хрестоматия игровых приемов обучения
Хрестоматия социо-игровых приёмов обучения на школьных уроках (В.Букатов, А.Ершова)
Описание
Хрестоматия социо-игровых приёмов обучения на школьных уроках
Вячеслав Букатов
Александра Ершова
Интерактивные технологии современного образования в начальных классах
Напутствие читателям
Дидактические игры, вошедшие в данную Хрестоматию, являются наиболее востребованной на уроках в начальной школе частью арсенала интерактивных технологий современной дидактики. Так как большинство этих игр сконструировано на основе творческих заданий-упражнений из театральной педагогики и традиционных детских дворовых игр, то это обеспечивает и ученический интерес к выполнению на уроке предлагаемых приёмов обучения и их образовательную эффективность в начальной школе. Учебная деятельность, организуемая с помощью собранных в хрестоматии игровых приёмов, не только развивает внимание учеников, их волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и проч., но и формирует в классе навыки делового взаимодействия и сотрудничества учеников друг с другом.
Все дидактические приёмы сгруппированы в три рабочих раздела: «Игровые разминки», «Деловые игры» и «Творческие задания». А в кратком «Напутствии читателям» и в завершающем Хрестоматию «Приложении» читателей ждут основные методические советы и рекомендации, которые помогут учителям начальной школы обретать собственный стиль и при проведении изложенных заданий и(или) при конструировании новых.
Особо подчеркнём, что упражнениям, вошедшим в Хрестоматию, свойственна не только доступность для всех учеников в классе – продвинутым и отстающим, прилежным и неусидчивым, сметливым и непонятливым, активным и тихим – но и быстрое появление и распространение в классе всеохватывающей деловой увлечённости. При этом смешные и(или) несерьёзные выигрыши оказываются теми самыми «мостками», по которым младшие школьники с удовольствием будут переходить от одного вида деятельности на уроке к другому. Поэтому все предлагаемые в Хрестоматии проблемные задания, загадки—вопросы и игровые упражнения помогут учителям начальной школы как в дозировке и распределении трудоёмкой работы на уроке, так и в снятии досадной напряжённости, которая возникает, например, в ситуациях затянувшихся неудач при выполнении детьми порученной учебной деятельности.
Добавим, что участие младших школьников в подобных дидактических играх и технологиях обучения во многом позволяет их учителям успешно решать многочисленные проблемы индивидуального подхода и в случаях работы с трудным и(или) гиперактивным ребёнком, и в случаях работы как с одарёнными, так и со слабоуспевающими детьми как на самих уроках, так и во внеклассной работе.
Поясним, что большая часть предлагаемой подборки игровых приёмов обучения начала складываться в середине 80-х годов на основе развивающих упражнений детской театральной педагогики (А.П.Ершова). Вначале методика использования игровых приёмов обучения разрабатывалась под руководством выдающегося отечественного психолога и педагога Е.Е.Шулешко (1931–2006). В 90-е годы эту работу возглавил В.М.Букатов, ныне доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. В тесном сотрудничестве с ним продолжает работать А.П.Ершова, кандидат педагогических наук, ныне руководитель театрально-педагогических мастерских. В разные годы свой вклад в разработку социо/игровой интерактивности вносили учителя-практики: Л.К.Филякина (1939-2013), С.В.Плахотников, М.В.Ганькина, Н.В.Жеребилова, Л.П.Аншукова, О.П.Травина и др.
Вячеслав Букатов,
Александра Ершова
Нескучные уроки, Букатов В.М., Ершова А.П., 2013
Нескучные уроки, Букатов В.М., Ершова А.П., 2013.
Пособие предлагает учителям-предметникам по-новому подойти к подготовке и проведению своих очередных уроков.
Авторы дают рекомендации, которые на уроке помогут школьникам увлечься любой учебной темой, открывая им чарующую даль возможного понимания. А самим учителям — лишний раз почувствовать себя талантливыми, нужными и успешными, вопреки тем повседневным трудностям, которые сопровождают их профессиональную деятельность.
Понимание во множественном числе.
А теперь несколько слов об отличии популярной среди учителей учебной театрализации от наших социо/игро-вых приёмов, заданий и технологий. Сейчас в некоторых школах модно разыгрывать на уроках, например, физики, сюжеты на тему, скажем, Древней Греции. И немало учителей уверены, что ото и есть театральный подход, что ото и есть режиссура урока. Но, нет!
Некоторые учителя считают, что ученики любят наряжаться в греческие костюмы и репетировать. Сточки зрения социо/игровой педагогики этот вариант наименее перспективен: ведь ученик будет говорить не человеческим голосом, а самым дурным, актёрским, театрально-заштампованным (более способный — чуть лучше, менее способный — чуть хуже).
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел первый И ЧТОБ НЕСКУЧНЫМ ТРУД УЧЕНЬЯ БЫЛ.
1. О СОЦИО/ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ.
Речь живая или заученная? (10). О Биссектрисе премудрой: зачем она нужна? (12).
Понимание во множественном числе (14).
Путь к разочарованию или творчеству? (15).
2. О РЕЖИССУРЕ ЗАМЫСЛА УРОКА.
Стройность дидактических построений (18). Деловая атмосфера урока (19).
Чего же учителю следует опасаться? (20).
3. О РЕЖИССУРЕ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Здесь, сегодня и сейчас (23). Приветливое любопытство
или назидательная нравоучительность? (24). Пробуждать вкус к жизни (26).
Вопрошающая доброжелательность (28).
Сдержанность как показатель профессионализма (29).
4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ: от социо/игрового стиля обучения к драмо/герменевтике.
Раздел второй ПОД УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ СОЦИО/ИГРОВОЙ РЕЖИССУРЫ.
1. «ВИДИМО-НЕВИДИМО».
1.1. Исходный вариант дидактического задания.
1.2. На геометрии в 8 классе.
Как угодно, лишь бы не в столбик (44). Добровольно спохватиться (45).
Нарастание информационности (45). Доверяй да проверяй (46).
Показатель подлинности (47). Мнимый беспорядок (48). Разбитое корыто (49).
На бис (50). Размалёванная тайна (51). Быстрое заучивание (53).
Смена караула (54). Варианты для повторения пройденного (55).
1.3. На химии, биологии, географии.
Урок химии в 9-м классе (56). Урок химии в 11 классе (59).
Урок биологии в 6 классе (60). Урок биологии в 8 классе (61).
Урок географии в 6 классе (62). Урок географии в 9 классе (62).
2. «ВОЗДУШНОЕ ПИСЬМО» ИЛИ «БУКВА ПО ВОЗДУХУ».
2.1. Исходный вариант дидактической игры «Буква по воздуху».
2.2. На математике в 5 классе.
Проверка домашнего задания (65). Способ задания примеров (66).
Проверка решений, выполненных в классе (66). Проверка усвоения (67).
Тренировка учебных навыков (67). Вариант: «Молчанка» (68).
2.3. На алгебре в 7 классе.
Тренировка учебных навыков (68). По эстафете (69).
2.4. На алгебре в 10 классе.
2.5. На биологии в 6 классе.
Знакомство с новым материалом (70). Воздушные загадки по эстафете (71).
Проверка домашнего задания (72).
2.6. На биологии в 9 классе.
Изучение нового материала (73). Для гиперактивных девятиклассников (75).
Проверка усвоения (77).
3. «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».
3.1. Исходный вариант дидактического задания.
3.2. На физике в 7 классе.
«Волшебная палочка» БЕЗ ПОВТОРЕНИЙ (80). «Волшебная палочка» — ЗАКОНЧИ ФРАЗУ (82). «Волшебная палочка» с ВОПРОСОМ (82).
3.3. На географии в 6 классе.
«Волшебная палочка» БЕЗ ПОВТОРЕНИЙ (83). «Волшебная палочка» — ЗАКОНЧИ ФРАЗУ (84). «Волшебная палочка» — ПО КОМАНДАМ (85).
4. «СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ».
4.1. Исходный вариант дидактического задания.
4.2. При изучении нового материала.
О временном регламенте и смене мизансцен (88).
Череда командных переходов (89).
4.3. На химии в 11 классе.
Толковая шпаргалка-подсказка (91).
Раздел третий МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
1. «СОЧИНЕНИЕ ЗАДАНИЙ» ДЛЯ «ВЫКУПА ФАНТОВ».
1.1. Исходные варианты.
Хрестоматийный вариант «Выкупа фантов» (96).
Сочинение всем классом заданий для выкупов (97).
1.2. На уроках у старшеклассников.
Заманчивое предложение (98). Если согласен отдать (99).
Чего в жизни не бывает! (100). Назначение выкупа (100).
Цепкость и прозорливость (101). Любителям перестраховки (102).
1.3. На физике в 11 классе.
Держать ли учебники открытыми? (103). Всего-навсего-то посчитать! (104).
«Пусть неудачник плачет» (105). О дидактических перспективах игровых «блужданий» (107).
1.4. На геометрии в 8 классе.
Соединение «выкупа фанта» с изучаемым материалом (108).
Опять двадцать пять (108). Напоминание о временных рамках (109).
2. ТВОРЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ СКОНСТРУИРОВАННЫХ ДЕТАЛЕЙ.
2.1. Из рабочего дневника аспирантки Н. Жеребиловой.
Как открывается текст, или Чудесная «змейка» (111).
Об ученическом «спотыкании» на удивительностях (112).
2.2. Из рабочего дневника Л.П. Скирневской, учительницы русского языка и литературы.
Сбор фантов у шестиклассников (113). О выкупах, не связанных с изучаемой темой (114). Включение в эксперимент десятиклассников (115).
По-честному отыграть успели не всё (115).
Раздел четвёртый АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ В УЧИТЕЛЬСКИХ ПИСЬМАХ И ОТВЕТНЫХ КОММЕНТАРИЯХ.
1. ДЛЯ МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕТ ЗАХОЛУСТЬЯ.
Только не скука! (119). К доске с завязанными глазами (120).
Проверяй, но доверяй (121). Школа взросления (123).
2. ТРИ «СЛЕПЫХ КАПИТАНА».
К доске по эстафете (125). Только чур, не подглядывать! (126).
3. ПРОВЕРКА ПРОВЕРКЕ РОЗНЬ,
ИЛИ КУДА УПЛЫЛ ХОЗЯИН ОТСУТСТВУЮЩИХ ГЛАЗ?.
Задачка на удивление (127). Что самолётики принесли на крыльях? (128).
Как проверить решение задачки? (129). Представим себя учеником (130).
Музыкальный марафон (132). Тут уж не до пустых глаз (132).
Бег туда и обратно (133). Моцарт на уроке арифметики (134).
О мастерстве задавать вопросы (135).
4. О РЕЖИССУРЕ УРОКА, ВОСПИТАТЕЛЬНОМ МОМЕНТЕ И ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
«Было много споров!» (137). Комментарий 1: О минусах, которые не страшны (139). Комментарий 2: О часах (139).
Комментарий 3: О сдержанности (139).
Комментарий 4: О справедливости (140).
Комментарий 5: Об элегантности (140).
Комментарий 6: О домашнем задании (142).
Комментарий 7: Как же всё-таки дело было? (143).
Постскриптум 1: Об отличниках и двоечниках в работе по группам.
Что кому видно (146). С последней парты (146). Новая роль (147).
Приятными сторонами (148).
Постскриптум 2: ОБ УРОЧНОМ ВРЕМЕНИ.
Круговерть с часами (149). Преимущества секундомера (150).
Наручные часы (151). Чтоб не пригорало (151). За что боролись… (153).
В защиту звонков (153).
5. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ЯВЛЕНИЯ, найденные восьмиклассниками в ходе самостоятельной mini-экспедиции «НА ЦЫПОЧКАХ» по школьным коридорам во время урока.
Раздел пятый ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ ЗАГОТОВКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
1. СОЦИО/ИГРОВЫЕ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ «ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ».
1.1. Выбор водящего (дидактическая жеребьёвка).
Метка (170). Мериться на палке (кататься) (170). Считалочки (171).
1.2. Объединение в малые группы (деление на команды).
Разрезанная открытка (172). Колечки (173).
1.3. Детские считалочки (примеры текстов и способов расчёта).
Способ расчета «на кулáчках» (175). О расчётах «с выбором» (176).
Эстафета считалок (177).
1.4. Слепой капитан.
1.5. Ожившие модели.
1.6. Слухачи.
1.7. Найди букву.
2. СОЦИО/ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ «ДЕЛОВЫХ ЗАРЯДОК-РАЗМИНОК».
2.1. Руки-ноги.
2.2. Эхо.
2.3. Встать «по пальцам».
2.4. Разведчики (связаться глазами с партнёром).
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ «ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ» ШКОЛЬНИКОВ.
3.1. Отгадай термин (предложение).
3.2. Озвучивание иллюстрации и шумы-загадки.
3.3. Костюм-превращение.
Приложения.
О ТАБЛИЦЕ-БАБОЧКЕ социо/игрового стиля обучения и драмо/герменевтической повседневности.
1. НАГЛЯДНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСКАЗОК, АДРЕСОВАННЫХ ИНТУИЦИИ УЧИТЕЛЯ.
Плавные контуры летающей симпатяги (200).
О вертикальной и горизонтальной маркировке (201).
2. ТРИ СОЦИО/ИГРОВЫХ ПОСТУЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Не учить! (202). Гнаться за 133 зайцами! (204). Не бояться быть идиотом (206).
3. О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ.
От «неравнодушного непонимания» к индивидуальному толкованию (208).
Завидная солидность слона или воздушная лёгкость бабочки? (209).
Учительская дилемма: держать ли руку на пульсе или лучше свой нос не совать? (210).
О личностных перспективах ученической деятельности (212).
Как же понять, довольны они или нет? (213).
4. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Уникальный потенциал случайных по составу малых групп (214).
Когда ученическая «разношерстность» идёт всем на пользу (216).
5. ПРОЦЕДУРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ «ЦЕПОЧКИ ПОНИМАНИЯ».
Эффективная объёмность табличных сопряжений (219).
Оглашенное удивление (219). Подсказки от Тютчева (221).
О смене мизансцен на уроке (223).
6. ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ.
Проверка учениками прочности своих собственных пониманий (224).
Профилактика своеволия при организации ученических походов за толковым пониманием (226).
О ситуации сравнения командами своих замыслов, пониманий, воплощений (228).
7. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДОПЛЁКАХ ТАБЛИЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ.
Индивидуальность траекторий «образовательного путешествия» (230).
Работа малых групп как альтернатива фронтальным формам обучения (231).
Демьянова уха учительского технократизма (233). Заветная дверца за нарисованным очагом в каморке папы Карло (234).
8. СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.
Психологический контекст процедур обучения (236).
О профессиональной грамотности учителя (238). От примитивности детских побуждений к ученической осознанности (240).
ОБ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКАХ ИНТЕРАКТИВНОСТИ в современных образовательных технологиях.
Об итоговой рефлексии игровых новоделов (244).
Об ориентирах для конструирования образовательной интерактивности (245).
Стоит ли различать активные и интерактивные технологии обучения (247).
О значении грамотного сопряжения (247).
Как убрать заорганизованность и зачем нужна непредсказуемость (248).
«С птичьего полёта» успокоительного абстрагирования (250).
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Хитрая профилактика галёрочных настроений
Из хрестоматии игровых приемов обучения
Самая простая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарные, эффект стабильный. Попробуйте, не разочаруетесь!
Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте; змейкой, через два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета); по алфавиту. Главное в задании – не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету (уговор дороже денег!) и начать ее заново.
Вставание можно заменить передачей хлопков.
Режиссерский комментарий. В эстафетах тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга – у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя.
Основная трудность для каждого из участников – верно определить момент, когда ему самому нужно встать или сесть. А для остальных трудность в том, чтобы не вмешиваться в работу товарища, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
Терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушать, уступить, дождаться.
Когда на занятиях жизнь учеников и учителя протекает в социоигровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу или поднятым рукам, а по эстафете. Знаменитая московская учительница Л.К.Филякина пользовалась таким усовершенствованием “отвечающей” цепочки: если при ответе ученик ошибся, то он продолжает стоять, хотя цепочка движется дальше, то есть на каждый прозвучавший в классе вопрос поднимается и отвечает ученик со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, есть право вклиниться, то есть ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится. Таким образом, у каждого ученика есть возможность найти такие вопросы, на которые он сможет верно ответить. А такой опыт поможет ему верно сориентироваться и в более сложных ситуациях.
Помните, что в случае возникновения нерабочего шума, бедлама на уроке (или, напротив, сонного царства) чем проще вы дадите задание для эстафеты – тем лучше.
Условие: класс отвечает на хлопки ведущего (учителя или одноклассника) дружным эхом.
Например, на один хлопок преподавателя класс обычно отзывается рикошетом хлопков. Дружным же хлопком удается ответить только в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета, хлопок всего класса.
Ведущий может задавать серию хлопков, меняя их количество и ритмический рисунок.
Хлопки могут быть заменены на щелчки, чечетку, посвистывание или даже на произнесение каких-то слов (например, междометий или слов – исключений из правила).
Режиссерский комментарий. Подчас единого хлопка не получается, потому что часть учеников настроены только на учителя и стараются хлопнуть в ладоши одновременно с ним, забывая о том, что эхо должно быть дружным. Выпадающей из работы галерки не будет, если все ученики настроены друг на друга.
Варианты усложнений: отбивание ведущим серии хлопков (3–6) в определенном ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.
Предположим, класс после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научился дружно отхлопывать заданный ритм и делает это с явным удовольствием. Учитель, видя, что задание “Эхо” становится слишком легким, что грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза.
В классе – замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и уже хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. Дружное эхо рассыпалось.
Оказывается, достаточно было ученикам повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается как мираж. Участники, понимая это, начинают с энтузиазмом восстанавливать исчезнувшую сплоченность, надеясь на больший запас прочности своей внутренней установки. А у надежды, которая рождается в игровой деятельности и подкрепляется ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
Вариант “Дружное эхо по половинкам”. Сидящий за партами класс делится на две части (проведите мысленно черту поперек рядов, чтобы разделить класс пополам, или вдоль среднего ряда – вот и две команды!). Одна половина – судит, другая – работает эхом. Учителю же главное – быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения-разминки трансформируется в ритм.
Времени на подобный вариант уходит не более одной минуты (при 4–5 переменах ролей), а зарядки бодрости хватает надолго.
Режиссерский комментарий. Варианты “Эха” можно использовать на разных предметах и в разные моменты урока. Но подобные зарядки-разминки должны быть коротенькими, иначе игровой характер незаметно для педагога (но заметно для детей) перейдет в свою противоположность – педагогическую муштру. И тогда галерки начнут возникать во многих местах и в геометрической прогрессии.
Сразу всему классу или только одному ряду (одной группе) дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например три секунды) снова хлопнуть.
Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием.
Режиссерский комментарий. Эффективность упражнения может быть разной. Главное – не потерять азарта. Только в этом случае становится ценной одновременность выполнения – когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.
Научиться делать что-то одновременно с другими, работать сообща, подчиняясь общему ритму, – важный навык для школьника. Тренировка в одновременности на первый взгляд подавляет смелость быть самостоятельным. Не будь игры – так оно и случилось бы! В игровой реальности подобная тренировка как раз и подготавливает подлинную смелость и самобытность.
Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит. поднимите правую руку”. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит. поднимите обе руки”. В воздух поднимается несколько пар рук.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит. – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза”. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит. встаньте”. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит. сядьте. Внимание ко мне!” Все садятся. Чуть повысив голос (но не напрягая его), учитель продолжает урок.
Режиссерский комментарий. Приведенный прием был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада, но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками.
На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.
Режиссерский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.
Условия советуем объяснять предельно кратко: “Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть” – после чего учитель тут же подает сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.
“Руки-ноги” можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит (подробнее см. “Дружное эхо по половинкам”).
Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задает классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки).
Затем он произносит: “Раз-два-три! Замри!” – и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено.
Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного, то вскочить самому; если же больше (а он сам при этом стоит), то мгновенно сесть.
На доске ведется игровой счет: если число стоящих верное – очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного – учителю.
Режиссерский комментарий. Изюминка этого упражнения – в своеобразной азартной мобилизации всех участников до единого. Она выражается в готовности каждого либо немедленно вскочить, либо сидеть не шелохнувшись в зависимости от того, что в данный момент делают остальные.
Каждый внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Ведь участники не знают, кто именно будет вставшим и сколько их будет. Готовность каждого встать (если стоящих не хватает) или сразу же сесть (если их больше, чем нужно) эффективно влияет на общий рабочий настрой учеников на уроке.
Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый кон (ваньки-встаньки), и пять-шесть, которые, наоборот, всегда оказываются сидящими (сони). Для преодоления такого расклада можно предложить следующее: слишком активных отсадить в отдельную команду судей, которые будут наблюдать за точностью выполнения команды “Замри!”. Или создать отдельную подгруппу из неактивных и играть в две команды.
Один из секретов проведения любого варианта этого упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Его азарт зажигает и учеников. И что бы ни предложил учитель, они уже готовы к тому, что и это окажется в конце концов интересным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.