храм зыково красноярский край
Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех
Информация
Отзывы
Это ваша компания? Зарегистрируйте бесплатный бизнес-аккаунт и отвечайте на отзывы от имени компании
Во вкладке Рекомендованные находятся отзывы только от опытных авторов
Это наш родной и любимый храм! Очень красивый и душевный. Батюшки замечательные!
Территория большая, много деревьев, кустарников, цветов.
Спасибо всем, кто поддерживает красоту, чистоту и порядок.
Добрый вечер. Прочитала отзывы и поняла, что не только нам не повезло на крещении детей. На тот момент я была настолько ошарашена происходящим, что, выйдя из храма, даже отзыв писать не хотелось. По порядку:
1. В назначенный день крещения (крещение было индивидуальным для двоих малышей) на входе у храма нас встретили женщины-цыганки и их дети.
Добрый вечер. Прочитала отзывы и поняла, что не только нам не повезло на крещении детей. На тот момент я была настолько ошарашена происходящим, что, выйдя из храма, даже отзыв писать не хотелось. По порядку:
1. В назначенный день крещения (крещение было индивидуальным для двоих малышей) на входе у храма нас встретили женщины-цыганки и их дети, нагло вымогающие деньги. Не получив желаемое они начали выпрашивать: «ну сигарет хотя бы дайте нам» (дословно)!
2. На крещении батюшка общался с нами только через помощницу Галину, лишь нервно махал руками, указывая, куда пройти, а потом и вовсе повысил голос на присутствующих из-за того, малыши расплакались. Все были в шоке, дети плакали. Батюшка в конце крещения заявил, что в наших детях бесы и они были против крещения.
3. Галина же долго нас не отпускала: «продавала» свою страницу в соц.сетях, поясняла, что нужно ещё купить в их лавке. Затем, мы стали задавать ей вопросы: а что, если дома есть иконы, древние, передаваемые поколениями? На что она категорично ответила, что это всё не про Бога, Бог только у них в церкви! «Ходите в церковь и молитесь, иначе приползете сюда на коленях»-это ее слова. Назвала нас всех безбожниками и грешниками, навязывая без остановки платные услуги.
Слов нет от сложившейся ситуации. Прошло достаточно много времени, а эмоции от такого отвратительного отношения не утихают. Таинство крещения. неужели настолько можно было испортить этот особенный для всех день!
Село, которое не умирает
Добавить в закладки
Удалить из закладок
Войдите, чтобы добавить в закладки
Читать все комментарии
В Берёзовском районе, примерно в 30 км от Красноярска, находится достаточно большое село – Зыково. Долгие годы там ничего не строили. И жители потихоньку теряли веру в лучшее. Ситуация начала заметно меняться с конца 2010-х. И дивногорские юнкоры воочию убедились в этом.
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Многие предпочитают добираться до Зыкова на электричке. И дёшево, и быстро, и сам транспорт ходит достаточно часто, что на руку как дачникам, так и тем, кто работает в Красноярске.
Железная дорога пролегает почти через центр села, как бы деля его пополам. Из-за этого машины подолгу стоят у переездов, ожидая, когда проедут многочисленные составы. Как следствие, путь из одной части Зыково в другую нередко занимает очень приличное время.
А вот до краевого центра можно добраться ещё и на автобусе. Но маршрутки ходят нечасто, поэтому сельчане пользуются ими не столь охотно. Пенсионеры жалуются, что могут иногда простоять на остановке в ожидании автобуса по часу и даже больше.
Автомобильные дороги в Зыкове выглядят на удивление неплохо. Не так давно их отремонтировали – буквально пару лет назад. Но речь идёт об основных дорогах. Внутри села они далеко не везде заасфальтированы, и даже ходить по ним не очень удобно. Зато с пешеходными переходами и светофорами очевидных проблем нет.
ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
Главная достопримечательность села Зыково – Храм Михаила Архангела. На его территории находятся звонница, часовня, купальня и минеральный источник, освящённый во имя Серафима Саровского. Набирать отсюда воду приходят не только местные жители. Люди даже из соседних населённых пунктов на машинах приезжают.
«Каждый раз по пути на дачу обязательно заезжаю в Зыково, чтобы набрать воды из источника, – признался красноярец Сергей. – Вода очень чистая и вкусная. Была бы возможность – набирал бы с собой ещё больше. Правда, в машину уже не поместится. Сам храм и его оформление мне тоже нравится, но внутрь я, честно признаюсь, не заходил».
Добавим, что расположено религиозное сооружение на самом краю села – в той половине, где дома исключительно частные. И добраться сюда людям без личного транспорта непросто. Приходится преодолевать сильно шатающийся деревянный мост над речкой Берёзовкой. А обратно идти уже с полными ёмкостями в руках. Не самое безопасное и приятное занятие.
АМБУЛАТОРИЯ БЕЗ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Зыковцы в возрасте недовольны в основном тем, что в селе с численностью населения почти 6000 человек функционирует всего одна врачебная амбулатория, где только первую помощь оказывают и сезонные болезни лечат. А вот узких специалистов катастрофически не хватает.
Из-за этого сельчанам приходится брать направления в районный центр, коим является посёлок Берёзовка. С учётом того, что не у всех есть личный транспорт, особенно если про пожилых людей говорить, то надо ещё и под расписание электричек подстраиваться.
«Конечно, очень не хватает в селе врачей, – посетовала пенсионерка Вера Карлова, – как и здоровья некоторым из нас. Те врачи, которые работают здесь, прекрасные специалисты. Они всегда на рабочем месте. С ними не помрёшь. Но с узкими специалистами всё гораздо сложнее. Надеюсь, со временем они появятся у нас, ведь в Берёзовку так часто ездить не каждый может».
В то же время на скорую помощь жалоб, судя по всему, нет. Она, как уверяют сельчане, и приезжает быстро, и работу свою выполняет качественно.
СТРОЙКИ ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ
Отметим, что с девяностых в селе перестали возводить жилые дома. Строители будто бы забыли о существовании Зыкова. Но в 2018 году неподалёку от школы выросла кирпичная трёхэтажка – для работников железной дороги. По словам недавних новосёлов, квартиры им достались по договорам социального найма.
С тех пор около красивого и во всех смыслах современного дома всегда можно встретить много детей. А всё потому, что там ещё и детская площадка появилась. Туда стекается ребятня со всех окрестных дворов, чтобы порезвиться.
В этой же части села вскоре построили и новый детский сад. Старый, как рассказала местная молодёжь, уже чуть ли не разваливался. А по другую сторону железной дороги, около автозаправки, чуть раньше возвели первый в Зыкове торговый центр. Так что по прошествии нескольких лет строительного застоя жизнь в селе вновь улучшается. И это очень радует жителей. Ведь лучше поздно, чем никогда.
Заикнувшись о торговом центре, добавим, что обычных магазинов в Зыкове хватает. Правда, ассортимент товаров в них невелик. А в некоторых торговых точках до сих пор можно увидеть на витринах кнопочные телефоны, отчего будто бы в прошлом веке оказываешься. Помимо этого, зыковцы выставляют у обочины дороги часть собственного урожая на продажу, чтобы разжиться дополнительной копейкой, ведь рабочих мест в селе (особенно если говорить об их разнообразии) маловато.
ДЕТЯМ ЗДЕСЬ НРАВИТСЯ
Как уверяют сами жители, большая часть населения села – это молодёжь. Живёт она в основном в той половине Зыкова, где с частными постройками соседствуют многоквартирные дома, причём очень разные внешне. На коммунальные услуги люди не жалуются: вода из крана идёт чистая, а отопление всегда вовремя включают. Негодование связано только с часто переполненными мусорными баками на улицах.
Школьники же почти все сплошь и рядом приветливые и улыбчивые. Для них в стенах образовательного учреждения организовано множество дополнительных занятий: танцы, баскетбол, волейбол, футбол, шахматы и другое. И даже в свободное время дети не скучают, упражняясь на уличных турниках, бегая, веселясь. В общем, уткнувшись в смартфоны не сидят.
«Помимо школы я хожу на театральный кружок и танцы, а в свободное время обычно выхожу на улицу погулять с друзьями, мы играем в дворовые игры, – рассказала учащаяся одного из средних классов местной школы Полина Федюкович. – Лично мне в селе всё нравится, всё устраивает».
Детских площадок там тоже достаточно. Они едва ли не на каждой улице есть. В этом смысле Зыково даст фору многим малонаселённым пунктам Красноярского края.
«Площадки в селе хорошие, за ними стараются ухаживать всегда, – отметила учитель изобразительного искусства Зыковской школы Наталья Камшилова. – Недавно трудовой отряд помогал здесь. Покрасили всё, обновили. Наше село точно не забыто. Если походить, посмотреть: дороги посыпают, трава скошена, всё ухожено. Достаточно уютно в Зыкове жить».
За несколько часов прогулки по селу не удалось найти человека, который хотел бы отсюда навсегда уехать. Да, определённые минусы есть, но ведь без них нигде не обходится. Зато свежий воздух и природную красоту не везде встретишь. Зыковцам нравится и то, что для их детей здесь всегда легко найти занятие. А главное – само село, по словам местных жителей, невозможно назвать вымирающим. И за это можно только порадоваться.
Храм зыково красноярский край
Летопись посёлка Саянского Рыбинского района Красноярского края
Святые источники
Источник Преподобного Серафима Саровского
Маленькая железнодорожная станция Зыково расположена практически в черте Красноярска, через неё идут скорые поезда и электрички, в том числе от станции Саянская. Сюда уже почти 10 лет приезжают паломники не только с самых отдалённых уголков России, но и из других стран.
В 1995 году на окраине села Зыково была построена церковь Архангела Михаила. Возвели её из старого деревянного профилактория, обложили своим — зыковским — кирпичом, освятили, и зазвучал на маленькой станции колокольный звон.
В настоящее время Михаило-Архангельская церковь представляет собой большое сооружение из красного кирпича. Здание одноэтажное, продолговатое по форме, с красивыми архитектурными украшениями внешних стен и орнаментами различной формы. Окна оформлены затейливыми узорами в виде столбиков, крыльев ангелов и крестов. Скатные покрытия крыш смотрятся как чешуйки и отливают на солнце серебром. Над портиком главного входа в храм установлена звонница, выполненная в виде беседки.
Целебный родник
Рядом с церковью Архангела Михаила находится святой источник — родник, который открыли в 2006 году при поиске воды для храма.
«Стали мы бурить скважину для церкви, — рассказывал настоятель храма Архангела Михаила священник Андрей Беляев. — И вдруг с глубины 40 метров ударила струя воды своеобразного вкуса. Когда сделали её анализ, оказалось, что она — минеральная, причём не столовая, а лечебная!»
Химический состав воды
Специалисты утверждают, что под горой, на которой установлен Поклонный крест, находится огромное реликтовое озеро, наполненное лечебной водой. В её составе очень мало вредных примесей и много таких полезных для человека минералов, как кальций и магний. Высокое содержание щёлочи говорит о присутствии в ней натрия, гидрокарбонатных ионов и магнезии, которые делают воду полезной и достаточно эффективной в лечении многих болезней. А магнезия и магний — отличные стимуляторы мозговой деятельности.
Источник преподобного Серафима Саровского
Территорию храма облагораживали в течении 2 лет: над источником построили часовню, потом — купальню, двор церкви обнесли частоколом. Первого августа 2008 года, в день 105-й годовщины с момента канонизации, в Зыково состоялось открытие и освящение купальни и каменной часовенки во имя великого русского святого — преподобного старца Серафима Саровского.
Часовня представляет собой четверик из красного кирпича с одним куполом на двухскатной крыше и красивыми куполообразными завершениями стен с четырех сторон. Сбоку к часовне пристроено деревянное здание купальни. Перед часовней и купальней уложена плитка, стоит деревянная скамейка для паломников.
Внутри купальни очень чисто и уютно. К самому дну купели ведёт удобная деревянная лестница. Дно тоже деревянное, приятное для ног. Вода круглый год стоит на отметке +4 градуса.
Ниже здания часовни из красного кирпича выложена полукруглая стена с железной трубой, из которой выходит целебный родник. Над ним в кирпичной кладке сделана ниша для иконы и необходимых аксессуаров.
Со слов настоятеля храма отца Андрея (Беляева), у источника по милости Божией, многие православные христиане получили душевное и телесное исцеление.
Преподобный Серафим Саровский
Старец Серафим — один из наиболее почитаемых православных святых на Руси, иеромонах Саровского мужского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Прославление преподобного Серафима сопровождалось множеством чудес и исцелений. По всей России были написаны тысячи и тысячи храмовых икон святого, строились десятки церквей, главные престолы которых были освящены в память Саровского чудотворца.
Саянская православная церковь тоже носит имя преподобного Серафима Саровского. Этот святой хорошо знаком жителям нашего посёлка. Так же хорошо знаком православным саянским прихожанам настоятель зыковского храма Архангела Михаила — священник Андрей Беляев. С августа 1999 года по май 2001 года он являлся священником нашего прихода и регулярно приезжал на службу в Саянскую из города Бородино.
Отец Андрей Беляев с матушкой Ангелиной в саянский церкви
2001 год
Станция Зыково
Из Саянской до станции Зыково можно легко добраться на электричке. Автодорожный маршрут тоже не очень сложный, хотя и длинный — около 150 километров.
Сначала нужно доехать по всем известной дороге до города Красноярска. Следуя по улице Трактовой Берёзовского района, свернуть в сторону станции Красноярск-Восточный. Далее проследовать по главной дороге через Сухой Лог до села Зыково.
В Зыково маршрут проходит по улице Советской до небольшого переезда, сразу за которым слева от дороги начинается едва заметная улочка — Совхозная. Чтобы паломники не заплутали в окрестностях села, на дорогах установили большие и яркие указатели.
С улицы Совхозной по указателю нужно будет свернуть на улицу Мостовую. За мостом через реку Берёзовка, у подножия красной горы, — повернуть направо. А отсюда уже очень хорошо видны золотые купола храма Архангела Михаила.
Внимание!
Источник преподобного Серафима Саровского находится во дворе храмового комплекса, который в нерабочее время закрывается на замок. Очень важно хорошо знать график работы Храма, чтобы не проделать столь большой путь напрасно.
Изгоняющие дьявола
Однажды к Саше Гудинову подошел школьный приятель и с торжественным видом сообщил, что нашел книгу 1913 года — пособие по практической магии. Фолиант был настолько ветхим, что страницы приходилось перелистывать пинцетом, чтобы те не рассыпались. Таскать с собой такое сокровище было верхом глупости, поэтому товарищ предусмотрительно переписал на листок бумаги один из ритуалов — вызов духа из земного ада. Этот листок он и протянул Сашке.
Александр решил, что приятель взял заклинание из какого-нибудь фильма, но виду не подал — положил листок в карман и благополучно про него забыл. А вспомнил, когда они с лучшим другом страдали от безделья. Парни не верили ни в черта, ни в бога (что в и понятно — обоим было по 16 лет), но решили испытать оккультную науку. Они взяли несколько свечей и отправились в подвал пятиэтажки, в которой жил Гудинов. Сделали все, как было нарисовано: начертили знаки, расставили по углам свечи и начали читать заклинание. Как только Александр произнес слово «аминь», в подвале резко подул обжигающий ветер. Свечи мгновенно погасли. Парней охватил нечеловеческий ужас. Не сговариваясь, они бросились к выключателю (благо, тот был поблизости) и быстро выскочили из подвала, поняв, что на этот раз логика дала сбой. Они столкнулись с кошмарным, чего в нашем мире просто не может быть.
— Мы разбудили страшное, — рассказывает Александр, — оно преследовало и мучило меня. Каждую ночь в течение полугода, как только я засыпал, я спускался в этот подвал. Я никак не мог побороть это наваждение. Не помогло даже то, что я крестился (я был некрещеный). После того случая прошло больше десяти лет, но мне до их пор снятся ужасы, которые невозможно описать словами. Я просыпаюсь в холодном поту. Товарищ, который дал мне заклинание (я потом видел эту книгу и, прочитав в оригинале написанное, понял, что мы не завершили ритуал) спился. Тот, с кем вызывал духа, пошел по кривой: он грабил и убивал людей, сидел в тюрьме. Моя жизнь тоже никогда не была легкой. Меня все время тянуло, хотя я и понимал, что до добра это не доведет. Порой находило непонятное состояние. Я истерически смеялся и никак не мог остановиться. На самом деле все это очень страшно. Сейчас, когда я уже все осмыслил и осознал, я с полной уверенностью могу сказать, что каждый поступок человека имеет свои последствия. Не нужно лезть туда, куда тебя не просят.
Опасность
— Параллельные миры существуют, это уже доказано учеными, — говорит профессор кафедры клинической психологии Сибирского федерального университета Татьяна Кожевникова. — Но, как правило, магией занимаются люди, которые находятся на низком духовном уровне, поэтому это вдвойне опасно. Человек начинает произносить слова, заклинания — появляется определенная вибрация. А тонкие энергии потом очень трудно убрать, они начинают вмешиваться в нашу жизнь. Человек их не видит и не управляет ими. Окружающим кажется, что он сходит с ума. Сейчас многие занимаются оккультизмом, покупают специальные книги, которые продаются в магазинах, но я убеждена, что всем этим заниматься нельзя. Люди сознательно укорачивают себе жизнь.
Война
Священнослужители утверждают, что наши души — призовой фонд для властителя тьмы. Его «агенты» ежечасно, ежесекундно ведут борьбу за нас с вами. Если им удается взять верх, пусть даже временно, человек может стать «одержимым бесами». А вот как объясняют явление «бесовства» (дьявольское наваждение — по словарю Владимира Даля) ученые.
— Человек, как и всякое нагретое тело, является источником электромагнитных волн, — рассказывает Татьяна Кожевникова. — Они формируют вокруг человека энерготело. Оно менее плотное, и мы его не видим, хотя ученые уже изобрели приборы, которые могут его зафиксировать. Некоторые врачи отрицают существование энерготел, но это скорее в силу своего незнания. Вся китайская медицина построена на работе с энерготелами. Наше существование напрямую зависит от космоса, от влияния Вселенной. Ученые доказали существование так называемых черных дыр. Черная дыра — это область пространства, в которой гравитационное притяжение настолько сильно, что ни вещество, ни излучение не могут эту область покинуть.
Человек — это тот же микрокосмос, и в его ауре тоже есть черные дыры, которые впитывают нашу негативную энергию. В позвоночнике человека есть энергетические сгустки, которые называются чакрами. Если вы возьмете аурокамеру, их можно увидеть. Любой человек подсознательно знает, что поступает хорошо или плохо в силу причин. Когда мы обманываем, гордимся, предаем, крадем, наше энерготело страдает, черные дыры множатся и начинают забирать нашу энергию. Человек перестает думать, у него нет на это сил. Ему ничего не хочется, он впадает в состояние депрессии. Энергия продолжает уходить из организма, и у человека появляются различные заболевания.
Профи
Но если есть сила, оказывающая на человека негативное воздействие, то должна быть и сила, ему противостоящая. Помните, из курса физики: «Сила действия равна силе противодействия»? И такая сила есть, только обладают ей единицы. Профессионалов в деле изгнания бесов можно пересчитать по пальцам.
— Чтобы этим заниматься, — утверждает Татьяна Альбертовна, нужно иметь такую нравственную чистоту, которой у обычных людей в принципе быть не может. Ведь нас постоянно окружают проблемы, от которых мы не можем избавиться. Изгнание бесов — процедура очень ответственная и очень опасная для человека несведущего. В России были люди, которые занимались очищением души. Это священники, которые всю жизнь воспитывались в вере и никогда не знали таких ощущений, как гордость, ревность, зависть.
Один из таких людей, отец Севастьян, долгое время жил в Енисейском Спасо-Преображенском монастыре. Нам удалось поговорить с иеромонахом Варахиилом, который был хорошо знаком с батюшкой. Вот что он нам рассказал:
— Отец Севастьян всегда отличался добротой, желанием и готовностью помогать. Несмотря на преклонный возраст, он всегда находил силы для страждущих. Хотя, конечно, очень уставал, как обычный человек. Бывает, после службы пойдет к себе в келью отдохнуть. приезжает. Ему говоришь: «Вот, батюшка, снова приехали». Вздохнет так. Видно, что тяжело ему. Спросишь: «Может, сказать, чтоб завтра приходили?» «Нет, — отвечает, — люди приехали издалека, значит, беда их привела, надо поговорить»… Народу много идет в течение дня. По себе могу сказать, что иногда начинаешь раздражаться, хочется побыть в одиночестве. В нем этого вообще не было, проявлялись уже сверхчеловеческие свойства. Бывает, тяжело на душе, просто рядом с ним постоишь, ни слова не говоря, — и отходит уныние. Вот такой человек.
Отчитка
Священники берутся исцелять только крещеных людей. Если обращается человек некрещеный, то его сначала отправляют креститься и только после этого начинают с ним работать.
— Мы все вибрируем на определенной частоте. У крещеных и некрещеных людей вибрации разной частоты, — говорит профессор Кожевникова. — Эти вибрации, кстати, можно замерить. Крещение меняет вибрацию человека, дает ему как бы искорку чистоты. Ведь когда ты хочешь развести костер, ты берешь бересту и начинаешь раздувать огонь. Для некрещеного человека крещение как раз и является тем самым маленьким огоньком. Без него у священника ничего не получится.
Иеромонах Варахиил не единожды присутствовал при отчитке — так называется в православии обряд изгнания бесов. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение крестным знамением, а также курение ладаном. Помните поговорку «бежит как черт от ладана»? Она как раз об одержимых.
— Это все было в нашей жизни, — рассказывает монах. — К отцу Севастьяну приезжали самые разные люди. Среди них были руководители предприятий, члены их семей, музыканты, художники, преподаватели институтов. Многие находились на грани самоубийства, настолько невыносимы были их страдания. Демон ведь намного сильнее человека, и он пользуется своим превосходством, издевается, внушает неразумные вещи. А люди этого не понимают, пытаются с ним разговаривать. Во время отчитки внешние проявления одержимости усиливаются. Пришедшие в храм начинают кричать матом, ругать батюшку, чего до этого за ними не наблюдалось. Некоторые катаются по полу, дрыгают ногами — в общем, ведут себя неадекватно. Бывали случаи, когда на отца Севастьяна пытались наброситься. Вообще такие обряды сильно сказывались на здоровье священника. Он даже в обморок падал во время отчитки… Злобная сущность действует не только на того, кто ею одержим. Когда мы участвуем в судьбе человека, мы берем на себя часть его тяжести…
Лавра
Храм забит под завязку. Некоторые люди визжат. Другие надрывно кричат. Несколько детей начинают говорить взрослыми мужскими голосами. Благообразная пожилая женщина принимается громко лаять. Рядом бьется в судорожном припадке мужчина. Это обычное явление в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — самом известном месте изгнания бесов в России.
Отчитку здесь проводят каждый день, кроме понедельника. Неизменно на эту особую службу собирается около двухсот-трехсот страждущих. В специально отведенном для этого помещении — храме Святого Иоанна Предтечи — можно увидеть и банкира, приехавшего в лавру на мерседесе, и простую женщину из соседней деревни. От одержимости не застрахован никто.
Сам отец Герман журналистов не любит. А вот его помощник Александр согласился с нами пообщаться:
— К нам съезжаются со всего мира, даже из Америки прилетают. Больных людей очень много. Сейчас ведь многие ходят к гадалкам, колдунам, экстрасенсам. Занимаются спиритизмом. А это прямой путь к беснованию. Кроме того, люди убивают друг друга на духовном уровне — наводят порчу. Человек хочет вам отомстить, но физически не может этого сделать. Тогда он идет к колдуну. Все эти ритуалы действуют! А вы не можете понять, что с вами происходит. А все потому, что нет защиты. Если человек ходит в храм, причащается, исповедуется, молится, вокруг него появляется благодать. Бесы подходят к нему, хотят войти, но не могут… Многих сюда привозят насильно. В этом нет ничего удивительного. Как может человек добровольно прийти к Богу, если его душой уже овладел Дьявол? Естественно, он упирается.
Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и заносить на отчитку в храм вместе с ней. После отчитки он сам ушел домой. Однако одержимость может выражаться и не так явно: в систематических болях, потере сознания и плохом самочувствии.
Мнения
— Обывателю это кажется эпатажным, — говорит религиовед Людмила Григорьева, — между тем одержимость и возможность изгнания бесов из одержимого человека признается Русской православной церковью. Другое дело, что далеко не каждый священник может это практиковать. Двое моих московских коллег, люди светские, присутствовали на таких «процедурах». Говорят, что остается очень неприятное, тяжелое эмоциональное впечатление. Женщина может говорить хриплым мужским голосом, ничем не напоминающим ее голос… Я видела изгнание только на видеозаписях, поэтому не могу комментировать, что там происходит. У нас в крае такие случаи — редкость. Но я точно знаю, что некоторые батюшки этим занимаются.
— Дьявольское искушение на самом деле имеет место быть, — считает помощник секретаря Красноярской епархии Русской православной церкви отец Иван Боев. — Есть легкая степень одержимости, когда человек не может без сигареты, без того, чтобы рядом все время играла музыка. Но есть такая одержимость, когда человеку выворачивает кости наизнанку. Его помещают в психушку, «закалывают», и в конечном итоге, как сами врачи говорят, он превращается в растение. Психио — душа, то есть психолог — это человек, который знает и понимает душу. Но если он не имеет никакого отношения к духовной жизни, каким образом он может понять, что же в этой душе совершается?
Другой точки зрения придерживается директор института психологии и педагогики развития СФУ Борис Хасан:
— Так называемое «беснование» и «изгнание бесов» — это крайние формы верования. Тут скорее стоит говорить о патологиях. И не только тех людей, которые больны, но и тех, кто занимается подобными вещами. Что касается исцеления, то это давно известное явление, называемое катарсисом, когда происходит «разрядка» накопленной эмоциональной энергии. и может вызывать соответствующие переживания и эффекты.
Защита
— Пока человек не начнет духовно развиваться, он обречен, — утверждает Татьяна Кожевникова. — А духовное развитие возможно только тогда, когда человек начинает осознавать, что он делает неправильно, и старается это исправить. Допустим, человек много пьет. Он понимает, что это вредно, начинает искренне каяться, говорить, что больше не будет. Он, конечно, продолжает пить. Но проходит время, и он перестает это делать. Это и есть путь духовного развития. Чехов писал: «Я каждый день по капле выдавливаю из себя раба». А мы каждый день по капле должны выдавливать из себя уныние, жадность, лень, гордыню. Таким образом мы будем чистить себя на энергетическом уровне. Но самое главное — начать правильно думать. Ведь сначала появляются мысли, а уж потом — эмоции, желания, поступки. Как писал Лев Николаевич Толстой, «если ты хочешь узнать, что такое добро, начни его делать».
Олеся Паршина, «Красноярский комсомолец», фото Александра Паниотова