храмы рио де жанейро
Церкви Рио-де-Жанейро
Церковь Богоматери Матрис Консейсау
Церковь Богоматери Матрис Консейсау – это храм, который был построен в 1749 году. Знаменита церковь тем, что в ней находится одна из самых знаменитых статуй Богоматери Консейсау, которая является покровительницей города. Ее приезд в церковь датируется 1632 годом и с появлением статуи связана загадочная история.
Первоначально статуя направлялась в совершенно другое место, но когда корабль достиг области Ангры, погода сильно испортилась, и в море поднялся шторм, который не давал морякам продолжать свое путешествие. Капитан расценил этот шторм как знамение Бога и принял решение доставить статую в храм Богоматери Матрис Консейсау. Только после этого все смоги продолжить свое путешествие. Именно с тех времен храм стал очень посещаем.
Координаты: -23.00834200,-44.31870300
Церковь Богоматери Candelria
Церковь Богоматери Candelria – это церковь, расположенная вблизи Пре Варгас и Рио-Бранко. Она является красивейшим историческим памятником. Массивные двери здания украшены резьбой. Внутри церкви есть много произведений искусства, самые первые датируются XVIII веком.
Особенно впечатляют туристов бронзовые статуэтки и внутреннее убранство здания. А массивные лестницы из коричневого дерева и украшенные витражами окна являются главной изюминкой этой церкви. Потолок храма украшен красивейшими картинами ручной работы.
Перед церковью расположена масса рисунков, связанных с трагическими событиями резни Candelria 1993 года. Неизгладимое впечатление в памяти туристов оставляют мраморные силуэты, высеченные у входа в церковь.
Координаты: -22.90078700,-43.17742600
Церковь ду-Карму
Монастырь ду-Карму расположен на известной в Рио-де-Жанейро достопримечательности – на площади Кинзи-ди-Новембру. При монастыре имеется церковь, закладка обоих сооружений была произведена в 1585 году.
Женский монастырь Convento do Carmo пережил важные события в истории Бразилии – объявление независимости и нашествие голландцев. Прошлое оставило неизгладимый след на архитектуре постройки, но реставрационные работы сумели сохранить былое величие. Ду-Карму, как и прочие сооружения на Кинзи-ди-Новембру, построен в стиле неоклассицизма.
Экстерьер здания XVI столетия поражает красотой: в самом центре каменного строения разбит сад с фонтаном, цветочными клумбами и пальмами, которые дополняют архитектурный памятник. А из арочных ворот ду-Карму можно наслаждаться чудесным фонтаном-пирамидой 1789 года постройки и иными архитектурными памятниками.
Координаты: -22.90270900,-43.17443000
Церковь Сан-Франциско де Паула
Строительство этого храма было начато в 1759 году по инициативе братьев Третьего ордена святого Франциска и завершено в 1801 году. Строительство храма осуществлялось за счет пожертвований горожан. На протяжении всей своей истории церковь много раз реставрировали и переделывали.
Интерьер храма украшает декоративная резьба. Неф с украшениями в неоклассическом стиле был создан в 1855 году художником Марио Брагальди. В этом же году церковь торжественно открыли в присутствии императора Педру Второго и императрицы Терезы Кристины.
Координаты: -22.90530400,-43.18067600
Церковь Розарио
Церковь Розарио (Igreja do Ros rio) расположена на старинной площади имени генерала Тибурсию. Является одним из любимых храмов в Рио-де-Жанейро, построенных в начале XVIII столетия.
Сооружение находится на площади, окруженной многочисленными деревьями и цветущими растениями, которыми можно любоваться со ступеней храма. Церковь Розарио выполнена в форме квадрата, а в ее оформлении использованы белый и золотой цвета, делающие здание уникальным. Напротив храма находятся лавочки, на которых люди смогут отдохнуть и насладиться прекрасным видом на церковь даже вечером – в темное время суток здесь включаются фонари и подсветка.
Считается, что в стенах церкви Розарио замурованы останки умерших рабов, однако до сих пор не доказана подлинность этого факта. В интерьере храма сохранены старинные вещи XVIII века: порталы, светильники, деревянный алтарь и иконы. В настоящее время Розарио охраняется законом штата.
Координаты: -22.95483700,-43.16610000
Церковь Глория
Недалеко от парка Фламенго в Рио-де-Жанейро можно увидеть белоснежную церковь Глорию, возвышающуюся на холме. Это здание имеет многовековую историю, начинающуюся в 1671 году, когда одинокий отшельник Антонио Каминья построил здесь небольшую часовню, а подле неё поставил деревянную статую Богородицы. Эту статую Антонио вырезал сам.
Существует легенда, якобы король Иоанн V заказал копию статуи Богородицы, дабы отправить её в Португалию в качестве подарка. Но корабль со статуей затонул, и волны принесли статую обратно к бразильским берегам. С тех пор эта статуя является главным объектом поклонения в церкви Глории.
Координаты: -22.92144600,-43.17537100
Церковь святой Риты
Церковь святой Риты – небольшая часовня с видом на залив, расположенная в историческом центре Парати. В оформлении часовни был использован утонченный стиль барокко.
В последнее время церковь все чаще бывает закрытой, но полюбоваться красотой архитектурного сооружения можно с пирса или ближайшей к ней улицы.
Координаты: -23.21905000,-44.71836600
Первая церковь Богоматери
First Church of Our Lady of the Remedies – архитектурная и религиозная достопримечательность Парати, расположенная в историческом центре города. Церковь выполнена в традиционном бразильском стиле и удивляет богато оформленным фасадом.
Церковь построена среди живописных деревьев, имеет фасад в насыщенных бело-коричневых цветах, а оригинальные окна круглой формы гармонично сочетаются с традиционными прямоугольными. Однако стоит не только любоваться внешним видом здания, но и оценить внутреннее убранство. Интерьер церкви прост и красив в исполнении – в нем воплощено все мастерство талантливых мастеров. Хоровое пение, доносящееся из глубины сооружения, захватывает дух и поднимает настроение. Каждый желающий может посетить церковь во время службы, а затем пообщаться со служителями храма.
Посещение церкви Парати может стать одним из самых незабываемых событий во время поездки в Парати.
Координаты: -23.21808900,-44.71995800
Церковь Канделярия
К середине восемнадцатого века деревянная часовня обветшала. Правительство Бразилии выделило большую сумму денег на строительство нового храма, который к моменту окончания строительства являлся самым высоким зданием в Рио-де-Жанейро.
Здание церкви выполнено в форме латинского креста. Интерьер церкви украшен красочными витражами и бронзовыми кафедрами в стиле модерн.
Координаты: -22.90071000,-43.17745000
Церковь Сан-Франциско Penitencia
Церковь Сан-Франциско Penitencia – это церковь, которая представляет собой старинную архитектурную памятку. Построено здание в 1757 году орденом Minims святого Франциска Паулы, основанным в 1756 году. С виду ничем не примечательный храм внутри впечатляет своим великолепием. Стены и потолок обильно украшены золотом, а красивейшие фрески на окнах придают церкви внутреннее сияние.
Установленный в центре храма красивейший алтарь зачастую украшают живыми белыми цветами. Скамейки для молитвы изготовлены исключительно вручную и дополнены резными рисунками. Весь интерьер храма украшен фресками, мозаиками и скульптурами в стиле барокко, что указывает на богатство и величие храма.
Координаты: -22.90736800,-43.17805500
Категория:Бразилия
Брази́лия, полная официальная форма — Федерати́вная Респу́блика Брази́лия (порт. República Federativa do Brasil ) — самое большое по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное на американских континентах. Находится на пятом месте среди стран мира по площади и по численности населения. Занимает восточную и центральную часть континента.
Содержание
Крупнейшие города [ править ]
Православие в Бразилии [ править ]
Первые русские переселенцы прибыли в Бразилию в конце XIX века. Для многих выходцев из России единственной нитью, связывающей их с родиной предков, стали православные храмы.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата представлена в двух штатах Бразилии – в Рио-Гранде-до-Сул и Рио-де-Жанейро.
В Рио-Гранде-до-Сул есть три русских храма. В местах первых русских поселений Санта-Роза и Кампина-дас-Миссоэс, и в столице штата, городе Порто-Алегре.
В 1910 году в городе Кампина-дас-Миссоес был построен первый в Бразилии русский храм. Храм был освящен в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В период Второй Мировой войны церковь горела. Позже здание храма было восстановлено. В настоящее время его прихожанами являются 40 семей потомков первых русских переселенцев.
В городе Санта Роза находится храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, построенный выходцами из России в 1970 году. Строительство возглавлял протоиерей Петр Завадовский. Настоятель двух указанных храмов, священник Дионисий Казанцев прибыл из Москвы в 2010 году.
В городе Порто-Алегре храм освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского в начале 1950-х годов. Первый храм был выполнен в дереве. В 1956–1957 годах его отстроили в камне. В 1995 году Приходской Совет Храма Преподобного Сергия Радонежского обратился к Патриарху Московскому с просьбой взять этот приход под свое покровительство (ранее он относился к русской зарубежной церкви). С мая 1995 года приход храма в г. Порто-Алегре вошел под омофор Патриарха Московского. Настоятелем прихода был назначен протоиерей Анатолий Топала.
В Сан Пауло существует шесть русских храмов. Свято Троицкая Церковь – Вила Алпина. (1930). Собор Святого Николая – Руа Тамандарэ. (1973), Покрова Пресвятой Богородицы – Вила Зелина. (1951), Покрова Пресвятой Богородицы – Вила Русса. (1952), Сергия Радонежского – Индианополис., Серафима Саровского – Карапикуиба. В Сан-Пауло также есть дом престарелых, основаный в 1946 году, при котором построена небольшая домовая церковь во имя Святителя Николая.
Храмы Сан-Пауло были основаны как часть Русской Православной Церкви за границей. После восстановления канонического общения РПЦЗ с РПЦ Московского Патриархата духовенство города Сан-Пауло вышло из подчинения своему епископу и уклонилось в раскол. На сегодняшний день храмы формально числятся в списке Каракасской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, но фактически они находятся в подчинении самопровозглашенной и никем не признанной юрисдикции, под управлением лишенного священного сана «митрополита» Агафангела.
В Сан-Пауло особенно выделяется небольшая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в районе Ипиранга. В этом храме с 2013 года священниками Московского Патриархата регулярно совершаются богослужения. В ближайшее время ожидается великое освящение храма и прибытие нового священника из России для постоянного духовного окормления русской общины в Сан-Пауло.
В городе Нитерой штата Рио-де-Жанейро имеется небольшой русский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1937 году в городе Рио-де-Жанейро был освящен храм и его престол в честь Святой Мученицы Зинаиды.
Святыни [ править ]
Храмы [ править ]
Полный список храмов Русской Православной Церкви в Бразилии смотрите здесь.
Церковь святой мученицы Зинаиды (Рио-де-Жанейро) [ править ]
Церковь святой мученицы Зинаиды (порт. Igreja de Santa Mártir Zenaide) — православный храм Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в Рио-де-Жанейро.Признан объектом художественной ценности.
Адрес: Rua Monte Alegre 210, Santa Tereza, cep 20240-193 Rio de Janeiro, RJ, Brasil
Телефон: (2122) 52 14 71 +55 (2122) 52 14 71 (Вы можете также оставить сообщение на автоответчик)
Церковь святых апостолов Петра и Павла (Санта-Роза) [ править ]
Церковь святых апостолов Петра и Павла — церковь Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, расположенная в городе Санта-Роза, штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия, в 40 км от границы с Аргентиной.
Адрес: Rua R. Barbosa 175-Cx. Postal-374, Santa Rosa, Brasil.
Храм преподобного Сергия Радонежского (Порту-Алегри) [ править ]
Храм преподобного Сергия Радонежского (порт. Igreja Ortodoxa Russa de São Sérgio de Radonej) — храм Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Порту-Алегри, штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия.
Адрес: Av. General Lucie Esteves 215, 91030-310, Porto Alegre, Brasil.
Рио-де-Жанейро. Centro
Торжество демократии
Как бы ни был чуден Рио-де-Жанейро с высоты птичьего полёта, чтобы узнать его поближе периодически приходилось опускаться на землю.
Не скажу, что за три дня проведённые в мегаполисе мы смогли обойти его весь, данная задача непосильна физически, да и заглядывать в иные уголки было бы глупо, а зачастую и опасно для жизни. Однако, исторический центр Рио-де-Жанейро мы покорили, во всяком случае, верили, что сделали это, зачёркивая раз за разом очередную городскую достопримечательность в заранее составленном списке.
Начать исследование исторического центра Рио-де-Жанейро рекомендую со станции метро «Uruguaiana» и центральной улицы Avenida Presidente Vargas, приняв данные объекты за некую исходную точку.
Дальше варианты передвижений, понятное дело, могут быть различны, я же представлю пройденный нами, ни в коей мере не претендуя на исключительность.
Первой достопримечательностью в списке стала церковь Канделярия, о которой, и о трагедии связанной с её именем, я доложил в предыдущем рассказе.
Долее мы двинули в сторону Praça Quinze de Novembro, что в переводе на человеческий язык звучит, не так экзотично, но понятно — Площадь 15 ноября. Однако, чтобы подогреть интерес к месту, скажу, что несмотря на банальное и привычное нашему уху название, площадь эта и примыкающие к ней окрестности больше похожи на музей под открытым небом.
Там что ни здание или сооружение, то шедевр архитектуры, перечисляю: дворец Tiradentes, Императорский дворец, памятник генералу Осорио, Церковь de Sao Jose, монастырь Сан-Бенту, фонтан-пирамида, церковь Nossa Senhora do Carmo. И это только то, что я вспомнил и отыскал на карте, и представляю, сколько там всего ещё.
Наверное, все сооружения Площади 15 ноября достойны отдельного упоминания, но я, памятуя, знаменитый афоризм Козьмы Пруткова «Никто не обнимет необъятного!», отдам должное исключительно дворцу Тирадентес.
Отчего у меня появился такой вот любимчик? Ну, вот смотрите.
Во-первых, здание само по себе шикарное, в нынешнем виде построенное в 1926 году. Великолепный фасад представлен роскошной лестницей, греческой колоннадой, балконами, монументальными скульптурами. Сверху всю эту красоту венчает, словно корона, нежный стеклянный купол.
Не зря я расщедрился на столь лестные эпитеты, дворец достоин и большего, но, думаю, хватит и этих, чтобы обратить на него первый взгляд.
Во-вторых, привлекает история места и самого здания. Дворец носит имя, а если быть точнее кличку, национального героя Бразилии по имени Жоаким Жозе да Силва Шавьер. Запомнить такое безумное количество букв в имени, очевидно, было по силам не каждому, поэтому он вошёл в историю под кличкой Тирадентес, что значит Вырвизуб.
Вырвизуб в 18-м веке возглавил революционное освободительное движение, целью которого было провозглашение Бразилии независимой от Португалии республикой. Португальские колонизаторы, как и следовало ожидать от колонизаторов, были категорически против действий повстанцев. В результате предательства Вырвизуб и другие его соратники были схвачены и брошены в тюрьму. Тюрьма эта, кстати, стояла ровно на том же самом месте, где ныне стоит дворец. Судилище, казнь, а Вырвизуб сначала был повещен, а потом ещё и четвертован, обрекло эту, без сомнения, яркую личность на славу.
Когда Бразилия 15 ноября 1889 года стала республикой (теперь понятно, откуда идёт название площади), Вырвизуба вспомнили, добавили в его биографию немного героических подвигов, вот так и родился национальный герой. Именем героя назвали дворец, поставили перед входом посвящённый ему монумент, биографию Вырвизуба преподают в школах.
Всё правильно, так и надо делать, это как раз те самые скрепы, что объединяют в единое целое, отдельно взятое сообщество людей.
Но всё же из всего многообразия достопримечательностей площади 15 ноября я выбрал дворец Тирадентес ещё по одной весомой причине, это вообще козырь в моём рукаве.
Вместо разрушенной тюрьмы, где томился герой, построили столь великолепное здание, для того чтобы там работала законодательная власть страны. Именно поэтому получилось так дорого и богато, на себе власть, как водится, не экономит.
Изначально, во дворце заседал парламент страны, но после того, как столица Бразилии переместилась в специально построенный для этого город, здание стало местом обитания Законодательной ассамблеи (парламента) штата Рио-де- Жанейро.
Процесс демократии мы наблюдали уже на подходе к зданию парламента. Вокруг монумента Вырвизуба кипел какой-то скучный и немногочисленный митинг.
Пузато-лысоватый мужичонка, что-то с пафосом пытался донести людям, о чём конкретно, осталось нам неведомым, но судя по рассеянному вниманию иных участников, не таком уж и злободневном.
Нам показалось этого мало, и мы решили попытаться проникнуть вовнутрь. Думали, хотя бы одним глазком, взглянуть на шикарные интерьеры.
Сразу при входе, рядом с лестницей, увидели группу дежуривших молодых людей. На наш вопрос, а можно ли посмотреть здание парламента, нам на хорошем английском, даже слишком хорошем для нашего уровня, ребята ответили, что без проблем, с дорогой душой, мы проведём для вас экскурсию, причём бесплатно, вот только запишите свои фамилии в журнал.
Каково? Только представьте наши удивлённые лица. Мы-то думали, что злой охранник, пошлёт нас куда подальше, как это, собственно говоря, и произошло бы в здании администрации какого-либо заштатного российского областного центра. А тут такой сервис, но это ещё не всё.
Приятная девочка, вызвавшаяся быть нашим гидом, пояснила, что, к сожалению, экскурсия пройдёт по укороченной программе, ибо в настоящее время идёт заседание парламента, мы туда заглянем, посмотрим, но попасть во все помещения не сможем.
Ничего себе, вот это торжество демократии. Идёт заседание парламента штата, а тут по зданию шастают совершенно непонятные люди в цветастой одежде с фотоаппаратами, и это оказывается нормально.
Учитывая вышесказанное, прошу считать Бразилию за образец демократии, во всяком случае, так свидетельствует мой личный опыт.
Один раз в Сакраменто, я в сопровождении одного американского профессора, в доме которого я в тот момент проживал, совершенно беспрепятственно проник в Капитолий штата Калифорнии. Тогда мы тоже попали в зал заседаний местного сената, я даже помнится, плюхнулся на чьё-то важное сенатское кресло. Но в тот момент заседаний не проводилось, был выходной, а пускают ли в Капитолий в рабочие дни, не знаю, не уверен.
Совсем недавно в Копенгагене, мы с моим товарищем посетили местную ратушу. Ходили по коридорам, без всякой цели, исключительно из любопытства, заглядывали в кабинеты, в которых работали люди, и никому до нас не было дела. Но то была просто мэрия.
Здесь же в Рио-де-Жанейро происходило заседание парламента большого региона страны.
Поэтому, чтобы вы там не говорили, в конкурсе образцов демократии свой выбор я уже сделал.
«Осторожно, модерн!»
Я тут пробежал своё пространное представление всего лишь одного здания в Рио-де-Жанейро и понял, что надо более жёстко определяться с приоритетами. Если я буду в связи с каждым городским объектом столь словоохотлив, то рискую побить рекорд Марселя Пруста, чьё произведение «В поисках утраченного времени» считается самым длинным романом за всю историю литературы.
В любом случае, этот рассказ будет последним из Рио-де-Жанейро, так что выберу самое яркое и запоминающееся из всего калейдоскопа впечатлений.
Совершенно неожиданно для себя, выбор самого яркого пал на кафедральный собор. Я уже как-то делился, что не очень люблю описывать католические церкви, ибо их величественная красота, всегда радует глаз, но, как правило, оставляет равнодушным моё сердце.
Однако, в случае с Рио-де-Жанейро имело место исключение, которое, как известно сопутствует любому правилу. Я имею в виду, что мы в обязательном порядке хотели увидеть местный кафедральный собор, ведь он такой необычный.
Желание было настолько сильным, что удалось увидеть целых два кафедрала в Рио-де-Жанейро — старый и новый.
Старый кафедральный собор именуется как Собор Пресвятой Девы Марии Кармельской. Построенный во второй половине 18-го века, собор до 70-х годов 20-го века выполнял функции главного храма города, а заодно, и страны.
Мы зашли в этот собор, тем более что он соседствует с дворцом Тирадентес.
Как зашли, так и вышли: дорого, богато, необарокко, и всё такое.
Это как раз тот случай, когда не по душе, во всяком случае, мне.
Уже на следующий день мы посетили новый кафедральный собор — храм в стиле модерн!
Как известно, модерн в архитектуре зародился тогда, когда появилась возможность использования в строительстве различных пластичных материалов, в том числе железобетонных конструкций на базе изогнутого стального профиля. Если до этого в распоряжении архитектора и строителя были в основном камень и дерево, то с момента появления современных строительных материалов исчезло много ограничений в полёте фантазии. Новые возможности привели к формированию и новой эстетики.
Вот и в самом центре Рио-де-Жанейро есть такой модерновый объект, сооружённый в 1976 году по проекту архитектора Эдгара де Оливейра. Всё бы ничего, если бы этот объект не именовался Кафедральный собор Сан-Себастьян, который своим замысловатым внешним видом, без сомнения, претендует на звание самого оригинального храма, не только в Бразилии, но и во всём католическом мире.
С внешней стороны новый католический храм похож на что угодно, только не на культовое сооружение, в том виде, в каком его традиционно воспринимают адепты христианства.
Согласитесь, конусообразное усечённое железобетонное здание высотой 75 метров, наружным диаметром 106 метров и входным проёмом шириной 18 метров несколько выходит за традиционные канонические рамки.
В источниках встречается немало образов, которые всплывают перед наблюдателем, имеющим счастье лицезреть собор Сан-Себастьян. Я попытался собрать эти образы в кучу, и вот что получилось.
Наиболее часто встречаемый образ, это пирамиды майя на полуострове Юкатан в Мексике. Более того, утверждается, что именно они явились для архитектора Оливейра столь необходимым источником вдохновения.
Лично мне понравился образ митры — головного убора, в который облачается католический священнослужитель, во время богослужения, изображая тем самым из себя Царя Христа, и одновременно напоминая о терновом венце, коим был коронован Спаситель. Красивая версия и, как бы, со смыслом.
А вот ещё классное сравнение, и также не лишенное смысла: космический корабль! Очень даже может быть, ведь проект реализовывался в тот период, когда человек активно стал осваивать космос.
Вавилонская башня — самый популярный библейский образ, и собор Сан-Себастьян вполне ему соответствует. Чтобы убедиться в этом я стал пристально изучать ту самую картину Питера Брейгеля.
Знаете, после этого митра потеряла первое место в списке моих предпочтений, теперь там Вавилонская башня. Сходство и смысловое пересечение просто невероятно: «дом, где сходятся небеса с землею». Посмотрите сами, и если у вас хватит духа, попробуйте опровергнуть.
Думаете, у меня кончились образы, а вот и нет, остались ещё несколько, но, на мой взгляд, они если и не глупые, то точно не симпатичные. Приведу некоторые из них, хотя они мне и не нравятся: стадион, вывернутый наизнанку, когда ареной служит прилегающая территория, а сиденьями — поперечные рёбра стен; огромная доменная печь; опутанный строительными лесами железобетонный блок; конусы градирен, башен для охлаждения воды на электростанциях.
Можете придумать и свой образ, а я лично голосую за Вавилонскую башню.
Однако, надо понимать, каким бы образом не вдохновлялся талантливый архитектор Оливейра, он добился главного. Это известность и популярность храма Сан-Себастьян, который своим оригинальным архитектурным исполнением выделяется из толпы себе подобных и тем самым привлекает внимание.
Ведь столь огромные размеры продуманы не случайно, а при желании послушать мессу в этом храме могут до 20 тысяч человек. Я не знаю, набивалось ли столько народу хоть на одно богослужение, но гостей у собора всегда немало. Не все, конечно, приходят с религиозными целями, многие исключительно с познавательными. Но в любом случае есть реклама и маркетинговое продвижение, а значит реальная возможность вовлечения новых страждущих в лоно церкви.
Кстати, всё это время мы любуемся хоть и грандиозным, но мрачным внешним видом. Пора бы зайти и вовнутрь, там как раз наоборот, торжественно и, без сомнения величественно. Больше всего поражает наполненный светом огромный крест, вписанный в круглую и плоскую крышу храма.