храмы в византийском стиле в россии

Стиль Константинополя

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Всматриваясь в архитектуру храмов, мы привычно восхищаемся: «Ах, как красиво»! И редко задумываемся о том, что же означают его формы и необычные детали декора. Если научиться «читать» храм по оболочке, то можно сделать для себя немало интересных открытий. В новой рубрике мы будем знакомить читателя с архитектурными стилями, которые нашли воплощение в русском храмовом зодчестве. Начать экскурс предлагаю с русско-византийского (неовизантийского) стиля, и это неслучайно. Русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Первые храмы на Руси возводились по византийским канонам и с помощью византийских мастеров. А окончательно сложился и оформился византийский стиль в России к середине XIX века, когда в архитектуре уже на равных сосуществовали восточные и русские идеи.

Канон в камне

Византийский стиль возникает как результат воспроизведения и улучшения античного греко-римского опыта и сильного восточного влияния, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству. В связи с тем, что в Константинополе обосновалась восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии был необходим и собственный антураж. Эти задачи решали лучшие художники мира, которые, стекаясь в Константинополь, создавали уникальные произведения, которые стали новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Православный собор должен был производить на зрителя неизгладимое впечатление своим масштабом и великолепием. Храм ассоциировался с Царствием Божиим, поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались.

За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Все храмы Константинополя, как и его главный Софийский, были в плане прямоугольными, как базилики, и разделялись внутри на нефы — отдельные помещения, ограниченные колоннами или столбами. В отличие же от базилик они, благодаря новаторскому решению архитекторов, получили купольное завершение. Поэтому главной и отличительной чертой византийского храма стала крестово-купольная система конструкции. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания. Так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности.

Важная примета византийских построек — суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом. Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, — это еще одна особенность византийских строений. Принципами же оформления интерьеров стали утонченность, богатство и изящество — для них использовались очень дорогие, эффектные материалы: мрамор и золото, — производившие сильное впечатление. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это позволило сформировать отличительную черту византийских построек — облицовку зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзино­образными капителями.

По византийским мотивам

С принятием на Руси христианства, которое пришло к нам из Византии, начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую почву. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде.

Целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера начиная с X века не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их. Традиционный крестово-купольный византийский храм обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Ярким примером такой переработки в духе национального искусства стал собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма была преобразована в пятинефную и обстрое­на галереями, а пять глав дополнены двенадцатью малыми главками.

На новом витке

Новый импульс в освоении византийского стиля в архитектуре России приходится на середину XIX века. До этого русские мастера много веков переосмысляли и перерабатывали идеи зодчих из Константинополя. Поэтому византийский стиль в России, оформившийся к XIX столетию, имея иностранные корни, был уже продуктом развития собственных идей.

Идеологом и пропагандистом этого стиля в России стал архитектор Константин Тон, а яркими образчиками — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Однако ведущим византийский стиль становится в архитектуре Петербурга. Здесь как пример можно назвать храм в честь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, греческую церковь Димитрия Солунского.

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к канонам Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысляются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что и в современной архитектуре России византийский стиль жив. Достаточно вспомнить знакомый многим храм в честь Антония Великого в Дзержинске.

Храмы с византийским профилем

В Нижегородском храмовом зодчестве византийский стиль тоже можно встретить. Он нашел воплощение в храмах конца XIX — начала XX века, когда доминирующим направлением в архитектуре была эклектика, которая допускала сочетание элементов разных стилей. Упомянем постройки с преобладанием византийских черт.

Одна из них — храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на улице Грузинской при Архиерейском подворье, освященный всего два года назад. Как и все здание, он выполнен в духе характерной для второй половины XIX века эклектики с преобладанием неовизантийских форм. От Византии — один приземистый купол, возведенный над массивным объемом здания, и узкие полукруглые окна, увенчанные арками.

Византийские мотивы можно найти и в строгом облике Сергиевской церкви, одной из архитектурных жемчужин Ильинской слободы. Она имеет привлекательные фасады с выразительным рельефным декором, характерным для византийских храмов.

Наиболее яркий образец неовизантийского стиля в церковном зодчестве Нижнего Новгорода — Спасо-Преображенский собор в Сормове. Он демонстрирует сходство и по композиции, и в декорировании барабанов узкими окнами с арочным завершением. Таких храмов в Российской империи было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

Нельзя обойти вниманием и всем хорошо известный главный собор Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители — Троицкий — еще один храм с византийским характером. Он был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Резанова, ученика академика Константина Тона. Именно Резанов завершил строительство Храма Христа Спасителя в Москве. По воспоминаниям паломников, Троицкий собор всегда производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров, оставивший воспоминания о саровских торжествах 1903 года. Подобные ощущения испытали и посланники князя Владимира, когда побывали на богослужении в Константинопольской Софии.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россииalekka4alin2012

alekka4alin2012

Этот стиль, как уже было сказано, применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. В 1838 были опубликованы проекты церквей, выполненных К.А.Тоном в “русско-византийском стиле”. Одобренные Николаем I, они стали обязательными образцами.

Типичными чертами этого стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма):

исчезновение портиков и других классических форм с фасадов

употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.)

нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;

более измельченный характер обработки фасадов.

Идеологом и ведущим мастером “русско-византийского стиля” был К.А.Тон. Им построены, например, Храм Христа Спасителя а Москве (1837-1883 гг.) и Большой Кремлевский дворец (1839-1849 гг.).

В Оренбурге уцелело лишь несколько зданий этого стиля.

Одно из них, построенное в 1884 году для духовной семинарии, до недавнего времени занимало Оренбургское высшее военно-авиационное училище (Челюскинцев, 19). До наших дней дошло практически в первозданном виде.

Для здания характерны полуциркульные арки и арочные проемы (а также лучковые арки и арочные проемы), килевидные закомары в венчающей части (когда-то оканчивались изящной золотой главной),массивными полуколоннами и прочими типичными для “русско-византийского стиля” элементами.

Прекрасным образцом “русско-византийского стиля” был Казанский_ кафедральный собор, построенный по проекту академика архитектуры А.А.Ященко в 1886-1895 годы. Собор был задуман и построен как грандиозный храм-памятник воинской славы. Для его строительства был организован всенародный сбор средств.

По размерам и архитектуре оренбургский Кафедральный собор был одним из лучших в России, имел 42 метра в ширину, 47 метров в длину, 54 метра в высоту. Имел основной купол, три полукупола, главную колокольню и четыре дополнительных колокольни вокруг основной главы. В соборе был главный алтарь и два придела в честь Николая Мирликийского-чудотворца и Сергия Радонежского. Запрестольные и местночтимые иконы были исполнены в мастерской профессора живописи В.Е.Маковского.

Оренбургский кафедральный собор простоял 37 лет и был снесен в 1932 году.

Источник

Византийский стиль и первые русские храмы
Совсем не объективные размышления о стилях в архитектуре (продолжение)

Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре.

Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты.

Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма.

Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов.

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Киев, Софийский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Великий Новгород,
Софийский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Полоцк, Софийский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Владимир, Успенский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Чернигов, Спасо-
Преображенской собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Овруч, Васильевский
монастырь
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Владимир-Волынский,
Успенский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Чернигов, Успенский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Киев, Успенский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Киев, собор
Михаила Архангела
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Чернигов,
Борисоглебский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Великий Новгород,
Никольский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Переславль-Залесский, cобор
Спаса Преображения
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Спас-Нередицы, церковь
Спаса Преображения
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Киев, Киево-Печерская лавра.
Надвратная церковь
Троицы Живоначальной
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Киев, церковь
Спаса Преображения
на Берестове
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Великий Новгород,
Георгиевский собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Великий Новгород,
собор Рождества Богородицы
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Псков, Рождества
Иоанна Предтечи, собор
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Псков, собор
Спаса Преображения
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии
Старая Ладога,
церковь Георгия
Победоносца
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

В крупных храмах к четырём центральным опорам могла добавляться дополнительная пара колонн, позволяющая увеличить размеры храма. Если дополнительные колонны ставили в восточной части, перед апсидами, то получался храм с вимой. Чаще дополнительные колонны ставили с западной стороны, увеличивая пространство перед нартексом.

Колонны разделяли храм на три нефа, центральный и два боковых. С восточной стороны нефы заканчивались полукруглыми апсидами. Поперечный неф, образующий вместе с центральным нефом крест, называется трансепт. Центральный неф и трансепт были шире и выше боковых нефов. Апсида могла быть одна центральная, но чаще устраивали три апсиды.

Крылья креста перекрывали цилиндрическим сводом, который выходил на фасады в форме полукруглой закомары. Угловые ячейки (компартименты) более низкие и могли перекрываться различными типами сводов. На фасаде форма свода угловых ячеек обычно не выражена, эти части стен имеют горизонтальное завершение. В пятиглавых храмах в угловых ячейках ставили малые световые барабаны. Полукруглые апсиды перекрывались конхой (полукуполом).

К западной части храма добавлялся нартекс, отделённый от основного помещения стеной с проёмами. Над нартексом делали хоры, в виде второго яруса, открытого в пространство храма, в больших храмах они могли продолжаться и в боковые нефы. На хоры попадали по лестнице, которую в небольших храмах делали в стене, а в крупных пристраивали в виде башни.

Церковь Пресвятой Богородицы
(Десятинная) в Киеве

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Софийский собор в Киеве
храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Софийский собор
в Великом Новгороде

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Софийский собор
в Полоцке

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Спасо-Преображенский
собор в Чернигове

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Великая Успенская церковь
Киево-Печерского монастыря

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Надвратная Троицкая церковь
Киево-Печерского монастыря

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Спасо-Преображенский собор
Мирожского монастыря в Пскове

храмы в византийском стиле в россии. Смотреть фото храмы в византийском стиле в россии. Смотреть картинку храмы в византийском стиле в россии. Картинка про храмы в византийском стиле в россии. Фото храмы в византийском стиле в россии

Обычно византийский храм одноглавый, реже пятиглавый. Иногда в одноглавых храмах ставили две дополнительные главы для освещения хоров. Покрытие глав храма имеет простейшую посводную форму, то есть покрытие укладывается непосредственно на кирпичную поверхность купола. Покрытие глав делали из черепицы или применяли свинцовые листы. На всех главах устанавливался греческий равноконечный крест.

Такова в общих чертах структура византийского крестово-купольного храма. Это была вполне законченная конструктивно-художественная система.

Именно её и получила Русь после крещения. Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Новая религия потребовала быстрого строительства храмов и поэтому первые церкви были построены из дерева, практически сразу после принятия христианства. В «Повести временных лет» сказано, что после крещения киевлян в Днепре, Владимир «повелъ рубити церькви и поставляти по мъстомъ, идеже стояше кумиры.». Греки вряд ли могли научить русских строить из дерева, но проблем с постройкой рубленых церквей не возникло. Как выглядели эти церкви сказать трудно, но характерной их чертой являлось многоглавие, которое позже было перенесено и на каменные церкви.

Первая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Первоначально это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.

Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых соборов Руси именно размер храма имел огромное значение. Поэтому, взяв за основу схему крестово-купольного храма, его центральный объем в русских соборах обстраивается с трех сторон дополнитель¬ными галереями. Так произошло и с Десятинной церковью. Это схема уже не имела прямых аналогов в архитектуре Византии.

В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки. В соборе цилиндрические своды чередуются с двускатными перекрытиями, которые выступают на фасаде в виде треугольных фронтончиков. Крайние нефы, в которых на втором ярусе были устроены хоры, перекрыты половиной цилиндрического свода, на восточном и западном фасадах они образуют полузакомары. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав.

От семиглавой полоцкой Софии (1066) практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной стороны. Сейчас собор полностью перестроен в стиле «виленского барокко». Первоначально полоцкая София была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии

Все три пятинефных Софийских собора построены в византийской традиции крестово-купольного храма. Однако, в устройстве дополнительных нефов, видно желание русских князей повторить в своих храмах великолепие столичных императорских соборов, в первую очередь константинопольской Софии. Позднее пятинефные соборы на Руси уже не строили. Облик пятинефного храма приобрёл в 1189 году владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом «Большое Гнездо» из трёхнефного собора Андрея Боголюбского 1160 года.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года. Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове. Крупная центральная закомара, завершающая ветви креста, по византийской традиции подчёркивается горизонтальным завершением боковых нефов. Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн. С восточной стороны перед апсидами добавлена пара столпов, образующая виму и позволившая сделать больше центральную часть храма. В западной части размещается нартекс. С севера к храму была пристроена круглая лестничная башня, ведущая на хоры, устроенные над нартексом и в боковых нефах. Важной особенностью Спасо-Преображенского собора было то, что хоры в боковых нефах доходили до подкупольного пространства, от которого отделялись тремя арочными проёмами. На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня. У собора пять световых глав со сферическими куполами. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.

Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К сожалению, церковь была окончательно уничтожена во время войны. Сейчас она воссоздана в пышных формах украинского барокко с позднейшими пристройками и совсем не напоминает древнюю церковь.

В первоначальном четырёхстолпном одноглавом храме с нартексом, на фасаде появляются лопатки, соответствующие столпам храма, а все прясла (участки стен между лопатками) завершаются закомарами, образуя на фасадах непрерывную волнистую линию. Такое решение фасада уже очень сильно отличалось от византийских образцов.

К храмам построенным в византийском стиле относится Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (1119) который хотя и был значительно перестроен в 17 веке, но сохранил характерные центральные закомары с тремя окнами. В этом же стиле была построена Васильевская церковь в Овруче (1190), с двумя лестничными башнями и Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), но их внешний вид реконструирован в 19 веке в предполагаемых формах.

Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане. У церкви нет нартекса и хоров. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены. Каждый фасад разделялся плоскими лопатками на три прясла, центральное несколько шире боковых. Все прясла завершались полукруглыми закомарами. Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. В дальнейшем именно тип небольшого четырёхстолпного храма стал самым распространённым на Руси.

Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. Они имели трёхлопастное завершение фасада. В этот период такое завершение не получило распространения, но в дальнейшем стало характерным для новгородской архитектуры. От древнего храма сохранился почти на полную высоту только нартекс с крещальней и лестничной башней, остальное было полностью утрачено.

Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119). В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом. Однако мастер Пётр, построивший собор, добавил к основному объёму квадратную лестничную башню. Это было бы вполне традиционным решением, но Пётр поставил её как продолжение западного фасада и в одном уровне с центральным объёмом храма. За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. Над башней мастер добавил вторую главу, а чтобы уравновесить общую композицию сделал третью главу над хорами. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор.

По похожей схеме и, возможно, тем же мастером построен трёхглавый собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1117), но в нём лестничная башня круглой формы резко выделена из основного объёма храма. В этом храме западные столпы наоса сделаны не крещатыми, а восьмигранными.

Три главы имеет собор Ивановского монастыря в Пскове, в нём две дополнительные главы, как и в византийских храмах, симметрично поставлены над хорами.

Возведение большого количества каменных храмов было бы невозможно без наличия собственный строительной школы. Поэтому, хотя первые храмы строились греками, довольно быстро появились свои, русские мастера. Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Его строили приглашённые греческие мастера и поэтому он повторяет наиболее ранний вариант византийских крестово-купольных храмов. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами. Угловые ячейки и боковые апсиды первоначально имели пониженную высоту, выделяя форму центрального креста. Такие храмы на Руси не строили и русские мастера практически сразу подняли высоту угловых частей собора. От греческого храма сохранились пониженные апсиды и арки на боковых фасадах, соответствующие первоначальной высоте угловых ячеек.

Подобную архаичную структуру имела и церковь Георгия в Старой Ладоге (1165), но её строительство было прервано и достраивалась она уже в виде традиционного храма с позакомарным покрытием.

Первые древнерусские храмы имели скромный декор в виде уступчатых нишек и простых кирпичных фризов, киевские храмы за счёт применения скрытых рядов кладки получали декоративные полосатые стены. Новгородские и псковские храмы были ещё более сдержанные. В противовес скромной отделке фасадов, интерьеры храмов богато украшались мозаиками и фресками, имеющими не только художественный, но и глубокий символический смысл.

К сожалению, храмов этого периода сохранилось очень мало, а те, что сохранились, были неоднократно перестроены. Но даже на их примере видно, насколько разнообразными были первые древнерусские храмы. Вместо простого копирования византийских образцов, на Руси происходило активное освоение возможностей новой архитектуры.

В заключение хочется сказать следующее:

В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант. К этому времени опыт создания огромных купольных базилик, по подобию константинопольской Софии, был, скорее всего, утрачен. Поэтому передать эти знания на Русь, греки уже не могли. В результате все первые русские каменные храмы по своему типу являются крестово-купольными. Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя «на небесах». Не зря, первые великокняжеские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке носят имя Святой Софии Премудрости Божией.

Получив самую совершенную в христианстве византийскую художественную систему, Русь практически сразу начала её творчески переосмысливать. Это косвенно говорит о наличии развитой дохристианской архитектурно-художественной традиции. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Но его пластическое решение, оставаясь в рамках византийской художественной традиции, практически сразу приобретает черты национального своеобразия. Поэтому, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов.

Ещё нет единого стиля, он только формируется. В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут. Многоглавие, живописная пирамидальность общей композиции, появление на фасадах закомар, завершающих все прясла, а не только крылья креста, трёхлопастные завершения, это уже черты русской архитектуры. Характерной особенностью первых великокняжеских соборов стали обширные хоры, присущие не византийским крестово-купольным храмам, а императорским купольным базиликам. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам.

Византийские храмы этого времени имеют скорее горизонтальную композицию. Это подчёркивается полосатой кладкой и горизонтальным завершением боковых прясел. Древнерусские храмы практически сразу устремляются вверх. Где-то это выражено в большей мере, где-то в меньшей, но эта вертикальная устремлённость является, на мой взгляд, главным отличием древнерусских храмов от их византийских образцов.

Все эти черты, возникшие в первых храмах Киевской Руси, получат своё дальнейшее развитие в древнерусской архитектуре отдельных земель. Но об этом позже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *