художник без рук и ног писал иконы
Свет журавлёвских икон
Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения.
Родился Григорий Журавлёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего» — такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам.
Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы.
Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный — двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, — он выпустил добычу. «Никак, Ангелы подстелили соломку», — рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым.
В 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками «настоящие образа». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи».
В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики — Михаил Хмелёв и Василий Попов.
Григорий любил учиться, много читал, благо в доме была большая библиотека. Уже взрослым он вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. Самостоятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».
Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.
По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.
Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески.
Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг…
На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского.
В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека.
В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку — для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.
К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней.
Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий».
В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада…
А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».
В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву.
…В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Лев — папа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале.
Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа…
— Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.
Умер Григорий Журавлёв в 1916 году. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма.
Земляки живописца — доктор технических наук Александр Малиновский и учитель-краевед Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются «Основы Православной культуры», учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве.
Настенная живопись в храме, роспись купола, выполненные безруким художником Григорием Журавлёвым, требуют безотлагательной реставрации. Но у храма нет средств. Настоятель прихода протоиерей Анатолий Копач надеется, что найдутся доброхоты, которые помогут сохранить национальное достояние России.
Адрес: 446 251, Самарская область, Нефтегорский район, село Утевка. Храм Святой Троицы.
Священнику Копачу Анатолию Павловичу.
Олег Иванович ИВАНОВ
Реквизиты храма в честь Святой
Троицы села Утевка:
ИНН 6 377 003 165
КПП 637 701 001
Православный приход церкви
«Во имя Святой Троицы»
В Нефтегорском отд. ОСБ РФ № 7 914
р/с 40 703 810 454 070 101 042
Поволжский банк СБ РФ г. Самара
БИК 043 601 607
к/с 30 101 810 200 000 000 607
Как художник-самоучка без рук и ног писал образы святых для русского царя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Так Григорий Журавлев и рос у деда, и жизнь вел, полную опасностей и приключений. Он свободно передвигался по дому и по двору. Местные ребята носили его гулять на речку, где будущего художника однажды чуть не унес орел. Частенько, зажав во рту веточку, он чертил на земле фигурки. Люди, домики, коровы, собаки… Увидев это, земский учитель решил – из доброты ли, шутки ли ради – обучить мальчика грамоте. А Журавлев оказался способным учеником! В школе он проучился всего два года, дольше не смог из-за смерти деда. Но от своего короткого обучения взял все, что мог. И вот он уже под диктовку пишет письма за всех соседей, протоколы экзаменов, ведет записки, рисует портреты друзей. Полюбил Журавлев читать, впоследствии у него дома собралась обширная библиотека. Односельчане его любили, без бойкого и общительного Гриши Журавлева не обходилась ни одна рыбалка, ни одна свадьба, ни одно гуляние, но… в сердце он лелеял большую мечту – стать художником.
Родные помогали ему, чем могли – разводили краски, чистили кисти… Брат и сестра сопровождали Григория в течение всей его жизни, несмотря на то, что у Журавлева появились собственные подмастерья, и вся вспомогательная работа легла на их плечи. Когда художник начал продавать свои иконы, ему было всего двадцать два года. Работал он увлеченно и плодотворно. Несколько икон он подарил самарским чиновникам, и скоро на него посыпались заказы от местных богачей. Впрочем, работал Журавлев и для простого люда, в каждой избе Утевки висели его иконы, подписанные на тыльной стороне «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».
В 1884 году Григорий Журавлев через губернатора Самары передал цесаревичу Николаю – будущему последнему российскому императору Николаю II – икону, «писанную зубами по вразумлению Бога». За эту икону от царской семьи иконописцу было пожаловано сто рублей – немалые деньги по тем временам. Говорят, что Александр III лично пригласил Григория Журавлева в императорский дворец, но доподлинно неизвестно, состоялась ли их встреча.
Спустя год произошло еще одно невероятное событие. Художника без рук и ног пригласили расписывать Троицкий храм. Журавлеву предстояло повторить творческий подвиг Микеланджело – но и здоровому человеку подобное дается непросто…
Ежеутренне иконописца привязывали к люльке и поднимали на двадцать пять метров. Зажав кисть в зубах, он трудился над образами святых, а вечером не мог раскрыть рта от боли. Сестра, рыдая, отогревала сжатые судорогой челюсти горячими полотенцами, а наутро Журавлев снова отправлялся в храм. Работа шла несколько лет, слух о храме, расписанном художником без конечностей, прогремел на всю Россию. Художника осаждали репортеры, студенты петербургской Академии художеств приезжали посмотреть на его работу. Считается, что Журавлев также принимал участие в создании архитектурного облика храма.
Состоялась и еще одна встреча с Романовыми. Император Николай II заказал Журавлеву несколько икон (по другой версии – групповой портрет царской семьи). Иконописец работал для императора в течение года, а после император назначил ему пожизненное содержание и повелел выдать художнику коня-иноходца.
Искусствоведы считают, что Журавлев и вправду был выдающимся иконописцем. По альбомам зарисовок становятся понятно, как строгий церковный канон угнетал его творческую свободу, как он стремился удержаться в рамках традиции, но неизбежно добавлял что-то свое, новое.
В 1916 году его здоровье сильно пошатнулось. Жизнь художника унесла скоротечная чахотка. А после революции его шедевр, Троицкий храм, стал зернохранилищем.
Впрочем, финал этой истории – не грустный. В 1963 году сербский искусствовед Здравко Кайманович обнаружил икону с русскоязычной надписью на тыльной стороне, где содержалось упоминание о безруком и безногом живописце. Так поднялась волна интереса к загадочному русскому художнику, создававшему «нерукотворные» иконы. В Утевке сегодня существует музей, посвященный Григорию Журавлеву, о нем пишут рассказы, ему посвящают собственные работы другие художники, жители села предлагают канонизировать своего необычного земляка. Иконы, написанные Журавлевым, находят по всей России и за ее пределами, хранятся в Эрмитаже и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 90-е годы Троицкий храм в Утевке был возвращен церкви и отреставрирован. На его территории обнаружена могила самого художника. Он пожелал быть захороненным возле главного своего творения.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Григорий Журавлев — «русский Ник Вуйчич», о котором мы не знаем
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Человек без рук и ног, живущий полноценной творческой жизнью, — для большинства это наш современник Ник Вуйчич, австралийский писатель и оратор, вдохновляющий сегодня тысячи людей. Но были в истории и другие примеры подобной силы духа. В XIX веке в России иконописец Григорий Журавлев прожил долгую счастливую творческую жизнь, доказав, что с верой в Бога возможно всё.
Детство
В 1858 году в селе Утёвка под Самарой в семье столяра родился безрукий-безногий калека — у малыша были атрофированы руки до плеч и ноги до колен. Мать с горя хотела было вместе с сыном утопиться. Но отец ее, Петр Васильевич Трайкин, уберег — сказал, что сам вырастит внука.
Гриша с детства всех удивлял: выползал на коленях во двор, брал в зубы прутик и рисовал на земле людей и животных. В девять лет дед стал возить его в школу — зимой на салазках, летом на тележке, иногда и просто на закорках носил. А через два года, когда деда не стало, учитель из земской школы стал сам приходить к Журавлевым давать Грише уроки.
Мальчик приохотился к чтению. И почерк у него был замечательный, при том что перо и карандаш он держал зубами. Односельчане то и дело просили его то прошение написать, то весточку родне.
Призвание
Но больше всего Грише нравилось рисовать. Он твердо решил стать изографом — писать иконы и верой в это свое призвание заразил всю семью. В пятнадцать лет брат Афанасий повез его в Самару к местному иконописцу Травкину, и тот, пораженный столь необычным учеником, даже поселил его у себя в доме. Но тому хватило буквально нескольких уроков, и, накупив красок и кистей, братья вернулись домой. Дальше Гриша всему учился сам. И не только писать иконы — со временем он даже экстерном окончил Самарскую мужскую гимназию.
Лет через пять Журавлев решился подарить несколько своих икон отцам города Самары, и иконописцу-самоучке стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание назначило Григорию ежегодную пенсию в 60 рублей, что по тем временам было в деревне приличным подспорьем.
Грише помогала вся семья: готовили доски, подбирали кисти, отвозили готовые образа в Самару. Сам губернатор Свербеев ему покровительствовал и в 1884 году даже выполнил его просьбу передать наследнику трона Николаю Александровичу образ святителя Николая и письмо с объяснением, что написал он сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, допустившего его на Свет Божий и давшего ему этот дар. «Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию», — писал деревенский изограф будущему императору. Икону императорская семья приняла с благодарностью. Сейчас она хранится в Эрмитаже.
А когда в 1885 году в Утёвке начали строить большой каменный храм, стены его расписывали по эскизам Журавлева, а десятиметровый купол Григорий расписал сам. Каждое утро его привязывали к люльке, поднимали на высоту двадцать пять метров, и зажав кисть в зубах, он писал святые лики, пока не сводило челюсти. И так несколько лет. На спине и затылке образовались кровоточащие язвы, сильно испортилось зрение, кровоточили губы, стерлись передние зубы…
Но в 1892 году работа была закончена, и Троицкий храм освятили.
Память
Умер Григорий Журавлев в феврале 1916 года, от чахотки. По благословению правящего архиерея похоронили его в ограде расписанного им храма.
Но после революции церковь закрыли и устроили в ней зернохранилище. И когда в 1989 году ее вернули верующим, это были руины — без колокольни, с разрушенным куполом и обвалившейся правой стеной. Но ее все же восстановили, освятили, и в нее одна за другой разными путями стали возвращаться журавлевские иконы.
Восстановили и утраченный крест на могиле иконописца. А на новой колокольне установили восемь колоколов, и самый большой нарекли Григорием.
Сколько всего икон написал Журавлев и сколько из них уцелело, точно не известно. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Церковно-археологическом кабинете есть образ святого Льва, папы Римского его работы; пять икон — «Взыскание погибших», «Млекопитательница», «Скоропослушница», святителей Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных жен-мироносиц — в Самаре, в фондах епархиального и областного краеведческого музеев. А один образ, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия обнаружили в 1963 году в Сербии.
В Утёвке бережно хранят память о Григории Журавлеве: открыли музей художника, писатель Александр Малиновский и учитель-краевед Кузьма Данилов собрали о нем большой биографический материал. А на уроках «Основ православной культуры» детям в Самарской области рассказывают историю иконописца, создававшего «нерукотворные» образа.
Живое Предание
Григорий Журавлев: иконописец без рук и без ног
Григорий Николаевич Журавлев – художник-иконописец конца XIX – начала XX века. Его иконы называют «нерукотворными», и известность пришла к нему не только благодаря таланту. Художник появился на свет калекой: руки росли только до локтевых суставов, а ноги — до колен. Телесные недуги не помешали ему творить, и Григорий Журавлев вошел в историю как пример того, что человек, сильный духом и верой, способен преодолеть многие невзгоды.
Все мы с удовольствием говорим о том, какие духовно сильные бывают инвалиды. Преимущественно где-то там, за границей. И практически ничего не знаем о собственной истории.
То, что в XIX веке в России жил человек, о котором сегодня пойдет речь, мир узнал, когда искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в сербском селении Пурачиц случайно обнаружил икону. Шел 1963 год. Как писал Здравко позднее:
Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. Икона представляет собой тщательную и тонкую работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвки Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля».
Икона была настолько тонко выписана, что у Каймановича зародились сомнения: «Зубами?! Как?» И он обратился с запросом в СССР. В Государственном архиве ему ответили, что да, такой человек был, и он писал картины.
Родился Григорий Журавлев в 1858 году без рук и без ног. Его мать так убивалась, что хотела умертвить себя, а заодно и младенца. Помешал этому дед новорожденного, Петр Васильевич Трайкин, пообещавший взять мальчика на воспитание.
Возможно, Грише надо было сидеть дома, как нередко советуют сегодня его собратьям по несчастью занятые граждане. Но мальчик подрос, дома было скучно, и он начал вылезать во двор, где чертил на земле взятым в зубы прутиком фигуры людей и животных. Однажды его увидел земский учитель Троицкий, безмерно удивился и твердо решил обучить мальца грамоте. Сказано – сделано. В скором времени мальчик стал переписывать протоколы экзаменов, а также исполнять просьбы жителей села – писать за них письма.
Односельчане вообще хорошо относились к мальчику: Гриша любил рыбалку – и его часто брали на руки и отправлялись с ним на озеро. И сам Григорий, по воспоминаниям современников, был очень добрым. Позже, когда вырос, любил играть с мальчишками – взяв кнут в зубы, он развлекал их, щелкая им. Был очень общительным и добрым – ни одна деревенская свадьба не обходилась без него.
Была у Гриши мечта – выучиться писать иконы. В 1873 году он со своим братом Афанасием отправился в Самару с намерением встретиться с местным художником Травкиным и напроситься к нему в подмастерья. Художник был настолько поражен столь необычному ученику, что поселил того в собственной квартире, где и началось обучение. Впрочем, продолжалось оно недолго, несколько дней, по прошествии которых Гриша вернулся в родную деревню, где в течение 5 лет усердно самостоятельно учился. Помогали ему бабушка и родной брат, они разводили краски, чистили кисти и делали заготовки из дерева, из которых потом получались иконы. Позднее у Журавлева появились ученики — Михаил Хмелев и Василий Попов.
Здесь сведения о нем расходятся, некоторые исследователи утверждают, что он в 1880 году вернулся из Самарской мужской гимназии, другие говорят, что он никуда и не уезжал из своего села (последнее мнение больше похоже на правду, учитывая состояние молодого художника). Как бы то ни было, но факт остается фактом: в 22 года Журавлев начинает писать образа и продавать их высокопоставленным лицам Самары. Его быстро замечают, начинают поступать заказы. Кроме того, Самарское земское собрание входит в бедственное положение семьи художника и назначает ему ежегодное вспомоществование в 60 р. Много это или мало? Судите сами. Лошадь в 1896 году стоила 20 р., пуд пшеницы — 30—38 копеек, а средняя зарплата в Российской империи у работников фабрик и заводов и служащих младших чинов в 1880 г. – 16 р. в месяц.
В 1884 году Григорий познакомился с самарским губернатором Свербеевым и попросил его передать цесаревичу Николаю икону святителя Николая Чудотворца. Сопровождалась просьба следующими словами:
«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, Который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».
Известно, что икона была принята, а самому художнику пожаловано 100 рублей.
В 1885 году в селе началось строительство Троицкого храма, и Григория пригласили его расписывать. Храм большой, художника привязывали к люльке и поднимали на 25-метровую высоту, где он и работал весь день. Через семь лет храм открылся для служб.
17 октября 1888 года произошла известная катастрофа: потерпел крушение поезд, в котором император с семьей возвращался из Крыма. Высокопоставленные особы не пострадали, хотя было много жертв. Со всей России в Петербург стали присылать подарки императорской семье. Не остались в стороне и самарские чиновники: они заказали Григорию икону и подарили ее царю. Император Александр III, по преданию, пригласил необычного самоучку во дворец, правда, дальше начинаются домыслы – что произошло дальше, неизвестно, документальных подтверждений нет.
Григорий Журавлев не дожил до революции всего год – в 1916 году он внезапно умер от скоротечной чахотки. Но, может, это и к лучшему? Во всяком случае, он не увидел, как в 1934 году храм закрыли, а в нем устроили зернохранилище. Впрочем, это уже совсем другая история.
Похоронен Григорий был в ограде расписанного им храма.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания