностью разрушена. С большим трудом археологам удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Капитолийский храм был предназначен для поклонения божественной триаде: Юпитеру, его жене Юноне и мудрой Минерве, предположительно их дочери. Строительство началось в период правления Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.
В наше время оригинальный облик Капитолийского храма удалось восстановить по монете, на которой выбито его изображение. Фасад включал три ряда из шести колонн и установленный на них треугольный фронтон с изображением волчицы и богини, олицетворяющей Рим. Над центральной частью фронтона размещалась скульптура Юпитера, управляющего колесницей, а слева и справа от него — статуи Юноны и Минервы.
В 70 году во время гражданской войны между Вителлием и Веспасианом Капитолийский храм опять был сожжён. Заново освящённый в 71 году, уже на следующий год его постиг очередной пожар. Перестраивали храм во времена правления Тита Флавия Домициана, который повелел выстроить сооружение выше и изящнее прежнего. Теперь фасад включал четыре колонны из пентиликонского мрамора, за которыми находились три скульптуры (Юпитера, Юноны и Минервы). Центральная скульптурная группа на фронтоне осталась без изменений, тогда как боковые статуи заменили на две колесницы. Одной колесницей управляло Солнце, другой же — Луна. Сцену в тимпане украшали Вулкан, Ганимед, Эскулап и Веста, а по углам располагались Земля и Река. Покрывала крышу черепица из позолоченной бронзы.
Внутреннее пространство Капитолийского храма (Храма Юпитера) было разделено на три помещения, каждое из которых посвящалось отдельному божеству. Наос (центральное помещение) был отдан для поклонения Юпитеру. Здесь была установлена терракотовая статуя Юпитера, сидящего на троне и держащего в руках скипетр. Справа от главного прохода находилось святилище Юноны, а слева — Минервы. Каждый из трёх богов имел свой алтарь.
В 455 году во время захвата Рима вандалами во главе с королём Гейзерихом Капитолийский храм был разграблен. Принято считать, что кроме многочисленных драгоценных предметов культа, в нише под троном Юпитера хранились золотые слитки, которые стали богатой добычей нападавших. Полностью заброшенный храм в VI веке был разрушен по неизвестным причинам. В наше время археологам с большим трудом удалось восстановить часть фундамента и фрагмент одной из стен, которые сегодня можно осмотреть в отдельном зале Палаццо Консерватори.
Храм юпитера капитолийского фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Фундамент небесной тверди. Храм Юпитера Капитолийского (продолжение)
Ну что ж, пора продолжить наше путешествие по Капитолию. Напомню, что основная мысль текста, начатого здесь, состояла в проведении рискованных аналогий с остатками иерусалимского храма. Я ненавязчиво предполагаю, что сохранившиеся элементы фундамента капитолийского святилища Юпитера для всех, кто духовно чувствует своё римское происхождение, кто возводит себя к Риму как культурному и историческому центру, могут обладать тем же значением, что и «стена плача» для евреев. А так чувствовать и мыслить имеет основание практически каждый человек, которому дорога трехтысячелетняя европейская идентичность (или шире, индоевропейская).
Сейчас мы продолжим маршрут к фундаменту храма, после чего обратимся вновь к такому интереснейшему предмету, как юпитерианская теология.
Итак, некоторое время тому назад мы оказались на террасе palazzo Caffarelli, откуда спустились во внутренний двор, осмотрели места, где когда-то стоял главный храм Римской империи и даже увидели через стекло остатки его фундамента. Замечу, что террасу отличают не только прекрасные виды на памятники истории и культуры (вот, к примеру, на четвертом сверху фото в предыдущей части текста то самое, о чём в «Деяниях Августа» говорится: «Возле храма Аполлона, на земле, купленной большей частью на свои средства, я соорудил театр, который известен под именем моего зятя М. Марцелла» – мы видим здесь и колонны храма Аполлона и в значительной мере сохранившийся театр Марцелла) – но там также можно выпить кофе или прекрасного свежевыжатого апельсинового сока, позавтракать среди других посетителей – или же отдохнуть в отдалении на удобной каменной скамейке:
Но дальше наш путь лежит обратно на piazza Campidoglio, куда правильнее всего попасть, выйдя из подъезда palazzo и отправившись не направо – дорогой, которой мы сюда пришли – но налево, чтобы обогнуть palazzo Caffarelli и вершину Капитолийского холма против часовой стрелки и вступить на небольшую via del Tempio di Giove (улица храма Юпитера). Точное название улицы, по которой мы шествуем, чтобы туда выйти – via di Villa Caffarelli. Улица храма Юпитера ведёт на piazza Campidoglio. Совершив этот маршрут, можно пройти мимо такого легендарного пункта, как тарпейская скала, неоднократно поминаемая у античных авторов, – крутой склон холма, откуда в древнейшие времена сбрасывали вниз, в направлении к реке, приговоренных к смерти; когда вступаешь на via del Tempio di Giove, она остаётся по правую руку. И, вероятнее всего, где-то здесь же пролегала, в более позднюю эпоху, так называемая scalae Gemoniae, «лестница рыданий», по которой крючьями тащили прочь от холма к Тибру тела казнённых. Краткое введение в эту процедуру с интересными подробностями, относящееся ко времени подавления заговора Сеяна при Тиберии, находим у Тацита в VI книге «Анналов» или у Светония в биографии этого императора.
