хронология крещения руси кратко

Крещение Руси: дата, краткое описание событий

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

С крещением Руси на территории Киевского государства в качестве государственной религии было введено христианство. Согласно хронологии, отраженной в летописях, датой крещения Руси является 988 год. Он же называется и в качестве даты начала официальной истории Российской Церкви.

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

Между тем, о том, в каком году крестили Русь, по сей день не утихают споры. Вместе со временем, указанным в летописях, называются и некоторые другие. Подробно о том, в каком году было крещение Руси и кто крестил Русь, будет сказано ниже.

Фотиево крещение

В 9-10 веках Византия стремилась обращать в христианство окружающие ее воинственные народы язычников. И это вошло в ее обычную практику. Так, в 862 году совершались попытки христианизации Моравии, а в 864-920 годах и Болгарии. Тем самым Византия хотела обезопасить себя и усилить свое влияние.

В 860 году русы напали на Константинополь, и после этого указанная тактика была применена и к Киевской Руси. Константинопольский патриарх Фотий I направил в Киев миссионеров. В некоторых источниках говорится о том, что тогда Аскольд и Дир вкупе с боярами и некоторыми представителями народа были обращены в христианскую веру. Якобы тогда и началось крещение Руси. Его называют Фотиевым или Аскольдовым.

Версия о крещении при Василии Македоняние

Однако исследователи находят и другие источники, которые отвергают указанную выше дату крещения Руси Фотием в 860 году. Называются иные исторические периоды и имена других лиц.

Так, например, говорится о том, что это важнейшее событие произошло во время правления Василия I Македонянина. Это основатель Македонской династии, византийский император, который царствовал в 867-886 годах. В тот период Патриархом был Игнатий, он возглавлял Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Крещение княгини Ольги

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

При рассмотрении вопроса о том, в каком году крещение Руси, скорее всего, состоялось, нельзя не сказать и о роли княгини Ольги в этом событии. Ведь она из всех киевских правителей первой стала христианкой официально. По поводу того, когда это произошло, историки однозначного ответа не дают.

Если основываться на данных «Повести временных лет», то получается, что было это в 955 году в Константинополе. Сообщается, что крещена она была императором Константином VII совместно с патриархом Феофилактом и наречена Еленой в честь жившей в 3-4 веках матери Константина I.

Однако часть историков склоняется к тому, что следует ориентироваться на дату, изложенную в другом источнике. Это сочинение «О церемониях», а написал его Константин Багрянородный. Из находящихся в нем сведений можно заключить, что Ольга крестилась в 957 году. Посетив Византию, она вела речь о крещении своего государства и признании его ромеями как равного этой христианской империи. Вторая версия считается более аргументированной.

Нельзя не отметить, что имеются исторические сведения о том, что христиане существовали в Киевской Руси и раньше. Так в договоре, заключенном князем Игорем с Византией в 944 году, есть упоминание о «русских христианах» и о тех, кто тогда принял крещение. В правление же княгини Ольги число христианских верующих среди славян возрастало.

Данные археологической науки

Что касается археологов, то у них есть собственное мнение о том, когда было крещение Руси. Они считают, что христианство стало распространяться в киевском государстве ранее официально принятой даты, то есть 988 года. В качестве свидетельства они ссылаются на ряд артефактов, относящихся к середине и третей четверти 10 века. К ним, в частности, относятся:

А еще в некрополях, относящихся к 9 веку, обнаружены свечи, что говорит о применении христианских элементов в погребальных обрядах.

Далее речь пойдет об официальной дате крещения Руси.

Дата, зафиксированная в законе

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

На сегодняшний день установлена официальная дата принятия в нашей стране христианства. Это 28 июля 988 года. Этот памятный день зафиксирован в законе, принятом 1 июня 2010 года. А также в этот день отдается дань памяти князю Владимиру Красно Солнышко, который жил в 960-1015 годах. По старому стилю это 15 июля. Владимира Церковь называет равноапостольным крестителем Руси.

Он начал править в возрасте семнадцати лет, будучи язычником, любившим ратные походы с шумными пирами. Но судьба уготовила ему другую роль. Интересным фактом является то, что не только его бабка княгиня Ольга была христианкой, но и его мать Малуша, которую называли «вещей девой». Она приняла христианство вместе с Ольгой в Византии.

Владимир проводит испытание вер

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

В «Повести временных лет» есть рассказ о том, что в 986 году князь Владимир принял у себя четыре делегации, представлявшие разные религии, чтобы привлечь каждая к своей вере киевского правителя. Речь идет о:

Посланец Византии в летописи назван Философом, тем самым подчеркивается его мудрость. Князь слушал его долго, с большим вниманием и интересом. Он узнал от византийца о законах христианской религии, об истории сына Божия. Хотя киевский князь и был сильно заинтересован всем услышанным от греко-византийского посланника, окончательного решения он не принял. Не остановившись ни на одной из вер, он взял время для размышления.

После этого правитель призвал на совет свое окружение, и было решено дополнительно испытать веру. В 987 году в разные земли были направлены гонцы с целью увидеть, как у других народов происходит служение Богу. В результате возвратившиеся посланцы отдали предпочтение византийскому обряду, поразившему их своей красотой.

В итоге Владимир объявил, что будет принято крещение, соответствующее греческому обряду, чему предшествовал еще ряд событий.

Владимир принимает крещение

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

До своего крещения киевский князь осуществил захват Корсуни в 988 году. От императоров-соправителей Василия II и Константина VIII он потребовал выдать за него их сестру Анну. Иначе он пригрозил им взятием Константинополя.

Согласие было дано, но с условием о переходе Владимира в христианство. Киевский правитель не имел возражений, и Анна прибыла в Корсунь. Именно там Владимир со своими дружинниками и прошел обряд крещения. Его совершил Корсунский епископ, который и обвенчал принцессу и князя. Последний был окрещен Василием в честь императора.

По преданию, в Корсуни Владимир утратил зрение, а после крещения вновь обрел его, что убедило его в силе вновь принятой веры. После женитьбы князь расстался со всеми своими женами и наложницами.

Поверженные кумиры

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

Возвратившись на киевскую землю в сопровождении священников, Владимир произвел крещение сыновей от предыдущих жен, а также многих бояр. В Киеве находилось капище, которое ранее устроил сам правитель. Здесь поклонялись языческим богам.

Теперь был отдан приказ о разрушении бывшей святыни. Все кумиры были изрублены в щепки. А статуя верховного бога Перуна была сброшена в реку и плыла вплоть до порогов Днепра, то есть до русских рубежей, так как идолу мешали пристать к берегу.

Это явилось символом изгнания языческой веры с территории всего государства. Позднее на месте языческого капища возвели церковь, посвященную Святому Василию.

Крещение в Киеве

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

Повествуя о годе крещения Руси, нельзя не сказать и о месте, где оно состоялось согласно официальной версии. После описанных событий всех жителей города Киева собрали на днепровских берегах. При этом предварительно их изрядно припугнули. Накануне народу объявили, что, если на следующий день кто-либо посмеет не явиться на реку (вне зависимости от того будет это богатый человек или же бедный, будет это раб или нищий), он сразу же превратиться в княжеского врага.

Там, где в Днепр впадает река под названием Почайна, и произошел массовый обряд крещения. Как говорят летописи, Владимир и священники вышли на Днепр, где увидели людей без числа. Они стояли в воде, у некоторых на руках были младенцы.

Священники на берегу совершали молитвы. Сам князь также обратил к Богу свою молитву. Он просил у Всевышнего, создавшего небо и землю, взять под свою опеку народ, вновь обращенный в христианскую веру, праведную и непогрешимую, и укрепить его в ней. А еще помочь киевскому князю бороться с врагами и одержать над ними победу, разгадав их козни.

Итак, официальной датой крещения Руси является 988 год. Эти данные опираются на хронологию, которой придерживались авторы «Повести временных лет». Хотя существует и ряд других версий, которые историки не спешат сбрасывать со счетов.

Источник

Приход храма Святого Сергия Радонежского

Крещение Руси: как это было

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

…В 988 году, Великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь Великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. В ернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

Источник

Крещение Руси

хронология крещения руси кратко. Смотреть фото хронология крещения руси кратко. Смотреть картинку хронология крещения руси кратко. Картинка про хронология крещения руси кратко. Фото хронология крещения руси кратко

Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Читайте также:

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *