храмы на сретенке в москве
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
Храмы обители
Освящен в 1679 году
Освящен в 2017 году
Монастырь
Богослужение
Гостям
Проекты
Журнал
При перепечатке ссылка на monastery.ru обязательна
Реквизиты доп счета: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444
Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1 Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87 Телефон: 623-34-44, 621-41-47 факс: 621-45-29, 621-41-47 E-mail: mera@pravoslavie.ru
Для перечислений: Плательщик /получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Расчетный счет: 40703810226800000034 в ФИЛИАЛ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411, к/с 30101810145250000411
Оформление договоров: Наместник монастыря: Митрополит Тихон (Шевкунов Г. А.) на основании Устава. И.О.Наместника монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Д.В.) на основании Доверенности № 77/865-н/77-2018-7-320 от 28.05.2018г.
Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский И. В.)
Новый храм Сретенского монастыря: BIM-технологии, скрытые инженерные сети и 3D-мэппинг
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построили на территории Сретенского монастыря в центре Москвы. Его спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий – BIM. Корреспондент портала Стройкомплекса узнал, зачем в храме «умная» система управления, подогрев пола, точки WI-FI, «колонки-невидимки» и что такое 3D-мэппинг икон.
Сретенскому монастырю более 600 лет. Это место, куда стремятся попасть люди из разных уголков России. На богослужения съезжаются тысячи прихожан. Старая церковь, особенно во время православных праздников, была переполнена, люди вынуждены были стоять службу под открытым небом и в снег, и в дождь.
Поэтому рядом, на ул. Большая Лубянка, вл. 17, было решено построить новый просторный храм. Он посвящен увековечению на территории монастыря памяти погибших за христианскую веру в годы гонений на Церковь. Этот храм – памятник победы Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.
Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Работы велись три года и три месяца. Собор уже открыт и может принять более 2 тысяч прихожан.
Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн.
Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.
Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.
В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.
Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.
В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них – сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение. За год здесь окрестили более 160 человек. Купель сделана из бетона, на ней изображены композиции петербургского художника-мозаичиста Игоря Лаврененко.
Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping – отражение, проецирование). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.
Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.
Инженерные коммуникации – это гордость строителей и проектировщиков. Они разрабатывались при помощи BIM-технологии (Building Information Modeling, информационное моделирование здания).
Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе – 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.
Расписание богослужений
Вечернее богослужение. Акафист Пресвятой Богородице
Божественная Литургия. Заупокойная лития
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная Литургия
Молебен с акафистом священномученику Илариону
Монастырь
Богослужение
Гостям
Проекты
Журнал
При перепечатке ссылка на monastery.ru обязательна
Реквизиты доп счета: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444
Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1 Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87 Телефон: 623-34-44, 621-41-47 факс: 621-45-29, 621-41-47 E-mail: mera@pravoslavie.ru
Для перечислений: Плательщик /получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Расчетный счет: 40703810226800000034 в ФИЛИАЛ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411, к/с 30101810145250000411
Оформление договоров: Наместник монастыря: Митрополит Тихон (Шевкунов Г. А.) на основании Устава. И.О.Наместника монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Д.В.) на основании Доверенности № 77/865-н/77-2018-7-320 от 28.05.2018г.
Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский И. В.)
Сретенка: Сретение без Сретения
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Сретенка — очень московское название, кажется, даже невозможно представить себе улицу с таким названием в другом городе. Как появилась Сретенка, почему так называется и на что стоит обратить внимание, гуляя по этой старой московской улице, — в нашей фотопрогулке с журналистом Алексеем Пичугиным и фотографом Владимиром Ештокиным.
Причем тут Сретение?
В старину это была очень важная магистраль. Именно отсюда начинался путь в Троице-Сергиеву лавру и дальше — в Ростов и Ярославль. В наше время от улицы осталась ровно половина: сама улица сохранилась полностью, а вот древнейшая её часть, которая идёт от Лубянской площади, почти от несохранившейся ныне стены Китай-города до Бульварного кольца, теперь называется Большой Лубянкой. А раньше всё это была Сретенка.
Первоначально она называлась Устретенской, позднее Стретенской, а на картах начала XIX века мы видим более привычное нашему глазу название «улица Сретенская». Разделились две улицы очень давно. Названия Большая Лубянка и Сретенка можно увидеть на картах 1840-х годов.
Улица Сретенка, д. 7. Фото Владимира Ештокина
Человек, знакомый с церковной традицией, наверняка, скажет, что улица так названа по православному празднику Сретения Господня, который напоминает о том, как младенца Христа принесли в иерусалимский Храм. Там произошла встреча Спасителя со старцем Симеоном, встреча Ветхого и Нового Заветов. Само слово Сретение — славянское и в переводе на современный русский язык означает «встреча».
Сретенский монастырь. Фото Владимира Ештокина
Только вот название улицы к этому древнему евангельскому событию никакого отношения не имеет. Сретенский монастырь, который сейчас находится как раз на Большой Лубянке и который дал когда-то название всей улице, посвящен Владимирской иконе Божией Матери. При чем же здесь Сретение? Всё дело в том, что в самом конце XIV века, уже после Куликовской битвы, войска величайшего азиатского полководца Тамерлана, покорившего Золотую Орду, дошли примерно до современной Рязанской области. Под угрозой оказалась Москва, но Тамерлан внезапно повернул назад. Произошло это 26 августа 1395 года. Москвичи в этот день встречали Владимирскую икону, принесенную из одноимённого города для защиты Москвы. С тех пор этот образ считается покровителем города, а уже в 1397 году князь Василий I основал на месте встречи иконы монастырь. Тот самый, что так хорошо теперь известен не только в столице, но и далеко за ее пределами.
Сретенский монастырь
На протяжении долгого времени Сретенский монастырь оставался вполне рядовой московской обителью. Порой здесь случались царские богомолья, но до ХХ века этот монастырь был не так известен за пределами Москвы. После революции, уже в 20-е годы, храмы Сретенского были захвачены обновленцами, но усилиями настоятеля монастыря, впоследствии священномученика архиепископа Илариона (Троицкого), быстро возвратились в каноническую Церковь.
Здесь же, в Сретенском, принял постриг будущий московский патриарх Пимен (Извеков). Произошло это незадолго до окончательного закрытия монастыря в 1925 году.
Поклонный крест, посвященный новомученикам российским. Фото Владимира Ештокина
Сейчас, проходя по Большой Лубянке, мы видим совершенно другой Сретенский монастырь. От прежнего уцелел собор начала XVIII века. Большинство построек и храмов снесли к 1930 году.
Недавно построенный храм Новомучеников Российских на Лубянке (Сретенский монастырь). Фото Владимира Ештокина
На территории обители размещалось общежитие сотрудников НКВД, говорят, что где-то рядом расстреливали. Позже в храме находились реставрационные мастерские, а в 1990-е годы началось возрождение монастыря, о котором теперь знают, как я уже сказал, далеко за пределами Первопрестольной.
Храм Успения в Печатниках
Нынешняя Сретенка начинается от Бульварного кольца. До екатерининских времен тут проходила стена Белого города — третье полукольцо обороны Москвы. Потом стены за ненадобностью разобрали, а вскоре на месте бывших укреплений появилась новая для Москвы забава — бульвары, по которым горожане могли совершать прогулки — праздные и не очень.
Памятник Надежде Крупской на Сретенском бульваре и храм Успения в Печатниках. Фото Владимира Ештокина
Первое здание, на которое мы смотрим, проходя через невидимые Сретенские ворота невидимой стены Белого города — храм Успения в Печатниках. Церковь, построенная в самом конце XVII века, хоть и является классическим примером московского барокко, но выглядит не очень характерно из-за необычного завершения колокольни и очень широкой трапезной части, которая перестраивалась в XVIII веке.
Храм Успения в Печатниках. Фото Владимира Ештокина
Такое сочетание придает церкви Успения в Печатниках определенный западноевропейский вид. Кстати, название храма связано не с улицей, на которой он стоит, а с Печатной слободой, возникшей здесь в XVII веке.
Храм Успения в Печатниках. Фото Владимира Ештокина
В этих местах селились мастера Печатного двора, а Успенская церковь была приходской. О бывших обитателях этого района напоминает еще и Печатников переулок, который идет от Сретенки вниз к современной Трубной площади.
Первый дом на Сретенке
Самый первый дом на улице Сретенка. Он стоит на площади Сретенские Ворота. Сейчас это неприметное здание. Однако история его восходит к концу XVIII века когда разбирали стены Белого города.
Улица Сретенка, дом 1. Фото Владимира Ештокина
Известный архитектор того времени Василий Стасов по заказу московских властей построил несколько однотипных зданий на месте бывших проездов в центр города. Сейчас мы можем увидеть их в районе Петровских Ворот, Покровских Ворот и здесь, на Сретенке. Сам дом неоднократно перестраивался и свой нынешний вид приобрел к началу ХХ века.
Как часто бывает, дворы не менее интересны, чем парадные виды улиц. В подъезде дома в переулках Сретенки. Фото Владимира Ештокина
Большинство жителей нашей страны знают его по фильму «Берегись автомобиля». Именно здесь располагался комиссионный магазин, в котором работал Дима Семицветов — персонаж Андрея Миронова. Комиссионка в этом доме действительно была и московские старожилы должны ее хорошо помнить.
Усадьба Кирьяковых
Городская усадьба Кирьяковых – одно из самых заметных зданий на современной Сретенке. Это относительно небольшой для центра Москвы дом, но с очень богатой историей. Построил его купец 2 гильдии Афанасий Кирьяков. Он был выходцем из далёкого от Сретенки Замоскворечья и жил первоначально в Кадашевской слободе.
Усадьба Кирьяковых. Фото Владимира Ештокина
Дом в классическом стиле появился на Сретенке в конце XVIII века. В 1860-е годы в нём жил основатель московской консерватории композитор Николай Рубинштейн. Именно здесь он собирался со своими учениками и проводил занятие, которые в 1866 году и привели к созданию знаменитого учебного заведения.
Храм на крыше театра
Мы идём дальше и оказываемся на полпути к Садовому кольцу. На левой стороне улицы, дом 19 — современное здание театра «Школа драматического искусства». До конца 1970-х здесь был кинотеатр «Уран» — один из старейших в Москве. Первые фильмы были показаны в «Уране» в 1914 году.
Театр «Школа драматического искусства». Фото Владимира Ештокина
Дома, где он находился, увы, больше нет. В 1997 году его разломали до основания, несмотря на историческую и архитектурную ценность.
Фото Владимира Ештокина
Любопытно, что в здании театра, который сейчас обитает на этом месте, на крыше действует православный храм — единственный в России действующий храм внутри действующего театра.
Фото Владимира Ештокина
Церковь Троицы в Листах
Сейчас улицу Сретенка завершает монументальная церковь Троицы в Листах. Древний каменный храм построен в середине XVII века, а выглядит еще более древним благодаря своим пяти большим главам. Храм строили стрельцы, которые жили неподалеку. Стрельцы — первое русское регулярное войско. Они появились в середине XVI века и до начала XVIII были мощной силой не только в военных походах, но и в самой Москве.
Храм Троицы в Листах. Фото Владимира Ештокина
Все, наверное, помнят про стрелецкий бунт 1682 года и знаменитую картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». Интересно, что храм Троицы имеет географическую привязку — в Листах, что никак не вяжется со стрельцами. Москвоведы склонны считать, что название связано всё с теми же печатниками. Скорее всего, именно здесь они продавали часть своей продукции — лубочные картинки, так называемые листы.
В советское время храм был закрыт и обезглавлен. На фотографиях 1960-х годов даже сложно распознать в здании, стоящем на углу Сретенки и Садового кольца, бывшую церковь. Интересно, что первоначальный облик храму вернули не в 1990-е годы, а раньше — перед Олимпиадой-80. Немалые усилия для этого приложил знаменитый архитектор и реставратор П. Д. Барановский, а также его ученик О. И. Журин.
Сухарева башня
Когда стоишь на Сретенке в районе Бульварного кольца, видишь улицу, уходящую вдаль. Где-то на горизонте виднеются дома на другой стороне Садового кольца — на Проспекте Мира. Уже немногие московские старожилы помнят Сухареву башню, хотя знают о том, что такая была когда-то, думаю, многие.
Место, где находилась Сухарева башня. Фото Владимира Ештокина
Сухарева башня, в которую раньше упиралась Сретенка, всегда фигурирует в списке строений, которые когда-нибудь неплохо было бы восстановить, наряду с Красными воротами и церковью Успения на Покровке (они, к слову, все стояли здесь неподалёку). Построил башню по инициативе Петра I архитектор Михаил Чоглоков. В то время Петра уже захватили европейские идеи, и в Москве начали появляться совершенно нетипичные для города здания. Так, Сухарева башня очень напоминала какую-нибудь ратушу в большом западноевропейском городе. Не случись в истории России Петербурга, наверняка уже к середине XVIII века мы имели бы совершено иную в плане архитектуры Москву.
Жители города очень любили башню, несмотря на то, что ее окрестности к началу советского периода представляли довольно жалкое зрелище. Пышным цветом расцвела торговля, и раскинулся знаменитый Сухаревский рынок — второе после Хитровки злачное место в центре Москвы, очень ярко описанное Владимиром Гиляровским. Рынок окончательно упразднили к 1930 году, а спустя несколько лет разломали и башню.
Против ее сноса выступили практически все известные архитекторы и другие деятели культуры, известна даже переписка некоторых из них на сей счет с самим Сталиным. Считается, что именно он принял окончательное решение о сносе, мотивировав его тем, что можно построить гораздо более величественные и запоминающиеся архитектурные творения.
Фото Владимира Ештокина
О башне напоминает лишь множество фотографий, да небывалое количество городских легенд, с ней связанных. Именно здесь и заканчивается наша Сретенка — такая значимая и совсем небольшая ныне улица в центре Москвы.
Читайте также:
Зачем на крыше театра построили храм
На заставке фрагмент фрески: Сретение Господне. Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь; XII в.