храмы в гжельском районе московской области
Успенский храм с. Гжель
Расписание богослужений
25 октября
понедельник
(исповедь).
26 октября
вторник
Божией Матери.
30 октября
суббота
Всенощное бдение
(исповедь).
31 октября
воскресенье
Божественная Литургия.
Молебен. Панихида.
по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Луки.
среда
Всенощное бдение
(исповедь).
четверг
пятница
(исповедь).Поминовение усопших.
Божественная Литургия.
Панихида.
Всенощное бдение
(исповедь).
воскресенье
Божественная Литургия.
Молебен.
по Пятидесятнице.
понедельник
Часы (исповедь).
Божественная Литургия.
суббота
Всенощное бдение
(исповедь).
Божественная Литургия.
Молебен. Панихида.
по Пятидесятнице.Бессребреников и чудотворцев
Космы и Дамиана.
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Церковные истории
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма. Ровно через сто лет Ведомость «О церкви Успения Божия Матере, состоящей Бронницкаго уезда в селе Гжели за 1837 год» так скажет о церкви: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Утварию достаточна».
Эта же Ведомость говорит и о причте Успенской церкви. Так мы узнаем, что настоятелем на тот год был священник Михаил Федорович Лебедев, 53 лет. Первоначально он служил в селе Федоскино Московского уезда, а в 1831 году был переведен в с. Гжель. Он же занимал должность законоучителя в Гжельском удельном училище. Диакон Александр Иванович Державин, 26 лет, служивший в Гжели с 1843 года, был сыном «Московской Ивановой колокольни звонаря». Кроме них в Успенской церкви служили священник Иван Васильевич Смирнов (46 лет), дьячки Максим Андреевич Спасский (41 года) и Павел Леонтьевич Ласкин (34 лет), пономари Александр Иванович Птицын (51 года) и Валериан Андреевич Боголепов (36 лет).
Ныне существующая церковь построена в 1859 году по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневского. Казимир Гриневский (1825-1885) окончил с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге. Работал архитектором в Орле. После ухода за штат (с 1865 по 1885 гг.) работал над проектами ряда храмов и гражданских построек. Известны некоторые постройки архитектора и в городе Москве.
В 1899 году приходским священником Николаем Павловичем Сперанским при помощи крестьян деревни строится церковно-приходская школа. Отец Николай Сперанский был заметным благотворителем в свое время. Особенно это касается его деятельности в сфере образования. Он с самого начала своего священнического служения с 1853 по 1863 гг. (т.е. на протяжении десяти лет) безвозмездно преподавал для детей в созданном им училище, а в1884 году он был награжден орденом св. Анны III степени за семилетнее содержание на собственные средства училища для мальчиков и девочек на 25 человек. Кроме этого, отец Николай с 1867 по 1879 гг. был законоучителем в Гжельском народном училище.
До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»…
За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 80-е годы храм переходит к НПО «Синь России», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.
В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.
Александра Покусаева: «Информация о том, что до закрытия в 1938 году храм считался самым красивым, самая верная. А еще прихожане со всей округе шли в храм босиком, захватив с собой новую обувь. Перед тем как зайти в церковь, мыли ноги и обувались. А внутри было необыкновенно красиво. (Из рассказов моих предков)».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Храмы в гжельском районе московской области
Грузовой и легковой автотехцентр TrucksGarage
Проект решения об Утверждении Положения о порядке сноса самовольно установленных временных построек (гаражей, сараев и других сооружений) на территории сельского поселения Гжельское Раменского муници
ПРОЕКТ решения о внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района от 20.03.2014 г. № 5/2 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в
В Раменском почтили память участников локальных войн и конфликтов
Церкви Гжели
Краткое описание историй церквей в Гжели.
Информация перенесена с прошлой версии этого сайта, где была опубликована пользователем Gionet.
Церковь Великомученика Димитрия Солунского
Село Пласкинино образовалось от слияния д. Пласкинино (Удельного ведомства) и погоста Дорков. Построенная на погосте Дорки в 1704 г. деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского сгорела в 1845 г. В том же году построены молитвенный дом, для отправления в нём утреннего и вечернего богослужения, и деревянная на столпах колокольня.
В 1847 г. «по указу Московской Духовной Консистории заложена новая каменная церковь в то же именование с Ильинским приделом и колокольней. В 1848 г. церковь и трапеза вчерне сделаны, колокольня не сооружена». К 1850 г. построена колокольня. При храме причт издавна: священник, дьячок, пономарь.
В 1848 г. в храме погоста Дорки служил священник Илия Иванович Садковский, ему было 66 лет. Он родился в Московской губернии, в семье священника. По увольнении из риторики Московской академии в 1802 г. посвящён во диакона к Рождественской церкви с. Иевлево Радонежской десятины. В 1805 г. посвящён в с. Семёновское к Спасской церкви во священника, откуда переведён в с. Бутурлине, затем к Димитриевской церкви на погосте Дорки. В приходе было 57 дворов крестьян православных и 51 двор раскольников беглопоповцев.
В советское время храм закрыт и разрушен, осталась одна колокольня.
Храм Успения Божией Матери села Гжель
Дворцовая волость Гжель известна с 1-й трети XIV в. Она упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты, потом принадлежала великому князю Димитрию Донскому, его сыну Василию, после смерти Василия перешла к его вдове Софии Витовтовне, она в 1453 г. завещала Гжель своему внуку Юрию Васильевичу.
До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»… За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 80-е годы храм переходит к НПО «Синь Росси», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.
В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.
Церковь Покрова Божией Матери
Село Карпово по документам известно с XVII в., но местные предания относят его основание к рубежу ХIV-ХV вв. и связывают с фамилией Карповых, потомков младшей ветви князей Смоленских-князей Фоминских, выехавших в XIV в. на службу в Московское княжество.
В начале XVII в село называлось Большовским, в 1646 г. входило в состав дворцовой волости Сельна. В нём стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. С конца XVIII в. село относилось к Ведомству уделов. В 1848 г. в нем стояла однопрестольная деревянная церковь с такой же колокольней.
Причт Покровской церкви состоял издавна из 2 священников, диакона, 2 дьячков, 2 пономарей. Настоятелем храма в 1848 г. был священник, исполнявший должность благочинного, Стефан Мефодиевич Лебедев, 44 лет, родился в Московской губернии, сын диакона. В 1826 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, и митрополитом Филаретом рукоположен во священника к данной церкви. По распоряжению Его Высокопреосвященства определен депутатом, духовником священноцерковнослу-жителей. Исполнял должность благочинного, был законоучителем в удельном Карповском сельском училище. К облегчению должности благочинного уволен от должности духовника.
Ныне существующая каменная церковь Покрова Божией Матери построена в 1860-х гг. на средства заводчика Гладкова. В конце XIX в. в селе насчитывалось около 1000 жителей. В день престольного праздника была ярмарка.
Церковь закрыта в 1939 г., колокола сняты ещё раньше, священник арестован. В 1990 г. руины переданы общине верующих.
Церковь Великомученика Георгия. Из книги.
Храм святого Георгия в селе Игнатьево (версия сайта «Речицкий народ»)
Выведенный за штат по причине преклонного возраста и по состоянию здоровья о. Александр был заменен, поочередно, сначала о. Борисом, затем о. Михаилом. Оба по ходатайству «двадцатки» были удалены из прихода. Во главе прихода был поставлен о. Анатолий Кургаев (настоятель с 1957 по 1990 год), благодаря которому убранство храма в значительной степени обновилось: храм был подключен к электросети (середина 60-х), установлено паровое, а затем газовое отопление (начало 80-х), перекрыта новым железом крыша и купола. Своим ревностным служением Господу о. Анатолий снискал любовь и уважение прихожан. После его смерти в 1990 году настоятелем храма был назначен о. Валентин (Тимаков), являвшийся настоятелем по ноябрь 2002 года. В настоящее время настоятелем служит иерей Геннадий Иванов.
P.S.
Оригинал статьи находился на первом сайте игнатьевской церкви, который, после смены священника в 2002 году, к сожалению, прекратил своё существование.
Сохранить оригинал удалось благодаря коллективу сайта «Речицкий народ».
История Церкви Вознесения Господня села Речицы
Село Речицы на Егорьевской дороге в документах впервые упоминается в 1744 г. как деревня Гжельской дворцовой волости. В XIX в. село относится к Удельному ведомству. В Речицах бурно развивалось производство майолики. В начале XIX в. имелось семь заводов, в 1824 г. уже 36. Лучшим был завод братьев Фёдора и Ивана Тереховых, основанный в 1821 г. Сначала он выпускал полуфаянс, а с 1829 г. фаянс и фарфор.
Деревня Речицы была в большом и богатом приходе Георгиевской церкви с. Игнатьево. В августе 1837 г. от священнослужителей, церковнослужителей, старосты и прихожан церкви Святого великомученика Георгия в с. Игнатьево в Глинках было отправлено прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета
Церковь Вознесения Господня. История храма с официального сайта
Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.
И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.
Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.
И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.
Шесть лет служба шла в Вознесенском главном приделе, пока шли работы по устройству боковых приделов. Они сделаны проще, скромнее, но в своей симметрии хорошо вписываются в общий интерьер храма. В 1866 году, 9 октября были освящены антиминсы для священнодействия в Казанском и Георгиевском приделах. Теперь храм соединил в себе три придела: в честь Вознесения Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери, как одной из наиболее чтимых на Руси, и придел Великомученика Георгия Победоносца (о том что народ Гжели имел особое почитание этого святого говорит и тот факт, что в соседнем селе Игнатьево в 1863 году была построена церковь «Георгия на глинках».
Храм Вознесения имел большое значение в жизни прихожан села Речицы. С первого дня своего основания много внимания уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных духовного звания, пожертвования на открытие школы. В 1876 году открыто начальное училище. Первым учителем был диакон Александр Разумовский.
Но, богослужение в храме зимой сопровождалось неудобством: было холодно так как здание не отапливалось. Стараниями прихожан, и с пощью добровольных приношений с других мест был сооружён храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Он пристроен к летнему храму, и ниже и уже его по размеру. Это позволило сделать возможным отопление при помощи двух печек,облицованных кафелем, выработанным на Коняшинском заводе (ныне не существующем). До нас дошла запись на проекте иконостаса для алтаря в честь апостолов Петра и Павла. Надпись гласит: «1899г. Сентябрь 29. Разрешается и благославляется устройство иконостаса по сему плану. Владимир, Митрополит Московский». Таким образом в начале 20-го века открылось богослужение в Петропавловском приделе. Вместе с новым храмом была построена мощная колокольня.
Теперь в зимнее время служба идёт в храме Петра и Павла. Последняя летняя служба совершается в Вознесенском храме на Покров Божией Матери. А в первый день Пасхи,по традиции служба совершается в летнем храме, в главном приделе.
Вознесенский храм села Речицы никогда не закрывался. В этом нужно отдать должное памяти протоиерея Иоанна, служившего в послевоенные годы,когда храм был на грани закрытия.
Особых внутренних изменений храм не претерпел. Отопление было переведено на водяное. Обе печки были снесены(последняя в 1979 году). В том же году была полностью перекрыта крыша летнего храма с заменой обрешётки и балок. В 1947 году,во время грозы, от удара молнии произошёл пожар на колокольне. Пострадал купол колокольни, который был восстановлен уже несколько иначе только в 1998 году. Стены храма расписаны не были, но были отштукатурены и покрашены. Только в 1981 году был расписан алтарь зимнего храма, а в 1985 году обновлены стены, где на южной стороне была нанесена фреска изображающая Успение Божией Матери.
В храме имеется чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С этим местночтимым образом происходили многолюдные крёстные ходы от Егорьевска до Бронниц. В настоящее время сей благочестивый обычай почти утрачен, и сохранился лишь в местном значении. Сейчас в деревне Жирово происходит встреча крёстных ходов из приходов Георгиевского храма села Игнатьево, Покровского храма села Карпово и Вознесенского храма села Речицы. Торжество завершается молебном с акафистом в честь чудотворной иконы.
В своё время хор речицкой церкви был многолюден. Только мужчин насчитывалось 12 человек. В зимнем храме хор не умещался на клиросе, и пели посреди храма. В репертуаре было много нотных произведений. О профессионализме хора говорит тот факт, что Святейший патриарх Пимен, ещё в бытность свою митрополитом Крутицким Коломенским, будучи проездом,специально останавливался послушать пение хора. Сейчас хор гораздо более скромен. Совсем недавно им управлял известный регент Василий Мамчур.
В настоящее время настоятель церкви-священник Григорий(Иванов), который всё своё время и силы отдаёт храму. Силами прихожан храм украшается и благоустраивается. Произведены большие работы по очистке территории. В 1999 году был перекрыт купол летнего храма. В 2000 году перекрыта крыша. Ведутся большие работы по отоплению холодного Вознесенского храма. Храм имеет не плохую приходскую библиотеку. Будет открыта воскресная школа.
Храмы в гжельском районе московской области
Второй, не менее интересный сайт, храма в селе Игнатьево, созданный при отце Геннадии Иванове просуществовав несколько лет, также бесследно исчез.
Были проблемы с хостингом у страницы посвященной церкви в селе Карпово. Ей не удалось сохранить для истории некоторые уникальные фотографии фресок уничтоженных временем.
Так, по крупицам собранные разными людьми уникальные сведения легко теряются в силу различных обстоятельств. Именно поэтому и создана страница «Церковные истории». Здесь вы можете ознакомиться с текстами, в свое время размещенными на вышеперечисленных сайтах. Возможно, какие-то из этих сайтов возродятся, и возможно данная страничка поможет им в этом, а если не возродятся, послужит своеобразным хранилищем крайне интересных каждому гжельцу сведений.
Церковные истории
Об Успенской церкви в селе Гжель
В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции
Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма. Ровно через сто лет Ведомость «О церкви Успения Божия Матере, состоящей Бронницкаго уезда в селе Гжели за 1837 год» так скажет о церкви: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Утварию достаточна».
Эта же Ведомость говорит и о причте Успенской церкви. Так мы узнаем, что настоятелем на тот год был священник Михаил Федорович Лебедев, 53 лет. Первоначально он служил в селе Федоскино Московского уезда, а в 1831 году был переведен в с. Гжель. Он же занимал должность законоучителя в Гжельском удельном училище. Диакон Александр Иванович Державин, 26 лет, служивший в Гжели с 1843 года, был сыном «Московской Ивановой колокольни звонаря». Кроме них в Успенской церкви служили священник Иван Васильевич Смирнов (46 лет), дьячки Максим Андреевич Спасский (41 года) и Павел Леонтьевич Ласкин (34 лет), пономари Александр Иванович Птицын (51 года) и Валериан Андреевич Боголепов (36 лет).
Ныне существующая церковь построена в 1859 году по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневского. Казимир Гриневский (1825-1885) окончил с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге. Работал архитектором в Орле. После ухода за штат (с 1865 по 1885 гг.) работал над проектами ряда храмов и гражданских построек. Известны некоторые постройки архитектора и в городе Москве.
В 1899 году приходским священником Николаем Павловичем Сперанским при помощи крестьян деревни строится церковно-приходская школа. Отец Николай Сперанский был заметным благотворителем в свое время. Особенно это касается его деятельности в сфере образования. Он с самого начала своего священнического служения с 1853 по 1863 гг. (т.е. на протяжении десяти лет) безвозмездно преподавал для детей в созданном им училище, а в1884 году он был награжден орденом св. Анны III степени за семилетнее содержание на собственные средства училища для мальчиков и девочек на 25 человек. Кроме этого, отец Николай с 1867 по 1879 гг. был законоучителем в Гжельском народном училище.
До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»…
За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 80-е годы храм переходит к НПО «Синь России», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.
В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.
О Гжели, Кунай-колодце и гжельских церквях
Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 30 деревень, объединенных несколькими сельскими округами.
Если ехать по Егорьевскому шоссе от Москвы, то можно видеть как дорога то и дело ныряет в лес, вьется, неоднократно пересекая идущее рядом железнодорожное полотно.
Густые, порой кажущиеся непроходимыми заросли, заставляют вспомнить, что вот так же, по густому лесу ехал в Золотую Орду шесть с лишним веков назад князь Иван Данилович Калита. Это благодаря ему Гжель впервые попадает в официальный документ – «духовную грамоту»: «Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну. деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки. »
С тех далеких пор многое, конечно, изменилось в облике Гжели, но особое обаяние этих мест чувствует каждый, кто хоть раз здесь побывал. «В гжельском краю нет особенных красот, только широкое поле, голубое небо, полоса синего леса вдали, да прозрачный воздух вокруг небольших деревень. »
Говоря о красоте гжельской земли, нельзя не упомянуть о том, что совершенно особую атмосферу подмосковной провинции создают храмы Гжели. Выстроенные за какие-нибудь полвека, они демонстрируют различные этапы развития русской архитектуры середины XIX и начала XX столетия.
Начиная с середины прошлого века, во многих уголках России новые краснокирпичные храмы стали подражать известным древнерусским образцам. В церковном зодчестве этого периода широко распространилось традиционное пятиглавие, основательно позабытое в эпоху классицизма. Церкви «о пяти главах», строившиеся в ту пору, старались перенять у XVII века сложность декоративного наряда, многоцветие внешнего облика. Строители храма во имя Георгия Победоносца в селе Игнатьево как раз и пытались следовать этим принципам. И хотя декор явно уступает избранным прототипам, местные мастера сделали все возможное, чтобы придать храму нарядность.
Село Карпово до 1860 года не имело кирпичной церкви. В нынешнем здании Покровской церкви только с недавних пор возобновилась служба, и потому храм требует основательной реставрации. Но его колокольня, словно маяк, зовет к себе, что очень символично в пору возврата в нашу духовную жизнь многих и многих поруганных, но еще хранящих себя святынь.
К западу от Игнатьево виднеется Вознесенский храм села Речицы. История его строительства любопытна и одновременно характерна для русской провинции. В начале XX века здесь задумали построить монументальную пятиглавую церковь. Возвели мощный нижний ярус, но на завершение не хватило средств. Пришлось ограничиться единственной главой, которая теперь плохо сочетается с основным объемом храма. При подходе к этой церкви ясно видно, что она должна была принципиально отличаться от изящного игнатьевского храма. Тем не менее, Вознесенская церковь Речиц очень интересна внешним обликом и многочисленными казусами, которыми наполнена ее история.
Совершенно особого внимания заслуживает старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Ново-Харитонове, возведенная в 1910 году. Даже при беглом взгляде на храм, становится ясным, что автором его проекта был незаурядный мастер.
Храм этот, несмотря на небольшие размеры, воспринимается монументальным произведением. Этому способствуют пропорции всего объема и, в частности, шатрового завершения.
И еще об одном замечательном месте гжельской земли хотелось бы рассказать. Речь пойдет о святом источнике, в просторечии называемым «Кунай-колодец».
Если совершать свой путь до Гжели на электричке и выйти на платформе «55 км» и вернуться немного назад в сторону Москвы, то с левой стороны железнодорожного полотна вы увидите один из многочисленных источников ключевой воды, которыми так богата гжельская земля. На этот источник постоянно приходят за водой жители дачных поселков. Тропинка, начинающаяся у этого источника, уходящая в поле и идущая параллельно речке Карповке (проходящей под железной дорогой), как раз и приведет вас к Кунай-колодцу, к которому можно пройти и со стороны села Гжель от Егорьевского шоссе.
О Кунай-колодце на сегодняшний день известно немного. Мы знаем только, что еще до революции на этом месте существовала купальня. Сюда приходили люди, страдающие разными болезнями, чтобы, искупавшись в источнике, получить исцеление. Но особенно много сюда приходило детей. Ибо воды этого источника имели особую благодатную силу в исцелении детских болезней. И, видимо, дети часто по своей вере и вере родителей получали испрашиваемое у Бога исцеление. После купания в водах источника детей одевали в новые одежды, а старую одежду оставляли у источника. Ее потом сжигали.
И сегодня на Кунай-колодец приходит много людей, не только из гжельской округи, но и даже из Москвы. По традиции на Кунай-колодце совершаются клириками Успенской церкви села Гжель молебны: 1 августа на праздник Изнесения древ Креста Господня, на праздник Успения Богородицы и в др. дни.
Заканчивая наш рассказ о гжельской земле, мы не можем обойти вниманием Гжельский народный промысел, благодаря которому слово «Гжель» известно почти во всем мире. И справедливости ради отметим, что не малая заслуга в том принадлежит Генеральному директору ЗАО «Гжель» Виктору Михайловичу Логинову, трудами и заботами которого этот народный промысел приобрел мировую известность.
Во второй половине XVIII века Гжель прославилась своей яркой народной майоликой с ее неповторимыми формами изделий, как кувшинов, кумганов и квасников. В это время складывался национальный характер гжельской керамики, который определил развитие в XIX веке полуфаянса, фаянса и фарфора. Гжельские изделия покоряют особой образностью, их отличает оригинальное конструктивное решение формы, обилие пластического декора. Лучшие традиции прошлого нашли свое отражение в современном искусстве Гжели.
Для подготовки специалистов на промысле создан Гжельский художественно-промышленный колледж.
Произведения гжельских художников пополнили коллекции крупнейших музеев страны: Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и многих других музеев.
Подводя итог рассказу о гжельской земле, скажем, что мест, подобных Гжели, в России множество. И каждое из них своим многоцветием культурных богатств и традиций создает необыкновенный, знакомый каждому из нас образ любимой России. И Гжель в этом прекрасном соцветии занимает одно из самых ярчайших мест.
История храма святого Георгия в селе Игнатьево: Историческая справка
Оригинал статьи находился на первом сайте игнатьевской церкви, который, после смены священника в 2002 году, к сожалению, прекратил своё существование.
В смутное революционное время храм был передан старообрядцам. Но со смертью последнего настоятеля (о. Зиновия) в 1929 г. богослужения прекратились. Храм опустел, и местные власти своевольно заняли его под зернохранилище. По решению председателя колхоза в 1957 г. храм был разобран.
Каменный храм с тремя престолами (во имя Живоначальной Троицы, во имя вмч. Георгия и во имя мч. Параскевы) был построен по благословению Митрополита Филарета на средства прихожан. Закладка храма состоялась 5 мая 1863 г. Возведение храма (по проекту архитектора Финисова) было вверено о. Стефану Лебедеву и церковному старосте Федоту Рушнову. Первым был освящен престол в приделе вмч. Георгия 16 декабря 1868 г., затем престол во имя мч. Параскевы 26 ноября 1871 г., и, наконец, в 1877 г. 10 июля престол во имя Живоначальной Троицы.
Сведения, приведенные выше, почерпнуты из летописного свода, который был составлен по Указу Святейшего Правительствующего Синода от 1868 г. С 1868 г. по 1886 г. краткие записи, заносимые в летопись, представляют собой данные об изменении в причте, о публичных дискуссиях со старообрядцами, об изменениях в убранстве храма. С 1886 г. по 1890 г. летопись содержит много жалоб на материальное оскудение прихода из-за упадка фарфорофаянсового производства. Именно фаянс и фарфор, изготавливаемые на основе замечательных местных глин, издавна доставлял доход и славу гжельской земле. Земле, на которой и доныне стоит Георгиевская на Глинках церковь в селе Игнатьево.
Последняя запись регулярной летописи, которую вели священники Георгиевского прихода, относится к периоду первой мировой войны, а именно 1915 г: «В 1915 году в составе причта произошла перемена. 18 августа псаломщик Сергий Владимиров Никольский был взят на военную службу. В этом же 1915 г. сентября 22 дня вследствие прошения причта и согласно журнального постановления Московского Губернского Правления от 20 апреля 1915 г. за №№ 2894 и 2895 уездным землемером Московской Губернии Иваном Туркевичем были возобновлены межи и межевые знаки Церковной Земли».
История Церкви в советский период изобилует не только трагическими событиями, но, прежде всего примерами стойкости подвижников христианской веры. Скудные сведения, почерпнутые из клировых ведомостей и устного предания, позволяют, к сожалению, лишь кратко описать это судьбоносное время.
В это время производились массовые аресты священнослужителей. Закрывались храмы. Но Георгиевский храм избежал этой участи. Лишь однажды, в 1941 г., храм был закрыт на месяц. Настоятелем в это время был о. Александр Некрасов (настоятель с 1909 по 1957 год). У оставшегося в одиночестве после ареста диакона о. Александра местные власти под угрозой физической расправы требовали ключи от храма. О. Александр был вынужден скрываться, совершая Литургии по ночам. По истечении месяца, когда гонения прекратились, в храме возобновились открытые богослужения.
Выведенный за штат по причине преклонного возраста и по состоянию здоровья о. Александр был заменен, поочередно, сначала о. Борисом, затем о. Михаилом. Оба по ходатайству «двадцатки» были удалены из прихода. Во главе прихода был поставлен о. Анатолий Кургаев (настоятель с 1957 по 1990 год), благодаря которому убранство храма в значительной степени обновилось: храм был подключен к электросети (середина 60-х), установлено паровое, а затем газовое отопление (начало 80-х), перекрыта новым железом крыша и купола. Своим ревностным служением Господу о. Анатолий снискал любовь и уважение прихожан. После его смерти в 1990 году настоятелем храма был назначен о. Валентин (Тимаков), являвшийся настоятелем по ноябрь 2002 года. В настоящее время настоятелем служит иерей Геннадий Иванов. #
История храма в селе Игнатьево
Материалы со второй версии официального сайта храма в селе Игнатьево
КОРОБОВА А.В., к.ф.н. (Москва)
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ХРАМОВ.
ХРАМ св. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА в СЕЛЕ ИГНАТЬЕВЕ Московской ОБЛАСТИ ХVI-ХХ века.
По нашим разысканиям наиболее значимые письменные источники подразделяются на следующие отделы:
карты-планы церковных владений
проекты храмовых построек
договоры о реставрации храма
храмовые материалы, связанные с органами управления церковью: св. Синод, Духовная консистория, Духовное правление, епархия, благочиние
а) указы б) распоряжения в) «дела» г) грамоты
а) протоколы заседаний двадцатки б) метрические книги и книги регистрации крестин, венчаний, отпеваний в) финансовые документы (в частности, сведения об обязательных пожертвованиях).
Попробуем рассказать историю одного из российских храмов, опираясь на все вышеназванные источники.
В писцовых книгах Патриаршего казенного приказа значится: «Церковь Страстотерпца Христова Георгия деревянная, построенная изстари «на погосте у речки Дорки», находилась в 1587 г., Московского уезда, в дворцовой Гжельской волости.
Мы не знаем, как давно на этом месте появилась церковь, известно только, что к концу XVI века она уже существовала. Причем, если исходить из анализа вышеприведенных топонимов, то изначально (по крайней мере, до начала XVI века) местоположение церкви именовалось по реке Дорке. Ныне же название реки помнят немногие старожилы, ниже по течению она перегорожена дамбой, и вследствие чего непосредственно у церкви постепенно заболачивается и перестает восприниматься как река (у дамбы она именуется БАМом).
Но вернемся к более ранним временам. В конце XIX века в ряде епархий было принято решение о ведении приходских летописей. В распоряжении по Московской епархии говорится, что «означенные приходские летописи, с течением времени, могут послужить материалом для истории Церкви и отечества»1.
Потом оба Клироса были полны любителей пения, от мала до велика, и пение было всегда безыскусственное, простое, хотя и не всегда довольно стройное, но это оттого, что уж очень много собиралось на Клиросах любителей петь, и дьячку не было возможности всех согласить в тоне и голосе. И дьячек, должно сказать, занимал первое место, его никто «как бы» не смел заступить и он был, большею частью, только распорядителем или приказчиком: кого посылать звонить к «шестопсалмию», кому читать шестопсалмие, кому кафизмы, кому с книгой с клироса на клирос, во время пения стихир «на Господи воззвах» и на стиховне, и кому читать каноны. Зачинал петь всегда дьячек, все его слушали и, видимо, уважали. Так было и на левом клиросе по отношению к Пономарю: то же все слушали его, и без его распоряжения на клиросе ничего не делалось. Головщиком в пении тоже был пономарь. Но, надобно сказать, что и знатоки были своего дела, как дьячек, так и пономарь. Такое устройство порядка на клиросах тоже очень отрадно по воспоминаниям.
1. Распоряжение Московского Епархиального Начальства за № 293 от 20-го Сент. 1868 года. Цитировано по летописи храма св. Вмч. и Победоносца Георгия в с. Игнатьеве, хранящейся в приходской библиотеке.
Далее народ собирался в Храме к самому началу службы, и как ни продолжительна была служба, и как ни холодно было, но все выстаивали до конца службы. Не отрадно ли ж сие?!
От каких причин, произошла такая перемена, объяснить трудно». Записи последующих лет не столь поэтичны. В 1886 году появляются указания на то, что «в прихожанах, в материальном положении, ощущается недостаточность, и много домохозяев отлучаются от своего места жительства на заработки в разные города и местности, оставив свои дома заколоченными; ибо до 5™ заводов фарфорофаянсовых закрылись и некоторые совершенно уничтожились. Местное духовенство, по сокращению фабрик или заводов и, так как вследствие сего, более 300Т душ убыло из прихода в др. местности на заработки, терпит из сего 1886 года большую нужду в материальном положении. К этому же нужно присовокупить, что не мало перемерло хороших домохозяев, оставив сирот-малюток, и от этих домов, разумеется, дохода причту нет. /. /
Орфография (кроме окончаний прилагательных) и пунктуация оригинала.
«1887-й год. Приход, в материальном положении по вышеизложенных обстоятельствам не улучшился. Доходы причта весьма сокращаются. Стали являться случаи, что приходилось крестить, хоронить и венчать без всякого вознаграждения. Во время хождения по приходу в храмовые праздники, со святыней во многих домах не дают никакого вознаграждения, а во многих весьма скудное.
1889 /. / Фабрики сокращаются ежегодно».
В летописи отмечается, что в 1906 году у одного из священников храма был подожжен сенной сарай, и крестьянин, совершивший это, «сделался жертвой мирского самосуда, убившего его до смерти».
Записи ведутся регулярно до 1915 года. Затем пропуск (стоят лишь цифры, обозначающие года). И последняя запись: «1926 г. В ночь на 18-е Августа н/с чрез пропиленную железную решетку окна, рядом с дверью Колокольни с северной стороны, проникли внутрь и произвели покражу серебряной ризы с Иконы Муч. Параскевы (весом 21 ф. размер 22 х 17)1».
Но смутное время началось много раньше. Обратимся к документам. Из протокола Чрезвычайного Приходского Собрания от 13 августа 1917г.:
«1. Захват церковной земли крестьянами с. Игнатьева, Богород. у. признать явлением ненормальным и не заслужившим поощрения постольку, поскольку вся церковная земля является достоянием всех трудящихся граждан прихода и отнюдь ни одних крестьян села Игнатьева;
2. Признать отбрание документов у арендаторов церковной земли явлением незаконным и насильственным;
3. Бесконтрольный сбор денег с церковного базара в десятую пятницу, что после Пасхи, признать поступком не только незаконным, но и святотатственным, ибо часть собранных денег должна принадлежать церкви.
1. Эта икона (без ризы) сохранилась и до настоящего времени.
Престольный праздник мч. Параскевы Пятницы.
Судя по слогу первого пункта, изначально одной из тем обсуждения Чрезвычайного собрания была этическая и юридическая оценка правомерности поступка крестьян села Игнатьева. Аргумент, запрещающий захват земли, никак не связан с понятием церковной собственности, но развивает понятие общего достояния, что вполне закономерно для того «послефевральского» времени.
О тревогах революционных лет можно судить и по «бытовой» переписке с благочинным. Письмо настоятеля Георгиевского храма от 31.12.17: «Причт Георгиевской, с. Игнатьеве, церкви, будучи извещен Вами /. /о постановлении местного Благоч. Съезда 27.10 сего года об оштрафовании не явившихся на Съезд Священно-церковнослужителей в установленной норме /. /, постановил ознакомить Вас и следующий очередной Благочиннический Съезд с теми уважительными причинами, которые являются причинами неявки означенного причта на Съезд 27 окт. сего года.
2. Около 30 километров.
3. История священнического служения при храме закономерна. До революции «по штату» храму положено было два священника и два дьякона (по материалам летописи известно, что. в 20е-40е годы происходила смута и в обычной, «текущей» гражданской жизни.
Где регистрировать браки, если церкви уже закрыты, а сельсоветов еще нет или они очень далеко? Из опыта фольклорных экспедиций нам известно, что в подобных случаях люди «играли свадьбу», и тогда в глазах «мира», деревни они считались мужем и женой, относились так к друг другу без венчания или гражданской регистрации (но естественно, продолжали жить под разными фамилиями).
Документы архива Георгиевского храма предоставляют нам материал и обратной ситуации: действия человека, желающего расторгнуть свой семейный союз.
ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ
Владыко Святый! Повенчавшись в начале 1923 г. на гражданке Анне Николаевне Комондиной, я надеялся найти счастливый семейный покой. Между тем она, Комондина, по истечении двух месяцев, успела найти себе лучшее, видимо, семейное счастие, а потому оставила меня без всякого предлога, не имея уважительных причин как со стороны физической, так и нравственной сторон. Оставаясь обиженным, я принужден был обратиться в Гражданский Суд, в котором, на основании, пред’являем при сем, подтверждения о разводе за № 13 от 17/ XI 1923 года, я получил официальный развод. Теперь же, оставаясь истинным христианином, я обращаюсь к Вам, Владыко, с просьбой разрешить мне вступить во второй законный брак с девицей Анной Дмитриевной Межуевой, чтобы предотвратить наше гражданское, могущее быть, сочетание. Феодор Федяшин».
Подателю этого прошения было «беспрепятственно благословлено» архиереем вступить во второй брак. Этим прошением заканчивается череда писем о досрочных венчаниях или повторных браках, датированных XIX- началом XX вв., хранящихся в храмовом архиве.
Безусловно, предпринимались попытки закрыть храм. В 1935 г. с колокольни были сброшены колокола. Но во времена наиболее тяжких запретов о. Александр Некрасов (настоятель храма с 1909 по 1957 год), совершая Литургии по ночам, отказывался выдать ключи от храма. Перед Великой Отечественной войной о. Александр скрывался, и церковь была закрыта на несколько месяцев. Но Божиим Промыслом гонения прекратились, и в храме возобновились открытые богослужения, которые не прекращаются и до настоящего времени.
В годы советской власти массовые Крестные ходы запрещались. Но известно, что и будучи запрещенным шествие к храму в поставное воскресение окончательно не прерывалось: «До 61 года мы все ходили. А потом стали запрещать. /. / А у нее свой крест был, и она его носила. /. /Бывало, она крест возьмет и идет и поет сама, одна. До 65 года ходила. Потом вдруг стало проще. И все тут пошли. Меткомелинские женщины пошли. »
Массовый крестный ход в Неделю Антипасхи был возрожден 3 мая 1992 года. Конечно, по сравнению с древней традицией, в проведении его есть изменения. Так, иконы не покидают храм во время Великого Поста, сокращено до восьми количество остановок, а во время движения поется еще и Канон Пасхи. Но также как и много лет назад молящихся встречает у церкви настоятель храма с крестом и трисвечником. Крестный ход собирает несколько сотен человек, большая часть которых не проходит весь большой путь целиком, но ждет ход у входа в храм.
Запись сделана от Кошелевой Александры Федоровны, 1928, д. Меткомелино Раменского района Московской области (архив храма)
2. Время появления обычая не установлено. По уставу Пасхальная вечерня служится не может, так как чин служб Светлой седмицы заканчивается после перед всенощным бдением под воскресенье.
Вознесения Господня и длилось неделю: «У меня тетя Шура, ей 93 года. Она все рассказала. Она очень все помнит, про Иерусалимскую вот эту. Она родилась в 1906 году. И вот она говорит: «Иерусалимскую носили. Ее по деревням носили. Нам передавало Бахтеево (у нас четверг). Ее встречали. И уже все готовились, каждый дом. Пекли лепешки. У кого из какой муки. Перед домом стол ставили. Если не мог ее каждый дом встретить, там два дома объединялись. Все собираются, все одеваются — мать велит всем одеваться как следует.
От старой традиции сохранилось воспоминание «праздновать деревней», которое заключается в предварительном сборе пожертвований «на икону», Литургии и молебне в храме (с возглашением многолетья жителям деревни), крестном ходе вокруг храма и угощением всех прихожан кусочками черного хлеба с солью. К сожалению, жители празднующей деревни в очень небольшом количестве посещают храм в этот день.
Изначальный смысл обычая, безусловно, имел и охранительное значение, связанное с круговым шествием вокруг своей деревни.
Т.е. чашу со святой водой.
4. Точнее, последние три года жители деревни Коломино приглашают к себе священника и клирошан храма, чтобы пройти с ними крестным ходом по деревне. Но это исключительный случай. «Что-то мы не ходим вокруг своей деревни. Нужно нам встать в 4 часа, хоть вокруг своей деревни пройти. На тот год собираемся, не знаю, соберемся. Без священника ходили, только сами»1. Крестный ход с Иерусалимской иконой Божией Матери имел и «деревенскую» и церковную, храмовую практику. Поэтому, в отличие от вышеприведенного обычая, он сохранился, хотя и в измененном виде.
Запись сделана от Кошелевой Александры Федоровны, 1928, д. Меткомелино (архив храма).
Точнее хождение «на Ляду» крестным ходом из храма сохранилось и поныне, но происходит оно с небольшим количеством народа только в дни преполовения Пятидесятницы и не ежегодно (только в те годы, когда Пасха поздняя и нет уже нет разлива вод).
О храме в селе Карпово: Материалы с сайта
Данные материалы любезно предоставлены создателем сайта, посвященного церкви в селе Карпово.
Яруса колокольни имеют арочные сквозные и глухие проемы, ряд ложных закомар. Здание церкви просматривается издали, и является доминантой села Карпово.
До 1940 года храм был действующим, затем был закрыт и на его территории размещен склад аммиачной селитры, которая привела к разрушению внутреннего убранства, позже стали разрушаться и стены снаружи.
В 1990 году храм снова передан общине верующих. С 1991 года ведется реставрация. Восстановление ведется на пожертвования местных жителей, но из-за недостатка средств реставрация идет очень медленно, и за прошедшие 8 лет было сделано намного меньше задуманного. Несмотря на это, церковь действует, ведется служба, происходит таинство крещения и венчания.
О селе Карпово
Село Карпово имеет древнюю историю. В XIV веке на службу в Москву выезжают князья Фоминские, представители одной из младших ветвей смоленского княжеского дома. На службе у московских князей особо выдающихся постов они не заняли, а их потомки, к тому же, утеряли свой княжеский титул.
В документах начал XVII века село именуется как «Карповское, Большовское тож». Второе название село, возможно, получило от фамилии Большовых, которые некоторое время владели им. По описанию 1646 года в селе Карпово строится деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К тому времени в селе насчитывается 8 крестьянских дворов. В 1719 году в селе насчитывается 62 двора. По сведениям 1852 года село находится в удельном ведомстве и здесь располагается Карповский уездный приказ. В селе имеется церковь и 90 дворов. В престольный праздник Покрова ежегодно 1 октября устраивалась Покровская ярмарка. В 1864 году на средства заводчика Глазкова из деревни Минино начинается строительство каменного храма