храмы на картинах русских художников 19 века

Дорога вверх: монастыри в картинах русских художников XIX – начала XX века

Единственная правда

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

XIX век российского искусства. Ближе к середине столетия на первый план выступает социальное, разговор о «язвах общества». То, что относится к другой области – жизни души, религиозному чувству, – нередко признается отжившим и вредоносным. Потом наступит XX век – с его революциями и разрушениями. В XIX-м еще имело большой вес слово – литературная полемика, художественная критика. И предмет их внимания – творчество.

Вспомним, например, как восторженно принял Достоевского Белинский после прочтения «Бедных людей», и как потом менял свое мнение. Как сам Достоевский пытался уйти от остросоциального – вглубь, к главным вопросам жизни, которые особенно ярко прозвучат в романе «Братья Карамазовы», написанном более чем через тридцать лет после смерти Белинского.

А вот что писал Владимир Стасов, критик, чьи слова были так значимы для эпохи, о живописце Василии Перове в работе «Двадцать пять лет русского искусства»: «У него налицо – только одна истина действительности со всеми ее неправильностями и невзрачностями наголо. Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно “объясняло” ее, оно “произносило свой приговор” над ее явлениями». То есть важна была жизнь только здесь и сейчас: когда тот же Перов попытался вырваться в творчестве, пусть и сюжетно, за рамки профанного мира, написав «Христос и Богоматерь у житейского моря», – он немедленно получил от Стасова осуждение, причем не за художественные качества работы, а именно за содержание.

Вот еще Стасов, и снова по поводу Перова: «В лжебытовых картинах, каково, например, “Причащение умирающей” Венецианова, в лжеисторических, какова, например, “Осада Пскова” Брюллова, или в каких угодно других – везде русские попы и монахи представлены были только чистыми, светлыми голубицами, помышляющими только о небесном». «Генералиссимус» русской критики ставит в заслугу Перову негативное изображение «русских попов и монахов», считая, что только таковое оно – правдиво. Перов в этом смысле не был одинок: отрицательные образы священства, неприглядные сцены монастырской жизни встречаются в работах разных художников. И наверняка все это присутствовало и в реальности, ведь Церковь – в земном своем воплощении – состоит из обычных людей. Но было ли это «типическим», главным в церковном и, в частности, монашеском устройстве жизни? О том, что это не так, можно прочесть, например, в очерке-воспоминании «Старый Валаам» Ивана Шмелева; история Оптиной пустыни XIX столетия также говорит совсем о другом. Но самое важное: если человек пытается за сиюминутным, пусть остро-социальным, услышать Вечность, – он увидит настоящую правду. Ту единственную Правду, которой и живет по-настоящему Христова Церковь.

Так, некоторые художники в своих работах, сознательно или, порой, просто следуя за своим даром, смогли уловить и выразить живописными средствами главное: жизнь Церкви – в том числе монашескую – как путь в высоту.

Ритм молитвенной тишины

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Василий Максимов (1844–1911) принадлежал к когорте передвижников и тоже изображал «правду жизни» (в которую, кстати, несмотря ни на что, порой прорывается нечто большее, и в которой есть своя красота). В его работе «У ограды скита» первое, что привлекает внимание, – врата, контрастно написанные, а потому сразу зрительно читающиеся. И – лестница вверх, то есть вход и путь. Путь к свету, пробивающемуся там, наверху. И только потом уже взгляд обращается на фигуры людей: это пожилой монах у входа, встречающий мирянина, который делает шаг ему навстречу, и другой монах на лестнице. В данном случае художник не стремится показать истории конкретных героев – те словно растворяются в окружающем; более важным оказывается сама идея пути вверх, его возможности. В работе очень много зеленого – цвета жизни, причем не той, будничной, что осталась за рамками изобразительного пространства.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Тот же посыл – в работе Алексея Саврасова (1830–1897) «У ворот монастыря». Две женские, еле различимые женские фигуры и – обращающий на себя внимание зрителя, практически излучающий свет вход в обитель. В этом свете – ничего сверхъестественного: солнечный луч, вырвавшийся из-за туч. Только направляет его художник туда, куда считает нужным, и явление природы становится метафорой, намеком на другой, нетварный свет. Освещенный солнцем, тянущийся к небу храм с колокольней, радуга – все это контрастно противостоит другой стороне полотна, где чернота тучи… Прежде чем начать движение вверх по ступеням, ко входу монастыря, тот, кто стремится туда, должен перейти мостик. Он словно разграничивает ту самую суетную жизнь и светоносную тишину обители. Но зритель видит только мост – то, что находится по другую сторону, художник не показывает. Изображение воды здесь – не только намек на Воду Живую (а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)), но одновременно – образ повседневной жизни, которую нужно перейти, чтобы начать движение вверх, к свету.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Изображение воды именно как Воды Живой прочитывается в работе Михаила Нестерова (1862–1942) «Молчание», написанной в 1903 году. В картине присутствует особый, спокойный молитвенный ритм: горизонталь – две лодочки с сидящими в них монахами, склоненными в одну сторону, и вертикаль – два храма. Храм на горе практически упирается в верхний край картины – достает до неба, но чтобы попасть в него, надо взобраться на крутую, поросшую густым лесом гору. Есть здесь храм (или часовня) и ниже, и изображен он почти в линию с верхним, то есть вектор один – к Небу. Для Нестерова оказываются важны фигуры людей: он показывает не только путь, направление спасения, но и тех, кто вот так, в данный момент физически не двигаясь, идут по этому пути. Отсутствие движения в картине, спокойный колорит, – все это уводит зрителя в глубокую, тихую молитвенную сосредоточенность монашеской жизни, цель которой – Небеса. Вспоминаются слова преподобного Ефрема Сирина: «Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни».

Николай Химона (1864–1929) – уроженец Крыма, где всегда много солнца, где небо высокое, – все это есть в его работе «Отшельник на ступеньках храма». Взгляд молодого монаха направлен одновременно и куда-то вдаль, на море, и вглубь себя. А за иноком – лестница, ведущая туда, где виднеется церковный купол. Вся работа пронизана светом, радостью. И эта красота окружающего мира – отзвук другой, Божественный красоты. Чтобы это понять, надо двигаться вверх по лестнице и, одновременно, от внешнего – в глубину.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Монашество, по словам преподобного Варсонофия Оптинского, «есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается».

В работе Николая Химоны изображено и море, оно спокойное. Но если мысленно выйти за рамки картины, мы понимаем, что корабли, когда они плывут во тьме и при непогоде, могут сбиться с курса, наскочить на мель, разбиться в щепки, – потому и нужны никогда не гаснущие огни маяков. Именно такими маяками воспринимаются храмы монастырей в картинах, о которых мы говорили. Маяками, где постоянно горит огонь молитвы, которые выступают ориентиром в бушующем море жизни. Прошу прощения за избитую метафору, но как сказать точнее, если вокруг постоянно штормит – от социальных ли, политических, бытовых потрясений, да и от собственного устроения конкретного человека. Но есть те, кто зажигает этот спасительный огонь, каждый день поднимаясь вверх по крутой лестнице, рискуя оступиться и упасть… И огонь в маяках продолжает гореть, как продолжает звучать молитва в монастырях за каждого, за весь мир, указуя единственно верный путь – ко Христу. «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся» – сказал Федор Михайлович Достоевский.

Источник

Дорога вверх: монастыри в картинах русских художников XIX – начала XX века

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Единственная правда

XIX век российского искусства. Ближе к середине столетия на первый план выступает социальное, разговор о «язвах общества». То, что относится к другой области – жизни души, религиозному чувству, – нередко признается отжившим и вредоносным. Потом наступит XX век – с его революциями и разрушениями. В XIX-м еще имело большой вес слово – литературная полемика, художественная критика. И предмет их внимания – творчество.

Вспомним, например, как восторженно принял Достоевского Белинский после прочтения «Бедных людей», и как потом менял свое мнение. Как сам Достоевский пытался уйти от остросоциального – вглубь, к главным вопросам жизни, которые особенно ярко прозвучат в романе «Братья Карамазовы», написанном более чем через тридцать лет после смерти Белинского.

А вот что писал Владимир Стасов, критик, чьи слова были так значимы для эпохи, о живописце Василии Перове в работе «Двадцать пять лет русского искусства»: «У него налицо – только одна истина действительности со всеми ее неправильностями и невзрачностями наголо. Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно “объясняло” ее, оно “произносило свой приговор” над ее явлениями». То есть важна была жизнь только здесь и сейчас: когда тот же Перов попытался вырваться в творчестве, пусть и сюжетно, за рамки профанного мира, написав «Христос и Богоматерь у житейского моря», – он немедленно получил от Стасова осуждение, причем не за художественные качества работы, а именно за содержание.

Вот еще Стасов, и снова по поводу Перова: «В лжебытовых картинах, каково, например, “Причащение умирающей” Венецианова, в лжеисторических, какова, например, “Осада Пскова” Брюллова, или в каких угодно других – везде русские попы и монахи представлены были только чистыми, светлыми голубицами, помышляющими только о небесном». «Генералиссимус» русской критики ставит в заслугу Перову негативное изображение «русских попов и монахов», считая, что только таковое оно – правдиво. Перов в этом смысле не был одинок: отрицательные образы священства, неприглядные сцены монастырской жизни встречаются в работах разных художников. И наверняка все это присутствовало и в реальности, ведь Церковь – в земном своем воплощении – состоит из обычных людей. Но было ли это «типическим», главным в церковном и, в частности, монашеском устройстве жизни? О том, что это не так, можно прочесть, например, в очерке-воспоминании «Старый Валаам» Ивана Шмелева; история Оптиной пустыни XIX столетия также говорит совсем о другом. Но самое важное: если человек пытается за сиюминутным, пусть остро-социальным, услышать Вечность, – он увидит настоящую правду. Ту единственную Правду, которой и живет по-настоящему Христова Церковь.

Так, некоторые художники в своих работах, сознательно или, порой, просто следуя за своим даром, смогли уловить и выразить живописными средствами главное: жизнь Церкви – в том числе монашескую – как путь в высоту.

Ритм молитвенной тишины

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 векаВасилий Максимов (1844–1911) принадлежал к когорте передвижников и тоже изображал «правду жизни» (в которую, кстати, несмотря ни на что, порой прорывается нечто большее, и в которой есть своя красота). В его работе «У ограды скита» первое, что привлекает внимание, – врата, контрастно написанные, а потому сразу зрительно читающиеся. И – лестница вверх, то есть вход и путь. Путь к свету, пробивающемуся там, наверху. И только потом уже взгляд обращается на фигуры людей: это пожилой монах у входа, встречающий мирянина, который делает шаг ему навстречу, и другой монах на лестнице. В данном случае художник не стремится показать истории конкретных героев – те словно растворяются в окружающем; более важным оказывается сама идея пути вверх, его возможности. В работе очень много зеленого – цвета жизни, причем не той, будничной, что осталась за рамками изобразительного пространства.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 векаТот же посыл – в работе Алексея Саврасова (1830–1897) «У ворот монастыря». Две женские, еле различимые женские фигуры и – обращающий на себя внимание зрителя, практически излучающий свет вход в обитель. В этом свете – ничего сверхъестественного: солнечный луч, вырвавшийся из-за туч. Только направляет его художник туда, куда считает нужным, и явление природы становится метафорой, намеком на другой, нетварный свет. Освещенный солнцем, тянущийся к небу храм с колокольней, радуга – все это контрастно противостоит другой стороне полотна, где чернота тучи… Прежде чем начать движение вверх по ступеням, ко входу монастыря, тот, кто стремится туда, должен перейти мостик. Он словно разграничивает ту самую суетную жизнь и светоносную тишину обители. Но зритель видит только мост – то, что находится по другую сторону, художник не показывает. Изображение воды здесь – не только намек на Воду Живую (а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)), но одновременно – образ повседневной жизни, которую нужно перейти, чтобы начать движение вверх, к свету.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века

Изображение воды именно как Воды Живой прочитывается в работе Михаила Нестерова (1862–1942) «Молчание», написанной в 1903 году. В картине присутствует особый, спокойный молитвенный ритм: горизонталь – две лодочки с сидящими в них монахами, склоненными в одну сторону, и вертикаль – два храма. Храм на горе практически упирается в верхний край картины – достает до неба, но чтобы попасть в него, надо взобраться на крутую, поросшую густым лесом гору. Есть здесь храм (или часовня) и ниже, и изображен он почти в линию с верхним, то есть вектор один – к Небу. Для Нестерова оказываются важны фигуры людей: он показывает не только путь, направление спасения, но и тех, кто вот так, в данный момент физически не двигаясь, идут по этому пути. Отсутствие движения в картине, спокойный колорит, – все это уводит зрителя в глубокую, тихую молитвенную сосредоточенность монашеской жизни, цель которой – Небеса. Вспоминаются слова преподобного Ефрема Сирина: «Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни».

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 векаНиколай Химона (1864–1929) – уроженец Крыма, где всегда много солнца, где небо высокое, – все это есть в его работе «Отшельник на ступеньках храма». Взгляд молодого монаха направлен одновременно и куда-то вдаль, на море, и вглубь себя. А за иноком – лестница, ведущая туда, где виднеется церковный купол. Вся работа пронизана светом, радостью. И эта красота окружающего мира – отзвук другой, Божественный красоты. Чтобы это понять, надо двигаться вверх по лестнице и, одновременно, от внешнего – в глубину.

Монашество, по словам преподобного Варсонофия Оптинского, «есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается».

В работе Николая Химоны изображено и море, оно спокойное. Но если мысленно выйти за рамки картины, мы понимаем, что корабли, когда они плывут во тьме и при непогоде, могут сбиться с курса, наскочить на мель, разбиться в щепки, – потому и нужны никогда не гаснущие огни маяков. Именно такими маяками воспринимаются храмы монастырей в картинах, о которых мы говорили. Маяками, где постоянно горит огонь молитвы, которые выступают ориентиром в бушующем море жизни. Прошу прощения за избитую метафору, но как сказать точнее, если вокруг постоянно штормит – от социальных ли, политических, бытовых потрясений, да и от собственного устроения конкретного человека. Но есть те, кто зажигает этот спасительный огонь, каждый день поднимаясь вверх по крутой лестнице, рискуя оступиться и упасть… И огонь в маяках продолжает гореть, как продолжает звучать молитва в монастырях за каждого, за весь мир, указуя единственно верный путь – ко Христу. «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся» – сказал Федор Михайлович Достоевский.

Источник

Православная жизнь в картинах русских художников

ПРАВОСЛАВИЕ
Павел Рыженко «Молитва» ПРАВОСЛАВИЕ
Перов В. И. «Проповедь в селе» 1861

А.Шилов. «Перед лампадой»

М.В. Нестеров. «Пустынник» 1888

И.Крамской «Голова монаха»

Кустодиев Борис Михайлович Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.
Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел

Левитам Исаак Ильич. У церковной стены. 1885

Матвеев Николай Сергеевич. Против воли постриженная. 1887

Милорадович Сергей Дмитриевич. Монахиня у иконостаса. 1922

Нестеров Михаил Васильевич. Монах. 1913

А. Шилов. Портрет епископа Василия (Родзямко)

Прянишников Илларион Михайлович. У церкви. 1867

Репин Илья Ефимович. Протодиакон. 1877

Рябушким Андрей Петрович. В деревне. К обедне

Тимм Василий Федорович. Коленопреклоненная молитва с Филаретом

В. Тропинин. Монах со свечой. 1834

Шварц Вячеслав Григорьевич. Патриарх Никон в Новой Иерусалиме. 1867

Шухвостов Степам Михайлович.Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря

Богданов-Вельский Николай Петрович. Венчание. 1904

Духовное окормление. Навозов Василий Иванович

Жуков Дмитрий Егорович. Спор о вере

К. Лебедев. Крещение младенца.

К.Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860

Корзухин Алексей Иванович. Перед исповедью. 1877

Костанди Кириак Константинович. Цветущая сирень. 1902

Кошелев Николай Андреевич. Дети, катающие пасхальные яйца

Лебедев Клавдий Васильевич. Насильственный постриг. 1896

М.И.Игнатьев. А жизнь так хороша

Маковский Владимир Егорович. Молебен на Пасху. 1887-1888

Максимов Василий Максимович. Примерка ризы. 1878

Милорадович Сергей Дмитриевич. У исповеди. 1913

Неизвестный художник. Монахиня Сусанна (Рылеева) учит детей.

храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть фото храмы на картинах русских художников 19 века. Смотреть картинку храмы на картинах русских художников 19 века. Картинка про храмы на картинах русских художников 19 века. Фото храмы на картинах русских художников 19 века
Морозов Александр Иванович. Выход из церкви в Пскове. 1864

Мясоедов Григорий Григорьевич. Молебен во время засухи. 1880

Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866

Нестеров Михаил Васильевич. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890

Попов Андрей Андреевич. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

Репин Илья Ефимович. Отказ от исповеди. 1879-1885

Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899

Источник

«История России глазами художников»

ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ

Масштабная выставка, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована Государственной Третьяковской галереей, Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выставка, в состав которой входят более 100 живописных произведений из 37 музейных и 3 частных собраний, готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX века.

Экспозиция открывается в День России, 12 июня. В этом году праздник связан с 800-летием со дня рождения Александра Невского, которому посвящен первый зал выставки. Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве.

Картины, включенные в экспозицию, рассказывают о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской Академии художеств, до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.

Экспозиция строится по тематическому принципу и включает шесть разделов:

Выставку сопровождает кинопрограмма, которая включает показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

Зал св. Александра Невского

В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *