художественные сокровища россии выставка в храме христа спасителя
Все отзывы о выставке Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний
Лучшие отзывы о выставке « Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний »
Место красивое, и организована выставка очень хорошо. Одна подсветка картин чего стоит.! Но по-настоящему мне понравились только два полотна: «Святые врата Печерского монастыря» Богданова-Бельского и «Виллы» Кустодиева. Интересно было увидеть «Девушку в кокошнике» Леона Бакста, который более известен в качестве театрального художника. Вот и все, пожалуй.
Перечень по памяти:
Илья Репин (1844-1930)
Архип Куинжи (1842-1910)
Василий Суриков (графика) (1848-1916)
Иван Шишкин (1833-1898)
Василий Перов (1834-1882)
Николай Рерих (1874-1947)
Виктор Васнецов (1848-1926)
Иван Айвазовский (1817-1900)
Михаил Нестеров (1862-1942)
Борис Кустодиев (1878-1927)
Алексей Саврасов (1830-1897
Василий Паленов (1844-1927)
Карл Брюллов (1799-1852)
Василий Верещагин (1842-1904)
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)
Константин Коровин (1861-1939)
Исаак Левитан (1860-1900)
Иван Шультце (1874-1939)
Иосиф Крачковский (1854-1914)
Юлий Клевер (1850-1924)
Владимир Орловский (1842-1914)
Степан Бакалович (1857-1947)
Гавриил Кондратенко (1857-1924)
Сергей Грибков (1822-1893)
Иван Вельц (1866-1926)
От выставки получаешь колоссальное удовольствие. Приходить надо с утра до 12 часов, когда еще нет народу, вещи можно оставить на открытой вешалке. И далее все продолжается по ковровой красной дорожке.
Вчера, то есть 3 января 2015 года, я таки побывала на одной из самых интересных выставок Москвы – «Художественные сокровища России». Скажем так, обошлось не без жертв с моей стороны.
Выставка действительно масштабная и интересная. Сначала кажется, что для аудиогида мало значков, но это только кажется. В самом начале есть два средних размеров зала с церковным искусством, что поначалу чуть огорчает, так как хотелось больше светского искусства. Но на этом тема церкви закрывается. На оба эти зала от силы где-то 3-4 записи аудиогида, достаточно информативных, но можно было бы и более, так как вопросы возникают. Представлены в основном иконы в окладах.
Светское искусство занимает однозначно большую часть времени и записей аудиогида. Если в начале выставки есть явное посвящение церкви и Крыму, то далее – простор. Основное направление – широта и величие России, ее масштабы и бесконечность (то есть пейзажи), но не так уж мало картин на сюжеты манящего Средиземноморья (в основном, Италия, причем у всех) и на античные сюжеты. Записи аудиогида, как правило, посвящены художнику и его работам на выставке, но описываемую практически всегда рассматривают с вниманием. Признаюсь, это позволяло увидеть детали.
Очень здорово придумали поставить елку на перекрестке, она служит хорошим ориентиром, плюс люди на ее фоне фотографируются. В разные стороны от елки расположены по несколько залов. Хочу отметить, что, как минимум, в одном зале рядом с картинами звучат звуки, которые соответствуют этим картинам. Например, изображено стадо овец, и рядом их блеяние, или море – и крик чаек. Классно.
Отдельно хочу отметить темный зал. Там представлена смесь искусств, отход от привычных картин к чему-то более необычному. Очень много записей аудиогида именно там, к слову. А еще там есть сцена. В начале каждого часа там разыгрывается мини-представление. Проекция балерины танцует под «Лебединое озеро», настолько это выглядит правдоподобно, что кажется, будто балерина живая.
Итого, на выставке представлены картины, в большинстве своем, не очень известных авторов, но есть и Левитан, например. Кроме того, есть предметы церковного искусства (иконы в окладах), немного исторической мебели, а также предметы интерьера. На самой выставке в некоторых залах есть лавочки и табуретки. Очень кстати. С аудиогидом на выставку придется потратить 3,5 часа, не меньше. Поэтому я искренне поразилась людям, которые в полпятого вечера стояли в очереди в гардероб сдать одежду. Неужели они рассчитывали обойти всю выставку за час? Это нереально.
К слову об организации. Я вообще не очень поняла, почему выставка позволяет себе не работать в новогодние каникулы и закрывается неприлично рано. При таком-то ажиотаже. К слову, вход не бесплатный ни разу – в число бесплатных музеев определенно не вошла.
Выставка просто шикарная. Не понимаю, почему про нее нигде ни слова не говорят. В основном представлены экспонаты из личных коллекций. Рекомендую всем.
Очень впечатлил зал Икон. Потрясающие оклады. И за это устроителю отдельное спасибо!
Касаемо залов с картимами великих художников: не удачная экспозиция, планировка. Любой искусствовед скажет, что так организовывать картинное пространство нельзя и безграмотно.
Не продуманное освещение. Отдельные картины по этой причине по восприятию просто «пропали».
Посетил выставку в рамках Ночи музеев,не заплатив денег.Ничего особенного не ждал и думал,что уложусь в 40 минут(успеть посетить еще 2-3 выставки)Ожидания не оправдались и я задержался на 2 часа.Замечательная экспозиция,в которой много того прекрасного неакадемического реализма,который притягивает и не отпускает подолгу.
Приятная выставка, оргаънизованная поофессионально и с большим тщанием.
Освещение залов и подсветка картин настолько грамотно выстроены., что возникает эффект присутствия.
Красиво,, очень атмосферно и, как нам показалось, хорошая энергетика.
Может быть, конечно, благодаря Храму. 🙂
Центр Искусств. Москва.
Шедевры искусства из частных коллекций в самом центре Москвы.
На все вопросы отвечаем здесь: https://vk.cc/6zkLBx
Уже завтра! Солист МАСМ Илья Рубинштейн и его оммаж Кандинскому!
В экспозиции закрытого музея среди полотен Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, Шагала, Айвазовского, Шикина, Васнецова и прочих великих.
Центр Искусств. Москва. запись закреплена
Приглашаем на день рождения Центра искусств. Москва
Дорогие друзья, в это воскресенье, 14 ноября, мы приглашаем всех отпраздновать вместе наш шестой день рождения!
По этому случаю мы решили дарить подарки нашим гостям:
Показать полностью.
Весь день (с 12.00 до 18.00) вход в галерею будет бесплатным. В нашей эскпозиции вас ждут произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, большинство из которых выставляются впервые. Вы увидите картины таких известных художников как Репин, Нестеров, Врубель, Левитан, Фальк, Рерих, Коровин, а также шедевры русской иконописи.
Бесплатный концерт виолончелиста-виртуоза Георгия Гусева в 15.00.
Показ наших голографических звезд — прим Большого театра в 17.00.
Вход на мероприятия – по предварительной записи по ссылке https://artcentremoscow.timepad.ru/event/1839636/. При себе нужно будет иметь праздничное настроение и. QR-код вместе с документом, удостоверяющим личность.
Мы искренне хотим поблагодарить всех вас за то, что все эти 6 лет вы были с нами несмотря ни на что. Мы ждем вас в гости уже в это воскресенье и готовим самый теплый прием!
Администрация галереи оставляет за собой право временно ограничить вход, в случае превышения лимита по количеству посетителей в залах галереи.
Центр Искусств. Москва. запись закреплена
Musica Nordica в Центре Искусств. Москва
13 ноября, уже в эту субботу, мы приглашаем вас на концерт в галерее!
Ансамбль «Clarinet & Organ» исполнит музыку композиторов Грига, Кралсена, Шостаковича, Мозелера, объединенных особым, северным духом.
Показать полностью.
Музыка Скандинавии создаст в наших залах особенную атмосферу. Этот концерт станет первым предвестником новогоднего настроения.
В программе прозвучат следующие произведения:
Сarl August Nielsen – «Chaconne», «Romance and Humoresque»
Edvard Grieg – Album sheet №2, «Air»
Joseph Horowitz – Sonatina (2 part)
Сarl August Nielsen – «Fantasy», «Canto Serioso» CNW 67, Indian dance from suite «Aladdin», op.34
Alexander Moselert – «Sonata» for clarinet and organ
Kjell Mjork Carlsen – «Partita Brevis»
Dmitry Shostakovich – Waltz No. 2 from suite for jazz orchestra (arranged for clarinet and organ)
Напоминаем, что в стоимость билетов входит посещение экспозиции Центра Искусств. Москва.
Приобрести их можно по ссылке https://artcentremoscow.timepad.ru/event/1826439/
Центр Искусств. Москва. запись закреплена
Карл-Фридрих Шульц и картины солдатских будней
Немецкий живописец, пейзажист и жанрист Карл-Фридрих Шульц учился в Берлинской Академии художеств, затем продолжал обучение в поездках в Голландию, Францию и Англию. В 1830-е годы художник много работал вместе с Адольфом Менцелем над военными сценами из времен Фридриха II.
В 1841 году он стал преподавателем Академии в Берлине, а в 1847 приехал в Санкт-Петербург, где писал сцены солдатской жизни.
Показать полностью.
Одна из таких работ есть в нашей экспозиции. На картине «Дозор» изображены офицеры и рядовые лейб-гвардии Уланского полка в походной форме. Отряд находится на маневрах под Красным Селом около Петербурга. Благодаря деталям обмундирования специалисты смогли определить примерную датировку картины – начало 1860-х годов.
Такие работы Шульц создавал для императорских дворцов, подобная по сюжету картина «Маневры Уланского полка под Красным Селом» украшала офицерское собрание полка.
Увидеть картину «Дозор» и другие произведения Карла-Фридриха Шульца (не путать с Иваном Федоровичем Шультце) можно в Центре Искусств. Москва.
Центр Искусств. Москва. запись закреплена
Уже завтра мы открываемся для посетителей и возобновим наши мероприятия! На ноябрь у нас очень много планов и мы ждем вас в наших залах, чтобы вместе наслаждаться музыкой и изобразительным искусством.
13 ноября в наших залах прозвучат произведения, пронизанные скандинавскими мотивами. В программе концерта «Musica Nordica» сочинения композиторов Грига, Карлсена, Шостаковича и Мозелера, в которых чувствуется дуновение северных ветров.
Показать полностью.
16 ноября состоится «Концерт в письмах №3: Сергей Прокофьев». Третий вечер из цикла – бодрый, озорной и оптимистичный. Вы узнаете, о роли шахмат в жизнь Прокофьева, конкуренции с Рахманиновым, и любви к французской гастрономии.
20 ноября приглашаем вас отправиться в «Оперную Одиссею» вместе с солистами Еленой Аюшеевой (сопрано) и Антоном Ивановым (тенор). Арии и романсы проведут вас по Италии, Франции, Германии и бескрайним просторам России. Готовы к музыкальному путешествию?
27 ноября приходите всей семьей на концерт классической музыки. В программе – знакомые всем с детства мелодии из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Вас ждет уютная атмосфера домашнего фортепьянного концерта. Исполнитель – Диана Казачанская.
28 ноября звуки арфы, скрипки, контрабаса и рояля перенесут вас во Францию. Музыкальный коллектив «Art-collage» исполнит произведения Сен-Санса, Дебюсси, Массне, Бизе и Форе. Шарм, гармония и очарование французской музыки в окружении произведений русских импрессионистов – что может быть более charmant?
30 ноября в наших залах снова прозвучит музыка Петра Чайковского на последнем из цикла «Концерте в письмах». Кроме того, вы узнаете об отношении композитора к собственной музыке и о его «подруге по переписке» баронессе Надежде Филаретовне фон Мекк.
ilovemoscow
Полезное о столице
Новые грани любимого города
«Центр искусств. Москва»: экспозиция «Художественные сокровища России».
4. Фрагменты книжного шкафа, который, по всей видимости, не считается экспонатом, но любопытен своим декором.
6.
7. Чтобы покончить с декоративно-прикладным искусством, фрагмент еще одного предмета мебели. Впечатляющая резьба по дереву.
8. В.Суриков. Эскизы росписей храма Христа Спасителя (1876-1877): «Третий Вселенский собор» (слева) и «Первый Вселенский собор».
9. Если уж реализм, то должна быть видна каждая снежинка. И.Ф.Шультце. «Зимний пейзаж в солнечный день» (1912).
10. И краски должны быть яркими. И.Е.Крачковский. «Ялта» (1900).
12. И.К.Айвазовский. «Вид венеции. Сан-Джорджо Маджоре» (1851).
15. И.И.Левитан. «Под вечер» (1889).
16. В.Д.Поленов. «По берегу Генисаретского озера» (нач. ХХ века).
17. В.Д.Поленов. «Храм Воскресения Христова в Ольшанке» (1880-е гг.).
18. А.И.Куинджи. «Закат» (1870-е гг.).
19. К.Ф.Юон. «Праздничный день» (1902).
22. К историческому жанру. В.П.Верещагин. «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя василия Темного» (1861).
25. А.П.Боголюбов. «Москва. Вид на Нескучный сад» (1870-е гг.) Хорошо раличимы ротонды на современной Пушкинской набережной.
26. Интерьер выставочного пространства в паре кадров.
В Москве открылась выставка «Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний»
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Похожие новости
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
Поддержите «Союз»! Обращение священника Ильи Сазонова
А.И. Осипов. Что такое православие? Часть 2
«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 5
«Путь к храму» (Новосибирск). 12 ноября
Благая часть. 12 ноября
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Хранители памяти. Выставка «Художественные сокровища России». Часть 4
Аудио
– Рядом со мной картина Григория Семеновича Седова, образец живописи XIX века. О произведениях, в которых русские художники обращались к христианской тематике и которые представлены на выставке «Художественные сокровища России», мы поговорим сегодня в передаче «Хранители памяти».
Николай Игоревич Меркурьев, руководитель отдела религиозного искусства «Центр искусств. Москва»:
– «Видение отроку Варфоломею», часть вторая, – работа Михаила Васильевича Нестерова. Эта картина из цикла, посвященного деяниям святого преподобного Сергия Радонежского, и, возможно, одна из самых важных в творчестве художника.
В 80-х годах XIX века Нестеров посвящает этой теме цикл работ. В 1889–1890 годах он пишет первую часть композиции «Видение отроку Варфоломею». Это всем известная работа находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Вторая часть, написанная в 1917 году, представлена на этой выставке. Здесь Михаил Васильевич особое внимание уделяет пейзажной части – чувствуется влияние символистов, под впечатлением которых художник находился в этот период. Данная работа писалась близ Абрамцева.
Однажды Нестеров, выйдя на террасу своего дома в Абрамцеве, увидел потрясающий осенний пейзаж, который его вдохновил. Он писал о том, что наконец нашел тот самый идеальный пейзаж для работы «Видение отроку Варфоломею». Надо сказать, что перед написанием этой картины Нестеров делал массу подготовительных штудий, эскизов, то есть работа была очень напряженной и трудоемкой. В качестве модели выступал его сын Алексей Нестеров.
История картины очень интересна. Дело в том, что она была написана по заказу Федора Ивановича Шаляпина, великого русского певца. Шаляпин восхищался творчеством Нестерова и приобрел картину непосредственно у художника. После чего он увез ее в Париж, и она размещалась у него в квартире вместе с известной работой Кустодиева, где изображен сам Федор Иванович. Бытует мнение, что Шаляпин в разговоре с Нестеровым, увидев первый вариант работы «Видение отроку Варфоломею», спросил у него: «А что же было дальше?» На что Нестеров ответил: «Ты увидишь». И разработал новую композицию. Это не было заказом, это было творческое решение самого автора. На картине старец-монах пытается открыть духовный путь мальчику Варфоломею (так звали Сергия Радонежского в миру).
Ограничение в построении композиции перед фигурами, может быть, говорит о том, что это не путь, который уже закончен, а у этого пути огромное продолжение. Как будто персонажи останавливаются перед дверями, которые открывают весь мир.
Также в этом зале представлена работа Василия Дмитриевича Поленова, великого русского художника, творчество которого было неразрывно связано с христианской тематикой. В этом зале есть работа из цикла «Палестинские картины», это «Христос у Галилейского моря». Картина была написана во время второй поездки в Палестину по святым местам в 1899 году. Со слов дочери В.Д. Поленова, он привез из этой поездки массу эскизов, которые он называл «путь Христа в пейзажах». Это были очень интересные этюды, которые он выполнял на пленэре. Они охватывали колоссальную территорию.
Коллега Василия Дмитриевича, Владимир Маковский, заметил относительного этого цикла, что чистота Христа – как красота природы. Может быть, это было основной идеей, которую хотел передать сам художник в своих произведениях. Работая над этим циклом, он хотел перенестись сам и перенести зрителя в ту среду, природу и евангельские места, которые помнят жизнь Христа. Это был очень важный для него процесс понимания и постижения философии христианства.
Христианская тематика у русских художников воплощается в различных жанрах: в пейзаже, бытовых композициях, а также в картинах, связанных с историей православия. Одна из наиболее интересных работ, которые находятся в центре исторического зала сегодняшней экспозиции, – картина Григория Семеновича Седова. Это удивительный художник, мастер исторической живописи, который, к сожалению, прожил очень недолгую жизнь. Он скончался в возрасте 48 лет, под конец жизни совершенно ослеп и не мог полноценно работать.
На выставке представлена очень известная его работа, за которую в 1866 году он получил большую золотую медаль от Императорской Академии художеств. Эта работа называется «Обретение христианства князем Владимиром». Художник очень эмоционально передает некий драматизм и напряжение, которые присутствуют в сцене, когда греческий монах показывает князю Владимиру сцену Страшного Суда, изображенную на свитке. Это возникшее удивление и напряжение было потрясающе найденным решением автора. Он получил высшую награду императорской Академии, также был удостоен пенсионерской поездки за рубеж, после чего, в 1867 году, он уезжает в Париж, где продолжает работать в христианской тематике.
Он расписывает купол в парижской православной церкви, но, к сожалению, через три года слепнет на один глаз и в 1870 году возвращается в Москву. Три оставшиеся года своей пенсионерской поездки он проводит в столице, где расписывает храмы. В частности, известны его росписи в храме Святой Троицы у Покровских ворот в Москве.
В историческом зале представлены работы великих русских мастеров, таких как Тимофей Андреевич Нефф и Федор Антонович Бруни. Выставлена картина Неффа «Ангел молитвы», которая была написана для Николая I. Еще эту работу называют «Портрет Марии Николаевны». Художник действительно использовал при написании образ великой княгини Марии Николаевны. Эта работа имела огромный успех, была очень популярна. Сам Нефф неоднократно делал авторские повторы по заказам для домовых церквей и храмов.
Из числа работ, представленных на этой выставке, – два замечательных эскиза к росписи Храма Христа Спасителя на тему четырех Вселенских Соборов кисти Василия Ивановича Сурикова. Росписи являются точным повторением предварительных эскизов, выполненных маслом на холсте, которые находятся в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Такие предварительные рисунки делает каждый художник.
Василий Иванович Суриков поступает в художественную Академию в 1869 году, блестяще учится и по ее окончании получает в виде исключительного права пенсионерскую поездку за границу для продолжения обучения. Но он ходатайствует о том, чтобы вместо этой поездки принять участие в росписи Храма Христа Спасителя. Я думаю, этот факт очень интересно характеризует самого художника.
Один из двух его эскизов иллюстрирует Первый Вселенский Никейский Собор, который был созван по велению императора Константина (он изображен в части этой композиции) и посвящен разоблачению ереси Ария. Эта тема достаточно сложная для молодого художника, но, как видно по сохранившимся эскизам и по «картонам», он блестяще справился с работой; в четырех приделах Храма Христа Спасителя находились большие фрески работы Василия Сурикова.
Второй эскиз показывает сцену из Третьего Вселенского Собора, где в центре композиции изображен Патриарх Кирилл Александрийский, который жестом руки как бы изгоняет еретиков из храма. Это очень важный сюжет, поскольку он отражает основную тему Третьего Собора. К сожалению, два остальных графических эскиза не сохранились, но уникальность двух представленных экспонатов совершенно очевидна. Работа была очень трудоемкой. Она осложнялась тем, что члены комиссии по строительству храма несвоевременно выплачивали гонорар художникам, к тому же Сурикову приходилось работать в очень сжатые сроки, что было для него непривычно. После этого опыта Василий Иванович никогда больше не работал на заказ. Он писал исключительно по творческому позыву.
– Мы завершили серию выпусков с выставки «Художественные сокровища России» из выставочного зала «Центр искусств. Москва», расположенного на территории Храма Христа Спасителя.
Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева