храме архангела гавриила антиохийского патриаршего подворья
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
Храм Гавриила Архангела — Подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве
101000, Архангельский пер., 15а, тел. 923-46-05;
м. «Чистые Пруды», «Тургеневская».
Престолы: Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.
История: Храм Архангела Гавриила известен с 1551 г. С 1657 г. он значится как каменный. В 1701-1707 гг. на его месте, на территории усадьбы А.Д. Меншикова был построен храм в стиле европейского барокко (арх. И.П. Зарудный с участием Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми).
Он стал самым высоким зданием Москвы (81 м, на 3,2 м выше колокольни Ивана Великого), за что получил название «Меншикова башня». В храме были приделы прп. Сергия Радонежского (впервые освящен в 1626 г., после 1947 г. не возобновлялся) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (освящен в 1701 г., упразднен к 1917 г.). В 1723 г. от удара молнии тридцатиметровый шпиль, верхний деревянный ярус и своды здания обрушились.
После длительного запустения храм был отреставрирован масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. Восстановлен как храм в 1863 г. Тогда же по распоряжению свт. Филарета, митр. Московского, со стен храма были стерты многочисленные масонские символы и изречения.
Храм вмч. Феодора Стратилата был построен в 1806 г. в стиле классицизма (арх. И.В. Еготов) и увенчан одноярусной колокольней.
Храм Архангела Гавриила был закрыт в 1923 г., храм вмч. Феодора Стратилата — в 1930-е гг. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 г. в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и были возобновлены богослужения.
Данные приводятся по справочнику «Православная Москва» (М., 2002 г.).
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви)
Богоявленское благочиние Московской городской епархии
История
Первое упоминание деревянной церкви Архангела Гавриила на этом месте относится к переписи 1551 г. В 1657-1679 гг. здание было построено в камне. В 1704-1707 гг. по заказу А.Д. Меншикова храм перестраивают в стиле петровского барокко. Автором проекта считается архитектор И.П. Зарудный при участии Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала и скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил название «Меншикова башня». После пожара 1723 г. башня была частично восстановлена только к 1779 г. В качестве действующего храма открылась лишь в 1863 г. Тогда же церковь приобрела современный вид. В 1923 г. храм Архангела Гавриила был закрыт.
Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 гг. архитектором И.В. Еготовым во дворе храма Архангела Гавриила как теплый храм с колокольней. В 1860-1869 гг. был пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Закрыт в 1930 г.
В начале 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в двух храмах, Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, было размещено подворье Антиохийского Патриархата. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 г.
Святыни
Икона Архангела Гавриила в серебряной ризе в местном ряду иконостаса; икона Божией Матери «Благодатное Небо» слева от Царских врат (храм Архангела Гавриила).
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (храм вмч. Феодора Стратилата).
Богослужение
В храме вмч. Феодора Стратилата: Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным дням в 7.30, вечернее богослужение накануне в 18.00.
В храме Архангела Гавриила: по воскресным и праздничным дням Божественная литургия в 10.00, вечернее богослужение накануне в 18.00.
Настоятель — митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси.
Храме архангела гавриила антиохийского патриаршего подворья
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма Архангела Гавриила известен с 1551 года.
Современное здание храма было построено в 1704 — 1707 году по заказу А.Д. Меньшикова. Архитектор И.П. Зарудный. Стал самым высоким зданием Москвы и получил за это название «Меншикова башня».
В 1782 — 1806 году во дворе храма Архангела Гавриила было построено двухпрестольное здание храма в честь великомученика Феодора Стратилата. Боковой придел – в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».(архитектор И.В.Еготов)
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храмы закрыты и переданы в народное хозяйство в 1923 году — [рам архангела Гавриила, а 1930 году — храм великомученика Феодора Стратилата.
В 1947 по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.
СВЯТЫНИ ХРАМОВ АНТИОХИЙСКОГО ПОДВОРЬЯ
ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА:
Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Мощевик с частицами мощей: Прп.Сергия Радонежского, Прп.Серафима Саровского, Блж.Матроны Московской. Прпп. Печерских: Алиппия иконописца, Тита иеромонаха, Спиридона просфорника, Илии Муромца, Моисея Угрина, Агапита врача.
Мощевик с частицами мощей: свт. Димитрия Ростовского, вмч. и целителя Пантелеимона, св. новомученника прот. Романа, прпп. Кирилла и Марии Радонежских, св. младенца Вифлиемского, прп. Авраамия Ростовского, прп. Феодора Санаксарского, благ. князя Георгия Владимирского.
Икона прпп. старцев Оптинских с частицами мощей.
ХРАМ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА:
Чудотворная икона Архангела Гавриила (в иконостасе).
Икона свщмуч. Ипатия епископа Гангрского с большой частицей его мощей из разрушенного храма свщмуч. Ипатия, в котором располагалось Антиохийское подворье 1849-1929 гг. (хранится в алтаре, выносится в день памяти святого).
Икона свт.Спиридона Тримифунтского с Частицей ботиночка от мощей святого.
Точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Всецарица» (в размере оригинала).
Икона свт.Рафаила, епископа Бруклинского, с частицей мощей.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Вечернее богослужение совершается ежедневно в храме вмч. Феодора Стратилата в 18.00 (в субботу и накануне праздничных дней в храме арх. Гавриила). Божественная Литургия по будним дня в 8.00 в храме вмч. Феодора Стратилата. По Воскресным и праздничным дням: ранняя Литургия в 7.30 (храм вмч. Феодора Стратилата), поздняя в 10.00 (храм арх. Гавриила).
В связи с отсутствием сайта Подворья, с точным расписанием можно ознакомиться в храме и в новостях группы Вконтакте.
Митрополит Филиппопольский НИФОН (Сайкали), настоятель.
Родился 4 декабря 1941 года.
Образование: Университет Хайгазен в Бейруте, Московская Духовная Академия, кандидат богословия.
в 1969 году – рукоположен в сан диакона.
в 1974 году – в сан пресвитера.
в 1977 году – назначен настоятелем Подворья.
13 ноября 1988 года – рукоположен в епископа.
Протоиерей Николай Вячеславович ТРОФИМОВ.
Родился 08 декабря 1961 года.
Образование: Московская Духовная Академия.
30 июня 1991 года – рукоположен в сан диакона.
11 августа 1991 года – в сан пресвитера.
Священник Игорь Николаевич БОРИЛО.
Родился 21 марта 1979 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
15 февраля 2004 года – рукоположен в сан диакона
23 марта 2013 года — в сан пресвитера.
Иерей Георгий Геннадьевич АКИШИН.
Образование: Сретенская Духовная Семинария.
Протодиакон Сергей Валерьевич КИСЛОВ.
Родился 28 мая 1973 года.
Образование: среднее.
04 декабря 1997 года – рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Александрович БЕЛОУСОВ
Родился 06 августа 1979 года.
Образование: Православная Николо-Угрешская Духовная Семинария.
26 марта 2006 года – рукоположен в сан диакона.
СХЕМА ПРОЕЗДА
Ближайшие ст. метро: Чистые Пруды, Тургеневская, Сретенский Бульвар,
далее пешком 5 минут
ХРАМ АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА (МЕНЬШИКОВА БАШНЯ)
Архитектор: Зарудный И. П.
Построен: 1707; 1779
Адрес храма: 101000, Москва, Архангельский пер., 15а (м. «Чистые пруды», «Тургеневская»).
Телефон храма: (495) 623-46-05
История: В XVI в. эту территорию занимала Мясницкая слобода с деревянной церковью, что «в Мясниках», известной с 1551 г.
В 1620 г. церковь являлась центром Гавриловской Патриаршей слободы и именовалась «Гавриила Великого, что на Поганом пруду».
Около 1657 г. ее сменил кирпичный храм, который перестроили в 1679 г.
В начале XVIII в. храм оказался на территории владений А. Д. Меншикова, в 1701 — 1707 гг. по его заказу храм был перестроен в стиле западно-европейского барокко.
Возводила храм артель русских каменщиков из Костромы и Ярославля.
Общее руководство проектными и строительными работами осуществлял архитектор И. П. Запрудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии (архитекторы Д. Трезини, Д. Фонтана и другие, скульпторы Д. М. и Ж. М. Фонтана, Г. Квадро и др.).
Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение, стало самым высоким зданием Москвы, за что получило название «Меншикова башня». В храме были устроены приделы: прп. Сергия Радонежского и Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
В 1723 г. от удара молнии обрушился 30-метровый шпиль и верхний деревянный ярус башни, а часовой механизм с 50 колоколами проломил своды, уничтожив внутреннее убранство храма.
Здание было восстановлено без верхнего яруса в 1773 — 1779 гг. по инициативе известного московского масона Г. 3. Измайлова и использовалось для масонских собраний.
В 1787 г. интерьер храма отделали заново, с использованием масонских символов и изображений, которые в 1852 г. по распоряжению митрополита Филарета были уничтожены.
Церковь представляет собой оригинальную интерпретацию русских храмов типа «под колоколы».
Необычная для своего времени фасадная декорация, выполненная с использованием скульптурных композиций, поражает пышностью и разнообразием форм.
Существующий иконостас (конец XIX в.) перенесен сюда в 1960-х гг. из разобранной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе; первоначальный иконостас находится в Успенской церкви г. Махачкалы.
Храм Архангела Гавриила был закрыт с 1923 по 1947 гг.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, в 1947 г. в храмах Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата разместилось подворье Антиохийского Патриархата, и богослужения были возобновлены.
При представительстве действует воскресная школа, организуется церковно-певческая школа.
День памяти: 8/21 ноября
Расписание Богослужений в храмах Антиохийского подворья.
Более точное расписание богослужений в храме Архангела Гавриила можно узнать по моб. тел. дежурного священника (495) 623-46-05.
Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”
|
Епископ Нифон. Фото автора |
/p>
Самый высокий храм в Москве, достигавший до удара молнией 84 метров; единственный в нашей столице храм, который освящен в честь Архангела Гавриила; место, где в пионерско-коммунистическое время можно было без страха преследований тайно стать христианином (информация о Таинстве крещения не разглашалась); наконец, церковь, где сейчас служит епископ Нифон из сказочно-красивой страны Ливан – все это и есть московское подворье Антиохийской Церкви.
Антиохийское подворье в Москве возникло в XIX веке. Первый престол у подворья появился благодаря активной деятельности святителя Филарета (Дроздова) в 1848 году, и находился он в церкви Вознесения что на Ильинке. Просуществовало представительство Антиохийской Церкви недолго: не прошло и ста лет, как новым властям показалось, что такие связи не нужны. Подворье быстро закрыли в 1929 году, но также быстро по распоряжению Сталина и открыли. И не случайно. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Церкви и под этим предлогом патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве, а также налаживал тесные связи с зарубежными Патриархатами.
Есть также версия, что на открытие подворья могло повлиять знакомство Сталина с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией. Молитвенник предсказал победу в Великой Отечественной войне. Предсказание сбылось. Благодарный Иосиф Виссарионович подарил архиерею панагию, инкрустированную всеми видами драгоценных камней. Итак, с середины XX века в Архангельском переулке, близ Чистых прудов, появилось Антиохийское подворье с двумя зданиями церквей Архангела Гавриила и великомученика Федора Стратилата.
С храмом Архангела Гавриила связана длинная интересная история. Построил эту церковь фаворит Петра I Меньшиков. После того как благополучно “прорубили окно в Европу”, в Россию хлынул поток иностранных мастеров. Их-то и нанял на работу придворный императора. В то время Россия вслед за Западом увлеклась стилем барокко (много лепнины, всевозможных вензелей и отовсюду смотрят тяжеловесные ангелы). Пышность и величественность “Меньшиковой башни”, как величали в народе новый храм, венчал вонзавшийся в небо шпиль с золотым ангелом.
