хвалите господа с небес икона
Икона «Хвалите Господа с небес»
Наш читатель Юрий прислал для обсуждения на форуме фотографию иконы «Хвалите Господа с небес». Перерыв дома кучу альбомов, нашел только несколько примеров с подобным сюжетом, о которых сообщу ниже.
02_.jpg
148.32 KB • 460
Присланная фотография иконы
Одну из подобных икон удалось найти в следующем каталоге:
София Премудрость Божия / Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков в ГТГ. М., Радуница 2000, № 63, стр. 188-189.
Цитирую описание оттуда же.
Композиция иллюстрирует 148-й псалом Давида, первый стих которого «Хвалите Господа с небес, Хвалите Его в вышних» вынесен на верхнее поле иконы. Далее, следуя тексту, иконописец изобразил мир, прославляющий своего Создателя. Вверху небесная твердь — «небеса небес», изображенная в виде дугообразных полос, на которой «все звезды и свет» с солнцем и луной и «воды, которые превыше небес». В центре вверху — Спас в образе Эммануила, восседающий на херувимском престоле, благословляющий сотворенный мир. На облаках — предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Предтеча и ангелы. Под облаками — земля и земные обитатели. Люди («все людие», «цари и судии», «старцы со юношами», «девы») образуют в композиции две иерархические ярусные группы: слева — праведные цари, монахи, юноши, старцы и младенцы; справа — судии, земные цари, девы, старцы и юноши. В центре — «горы, и вси холмы, и все бездна» с деревьями и травами («древа плодоносны»), среди которых порхают птицы, гуляют животные («звери и скот») — жирафы, львы, овцы, козы, коровы, экзотические слоны и носорог, фантастический единорог. В нижней части — подземные пещеры, куда не проникает свет, с обитающими там «змиями» — ящерицами, змеями и драконами с песьими головами. Изображая разнообразие и гармонию земной красоты, иконописец подчеркивает проявление в этом Божественного замысла, воплощения невидимой, высшей красоты.
Используя текст псалма, художник сопоставляет акты творения мира, описанные в Ветхом Завете, и дело спасения мира через воплощение Сына Божия. Спас Эммануил восседает на херувимском престоле ветхозаветного Бога Слова, Бога Творца. Текст в его свитке «Се Агнец Божий. » указывает на грядущее искупление. «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века. » (Ис.9:6). Мир предстоит Спасителю, уповая на его крепость и милосердие, преклоняясь перед его жертвой.
Вечная молитва, единение небесного и земного миров вокруг Спасителя, чей свет затмевает солнце и звезды, соседство хищника и ягненка — знаки грядущего Царствия Небесного, устроенного по законам Божественной мудрости, поэтому композиция иконы может рассматриваться как образ обновленного мироздания, возвращенного рая.
/Автор описания Е. Макарова/
Каталожные данные иконы:
Конец XVII века.
Ярославль
Дерево, темпера.
136 х 104
Происходит из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле
Ярославский музей, инв. И-116
Sophia_2000_063_lores.jpg
59.54 KB • 379
Икона «Хвалите Господа с небес». Конец XVII века. ЯХМ И-116
Чесменская церковь
Иконы с таким названием появились в XVII веке. Другое их название «Хвалите Господа с небес». На них изображали все, о чем говорит псалмопевец в Псалме 148:
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, вси ангелы Его, хвалите Его, вся силы Его.
Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.
И иконописец рисовал небеса, солнце и луну, ангелов и херувимов.
Хвалите Его от земли, … > горы и вси холми, древа плодоносна … >
Цари земстии и вси людие, … > юноши и девы, старцы с юнотами.
И изображались горки с деревцами, сонмы святых и даже животные, потому что в Псалме также говорится:
Змиеви и вся бездны … > зверие … > и птицы пернаты … >
Да восхвалят имя Господне.
Так на иконе возникал целый космос, радующийся о Господе. В ХХ веке сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер, духовная дочь отца Сергия Булгакова) написала несколько икон с таким названием и смыслом, но более простых по форме и более современных по деталям. При этом цвета она использовала самые яркие, чистые и радостные. Такой колорит не характерен для икон XVII века, но зато соответствует идее Псалма. Этот подход очень понравился нам с моей учительницей Ириной Васильевной Ватагиной. Мы подумали, что хвалебные строки Псалма 148 подходят ко многим иконописным сюжетам. Например, их можно было бы написать на иконе Рождества Христова, где Богомладенцу пришли поклониться и ангелы, и люди, и овечки, и вол с осликом. Те же слова могли бы быть на фресках, где изображен Адам, нарекающий имена животным, которые один за другим чинно подходят к нему. Конечно, тексту Псалма соответствуют миниатюры из средневековых списков Псалтыри, где пророк Давид изображен поющим в окружении разных животных, которые его внимательно слушают. Таких сюжетов немало.
Так родилась идея написать икону, названную строкой из Псалма и объединяющую несколько сюжетов, которые касаются отношения человека и «всякой твари».
В среднике иконы изображено Рождество Христово. Традиционная композиция несколько усложнена. Рядом со Святым Семейством, ангелами, волхвами и пастухами на иконе присутствует много разных животных, которые радуются Рождеству Спасителя: слон трубит, дельфины прыгают, обезьяна подбрасывает кокос, журавль танцует, кит пускает фонтан… Известно много сказаний о том, как самые разные животные и даже растения славили родившегося Христа и приходили поклониться ему. Некоторые сюжеты (например, о драконах, кротко поклонившихся Богомладенцу, или львах, указывающих дорогу) относятся к истории бегства Святого Семейства в Египет, но на иконах часто совмещают события, разделенные во времени. Главная идея и главный композиционный принцип иконы Рождества сохраняются. Вокруг Младенца Христа объединены общей радостью ангелы, люди, животные, и вся земля и «всякая тварь».
Слава в вышних Богу
В человецех благоволение.
Рождественская ангельская песнь – это ответ на призыв Псалмопевца: «Хвалите Господа с небес … > Всякое дыхание да хвалит Господа», а само Рождество – ответ на ожидания всего мира, в Рождестве начинают исполняться Пророчества, и вся тварь радуется этому. Когда в храме служится Всенощное Бдение, то в конце Утрени почти смыкаются Псалом 148, возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет» и Великое Славословие, в котором Рождественской песне вторят хвалебные псалмы. Все эти молитвы об одном и том же, в них общая радость. Так и икона Рождества становится частью иконы «Всякое дыхание да хвалит Господа». В них тоже общая радость.
В верхней части иконы – три клейма, все они рассказывают о событиях Ветхого Завета.
Первое клеймо – Адам в раю нарекает имена животным. Наречение имени – символическое событие, оно связано с обретением индивидуальности. На иконе безымянные животные нарисованы одинаковыми, серыми, а те, кому Адам уже дал имя, обретают свою уникальную раскраску. Адам возлагает руку на голову зверя, как священник или царь. Царь – это ведь не тот, кто владеет подданными как вещами, использует их и мучает. Царь – это тот, кто готов взять на себя ответственность за других, кто может защищать, направлять, учить. Человек должен был стать царем, но он остается жестоким и деспотичным ребенком.
На втором клейме (оно расположено ровно посередине верхнего ряда) изображен пророк Давид, играющий на псалтыри в окружении различных животных, которые внимают его пению и музыке. На спине бегемота сидит лягушка. Я нарисовала ее для того, чтобы вспомнить лягушек, которые когда-то квакали на болотистых местах вокруг Чесменской церкви, но оказалось, есть и предание о том, как лягушка разговаривала с царем Давидом. Св. Давид был горд тем, как прославил Господа в Псалме, а лягушка сказала ему, что она и ее сестры славят Господа каждый день, снова и снова. Действительно, их песню трудно не услышать!
На третьем клейме Ной, спустившийся из ковчега на твердую землю, благодарит Господа за спасение не только человеческого рода, но и «всякой твари». Тот факт, что ковчег стал спасительным домом и для людей, и для животных, показывает связь их судеб. Здесь, конечно, можно было бы изобразить больше разных семейных пар, но на иконе не так много места. Ограничились домашними животными, утками и парой условных экзотических птиц.
Дальше вокруг средника иконы расположены три пары клейм (по одному слева и справа). Если называть их по порядку сверху вниз, то это будут:
Шестое и седьмое клейма объединены темой чудесного поклонения святым, которое оказывали им звери, в то время как другие люди вели себя куда хуже животных. На шестом клейме изображен мученик Неофит, которого пытают, чтобы он отрекся от веры. В четвертом веке нашей эры деспотичные правители воспринимали исповедников Веры Христовой как угрозу своей власти. Цари называли себя равными богам, ставили статуи самим себе или тем божествам, которых считали своими личными покровителями. Никакой дугой веры они не хотели знать, а христиан жестоко убивали, например, отдавали на съедение диким животным. Именно в таких страшных обстоятельствах случались чудеса, и многие люди становились христианами, видя бесстрашие святых и чудесную кротость хищников. Голодный лев не тронул мученика Неофита. Наоборот, лев узнал святого и повел себя как пес, встретивший хозяина. Когда-то св. Неофит ушел жить в пустыню, а лев уступил ему свою пещеру, и теперь зверь обрадовался встрече. Св.Неофит запретил льву кого-либо трогать, даже своих мучителей, и велел уйти в пустыню, в ту самую пещеру. На клейме видно, как лев убегает.
На седьмом клейме изображен св. великомученик и целитель Пантелеимон. Его тоже отдали на растерзание диким зверям, но хищники стали ласкаться к святому как кошки. Многие люди, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали тут же громко исповедовать свою веру. Тогда мучители зарубили и этих людей и животных. Убитых оставили лежать на месте побоища. Удивительным образом тела людей и животных лежали как живые, от них даже чувствовалось благоухание. Так бывает с телами святых, они преображаются и становятся нетленными, но в этом случае Господь явил такое чудо над животными, приравняв их к людям. Конечно, всю историю на иконе нельзя было изобразить, но часть ее рассказана в надписи на клейме.
Восьмое и девятое клейма посвящены Чудесному Покровительству, которое святые оказывали животным. Священомученик Власий в отрочестве был пастухом, потом стал священником, а во время гонений жил в пустыне среди диких зверей. Он был пастырем для всех: для людей, для овец и даже для хищников. Все его любили и слушались, а он каждому готов был помочь.
Святитель Модест был епископом в Иерусалиме. Среди его паствы было много людей небогатых, они пахали землю и вместо лошадей запрягали волов. Когда животные заболели, это было настоящей катастрофой. Тогда эпидемии случались нередко, и для многих жизнь рушилась. Святитель Модест так молился о спасении заболевших волов, что исцелились даже умершие животные. Так были спасены и волы, и их хозяева.
Святые мученики Флор и Лавр в своей земной жизни не были связаны с животными. Они были каменотесами, смело исповедовали свою веру и за нее были замучены. И спустя много лет случилось несколько чудес около того места, где они были похоронены. Там появился источник с целебной водой. Из него стали поить лошадей. Среди них были больные и слабые животные, и все они выздоровели. Люди привыкли считать святых Флора и Лавра покровителями лошадей. Однажды один бедный пастух упустил целый табун лошадей, животных что-то испугало, и они ускакали в горы. Пастух вспомнил святых Флора и Лавра и стал просить их о помощи. И лошадей даже не пришлось искать, они вернулись сами. Именно этому посвящена икона, которая называется «Чудо о Флоре и Лавре». Есть еще удивительное предание о том, как святые явились одному крестьянину, чтобы заступиться за лошадь, с которой тот плохо обращался.
Всем этим святым Господь даровал особую Благодать помогать не только людям, но и животным. Сохранилось немало икон, на которых изображены святые покровители домашних животных рядом со своими подопечными – разноцветными лошадьми, коровами, овцами. Это значит, что наши предки часто к ним обращались и знали, что Господь и Его святые готовы помогать всем.
Нижний ряд клейм объединяет тема чудесной дружбы.
Святой Симеон Столпник исцелил змея, которому попала в глаз щепка. Благодарный змей не хотел уходить. Ему понравилось быть рядом со святым. Он вел себя мирно и кротко. Но люди все равно пугались, и змею пришлось все-таки сменить место жительства.
Святой мученик Мамант жил в пустыне в окружении самых разных зверей. Хищники приходили к нему приласкаться, дикие козы давали себя доить, и никто никого не обижал. Когда пришли солдаты, чтобы отвести святого в тюрьму, они испугались при виде такого зрелища и не знали, что делать. Св. Мамант угостил их сыром из молока диких коз, успокоил и обещал, что приедет в тюрьму сам. Так он и сделал – приехал верхом на льве. Правда, на иконе изображен не этот момент. Это потому, что кроткие львы есть на других клеймах. А здесь было важным показать, что хищники и козы мирно собирались вокруг святого, не обижая, ни друг друга, ни людей. Так, по пророчеству Исайи, в будущем веке будут жить все.
Преподобный Герасим тоже жил в пустыне, и он вылечил льва, у которого болела лапа. Это одна из самых чудесных историй дружбы человека и зверя, потому что лев, которого исцелил преподобный, изменился не на время, а навсегда. Он остался жить около святого Герасима и служить ему. Вначале лев пас монастырского осла, но однажды потерял его. Монахи, и даже святой Герасим, подумали, что лев съел его. Льву пришлось носить воду вместо осла, и он кротко выполнял эту работу до тех пор, пока не увидел потерянного ослика среди верблюдов проходящего мимо каравана. Тогда счастливый лев ухватил осла за уздечку и привел его обратно в монастырь. Все поняли, что обвиняли льва напрасно, и увидели, какой он разумный и послушный. Тогда-то льву и дали новое имя – Иордан. Обычно новые имена дают монахам в монастыре в знак начала их новой жизни, но Иордан тоже жил новой жизнью, хотя и был львом. Этот удивительный лев жил в монастыре до самой смерти преподобного Герасима. Когда святой умер, лев тоже умер на его могиле.
А к преподобному Серафиму приходил в гости медведь. Преподобный говорил, что этой дружбой со зверем Господь его утешает и радует. Видимо, медведь тоже так считал, потому что приходил часто и ел хлеб из рук преподобного Серафима, хотя всех остальных людей медведь избегал, оставаясь обычным диким зверем. Особенным он становился только около святого Серафима Саровского.
Наконец, на последнем клейме изображен фрагмент из пророчества Исайи. Лев рядом с ягненком; дитя, которому «не вредит змея», и золотой фон над всеми как знак божественной благодати, присутствующей во всем. В Пророчестве названы и другие животные со своими детенышами: вместе будут пастись медведица и корова, и дети их тоже будут пастись вместе, а человеческое дитя «поведет их». На эту тему можно было бы написать отдельную икону, а на нашей это просто некоторая отсылка к образу преображенной реальности, в которой будут мирно и радостно соседствовать лев и жираф, волк и заяц, лебедь и змея. В обычной жизни они враждуют, а человек враждует со всеми, но Господь задумал иначе, и однажды все станет по слову Его.
Таким образом, наша икона в клеймах рассказывает, как на протяжение всей истории мира, от сотворения его (первое клеймо, где Адам нарекает имена зверям) и до конца этого мира и начала жизни будущего века (последнее клеймо, иллюстрирующее пророчество Исайи), человек и животные существуют вместе, а в центре изображено то событие, которое позволяет им иногда являть удивительную любовь друг к другу – Рождество Христово, в котором мы видим начало нового творения, зарю того мира, в котором Бог будет все во всем (1 Кор. 15, 28).
Псалом 148 «Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Псалом 148 читать:
Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних. Хвалите eго вси ангели eго; хвалите eго, вся силы eго. Хвалите eго, солнце и луна; хвалите eго вся звезды и свет. Хвалите eго, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне; яко той рече, и быша; той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века; повеленiе положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли, змiеве и вся бeздны; oгнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово eго; горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверiе и вси скоти, гади и птицы пернаты; царiе земстiи и вси людiе, князи и вси судiи земстiи; юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне; яко вознесеся имя того eдинаго, исповеданiе eго на земли и на небеси. И вознесет рог людiй своих; песнь всем преподобным eго, сыновом Израилeвым, людем приближающымся eму.
Псалом 148 на русском:
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.
Псалом 148 слушать:
В псалме 148 приглашаются хвалить Господа весь земной и небесный мир, так как Он – Единый Истинный Господь, и все, существующее на небе и на земле, обязано Ему своим происхождением и разумным устройством, чем и свидетельствует о Его славе.
Псалом 148
Благодарность Творцу выражается всеобщим восторгом за все сущее на Земле. Радость за то, что Бог сотворил и продолжает творить изо дня в день. Псалом 148 на еврейском, старославянском и русском языках содержит одинаковые слова, смысл которых в том, что Творец никогда не оставит народа, чтущего заповеди Его.
Текст молитвы псалом 148
На церковнославянском языке
1 Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его в вы́шних.
2 Хвали́те Его, вси Ангели Его, хвали́те Его, вся си́лы Его.
3 Хвали́те Его, со́лнце и луна́, хвали́те Его, вся зве́зды и свет.
4 Хвали́те Его Небеса́ небе́с и вода́, я́же превы́ше небе́с.
5 Да восхва́лят и́мя Госпо́дне: я́ко Той рече́, и бы́ша, Той повеле́, и созда́шася.
6 Поста́ви я́ в век и в век ве́ка, повеле́ние положи́, и не ми́мо и́дет.
7 Хвали́те Го́спода от земли́, зми́еве и вся бе́здны:
8 огнь, град, снег, го́лоть, дух бу́рен, творя́щая сло́во Его́,
9 го́ры и вси хо́лми, древа́ плодоно́сна и вси ке́дри,
10 зве́рие и вси ско́ти, га́ди и пти́цы перна́ты.
11 Ца́рие зе́мстии и вси лю́дие, кня́зи и вси судии́ зе́мстии,
12 ю́ноши и де́вы, ста́рцы с ю́нотами
13 да восхва́лят и́мя Госпо́дне, я́ко вознесе́ся и́мя Того́ Еди́наго, испове́дание Его́ на земли́ и на небеси́.
14 И вознесе́т рог люде́й Свои́х, песнь всем преподо́бным Его́, сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющымся Ему́.
На русском языке
1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
5 Да хвалят имя Господа, ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились;
6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
12 юноши и девицы, старцы и отроки
13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.
История написания
Псалом выражает восторженную благодарность иудеев по возвращению из Вавилонского плена, за силу, данную Создателем с помощью которой удалось восстановить государство и построить Второй храм. Царь Давид призывает хвалить Бога всем: ангелам небесным, царям и князьям, людям всех сословий и возрастов, а также животным и рыбам, небесным светилам и морям.
Для чего читают псалом 148?
Псалом 148 звучит в храме на заутрене, которая входит в утреннее богослужение, совершаемое тотчас после Вечерни, то есть, в вечернее время. Домашнее, то есть, келейное чтение может совершать любой христианин, независимо от времени суток.
Хвалительный псалом имеет особый смысл. Люди славят Господа за все творения Его и надеются на будущие благодеяния. Псалом читают для хорошей погоды, урожая, защиты от стихийных бедствий. Отмечено, что чтение псалма предупреждает поражение от огня. В давние времена написанный на бумаге текст псалма 148 хранили в деревянных домах за божницей, а пожарные носили в нагрудном кармане.
Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским
Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.
Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»
1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.
Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.
2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.
Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).
3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.
4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.
Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.
5 Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.
6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.
7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.
8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.
9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.
10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.
11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.
12 юноши и девицы, старцы и отроки
Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.
13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.
14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.
Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.
Правила чтения
Читать Псалтирь можно как на старославянском, так на русском языке. Важно не механическое, но вдумчивое, осмысленное прочтение. Псалом читают при чтении кафизмы 20. Чтец проговаривает каждую фразу, делает паузы после предложения, чтобы ни одно слово не было сказано скороговоркой.
Псалом 148 — это не только похвала Творцу, но и благодарность за будущее словами благочестивого царя Давида. Как благодарят людей заранее, так и обращаются к Богу в полной уверенности в помощи Создателя.