храмы в районе кропоткинской
Храмы рядом с метро «Кропоткинская»
Соседние станции метро
Храмы рядом с метро «Кропоткинская»
Храм Христа Спасителя
Последние отзывы на храмы рядом с метро «Кропоткинская»
Ходили на экскурсию всей семьёй. Очень понравилась. В последнюю субботу месяца из алтаря для поклонения выносят частицу Ризы Господа и Богоматери. Также с экскурсоводом пускают на смотровую площадку. В ясную погоду там очень красиво.
Если это действительно крупнейший храм РПЦ, то его можно считать символом православия.
Символично, что он был снесён, что на его месте планировалось построить монументальнейший Дворец Советов, но получилось только открытый бассейн. И что потом здесь же воссоздали разрушенный храм (подобно тому как пытаются сделать историческую реконструкцию самого православия).
И ещё любопытно, что самая большая мечеть мусульман — вместимостью 900 000 человек и возведена в 638 году, в то время как самый большой православный храм — на 10 000 человек и является реконструкцией. Увы.
Один из красивейших храмов в мире. Обязательно стоит посетить всем туристам.
Если это действительно крупнейший храм РПЦ, то его можно считать символом православия.
Символично, что он был снесён, что на его месте планировалось построить монументальнейший Дворец Советов, но получилось только открытый бассейн. И что потом здесь же воссоздали разрушенный храм (подобно тому как пытаются сделать историческую реконструкцию самого православия).
И ещё любопытно, что самая большая мечеть мусульман — вместимостью 900 000 человек и возведена в 638 году, в то время как самый большой православный храм — на 10 000 человек и является реконструкцией. Увы.
Один из красивейших храмов в мире. Обязательно стоит посетить всем туристам.
Храм, по которому можно изучать историю
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Фото Владимира Ештокина
Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.
Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».
Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.
В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина
Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.
В память о чуде
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.
Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.
А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.
Неудачная попытка
Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.
Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.
Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.
Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.
Первая жизнь храма
Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу Тону, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.
Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.
Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.
К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.
И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.
Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.
После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.
Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.
«Прощай, хранитель Русской славы!»
После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото www.xxc.ru
В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.
Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя
Скульптор А. Логановский. Фото www.xxc.ru
И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru
В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».
От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
Несбывшаяся утопия
Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.
По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).
Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.
После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.
Новая жизнь храма
В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.
Фото Владимира Ештокина
Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.
Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.
Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.
При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с.
Москва православная: 28 храмов, которые стоит увидеть
В Москве более 1000 церквей, 15 действующих монастырей и 9 монастырских подворий. Православные храмы — большая часть культурного и исторического наследия города.
Я подбирала храмы по единственному принципу — какие бы из них я показала своим друзьям. Для тех, кто интересуется православной Москвой, советую книгу Петра Паламарчука «Сорок сороков» (4 тома, полный список московских храмов с кратким описанием и историей).
Дополняйте список интересных храмов Москвы на Dorogi-ne-dorogi.ru в комментариях. Если наберется, сделаем еще одну подборку на нашем канале Дзен. Давайте творить наш путеводитель по Москве вместе!
Красная площадь
Знакомиться с православной Москвой начнем с самого центра — Красной площади. Здесь посмотрим соборы Василия Блаженного и Казанский.
Собор Василия Блаженного
Покрова на Рву — символ столицы. В народе прижилось другое его название — Василия Блаженного — по имени святого, который захоронен в этом месте. Про собор знают все, но чаще смотрят на него снаружи, делают фото с ним. Я советую обязательно зайти внутрь. Вход платный, но побывать хоть один раз стоит.
Купола на соборе Василия Блаженного все разные, но в то же время составляют одно целое
История. Построен при Иване Грозном. По легенде царь ослепил главных строителей — Барму и Постника, чтобы они не смогли в будущем построить здание, превосходящее это по красоте. Придел Василия Блаженного пристроен к собору позже — в 1588 г. В нем покоятся мощи святого. Собор давно в статусе музея. Последние службы в нем проводились в начале XX века. Сейчас богослужения проводят лишь в приделе Василия Блаженного.
Чем интересен. Уникальность собора — в его планировке. Несколько церквей (каждая с отдельным входом) объединены одним сводом, над которым возвышается главная, с шатром — Покрова Богородицы. Церкви в основании образуют восьмиконечную звезду (символ Богородицы в православии). Купола у собора разные и в то же время подобны друг другу, составляют одно целое.
Внутри росписи XVII-XIX веков, с причудливым растительным орнаментом, диковинными растениями. Попробуйте отыскать там фреску с морскими водорослями.
По задумке создателей собор должен олицетворять прекрасный сад, райские кущи. По-моему, задумка удалась.
Казанский собор
Назван в честь иконы Казанской Божьей Матери. Собор снесли по приказу Сталина в 1936 году. На его месте сейчас стоит новый храм, восстановленный в 90-годы. Но выглядит новодел так, что ни у кого нет сомнений в историчности здания.
Казанский собор справа
История. Первый храм на этом месте был деревянный, построенный на деньги Дмитрия Пожарского в 1625 г. Простоял недолго, сгорел через несколько лет. Новую каменную церковь построил царь Михаил Федорович в 1636 г. Казанский был главным храмом московского купечества. Хоть и небольшого размера, но статусный, служили в нем самые уважаемые священники.
Собор много раз надстраивался и перестраивался, пережил нашествие Наполеона. После революции службы в нем продолжались. В 1918 г. патриарх Тихон сообщил прихожанам храма о расстреле царской семьи.
Чем интересен. Сегодняшний собор восстановлен по историческим чертежам, который успел сделать реставратор и архитектор Барановский.
Петр Дмитриевич Барановский в период уничтожения церквей в 30-е годы XX века спас много исторических памятников. Ему мы обязаны сохранением Коломенского и Андроникова монастыря (частично уже разрушенного). По чертежам и замерам, которые успел сделать Барановский, восстанавливали и Казанский храм на Красной площади.
Интересно, что проектом создания нового Казанского собора руководил ученик Барановского — Олег Журин. Росписи в стиле XIX века делали мастера из Брянска и Палеха.
Где находится. Угол Никольской и Красной площади.
На самой территории Кремля посмотрите соборы:
Все здания входят в состав музеев Московского кремля. Вход платный, билеты дорогие — 700 руб./500 руб. — льготный, с аудиогидом — 1000/800 руб. (покупать заранее онлайн).
Подробнее о музеях Кремля читайте в путеводителе по Московскому кремлю.
Варварка и Маросейка
Рядом с кремлевскими стенами расположились парк Зарядье и старинная улица Варварка. Здесь смотрим храмы Варвары великомученицы с колоннами, Георгия Победоносца и Знаменский собор. Каждый находится в паре шагов друг от друга.
Церковь Варвары великомученицы
В честь этого храма и получила свое название улица Варварка.
История. Первый каменный храм появился здесь в 1514 г. Строил его итальянец Алевиз Фрязин (автор Архангельского собора на Красной площади). Современное здание в классическом стиле с колоннами построил Родион Казаков (не путать с Матвеем Казаковым). Здание сильно пострадало во время войны с Наполеоном, но позже его восстановили.
Деньги на строительство первого и второго храма дали купцы. В первом случае — сурожцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов, во втором — Николай Самгин (купец 1-й гильдии) и Иван Барышников.
Св. Варвара — покровительница купцов и торговых людей, ей молились от внезапной смерти в дальней дороге. Купцы, торговцы и ремесленники с давних пор обосновались у восточных стен Кремля, где стоит церковь.
В храме хранился чудотворный образ и часть перста Св. Варвары (после разграбления в годы советской власти передан в церковь Иоанна воина на Якиманке).
В советское время храм закрыли, снесли кресты, разрушили колокольню, а улицу Варварку переименовали в Степана Разина (по ней когда-то везли на казнь бунтовщика). Церковь использовали как склад, позже отдали под общество охраны памятников, в начале 90-х вернули верующим.
Чем интересен. Насколько монументален храм снаружи, настолько уютный и камерный внутри. Там очень красивая потолочная роспись — купол, изображения апостолов и святых, деревянный резной иконостас.
Купол внутри верхнего храма / фото автора
Не так давно при археологических работах в подклете нашли фрагменты сводов старого храма XVI века.
Адрес: ул. Варварка, 2.
Знаменский собор
Входил в комплекс Знаменского монастыря, который основал царь Михаил Федорович в 1631 г. Собор построили в 1684 г. на месте старой церкви. Сейчас это главный храм Патриаршего подворья в Зарядье. Нарядные зелено-золотые купола притягивают взгляды гуляющих в парке.
Архитектура. Храм двухъярусный, построен с элементами московского барокко. Нижний «теплый» храм освящен во имя Сергия Радонежского, верхний «летний» посвящен иконе Божьей Матери «Знамение».
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке
Годы постройки: 1657-1658
Один из древнейших храмов столицы (за счет подклета). Стоит на самом высоком месте Варварки — Псковской горке.
Храм Георгия Победоносца в Зарядье / вид с ул. Варварки / фото автора
История. Церковь построена на подклете, сохранившемся от старого храма. В первой половине XVIII в. появились пристройки — колокольня (1818) и трапезная (1838) в стиле псевдоготики. В этом храме молились Иван Калита, Симон Ушаков, Михайло Ломоносов, Иосиф Волоцкий, Пафнутий Боровский, патриарх Никон, Святитель Филарет Московский, Антон Чехов, Николай II. В нем венчался и крестил своих детей русский «шоколадный король» А. И. Абрикосов.
Что посмотреть. Казанская икона Божьей Матери со следами от пуль ( икона-мученица). Внутри сохранились фрагменты росписи XVII в.
Адрес: ул. Варварка, 12.
Выйдите из парка Зарядье у Георгиевской церкви и сверните в Ипатьевский переулок. Пусть вас не смущает шлагбаум, пешеходам ходить можно. В глубине переулка спряталась миниатюрная церковь.
Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках
Год основания: 1628
Второе название — церковь Грузинской иконы Божьей Матери в Никитниковом переулке.
Троицкий храм в Никитниках / фото автора
История и архитектура. Храм увидите сразу, он очень нарядный, в стиле московского узорочья — с кокошниками, цветными изразцами, резным крыльцом и зелеными куполами. Сразу стал эталоном, на который равнялись при строительстве церквей в XVII в. Заимствовали архитектурные черты и декор в XIX и XX веках (псевдорусский стиль).
Фрагмент фасада / фото автора
Главные святыни: иконы Грузинской и Владимирской Божьей Матери. В южном приделе Вмч Никиты находится усыпальница купцов Никитниковых, основателей храма.
Над иконами для алтаря работал иконописец Симон Ушаков. Палаты Ушакова, где находилась его мастерская, совсем рядом: на перекрестке Ипатьевского и Никитникова. Подробнее о них и других старых зданиях Москвы читайте здесь.
В советские годы в церкви открыли музей Симона Ушакова (1923-1941), а после войны — музей древнерусской живописи. Сейчас это действующий храм.
Обратите внимание, храм открыт с 10:30 до 15:30 и во время праздничных богослужений.
Адрес: Никитников переулок, 3.
Идем дальше — на Славянскую площадь. Там смотрим один очень известный и овеянный мрачными легендами храм. Далее выходим на Маросейку, чтобы увидеть чудотворную Феодоровскую икону в Кленниках.
Храм Всех Святых на Кулишках
Годы постройки: 1687-1689
Говорят, отсюда пошло выражение: «У черта на Куличках». Находится в 7 мин ходьбы от Никитникова. Внутри полумрак даже в солнечный день, на потемневших иконах едва различимые лики.
Фрагмент фасада храма Всех Святых на Кулишках / фото автора
6 фактов про храм на Кулишках:
Адрес: Славянская площадь, 2.
Храм Николая Чудотворца в Кленниках
Год постройки: 1657
Сюда приходят, чтобы поклониться мощам Алексея Мечева и попросить помощи у Феодоровской иконы Божьей Матери.
Никольская церковь в Кленниках. Внутри — мощи Св. Алексея Мечева / фото автора
История и архитектура. Деревянную церковь на этом месте основал Иван III в знак спасения от пожара (сильный пожар не перекинулся тогда на Кремль, а остановился в пределах Белого города). Позже построили каменную церковь вплотную к деревянной, потом надстроили 2-й этаж, построили колокольню.
Название «Кленники» трансформиловалось из Блинников. В старину здесь были сытные ряды, торговали блинами.
Храм прославился в начале XX века, когда в нем проповедовал Алексей Мечев. Его называли старцем и считали прозорливым. К нему ходили многие известные люди: философы Николай Бердяев и Павел Флоренский, художники Михаил Нестеров и Роберт Фальк, скульптор Анна Голубкина. Отец Алексей благословил создание иконописной школы при храме, в которой работала монахиня Иулиания (Мария Соколова).
В советское время храм закрыли. В нем разместили бухгалтерию ЦК ВЛКСМ. Возвратили верующим в 1990 г. При храме возрождена иконописная школа, которую возглавила ученица монахини Иулиании.
Главные святыни:
Адрес: ул. Маросейка, 5.
С двух сторон от Патриаршего моста
Храм Христа Спасителя
Нельзя пройти мимо этого сооружения, все-таки главный храм страны.
Храм Христа Спасителя. Вид с Патриаршего моста
Храм Христа Спасителя — рекордсмен. Это самый большой православный собор в мире.
Истории и легенды. Воздвигнут в начале 90-х на месте взорванного в 30-е годы одноименного храма. У того, первого храма Христа Спасителя, была неоднозначная история. Появился он на месте Алексеевского женского монастыря, простоявшего здесь несколько столетий. Монастырь упразднили, чтобы освободить место под строительство нового храма в честь победы над войсками Наполеона.
Говорят, что перед тем как уйти, настоятельница монастыря прокляла место, предсказав, что ничто не простоит здесь более полувека. Правда это или вымысел, неизвестно, но пока никакому зданию не удалось задержаться здесь дольше 50 лет.
Первоначальный храм простоял 49 лет. На его месте планировали строить масштабный Дворец Советов. Успели вырыть котлован, но началась война. После войны от возведения Дворца отказались и в 1960 году здесь появился открытый бассейн «Москва». Он проработал до 1994 года. Современный храм открыли в 1999 году. Надолго ли, покажет время.
Что посмотреть. В храме находятся мощи Св. Филарета Дроздова (прапрадеда всеми любимого ведущего Николая Дроздова), глава Иоанна Златоуста, трон святителя Тихона, частицы мощей святых и списки с чудотворных икон. Росписи внутри храма занимают огромную площадь — 22 000 кв м, частично покрыты сусальным золотом. Можно подняться на смотровую площадку с лучшим видом на исторический центр Москвы.
Адрес: ул. Волхонка, 15.
Перейдите Патриарший мост и на другой стороне Москвы-реки найдите небольшой, но очень красивый храм.
Церковь Св. Николы на Берсеневке
Год основания: 1657
Почти незаметна на фоне махины Христа Спасителя.
Старообрядческая церковь Николы на Берсеневке. Крестный ход / фото с оф. сайта
Чем примечательна. Это один из древнейших действующих храмов Москвы. К нему примыкают палаты Аверкия Кириллова (купца и предпринимателя), основателя храма. Трапезная в классическом стиле с западной стороны пристроена позже — в XIX в.
Церковь Николы тоже собирались снести в 30-е годы. Борис Иофан (автор проекта Дворца Советов, из-за которого взорвали храм Христа Спасителя), хотел снести и этот храм, но по каким-то причинам этого не сделали. Сейчас Никола на Берсеневке радует глаз всех проходящих мимо.
Резные кокошники, нарядное крыльцо, многоцветный декор с лепниной, московское узорочье — он похож на шкатулку с драгоценностями. Почти без изменений храм дошел до наших дней. Он пятиглавый. На северной стороне сохранились изразцы с орнаментом и двуглавыми орлами.
Интерьер храма / фото с оф. сайта
Церковь Николы действующая, но открыта не всегда. Если не ошибаюсь, богослужения здесь проходят по старообрядческим канонам.
Адрес: Берсеневская набережная, 18-20-22.
От храма Христа Спасителя пройдите дальше по Пречистенской набережной, за домом Перцова и посольствами сверните во 2-й Обыденский переулок. Пройдя по нему чуть дальше, по правую руку от вас будет еще один интересный храм с богатой историей.
Храм Илии пророка в Обыденском переулке
Годы строительства: 1702-1706
Патриарх Алексий II у иконы «Нечаянная радость», 2007 г. / фото с оф. сайта храма Илии пророка
История. В летописи 1612 г. упоминается деревянный Ильинский храм. В нем Дмитрий Пожарский молился перед сражением с поляками. Каменный храм выстроили позже — в 1702, на деньги дьяка Гавриила Деревнина. Несколько икон («Спас Нерукотворный», Казанская, Житие пророка Илии с клеймами) кисти Симона Ушакова в главном алтаре остались от того, старого храма.
Храм почитаем среди верующих. В советское время они спасли его от закрытия и разрушения. Говорят, что хотели закрыть накануне войны, но не успели. Он продолжал работать всю войну и послевоенное время. В 1944 сюда перенесли особо почитаемую среди верующих икону Божьей Матери «Нечаянная радость». Здесь отпевали М. Булгакова, а в 1973 в нем венчался со своей женой А. Солженицын.
Главные святыни:
Адрес: 2-й Обыденский переулок, 6/3.
На Тверской
В начале Тверской улицы, между домами 9 и 11 есть проход в Брюсов переулок. Там находится один красивый и любимый московской интеллигенцией храм.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке
Годы постройки: 1629-1634
В нем любят бывать знаменитости. В этом районе проживает творческая интеллигенция, рядом —московская консерватория и Дом композиторов. Часто здесь отпевают известных актеров, музыкантов, писателей. Здесь отпевали Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, а совсем недавно — Андрея Мягкова.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке / фото wikimedia.org
История. Храм в камне появился в 1629–1634 годах, на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1820 пристроили новую колокольню и трапезную, а в 1897 у колокольни заменили верхний ярус.
Один из немногих московских храмов, который никогда не закрывался. Храм отстояли его знаменитые прихожане. На службах здесь бывали Иван Козловский, братья Пироговы, Константин Станиславский, оперная певица Максакова. Сюда свозили святыни из других закрывшихся или разрушенных церквей в округе.
Главные святыни:
Адрес: Брюсов переулок, 15/2.
На противоположной стороне Тверской — напротив прохода в Брюсов переулок, у дома № 6, загляните в подворотню и полюбуйтесь чудом сохранившимся великаном — фасадом Саввино-Сторожевского подворья. Его задвинули вглубь квартала за одну ночь в 1939 году (подробности в подборке: Самые необычные здания Москвы).
Саввинское подворье на Тверской / фото автора
На Успенском вражке есть еще одна церковь, на которую стоит посмотреть.
Храм Успения Богородицы
История. Деревянный Успенский храм появился здесь давно — до 1531 г. (по Никоновской летописи). Он и дал название этому месту — Успенский вражек. А вот современное здание не такое старое — построено в середине XIX века. Освятил новый храм Филарет Дроздов.
Что посмотреть. Барельефы на южной стене с фигурами Христа и апостолов. Такие скульптуры на церковном фасаде — редкость для Москвы. Делал их известный мастер Рамазанов, автор посмертной маски Гоголя и скульптур для храма Христа Спасителя (он строился в это же время). Внутри находится редкая икона Великой княгини Елизаветы с частицей мощей.
Адрес: Газетный переулок, 15 (рядом с Центральным телеграфом).
Арбат
Если окажетесь на Новом Арбате, найдите маленькую церквушку по правую руку от «Московского дома Книги». Рядом с ней серая многоэтажка.
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Годы постройки: 1676-1679
Она резко контрастирует с напирающими со всех сторон массивами советских высоток. Старинная, в стиле русского узорочья, в XX веке лишилась привычного окружения, но уцелела.
Церковь Симеона Столпника на Поварской
История спасения. Достойна пера голливудского сценариста. Чтобы спасти полуразрушенную церковь, архитектор Л. Антропов залез на ковш экскаватора и не давал «благоустроителям»-разрушителям делать свое дело. И здесь помог легендарный Барановский, он добился присвоения зданию статуса памятника архитектуры.
Внутри сохранились надгробные плиты XVII-XVIII в. Росписи делали уже в 90-е, когда храм вернули РПЦ. Старинная храмовая икона Св. Симеона Столпника сохранилась у прихожан и вернулась в храм после открытия.
Чем известна. В церкви на Поварской венчались граф Н. П. Шереметев с крепостной актрисой Пашей Жемчуговой, писатель С. Аксаков, а в наше время — Н. Караченцев с Л. Поргиной. Самый известный прихожанин — Н. В. Гоголь. Перед смертью его отпевал священник этого храма. Церковь мелькает в кадрах нескольких советских фильмов (есть в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»).
Адрес: Поварская ул., 5, стр. 1.
Церковь Спаса Преображения на Песках
Год постройки: 1711
Ее запечатлел Василий Поленов в своей картине «Московский дворик». Чудом сохранившийся уголок старой Москвы.
Преображенская церковь на картине Поленова «Московский дворик», 1878 г.
История. Каменный храм построен на месте старого, деревянного стрелецкого храма (строили стрельцы как полковую церковь).
Этому храму, можно сказать, повезло. Он хоть и закрылся в 1933, но уцелел. Вначале в нем устроили общежитие Метростроя. После войны признали памятником архитектуры, отреставрировали, а в 60-е разместили кукольные мастерские студии «Союзмультфильм». Здесь делали кукол для советских мультиков — знаменитых Чебурашку и Крокодила Гену. Верующим храм возвратили в 1991. Театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму колокола из взорванного Страстного монастыря.
Адрес: Спасопесковский пер., 4А.
Ордынка и Пятницкая
Я люблю этот район Москвы. Здесь всегда немного суетливо, но сохранился купеческий дух старой Москвы и несколько очень красивых церквей. В районе Ордынки и Пятницкой смотрим Климентовский храм, церковь Всех Скорбящих радости и Никольский при Третьяковской галерее.
Я расскажу про эти три, но вы можете расширить прогулку — посмотреть церковь Св. Николая в Пыжах (белоснежный, с изумительной архитектурой XVII века), Воскресенскую церковь со свечой-колокольней в Кадашах и Марфо-Мариинскую обитель (о монастырях Москвы читайте в отдельной статье).
Храм Св. Климента, папы Римского
Потрясающей красоты здание в барочном стиле. Самый красивый православный храм Москвы. Но при чем тут православие, скажите вы, если храм посвящен Клименту, папе Римскому? Будем разбираться.
Храм Св. Климента папы Римского / фото автора
Вначале небольшая хроника:
Теперь про священномученика Климента, в честь которого назван храм и переулок. Святой Климент жил до разделения христианской церкви на православную и католическую. И поэтому он одинаково почитаем обеими церквями. Климент стал 4-м в истории римским епископом (по-современному — папой Римским, сам термин был введен позже). Положен в сан епископа самим апостолом Петром.
Мощи Св. Климента — первая христианская святыня на Руси.
Советский период. Климентовскую церковь закрыли в 1929 г. В 1934 отдали ленинской библиотеке под книгохранилище. Верующим храм вернули в 2008 г., а в 2014 закончили масштабную реставрацию.
Что посмотреть. Храм и снаружи красив, но зайдите внутрь, там просто космос! Не храм — музей.
Фрагмент главного алтаря в стиле барокко в храме Св. Климента / фото автора
В храме необыкновенно красивый алтарь в стиле барокко и подкупольные росписи.
Адрес: Климентовский переулок, 7/26.
Храм иконы Всех Скорбящих Радость
Находится в нескольких шагах от Климентовской церкви, по ходу движения к Третьяковке. Настоятель храма — митрополит Иларион Алфеев.
Церковь иконы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке / фото автора
Деньги на постройку новой трапезной в классическом стиле дал Л. Долгов, купец 1-й гильдии и заодно свекр Баженова. После того, как храм пострадал при московском пожаре 1812 г., его решили заменить на новую ротонду в стиле ампир. Проектом занимался Осип Бове. Он же разработал рисунки для чугунного пола. Несколько икон для храма написал В. Боровиковский.
В советское время храм закрывался на очень маленький срок — с 1933 по 1948 г. После открытия в нем сразу возобновили богослужения. С 1941 по 1945 г. здесь размещались запасники Третьяковской галереи.
Верующие приходят сюда, чтобы поклониться иконе «Всех скорбящих Радость» и старинной иконе Варлаама Хутынского. В честь него в XVI в. на этом месте была основана деревянная церковь.
Хоровые традиции. В советские времена в храме исполняли «Литургию Иоанна Златоуста» — запрещенное произведение П. И. Чайковского. С 2009 года, уже при митрополите Илларионе, эту традицию возобновили. Хор храма получил статус — Синодальный. Он выступает на Пасхальном фестивале, в Московской консерватории, сотрудничает с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, часто гастролирует за рубежом.
С 2009 г. храм возглавляет владыка Илларион — композитор, автор книг и фильмов, общественный деятель, ведущий программ на ТВ.
Адрес: ул. Большая Ордынка, 20, стр. 10.
Храм Святителя Николая в Толмачах
История. О церкви в Толмачах упоминали еще в 1625 г. Каменный храм Лонгин Добрынин построил в 1697, в XIX веке его обновляли и реконструировали. В 1834 построили колокольню и новую трапезную, позже переделали главный алтарь.
Павел Третьяков — основатель Третьяковской галереи, был прихожанином церкви в Толмачах. С 1929 по 1993 г. храм был закрыт, в нем размещались службы Третьяковской галереи.
Московский Кремль — как попасть внутрь и не пропустить ничего интересного
Сейчас это действующая церковь, в ней проводят богослужения. Ежедневно с 9:00 до 16:00 открыта для всех (за исключением понедельника — выходной).
Главные святыни. Образ Владимирской Божьей Матери — одновременно и мировой шедевр, и великая святыня. Икона хранится в киоте (не всегда бывает в храме). Дмитровский Животворящий Крест. На праздник Троицы сюда из галереи приносят знаменитую «Троицу» Андрея Рублева.
Адрес: Малый Толмачевский пер., 9.
Еще несколько интересных храмов
Богоявленский собор
Побывав в храме Христа Спасителя, стоит посмотреть и на Богоявленский собор на Елоховской улице. Этот собор был главным патриаршим до воссоздания храма Христа Спасителя. Отсюда на всю страну транслировали праздничные службы. Храм очень любил патриарх Алексий II. В нем он и похоронен.
Богоявленский собор на Елоховской / фото wikimedia.org
История и архитектура. Красивый, в нежно-зеленых тонах, собор всем своим видом устремился ввысь. Выстроен он в стиле ампир на месте старого храма, долгое время простоявшего в этом месте.
Улица, на которой он стоит, получила название от села Елохово. По преданию в Елохово родился московский святой и юродивый Василий Блаженный.
5 фактов о Елоховском соборе:
Адрес: Спартаковская ул., 15.
Церковь Григория Неокесарийского
9000 изразцов на фасаде, царские кресты на куполах, росписи Симона Ушакова внутри. Про эту церковь я писала в подборке: Самые красивые храмы России. Поэтому не буду здесь подробно на ней останавливаться, но посмотреть обязательно советую.
Церковь Григория Неокесарийского на Полянке / фото A.Savin
Чем интересна. Снаружи храм украшают изразцы «павлинье око» мастера Степана Полубеса и кокошники «огненные языки». Изразцов на стенах храма много, все великолепные. Найдите на одном из фасадов изразец с изображением Св. Григория. Кресты с коронами — знак «царского» храма (построен по велению царя Алексея Михайловича).
Здесь царь Алексей венчался с Натальей Нарышкиной (матерью Петра I).
Через колокольню проходит пешеходный тротуар. Его сделали в 30-е годы. Колокольню хотели снести, чтобы проложить дорогу, но кто-то предложил такое решение — сделать через нее сквозной проход.
Адрес: ул. Большая Полянка, 29А.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Годы постройки: 1679-1682
Храм Св. Николая в Хамовниках / фото Е. Измайлов
История. Первая деревянная церковь появилась здесь около 1625 г. В этих местах, по соседству с Новодевичьим монастырем, издавна обосновались ткачи и торговцы сукном, которых называли «хамовники». Они и выделили деньги на строительство храма, освятили его в честь Св. Николая. Позже выстроили каменную церковь. Ту, что стоит сейчас, построили в 1679 г.
Чем интересен. Памятник архитектуры XVII века. Стиль — русское узорочье. Храм сказочный по красоте — с лепниной и богатыми росписями. Стоит на улице Льва Толстого.
Писатель жил в Москве поблизости и был прихожанином храма в Хамовниках.
Главная святыня — чудотворная икона Богородицы «Споручница грешных» (в храме с 1848 г.).
Адрес: ул. Льва Толстого, 2.
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках
Год основания: 1591
Храм Сергия Радонежского с усыпальницей князей Ухтомских / фото автора
История. Точная дата основания неизвестна. Предположительно в 1591 г. была сооружена деревянная церковь. Каменный храм заложили в 1625 г. В 1883 г. храм и землю, на которой он стоит, Александр III передал в ведение Константинопольского патриархата. После революции из-за принадлежности к константинопольскому подворью долгое время оставался действующим. Но в 30-е годы церковные ценности разграбили, верхний ярус колокольни сломали и в 1938 г. подворье окончательно закрыли.
Обратно верующим храм передали в 1991, выглядел он тогда плачевно. Позже, уже в 2000, восстановили колокольню, открыли лицей. В 1991 сюда передали великую святыню — Кийский крест. В 30-е годы этот крест выставляли в антирелигиозном музее в Соловках.
Святыни и реликвии:
В храме находится усыпальница князей Ухтомских — в северном приделе Св. Серафима сохранились каменные надгробные плиты.
Адрес: Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Церковь Мартина Исповедника на Таганке
Выделяется своим монументальным видом и необычным названием. Мартин — не самый популярный святой в названии православных храмов. Считают, что храм на этом месте основал Василий III и назвал его в честь Святого Мартина, в день памяти которого его благословили на княжение.
Церковь Мартина Исповедника в районе Таганки
Чем интересна. Церковь Мартина Исповедника — один из лучших образцов классического стиля в Москве. Есть легенда, будто бы Мюрат во время взятия Москвы в 1812 выставил для ее охраны взвод солдат, чтобы спасти от разорения и мародерства.
Зайдите внутрь, там вас ждет чудо — иконостас, выполненный в виде Триумфальной Арки. Его подарил храму император Александр I в честь победы над Наполеоном.
Росписи внутри сделал итальянец Антонио Клаудио, они сохранились до сих пор. А еще здесь хранится погребальная рубашка Блаженной Матроны и почитаемый верующими образ Грузинской Божьей Матери.
Адрес: ул. Александра Солженицына, 15/2.
Церковь Св. мч. Трифона в Напрудном
Год постройки: 1492
Один из старейших храмов Москвы спрятался за большим серым зданием областной больницы МОНИКИ в районе м. Рижская.
Церковь Св. Трифона в Напрудном / фото wikimedia.org
Древнейший на территории Москвы храм за пределами стен Кремля.
История. Время основания точно неизвестно (нет летописных данных). Есть версии — XVI век и более ранние — около 1500 г. Табличка на фасаде указывает на 1492 г. То, что храм очень старый, видно по его архитектуре. Такие в Москве редкость. Тем удивительнее, что он сохранился.
Легенда. Строительство храма в этом месте связывают с именем Трифона Патрикеева. Был он сокольничим то ли Ивана Грозного, то ли Ивана III. Когда под страхом смертной казни царь приказал ему отыскать любимую птицу — улетевшего кречета, Трифон горячо молился своему святому тезке. И тот явил чудо, птица нашлась. В благодарность сокольничий царя построил в его честь храм.
Особые испытания постигли храм в XX веке. В 1932 г. его взрывали, пытаясь уничтожить. Он сильно пострадал, но сохранился. Реставрацией в 40-е годы занимался Петр Барановский.
Адрес: Трифоновская ул., 38, стр. 1.
Казанская церковь в Коломенском
Годы постройки: 1649-1653
На территории парка Коломенское, что на юге Москвы, есть старинная Казанская церковь.
Казанская церковь в Коломенском. Долгие годы стены храма были белыми. Сейчас их перекрашивают в желто-бежевый цвет. Очень непривычно / фото автора
Чем известна:
В церкви хранятся чудотворная икона Казанской Богоматери (XVII в.) и деревянная скульптура «Христос в темнице» (возможно, делал польский мастер).
Казанская церковь закрывалась лишь однажды — с 1941 по 1942 г.
В Коломенском стоит также увидеть церковь Вознесения XVI века — памятник ЮНЕСКО и один из первых шатровых храмов в России.
Где находится: парк Коломенское (ст. м. Коломенская)
Церковь Покрова в Филях
История. Храм очень красивый, в стиле нарышкинского барокко. Строил его Лев Нарышкин (дядя Петра I). Сам Петр не раз бывал в этом храме. Белокаменную резьбу делал резчик Карл Золотарев, мастер Оружейной палаты.
Во время войны 1812 г. церковь сильно пострадала, французы устроили в ней конюшню. В 1941 г. ее закрыли, сняли купола, разобрали верхний ярус, в нижнем храме разместили лазарет. После войны устроили склад. От полного разрушения храм спасли реставраторы.
Музей. В 1980 здесь открыли филиал музея Андрея Рублева. В интерьерах сохранились росписи XIX века, на сводах — конца XVII и XIX в. Украшение храма — резной девятиярусный иконостас.
Сейчас верхний храм имеет статус церковного музея. Это холодный (неотапливаемый) храм, открыт только летом. Посетить можно с экскурсией. Нижний — действующая церковь, в которой проходят богослужения.
Адрес: Новозаводская улица, 6.
Необычные часовни
Часовня Александра Невского
История. Еще ее называют Хрустальной. Стоит во дворике Музея современного искусства, что логично. Директор музея — Зураб Церетели, он же — автор проекта часовни. Самое необычное в ней — абсолютно прозрачные стены. Возникла Хрустальная часовня не на пустом месте. Это современный проект снесенной в 1922 г. часовни А. Невского на Манежной площади.
Часовня А. Невского — первое церковное здание в Москве, снесенное советской властью.
Воссоздать ее решили в 90-х, когда обнаружили фундамент старой постройки при строительстве ТЦ в Охотном ряду. Церетели решился делать проект исторической часовни. Он сделал ее в точности такую же, только в качестве материала для стен использовал стекло, из-за чего проект так и не был утвержден городскими властями.
Сейчас она находится в музейном дворе. При ней проводится хоровой фестиваль духовной музыки «Хрустальная часовня».
Адрес: Гоголевский бул., 10, стр. 8.
Еще одно необычное церковное здание в Москве, не из разряда старины, а из разряда экзотики.
Часовня Св. Николая Чудотворца при мастерской Федора Конюхова
Год основания: 2004
Часовня Св. Николая во дворе мастерской Федора Конюхова / фото с сайта konyukhov.ru
Находится во дворике мастерской Федора Конюхова. Названа в честь Святого Николая — небесного покровителя всех путешествующих. Построил ее сам отец Федор на деньги от продажи картин (он не только великий путешественник, но и талантливый художник). Посвятил памяти погибших моряков, первопроходцев, летчиков, полярников и всех, кому не чужда тема риска и дальних странствий.
Официально часовня приписана Высоко-Петровскому монастырю.
Что посмотреть. Тематика храма и его окружения — морская стихия и все, что с ней связано. Вокруг много необычных объектов — выставка якорей, собранная Конюховым, памятные таблички погибшим, бюсты известных людей, иконы. Выставлена даже легендарная лодка Тургояк (не на улице, а внутри), на которой Ф. Конюхов переплыл Тихий океан.
В часовню просто так не попасть. Надо звонить и записываться на экскурсию.
Адрес: Садовническая ул., 77, стр. 4.
Делитесь в комментариях, какие храмы Москвы произвели впечатление на вас? Что бы вы включили в подборку?