На колокольне каждую четверть часа трезвонили пятьдесят “аглицких” колоколов, а пасхальный малиновый звон собирал сотни слушателей. Но однажды молния попала в шпиль, и он рухнул вместе с колоколами, погубив много людей. Позже восстановил храм дворянин Гавриил Измайлов, но не православный народ стекался теперь сюда помолиться, а на каретах приезжали члены масонской ложи на собрания. Символические круги и треугольники с надписями “memento mori” оказались на стенах вместо образов Спасителя и Богоматери.
— Владыка, а в чем вы видите миссию Антиохийской Церкви у нас в стране?
— В сотрудничестве. Это такая связь, как мост, объединяющий две Церкви в духе любви и мира, что сближает народы. Нас вообще многое связывает и через святость приближает друг к другу, минуя понятие нации. Мы обращаемся в молитве к одним и тем же святым, будь то святитель Николай или Георгий Победоносец, только на разных языках. Если встретится православный араб с православным русским – они даже удивятся, как у них много общего. Мне приятно служить русскому народу.
— Для нас сейчас странным стало словосочетание “православный араб”, скорее арабы воспринимаются в массовом сознании как мусульмане. Как произошло, что великая христианская держава стала мощным оплотом ислама? Что это за путь из христиан в мусульмане?
— Расскажите, Владыка, кто они – православные арабы?
— У нас на Востоке преемственность в семьях сохранилась еще с тех, апостольских времен. Вот моя семья и мои предки все были православными на протяжении тысячелетий. Да в Сирии и в Ливане все верующие, будь то мусульмане или христиане. Великое наследство в каждой семье сохраняется. Поэтому и нет проблем с сектами. Где они работать будут, если все знают, что это семья православная, эта – католическая, а та – мусульманская. В парламенте ровно половина исламистов, другая половина – христиан.
Святейший Патриарх живет в очень сложное время. Ведь он и заботиться о народе должен, и следить за рукоположением новых священников, и подтверждать присутствие Церкви, заполняя духовный вакуум. Трудно в наше время поддерживать мораль в обществе. Многое зависит от самих священников. Я, например, был главным судьей в одной епархии Антиохийской Церкви. У нас все бракоразводные дела проходят через Церковь. За десять лет у меня развелось только три семьи. Остальных я наказывал. Приходит мужчина: “Владыка, я влюбился”. Влюбился – хорошо. Квартира остается супруге, из твоей зарплаты 400 фунтов жене, а 100 тебе, теперь иди, влюбляйся, сколько хочешь. А пока супруге не выплатишь будешь невыездным. Так поддерживается мораль в обществе. И супруги по-другому друг к другу относятся. Серьезнее, что ли. У нас нет такого – пожить вместе до свадьбы или развестись через полгода. Вот так, ангел мой. Священники вообще должны быть к себе строгими, прежде всего к себе, а с паствой, с людьми должны быть пастырями добрыми. Священники ведь могут испортить все понятие о Церкви. Надо всегда помнить притчу о блудном сыне и о разбойнике, который был распят рядом со Христом. В наше время много жестокости, а надо быть милосерднее, обнять грешника и со слезами войти с ним в рай.
— В чем отличия богослужебной практики подворья от других московских храмов?
— Да, у всех свой духовный подход. Только в нашем храме, как на Востоке, бывает на Вербное воскресенье крестный ход с младенцами. Так же, как дети встречали въезжающего в Иерусалим на осле Спасителя. Или вот на Страстной неделе чин погребения Христа служится на арабском языке с византийским пением. Или на венчании необыкновенной красоты венцы ставятся на голову, и их никто не держит. Я когда служу здесь, то добавляю к русской духовности восточную красоту, а когда бываю в Сирии, то к восточной красоте добавляю русскую духовность.
С епископом Нифоном беседовала Маргарита Тимофеева