храмы киевской руси и их особенности

Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенности

Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенности

Руины Любшанской крепости. Автор: Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенности

Местоположение Любшанской крепости на карте. Автор: Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенности

Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Автор: Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Источник

Как устроен древнерусский храм

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Источник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Храмы Древней Руси

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиВ основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиДесятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиСофийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиМария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиСофийский собор в Великом Новгороде

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиПолоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиБогородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиУспенский собор во Владимире

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиЦерковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиДмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиИкона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиФрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

храмы киевской руси и их особенности. Смотреть фото храмы киевской руси и их особенности. Смотреть картинку храмы киевской руси и их особенности. Картинка про храмы киевской руси и их особенности. Фото храмы киевской руси и их особенностиИзразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

Источник

Композиционные особенности храмов Киевской Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Деревянная архитектура Киевской Руси

Почти все архитектурные формы, существовавшие на территории Древней Руси, вырабатывались в ходе совершенствования и эволюции деревянной архитектуры, это происходило задолго до появления каменных сооружений. Дерево являлось наиболее доступным и востребованным строительным материалом, ведь леса покрывали большую часть территорий Киевской Руси, а также все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского и Московского княжеств. Таким образом, материал, доступный широким слоям населения определил вектор развития строительной отрасли Киевской Руси.

Надо сказать, что дерево оставалось основным строительным материалом даже тогда, когда получили широкое распространение каменные строительные материалы. В этой связи именно в деревянной архитектуре Киевской Руси вырабатывались многие архитектурные приемы и композиции, они отвечали природно-климатическим особенностям и художественным предпочтениям народа. Эти факторы в последствии оказали влияние и на каменную архитектуру.

Рисунок 1. Десятинная церковь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все типы построек, соответствующие русскому бытовому укладу, первоначально были сформированы в дереве. Многие из них и вовсе возводились только из дерева вплоть до XIX века (например, бани, амбары, жилые дома).

В связи с хорошими физическими характеристиками, такими как теплоемкость и влажность, дерево использовалось и при возведении городских жилых зданий.

Однако, дерево обладает двумя отрицательными качествами – недолговечностью и горючестью. Именно эти недостатки не позволяют сегодня заглянуть в древнейшие периоды архитектуры Киевской Руси. Облик большей части деревянных храмов мы можем восстановить лишь предположительно, основываясь на различные исторические данные, такие как:

Готовые работы на аналогичную тему

Эволюция каменного строительства

В 989 году князь Владимир начал монументальное каменное строительство. Приглашенные византийские зодчие возвели соборный храм Успения Богородицы, его строительство было завершено в 996 году. Князь Владимир осознавал идеологическую важность сооружения первого каменного собора на Руси, поэтому на его строительство отвел десятую часть своего дохода. Это и дало название будущей церкви – Десятинная.

Известно, что образцом для данного сооружения стала церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли Десятинную церковь сооружением, превосходящим Соломонов храм.

Церковь была разрушена в 1240 году войсками Батыя. По ее останкам специалисты могут сказать, как сооружение выглядело в те времена. Это было трехнефное крестово-купольное здание с сильно развитой западной частью. Известно, что позднее к зданию были пристроены галереи. Церковь была возведена из плоского кирпича (плинфы) светло-желтого цвета. Такие кирпичи были очень тонкими, они имели толщину всего 2,5 – 3 сантиметра. Во внутреннем облике Десятинная церковь отличалась сложной многофункциональной организацией пространства, которая не была свойственна деревянным постройкам того времени. При раскопках были найдены многочисленные мраморные детали внутреннего декора, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток и куски штукатурки со следами фресковых росписей. Эти находки позволяют сделать вывод, что Десятинная церковь на тот момент в своем богатстве отделки не уступала византийским храмам.

Известные храмовые сооружения Киевской Руси

Самым древним сохранившимся храмом Киевской Руси считается Преображенский собор в Чернигове. Он был заложен в середине XI века по поручению князя Мстислава Владимировича. Стены сооружения возводились из плинфы с вкраплениями необработанных каменных блоков. Кладка с «утопленными рядами» образовывала полосы на поверхности стены. Неоштукатуренные стены придавали храму неповторимую легкость и нарядность. Пятиглавый храм имел развитую алтарную часть и нартекс – притвор, из-за этого в плане здание казалось вытянутым, прямоугольным.

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из примечательных элементов Спасо-Преображенского собора являются тройные аркады, которые располагаются в двух ярусах подкупольного пространства между боковыми колоннами. Такие аркады – древний архитектурный прием, который применялся в византийской архитектуре с V века нашей эры. В нижних аркадах храма использовались необычные византийские колонны. В архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове наиболее четко отражается мудрое наследие Византии.

Новый этап в храмовой архитектуре Киевской Руси связывается с устроительством Ярослава Мудрого. Согласно летописям, в 1037 году в Киеве начинается строительство собора Святой Софии. Возведением этого сооружения Ярослав хотел подчеркнуть свое равенство с византийскими правителями. Огромный собор состоял из пяти нефов с большими хорами – «палатами», они были светлыми и широкими. Храм имел необычный взлет в самом центре перед алтарем, где сияли древние мозаики на мерцающем золотом фоне. Известно, что в XI веке собор Святой Софии был тринадцатикупольным, но после реконструкции количество куполов было уменьшено. 13 таких конструкций символизировали Иисуса Христа и 12 его апостолов. Четыре ближайшие главы к центру напоминали о четырех евангелистах – Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Подкупольное пространство главного помещения представляло собой крест, описанный арками.

Против центральной апсиды собора, на уровне хоров была предусмотрена фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого и Христа. До наших дней дошла лишь небольшая часть данной композиции. В этом месте во время богослужений находился князь со своими приближенными. Такая его позиция визуально возносила князя над простыми смертными. На хорах собора князь принимал важных гостей и обсуждал важные государственные дела. В соборе было несколько специальных помещений, которые предназначались для переписи и хранения книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *