храмы ступинского района московской области
Храмы Ступинского района
Старинное с. Среднее, которое ныне вошло в состав города Ступино, известно с XVI века. Село сильно пострадало в Смутное время и к 1620 г.превратилось в пустошь. В XVII в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю. Здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского.
В 1819—1821 гг. построен ныне существующий каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского.
В советское время храм закрывался на короткий срок. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник храма отец Алексий Колоколов и бывший игумен, псаломщик Федор Иванович Тарасов. 10 декабря 1937 г. на том же полигоне расстрелян служивший в храме игумен Назарий (Павлов).
На территории церкви сохранились старинные захоронения.
Рядом с храмом построен мемориал летчикам ПВО, погибшим при обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.
Недалеко от районного центра Ступино расположен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Перед входом в монастырь установлена скульптурная композиция совсем нехарактерная для православного искусства.
Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Сергия Радонежского.
Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».
Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря.
Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.
В настоящее время святой преподобный Владимир Белопесоцкий прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора. В память о Владимире Белопесоцком установлена эта беседка.
Белопесоцкий монастырь с самого начала обратил на себя внимание русских государей своим выгодным стратегическим и географическим положением.
Поэтому новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите Москвы от набегов крымских ханов. Именно поэтому Великие князья Иоанн III, Василий III, а также и цари Иоанн Грозный, Борис Годунов и Михаил Феодорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
Например, царь Иоанн Васильевич «подарил монастырю церковную Богослужебную утварь, а царь Борис Феодорович подарил две драгоценные ризы, ныне хранящиеся в Историческом музее, в этом же музее пребывают сейчас некоторые иконы из Троицкого собора собора Белопесоцкого монастыря».
Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.
Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница.
Когда во второй половине XVII века монастырь утратил свое стратегическое положение, жизнь в нём замирает. И тогда с 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.
Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо, однако эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том, что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.
Практически одновременно с собором вокруг монастыря были, фактически, заново выстроены и перестроены старые каменные стены и башни.
Только в начале XIX столетия было окончательно завершено развитие комплекса монастырской застройки.
В 1802 – 1804 годах, вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске.
В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.
С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных строивших железнодорожный мост через реку Оку.
По достаточно приличной дороге едем в следующее село, которое называется Старая Кашира.
Поселение было основано в конце XIII — начале XIV вв. Великий князь Иван Красный в 1356 г. завещал сыну Димитрию деревню в устье реки Каширки. При князе Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце XV-XVI вв. Каширу пожаловали в кормление бывшим Казанским царям Магмет-Амину, Абдул-Латыфу и Шигалею.
В 1531 г. построили новую Каширскую крепость. Она была деревянной с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у села Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела восемь башен. В городе было пять слобод.
В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смуты крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Заречной слободе, в 1816 г. построенная владельцами села дворянами Ильиными. Церковь кирпичная, с белокаменной отделкой, сооружена в традициях сельских храмов эпохи классицизма. Боковые притворы украшены портиками тосканского ордена. Храм увенчан граненой ротондой под куполом. Трехъярусная колокольня соединена с храмом через трапезную.
В советское время храм закрыли. Передан верующим в 1991 г.
Следующее село Старая Ситня стоит при впадении речки Ситни в Каширку.
От бывшей усадьбы до нашего времени дошла только церковь в честь Рождества Божией Матери, построенная в 1767 г. в стиле елизаветинского барокко. Церковь сложена из кирпича с белокаменными деталями. В конце XIX в. был пристроен придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В начале XIX в. усадьбой владел Александр Сергеевич Власов — камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства. У него было прекрасное собрание камей, в том числе античных, библиотека редчайших книг. В своем имении он разбил регулярный парк, цветники, построил оранжереи, в которые поместил собрание тропических растений: среди них находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород.
В советское время усадьбу разрушили (сохранилась только часть парка), в закрытом в 1932 г. храме устроили тир.
В 1996 г. руины переданы общине верующих, храм восстанавливается.
Помимо храма, в Старой Ситне был замечен Дом культуры.
А также жилой дом весьма интересной архитектуры
Следующее село Малино было когда-то дворцовым селом. Оно принадлежало князю Димитрию Донскому, который завещал Малино своей супруге Евдокии, преподобной Евфросинии Московской. С XVII до половины XVIII вв. селом владел Григорий Наумов, любимец царя Алексея Михайловича. В 1774 г. село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1691 г. Трапезная с пределами во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины построена в 1871 г., отапливалась изразцовыми печами. В 1936 г. храм закрыли.Трапезную приспособили под Дом культуры, на месте алтаря в 1966 г. устроили гараж. С 1996 г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью передано Церкви.
Недалеко от церкви сооружен небольшой мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.
Последний объект, который мы посетили по дороге домой, расположен уже в Раменском районе.
Село Боршева когда-то входило в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах князя Димитрия Донского и великого князя Ивана Калиты. До 1728 г. село принадлежало А.Д.Меншикову, затем перешло в ведение конюшенного ведомства, в 1781 г. вошло в состав Бронницкого уезда как сельское поселение.
В 1738 г. в Боршеве построили деревянную церковь во имя святителя Николая.
В 1903 г. на месте обветшавшего храма на средства прихожан возвели новый, из красного кирпича, и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм был живописно расписан, интерьер украшал резной вызолоченный иконостас. начатое строительство колокольни не было закончено.
После смерти в 1936 г. последнего настоятеля — иерея Иоанна Зверева — храм закрыли, трактором снесли купола, разграбили утварь. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. Затем начали ремонт для устройства в нем музея колхоза. Но эта затея не увенчалась успехом.
В 1999 г. разоренный храм передали православной общине. Большую часть территории храма тогда занимал магазин.
Официальный сайт администрации, Совета депутатов
и контрольно-счетной палаты Городской округ Ступино
Московской области
г. Ступино, ул. Андропова, д. 43а/2
8 (496) 643-15-56
Храмы и церкви городского округа Ступино
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь http://www.svtbm.ru/ В конце XV в. вблизи от Каширы на белых песках берега реки Оки был основан мужской монастырь, получивший название Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Он стал важным форпостом в обороне границ Московского государства от монголо-татарских набегов, так как закрывал переправу через Оку и дорогу на московские земли, а для окрестных крестьян являлся надежным убежищем. В начале XVI в. вблизи Каширской дороги, соединявшей Каширу с Москвой, возник «починок Ступинский». Московский князь Василий III пожаловал его вместе с окрестными селениями игумену Троицкого Белопесоцкого монастыря Владимиру.
Церковь Успения Божией Матери с. Алёшково. Ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь Успения Божией Матери (другие престолы святителя Николая Мирликийского Чудотворца и преподобномученицы Евдокии) построена в 1819 г. в усадьбе П.А.Новиковой. Потом усадьба принадлежала Кожиным, после них Щербаковым (владельцам фабрики в Озёрах, выходцам из крестьян).
Христорождественская церковь с. Березнецово. Краснокерпичная церковь рождества Христова на рождественском погосте построена в 1887 г. в стиле электики. Стены украшены белокаменными тягами и наличниками. В годы лихолетий храм был закрыт и изуродован. В настоящее время находится в руинированном состоянии, но усилиями верующих восстанавливается.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Большое Алексеевское. Село известно исстари. В 1715 г. в нём на средства прихожан была построена каменная церковь, в 1801 г. капитально перестроенная. В трапезной были устроены приделы, освящённые во имя святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского.В 1938 г, храм был закрыт, разрушены колокольня, завершение храма, здание было в 1939 г. переоборудовано под клуб. В 2000 г. в храме возобновились богослужения.
В 1990-х гг. передан общине верующих и восстанавливается Церковь Святителя Николая с. Еганово. С. Еганово (Яганово) на реке Реуте в 1578 г. было патриаршим. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Она упразднена в XVIII в. Белокаменная церковь построена в 1745 г. владельцем села Г. Марковым. Позднее в ней растёсаны окна и пристроен придел Петра и Ануфрия Афонских. В середине XIX в. граф А.А.Марков возобновил храм (перестроив трапезную, апсиду и верхнюю часть).
Церковь Рождества Христова с. Каменище. Древнее с. Каменищево на р. Сушке известно с XVII в. Уже в документах 1627 г. упоминается стоявший в нём деревянный храм Рождества Христова. В 1646 г. в селе было 7 крестьянских дворов, а церковь стояла без пения, то есть не совершались богослужения по причине отсутствия священника. Под 1677 г. упоминается церковь Рождества Христова, построенная «клецки». Деревянные церкви сменяли одна другую до конца XIX в., когда был построен ныне существующий каменный храм. Закрытый в советское время, он утратил венчавшие его главы.
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Кишкино. Усадьба Кишкино-Пустое (Богородское тож) начала строиться в конце XVIII в., когда селом владела Н.А.Ольцева. В 1780 г. возведена церковь Казанской иконы Божией матери с приделом апостола Иоанна Богослова. Строительство в усадьбе продолжалось до середины XIX в., когда она была во владении Н.А. Кавецкой. В советское время храм был закрыт. Иконы переданы в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. От усадьбы сохранились дом с флигелями, церковь, каскадные пруды и липовый парк. Настоятель, протоиерей Пётр Любимов (род. 1867) был арестован и расстрелян 14.03.1938 г. на Бутовском полигоне.Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. прославил о. Петра Любимова в сонме новомучеников Российских.
Церковь Казанской иконы Божией Матери С. Киясово.http://kaz-hram.narod.ru Церковь построена в 1701 г. (с приделом святителя Николая). В XVII в. и до середины XVIII в. село принадлежало Наумовым. В середине XVIII в княгиня Анна Михайловна Белосельская-Белозерская (урожденная Наумова, её мужем был князь Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский (ум 1779). камергер, посланник в Дрездене) продала село. Оно служило центром волости, в которую входили сёла Малино, Спасское, Покровское с деревнями, и всю волость купила императрица Екатерина II. С 1774 по 1776 гг. управляющим волости был Андрей Тимофеевич Болотов, офицер, участник Семилетней войны, писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки. Его труд «О разделении полей» стал первым руководством по введению севооборотов. В Киясово крестьяне были отпущены на оброк, на казенных же землях Болотов ввел семипольный севооборот. Результатов опыта он не дождался, так как через два года был переведён управляющим в Богородицкую волость Тульской губернии. С участием Н.И. Новикова Болотов издавал журналы «Сельский житель» и «Экономический магазин», но наибольшую известность получили его автобиографические записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков». Труд всей его жизни рассказывает о том, чему был свидетелем автор с 1738 по 1793 гг. 9.12.1909 г. церковь Казанской иконы Божией Матери освящена после ремонта, который был проведён тщанием настоятеля храма священника о Сергия Сахарова на средства благотворителя П.Г.Савина, храм вновь расписан А.Титовым. Храм был закрыт в 1962 г., сброшен колокол, уничтожены иконостасы, роспись стен, иконы и книги сожжены. Вновь открыт в 1990 г.
Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Мученика Иоанна Воина) с. Куртино. Усадьба Куртино расположена на пологом склоне, ведущем к прудам на р. Бунчихе. Из строений усадьбы Павла Мартыновича Скавронского (ум. 1 794) сохранилась каменная церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, освящённая в 1794 г., с приделами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и мученика Иоанна Воина (церковь иногда называют по этому приделу). В советское время храм был закрыт и находится в руинированном состоянии.
Церковь Успения Божией Матери с. Малино. Малино было дворцовым селом. Великий князь Московский Иван II отдал его сыну Дмитрию (будущему Донскому) среди прочих сёл, а он завещал супруге, великой княгине Евдокии (в иночестве Евфросинии. ум. 1407, причислена к лику святых, память 7/20 июля). С XVII до половины XVIII вв. село было во владении Григория Наумова, любимца царя Алексея Михайловича Его сын Михаил оставил Малино дочери Анне Михайловне, жене князя Андрея Михайловича Белосельского. У неё в 1774 г село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Еще в начале XX века Малино было крупным торгово-промышленным селом. Достопримечательностью его была каменная церковь построенная в 1691г. Трапезная с пределами свт.Николая и вмц.Ектерины построена 1871г. отапливалась она изразцовыми печами. В 1936г. храм был закрыт и поруган. Трапезную приспособили под дом культуры, на месте алтаря в 1966г. построили гараж. С 1996г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью предано Церкви и ведутся восстановительные работы. Действуют Воскресная школа для детей и взрослых. В двух поселковых школах преподаются Основы православной культуры.
Христорождественская церковь с. Мартыновское. С. Мартыновское, где до 1930-х гг. стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1729 г. Староста храма Надежда Петровна Аббакумова (1880-1938), бесстрашно защищавшая храм от грозившего ему разрушения, была 2.03.1938 г. арестована по обвинению в систематической контрреволюционной агитации и 14.03.1938 г. расстреляна. В 1989 г. реабилитирована. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Надежда Аббакумова прославлена в лике новомучеников Российских. В настоящее время усилиями жителей села ведется работа по возобновлению церкви, но уже на новом месте, так как на месте разрушенного храма строительство не возможно.
Церковь Преображения Господня пос. Михнево. Пристанционный пос. Михнево, разрастаясь, включил в свои границы старинное С. Мясное на р. Каширке, относившееся к Серпуховскому уезду В селе издавна стояла деревянная церковь Святителя Николая. В 1820 г. у дьячка Никольской церкви Семёна родился сын Феофан, будущий епископ Владикавказский Феодосии (Рождественский, 1820-1895). В 1874 г. на средства прихожан и на церковные суммы был построен ныне существующий каменный храм Преображения Господня с приделами святителя Николая и великомученика Димитрия Солунского в трапезной и с трёхъярусной колокольней. В советское время храм был закрыт, разрушены его глава и колокольня. В 1990-х гг. передан общине верующих, началось восстановление. Построен новый крестильный храм.
Церковь Покрова Божией Матери с. Мышенское. За Семёновским дорога круто спускается с горы, на которой стоит усадьба. Путь, ответвляющийся от основной дороги влево, вскоре приводит в старинное с. Мышенское на р. Меремрежке. В начале XVII в. Мышкино (так оно тогда называлось) было дворцовым селом, в котором уже в 1626 г. стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Оно сохранило старую планировку, дома стоят по высоким берегам реки, образуя у церкви площадь, на которой когда-то шумела сельская ярмарка. В конце XIX в. в селе ещё стоял деревянный храм Покрова с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского, построенный в 1800 г. Ныне существующий каменный трёхпрестольный храм, построенный во 2-й половине XIX в., неплохо сохранился, целы даже резные рамы иконостасов. Его выразительный силуэт открывается взору издалека. Вблизи храм сокрыт разросшимися деревьями.
Церковь Михаила Архангела с. Починки. От Хатуни в Починки можно пройти как по левому, так и по правому берегу р. Лопасни. Путь по правому берегу лежит через деревню Залуги, в которой сохранилась каменная часовня. В с. Марьинском (Починки тож) с 1646 г. стояли, сменяя друг друга, деревянные храмы. В 1842 г. на месте прежнего деревянного построен ныне существующий каменный храм Архистратига Божия Михаила с приделами мученицы Параскевы и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Тяжелый фриз, как бы придавивший шестиколонные лоджии, создает впечатление торжественности и мощи, словно городской собор по ошибке попал в лес и стал посреди съёжившегося за годы советской власти села.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Ступино (с. Среднее). Храм с.Среднее теперь нелегко найти среди наступающих на берег Оки со стороны Ступино коттеджей. Древнее село от частых татарских набегов в XVI в. и разорения в Смутное время к 1620 г. обратилось в пустошь с местом церковным вместо церкви. В XVII в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю Здесь был построен деревянный храм Великомученика Димитрия Солунского. С 1764 г. село управлялось Коллегией экономии. В 1819-1821 гг. построен ныне существующий каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. После закрытия и разорения Троицкого Бепопесоцкого монастыря чудотворная монастырская икона Божией Матери «Утоли Мои Печали» была спасена верующими и передана в Тихвинский храм с. Среднее. В советское время храм закрывался только на короткий срок, но многие священнослужители репрессированы. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник Тихвинского храма о. Алексий Колоколов (род. 1891> и бывший игумен, псаломщик того же храма Фёдор Иванович Тарасов (род. 1884, его монашеского имени нет в деле). Через две недели, 10 декабря 1937 г, на том же полигоне расстрелян служивший в храме с. Среднего игумен Назарий (Павлов, род. 1881). Некогда этот храм был одним из двух совершавших богослужения в советское время на территории Ступинского района.
Церковь Покрова Божией Матери с. Хонятино. Ныне существующая каменная церковь Покрова Божией Матери с приделом великомученика Георгия Победоносца возведена в 1828 г. В с. Хонятино в крестьянской семье родился архитектор Николай Петрович Краснов (1864-1939). В 1885 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Построил в Крыму ряд дворцово-парковых ансамблей, в том числе императорский дворец в Ливадии, был автором генерального плана г. Ялты. После революции эмигрировал в Югославию, строил в Белграде.
Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Четряково. В нескольких километрах от Хонятина, в с. Четряково, на берегу пруда стоит заброшенное здание храма, освящённого в 1860 г. во имя Казанской иконы Божией Матери. Богослужения в нём совершались по воскресным и праздничным дням причтом Покровского храма. В советское время обе церкви были закрыты и разграблены. В 1990-е гг. Покроаский храм передан общине верующих и восстанавливается.
Церковь Святой Троицы с. Щапово. Ныне существующая в Щапово каменная церковь была построена в 1765г. на средства владельца села, князя Семена Федоровича Волконского (1703-1768). Участник Семилетней воины, при императоре Петре III Волконский стал генерал-аншефом (1762г.) и членом Военной коллегии. Потом село перешло к его сыну Григорию Семеновичу (1742-1824), генералу от кавалерии. В 1896-1900 гг. к храму пристроили трапезную, в которой освящены приделы. Святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери Утоли Моя Печали. В советское время храм был закрыт. В 1996 г. обветшавшее здание передано общине верующих и в данное время полностью восстановлен.