Пройдя этим полукругом по пути адских преданий, через эту своеобразную зону смерти, одолев мысленно отвлекающие преграды, мы готовы снова подняться на вершину холма, чтобы достичь конечной цели. Вспомнив по дороге рассказ Плутарха («Попликола, XIV) об эпизоде, случившемся в то время, как консул Гораций проводил освящение капитолийского храма в сентябре 509 г. до н. э.:
«В сентябрьские иды, как раз соответствующие полнолунию в аттическом месяце метагитнионе, все собрались в Капитолии. Гораций в глубоком молчании совершил все остальные обряды и, держась по обычаю, рукой за дверь храма, хотел произнести установленные при его освящении молитвы, как вдруг брат Попликолы, Марк, долго стоявший в дверях, ожидая этой минуты, крикнул: «Консул, твой сын заболел и умер в лагере!» Эти слова произвели неприятное впечатление на всех, кто их слышал. Но Гораций нисколько не смутился. Он сказал только: «Бросьте труп, куда хотите — горе чуждо для меня!» — и продолжал совершать освящение. Известие было ложно — Марк выдумал его для того, чтобы не дать Горацию совершить освящение». (Мотив – конкуренция среди римской знати за право совершить священный обряд.)
Вернувшись на площадь, в центре которой возвышается копия конной статуи Марка Аврелия, покупаем билеты в Капитолийские музеи. В сравнении с Ватиканскими музеями попасть в них гораздо легче.
Решительно, Марк Аврелий вызвался быть нашим гидом на пути к основанию. Двигаясь по ходу экспозиции, давайте обратим внимание на этот барельеф, украшающий (насколько помню) стену площадки перед входом на один из этажей. В 2012 г. изменившиеся правила музея не дали мне его в очередной раз сфотографировать, но в 2007 г. ничто не мешало это сделать, правда качеством хвастаться не буду:
А ведь это не кто иной, как император Марк, совершающий, совместно с членами семьи, жертвоприношение… Где? Вот что самое важное. Император с семейством изображен на фоне, вне всяких сомнений, храма Юпитера. Отличительный признак, мешающий допустить ошибку – квадрига на фронтоне. Профессиональное фото барельефа позволяет лучше рассмотреть детали:
Однако, видимо, изображение достаточно условное. Оно не соответствует ни планам, восстановленным благодаря археологическим данным, ни облику сооружения, приводившего современников в трепет (вспомним из предыдущей части текста восхищение императора Констанция, который впервые в жизни поднялся на Капитолий в 357 г.).
Мы должны представлять, как выглядело здание с учетом того обстоятельства, что двери и крыша были покрыты золотом, вход во внутренние помещения (целлы), где на золотом троне находилась статуя Юпитера в одежде триумфатора и короне (которую во время триумфальной процессии держали над головой победоносного полководца), прикрывал с фасада тройной ряд колонн, согласно следующей реконструкции:
Ну, и уж если говорить о колоннах, нужно взглянуть на фото из архибазилики San Giovanni in Laterano – по статусу главного храма католической церкви, кафедрального собора Рима и места служения римского епископа (снова извиняюсь по поводу качества). Говорят, это колонны, когда-то позаимствованные из храма Юпитера.
Концентрация легендарных шедевров в экспозиции Капитолийских музеев возрастает по мере приближения к истокам. Лучшее сосредоточено подле стены храма, подобно тому как в Ватиканских музеях все дороги ведут в Сикстинскую капеллу. Перемещаясь к цели в недрах palazzo Conservatori, мы уже совсем рядом и видим… Никак нельзя не подойти и не засвидетельствовать почтение:
Бюст, который мы привыкли видеть, кажется, в любом учебнике или книге по римской истории и культуре. Брут Капитолийский. Вот такие основывают республики. Есть смысл у него кое-чему поучиться. Похож на представителей «нетрадиционно-креативного меньшинства»? Нет. Поучительно.
Ближний круг. Нас опять встречает Марк Аврелий, чтобы на этот раз представить своим лучшим друзьям:
Макет удачно демонстрирует соотношение целого и сохранившейся части:
Расположение храма на холме с учетом современного состояния объектов и вид Капитолия в древние времена: