хранитель ключей храма гроба господня
Ваджих Нусейбе, мусульманин, хранитель ключей от главного храма христиан
В феврале 2013 года в России с дружественным визитом находился привратник главной христианской святыни, именуемой «Храм Гроба Господня», которая находится в г. Иерусалиме. Зовут его Ваджих Нусейбе. В этой поездке его сопровождали супруга Вафа, дочь Ноур. В качестве переводчика и гида по России с ним был Вячеслав Мутузов – председатель Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами.
Ваджих Нусейбе – мусульманин-суннит из очень древнего и знатного рода. Предки Ваджиха ещё в VII веке вслед за халифом Умаром бин аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах) из лучезарной Медины перебрались в Иерусалим.
По летописным источникам православный владыка Патриарх Сафроний передал тогда халифу Умару (да будет доволен им Аллах) ключи от города. И в придачу – ключ от главной церковной обители христиан. Халиф же вручил ключи от храма на хранение предкам Ваджиха Нусейбе. С тех пор только представители этой семьи могут быть служителями-стражами дверей главного христианского храма. Получается, уже 1363 года.
Вячеслав Мутузов назвал его «ключом к открытию дверей в мировую цивилизацию и человеком, олицетворяющим глобальное единение народов разных верований».
В специальном интервью сайту «Ислам.ру» Ваджих Нусейбе, его жена и дочь рассказали о жизни мусульман на Ближнем Востоке и поделились впечатлениями о России.
– Вы прибыли из древнего Иерусалима в Россию, в частности в Дагестан. Можно сказать, Вы шли по следам тех сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые в далёкие времена пришли на земли Дагестана, неся с собой Священный Коран и Божественную религию Ислам. Они отдали свои жизни ради Аллаха и похоронены в Дербенте. Дагестанцы получили от них истинную веру, познали культуру и науку. Что Вы чувствовали, находясь в Дагестане, и каким Вы нашли его?
– Я и моя семья счастливы, что нам удалось побывать на этой изумительно красивой земле, где живут прекраснейшие люди. Меня переполняет чувство радости, мы все чувствуем себя здесь как среди своих братьев и сестёр. Вера в Единого Аллаха объединяют людей, несмотря на то, что они живут в разных уголках земного шара. Мы посетили могилы сподвижников Пророка (мир ему и благословение) в Дербенте, меня это очень тронуло.
Я почувствовал глубокую любовь и уважение, которые испытывают дагестанцы к своей истории и культуре. И слава Богу, что эти исторические памятники сохранились до наших дней. Ведь история – тот мост, который связывает прошлое с настоящим и будущим.
Мы побывали в Центральной джума-мечети столицы республики, христианском и иудейском храмах тоже были, видели крепость Нарын-Кала, а также встретились со студентами и преподавателями вузов. Моим наставлением этим молодым людям был призыв следовать истине, не разделяться и придерживаться религии Аллаха.
Понять чувства Ваджиха Нусейбе, когда он с восхищением говорит о Дагестане, можно, потому что в то же время, когда халиф Умар (да будет доволен им Аллах) передавал ключи от главного христианского храма предкам Ваджиха и поручал им оберегать врата церкви, на дагестанской земле другие сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по поручению Умара распространяли Ислам.
Видимо, Ваджих Нусейбе тоже понял, какой великий подвиг совершили эти сподвижники. Распространяя Ислам, они стали шахидами и обрели покой в Дербенте. Но их старания не остались без результата, здесь теперь звучит азан, совершают молитвы и читают Коран. Люди соблюдают заветы Всевышнего. Эти сподвижники и последовавшие за ними другие арабы передали народам России Ислам, и, от поколения к поколению передаваясь, религия Аллаха дошла до нас.
Во время встречи с иерусалимским гостем дагестанский журналист Абдулгамид Мичигишев спросил: «Заботятся ли власти Израиля о мусульманских святынях так же, как Вы, Ваджих Нусейбе, заботитесь о христианском храме?» Ответ Нусейбе, конечно же, был предсказуемым: «Если быть откровенным, то нет».
– Вы как мусульманин, который вырос в Иерусалиме, на земле, где соприкасаются разные культуры и верования, больше, чем другие, наверно, знаете, насколько важно мирное сосуществование. В чём секрет сохранения межконфессионального мира?
– Вы видели, что я посетил в Дагестане и мечеть, и церковь, и синагогу. Мы любим и уважаем всех пророков, отправленных к человечеству с истиной, любим и почитаем Пророка Мусу (Моисей) и Пророка Ису (Иисус) и всех остальных (мир им всем). Основа нашего отношения к другим религиям базируется на наших религиозных и духовных ценностях.
Ответ на этот вопрос дан в Коране, в котором Всевышний повелел тем, кто следует Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), уверовать в Аллаха и в то, что ниспослано Господом ко всем пророкам, т. е. в Коран и другие Божественные Писания, и сказал, что нет различия между пророками: все они – братья-мусульмане.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие слова, которые произносил я и все пророки до меня, это: «Ля иляха илляллах» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Бога – Аллаха, и нет у Него соучастника»). Поэтому мусульмане признают, верят, любят и почитают всех пророков.
– Знаем, что Вы не политик, но всё же что, по-Вашему, сейчас происходит на Ближнем Востоке?
– К сожалению, мы видим раскол среди населения некоторых регионов, происходят сложные процессы, и появляются всё новые горячие точки. Но ясно одно – такая обстановка выгодна отдельным странам. За всем этим стоит западный мир, в частности США. Жаль, что сегодня мусульмане стали жертвами этих геополитических войн и борьбы за сферы влияния над энергетическими ресурсами. После окончания холодной войны между США и СССР началась холодная и горячая война между Западом и Востоком. И цель Запада – полный и тотальный контроль над богатствами и землями Востока и искоренение веры в сердцах мусульман.
К великому сожалению, некоторые мусульмане настолько погрязли в невежестве, что, не понимая, кто их подстрекает и кто ими управляет, начали убивать других мусульман. Но это недопустимо в Священном Коране.
Всевышний Аллах в Коране уподобляет убийство одного человека уничтожению всего человечества. (Сура «аль-Маида», аят 32)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) во время прощального хаджа, обращаясь к людям, сказал: «. Вам запретны кровь (жизнь), имущество, честь, достоинство каждого из вас по отношению друг к другу…» (аль-Бухари, Муслим).
– Как вам Россия и российские мусульмане?
– Когда я впервые встретился с российскими мусульманами на территории мечети Аль-Кудса, я был очень удивлён тем, что они даже не умели читать Коран, даже суру «аль-Фатиха». А сегодня, когда я посетил Россию, очень обрадовался и был удивлён, увидев, что студенты и даже маленькие ребятишки читают и изучают Коран. Это всё благодаря тому, что Аллах нам раскрыл сердца к изучению его религии.
– Одним из вопросов, который вызывает много разногласий и который стал одной из причин дискриминации мусульман, является женский платок, если быть точнее – хиджаб, и запрет его ношения. Вы как житель Иерусалима как видите решение данной проблемы?
– Я лично пока не вижу решения этой проблемы. Но скажу, что ношение хиджаба – это не только мусульманская традиция, её носят христианские монахини, все христиане на моей родине тоже носят хиджаб и одеваются так же, как и мусульманки. У нас тоже в Аль-Кудсе, когда израильские полицейские видят женщину в хиджабе, её останавливают. Это стало общемировой проблемой, и я не вижу чёткого решения этого вопроса.
Но я хочу сказать, что женщина, которая носит хиджаб, более защищена и более свободна, чем та, которая открывает своё тело. Хиджаб оберегает женщину, и он призван укрывать то, что запретно для чужих взоров. Укрывать тело и оберегать себя женщин призывают во всех мировых религиях, потому что открытие аврата приводит к совершению прелюбодеяния и другим прегрешениям.
К нашей беседе присоединились супруга и дочь Ваджиха Нусейбе и любезно ответили на пару вопросов.
– Уважаемая Вафа, сегодня очень много говорят о правах женщин и, в частности, о роли и месте женщин в Исламе. Каково Ваше видение этого вопроса как мусульманки?
– Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том! Женщин-мусульманок можно встретить во всех странах мира. Религия Ислам призвана восстановить права женщин и дать им то, что принадлежит по праву. Женщина-мусульманка, где бы она ни находилась, уважаема, чтима и свободна, потому что Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение) дали ей свободу и защитили её права. Зачем люди сегодня ковыряются в правах женщин, ведь в Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение) чётко и ясно разъяснены все права прекрасной половины человечества. Я желаю всем мусульманкам мира добра, счастья в обоих мирах.
Ноур Нусейбе:
– Говоря о свободе и роли мусульманок в мире, нужно отметить и то, что мусульманка – самая свободная женщина на свете. Ислам даёт ей всё. Эту свободу невозможно понять без изучения Ислама и сравнения с тем, что было до Ислама. Приобретение знаний даёт нам понимание того, что есть свобода. И это является очень важным на сегодня. Независимо от того, где она находится, женщина тоже равна с мужчиной в праве получить знания, и она к этому стремится. Путём приобретения знаний мы можем достичь больших высот, а также понимания в религии Аллаха.
– Ваджих Нусейбе, спасибо Вам и Вашей семье за интервью. Передайте наш салам жителям Иерусалима!
– Иншааллах! Спасибо и Вам. Хочу сказать «Ас-саламу алейкум» всем читателям сайта «Ислам.ру» и ждём Вас в Иерусалиме.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Религия
Адиб аль-Хусейни: мусульмане хранят ключи от храма Гроба Господня на протяжении 850 лет (Dostor, Египет)
Хранитель ключей от храма Гроба Господня Адиб Джавад аль-Хусейни в интервью египетской газете «Ад-Достор» рассказал, что родословная семьи Джавад аль-Хусейни восходит к потомкам Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Ключи от храма Гроба Господня она получила в 1187 году, когда Салах ад-Дин аль-Айюби завоевал Иерусалим и доверил мусульманам безопасность христиан.
Адиб Джавад аль-Хусейни отметил, что уважает решение покойного Папы Шенуда III, который запретил коптам посещать Иерусалим из-за конфликта вокруг прав на монастырь Дейр ас-Султан. По его словам, визит патриарха Коптской Церкви Тавадроса II в Иерусалим, куда он прибыл, чтобы принять участие в похоронах коптского архиепископа Святой земли Анба Абрахама, был неофициальным.
Хранитель ключей от храма Гроба Господня призвал египтян посетить Иерусалим, чтобы поддержать палестинцев и встать с ними плечом к плечу.
Ниже текст интервью Адиба Джавада аль-Хусейни:
— Какова история вашей семьи как хранителей ключей от храма Гроба Господня?
— История мусульман как хранителей ключей от храма Гроба Господня восходит к освобождению Иерусалима от крестоносцев. После победы Салах ад-Дина аль-Айюби в Иерусалим вернулись восточные общины, которые ранее были изгнаны крестоносцами. Салах ад-Дин аль-Айюби вернул им все отобранные крестоносцами права, поэтому в благодарность они назвали коптскую церковь, прилегающую к храму Гроба Господня — Дейр ас-Султан.
Когда Салах ад-Дин аль-Айюби освободил «Бейт аль-Мукаддас» (Иерусалим), то пожелал, чтобы христиане и мусульмане продолжали мирно сосуществовать бок об бок, как завещал праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Всем прекрасно известно, что схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня, который затем развозится по всеми миру, стало возможным благодаря мирному сосуществованию христиан и мусульман.
Салах ад-Дин аль-Айюби стремился защитить христианские церкви, в том числе храм Гроба Господня, который является одним из самых священных мест для христиан во всем мире. В 1187 году он доверил ключи от храма шейхам Аль-Аксы из семьи Аль-Хусейни, чтобы они сохранили христианское наследие в Иерусалиме, как сделал праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда сам завоевал город. Салах ад-Дин аль-Айюби гарантировал безопасность христианам, а главы христианских церквей согласились передать ключи от храма Гроба Господня на хранение мусульманам. Таким образом удалось сохранить самое священное место на земле — храм Гроба Господня.
Мы видим, что с момента завоевания Салах ад-Дином аль-Айюби Иерусалима и до сегодняшнего дня храму Гроба Господня и христианской собственности не было нанесено никакого вреда. Семья Аль-Хусейни до сих пор хранит ключи от храма Гроба Господня, переданные ей Салах ад-Дином аль-Айюби и халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах).
Израильские власти хотели открыть другие ворота в храме Гроба Господня, пытаясь захватить власть всеми возможными способами, но христианско-мусульманская община выступила против этих попыток. Мы прикладываем все усилия, чтобы защитить и сохранить храм, и мы гордимся этим. Арабы и мусульмане всегда гордились братскими узами и сохраняли уважение к другим религиям, поэтому христиане доверили нам хранить ключи от храма Гроба Господня.
— Как вы считаете, повлиял ли на отношения мусульман и христиан в Иерусалиме тот факт, что мусульманская семья хранит ключи от храма Гроба Господня?
— Время показало, что это было мудрым решением. Главы христианских церквей приняли доводы Салах ад-Дина аль-Айюби, поэтому наша семья хранит ключи от храма Гроба Господня на протяжении 850 лет. Мы сохранили довольно теплые отношения с христианскими общинами и приходами, и они, несомненно, с уважением относятся к нашей роли как хранителей ключей от храма Гроба Господня.
— Когда начались отношения вашей семьи с Салах ад-Дином аль-Айюби?
— Отношения моей семьи с Салах ад-Дин аль-Айюби начались в 1187 году, в день, когда Иерусалим был освобожден от крестоносцев.
— Какова роль и миссия хранителя ключей от храма Гроба Господня?
— Это доверие, которое было проявлено к семье Аль-Хусейни султаном Салах ад-Дин аль-Айюби и главами христианских церквей. Мы должны оправдывать оказанное нам доверие до тех пор, пока Аллах не решит, что наша миссия выполнена.
— Кто, на ваш взгляд, станет приемником на посту хранителя ключей от храма Гроба Господня?
— У меня трое сыновей. Обычно хранителем ключей становится старший сын, но сегодня мы живем в другое время. Братья должны обсудить между собой, кто станет хранителем ключей от храма Гроба Господня.
— Проводит ли ваша семья религиозные ритуалы, и есть ли какие-либо документы, подтверждающие наличие полномочий?
— У нас было много религиозных обязанностей. Мы были шейхами мечети Аль-Акса, читали Священный Коран, заботились о вакуфном имуществе пророков Мусы, Юнуса и Лота, а также о вакуфном имуществе Хюррем Хасеки-султан, Сулеймана I Кануни и многих других. Мы единственная семья в Иерусалиме, которая получила 165 султанских фирманов от 28 султанов, управлявших городом.
— Каковы самые главные задачи хранителя ключей от храма Гроба Господня?
— Перед хранителем ключей от храма Гроба Господня стоит множество задач: оберегать святыню, открывать и закрывать храм, принимать высокопоставленных посетителей и помогать каждому, кто просит какую-либо помощь в храме, а также мы храним священную печать.
— Чем вы занимаетесь во время схождения Благодатного огня в Великую Субботу?
— В Великую Субботу я провожу патриарха Греческой Православной Церкви и патриарха Армянской Апостольской Церкви в Кувуклию храма Гроба Господня, где мы вместе ее осматриваем. Мы проверяем, чтобы не было огня или горючих материалов. Убедившись, что пещера пуста, греческая православная община запечатывает дверь большим куском священного воска.
Когда я ставлю свою собственную печать на дверь, это знаменует начало христианского праздника. После я сопровождаю епископа Иерусалимской православной церкви Феофила III во время торжественной процессии ко входу Кувуклии. Он снимает воск и входит внутрь, чтобы совершить молитву и вынести Благодатный огонь.
— Получаете ли вы плату за службу в храме Гроба Господня?
— Это почетная работа, за которую мне ничего не платят.
— Что такое соглашение estatico?
— Это договор, заключенный в 1852 году во время правления султана Абдул-Меджида. Он закрепляет статус-кво и предписывает, что нельзя нарушать его положения, которые соблюдали все государства. Мы также до сих пор соблюдаем его.
— Как вы прокомментируете те высказывания, которые ставят под сомнение появление Благодатного огня в храме Гроба Господня?
— Что касается Благодатного огня, это особенный вопрос, который имеет отношение к тем, кто верит в этот огонь или не верит. Другими словами, это зависит от веры человека.
— Как складываются ваши отношения с христианскими церквями в Иерусалиме?
— Наши отношения со всеми конфессиями имеют братский характер, и это прекрасно.
— Как израильские власти взаимодействуют с церквями в Иерусалиме?
— Я не знаю, какие отношения связывают церкви и израильские власти, поскольку это сугубо церковный вопрос, в который я никогда не вмешиваюсь.
— Что вы думаете по поводу решения перенести американское посольство в Иерусалим?
— Как и любой свободный палестинец, который имеет право на свою землю и право жить свободно, я выступаю против переноса американского посольства в палестинский город Иерусалим. Иерусалим является столицей Государства Палестина, кто бы что ни говорил по этому поводу. Так было всегда. Я часто повторяю фразу: «Тот, кто не владеет, отдал тому, кто не заслуживает».
— Расскажите о визите Папы Тавадроса II как первого египетского патриарха, посетившего Иерусалим. Как вы подготовились к этому событию?
— Визит Тавадроса II, Папы Александрийского и Патриарха престола святого Марка в Иерусалим в 2015 году имел неофициальный характер. Скорее это была дань уважения воле покойного архиепископа Иерусалимского Анбы Абрахама, который пожелал быть погребенным в месте, выбранном специально для захоронения своего тела в соответствии с традициями коптской православной церкви. Архиепископ Иерусалимский был заместителем Папы Тавадроса II, а последний уважал его волю и принял участие в похоронах.
— Повлиял ли этот визит на паломников и туризм в Иерусалиме?
— Да, после неофициального визита Тавадроса II, Папы Александрийского и Патриарха Престола святого Марка в Иерусалим паломники бросились в город, чтобы совершить паломничество.
— Вы знали бывшего архиепископа Иерусалимского Анбу Абрахама. Каким вы его запомнили, и как он относился к народу, в частности, к палестинцам?
— Архиепископ Иерусалимский был мудрым человеком с хорошим нравом. Он также был скромным во всех смыслах этого слова, поэтому у нас были очень хорошие отношения. Он всегда проявлял щедрость и любил заниматься благотворительностью, много жертвовал бедным, а его отношения с людьми были крепкими и основывались на уважении и взаимной любви. Он уважал представителей всех конфессий.
— Как складывались отношения покойного архиепископа Иерусалимского с израильскими властями?
— Что касается его отношений с израильтянами, то в них откровенно сквозил холод, так как он был настоящим патриотом.
— Храм Гроба Господня. Кто в настоящее время управляет им и несет финансовую ответственность за его реконструкцию?
— Храм Гроба Господня находится под контролем следующих ветвей христианской церкви: православной, францисканской, армянской и коптской. Они и берут на себя расходы на его восстановление.
Поскольку мы знаем, что храм Гроба Господня разделен между упомянутыми конфессиями, любые планы по реконструкции или ремонту в храме требуют их одобрения, после чего начинается их осуществление. Между конфессиями царит абсолютная гармония.
— Что вы можете рассказать об особенностях реставрации храма?
— В храме Гроба Господня постоянно ведутся те или иные работы, так как он расположен в районе, известном своей повышенной влажностью. Наиболее значимым событием стала реставрация самого Гроба Господня.
— Хранителями всех церквей являются Хашимиты?
— Да, Хашимиты считаются хранителями всех исламских и христианских святынь в Иерусалиме.
— Каким палестинцы видят Египет в эпоху президента Абдель Фаттаха ас-Сиси?
— Палестинцы считают, что для Египта президентство Абдель Фаттаха ас-Сиси — это эпоха возрождения и открытости, и мы надеемся, что Бог дарует стране безопасность и мир и защитит его народ.
— Сообщалось, что ключи от храма Гроба Господня были переданы мусульманской семье из-за разногласий между христианскими церквями. Что вы скажете на это?
Это совсем не так. К великому сожалению, Израиль сеет смуту в стране и по всему миру, заявляя, что мусульмане владеют ключами к храму Гроба Господня из-за межхристианских противоречий. Это не соответствует действительности, но Израиль распространяет эту ложь, чтобы спровоцировать конфликт между мусульманами и христианами.
— Можете рассказать о деталях недавнего кризиса в Израиле в связи с обложением храма Гроба Господня налогами?
— Израиль пытается вмешиваться во внутренние дела Церкви и поэтому хотел обложить ее налогами, тем самым нарушая соглашение о статус-кво. На самом деле израильские власти пытаются положить конец многовековому положению дел, хотя мы предупреждали их не делать это и уважать соглашение. Когда они попытались ввести налоги, было принято решение о закрытии храма Гроба Господня, и через 48 часов Израиль отменил свою инициативу.
— Как вы оцениваете попытку израильских властей обложить налогом храм Гроба Господня?
— Введение налогов является нарушением соглашения о статус-кво, которое соблюдается с 1852 года.
— Становилась ли ваша семья жертвой преследования со стороны христианских церквей или израильтян по той причине, что является хранителем ключей от храма?
— Конечно же, нет, мы не сталкиваемся с какими-либо проблемами ни с одной из сторон. Мы являемся хранителями ключей от храма Гроба Господня уже 850 лет, и он — наш второй дом.
— Какова история разногласий между коптами и эфиопами вокруг монастыря Дейр ас-Султан?
— Конфликт между коптами и эфиопами затянулся, но монастырь Дейр ас-Султан — это исключительно коптский монастырь, и эфиопы безосновательно пытаются его контролировать, хотя их поддерживает израильское правительство.
Есть сообщения, что Верховный суд Израиля принял решение, которое признало права коптов на данный монастырь, и эфиопы должны вернуть его, но, к сожалению, израильское правительство не выполнило это решение.
— Как вы расцениваете нападение Израиля на Дейр ас-Султан в 2018 году?
— Нападения израильской полиции на коптских священников совершались не только в 2018 году, но и раньше. Один из монахов был жестоко избит и лишен возможности совершать молитвы в день Пасхи. Нападение на монахов во дворе храма Гроба Господня является крайне опасным и недопустимым поведением, и мы решительно осуждаем эти жестокие акции против священнослужителей. Мы их никоим образом не принимаем и считаем, что международное сообщество должно незамедлительно вмешаться в ситуацию и направить агрессоров в международный суд, чтобы их наказание стало примером для остальных.
— Как складываются отношения между христианами и мусульманами в Иерусалиме?
— Мы в хороших отношениях со всеми нашими христианскими братьями в Иерусалиме. Мы не только братья по расе, но и братья по крови. Мы стоим в одном ряду, сражаясь рука об руку, и наша борьба связаны с освобождением Иерусалима от рук жестоких оккупантов. Мы следуем священной заповеди отца Мунавиля. В одной из своих статей он писал: «Я палестинец и мусульманин-христианин, я живу в каждой крупице палестинской земли, ибо вся она принадлежит мне, каждая ее песчинка живет во мне, а я и весь мой народ принадлежим ей».
— Оккупационные силы распространяют информацию о неких разногласиях между мусульманами и христианами в Иерусалиме? Что вы думаете по этому поводу?
— Израильтяне всегда распространяли слухи, и их цель состоит в том, чтобы спровоцировать конфликт между мусульманами и христианами, однако всем уже известно об этих кознях.
— Как вы относитесь к бойкоту арабов против посещения Иерусалима и его святынь?
Бойкот арабов против посещения Иерусалима не является правильным решением, поскольку я считаю их визиты в город глотком свежего воздуха для палестинцев. Так последние могут противостоять оккупации, потому что жизнь иерусалимцев крайне сурова, и израильтяне пытаются перекрыть им кислород и заставить покинуть город. Это позволит им и дальше присваивать палестинскую землю.
— Что насчет египтян, не посещающих Иерусалим?
— Приняли ли вы какие-либо меры, чтобы облегчить христианским паломникам посещение Иерусалима?
— Да, мы обсуждали христианское паломничество с Министерством внутренних дел и нашли тех, кто готов нас услышать, однако бушующая в настоящее время эпидемия коронавируса стала главным препятствием на этом пути. Министерство внутренних дел действует в соответствии с инструкциями Министерства здравоохранения Израиля, а Министерство здравоохранения с большой обеспокоенностью следит за распространением вируса. Это катастрофа, и никто не знает, когда она закончится.
— Каковы отношения между коптами и другими церквями в Иерусалиме?
— Между ними довольно хорошие отношения.
— Каково ваше мнение по поводу решения Папы Шенуды запретить коптам посещать Иерусалим?
— Боже, смилуйся над Папой Шенудой III. Его решение запретить коптам посещать Иерусалим является знаком протеста против оккупации монастыря Дейр ас-Султан. Я и сторонники Папы Шенуды III всегда уважали его мнение, но времена изменились, и, по моему мнению, пришло время египтянам совершить паломничество в Иерусалим и совершить здесь молитвы.
— Обеспечили ли израильские власти необходимые условия для христиан и других посетителей Иерусалима на фоне эпидемии коронавируса?
— Храм Гроба Господня следует указаниям и рекомендациям в области здравоохранения, опубликованным Министерством здравоохранения Израиля. Город посещали люди со всего мира, и сегодня местные власти ввели запрет на въезд, что представляет собой профилактическую меру против дальнейшего распространения вируса. Мы надеемся, что этот кризис вскоре закончится и люди смогут снова совершать паломничество и выполнять другие обязательные религиозные ритуалы.
— Пострадал ли туристический сектор Иерусалима в результате эпидемии коронавируса?
— Разумеется. Сегодня в городе наблюдается серьезный спад числа посетителей из-за распространения коронавируса и запрета на въезд для граждан некоторых стран.
— На ваш взгляд, как складывается ситуация в храме Гроба Господня между различными церквями?
— Ситуация в храме Гроба Господня находится под полным контролем. Конфессии придерживаются статус-кво, то есть установленных правил. Они постоянно взаимодействуют друг с другом и принимают решения вместе. Кроме того, их решения выполняются всегда незамедлительно.
— Охвачены ли израильтяне страхом по поводу распространения коронавируса?
— Да, израильтяне испытывают страх. Мы видим, как они остаются в своих домах и закупаются продуктами перед лицом этой эпидемии в отличие от палестинцев. Последние выполняют профилактические меры, рекомендованные Министерством здравоохранения. Их отличает чистота и сила веры.
— Уменьшилось ли число посетителей Иерусалима из-за эпидемии?
— Да, мы почувствовали уменьшение числа посетителей: многие поездки отменили другие страны, рейсы отменили и израильские власти из-за страха распространения вируса.
— На ваш взгляд, угрожает ли коронавирус христианскому паломничеству в Иерусалим?
— По моему мнению, коронавирус угрожает всему миру, и международное сообщество должно бороться с ним всеми возможными способами, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения. Мы должны работать вместе, чтобы спасти мир от этой смертельной эпидемии.
— И в заключение. Каким будем будет ваше послание для египтян как хранителя ключей от Храма Гроба Господня?
— Я приглашаю всех наших египетских братьев посетить местные святыни и встать рядом с палестинскими братьями, которые защищают наследие пророков, мир им, в этом городе. Храм Гроба Господня принадлежит не только христианам Иерусалима, но является собственностью всех христиан в мире.
Где бы ни находились христиане, Храм нуждается в них и благословляет. Мы молим Бога, чтобы скорее нашлась вакцина, которая уничтожит коронавирус, и тогда все паломники смогут добраться до Иерусалима.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.