щельяюрский храм в контакте
Храм св.мчч. Кирика и Иулитты, п.Щельяюр
Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком.
Показать полностью. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.
Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.
Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.
Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.
Храм св.мчч. Кирика и Иулитты, п.Щельяюр запись закреплена
Храм св.мчч. Кирика и Иулитты, п.Щельяюр запись закреплена
Жизнь Православия
Вы не представляете, как больно священнику служить Божественную литургию в пустом храме.
Потому что обессмысливается, выхолащивается литургическая суть этой величественной службы. Некоторые считают, что богослужение – это служение человека, адресованное Богу. Но это совершенно неправильное понимание. Ведь Христос открытым текстом сказал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
Показать полностью.
Центр литургии – это таинство Евхаристии, в котором Спаситель даёт нам, христианам, Свои Тело и Кровь.
И вот Господь призывает на Свою Царскую Трапезу, а мы, как в той притче о званных на брачный пир, отвечаем: у меня важная встреча, у меня неотложное дело, а у меня запланирован отдых в Турции или в Египте, мне важно в воскресенье проехаться в Архыз, Домбай или Приэльбрусье. И выносится Чаша в пустой храм, где никто не ожидает Причастия. Выйдет священник на амвон, окинет церковь сиротливым взглядом, да и зайдёт обратно в алтарь. Невольно печальные мысли наваливаются, ведь на дворе пандемия, казалось бы – всенародное бедствие должно к молитве сподвигать, но нет.
Святитель Иоанн Златоуст называет литургию великим, чудным даром, который дан человечеству, от чего в недоумении пребывают даже Ангелы, которые с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица, и в славословии прославляя великую тайну. Ведь эта служба прообразует Тайную вечерю, где каждый благоговейный причастник уподобляет наперснику Христа, и, вкушая Святых Таин, припадает к самому сердцу Спасителя.
Нам нужно стремиться в храм Божий на литургию точно так же, как навстречу к важному начальнику, от которого зависит вся наша дальнейшая судьба, потому что нет важнее Начальника, чем Бог. Нам необходимо спешить в церковь на службу, как к неотложному делу, не совершив которое мы непременно погибнем, потому что нет важнее дела – спасения в вечности. Нам необходимо поторопиться на богослужение в свой приход так же, как будто мы опаздываем на самолёт, который унесёт нас на чудесный отдых в сказочные места, потому что нет ничего важнее Святых Таин Христа, который обещал дать нам такой сказочный покой душам нашим, что нам и не снилось.
Ижемское благочиние
Воркутинская Епархия
Щельяюрский храм Кирика и Иулитты
Из исследовательской работы ученицы 11 класса Кабардиной Анастасии «Щельяюрский храм Кирика и Иулитты».
Научный рук. Ткачукова Оксана Николаевна, с. Щельяюр, 2010г.
Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.
Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулипа повторяла: «Я христианка и не принесу жертвы бесам»
Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.
Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.
Щельяюрский храм Кирика и Иулитты.
Нас все время пытаются убедить в том, что нравственные ценности в 21 веке изменились, что почитать родителей, любить Родину, служить Богу и людям, — безнадежно устарели. СМИ ежедневно нас убеждают в том, что в обществе современном три ценности: здоровье, неприкосновенность личности и частная собственность. Это конечно нужно человеку. А как же духовно-нравственные ориентиры?
В далёком 1755 на холмистой земле, у берегов великой Печоры появились первые жители будущего посёлка Щельяюр. Место было выбрано людьми довольно удачно, река полна рыбы, лес дичи и ягод. Вслед за первой семьёй Рочевых из деревни Гам, потянулись и другие семьи различных сёл, так поселение стало разрастаться люди жили, трудились, добывали себе пищу, помогали друг другу.
К 1892 году в селе насчитывалось уже около 70 дворов. Дальнейшее существование жители не могли представить без церкви, ведь люди всегда знали: кому церковь не мать, тому Бог не отец. Церковь из покон веков была и остаётся матерью верующих христиан, она сближает людей друг с другом и конечно с Богом, поэтому собравшись всем селом, всем миром жители решили построить церковь. Для начала требовалось разрешение синода на постройку церкви. И вот благословление возведение получено. Чтобы начать строительство летом, уже весной нужно было позаботиться о материале на постройку. Первым делом встал вопрос о фундаменте, такой, что б века простоял, был прочным и качественным. Под фундамент было решено уложить большие камни, что лежат у подножия уральских гор. Для того чтобы привезти эти камни щельяюрцы, кто сколько мог, выделили лошадей с повозками.
Камни погрузили и уже почти довезли до поселка, как вдруг возникли трудности. Весенний лёд с лёгкостью мог провалиться под тяжёлым грузом. Люди спустились к берегу и молили Бога о помощи. Как только повозка с будущим фундаментом достигла земли лёд рухнул. Это поистине было настоящим Чудом, о котором в наше время из всего посёлка знают и помнят очень мало людей.
Итак, фундамент есть, теперь необходим материал на постройку церкви. Семья Ануфриевых и Николай Фёдорович) имевшая большое стадо оленей. продала часть стада и купила на вырученные деньги лиственницу для строительства. Построить будущую церковь решили па холме, что находится посередине всех остальных, по своему положению он в самом сердце села, кроме этого высокий холм позволяет видеть церковь на многие километры.
Наша церковь построена в форме креста, что означает крест Христов основа Церкви и ковчег спасения для людей. Щельяюрский храм, в отличие от большинства православных храмов никогда не был окрашен в белый цвет, и это не случайно, он всегда был красного цвета. Темно- красный цвет в память мученического подвига святых мучеников Кирика и Иулитты, которые не отреклись от веры в Бога, за что и были убиты мученической смертью. Жители Щельяюра издавна почитали этих святых Кирика и Иулитту, потому и посвящена наша церковь именно им.
Первый иконостас для нашей церкви написали два человека, это супруги Вокуевы из села Усть-Уса. Первым священником в 1908 году стал о. Николай (Афанасьев Николай Алексеевич), казалось бы, церковь построена в 1900 году, а священник появился лить 1908, на самом деле 8 лет Щельяюрский храм окромлялся священнослужителями из Краснобора. В последующем, священниками в нашей церкви были: отец Василий (Тюрнин Василий Ильич – 1912 — 1914), так же отец Андрей (Михайлов Андрей Григорьевич – 1914).
На протяжении многих лет в нашем храме шли службы, люди принимали православие, крестили младенцев, венчались любящие люди, но вот пришла на Русскую землю вначале смута, а затем и произошла смена власти. Все 70 лет своего существования советская власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. По всей России стали закрываться храмы, священников сажали в тюрьмы, отправляли на каторгу. Священнослужители подвергались всевозможным ущемлениям семейно-бытового характера. Дети духовенства не могли получить образование выше начального, а за обучение должны были платить непомерно высокий налог. Священнослужители, как «нетрудовой элемент» наделялись жилплощадью в последнюю очередь, и жилищные условия духовенства были чрезвычайно плохи. Наш храм не миновала эта страшная участь, в 1930 году его закрыли в первый раз. Наш батюшка отец Андрей, похоронив жену ещё до этих страшных событий, заболел сам и проболев какое-то время, умер.
Жительница села, прихожанка церкви, простая женщина, не имеющая никакого образования Родионова Александра, (в народе её звали Сана-мать) не побоялась и поехала в Москву за разрешением на открытие Церкви. Встретившись с Калинином, смелая женщина получила разрешение и привезла его на родину.
На переднем плане Родионова Александра Ивановна и Ануфриев Пантелеимон Аврамович..
Спустя два месяца Ануфриев Леонтий Фёдорович, однажды купивший материал для строительства церкви скончался, его успели отпеть в церкви, а на следующий день церковь вновь закрыли.
Храм закрыт… Службы проводить запрещено, постепенно всё разграбили, нет больше ни куполов, ни звонницы, ни икон, Словом ничего, что хоть немного напоминало бы прежний храм
Православных священников все эти десятилетия не было не только в Щельяюре и Ижме, но и на много тысяч километров в округе.
С 60-х годов по 80-е годы здание церкви использовали как сельский клуб. Здесь вначале ставили киноленты, а затем, начиная с 30-х стали проводить молодежные дискотеки. Много лет нашу церковь использовали как обычное помещение, забыв о её духовном предназначении.
Более 70-ти лет храм не использовался по своему истинному назначению, но вот прошло это время и в 1997 г. на Щельяюрской земле появились иеромонахи о. Родион и о. Гермоген. С этого момента началось возрождение храма Кирика и Иулипы. Появились и прихожане, даже спустя столько времени вера сохранилась в людях. Теперь Щельяюрский храм немой и слепой – без колокольного звона, без крестов и икон предстояло реставрировать, хотя в основном пришлось начинать с нуля. Менялся как внешний вид храма так и внутреннее убранство. Для начала очистили церковь от грязи и хлама. Появились и первые иконы. Стали проводиться службы с 1997 года. В 1998 году поставили ограду вокруг храма, в 2005 установили деревянный крест на крышу, в 2007 появилась прочная ограда которую затем покрасили, а в 2008 году покрасили здание церкви. В 2008 году приобретены иконы в иконостас греческого письма (иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна — Крестителя, Михаила Архангела). О. Гермоген служил в храме до 2006 года, затем его перевели в Усинск. Целый год приход оставался без священника, несмотря на это, люди не забросили церковь, в ней по прежнему шли службы, так же продолжался и ремонт церкви. Последние 3 года в нашем храме проводит службы о. Сергий из Сосногорска. В 2009 году наш храм посетил Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский. Пусть наша церковь не так богата, зато она необычайно чиста и благодатна, это можно почувствовать сразу, как только войдёшь вовнутрь.
Сегодня храму Кирика и Иулитты 117 лет. Это самое старое здание в нашем посёлке. Многое пережил он на своём веку, но остался. Как это замечательно, потому как это не просто часть древней культуры, но память, которая доносит до нас нечто большее. Этот храм хранит дух времени, который помогает вам чувствовать себя сопричастными к истории нашего Отечества, нашего края. Пусть очень многое изменилось, но ведь точно также в далеком прошлом мой прапрадед стоял здесь, как сегодня я, и обращался к Богу. И эта сопричастность, хранимая православными храмами, формирует на протяжении всей истории систему нравственных ценностей русского человека.
1) Газета «Вера», ПЯТЫЙ выггуск,2007 год
2) Национальный архив республики Коми. Архивная справка
З) Газета «Новый север»26 июля 2ООЗгод, октябрь 2009
4) Православные Богослужения таинства и обычаи.
5) Книга, посвящённая 250-летию посёлка Щельяюр
6) Историко-демографический справочник (населённые пункты Р.К.)
Щельяюр. Церковь Кирика и Иулитты.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь во имя мучч. Кирика и Иулиты в д. Щельяюрской, построена по указу ДК №43 от 3/8 января 1890 г., освящена 10 января 1894 г. В 1907 г., с образованием Щельяюрского прихода, эта церковь стала приходской. Эта церковь была приписной к церкви во имя Воскресения Господня (деревня Красноборская).
История Воскресенского прихода (Современное местоположение: Ижемский р., Республика Коми):
Так как пахотная земля находилась за рекой, около 1802 г. некоторые жители перебрались на правый берег, где возникли деревни Красноборская и Вертепская. Поселенцы оставались прихожанами Ижемского прихода.
Но отдаленность церкви и неудобное сообщение с центром прихода побудили крестьян Красноборской и других деревень, вошедших потом в Дибожский и Няшебожский приходы, обратиться с просьбой к преосв. Аарону, посетившему в 1830 г. Ижемский край, о разрешении построить в Красноборской деревне деревянную церковь во имя Воскресения Христова с домами для священно-церковнослужителей и отделиться в самостоятельный приход. Крестьяне согласились выделить из своих дач необходимое количество земли и, кроме того, пожертвовали 2000 руб. капитала, которые в 1831 г. были отосланы духовной консисторией в Санкт-Петербургский опекунский совет. Преосвященный Аарон тогда же назначил место для строительства храма и 18 марта 1830 г., по совершении молебна, водрузил на этом месте крест. Но грунт здесь оказался слабым. Поэтому преосвящ. Георгий, испросивший в 1831 г. разрешение Св. Синода открыть приход и посетивший в марте 1832 г. Красноборскую деревню, избрал новое место для постройки храма.
Церковь строилась в 1832-1833 г.г. Иконостас и иконы изготовил крестьянин Яренского уезда Елисей Яковлевич Попов по подряду за 3000 руб. Церковь во имя Воскресения Христова освящена 10 марта 1834 г. преосв. Георгием в сослужении двух архимандритов, местного благочинного и первого приходского священника Сергия Иоилева.
Поскольку берег, на котором стояла церковь, ежегодно подмывался, то, по просьбе прихожан от 31 января 1875 г. и по указу ДК №4805 от 1 июля 1875 г., была построена новая церковь во имя Воскресения Господня, освящена 2 июля 1878 г. благочинным Алексием Зуевым. Из старой церкви в 1880 г. была построена трехъярусная колокольня. Крестьяне Дибожской деревни Матфей и Иоанн Коневы пожертвовали 24 марта 1834 г. колокол весом 51 пуд 30 фунтов. Церковный староста (крестьянин Красноборской деревни) купил на собранные им деньги другой колокол в 30 пудов 23 фунта.
Отдам,Продам,Объявления Щельяюр.
Если ваше объявление не вышло, смотрим на его соответствие правилам размещения, либо на лимит размещений(возможно превышен) и только потом пишем претензию администратору).
Спасибо за понимание, с уважением администратор.
Показать полностью.
Так же возможно закрепить на определённый срок вашу запись.Возможна оплата на определенный срок.
Отдам,Продам,Объявления Щельяюр. запись закреплена
Отдам,Продам,Объявления Щельяюр. запись закреплена
Администрация МР «Ижемский»
Юные волейболистки из Щельяюра вышли в призеры на республиканском первенстве
С 12 по 14 ноября в Ухте проходило Первенство Республики Коми по волейболу среди девушек 2009-2010 г.р. В соревнованиях принимали участие команды Ижемского, Усть-Вымского, Усть-Куломского районов, городов Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Усинск.
По итогам первенства призовые места распределились следующим образом:
Показать полностью.
Ижемский район представляла команда юных волейболисток Межпоселенческого спортивного комплекса поселка Щельяюр.
По словам Олега Рочева, в победе команды немаловажную роль сыграла поддержка родителей, многие из которых сопровождали детей на соревнования и активно поддерживали ребят с трибуны.
В декабре победительниц ждет поездка на Первенство Росиии СЗФО в г. Череповец, где они будут бороться за победу уже на Межрегиональных соревнованиях среди девушек 2009-2010 г.р.
Щельяюрский храм в контакте
Цель Литургии с пояснением — раскрыть полноту и глубокий смысл богослужения для людей начинающих, еще мало знакомых с его значением. Из многих объяснений, сделанных отцами и учителями Церкви, выбраны те, которые доступны для всех своей простотой. Пояснения вводят слушателя в порядок богослужения.
Запись Литургии Иоанна Златоуста была осуществлена служителями храма Вознесения Христова, г. Белово. Регент: Наталья Петровна Гутович. Настоятель: протоиерей Петр Гутович. Текст читает иерей Евгений Попов. К 15-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Запись посвящена 15-летнему юбилею образования Кемеровской и Новокузнецкой епархии.
1 Благослови, Владыко (3:32)
2 Благослови, душе моя, Господа (1:31)
3 Хвали душе моя Господа (2:28)
4 Единородный Сыне (1:45)
5 Блаженны нищие духом (2:50)
6 Приидите, поклонимся (0:44)
7 Егда снизшел еси к смерти (1:11)
8 Господу помолимся (2:05)
9 Прокимен (1:17)
10 Услышит тя Господь в день печали (0:59)
11 Чтение Евангелия (1:20)
12 Рцем вси от всея души (3:26)
13 Помолитеся оглашеннии Господеви (3:45)
14 Иже херувимы (6:04)
15 Исполним молитву нашу Господеви (13:03)
16 Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу (7:49)
17 Со страхом Божиим и верою приступите (1:46)
18 Тело Христово приимите (7:32)
1 Пролог. Проскомидия (18:01)
2 Мирная ектения (8:29)
3 102 и 104 псалмы. Единородный Сыне (5:37)
4 Вход с Евангелием (6:39)
5 Трисвятое. Прокимен (2:44)
6 Апостол. Евангелие (4:03)
7 Чтение Евангелия. Сугубая ектения (5:56)
8 Ектения об оглашенных. Литургия верных (4:44)
9 Великий Вход (7:36)
10 Исполним. Символ Веры. Милость мира (12:35)
11 Евхаристический канон (5:53)
12 Возношение. Ектения Все Святые (12:28)
13 Отче наш (5:37)
14 Святая Святым (5:16)
15 Святое Причащение (5:41)
16 Заамвонная молитва. Благодарственные молитвы (11:59)
17 Эпилог (2:47)
ПСАЛОМ 90: ПОЧЕМУ ОН ЧИТАЕТСЯ ВО ВСЯКОЙ ОПАСНОСТИ?
Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.Так, к примеру, Показать полностью. представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»
Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.
Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.
НАДПИСАНИЕ И АВТОРСТВО ПИСЬМА
Этот псалом был написан пророком Давидом. В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида». Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.
Здесь или пророк Давид выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (Пс. 90:1-2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (Пс. 90:3-8, Пс. 90:13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (Пс. 90:2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (Пс. 90:16).
Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.
Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.
Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство). Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.
Проанализируем псалом с Божьей помощью.
Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».
Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного») в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».
То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.
Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи») и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна»). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя»), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися»). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».
Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».
Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».
«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.
«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).
«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.
«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.
Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия»), от всякой опасности и случайности, («от сряща»), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».
Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».
Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».
Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое»)», и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси») прибежищем твоим», говорит псалмопевец.
Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».
Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».
«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.
Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему»)».
Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.
Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».
Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».
Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.
Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным: «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».
В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.
Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».
Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова»), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое»), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его»). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби»), избавлю его («изму его») от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его») и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».
«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.
Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение. А наше спасение, по толкованию св. Афанасия Великого, — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.
Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.
Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах