храмы в деревнях россии
Покосившиеся, но не сломленные
Храмы Севера и те, кто их спасает
Русский Север пока еще хранит памятники деревянного зодчества удивительной простоты и гармонии. В Карелии, Вологодской и Архангельской областях можно встретить храмы и часовни – шедевры мировой народной архитектуры. Ее расцвет пришелся на XVII век. Закат вот-вот случится…
Спасать, пока не поздно
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве. Экспозиция «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни. Куратор выставки Мария Уткина рассказывает о том, как их спасают. На фотографиях уникальные колокольни, купола, главы, барабаны и бочки, обшитые лемехом. Простая отделка и незамысловатый «холодный» «проект» показывают, что русский мужик строил основательно и со вкусом.
Но большинство храмов и часовен, которым по 200 и даже больше лет, сегодня памятниками не считаются! Их не охраняет государство, они спокойно догнивают свой век в непроходимых лесах и заброшенных деревнях. До некоторых летом можно добраться только по воде, зимой – на снегоходе. Только в Карелии, Архангельской и Вологодской областях обнаружено 700 памятников. Эти данные озвучивают волонтеры проекта «Общее дело».
– Эти данные не окончательны, – говорит координатор проекта Виктор Константинов. – Куда-то мы еще просто не доехали.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек
В советские годы для сохранившегося деревянного наследия были трудные времена. В худшем случае храмы сжигали, ломали, в лучшем – сносили кресты, а помещения использовали под склады.
Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек.
Интересуюсь у Марии Уткиной, как возникла идея спасать деревянные храмы Русского Севера.
– Меня возили по деревням в детстве. И я росла еще среди деревянных срубов. Может, это повлияло. А вообще, мне кажется, что каждый человек, который видит деревянные храмы, не может не поразиться… Когда дерево сереет, оно приобретает потрясающую, удивительную красоту цвета.
– Сколько организаций занимается восстановлением деревянных храмов?
– Мы пропагандируем волонтерские проекты «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера». Они помогают проводить консервационные работы деревянных храмов и часовен до их реставрации.
– А что вас, как молодого архитектора, поражает в этих храмах?
– Меня поразило главное – пропорции. И то, что каждый храм стоит в идеальном для него месте. Я имею в виду ландшафт. Очень хорошо сливается с природой, и опять же – удивительные пропорции! Я никогда не видела такой высоты срубы. Некоторые деревянные храмы по 32 метра, по 40…
Специалист по истории русской архитектуры, доцент Высшей школы экономики Л.К. Масиель Санчес полагает, что русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам.
Как раз останавливаемся у цветной фотографии храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье.
– Это самый-самый прекрасный храм. Он производит огромное впечатление. Ты к нему подходишь и видишь: какая огромная махина. Этот карниз очень широкий, он похож на итальянский классический карниз. И с разнообразной резьбой. А внутри – небеса, которые сохранились, еле-еле держатся, но пока еще держатся, – рассказывает Мария Уткина.
– Чтобы этот храм восстановить, сколько нужно денег?
– Мы посчитали: нужно 50 миллионов. Это чтобы восстановить его полностью. Он огромный. 32 метра в высоту. Потрясающий, удивительный храм.
Об ударе русского мужика
Для Русского Севера характерны ансамбли: холодный летний храм и теплый зимний. Первый, как правило, большего размера. Замечательный памятник мирового деревянного зодчества, дошедший до нас только на дореволюционных снимках, – Великодворский погост в Юроме Архангельской области. На фотографии церкви архангела Михаила и пророка Божия Илии. Первая построена в 1685 году, вторая – в 1729-м.
Но каким-то чудом мы можем увидеть еще сохранившиеся настоящие шедевры вживую. Не случайно Русский Север признан самым большим и уникальным заповедником народного творчества.
Деревянное зодчество на Руси настоящий подъем переживает в XVII веке. Живой строительный материал был, что называется, под рукой. Филигранность работы и сегодня поражает искусствоведов.
Внешнее декоративное убранство храмов северяне свели к минимуму. Постепенно формы усложнились, но дошедшие до нас образцы построек до сих пор сохраняют строгость общего облика.
Не могу не спросить:
– Мария, объясните мне, как архитектор, почему всё так просто?
Здесь эстетика особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное
– Это особое видение красоты. Я думаю, что эстетика такая, любовь к красоте, любовь к эстетике особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное. Я помню, была служба в деревянном храме. Совершенно по-другому ты всё ощущаешь. Там всё гораздо проще. Можно сравнить с какими-то греческими храмами. Там нет акустики. Абсолютно домашнее богослужение. И в этом есть огромная глубина. Дерево – это материал, который не просто отражает звук, как камень.
Спасти редкие и уникальные храмы и часовни еще можно. Но усилий одних волонтеров недостаточно. Хотя о некоторых примерах стоит сказать особо.
Архангельская область, ансамбль Ворзогорского погоста. На цветной фотографии храм с пятью куполами.
Руководитель проекта «Общее дело» священник Алексий Яковлев со своей матушкой каждый месяц откладывали 10% от своей зарплаты. Чтобы установить три главки с крестами. Они поставили три купола своими силами.
Братская помощь
Судьба исчезающего русского деревянного зодчества волнует и иностранцев. Нет, это не туристы, которые ежегодно тысячами приезжают посмотреть знаменитые и уникальные Кижи. Англичанин Ричард Дэвис и американец Уильям Крафт Брумфилд давно увлечены русской архитектурой. И ценят они не признанные памятники, а никому не известные часовенки и покосившиеся стены русских храмов.
– Надо всё это сохранить. Часто деревянные храмы находятся в заброшенных селах, в деревнях, в глуши. Но специалисты и волонтеры стараются сохранять это великое наследие. История этих храмов – это история русского народа. Особенно на севере, – рассказывает американец Уильям Брумфилд – признанный специалист по истории русского зодчества.
Он родился на юге США. В 1970 году собрался посетить СССР. Для этого путешествия купил фотоаппарат. Уже в России, в ходе поездок по древним городам и селам, у него обнаружится талант фотографа и… любовь к русской деревянной архитектуре.
Англичанин Ричард Девис тоже фотографирует. Работы под названием «Wooden Churches. Travelling in the Russian North 100 years after Bilibin» он выкладывает на своем сайте. С Марией мы подходим к очередной фотографии.
– Это село Турчасово в Архангельской области. Литургия здесь служится несколько раз в году. Для этой церкви Ричард Девис купил колокола.
– Сколько они стоили? – спрашиваю.
Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
– Пять тысяч евро. Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!
Помочь может каждый
Работа по восстановлению часовен и церквей требует колоссального терпения. Реальную угрозу для них представляют не только погода и безразличие людей, но и птицы. Они любят гнездиться под крышами. В результате практически в каждой часовне образуется несколько слоев птичьего помета. Разгребать его приходится волонтерам.
– За многие годы ребята вынесли несколько тонн птичьего помета, – рассказывает Мария.
Помочь в восстановлении еще не утраченных святынь может каждый. Для этого даже необязательно жертвовать деньги. Можно найти время и связаться с волонтерами любой из организации: «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера».
Не остался в стороне и известный музыкант Петр Налич, который родился в семье архитекторов. Петр Андреевич записал обращение на YouTube для тех, кому не безразличны наша история, наша культура и наша вера.
Иностранцы готовы платить огромные деньги, чтобы хоть как-то сохранить и украсить то, что нам досталось от предков. Волонтеры планируют маршруты и собирают целые экспедиции, чтобы поставить леса, настелить полы, отреставрировать купола, стены, крыши или хотя бы просто подмести и прибраться. Этих часовен и храмов, повторюсь, в Карелии, Архангельской и Вологодской областях осталось не более 700. И некоторым недолго еще стоять под открытым небом. Если мы не поймем, что это наше общее дело, мы утратим что-то важное. Пока есть время, нужно торопиться.
28 сентября 2015 г.
1 Воронин Я.Я. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусства. Л., 1952. С. 259.
2 См. об этом: Масиель Санчес Л.К. Деревянная церковная архитектура // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007.
Сельские храмы России
Когда современный архитектор или искусствовед хочет познакомиться с историей русской культуры, он читает научные статьи, например на сайте Русарх, или эти же статьи в соответствующих книгах с тиражом до 3000 экземпляров. Общую информацию можно почерпнуть из учебников по истории русской культуры.
И что же современный архитектор и искусствовед узнает из этих источников? Он обязательно изучит наследие Византии и то, как оно «русифицировалось» в Новгороде на примере десятка памятников. Будет точно знать существовали ли галереи у церкви Покрова на Нерли или нет, узнает подробности датировок соборов владимиро-суздальского зодчества 12-13 веков на примере пары десятков памятников, раскроет для себя черты итальянизмов в московском зодчестве 16 века в полусотне примеров. Ценитель классицизма просмотрит развитие культовой архитектуры в столицах в 17-18 веках, а особо интересующийся попробует разобраться в истоках эклектики второй половины 19 века.
А как же народное зодчество, ведь в нем сокрыты истоки культуры? Конечно, и в этом ищущему помогут монографии по уникальному северному деревянному зодчеству.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Курба Ярославской области. 1770 год
Уникальный 16-тилепестковый ротондальный четырехстолпный храм
Освоив эти темы и найдя для себя собеседника, архитектор-искусствовед будет долго рассуждать о том, что после 16 века наступил упадок церковного зодчества и его «обмирщение», оппонент будет доказывать, что вершиной является Русский классицизм, а голос со стороны скажет, что все это варварство, вот в Византии там да — вечный источник творчества, вершина вершин. И никто не скажет о чем-то малозаметном, но действительно важном.
Есть одна область в русской культуре, таящаяся до поры, которая несет в себя колоссальный потенциал, и при этом она практически сегодня неизведанна. Этот гигантский пласт при всей своей очевидности скрывается от взора исследователей до сих пор, находясь буквально перед глазами. Конечно, если ездить по отдельным населенным пунктам, то можно обнаружить книжки местных краеведов, но в академической среде, комплексного анализа этот феномен еще не получил.
Церковь-колокольня преп. Исаакия, игумена Долмацкого (ярусный объем) и Благовещенская
церковь в с. Степановском Московской области. Храм-колокольня построен в 1732 году
Представляет собой уникальное сооружение с нестандартной композицией
Да, я сейчас говорю о сельских приходских храмах второй половины XVIII — первой половины XIX веков. Это совершенно уникальное явление, потенциал которого сейчас трудно оценить, настолько он колоссален для нашего культурного развития уже в обозримом будущем. Пласт, вобравший в себя всю эволюцию русского зодчества, воплотивший самые смелые и уникальный творческие замыслы, вскрывший неакадемическую культуру Руси. Почему так?
На днях я занимался поиском отправных точек для новых подходов развития приходских храмов и решил, как обычно, просмотреть в хронологическом порядке. Меня интересовал любой феномен, связанный с массовым строительством храмов, хотел узнать при каких социальных условиях происходит эффективное культурное развитие, проявляющееся в строительстве новых храмов.
Церковь Петра и Павла(колокольня) в пос. Поречье-Рыбное. 1779 год. Высота 94 метра
7 по высоте колокольня в России и самая высокая негородская колокольня
И просмотрел такой параметр как количество храмов, построенных за определенный период. На сайте соборы.ру есть фильтры поиска, по которым можно формировать общности церковных объектов по дате их постройки и региональной привязке. Конечно, в базе данных есть неточности, но когда мы рассматриваем общую картину, то единичные нестыковки становятся незначительной погрешностью.
Месяца два назад была составлена карта храмов России, на который можно увидеть хартленд русского православия. Фактически им является Центральный регион с характерным шлейфом в Северо-Восточном направлении.
Карта храмов России
На основе этих данных я сделал фильтрацию по областям и датам, занес количественные значения в таблицу и получил площадную сложенную диаграмму, которая наглядно показывает зависимость между хронологическими фрагментами и количеством построенных храмов (график увеличивается при нажатии):
Хронологическая шкала имеет деления кратные четверти века, количественная шкала показывает сколько храмов было построено за данный промежуток времени. Период до 17 века не показан по нескольким причинам: сохранившихся древних каменных построек не так много, но даже, если бы они все сохранились, то их масса была бы все равно незначительной. Другое дело, тут не учитывается культурный пласт, не поддающийся исследованию — деревянные сельские храмы, которые постепенно заменялись на сущесnвующие каменные постройки, формирующие тело диаграммы. Но это как раз и приводит нас к выводам о важности наследия, появившегося между серединой 18 и серединой 19 веков, как проводнике к традиции прошлого.
При первом взгляде становится очевидно то, что незаметно в при ином рассмотрении. За 50 лет на границе 18 и 19 веков в Московской области было построено более 350 храмов, в Ивановской — более 250, в Ярославской — более 450 и т. д. Всего более 3000 церквей в центральном регионе за 50 лет или по 60 храмов в год. По сравнению со всеми предыдущими периодами, это количество впечатляет своей массой — больше, чем суммарно во все предыдущие периоды. И в этой массе сокрыт действительно ценный и уникальный источник для развития культуры сегодня. Кто ездил по селам центрального региона это понимает.
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Успения Пресвятой Богородицы
Между 1780 и 1797. с. Ухтома Вологодской области
В этом году, впервые в истории Совет ЕС принял Заключение по культурному наследию, которое указывает важность его в качестве стратегического ресурса устойчивого развития. Документ определяет целостный политический подход Евросоюза к культурному наследию и признает его уникальным и невозобновляемым ресурсом, одним из основных активов всего европейского региона. Мы не состоим в ЕС, поэтому на нас, к сожалению, эти поставноления не распространяются. Сожалеть тут есть о чем — в Европе поняли, что неконтролируемая застройка и утрата исторического наследия любой архитектурно-художественной ценности приводит к потере полноценной культурной среды. Без материальной ретроспективы, формирующей культурный субстрат, невозможно эффективно развиваться, пространство перестает быть интересным для пребывания людей, градус культурной жизни снижается.
Церковь Сошествия Святого Духа. с. Шкинь Московской области. 1794-1798. Двухколоколенный храм
Фотография 1915 года
На сегодняшний день феномен приходского храма России 18–19 веков мало изучен, а наследие этого периода формирует основной культурный капитал, создавая отправную точку и контекст для создания архитектурной среды будущего. При всей важности этого наследия, оно на сегодняшний день является самым быстроутрачиваемым наравне с деревянным зодчеством — эти храмы часто не являются памятниками, к их реставрации относятся пренебрежительно, часто не проводятся консервационные работы, реконструкции приводят к полной утрате памятников, ремонты уничтожают интерьеры и детали фасадов, настоятели меняют остатки старых иконостасов на современные с низкой художественной ценностью, облезлая маслянная живопись для них не представляет ценности и забеливается, завершения храмов переделываются в угоду моде.
Ценители русской архитектуры восхищаются древнерусскими музеефицированными памятниками, и смотрят снисходительно на сельские приходские храмы дожившие до наших дней, мотивируя неинтерес распространенностью явления, мифическим «обмирщением традиций». Но в реальности, именно этот пласт, как живущий сегодня, окружающий нас сегодня, единственно удерживающий неурбанизированное пространство центральной России, создающий культурный каркас и являющийся уникальным явлением, не имеющим аналогов в мире — он определит будущий вид архитектурно-культурного пространства, он несет в себе уникальные черты визуальной культуры. Каждый храм этого периода единственен и неповторим, даже если был создан по типовому проекту, всегда вносились коррективы и формировался неповторимый контекст, что говорить о нетиповых решениях! Сохранение и изучения этого наследия во многом определит способность к устойчивому развитию в будущем, а сейчас надо уже думать как его сохранять.
Давайте распространять эту мысль?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).
Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.
Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.
1. Кижский погост
Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.
Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.
Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.
В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.
2. Церковь в Суздали
В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.
Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.
3. Церковь Всех Святых в Сургуте
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.
4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере
5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль
Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.
6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах
Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.