храмы симбирска которых уже нет
Храмы симбирска которых уже нет
г. Ульяновск, ул. Ватутина, 26
Виртуальная экскурсия «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли»
Эпиграфом к нашей экскурсии мы взяли слова ульяновской поэтессы Елены Кувшинниковой:
История нашего города славна и значима именами видных деятелей науки, литературы и искусства и вобрала в себя много важных событий российской истории. В Симбирской губернии есть только малая частица великой России. Место, где мы родились и живём, строим то, что достанется нашим потомкам. Будущее определяется прошлым, созидание нового невозможно без знания истории России, уроков прошлого, без обращения к истокам и духовному наследию.
Каждый из этих храмов имеет богатую историю, с каждым связаны интересные факты, легенды. Сотрудники Централизованной библиотечной системы провели большую работу по сбору, систематизации и литературной обработки этих материалов в рамках проекта «Святой благовест несохранившихся храмов Симбирской земли». Фотографии храмов предоставлены архитектурной мастерской «СИМБИРСКПРОЕКТ».
Мы предлагаем Вашему вниманию виртуальную экскурсию по утраченным храмам Симбирска. Вглядитесь в изящные очертания храмов, некогда украшавших улицы и площади нашего родного города, послушайте проникновенный рассказ о связанных с каждым из них исторических фактах и человеческих трагедиях, о стойкости в вере тех, кто, несмотря на разрушение зданий, сохранили Храм в своей душе.
Назад в будущее. 3D модели утраченных храмов Симбирска в современном Ульяновске. Часть 1
Очень много откликов получила последняя серия фотографий Симбирска-Ульяновска. Хочется продолжить тему, тем более что эта работа ведется не первый год. Цель – память. Слава Богу – не из пустоты пришли и, надеемся, что-то оставить и после себя. Взгляд в прошлое позволяет протянуть эту нить между нашими предками и нами. Строили, жили, вкладывали душу… – так и рос город. Увидеть утраченное – осознать эту связь, наполнить реальным содержанием потрепанное слово “идентичность”.
Сегодня мы хотим напомнить, может быть, о самом лучшем проекте, реализованном в этом направлении. “Симбирск. Храмы. Преображение” — так группа молодых архитекторов ульяновской мастерской из Симбирскпроекта назвала цикл своих работ по виртуальному воссозданию утраченных памятников культуры.
Масштабная работа была выполнена на основе сопоставления исторической информации с данными о современной архитектурно-градостроительной среде Ульяновска. Известный ульяновский историк-краевед Ольга Свешникова консультировала энтузиастов в их изысканиях, для детального восстановления исторического облика каждого здания использовались сохранившиеся чертежи, планы, рисунки, исторические фотографии, описания современников и исследователей старины.
По городским планам Симбирска и Ульяновска разных лет удалось определить точное местоположение старинных храмов, компьютерные модели зданий с помощью 3D-технологий «вписаны» в существующий архитектурный ансамбль. Двенадцать разрушенных храмов Симбирска обрели вторую жизнь, и теперь можно увидеть, как выглядел бы город, если бы церкви и соборы стояли на прежних местах.
Инициатор и руководитель проекта Александр Капитонов: именно храмы делали дореволюционный Симбирск неповторимым, и утратив их, город потерял художественную самобытность и саму основу градостроительной композиции.
Специалисты «Симбирскпроекта» считают воссоздание культовых и исторических зданий города основой его преображения. Наталья Прокофьева, Михаил Капитонов, Константин Климкин, Ольга Дуплихина, Валентин Соколов, Арсений Куряев и Михаил Богатырев работали над своим проектом более чем полгода, эту работу они называют научно-историческим экспериментом.
На основе проекта мы совместно с Симбирскпроектом 2 года назад провели викторину – серию из нескольких публикаций. Читателю требовалось узнать давно разрушенный храм и по возможности больше рассказать о нем.
Мы хотим повторить обобщенные результаты этой викторины.
Богоявленская церковь.
Ульяновск, Ленина, 15 – северо-западный угол перекрёстка улиц Ленина и 12 Сентября
Каменная однопрестольная церковь во имя Богоявления Господня была построена в Свияжской конной слободе за городской чертой («за валом») не ранее 1653 г. и считалась одной из самых древних церквей в Симбирске. В 1734 г. был пристроен большой каменный придел, освящённый во имя Богоявления Господня, который стал главным престолом. Прежняя церковь стала малым приделом, освящена «в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи», так появилось второе наименование – церковь Иоанна Предтечи. К 1882 г. храм занимал 935 кв. саж. Приход Богоявленской церкви был одним из самых многочисленных. Летом 1930 г. были сняты и изъяты колокола, в 1933 г. храм разобрали. В начале 1950-х гг. на его фундаменте было построено административное здание (ул. Ленина, 15).
Владимирская (Ильинская) церковь.
Ульяновск, ул. Спасская (между современными зданиями Мемцентра и гостиницы «Венец»)
Каменная двухпрестольная церковь с главным (холодным) приделом во имя Владимир-ской иконы Божией Матери и тёплым – во имя пророка Божия Илии (отсюда двойное на-звание) была построена в 1725 г. на месте старой деревянной. В 1832 г. храм перестраи-вался, тогда же появилась новая трехъярусная колокольная, которая соединялась с основ-ными зданием крытым надземным в виде арки переходом через улицу Спасскую. В 1866 г. церковь была восстановлена после пожара 1864 г., в 1880-х гг. полностью перестроена основная часть храма. В первой половине 1930-х гг. церковь закрыли. В советское время здесь размещался один из цехов фабрики им. КИМ. Остатки храма разобрали в 1968 г. в связи со строительством здания Ленинского мемориального центра.
Иверская церковь Спасского монастыря.
Симбирский Спасский женский монастырь
Ульяновск, между ул. Советской и Пожарным переулком; между ул. Бебеля и ул. К. Маркса
Симбирский Спасский женский монастырь был основан одновременно с городом в сере-дине XVII в., занимал участок в границах улиц Чебоксарской (ныне ул. Бебеля), Спасской, Дворцовой (ул. Карла Маркса) и Полицейского переулка (пер. Пожарный). В 1690-х гг. на месте сгоревшей деревянной церкви была построена каменная однопрестольная церковь с деревянной колокольней во имя Спаса Нерукотворного Образа (Спасская). Ещё одна каменная церковь во имя Иверской иконы Божией Матери строилась в 1860-х гг., освящена в 1870 г., этот храм считался одним из самых вместительных и красивых в городе. В конце 1920-х гг. обе церкви были включены в число охраняемых памятников архитектуры Ульяновска. На территории монастыря находились и другие каменные и деревянные строения – больница, богадельня, училище для девиц-сирот из духовного звания, дома для игуменьи и монахинь, постоялый двор, доходные дома и хозслужбы. В 1920 г. монастырь был закрыт, в период 1932 – 1936 гг. разобраны храмы, другие постройки некоторое время использовались под общежития. В настоящее время сохранилось четыре монастырских здания, основную часть бывшей монастырской территории занимает ДК «Губернаторский», построен в 1970 г.
«Желтый» дом, Prego и «Версаль». Что сейчас на месте уничтоженных церквей?
Дореволюционный Симбирск был широко известен как один из самых воцерковленных провинциальных городков Поволжья. Здесь можно было увидеть просто огромное количество церквушек, монастырей и даже соборов. Уже позже советские власти уничтожили практически все дома Божьи, оставив «в живых» буквально пару храмов. Да и те использовались не по назначению. Времена прошли, и восстановить все разоренные церкви Ульяновска уже вряд ли возможно. Корреспондент Рупор73 выяснил, где располагались святые места и что сейчас стоит на этой земле.
Архивные черно-белые фотографии запечатлели Симбирск таким, каким мы его уже вряд ли увидим. Небольшое провинциальный городок напоминал, скорее, огромный музей церквей — настолько густо ими был застроен исторический центр. Между храмами едва виднелись низенькие деревянные жилые дома. Все остальное — великолепные храмы, красота которых не поддается описанию.
Например, на нынешней площади Ленина, где стоит памятник нашего знаменитого земляка, а также здание областного правительства, располагалось сразу два собора. Троицкий кафедральный собор, построенный в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года, занимал как раз место «желтого дома», а Николаевский был чуть дальше, где теперь стоит памятник Карлу Марксу. Первый был неотапливаемым и считался летним, а второй отапливался. Причем Николаевский собор был построен значительно раньше, в начале 18 века.
На переднем плане Троицкий собор
Современный вид на бывшую Соборную площадь
Чуть дальше располагалась Никольская церковь, в которой семья Ульяновых крестила своего сына Владимира. Храм был настолько ценен, что даже после революции был взят под охрану советской властью, однако это не помогло церкви избежать судьбы остальных религиозных строений в Ульяновске. Она была снесена в 30-е годы.
Никольская церковь и будущий сквер Карамзина
Сейчас на ее месте фактически нет ничего. Она располагалась прямо за памятником музе Клио, посвященным Николаю Карамзину.
Современный вид на сквер Карамзина
В самом сердце Симбирска, напротив Никольской церкви, со времен основания города стоял Спасский Новодевичий монастырь. Он занимал воистину огромную территорию. Кроме хозяйственных построек, на его территории размещалось сразу несколько храмов. Фактически монастырь представлял собой градостроительную основу Симбирска.
Главные ворота Спасского женского монастыря
Однако уже в первые годы гражданской войны на территории монастыря был организован концентрационный лагерь, а в 1920 его официально закрыли. В 1932 году снесли и храмы, которые какое-то время еще продолжали работать. Сейчас на места монастыря располагается ДК «Губернаторский», ТЦ «Версаль» и т. п.
ДК «Губернаторский» расположен на территории Спасского женского монастыря
ТЦ «Версаль» тоже стоит на территории монастыря
Также на нынешней улице Спасской располагалась и Ильинская церковь, в которой еще в 1943 году проходило предсоборное совещание Русской Православной церкви, где проживавший в военные годы в Ульяновске митрополит Сергий был рекомендован на пост Патриарха Московского и Всея Руси. Считается, что построена церковь им. Св. Илии была в 18 веке.
Уже во второй половине 20-го столетия на ее месте был построен Мемцентр и гостиница «Венец». От одной из самых красивых церквушек Ульяновска, что называется, не оставили камня на камне.
Мемцентр на месте Ильинской церкви
Чуть дальше Ильинской церкви располагалась Воскресенская (Германовская) церковь. Она одна из немногих, кто пережил советские годы и по сей день занимается свое место в переулке Гоголя. Однако за всю ее историю, а построена она была, вероятно, в 17 веке, значительно менялся ее вид.
Современный вид Германовской церкви
Немного ближе к Ильинской церкви, на Смоленском спуске (спуск к Волге по улице Рылеева), располагалась церковь, построенная в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Ее история уходила своими корнями еще в «досимбирское время», когда здесь располагалась небольшая рыболовецкая слободка. Именно Смоленскую церковь Александр Пушкин изобразил на своем наброске, пока ждал переправы через Волгу.
Смоленская церковь в Симбирске
Сейчас на ее месте нет ничего, кроме частных садов на склоне. Но старинная церквушка погибла не так же, как все остальные в истории Симбирска-Ульяновска. Она серьезно пострадала от оползня. Источники расходятся, сообщая точный год, когда это произошло — 1913, 1915. Однако известно, что в 20-е годы она окончательно закрылась и была разобрана.
Смоленский склон сегодня
Примерно между Смоленской и Ильинской церквями, на нынешней улице Карюкина, стоял и еще один храм — собор, названный в честь Жадовской иконы Казанской Божьей матери. Открыт он был уже во времена Великой Отечественной войны, когда в Ульяновске опять же жил митрополит Сергий. Фактически именно из него в течение двух лет будущий глава православной церкви руководил духовенством, собор носил статус патриаршего.
Патриарший собор Казанской Божьей Матери в Ульяновске
Сейчас на его месте построен элитный жилой дом. О том, что когда-то здесь располагалась одна из главных святынь эпохи тяжелейшей для нашей страны войны, не говорит ничего.
Доходный дом на месте патриаршего собора
Несколько крупных храмов украшали Большую Саратовскую улицу, которая сегодня носит имя писателя Ивана Гончарова. Например, там располагался гигантский Вознесенский собор. Он стоял на пересечении с Московской улицей (ныне — Ленина). В основном его приход составляли купцы, в связи с чем собор считался купеческим. Они не скупились и много вкладывали в расширение храма.
Вид на Вознесенский собор от Почтамта
В настоящее время на его месте располагается сквер имени Гончарова и близлежащие к нему постройки.
Современный вид на улицу Гончарова от Главпочтамта
Практически напротив него располагалась Троицкая церковь. Сейчас от нее также ничего не осталась, хотя в дореволюционные годы она занимала важное место в архитектурном облике Симбирска.
Троицкая церковь на Большой Саратовской
Сейчас на ее месте расположен жилой дом и кафе Prego. Также территория церкви накладывалась и на нынешнюю территорию Кадетского корпуса.
Сейчас на месте церкви жилой дом и ресторан Prego
Еще одна крупная церковь располагалась на нынешнем спуске Степана Разина, ниже и левее нынешнего Обелиска. Точное место описать сложно. Называлась она Петропавловской и была построена еще в конце 17-го века. Ее отличительной особенностью было то, что на территории храма был собственный тутовый сад.
Петропавловская церковь на одноименном спуске, который позже получил название спуска Степана Разина
Церковь неоднократно страдала от оползней. В результате была признана аварийной, а в первые годы советского управления и вовсе была разобрана. В настоящее время не ее месте фактически нет ничего.
Примерно там располагалась Петропавловская церковь
Выше нее по склону стояла Тихвинская церковь. Построенная в 1749 году, она располагалась на таком же расстоянии от Николаевского собора, как и Ильинская (известная также как Владимирская). Это был белый каменный храм, который вместе с другими церквушками на склоне создавал для путешествующих по Волге иноземцев ощущение, что Симбирск просто утопает в куполах. Сойдя на берез, можно было в этом убедиться.
Снесен храм был, как и многие другие, в 30-е годы. Сейчас рядом с местом, где стояла Тихвинская церковка, находится гостиница «Октябрьская».
Рядом с гостиницей «Октябрьской» стоял еще один храм
Богоявленская церковь с самого своего основания была каменной. Располагался храм изначально за чертой города, хотя позже «врос» в городскую стену. Считался одним из древнейших в Симбирске. Именно в этой церкви семья Ульяновых провожала в последний путь главу семейства Илью Ульянова. А располагалась она на пересечении Московской улицы (улицы Ленина) и Богоявленского переулка (ул. 12 сентября), где образовывала небольшую площадь.
Сейчас на ее месте стоит административное здание, которое было построено на ее же основании. Никакой информации о том, что там стоял крупный храм, конечно, нет.
Есть информация, что синее здание стоит на основании утерянной церкви
От древнего Покровского мужского монастыря в Ульяновске тоже почти ничего не осталось. Если только остатки древнего кладбища в сквере имени И. Н. Ульянова, где изначально хоронили монахов, а после и именитых симбирян. Он располагался как раз между этим кладбищем и уже названной Богоявленской церковью.
Один из храмов Покровского мужского монастыря
Сейчас, как известно, данная территория пустует. Там есть небольшой частный сектор, школа №6 и сквер, однако чего-то более крупного, к счастью, не построено.
На месте бывшего монастыря сейчас практически пусто
Материал подготовлен с помощью ульяновского краеведа Сергея Петрова
Храмы симбирска которых уже нет
Ульяновск 73 запись закреплена
10 ЗДАНИЙ, ИСЧЕЗНУВШИХ С ЛИЦА УЛЬЯНОВСКА
История Ульяновска-Симбирска весьма богата на архитектурные памятники, а часть его исторического облика сохранилась до наших дней. К сожалению, некоторые значимые здания вследствие разных причин исчезли с лица города. Причем сохранить не удалось не только соборы и монастыри, но и другие символы городской архитектуры.
Свято-Троицкий собор начали возводить в 1824 году, закончили в 1841-м. Храм построили в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Собор являлся ярким образцом русского классицизма, своим видом напоминая Исакиевский собор в Петербурге.
Собор работал вплоть до 1930 года. Через 3 года в уже закрытом здании произошёл сильный пожар. Точная дата разрушения неизвестна: по одним данным, его снесли в 1935 году, по другим – разобрали в 1936-м. Сейчас на месте Троицкого собора находится площадь Ленина.
Со второй половины 17 века на месте нынешнего сквера Гончарова стояла Вознесенская церковь. К середине XIX века после неоднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора. На колокольне в 1869 году установили городские часы, подарок городу графа Орлова-Давыдова. Сейчас эти легендарные часы показывают время на Доме Гончарова, став одним из символов Ульяновска.
Построили «Рассвет» в 1964-м. Современный кинотеатр довольно быстро стал самым большим и самым популярным в Ульяновске. Ещё бы – два зала на 400 мест, потрясающий вид на Волгу, удобное расположение.
Однако уже в 1991 году здание закрыли на ремонт. На протяжении нескольких лет бесхозный кинотеатр постепенно «умирал», чему поспособствовал оползневой склон. Уже после окончательного разрушения «Рассвета» власти заговорили о восстановлении здания. Сегодня об этом уже никто не говорит – на месте руин планируется строительство отеля «Мариотт».
До революции Гостиный двор исполнял роль главного торгового учреждения Симбирска. В 1921-1922 годах из-за голода и кризиса торговые ряды оказались заброшенными. Позже часть здания отремонтировали, и до 60-х годов Гостиный двор существовал. Однако в 1965 году его снесли, а через 5 лет на этом месте построили Центральный универмаг.
В 1836 году губернаторский дом посетил Николай I, и он ему не понравился. Император приказал перенести его на место женской тюрьмы и расширить так, чтобы Николаевская церковь стала частью дома. Во время пожара 1864 года дом губернатора сгорел – остались лишь каменные стены. Более 6 лет его восстанавливали.
Жители Симбирска называли губернаторский дом «дворцом», так как в нем останавливались императоры: Александр I, Николай I, Александр II и другие. Кроме того, здесь бывали А.С. Пушкин и И.А. Гончаров.
История Симбирска-Ульяновска помнит не только Гостиный двор, но и Кремль. Его построили ещё в те времена, когда город назывался Синбирск, и представлял собой одну большую крепость. В центре городка располагался деревянный Кремль, его ограда состояла из прочных стен, вала и глубокого рва.
Во время своего приезда в Симбирск обитель посетил Александр Пушкин, который собирал в Поволжье материалы для истории Пугачевского бунта. С 1847 в Спасском монастыре открыли училище для девиц-сирот духовного звания. В пожаре 1864 года обитель выгорела, после чего была восстановлена.
В 1920 году монастырь закрыли по постановлению Губисполкома, а жилые и хозяйственные постройки отдали под жилье работников патронного завода. В 30-х годах храмы разобрали на стройматериалы, а в 1960-х на территории монастыря возвели Дворец профсоюзов – нынешний дворец «Губернаторский». В итоге до наших дней сохранилось лишь здание игуменского корпуса – сейчас это подворье Спасского монастыря. Правда, в 2015 году митрополит Феофан заявил о восстановлении обители, и Иверского храма в частности.
До 1844 года этот собор считался главным и именовался Свято-Троицким. После возведения рядом нового летнего Свято-Троицкого собора его переименовали во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и с тех пор он назывался уже Николаевским собором. В соборе были погребены второй, третий и пятый епископы Симбирской епархии. Собор уничтожили в 1920-х годах.
«Статуйка» в Винновке
Век назад Винновской роще можно было увидеть необычное здание, напоминающее часовню. В народе её называли «статуйка». Некоторые краеведы считают, именно здесь Гончаров писал свой роман «Обрыв», а сама «статуйка» стала прототипом часовни в романе. Кроме того, есть две версии её предназначения. По одной из них, здание построили как масонский храм в конце 18 века. По другой версии, это часовня, установленная над захоронением одного из членов дворянской семьи Киндяковых.
Архитектурная «статуйки» была признана ещё в начале 20 века членами Симбирской губернской учёной архивной комиссии. Однако символ Киндяковки сохранить не удалось. После бегства за границу Екатерины Перси-Френч, последней владелицы Винновской рощи, «статуйка» стала разрушаться. В начале 1930-х её полностью разобрали на кирпичи местные жители.