храмы дымковской слободы великий устюг
Дымково. Храмовый комплекс Дымковской слободы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храмы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища. Дымковский приход – один из древнейших в городе. Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году. В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра.
Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700-1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма.
Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню.
Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность.
На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П. Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450-1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.
В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено.
Украшение храма – золоченный резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой. Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами.
Храм святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.
Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739-1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.
Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной. Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами. К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.
В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.
В советское время, в 1930 г., постановлением Президиума горсовета «по просьбам трудящихся» церкви Дымкова закрыли. Позднее они были переданы Великоустюгскому музею.
В 1983-1986 гг. в церквях проводились реставрационные работы под руководством Э. Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.
B течение последних десятилетий имелись большие проблемы с церквями Дымковского прихода. Из-за ледоходов, проходящих при большой воде, каждый год берег, осыпаясь, опасно приближался к воротам бывшей приходской ограды. В начале XXI века на федеральные средства проведены серьёзные берегоукрепительные работы. Сегодня мы можем любоваться на противоположный городу берег Сухоны, не опасаясь утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.
Архитектурный комплекс Дымковских храмов ориентирован, главным образом, на реку и город. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные окруженные зеленью храмы отражаются в реке; но не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.
Основные принципы общей объемно-пространственной композиции отдельно стоящего устюжского прихода ярче всего отображены в Дымковском комплексе, представляющем собой один из наиболее характерных примеров организации ансамбля этого типа.
Одновременно со слободой, по-видимому, был основан и самый приход, состоявший уже в то время из двух церквей, первые сведения о которых содержит сотная книга 1630 г. На основании данных этой книги, Дымковский приход в первой половине XVII в. представляется свободно организованным, живописным ансамблем, в котором роль главного сооружения играла величественная шатровая церковь Дмитрия Селунского «рубленая вверх» и служившая холодным летним храмом этого прихода. Рядом с Дмитриевской церковью располагалась теплая зимняя церковь Сергия Радонежского, построенная по типу скромных клетских культовых сооружений. Общую композицию этого ансамбля венчала отдельно стоящая стройная шатровая колокольня «рубленая округло». Кроме того, при этих церквах находилось кладбище и размещенные периметрально различные вспомогательные и хозяйственные сооружения, а вся территория прихода была обнесена деревянной оградой.
Подобную структуру в XVI-XVII вв. имело большинство всех приходских ансамблей Великого Устюга, и в этом отношении дымковский комплекс является одним из наиболее типичных образцов.
Интересно, что и на этой стадии своего развития дымковский комплекс продолжал оставаться одним из наиболее характерных примеров организации приходского ансамбля Великого Устюга. Так, построенная раньше других Дмитриевская церковь, подобно большинству устюжских каменных летних церквей, представляла собой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, и по своим формам тяготела к XVII в. В связи с холодной церковью находилась колокольня, получившая типичную для подобных сооружений этого времени неизменную шатровую форму. Наконец, общий характер местных зимних храмов XVIII в. нашел свое отображение в церкви Сергия Радонежского с ее ярусным завершением центрального объема и с пристроенной с запада обширной трапезной. В результате свободной компоновки всех этих разнообразных сооружений был создан замечательный ансамбль, который и в этой новой редакции сохранил присущие древнерусскому зодчеству богатство силуэта, живописность и органическую связь с окружающим природным ландшафтом.
Основным аспектом этого комплекса всегда служил его восточный фасад, обращенный к реке и к городу, а самые интересные видовые точки открываются на Дымково с городской Набережной. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные, окруженные зеленью храмы отражаются в спокойном зеркале реки. Не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.
Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.
Великоустюгский музей-заповедник
Х рамы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища.
Дымковский приход – один из древнейших в городе. Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году.
В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра.
Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700 – 1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма.
Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная, (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню.
Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность.
На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П. Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450 – 1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.
В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено.
Украшение храма – золоченый резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой.
Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами.
Храм Святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.
Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739 –1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.
Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной.
Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами.
К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.
В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.
В советское время, в 1930 г., постановлением Президиума гор.совета «по просьбам трудящихся» церкви Дымкова закрыли. Позднее они были переданы Великоустюгскому музею.
В 1983 –1986 гг. в церквях проводились реставрационные работы под руководством Э. Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.
B течение последних десятилетий имелись большие проблемы с церквями Дымковского прихода. Из-за ледоходов, проходящих при большой воде, каждый год берег, осыпаясь, опасно приближался к воротам бывшей приходской ограды. В начале XXI века на федеральные средства проведены серьёзные берегоукрепительные работы. Сегодня мы можем любоваться на противоположный городу берег Сухоны, не опасаясь утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.
Архитектурный комплекс Дымковских храмов ориентирован, главным образом, на реку и город. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные окруженные зеленью храмы отражаются в реке; но не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.
Великий Устюг
41 материал по 13 объектам, 657 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Великом Устюге.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Храмы Дымковской слободы
На противоположном берегу реки Сухоны можно увидеть храмы Дымковской слободы. В XVII веке Дымковская слобода была «престижным районом» Устюга. Это была одна из многочисленных удельных вотчин московского князя, и ее жители могли позволить себе сразу две церкви!
Дымковский приход считается одним из наиболее древних во всем городе. Памятники слободы — это памятники в честь похода устюжских жителей на Куликово поле в 1380 году. Появившиеся первые храмы были возведены и освещены в 1383 году.
На данный момент в архитектурный ансамбль Дымкова включены храм с колокольней Дмитрия Солунского, зимний одноглавый храм Сергия Радонежского, которые были построены в первой половине 18 века, а также ворота, церковные ограды и часть угловой башни. Памятники имеют доступ исключительно для внешнего просмотра.
Каменная церковь Дмитрия Солунского построена в 1700-1708 г.г. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось ее освящение. Храм пятиглавый. С западной стороны примыкает трапеза, завершенная шатровой колокольней. Ранее на колокольне размещалось восемь колоколов.
Храм Святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.
Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739 –1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.
Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами.
Слева церковь Сергея Радонежского, справа Дмитрия Солунского
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1
Содержание рассказа
Рассказ про Великий Устюг завершает наше повествование о трёх городах «Северного речного пути», после уже размещённых на Туристере рассказов о Вологде (Вологда — несостоявшаяся столица Ивана Грозного) и Тотьме (Тотьма — город солеваров и мореходов). Что представляет собой этот путь (изображенный на карте 1 ниже), можно прочитать во введении к Вологде, а также на нашем сайте вот по этой ссылке: North River Route (altravelstories.org). Перейдём теперь непосредственно к рассказу о Великом Устюге.
Историческая справка
Название города — Устюг (с ударением на первом слоге) — связано с его географическим положением. Он находится на месте слияния двух больших рек: Сухоны и Юга, которые вместе образуют Северную Двину. Устье Юга (Усть-Юг) и стало именем возникшего здесь города. Этот географический факт отражён в его гербе (см. слева): Нептун с двумя кувшинами, из которых вытекают две струи, образующие реку. «Великим» Устюг стал только при Иване Грозном, в силу его значимости для торговли через Белое море.
Поселение на месте слияния Сухоны и Юга первоначально возникло в конце 12-го — начале 13-го веков сразу в двух местах: на высоком правом берегу Сухоны (город Гледен) и на низком левом берегу (Устюг). В дальнейшем Гледен не сохранился, поскольку оказался уязвим к набегам со стороны реки (а набегали в основном новгородские ушкуйники), и от него остался только Троице-Гледенский монастырь, один из древнейших на Русском Севере. Устюг выжил, но в силу своего стратегического расположения на протяжении более 200 лет был объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Волжской Булгарией, которая сопровождалась набегами, погромами и пожарами. В 1392 г. великий князь Московский Василий I окончательно включает Устюг в свои владения. Во второй половине 15-го века Устюг стал базой для дальнейшей экспансии Московского княжества на север и восток, в вятские, двинские и пермские земли. Тогда же взамен разрушенного Гледена в Устюге началось строительство мощной новой крепости с земляным валом, стенами и башнями, защищавшими город несколько веков (фото 1).
При Иване Грозном, захватившим Казань и Новгород, Устюг утратил военное значение, но стал крупным торговым центром после открытия водного пути в Белое море. Благодаря этой торговле, 17-й век был периодом расцвета Великого Устюга, в котором преуспевали не только купцы, но также развивались ремёсла и искусство (устюжские иконописцы расписывали Архангельский собор Кремля и дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском). Именно тогда на купеческие деньги была построена большая часть устюжских храмов. В 17-18-ом веках устюжане принимали активное участие в освоении Сибири, а позже — и новых российских владений на Алеутских островах и Аляске (об этом подробнее будет рассказано дальше). В 19-м веке Великий Устюг теряет свой экономический и торговый статус и постепенно превращается в обыкновенный уездный город. Однако его прошлое процветание осталось запечатлённым в череде прекрасных соборов и церквей вдоль набережной Сухоны (фото 2), большая часть которых, к счастью, сохранилась до наших дней. Именно поэтому мы назвали Устюг городом храмов и иконостасов, а не «родиной Деда Мороза», как его сейчас чаще всего позиционируют.
Соборное дворище
Главной достопримечательностью Великого Устюга является расположенный на берегу Сухоны в самом центре города комплекс храмов, называемый «Соборное дворище». Его снимок с реки (фото 3) является хрестоматийным видом Великого Устюга. Оно же является и историческим ядром города, расположенным на том месте, где когда-то стоял первоначальный деревянный детинец.
Главным храмом города является кафедральный Успенский собор, который в различных деревянных ипостасях находился здесь, начиная с 13-го века. Нынешнее каменное здание собора возведено в 1639—1663 гг. в период царствования Алексея Михайловича Романова, который лично вносил средства на строительство. В 18-м веке собор был перестроен в барочном стиле и в таком виде дошёл до наших дней (фото 5–6). Колокольня строилась долго и была закончена в конце 18-го века. Большая звонница предназначалась специально для 17-тонного колокола «Варлаам», отлитого в 1754 году (не сохранился). С колокольни открывается красивый вид на город и реку (фото 8). В 19-м веке к собору была пристроена массивная зимняя церковь Благовещения, целиком закрывшая его с одной стороны (фото 7). Сейчас в этой церкви находится городская библиотека. В соборе сохранился уникальный резной иконостас 18-го века в барочном стиле, а также портретная галерея Великоустюжских архиереев, выполненная как стенопись в 70-х гг. 18-го века. К сожалению, летом 2019 г. собор был закрыт на реставрацию и увидеть всю эту красоту не довелось. На интернете фотографий этого иконостаса также не оказалось, видимо, собор закрыт уже очень давно.
Изящный собор Св. Прокопия Праведного, также находящийся в Соборном дворище со стороны набережной (фото 9), сейчас выполняет роль кафедрального. Прокопий Праведный считается небесным покровителем Великого Устюга, и собор был построен над его захоронением в 1668 г. на частные пожертвования устюжского купца Афанасия Гусельникова. Относительно небольшой по размерам храм увенчан пятиглавием, что служит признаком глубокого почитания Св. Прокопия в городе. В 1995 г. собор был возвращён РПЦ и сейчас в нём проводятся регулярные богослужения.
Св. Прокопий жил в 13-м веке и происходил из купцов немецкого города Любека. Приехав в Новгород с товарами, он был глубоко впечатлен торжественностью православной церковной службы и красотой церквей и монастырей. Он раздал все свои средства бедным, крестился в православие и остался жить на Руси. Начав странствовать, он в конце концов оказался в Устюге и, приняв обет юродства, стал жить на паперти Успенской церкви, одетый в рубище и питаясь на подаяние.
Его главным чудом считается избавление города в 1290 г. от «огненной каменной тучи» (возможно, речь идёт о метеоритном дожде). Предсказав за неделю бурю с каменным дождём, он усиленно молился об избавлении Устюга от этой напасти. Поначалу ему никто не верил, однако, когда буря всё же состоялась и в 20 верстах от города выпал каменный град, отношение к нему изменилось: Прокопия стали считать спасителем Устюга. Он прожил в юродстве 60 лет и скончался в 1303 г., после чего был похоронен на берегу Сухоны в том месте, где любил сидеть, наблюдая и благословляя проходящие суда. В 1547 г. Прокопий Устюжский был канонизирован Церковью и стал первым святым, прославленным в лике юродивых.
Над его могилой возвели часовню, которая вскоре сменилась деревянными церквями, пока в 17-м веке не построили нынешний собор. В стену трапезной храма был заложен тёмно-серый камень, принадлежавший, по преданию, к числу выпавших из «каменной тучи» и по молению Прокопия, миновавшим город. В 1883 г. над его ракой в соборе возвели белую мраморную сень с мозаичными украшениями изнутри (фото 10). Это является отражением другой легенды: он умер зимой, и его тело нашли только на 4-й день после смерти, уже присыпанное снегом.
Главным украшением Прокопьевского собора является его резной позолоченный 5-ти ярусный иконостас, датируемый 1-й половиной 17-го века (фото 11). Большую ценность представляет посвященная Прокопию икона из местного чина иконостаса (фото 12). Эта житийная икона местного письма с 40 клеймами является вкладом спонсора собора, купца Гусельникова. В настоящее время икона находится в экспозиции Музея древнерусского искусства в Вознесенской церкви.
Прокопий был не единственным устюжским юродивым: в конце 15-го века был ещё один популярный юродивый по имени Иоанн, который обладал даром предвидения и исцеления. Он скончался в 1494 г. и был похоронен недалеко от Прокопьевской церкви. В 1547 г. он был канонизирован, а над его могилой построили церковь в честь Животворящего Креста, которая со временем стала третьей святыней Соборного дворища. Нынешний Собор Св. Иоанна Устюжского (фото 13) построен в 1656—1663 гг. также на средства устюжских купцов, и неоднократно перестраивался и расширялся впоследствии.
Устюжские храмы на набережной
Почти все устюжские церкви расположены на набережной Сухоны (фото 2 и 14) или вблизи её, и находятся в различной степени сохранности. Красивейшим храмом Великого Устюга считается церковь Вознесения Господня «на торгу» (фото 15), построенная в стиле «московского узорочья» в 1648 г. на средства богатейшего устюжского купца того времени Никифора Ревякина. Вознесенская церковь состоит из нескольких органично сочетающихся объёмов и имеет 6 престолов. Снаружи церковь богато декорирована и поэтому смотрится очень нарядно. Это была одна из первых каменных церквей в Устюге, и изначально в ней было 11 глав, из которых сохранилось лишь 7. Внутри неё сейчас находится очень интересный Музей древнерусского искусства (о котором мы расскажем позже).
Другая красивая церковь — Николы Гостинского (фото 16) — расположена неподалеку от Вознесенской на бывшей торговой площади (ныне площадь Ленина). Никольская церковь была основана приезжими купцами (или «гостями»), отсюда и её название. Нынешняя каменная церковь двухъярусная: нижний (тёплый) этаж был построен в 1682 г., а верхний (холодный) надстроен в 1720 г. Тогда же возвели и стоящую отдельно от храма колокольню. Сейчас в нём располагается Музей этнографии.
Ещё одна «музейная» церковь (Жён Мироносиц, фото 17) находится ниже по течению Сухоны. Она была построена в 1714—1722 гг. на купеческие деньги и её подклет раньше был хозяйственным помещением. Зато верхний этаж был декорирован в стиле «нарышкинского барокко», что почти не встречается в Устюге. Живописное крыльцо на четырёх столбах с арками и висячими гирьками сейчас, к сожалению, забито досками. А находится в этой церкви Музей новогодней и рождественской игрушки, что, конечно, очень актуально для родины Деда Мороза.
Ещё несколько храмов в Устюге достойны упоминания. Очень необычен и наряден храм Симеона Столпника, стоящий на берегу Сухоны в стороне от города (фото 18). Он не похож ни на какие другие церкви Великого Устюга и по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18-го века. Храм построен в пышном и величественном барочном стиле и отличается наличием широкой паперти с аркадой и поднимающейся к ней лестницы, а также завершением в виде огромного купола. Стоящая рядом колокольня выстроена в том же барочном стиле. Внутри храм богато украшен лепниной, а в верхней церкви сохранился резной деревянный иконостас 18-го века. В храме проводятся богослужения, на которые нужно попасть, чтобы ознакомиться с интерьером.
Церковь Ильи Пророка (фото 19), находящаяся в двух шагах от Соборного дворища, была построена в барочном стиле в первой половине 18-го века и напоминает двухуровневые храмы Тотьмы. Летом 2019 г. церковь находилась в запущенном состоянии и не использовалась.
Церковь Леонтия Ростовского (фото 20) находится в северной части набережной и была построена в два этапа: тёплый низ закончен в 1742 г., а холодный верх — в 1770. Верхняя часть церкви, выполненная в барочном стиле, украшена картушами, с которыми мы уже сталкивались в Тотьме. По состоянию на лето 2019 г. церковь ещё восстанавливалась, но службы уже проводились.
Гражданские здания
В Великом Устюге сохранилось много памятников гражданской архитектуры, в основном домов богатых купцов 18-19-го веков. На самом престижном в городе месте — на набережной — находится усадьба купца Г. В. Усова (фото 21) постройки 18-го века в стиле классицизма. С 1866 г. здесь была Городская управа, а ныне — главное здание Великоустюгского музея-заповедника. Расположенный рядом дом с симметричными флигелями (фото 22) принадлежал купцу М. Т. Федосееву и был построен в 1770—1786 гг.
Недалеко от Соборного дворища находится особняк в стиле ампир постройки начала 19-го века (фото 23), принадлежавший известной в Устюге семье Алёневых. Её родоначальник, В. А. Алёнев, был протоиереем Успенского собора и живописцем — автором его иконостаса. Два крыла дома объединены круглой ротондой с куполом и балконом — очень красиво! Сейчас здесь Детский музейный центр.
Один из самых красивых барочных домов Устюга (фото 24) имеет очень интересную историю. Он был построен в начале 1760-х гг. Иоганном Лестоком, бывшим придворным лекарем императрицы Елизаветы Петровны. Доктор Лесток увлекся политическими интригами, за что был разжалован и сослан в Устюг. Поскольку ссылка предполагалась бессрочной, он выстроил там себе западноевропейский дом с мансардой и богато украсил его главный фасад роскошным лепным декором в барочном стиле. После смерти Елизаветы в 1762 г. опала кончилась, и Лесток вернулся в Петербург, а его дом впоследствии был продан купцу Василию Шилову, прославившемуся как мореплаватель (о нём подробнее расскажем позже). Есть, правда, мнение, что дом строил сам Шилов, но это кажется маловероятным. С 1970-х гг. в этом доме находится детский сад.
Считается, что дом Шилова/Лестока послужил прототипом другого прекрасного барочного особняка Устюга — дома купца Г. Н. Наледина, построенного в 1770-х гг. Дом Наледина (фото 25) также выделяется выразительным декором главного фасада, и когда-то это был центральный дом большой городской усадьбы. В доме купца П. В. Красильникова (1876 г., фото 26), который архитектурно напоминает усадьбу Алёневых, сейчас находится «городская резиденция» Деда Мороза. Очень красив дом купца А. А. Кузнецова (1913 г., фото 27), в том числе благодаря эффектному эркеру на 2-м этаже.
На Советской улице (бывшая Успенская) привлекает внимание длинное здание, объединяющее три дома, раньше принадлежавших разным хозяевам (фото 28). Угловой дом, с корпусами на улицу и на переулок, был построен в конце 19-го века купцом З. П. Жилиным, и в нем размещались гостиницы, квартиры и магазины. В начале 20-го века его перестроили под Всесословный клуб (что-то вроде дома культуры), но затем объединили в один комплекс с соседними домами. Сейчас, по иронии судьбы, здесь снова Дом культуры, а в соседнем длинном доме расположена городская администрация.
Наконец, находящийся на набережной большой 3-х этажный дом (фото 29) был когда-то главным зданием усадьбы М. М. Булдакова, первого Председателя директоров Российско-Американской компании (подробнее о нём — следующем разделе). Построенный в стиле ампир в 1806—1817 гг., дом вначале был двухэтажным. Третий этаж надстроили в 1909 г., когда в здании разместили мужскую гимназию. За домом находится большой парк, который Булдаков подарил городу в 1824 г. Сейчас в доме Булдакова располагается Педагогический институт.
Устюжские первопроходцы
В 17-м веке Устюг был самым близким к Сибири крупным русским городом, и именно через него проходили все водные пути в этот регион. Поэтому неудивительно, что устюжане были в первых рядах исследователей Сибири и первооткрывателей новых земель за Уралом. Вот некоторые из их достижений. Владимир Атласов, сын устюжского купца, был первым русским землепроходцем, добравшимся до Камчатки в 1697–98 гг. В 1650 г. Тимофей Булдаков вышел по Лене к Ледовитому океану, и, продвигаясь вдоль берега, достиг устья Индигирки, обогнув мыс Северный. Семён Дежнёв в 1641 г. в составе казачьего отряда был в числе первооткрывателей Колымы, попав туда через Индигирку и затем вдоль берега Ледовитого океана. Однако больше всего он прославился в 1648 году, когда, выйдя из устья Колымы, обогнул Чукотский полуостров и первым прошёл через пролив между Азией и Америкой, впоследствии «переоткрытый» Витусом Берингом (см. карту 2 внизу).
Оказавшись в Тихом океане, он добрался до устья реки Анадырь и выше по течению основал Анадырский острог, ставший впоследствии главной базой для освоения Дальнего Востока, Камчатки и Аляски. В этот поход Дежнёв выходил тоже в составе большого отряда, и выжил в нём лишь сам вместе с несколькими людьми из своей лодки. Еще в советские времена, в 1971 г., рядом с Успенским собором был установлен памятник Семёну Дежневу (фото 30), хотя сейчас некоторые историки оспаривают факт его рождения в Устюге (что отнюдь не умаляет его заслуг).
Примерно одновременно с экспедицией Дежнёва на Крайнем Севере проходила экспедиция Ерофея Хабарóва, исследовавшая Приамурье в 1649—1653 гг. Выйдя с большим отрядом казаков из Якутского острога вверх по Лене, а затем перейдя на её приток Олёкму, Хабаров волоком добрался до притока Амура реки Шилки, по которой уже достиг главной цели своего похода — собственно Амура (см. карту 3 снизу).
Хабаров был не первым русским, добравшимся и проплывшим по Амуру, за пять лет до него там уже побывал отряд Василия Пояркова. Главной заслугой Хабарова считается составление первой карты Приамурья — «Чертёж реке Амуру», а также колонизация этого края: подчинение местных племён русской власти и наложение на них натурального оброка (ясака). Оценка экспедиции Хабарова неоднозначна: его упрекают в излишней жестокости как по отношению к собственным людям, так и к местному населению. Среди его казаков вспыхнул бунт, который он жестоко подавил, а угнетение местного населения привело к вмешательству китайцев, которые потом энергично противодействовали русской колонизации Приамурья. В 1653 г. Хабаров был отозван на разбирательство в Москву и чуть было не угодил в тюрьму, а на Амур больше никогда не вернулся, хотя хотел. Всю оставшуюся жизнь он провёл в должности воеводы в Усть-Куте.
Как бы там ни было, сейчас в его честь назван город Хабаровск, железнодорожная станция (Ерофей Павлович) на Транссибе и улицы во многих российских городах, включая Москву. Великий Устюг тоже не остался в стороне, и в 2015 г. в нём установили памятник Хабарову (фото 31), хотя, строго говоря, устюжанином он не был, родившись в какой-то из окрестных деревень.
В 18-м веке многие устюжане, как и тотьмичи, приняли активное участие в освоении Алеутских островов и Аляски, занимаясь в этих местах промыслом пушнины. Наиболее известным из них оказался купец и мореплаватель Василий Шилов, который в 1760-е годы составил первую карту Алеутских островов. Именно его сибирский губернатор решил отправить в столицу для доклада о вновь открытых землях, и Шилов отчитался о них на заседании Адмиралтейской коллегии, предоставив ей сочиненную им карту с нанесенными на ней Камчаткой, Алеутскими островами и частью Аляски. В объяснении к карте Шилов написал, что «все те острова Алеутские, считая с первых от Камчатки, до острова Амля, он видел сам, чиня на многих из них промысел бобровой». Его карта оказалась одной из наиболее ранних и наиболее точных карт и была одобрена Адмиралтейской коллегией, посчитавшей её «для первых начал довольно изрядною». За свои достижения Шилов был награждён в 1767 г. золотой медалью «За полезные обществу труды» самой императрицей Екатериной II. Заработанные на пушнине деньги Шилов потратил на приобретение (и, возможно, реконструкцию) великолепного барочного дома в Великом Устюге (фото 24). В честь Шилова теперь названа и улица, на которой этот дом расположен.
В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала на Дальнем Востоке вокруг компании известного купца Григория Шелехова, основателя первых русских поселений в Северной Америке. После смерти Шелехова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв — устюжского купца Михаила Булдакова и важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере «Юнона и Авось»). В 1799 г. при императоре Павле I на основе компании Шелехова возникла полугосударственная акционерная «Российско-Американская компания», которая получила монопольное право на добычу и продажу дальневосточной пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске. Среди акционеров компании были члены императорского семейства. Николай Резанов стал первым руководителем этой компании, а Михаил Булдаков был избран председателем её совета директоров («первенствующим директором»). На этом посту он провёл почти 30 лет, выйдя в отставку в 1827 г. Его вряд ли можно назвать первопроходцем, поскольку все эти годы он провёл в Петербурге, где находилась штаб-квартира Русско-Американской компании, занимаясь её делами. Однако он снарядил на средства компании несколько русских кругосветных экспедиций (начиная с плавания Крузенштерна и Лисянского в 1803—1806 гг.), и в этом смысле был не чужд первооткрывательской деятельности. Проживая в Петербурге, он не забывал про Устюг, где выстроил большой особняк и провёл последние три года жизни. Перед входом в парк его имени, который Булдаков подарил городу, в 2019 г. ему был установлен памятник (фото 32).