храмы в стиле нарышкинское барокко
Барокко в Москве
Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе— православный храм в стиле нарышкинского барокко. 1680-е гг. Построен на средства Льва Кирилловича Нарышкина, родственника царя Алексея Михайловича.
Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях (комплекс архитектуры конца 17 – начала 18 вв.: относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке).
Московское барокко – название весьма условное, так как в зданиях присутствовали кроме барокко черты ренессанса и готики, соединенные с традициями русского зодчества.
Если рассматривать систему определений архитектурных стилей, которую создал Г. Вёльфлин,то понятие «барокко» не может быть применимо к данному архитектурному явлению.
Однако, исследования Вёльфлина касались исключительно барокко итальянского, которое отличалось от барокко в других странах. Кроме того, как утверждал сам исследователь, барокко не имеет четко определенных границ.
Мсковское барокко стало связующим звеном между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов.
Церковь Троицы в Троице-Лыково. В 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. Арх. Я. Бухвостов.
Барокко в Москве 17-18 вв. сохранило многое от многовековых традиций русской архитектуры, к которым добавлялись новые черты.
Для этого направления характерна многоярусная архитектура церквей, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий.
Примерами московского нарышкинского барокко также могут служить следующие сооружения: Успенская церковь на Покровке.
Новодевичий монастырь
В 17 веке при царевне Софье был построен архитектурный ансамбль с собором в центре.
Согласно документам автором ансамбля и создателем сооружений монастыря является архитектор П.Потапов. В 1890-х — 1900-х гг. архитектор С. Родионов проводил реставрационные работы по восстановлению сооружений монастыря.
Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – московский женский православный монастырь монастырь.
Крутицкое подворье
Пётр Дми́триевич Барано́вский (1892-1984 гг.) советский архитектор, реставратор древнерусского зодчества.
Построено в 18 веке изначально как монастырь, а затем это место стало резиденцией епископов. Архитектор О. Старцев построил в 1700 г. Собор Успенья Пресвятой Богородицы (Малый Успенский собор), нижний храм Петра и Павла (1667-1689гг.).
Митрополичьи палаты созданы в 1655-1670 гг., отреставрированы П. Барановским.
Крутицкий теремок, Воскресенские переходы (1693-1694 гг.) построены с участием О. Старцева. Для декора теремка и Святых ворот были использованы изразцы работы С.Иванова.
Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)
Сооружение декорировано колоннами, капителями. Его цветовое решение характерно для русских традиций: сочетание красного и белого цветов в отделке фасада.
Церковь Покрова в Филях. Москва. 1690-1694 гг.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.
Первое строение было создано в 1657 г. В 1687 г. на средства купцов К. Добрынина и Л. Добрынина начато строительство пятиглавого храма. В 1685 г. созданы порталы нижнего храма, пристроена шестиярусная колокольня (высота 43 м.)
Белокаменными узорами украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Предположительно, автором храма был Сергей Турчанинов (? – начало 18 в.) русский зодчий, завершивший строительство Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке храм был отреставрирован архитектором Г. Алферовой (1912 –1984 гг.)
Храм Воскресения Христова в Кадашах.
Барокко в Москве создавали, в основном, русские мастера, что и определило особенности сооружений и их эстетику. Здания имели традиционную для древнерусских храмов конструкцию, сочетающуюся элементами европейского зодчества, которые использовались преимущественно в декоре. Особенности стиля проявились и в архитектуре более позднего периода. Например, московское барокко соединилось с итальянским направлением стиля и проявилось в храме Святого Климента (1762-1769 гг.) (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев).
Церковь Святого Климента. Москва. (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев). (1762-1769 гг.)
Нарышкинское барокко – явление типично русское, легко узнаваемое и ставшее важной вехой на пути становления русского барокко.
Русское барокко: нарышкинское в архитектуре Москвы и России
Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что стиль рококо в архитектуре и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.
История стиля – нарышкинское барокко
Стиль “барокко” пышно расцвёл в Европе в XVII столетии, впервые заявив о себе в Италии ещё в предыдущем веке. Целью тамошних мастеров стало возвеличивание своей культуры путём привлечения в архитектуру излишней вычурности.
В Россию стиль барокко попал благодаря Петру I, «прорубившему», как известно, «окно в Европу», и дошёл с немалым запозданием, когда европейцы уже зажглись духом неоклассицизма, классицизма и русского Ампира, примеры которого можно встретить повсюду. Зато русское барочное искусство заметно отличалось от западного, обретя свои архитектурные стили, одним из которых и стало нарышкинское барокко.
Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно на их территориях были возведены образцы храмов, заказанных им в этом направлении.
Лев Кириллович Нарышкин – дядя Петра Великого, дипломат, руководитель Посольского приказа.
Архитектура Москвы и других городов
Он пользовался большим уважением и почётом, стал заказчиком и вдохновителем многих церковных построек. Лучшие из этих творений:
Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма.
Черты стиля и памятники культуры
В архитектуре нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративных элементов, ордеров барочного происхождения.
От древнерусской архитектуры его отличает вертикальная энергетика, скользящая вдоль граней стен и выбрасывающая пышные узорчатые волны.
Для зданий, выполненных в этом стиле характерны следующие особенности:
В нём присутствуют элементы европейского барокко и маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси.
Читайте более подробно о маньеризме в живописи.
Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства. Это объясняется ещё и вышедшим указом Никона, касающимся унификации формы храмов (т.н. освящённое пятиглавие). В связи с этим именно многообразие и варьирование декора стало основным, знаковым для нарышкинского стиля.
Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность. Это сочетание гигантского, устремлённого вверх и второго – миниатюрно-детального. Подобная традиция нашла продолжение и далее во многих архитектурных проектах первой половины XVIII столетия.
Экстерьер
В декоре фасадов зодчими использовалась орнаментная лепка с элементами традиционного русского колорита.
Стараниями Петра Нарышкина русские зодчие намеренно избегали применения мистических символов и знаков, характерных для европейского барокко. В его усадьбах мастера строили храмы, в отделке которых преобладал местный колорит. Ярким примером тому служат замечательные памятники: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.
Яркий пример нарышкинского барокко – колокольня Новодевичьего монастыря.
Здесь можно увидеть стройный многоярусный столп звонницы и колокольню, состоящую из шести восьмёриков, различных по высоте и диаметру. Все ярусы, различные по архитектуре, постепенно уменьшаются ввысь, образуя в целом выразительную 72-метровую вертикаль.
Во всех нарышкинских строениях проявляется манерность, театральность стиля. Это выражается в таких деталях, как:
Кстати, все элементы декора не излишне вычурны. Они не кричат о себе, не вызывают, как в европейском барокко, а всего лишь тонко напоминают о себе. Это отличительная черта экстерьера зданий в нарышкинском стиле.
Особенности интерьера: основные признаки
В интерьерах храмов также превалируют традиции русского узорочья и травный орнамент: используется двуцветная контрастность, полихромные изразцы и позолоченная резьба.
Типичный для Европы стиль барокко здесь минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля.
Если заглянуть, к примеру, в храм Покрова в Филях, то можно отметить интересные особенности. Сразу же бросаются в глаза признаки стиля в мебели и отделки стен:
Расписывать стены нарышкинских храмов стали позже, за три столетия роспись менялась несколько раз.
В целом бросается в глаза торжественная декоративность, одновременно радостный и мирской характер храмовой архитектуры, что отличает нарышкинский стиль от традиционного русского зодчества.
Самые яркие деятели искусства
В создании архитектуры нарышкинского барокко (в отличие, к примеру, от петровского) приняли участие русские мастера, причём из простого люда.
Это во многом и определило специфику стиля, ориентированную на древнерусские традиции построения зданий, и дополненные деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества.
Среди русских мастеров эпохи барокко значатся имена двух крепостных мастеров:
Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».
Какая подложка под ламинат лучше вы узнаете из этой статьи.
Рождение русского барокко в примерах и зданиях
Выводы
Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).
И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.
Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 2): нарышкинское барокко и не только оно
Ее богатые архитектурные детали.
Интерьер нижней (действующей) церкви I пол. XIX в.
Верхний храм, до 2017 г открытый как музей церковного интерьера кон. XVII в, сохранил ряд ценных предметов и утвари того времени. Росписи купола церкви (Троица новозаветная) и паникадило.
Резной иконостас кон. XVII в и венчающее его Распятие.
Некоторые иконы кон. XVII в из иконостаса храма.
Резная кафедра и напрестольная сень.
Роскошная Троицкая церковь в Троице-Лыково (1698-1702 гг).
резной декор колонок.
Храм Бориса и Глеба (1688-1704 гг) в вотчине боярина П.И. Прозоровского в Зюзино. У всех бухвостовских церквей очень узнаваемый силуэт, сложные объемы и великолепные пропорции. А вообще, их интересно рассматривать, обходя по кругу.
Казанский храм в селе Узкое (1698 г) больше напоминает украинское барокко. Его строительство приписывают архитектору о.Д. Старцеву.
В 1693 г в селе Тропарево (ныне одноименный район Москвы) был возведен каменных храм Михаила Архангела, сочетающий формы традиционного русского церковного зодчества с некоторыми элементами нарышкинского барокко (форма барабанов и куполов, оформление окон). Сохранились также трапезная и колокольня XVII в. Имя зодчего, к сожалению, до нас не дошло. Неизвестно даже, строилась ли церковь как вотчинная, приходская или монастырская.
Храмы в стиле нарышкинское барокко
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Особенности московского нарышкинского барокко
Московское барокко — своеобразный архитектурный стиль, соединяющий в себе разнородные, порой противоречивые тенденции. С термином «барокко» ассоциируются вычурность, неестественность, излишняя эмоциональность, элитарность. В архитектуре господствуют сложные криволинейные формы, большие пространства, обилие декора. В России эти особенности нашли новое выражение, отличное от западноевропейских образцов.
История стиля московское барокко
Главной предпосылкой возникновения нового архитектурного стиля явилось постепенное проникновение в культуру светского начала. Петровские реформы усилили эту тенденцию, открыв новые возможности для всех слоев населения. Сословные границы были нарушены. В строительстве проявили себя недавние крепостные — талантливые зодчие, художники, резчики по камню и дереву.
Выделяют 3 периода русского барокко:
Характерные черты и внутристилевые течения
В московском барокко, относящемся к периоду конца XVII — начала XVIII в., выделяют несколько направлений:
Примеры барочного стиля существуют и в регионах, где особенности оформления были связаны со вкусами заказчика.
Будучи разновидностью барочного стиля, русская архитектура этого периода соединяет черты возрожденческого и готического зодчества, маньеризма и древнерусских традиций.
Объемы храмов не сливаются в единое целое, как в западноевропейских сооружениях, — они разграничены и поставлены один над другим с сохранением четкой ярусности.
Сочетание красного и белого — особенность русского оформления экстерьера, как и полихромные изразцы, используемые в отделке, узорный орнамент, сочетающий растительные мотивы и изображения животных.
Самые яркие деятели и постройки
Один из основателей московского барокко — русский архитектор-самоучка Я. Г. Бухвостов. Сведения о его жизни немногочисленны, нет точных данных о датах рождения и смерти. Бухвостов начал свою деятельность, предположительно, в 1681 г.
Под его руководством были построены стены и надвратный храм Иерусалимского монастыря в Истринском районе Московской области (не сохранился), Спасская церковь в селе Уборы в Одинцовском районе, Успенский собор в Рязанском Кремле и другие сооружения. Все они относятся к периоду 1690-1704 гг.
О жизни и деятельности Петра Потапова фактов еще меньше: судя по надписи на стене церкви Успения на Покровке, он был одним из участников строительства — или как резчик по камню, или как архитектор храма. Ему также приписывают создание храма Михаила Архангела в Тропареве, некоторые постройки в ансамбле Новодевичьего монастыря, а также пятиглавый храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе.
И. П. Зарудный (1670-1727) — выходец из Речи Посполитой. Был не только архитектором, но и резчиком по камню, скульптором, художником и цензором икон. К нарышкинскому стилю относится церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меньшикова башня), построенная под его руководством в 1704-1707 гг.
Новодевичий монастырь
В стиле московского барокко были перестроены некоторые здания, входящие в комплекс Новодевичьего монастыря. В период правления царевны Софьи, в конце XVII в., был создан архитектурный ансамбль, в центре которого находился Смоленский собор. Направление с севера на юг образовано двумя надвратными церквями, а колокольня и трапезная символизируют ось восток-запад. Колокольня имела 6 ярусов, где чередовались глухие и ажурные элементы.
В нарышкинском стиле сооружены церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1683-1686 гг.) и храм Успения Богородицы (1685-1687 гг.), входящие в архитектурный комплекс.
Крутицкое подворье
Включает в себя группу зданий, построенных в разное время. К нарышкинскому стилю, помимо Успенского Собора, относятся Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.), Крутицкий теремок и Воскресенские переходы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1665-1669 гг. Внизу находился престол Петра и Павла. Верхний храм был закончен в 1700 г., через год после освящения. Новое здание высотой около 30 м имело четырехскатное покрытие, которое венчали традиционное пятиглавие и декоративные кокошники, расположенные ярусом.
В соборный ансамбль вошли шатровая колокольня, западный притвор, боковые галереи. Все сооружение, в том числе луковичные главки, выполнено из красного кирпича.
Крутицкий теремок, выстроенный по проекту зодчего Л. Ковалева, соединяет Воскресенские переходы, ведущие в Успенский собор, с митрополичьими палатами. Здание из красного кирпича располагается поверх белых каменных ворот с двумя въездами. Северная сторона украшена изразцами из майолика. Сочетание синих, изумрудных, желтых тонов эффектно смотрится на фоне садовой зелени.
В орнаментах преобладают растительные мотивы, но также встречаются и фигуры животных (улитки, лебеди), фантастические существа. Колонны украшены деревянной резьбой в виде виноградных лоз — традиционного христианского символа. В убранстве присутствуют элементы, несвойственные для русского декора, — маски зверей, лапы с мечами.
Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг)
Типичная для раннего московского барокко многоярусная постройка («восьмерик на четверике»). Строительство финансировалось Л. К. Нарышкиным — дядей Петра I по материнской линии. Точных данных об авторе не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что общую идею храма, архитектурную композицию составил сам заказчик. Возможно, архитектором здания был Петр Потапов.
На первом этаже — зимняя церковь Покрова Богородицы, выше — храм Спаса Нерукотворного, получивший название в честь спасения Нарышкина от гибели во время стрелецкого бунта. Петр I неоднократно бывал здесь. В 1703 г., после победы над Нарвой, он подарил храму цветные витражи.
В знак особого отношения государя западная и центральная колонны были украшены двуглавым орлом и короной. Черты молодого Петра узнаваемы в лике архидиакона Стефана, изображенного на жертвеннике.
Интерьер храма сильно пострадал во время нашествия Наполеона, затем во время Великой Отечественной войны. В Москве сохранились фрагменты первоначальных росписей, автором которых был К. И. Золотарев, несколько старинных икон (Покрова Богородицы, икона «Трех радостей»). Здесь находится один из древнейших дубовых престолов.
Храм Воскресения Христова в Кадашах, Москва
Относится к периоду нарышкинского барокко (1687-1895 гг.). Ранее на его месте стоял деревянный храм, построенный в 1493 г. Строительство финансировали несколько местных состоятельных купцов. Здание двухэтажное, вверху находится летний, холодный храм, внизу — зимний (теплый) с тремя престолами.
Предположительно, зодчим был иеромонах Сергей Турчанинов, уроженец здешних мест. Два этажа символизируют две сферы бытия: первый — более простой и строгий в отделке — земной мир, второй — богато украшенный — небесный.
На южной стороне храма сохранились солнечные часы. Колокольня высотой 43 м была пристроена к храму позднее. За вытянутые вертикальные пропорции она получила название «свеча».
Особенности интерьера в стиле московского барокко
Внутреннее убранство храмов было связано с культовой функцией сооружений. Иконы и фрески, настенная живопись, скульптуры и фигурные композиции — все было подчинено религиозной идее, но строгая простота, характерная для древнерусского интерьера, уступила место барочной пышности, хотя и в меньшей степени, чем это было в Европе.
Наличники, кронштейны, фасады — все украшалось замысловатым орнаментом, восходящим к русской орнаментальной традиции. Деревянные иконостасы обильно покрывались резьбой.